Научная статья на тему 'Практика организации учета в некоммерческих организациях на основе МСФО'

Практика организации учета в некоммерческих организациях на основе МСФО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
218
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практика организации учета в некоммерческих организациях на основе МСФО»

На пути к международным стандартам

ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА В НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НА ОСНОВЕ МСФО

Л.А. ЧАЛДАЕВА, доктор экономических наук, профессор Финансовой академии при Правительстве РФ

Современная практика организации учета и финансовой отчетности характеризуется все большим соответствием международным стандартам. Это касается не только организаций рыночного сектора экономики, но и некоммерческих организаций.

В российском и зарубежном законодательстве термин «некоммерческие организации» относится к организациям, которые в своей деятельности не преследуют целей получения прибыли. В частности, российский Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (в ред. от 23.12.2003) устанавливает следующую формулировку данному термину: «Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками».

Кроме этого, некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Форма существования некоммерческих организаций — самая разнообразная. Например, они могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих пар-тнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Следовательно, спортивные клубы, клубы организации досуга, детские дошкольные кружки, молодежные движения и объединения подпадают под опреде-

ление «некоммерческие организации» до тех пор пока они остаются организациями, которые, располагая собственными средствами, используют их исключительно для поддержания своей деятельности.

За использование собственных средств некоммерческой организации необходимо отчитываться как перед государством, так и перед членами организации. С этой целью в организации формируется система учета и отчетности. Лицо, контролирующее счета клуба, называется казначеем, который ответственен за сборы и платежи наличными средствами и чеками, а также за ведение соответствующих учетных счетов, периодическое подведение итогов в течение года и в конце него. Эти счета должны быть проверены аудиторами и составляют часть отчета, который по окончании отчетного года будет представлен на рассмотрение и утверждение членам клуба на ежегодном общем собрании. Члены клуба, подобно акционерам компании, имеют право ставить вопросы и критиковать финансовый отчет, представленный на рассмотрение казначеем.

Счета некоммерческих организаций оформляются по принципу двойных бухгалтерских записей. В организациях с небольшой численностью участников казначеи ведут ограниченное количество финансовых документов. Однако в более крупных организациях ведутся аналитические кассовые книги, количество и названия колонок в которых формулируются в соответствии с характером каждой отдельной некоммерческой организации. Аналитическая кассовая книга облегчает казначею составление финансового отчета для ежегодного общего собрания членов некоммерческой организации. Этот отчет предусматривает учет всех доходов и расходов, данные которых затем используются для составления счета поступлений и платежей.

Счет поступлений и платежей является самым достоверным документом, с помощью которого казначей может отчитаться за средства некоммерческой организации. Счет представляет собой суммиро-

ванный вариант аналитической кассовой книги. Он включает начальное и заключительное сальдо денежных средств вместе с итоговыми суммами аналитических колонок по дебетовой и кредитовой сторонам счета.

Приведем пример составления счета поступлений и платежей.

Пример 1. Сельская детская спортивная школа «Смена» на начало 2005 г. имела остаток на счете 74,90 руб. В течение года с целью обновления были произведены закупки спортивного оборудования на сумму 175,00 руб.; организованы соревнования, на проведение которых было израсходовано 30,20 руб., налажена работа буфета, что потребовало 127,50 руб., на пригласительные билеты и объявления в районной газете было израсходовано 29,80 руб.

За отчетный период в кассу спортивной школы от учащихся школы поступили: членские взносы на сумму 597,50 руб.; от продажи билетов на спортивные соревнования - 110,00 руб.; доход от работы буфета - 172,06 руб., прочие поступления - 77,60 руб.

Необходимо составить счет поступлений и платежей спортивной школы за отчетный год, закончившийся 31 декабря 2004 г. (табл. 1).

Данные счета поступлений и платежей свидетельствуют, о том, что сельская детская спортивная школа «Смена» функционирует довольно успешно. Основанием для такого заключения является простое сопоставление сведений колонок поступлений и платежей. Расходы на организацию соревнований составили 30,20 руб., а поступления в кассу школы от соревнований оказались более чем в три раза больше, гораздо меньший результат получен от работы буфета.

Однако счет поступлений и платежей не лишен недостатков. Например, в нем отсутствуют:

• записи об основных средствах школы на начало года, за исключением кассовой или банковской наличности. Это должно быть отмечено в докладе на ежегодном общем собрании членов организации;

• записи об основных средствах клуба на конец года. Если существуют какие-либо основные средства, то их следует отразить в балансовом отчете;

Счет поступлен*

• упоминание о не выполненных обязательствах на конец года;

• записи об остатках средств на конец года, поэтому члены клуба не могут оценить итогов деятельности школы за год.

Таким образом, можно ли утверждать, что счет поступлений и платежей отражает истинное, справедливое финансовое состояние детской спортивной школы? Очевидно, нет. Ситуация становится достоверной в том случае, когда казначей может предоставить итоговые счета, которые включают счет доходов и расходов и балансовый отчет. К тому же, допустим, если некоммерческая организация содержит бар для продажи спиртных напитков, то в этом случае необходимо составить торговый счет бара, а полученную прибыль перенести в кредит счета доходов и расходов организации. Данное положение также распространяется и на любую другую деятельность, в результате которой необходимо выявить и отразить в отчетности прибыль или убыток от этой деятельности. Вот почему в каждом подобном случае следует представлять торговый счет.

