Научная статья на тему 'Экстремизм в социальных сетях'

Экстремизм в социальных сетях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3464
497
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экстремизм / социальные сети / Калмыкия / молодежь / экстремизм в Интернете. / extremism / social nets / Kalmykia / youth / extremism in the Internet.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Малакаев О. С.

Экстремизм является одной из самых серьезных угроз стабильности современного общества. В данной статье рассматривается распространение идеологии терроризма посредством социальных сетей в Интернете в целом, а также на примере Республики Калмыкия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTREMISM IN THE SOCIAL NETS

Extremism is one of the serious threat to the stability of modern society. In this article we consider spread ideology of terrorism through social nets generally and on the example of Kalmyk Republic.

Текст научной работы на тему «Экстремизм в социальных сетях»

8. История отечественного востоковедения с середины XIX века до 1917 года. М., 1997. С.7.

9. НА РТ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 827. л. 39; 21, л. 96-97.

10. Валеев Р.М. Миссионерское востоковедение в Казани и изучение монголоязычных народов (XIX - начало XX в.) // Буддийская культура: история, источниковедение, языкознание и искусство. Седьмые Доржиевские чтения. Буддизм и современный мир. Материалы конференции. Улан-Удэ. 6-8 июля 2016 года. Санкт-Петербург, 2018. С. 85-92.

11. Валеев, Р.М. Традиции монголоведения в Казани (XIX - начало XX в.) // Буддийская культура: история, источниковедение, языкознание и искусство. Вторые Доржиевские чтения. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2008. С. 226-236.

12. НАРТ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 11062.

13. Ермакова, Т.В. Буддийский мир глазами российских исследователей XIX - первой трети XX века (Россия и сопредельные страны). СПб., 1998. С. 3.

DOI: 10.24411/2071-7830-2018-10027 МАЛАКАЕВ О. С.

ЭКСТРЕМИЗМ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Аннотация: Экстремизм является одной из самых серьезных угроз стабильности современного общества. В данной статье рассматривается распространение идеологии терроризма посредством социальных сетей в Интернете в целом, а также на примере Республики Калмыкия.

Ключевые слова: экстремизм, социальные сети, Калмыкия, молодежь, экстремизм в Интернете.

Сегодня всемирная сеть Интернет является неотъемлемой частью жизни большинства людей (в большей степени молодежи), став, наряду со многими другими возможностями, площадкой для обсуждения различных социальных проблем, а также способом для выражения своих чувств, мыслей и суждений.

Основной контингент интернет-пользователей - это представители молодежной среды. Молодые люди - активные пользователи глобальной сети, получающие львиную долю информации именно из Интернет-пространства, которое является идеальным полем деятельности террористических организаций, так как современное общество - это общество информационное. Всемирная Сеть привлекает возможностью свободного доступа, огромной аудиторией, быстрой передачей информации, отсутствием цензуры и других форм государственного контроля, а также анонимностью.

Существуют различные способы распространения идеологии терроризма: семинары по вербовке лиц, печатные брошюры, книги, статьи и т.д. В их число на сегодняшний день входят и социальные сети, роль которых принимает все большее значение в жизни человека. Используя социальную сеть, можно с лёгкостью общаться с людьми на другой половине земного шара, быстро узнать необходимую информацию.

Также несложно найти интересующего человека, причем это займет считанные секунды, так как довольно часто социальные сети (например, Одноклассники, ВКонтакте, Facebook, LinkedIn, Мой мир, Google+, Instagram, Twitter) в качестве регистрации предлагают людям указывать о себе многое: размещать фотографии и видео, указывать интересы, излюбленные места посещения, информацию о работе, об образовании, делиться личными мыслями, участвовать в опросах, по которым можно определить отношение человека к той или иной проблеме, и другое. По таким данным можно легко воссоздать полный (в том числе и психологический) портрет конкретного пользователя, а кроме того подбирать потенциальную аудиторию вербовщикам террористических организаций. Особенно легко влиянию террористической идеологии поддаются люди, испытывающие разноплановые социальные противоречия современного мира, «поскольку она [идеология] содержит и решительное "осуждение" и "разоблачение" действительных или мнимых виновников социальных потрясений и одновременно предлагает жесткие, "простые и надежные" пути восстановления "справедливости".

Помимо веб-страниц, признанных террористическими, есть такие, которые частично связаны с идеологией терроризма, но не показывают своей принадлежности к терроризму напрямую. Это могут

быть сообщества с цитатами, в которых можно рассмотреть призывы к борьбе против «захватчиков», призывами придерживаться определенных направлений.