В практике организации учета в некоммерческих организациях существуют правила формирования фонда накопленных средств.

Законодательно установлено, что основная цель некоммерческих организаций состоит не в том, чтобы получить прибыль. Поэтому было бы неправильно называть отчет о прибылях счетом прибылей и убытков. Представляется, что его следует называть счетом доходов и расходов. Очевидно и фонды, накопленные организацией в течение ряда лет, капиталом некоммерческой организации тоже считать нельзя. На наш взгляд, лучше назвать их фондами накопленных средств (накопленными фондами).

Накопленные фонды, таким образом, являются эквивалентом капитала предприятия, определение величины накопленного фонда в начале года подобно определению начального капитала при выполнении начальной записи в Журнале учета хозяйственных операций. Однако прежде чем совершить журнальную запись, необходимо определить сумму накопленного фонда по формуле:

Таблица 1

и платежей, руб.

Поступления Платежи

Январь 1 Сальдо п/п 74,90 Декабрь 31 Покупка оборудования 175,00

Расходы на соревнования 30,20

Декабрь 31 Вступительные взносы 597,50 Расходы на организацию буфета 127,50

Поступления от соревнований 110,00 Прочие расходы 29,80

Поступления от буфета 172,06

Прочие 77.60 Сальдо к/п 669.56

Итого 1 032.06 1 032.06

Фонд накопленных средств = общая сумма активов организации — внешние обязательства

_некоммерческой организации._

Расчет фонда накопленных средств можно представить в виде табл.2.

Таблица 2

Фонд накопленных средств некоммерческой

организации по состоянию на 31 декабря 2004 г.

Активы организации

Здание некоммерческой организации X

Оборудование X

Мебель X

Банк X

Запасы для бара X

Неоплаченные взносы X

Авансированные коммунальные платежи X

Минус: Обязательства

Кредиторы по поставкам для бара X

Взносы, оплаченные авансом X

Освещение и отопление X

Фонд накопленных средств X

Фонд накопленных средств некоммерческой организации занимает то же положение в балансовом отчете, что и капитал у единоличного владельца или предприятия. Как и в случае со счетом капитала, данный фонд увеличивается или уменьшается на сумму излишков (недостатка) средств, получаемых от деятельности организации в течение года. Однако в практике организации учета в некоммерческих организациях не разрешаются никакие изъятия из фонда, как это имеет место на предприятиях рыночного сектора экономики.

Перечислим основные правила формирования фонда накопленных средств некоммерческой организации.

1. Фонд накопленных средств - аналог понятию «капитал предприятия».

2. Расчет величины фонда в начале года подобен определению начального капитала при выполнении записи в Журнале текущих хозяйственных операций предприятия.

3. Величину фонда необходимо определять по вышеприведенной формуле.

4. В некоммерческой организации не разрешаются никакие изъятия из фонда, как это имеет место на коммерческом предприятии.

При составлении счета поступлений и платежей, когда необходимо выявить и отразить в отчетности доход или убыток от деятельности некоммерческой организации, необходимо представлять торговый счет по операциям организации, приносящим прибыль. Это делается точно таким же способом, как и в торговом счете коммерческого предприятия.

Торговый счет включает все статьи, имеющие отношение к закупке и продаже товаров. Кроме того, в его составе отражаются запасы товаров на складе

на начало и конец отчетного периода, а также результат от торговой деятельности. Иногда в торговый счет включается какой-либо вид затрат, например заработная плата рабочих или складские расходы. Основанием для таких действий может быть то, что данные расходы относятся к закупке, хранению или продаже товаров. Общая практика учета в таких случаях исходит из того, что не следует включать в торговый счет какие-либо дополнительные расходы, если на то нет специального решения, хотя такой подход не обязательно является общепринятым в мировой практике.

Выполнив соответствующие бухгалтерские записи, можно определить финансовый результат от производственных операций — валовую прибыль, которая представляет собой разницу между доходами от реализации продукции и расходами, связанными с этой реализацией.

Отметим обстоятельства, которые требуют составления торгового счета для некоммерческих организаций. В их состав включают:

• торговлю легкими закусками, напитками (при наличии лицензии);

• проведение танцевальных, развлекательных или общественных вечеров;

• организацию концертов общества музыки, поэзии;

• демонстрацию моделей одежды.

Счет доходов и расходов - основной итоговый счет некоммерческой организации. Одновременно он является эквивалентом счета прибылей и убытков коммерческого предприятия. Сумму сальдо на счете можно называть положительным сальдо или дефицитом, чем прибылью или убытком. Существуют два основных различия между счетом поступлений и платежей и счетом доходов и расходов.

Во-первых, статьи поступлений и затрат коммерческой организации включены в состав счета поступлений и платежей, но не в счет доходов и расходов. Любые статьи поступлений и платежей отражаются в балансовом отчете организации, как и в случае с коммерческим предприятием, единоличным владельцем, товариществом или компанией.

Во-вторых, корректировки счета доходов и расходов производятся таким образом, чтобы все доходы, расходы и платежи, относящиеся к финансовому периоду, были включены при определении положительного или отрицательного сальдо.

При составлении счета доходов и расходов некоммерческой организации важно осуществить корректировку общей суммы полученных членских взносов. Необходимость в этой операции основана на том, что если члены некоммерческой организации, не уплатившие вовремя членских взносов, использовали оборудование организации в течение года, то взносы

Таблица 3

Счет доходов и расходов по состоянию на 31 декабря 2004 г. детской спортивной школы «Смена», руб.

Расходы на соревнования 30,20 Взносы 597,50

Прочие расходы 29,80 Минус: Взносы, оплаченные авансом 12.50

Положительное сальдо 757,16 585,00

Доход от продажи легких завтраков 44,56

Прочие поступления 77,60

Доходы от соревнований 110,00

Итого 817,16 817,16

должны быть уплачены и, более того, они могут быть юридически востребованы. Если на определенную дату в будущем членские взносы не могут быть собраны, их необходимо списать обычным способом как безнадежную задолженность.

Приведем образец составления счета доходов и расходов (табл. 3), аналога счету поступлений и платежей, о котором шла речь в примере 1.

Пример 2. Продолжая условие примера 1, предположим, что запасы легких закусок остаются постоянными, следовательно, доход от торговли ими составляет 44,56 руб. (172,06 руб. - 127,50 руб.).

Отметим, что в данном примере расходы на закупку оборудования были исключены из счета доходов и расходов, поскольку они классифицируются как капитальные затраты. Расходы по организации соревнований также могли быть не учтены в сумме доходов по кредитовой стороне счета, чтобы показать в учете доход от соревнований. В альтернативном варианте, можно было бы отдельно составить торговый счет соревнований, а также поступить аналогично тому, как это было сделано при составлении счета поступлений и платежей спортивной школы «Смена» в примере 1. В этом случае сведения о функционировании буфета были включены в счет поступлений и платежей.

Одновременно отметим, что счет доходов и расходов может быть представлен в вертикальном расположении, подобно торговому счету, счету прибыли и убытков в вертикальном формате.

При вертикальном расположении счетов торговый счет и счет доходов и расходов фактически объединены вместе в одной таблице. Принципиальная схема построения счета доходов и расходов выглядит следующим образом (табл. 4).

Этапы составления счета доходов и расходов:

• начальный этап - подбор исходных данных;

• учет товарно-материальных запасов;

• расчет общей суммы доходов и расходов;

• составление счета доходов и расходов;

• корректировка счета с учетом начисленных расходов, доходов и авансированных платежей.

Организация итоговой отчетности некоммерческих организаций имеет свои особенности.

Данные для составления балансового отчета некоммерческих организаций поступают из трех источников:

Таблица 4

Торговый счет, счет доходов и расходов (за отчетный год, заканчивающийся 31 декабря 2004 г.) некоммерческого партнерства "Афинкред"

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наименование операций Сумма, руб.

I 11 III IV

Продажи/Реализация X

Минус: Начальные запасы X X

Закупки X

Транспортировка закупленных товаров X

Минус: Возврат закупленных товаров X X

Чистый объем закупленных товаров X

Всего наличных запасов X

Минус: Запасы на конец отчетного периода X

Стоимость проданных товаров X

Зарплата X

Складские расходы X X

Прямые затраты X

Общая сумма дохода X

Арендная плата к получению X

Плюс: Начисленные расходы X X

Комиссионные к получению X

Минус: Авансированные платежи X

Всего доходов X

Минус: Расходы X

Коммунальные платежи X

Минус: Авансированные платежи X X

Арендные платежи X

Плюс: Начисленные расходы X X

Зарплата X

Расходы автотранспортных средств X

Телефон X

Канцелярские расходы X

Минус: Запасы (канцелярские) на конец отчетного периода X X

Амортизация X

Безнадежная задолженность X

Всего расходов X

Чистый доход X

Таблица 5

Балансовый отчет (горизонтального расположения) по состоянию на 31 декабря 2004 г. некоммерческого партнерства «Омега»

Основные средства Фонд накопленных средств

Здание некоммерческого партнерства X На начало отчетного периода X

Оборудование Плюс: Новое оборудование X X Плюс/Минус: Положительное сальдо/дефицит X

X X

Минус: Амортизация X X Текущие обязательства

X

Мебель X Кредиторская задолженность по закупкам для бара X

Минус: Амортизация X Авансовые платежи по взносам X

X Не оплаченные расходы за освещение и отопление X

X

Оборотные средства X X

Запасы для бара

Не оплаченные взносы X

Авансированные коммунальные платежи X

Банк X X

X X

• начальный расчет фонда накопленных средств;

• капитальные затраты и поступления, отражаемые на счете поступления, и платежи;

• положительное сальдо или дефицит, отражаемые на счете доходы и расходы. Балансовый отчет может быть представлен в горизонтальном или вертикальном расположении. Приведем пример горизонтального (табл. 5) и вертикального (табл. 6) расположения балансового отчета.

Амортизация, изъятая из балансового отчета, должна быть отнесена на счет доходов и расходов, уменьшая, таким образом, положительное сальдо, точно так же, как амортизация, учтенная на счете доходов и убытков единоличного владельца.

Таким образом, организация учета в некоммерческих организациях, несмотря на существенные отличия от учета в коммерческих организациях, строится на тех же принципах, положениях и способах выполнения бухгалтерских операций, которые рекомендованы МСФО.