Террористические организации стремятся использовать любые коммуникационные возможности для устрашения общества, распространения информации, пропаганды своих идей, привлечения новых сторонников. В сети функционирует большое количество новостных агентств и сайтов, напрямую не аффилированных с террористическими организациями, но разделяющих их идеологию и оказывающих террористам поддержку в различных формах. Многие сайты специально постоянно меняют свои адреса, а в структуры экстремистских и террористических объединений все чаще входят специалисты, как правило, из числа молодых программистов, владеющих навыками хакерства.

Социальные сети сегодня превратились в мощный инструмент манипуляции сознанием и поведением молодых людей, способный эффективно влиять на общественное мнение как в России, так и за рубежом. Они предоставляют молодежным экстремистским объединениям новые возможности по обеспечению формирования автономных ячеек. Для управления большими массами людей с помощью масс-медиа главным образом эксплуатируется страх, чтобы мифологизировать угрозу экстремизма в общественном сознании. Систематическое насаждение в массовом сознании представления о наличии угрозы терроризма превращает его в символ, захватывающий образ, создавая в обществе впечатление о всесильности террора.

Пропаганда терроризма в социальных сетях, помимо особенностей изложенных выше, имеет свою специфику, ввиду того, что в социальных сетях часто указывается личная информация, возможно целенаправленное распространение материалов, реклама групп, например, для определенной возрастной группы пользователей для оказания максимального на них влияния. Для религиозного экстремизма в качестве примера можно рассмотреть возрастной состав любой группы, пропагандирующей религиозный фундаментализм. Средний возраст подписчиков невысок, более половины составляет молодежь до 18 лет, что и представляет благодатную почву для продвижения идей религиозного экстремизма из-за внушаемости данной группы лиц.

Предлагается довольно много путей противодействия идеологии терроризма в сети Интернет в целом и СМИ. Среди них оптимальными для противодействия идеологии терроризма в социальных сетях являются такие установки, как: формирование в обществе неприятия ее [идеологии], осуждение на основе раскрытия антигуманного характера, показ ее спекулятивной роли как средства вовлечения людей в антиобщественную деструктивную деятельность; в противовес основам данной идеологии воссоздание политики российской идентичности для поддержания социального равновесия и изоляции радикализма и экстремизма, нейтрализации агрессивности, угроз и насилия.

Для того чтобы заинтересовать основной контингент пользователей социальных сетей, необходимо наладить корректную связь, позволяющую пропагандировать патриотические ценности, проводить беседы по противодействию идеологии экстремизма и терроризма в формате интернет-семинаров, при этом привлекать популярных блогеров; подавать информацию с места событий «от первого лица», от реального участника тех мероприятий или сюжетов, о которых идет речь.

Необходимо также проводить определенного рода культурно-воспитательные работы, например, воспитывать уважительное отношение к традиционным религиям, привести высказывания духовных лидеров основных конфессий по поводу терроризма и экстремизма.

Особенно важно также налаживание механизма взаимодействия правоохранительных органов с пользователями социальных сетей и Интернета в целом. Это дает возможность успешно организовать работу по сбору, обобщению и анализу результатов мониторинга социальных медиа, блогосферы, форумов, что в свою очередь позволит выявить наиболее острые и актуальные проблемы, спорные ситуации, оказывающие влияние на общественное мнение, провоцирующие протестные, конфликтные настроения, агрессивные выпады. Главное в борьбе с идеологией терроризма - осознать, что добиться успеха традиционными силовыми методами невозможно, но это можно сделать с позиций «политики предотвращения», в основе которой лежит широкое использование социально-экономических и культурно-воспитательных мер.

В последние годы отмечается активизация ряда экстремистских движений, которые вовлекают в свою деятельность молодых людей. Анализ данных за последние пять лет показывает, что возраст четырех из пяти лиц, преступная деятельность которых пресечена, составляет не более 30 лет.

В настоящее время членами неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности в основном являются молодые люди в возрасте до 30 лет и нередко, в том числе, несовершеннолетние лица 14-18 лет.

Субъектами преступлений выступают в основном лица мужского пола, однако членами неформальных молодежных экстремистских группировок наряду с молодыми людьми иногда являются и девушки. Отмечено, что и основу рядового состава бандформирований для осуществления террористических актов и его пополнения составляют именно молодые люди, которые в силу ряда социально-психологических, физиологических и демографических особенностей наиболее восприимчивы к идеологическому воздействию, подвержены максимализму и радикальным настроениям.