Основным и существенным отличием является то, что некоммерческие организации формируются и функционируют не с целью получения прибыли. Однако получение дохода, являющегося средством существования организации, находит свое отражение в соответствующих бухгалтерских документах, последовательно формируясь на счете поступлений и платежей, фонде накопленных средств, торговом счете организации, счете доходов и расходов, итоговой отчетности некоммерческих организаций.

Приведем ряд примеров составления учетных документов в некоммерческих организациях на условиях МСФО.

Таблица 6

Балансовый отчет (вертикального расположения) по состоянию на 31 декабря 2004 г. некоммерческого партнерства «Омега»

Фонд накопленных средств

На начало отчетного периода X

Плюс/Минус: Положительное сальдо/дефицит X

X

Представлено: Основные средства Здание некоммерческой организации X

Оборудование X

Плюс: Новое оборудование X

X

Минус: Амортизация X

X

Мебель X

Минус: Амортизация X

X

X

Оборотные средства Запасы для бара X

Взносы к получению X

Авансированные коммунальные платежи X

Банк X

X

Минус: Текущие обязательства Кредиторы по закупкам для бара X

Авансированные взносы X

Задолженность за освещение и отопление X

X

X

X

ПримерЗ. Подготовьте счет доходов и расходов, а также балансовый отчет местного теннисного клуба «Теннис-класс», используя следующую информацию (табл. 7).

Таблица 7

Исходные данные для подготовки счета доходов и расходов и балансового отчета

Наименование счетов клуба руб.

Взносы 6 300

Зарплата работника по уходу за площадкой 3 100

Машина для разметки площадок 4 000

Закупка теннисных мячей 300

Прибыль от работы бара 7 300

Накопленный фонд (на начало года) 6 800

Сальдо банка 3 000

Машины и оборудование 10 000

Амортизация машин и оборудования 10%

Решение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Счет доходов и расходов некоммерческой организации может быть составлен как в горизонтальном, так и в вертикальном расположении. В горизонтальном расположении он имеет следующий вид (табл. 8).

Таблица 8

Счет доходов и расходов (горизонтального расположения) за отчетный год, заканчивающийся 31 декабря 2004 г.,

теннисного клуба «Теннис-класс», руб.

Поступления теннисного клуба Расходы теннисного клуба

Зарплата работника по уходу за площадкой 3 100 Взносы 6 300

Закупка теннисных мячей 300 Доход от бара 7 300

Амортизация машин и оборудования 1400

Положительное сальдо 8 800

13 600 13 600

В вертикальном расположении счет доходов и расходов подобен торговому счету, счету прибыли и убытков коммерческих предприятий. При таком расположении счета торговый счет, счет прибыли и убытков фактически объединены вместе в одной таблице. Счет доходов и расходов теннисного клуба «Теннис-класс» в вертикальном расположении выглядит следующим образом (табл. 9).

Для составления балансового отчета некоммерческих организаций необходимо иметь такие исходные данные, как:

Таблица 9

Счет доходов и расходов за отчетный год, заканчивающийся 31 декабря 2004 г., руб.

Взносы членов клуба 6 300

Доход от бара 7 300

Всего доходов 13 600

Минус: Расходы

Зарплата работника по уходу за площадкой 3 100

Закупка теннисных мячей 300

Амортизация машин и оборудования 1 400

Всего расходов 4 800

Положительное сальдо 8 800

• величина фонда накопленных средств;

• капитальные затраты и поступления, отражаемые на счете поступления и платежи;

• положительное сальдо или дефицит, отражаемые на счете доходы и расходы. Балансовый отчет может быть представлен в

горизонтальном и вертикальном расположении. В данном примере балансовый отчет теннисного клуба «Теннис-класс» представлен в вертикальном расположении (табл. 10).

Таблица 10

Балансовый отчет за отчетный год, заканчивающийся 31 декабря 2004 г, руб.

Фонд накопленных средств

На начало отчетного периода 6 800

Плюс: Положительное сальдо 8 800

15 600

Представлено:

1. Основные средства

Машины и оборудование 10 000

Плюс: Новая машина для разметки пло-шалок 4 000

14 000

Минус: Амортизация 1 400

12 600

2. Оборотные средства

Банк 3 000

15 600

Пример 4. Счет поступлений и платежей является суммированным выражением банковских операций Общественного клуба «Флинт-парус» за отчетный год, заканчивающийся 31 декабря 2004 г. (табл. 11).

Таблица 11

Счет поступлений и платежей, руб.

Сальдо банка (на 1 января) 900 Уход за помещением 500

Взносы 3 250 Отопление, освещение и электричество 1 400

Поступления от вещевых лотерей 540 Закупки для бара 5 475

Наемное жилье клуба 400 Призы вещевых лотерей 350

Выручка бара 10 875 Зарплата персонала бара 1 600

Посуда и прочие расходы бара 150

Почтовые и канцелярские расходы 225

Закупка оборудования и оснастки и приспособлений 1 050

Сальдо банка (на 31 декабря 2004 г.) 5215

15 965 15 965

Примечания:

1. Полученные взносы включают 100 руб. за прошлый год и 150 руб. за будущий год.

2. Следующий список представляет активы и пассивы клуба на 1 января 2005 г. (табл. 12).

Таблица 12

Активы и пассивы общественного клуба «Флинт-парус», руб.

Таблица 14

Счет прибыли от вещевой лотереи, руб.

Помещения клуба 20 000

Сальдо банка 900

Запасы для бара Оборудование и приспособления 1 875 7 450

Взносы, подлежащие оплате 100

Взносы, оплаченные авансом 90

Кредиторы по закупкам для бара 270

Кредиторы по закупкам для бара 250

Поступления от вещевой лотереи 540

Приобретение призов для вещевой лотереи 350

3. В конце года клуб задолжал оплату за электричество в сумме 310 руб., 50 руб. за канцелярские расходы и 675 руб. по закупкам для бара.

4. За амортизацию помещений клуб начисляет 1 000 руб. в год, а оборудование и приспособления для них амортизируются по 20 %, исходя из стоимости на 31 декабря 2004 г.

5. Запасы для бара оцениваются на 31 декабря 2004 г. в 1 425 руб.

Требуется по состоянию на 31 декабря 2004 г.: подготовить торговый счет бара; определить доход или расход от вещевой лотереи; определить накопленный фонд; подготовить счет доходов и расходов; подготовить балансовый отчет.

Решение. Указанные задания выполним в виде табл. 13 — 17, соответственно.

Торговый счет бара, руб.

Начальные запасы 1 875 Выручка бара 10 875

Закупки 5 475

Минус: Кредиторская задолженность на начало 270

5 205

Плюс: Кредиторская задолженность на конец 675

5 880

7 755

Минус: Запасы на конец отчетного периода 1 425

Стоимость проданных товаров 6 330

Зарплата персонала бара 1 600

Посуда и прочие расходы бара 150

1 750

Затраты на реализованную продукцию 8 080

Доход бара 2 795

10 875 10 875

Поступления от вещевых лотерей 540

Минус: Расходы на призы вещевых лотерей 350

Доход от вещевых лотерей 190

Таблица 15 Фонд накопленных средств, руб.

Активы

Помещения 20 000

Банк 900

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Запасы для бара 1 875

Оборудование и приспособления для помещения 2 450

Взносы, подлежащие оплате 100

25 325

Минус: Пассивы

Взносы, оплаченные авансом 90

Кредиторы по закупкам для бара 270

Неоплаченные расходы за электричество 250

610

Фонд накопленных средств на 1 января 2005 г. 24715

Таблица 16

Счет доходов и расходов, руб.

Таблица 13

Содержание помещений 500 Взносы 3 250

Отопление, освещение и электричество 1 400 Минус: Начисления (начало) 100

Минус: Начисления (начало) 250

3 150

1 150 Плюс: Авансовые платежи (начало) 90

Плюс: Начисления (конец) 310

1 460

Канцелярские и почтовые расходы 3 240

225 Минус: Авансовые платежи (конец) 150

Плюс: Начисления 50

275

3 090

Амортизация помещений 1 000 Доход от вещевых лотерей 190

Амортизация оборудования и приспособлений Сдача в аренду помещений клуба 400

700 Доход бара 2 795

Сальдо положительное 2 540

6 475 6 475

Балансовый отчет общественного клуба «Флинт-парус» составлен в горизонтальном расположении.

Таблица 17

Балансовый отчет, руб.

Фонд накопленных средств Основные средства

На начало года 24715 Помещения 20 000

Плюс: Положительное сальдо 2 540 Минус: Амортизация 1 000

27 255 19 000

Оборудование и приспособления 2 450

Плюс: Новое оборудование и приспособления 1 050

3 500

Минус: Амортизация 700

2 800

21 800

Текущие обязательства Оборотные средства

Кредиторская задолженность по закупкам для бара 675 Запасы для бара 1 425

Неоплаченные расходы за электричество 310 Банк 5215

Неоплаченные канцелярские расходы 50 6 640

Взносы, оплаченные • авансом 150

1 185

28 440 28 440

Пример 5. Второй год деятельность футбольного клуба «Футбол Спорт Клуб» характеризуется следующими данными, основываясь на которых необходимо составить отчет и сделать вывод о возможности повышения ставки взносов на предстоящий футбольный сезон.

руб.

1. Взносы, полученные в течение второго года:

за первый год 700 за второй год 8 300 за третий год 200

2. Взносы, не оплаченные 1 января второго

года 850

31 декабря второго года 370

3. Выручка бара за второй год 8 400

4. Запасы для бара на 1 января второго

года 800

5. Запасы для бара на 31 декабря второго

года 200

6. Закупки для бара 1 500

7. Общие расходы клуба 7 700

8. Выплаченная зарплата работника

по уходу за футбольным полем 3 500 (170 руб. оставшаяся задолженность на конец второго года)

9. Полученное наследство по завещанию 1 700

10.Реализованные инвестиции 2 000

11. Приобретена новая газонокосилка 1 200

12. Амортизация оборудования за год 300

Решение. Задание данного примера сводится к необходимости составить отчет и сделать вывод о возможности повышения ставки взносов на предстоящий сезон футбольного клуба «Футбол Спорт Клуб».Определим вначале торговый счет бара (табл. 18) и счет доходов и расходов (табл. 19) за второй год функционирования.

Таблица 18

Торговый счет бара, руб.

Выручка бара 8 400

Минус: Начальные запасы 800

Закупки 1 500

2 300

Минус: Запасы на конец отчетного периода 200

2 100

Доход бара 6 300

Таблица 19

Счет доходов и расходов, руб.

Зарплата работника по уходу за площадкой 3 500 Взносы членов клуба 8 300

Плюс: Начисления 170 Плюс: Просроченная задолженность 370

3 670 8 670

Амортизация 300 Доход бара 6 300

Общие расходы клуба 7 700

Доход клуба 3 300

14 970 14 970

Полученное наследство по завещанию и реализованные инвестиции, в сумме составившие 3 700 руб., а также расходы по приобретению новой газонокосилки в сумме 1 200 руб. в ответе на задание рассматриваются как капитальные доходы и расходы клуба.

Поскольку клуб «Футбол Спорт Клуб» в отчете о доходах и расходах показал положительное сальдо за второй год работы в сумме 3 300 руб., то в увеличении

ставки взноса членами клуба нет необходимости, если не ожидается значительного роста расходов в третьем году.

Пример 6. Спортивный клуб «Спорт Клуб» имеет секцию сквоша и футбольную секцию. Нижеследующие данные отражают активы и пассивы клуба (в рублях) по состоянию на 1 апреля 2003 г. (на начало финансового года): Активы клуба

• здание клуба 25 ООО

• корты для сквоша 15 ООО

• мебель и оборудование 3 500

• запасы для бара 4 300

• сальдо банка 1 230 Пассивы (обязательства)

• кредиторская задолженность

по закупкам для бара 2 470

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• кредиторская задолженность

по прочим расходам 325

Накопленный фонд клуба - 46 235

Все денежные средства зачислялись на счет в банке, а все платежи производились чеками. Счет поступлений и платежей клуба представлен в табл. 20. Счет поступлений и платежей, руб.

Таблица 20

Поступления от хозяйственной деятельности Расходы на хозяйственную деятельность

Сальдо п/п 1 230 Новый корт для сквоша 5 000

Взносы: Ремонт кортов для сквоша 1 070

Сквош 7 350 Призы соревнований по сквошу 150

Футбол 1 100 Набор для игры в футбол 500

Выручка бара 45 390 Аренда футбольной площадки 250

Входные билеты на соревнования по сквошу 230 Коммунальные платежи за здание клуба 870

Выручка от футбольных матчей 115 Платежи за закупки для бара 32 675

Билеты на корты сквоша 3 565 Зарплата стюарда в баре 4 850

Прочие расходы 7 600

Сальдо к/п 6015

58 980 58 980

Примечания: 1. В конце финансового года, 31 марта 2004 г., кредиторская задолженность по закупкам для бара и прочая кредиторская задолженность соответственно составили 3 450 и 540 руб.

2. Запасы для бара на конец отчетного периода - 2 560 руб. Амортизация кортов для сквоша - 2 000 руб. в год.

3. Оборудование и приспособления амортизировались по ставке 10 % на остаточную стоимость в конце года. В отношении учета расходов на приобретение набора для игры в футбол казначей клуба рассматривает как текущие расходы.

Требуется подготовить по состоянию на 31 марта 2004 г.: торговый счет бара; определить доход/расход секции сквоша и футбольной секции; счет доходов и расходов; балансовый отчет.

Решение. Указанные задания выполним в виде табл. 21 —25, соответственно.

Таблица 21

Торговый счет бара, руб.

Выручка бара 45 390

Начальные запасы 4 300

Закупки 32 675

Минус: Кредиторская задолженность на начало года 2 470

30 205

Плюс: Кредиторская задолженность на конец года 3 450

33 655

37 955

Минус: Запасы на конец отчетного периода 2 560

Стоимость проданных товаров 35 395

Зарплата стюарда бара 4 850

Затраты на реализацию товара 40 245

Доход бара 5 145

45 390 45 390

Таблица 22

Счет прибылей и убытков футбольной секции, руб.

Взносы 1 100

Выручка от матчей 115

Минус: Расходы 1 215

Набор для игры в футбол 500

Аренда футбольной площадки 250

750

Доход футбольной секции 465

Таблица 23

Счет доходов и расходов секции сквоша, руб.

Взносы 7 350

Входные билеты на соревнования 230

Входные билеты на корты для сквоша 3 565

11 145

Минус: Расходы

Ремонт кортов для сквоша 1 070

Призы соревнований по сквошу 150

Амортизация 2 000

3 220

Доход секции сквоша 7 925

Таблица 24

Счет доходов и расходов, руб.

Доход клуба 5 145 Расходы клуба 7 600

Доход от футбольной секции 465 Минус: Начисления на начало года 325

Доход от секции сквоша 7 925

7 275

Плюс: Начисления на конец года 540

7815

Окончание табл. 24

Коммунальные платежи клубя 350

Положительное сальдо 4 500

13 535 13 535

Таблица 25

Балансовый отчет, руб.

Фонд накопленных средств

На начало года 46 235

Плюс: Положительное сальдо 4 500

50 735

Представлено

Основные средства:

Здание клуба 25 000

Корты для сквоша 15 000

Плюс: Новый корт для сквоша 5 000

20 000

Минус: Амортизация 2 000

18 000

Мебель и оборудование 3 500

Минус: Амортизация 350

3 150

46 150

Оборотные средства:

Запасы для бара 2 560

Банк 6015

8 575

Минус: Текущие пассивы

Кредиторская задолженность по закупкам для бара 3 450

Кредиторская задолженность по прочим расходам 540

3 990 4 585

50 735

Таким образом, для спортивного клуба «Спорт Клуб» подготовлен торговый счет бара, рассчитан доход секции сквоша и футбольной секции, составлен счет доходов и расходов клуба и балансовый отчет по состоянию на 31 марта 2004 г.

Пример 7. Клуб кондитеров-любителей «Сладкоежка» зарегистрирован как некоммерческая организация. Членами клуба в 2002 - 2003 гг. состояли 100 человек, на следующий год в их состав вошло еще 20 человек.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Деятельность клуба характеризуется следующими данными.

В течение года, окончившегося 31 мая 2004 г., клуб провел 24 собрания и на выходные дни организовал для своих членов одну экскурсионную поездку.

Членский взнос за год, который закончился 31 мая 2003 г., составил 50 руб., а на конец мая 2004 года, взнос был равен 60 руб. Членский взнос за следующий год, который закончится 31 мая 2005 г., составит 65 руб.

Все члены клуба обязаны платить членские взносы.

В апреле 2003 г. 11 членов клуба заплатили членские взносы за 2003 — 2004 гг. в размере 50 руб.

В июле 2003 г. еще 5 человек оплатили свое членство в клубе в размере 50 руб. за 2002 — 2003 гг. вместе с очередными взносами за 2003 — 2004 гг.

В апреле 2004 г. 8 человек внесли членский взнос в сумме 60 руб. за 2004 - 2005 гг. К этому же на 31 мая 2004 г. еще 2 члена клуба остались должны за 2003

- 2004 гг. в размере 60 руб.

Все остальные члены заплатили взносы в течение года.

На 31 мая 2003 г. не было задолженностей по оплате членских взносов, за исключением тех вышеуказанных 5 человек, которые просрочили платежи.

Правилами клуба установлено: тот кто просрочил оплату членских взносов, должен их заплатить по соответствующему тарифу за год, когда фактически причитался платеж. А тем кто платит заранее, разрешается внести взнос по меньшему тарифу за настоящий год вместо большего тарифа за следующий год.

Исходя из этого 31 мая 2004 г. необходимо оценить положение с оплатой членских взносов за предыдущие годы членами клуба «Сладкоежка». В результате выяснилось, что 11 членов клуба заплатили заранее за 2003 — 2004 гг. по тарифу предыдущего года 50 руб.; 5 членов - заплатили позже за 2002

- 2003 гг. по тарифу этого же года 50 руб.; 8 членов

- заплатили заранее за 2004 - 2005 гг. по тарифу года 2003 - 2004 гг. - 60 руб.

В итоге оказалось, что на 31 мая 2004 г. неплательщиками остались всего 2 члена клуба, у которых задолженность по оплате членских взносов была по 60 руб.

Члены клуба «Сладкоежка», присутствующие на собраниях, должны при входе платить по 2 руб. за ингредиенты. Общие собрания клуба в прошлом году посетили 950 человек. В течение года на сумму 1 850 руб. были закуплены ингредиенты.

В отчетном году клуб частично финансировал поездку 20 своих членов на курсы кондитеров. Члены клуба внесли за обучение по 150 руб. Всего курс обучения стоил 3 500 руб. плюс 100 руб. за наем автобуса и 40 руб. за экскурсию в винный погреб. Расходы на приглашенных докладчиков составили 1 800 руб. и остаются еще 120 руб., причитающиеся докладчику за выступление на последнем собрании в отчетном году.

Клуб снимает зал для своих собраний. В год, который окончился 31 мая 2004 г., аренда зала стоила 1 500 руб. Клуб также платил за пользование шкафом для хранения инвентаря, что стоило ему 10 руб. в месяц. Страховка инвентаря стоила 48 руб. в год - с 1 апреля 2002 г. по 31 марта 2003 г. В год, окончившийся 31 марта 2004 г., - 60 руб., а в год, оканчивающийся 31 марта 2005 г., - 65 руб. Страховые премии оплачивались 1 апреля каждого года.

На балансе клуба «Сладкоежка» находится разнообразное оборудование. На 1 апреля 2001 г. его стоимость составляла 500 руб. Руководством клуба было принято решение о том, что оно будет равномерно списываться в течение пяти лет без какой-либо ликвидационной стоимости, начиная с 1 июня 2001 г., и первая уценка была проведена в год, окончившийся 31 мая 2002 г. 1 июня 2003 г. клуб приобрел новую плиту по цене 700 руб. В настоящее время клуб продолжает владеть плитой и ее стоимость будет равномерно списываться в течение трех лет с остаточной стоимостью в размере 100 руб.

На 1 июня 2003 г. у клуба был небольшой запас основных ингредиентов, оцененный в 10 руб., а на 31 мая 2004 г. остатки ингредиентов были оценены уже в сумме 80 руб.

Письменные принадлежности и печать рецептов стоили клубу 200 руб. в год, секретарь бесплатно пользовался услугами клуба и получал гонорар в окончившемся 31 мая 2004 г. в сумме 100 руб.

На 31 мая 2004 г. на расчетном счете клуба в банке находилась сумма 4 000 руб., но не было наличных денег в кассе. На 1 июня 2003 г. накопленный доход клуба составлял 1 975 руб.

Предполагается, что клубом были оплачены все расходы в течение года.

Требуется по состоянию на 31 мая 2004 г. выполнить 4 задания:

1. Составить счет взносов клуба.

2. Составить счет хозяйственных операций клуба.

3. Составить счет доходов и расходов клуба.

4. Представить балансовый отчет клуба.

Решение. В первом задании (табл. 26) предлагается составить счет взносов членов клуба «Слад-кос у к ка» за финансовый год, окончившийся 31 мая 2004 г. Согласно существующим в клубе правилам по оплате членских взносов 11 членов клуба заплатили по 50 руб. каждый заранее за 2003 —2004 г.г. Также поступили 8 человек при оплате членских взносов за следующий год, а 5 человек остались должниками за 2002 - 2003 гг. и внесли взнос позже по тарифу 50 руб. После того как подвели итог по оплате членских взносов на 31 мая 2004 г. в долгу перед клубом остались два его участника.

Специфика второго задания (табл. 27) состоит в том, что клуб не совершает операций купли-продажи товарно-материальных ценностей и в то же время вступает в подобного рода отношения как потребитель услуг.

Третье задание (табл. 28) не вызывает особых затруднений, поскольку в данном случае применимо элементарное правило подсчета значения превышения доходов над расходами при подведении финансового результата от хозяйственной деятельности клуба.

Четвертое задание представлено в табл. 29.

Счет членских взносов, руб.

Таблица 26

Перенос неоплаченных взносов (5 х 50) 250 Перенос взносов, оплаченных заранее (11 х 50) 550

Перенос взносов на счет доходов и расходов 7 090 Начисленная оплата взносов за 2002 -2003гг. (5 х 50) 250

Перенос взносов оплаченных авансом (8 х 60) 480 Начисленная оплата взносов за 2003 -2004гг. (107x60) 6 420

Начисленная оплата взносов за 2004 - 2005 гг. (8 х 60) 480

Перенос неоплаченных взносов (2 х 60) 120

Итого 7 820 Итого 7 820

Счет хозяйственных операций, руб.

Таблица 21

Плата за присутствие на собраниях клуба (950 х 2 руб.) 1 900

Стоимость ингредиентов на начало года 10

Покупки ингредиентов в течение года 1 850

1 860

Стоимость остатков ингредиентов на конец года -80

1 780

Чистый доход 120

Таблица 28

Счет доходов и расходов, руб.

Доходы

Взносы 7 090

Чистый доход от собраний 120

Доход от поездки на курсы кулинаров (20 х 150 руб.) 3 000

10210

За вычетом платежей

Цена поездки: плата за обучение; проезд в автобусе; экскурсия в винный погреб 3 500 100 40

3 640

Расходы на приглашенных докладчиков: оплачены лекции; задолженность по оплате лекции 1 800 120

1 920

Аренда зала 1 500

Пользование шкафом (12 х 10 руб.) 120

Страховка: перенос платежа авансом (54 : 12 х 10) оплата наличными перенос платежа авансом (60 : 12 х 10) 45 60 (50)

55

Окончание таблицы 28

Печать и писчебумажные принадлежности 200

Гонорар секретарю 100

Амортизация: оборудования (500 руб.: 5) плиты (700 руб. - 100 руб.: 3) 100 200

300

7 835

Превышение доходов над расходами 2 375

Балансовый отчет, руб.

Оборудование

Общая стоимость материальных це н н осте й

Статьи актива

Плита

Материальные ценности: запасы в наличии на 31 мая 2004 г.; банковский счет; дебиторы (взносы); платежи авансом (страховка)_

Существующие задолженности: кредиторы (взносы); срочные обязательства (докладчик)

Общая сумма существующих задолженностей

Общая чистая стоимость материальных ценностей

Накопленный доход на 1 июня 2003 г. Превышение доходов над расходами Баланс на 31 мая 2004 г.

Цена

500

700

Амортизация

300

200

80

4 000 120 50

■480 ■ 120

Чистая стоимость

200

500

4 250

■600

1 975

2 375

700

3 650

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ш

4 350

Таким образом, принимая во внимание довольно объемное условие задания примера, составлен счет взносов клуба «Сладкоежка» за финансовый год, окончившийся 31 мая 2004 г., счет хозяйственных операций и счет доходов и расходов клуба, а также представлен балансовый отчет клуба «Сладкоежка» по состоянию на 31 мая 2004 г.

Таблица 29

'О некоммерческих ор-1996 № 7-ФЗ (в ред. от

Литература

1. Федеральный закон ганизациях" от 12.01. 23.12.2003).

2. Конспект лекций по курсу бухгалтерский учет. Основной курс. Межд. ассоц. бухгалтеров. Лондон, 1997.

3. Г. Мюллер, X. Гернон, Г. Мыык. Учет: международная перспектива. — М.: «Фин. и статистика», 1999.

4. В. Ф. Палий. Международные стандарты финансовой отчетности. — М.: ИНФРА. — 2002.

5. В.А. Терехова. Международные стандарты бухгалтерского учета в российской практике. — М.: «Перспектива», 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.