В отличие от обычных групп подростков, совершающих хулиганские действия или акты вандализма, как правило, с целью «поразвлечься», неформальные экстремистские группировки осуществляют свои противоправные действия, базируясь на определенной идеологии, в качестве основного тезиса которой может выступать, например, такой: для преодоления всех политических и экономических проблем в стране необходимо создание «национального» государства, так как это, по их представлению, послужит гарантией от любых угроз.

Причем идея так называемого «чистого государства» присуща не только «скинхедам», но и религиозным экстремистам, призывающим, в свою очередь, к созданию такого «чистого государства» на религиозной основе. Совершенно ясно, что поведение, мотивированное такими идеями, имеет строгую ориентацию, нацеленную, в данном случае, против лиц иной национальности или религии. Сюда же примешиваются ненависть к существующей власти, которая, по мнению экстремистов, попустительствует жизнедеятельности «виновников» всех российских бед, что приводит к еще более широкому распространению экстремистских идей. Именно эти идеи становятся фундаментом образования неформальных экстремистских молодежных группировок.

Навязываемая экстремистами система взглядов является привлекательной для молодых людей в силу простоты и однозначности своих постулатов, обещаний возможности незамедлительно, сей же час увидеть результат своих пусть и агрессивных действий. Необходимость личного участия в сложном и кропотливом процессе экономического, политического и социального развития подменяется примитивными призывами к полному разрушению существующих устоев и замены их утопическими проектами.

Достаточно много преступлений экстремистской направленности совершается несовершеннолетними. Поэтому в целях пресечения экстремистской преступности и обуздания криминальной ситуации в данной сфере представляется целесообразным усилить профилактическую работу среди молодежи, в том числе несовершеннолетних путем проведения мер воспитательно-профилактического характера. Подросткам следует прививать основы толерантности путем организации, например, уроков толерантности, просветительских программ и семинаров по вопросам толерантности.

Также хотелось бы отметить, что в социальных сетях экстремизм приобретает в основном четыре формы, а именно:

1. Открытые призывы. Причем они необязательно могут быть направлены против безопасности этнических или религиозных меньшинств. В социальных сетях экстремизм присутствует даже со спортивным характером, прикрытый многолетним противоборством фан-клубов.

2. Высказывания, унижающие людей по политическому, этнонациональному, религиозному или даже культурному признаку (перечислены в соответствии с частотой появления в социальных сетях).

3. Пропаганда экстремистской символики (включая нацистскую). Это могут быть картинки, песни, видеоролики, а также распространение сувенирной продукции.

4. Попытки обоснования расового, этнического или религиозного превосходства, сопровождаемые оправданиями преследования или уничтожения меньшинств.

В свою очередь успешно развивается законодательство по пресечению религиозного экстремизма в субъектах Российской Федерации, для которых эта проблема особенно актуальна. Очевидно, что для изменения ситуации сегодня уже недостаточно только рассуждений о предупреждении экстремизма и терроризма и борьбы с ним. Необходимо приложить значительные усилия со стороны государства и общества для изживания условий их проявления. В последние годы проявления экстремистской и террористической деятельности уменьшили свой потенциал. Этому способствовало развитие и ужесточение законодательства Российской Федерации, активная деятельность правоохранительной системы. Однако эти негативные явления нельзя недооценивать. Действующее законодательство все еще не позволяет эффективно противодействовать экстремизму и терроризму во всех формах и проявлениях и нуждается в дальнейшем совершенствовании. Для успешной реализации политико-правовых основ противодействия экстремистской и террористической деятельности необходима консолидированная позиция общества, культуры, духовенства, правозащитных и общественных организаций.

Что же касается Республики Калмыкия, то тут ситуация с проявлениями экстремизма в целом более благоприятная по сравнению с большинством других российских регионов. Хочется отметить, что по официальным данным, к примеру, за первые полгода 2018 года в России было зарегистрировано 762 преступления экстремистской направленности (данные взяты с сайта tjournal.ru, который в свою очередь ссылается на Росстат). На первом месте Москва (46 регистраций), далее идут Кабардино-Балкария (25), Дагестан (23), Пермский край (22), Курганская и Московская области (по 21). Не было зафиксировано преступлений в Калмыкии, Северной Осетии и на Чукотке.

Конечно, на территории региона происходят различные конфликтные ситуации с участием представителей разных национальностей, но они не выходят за рамки «бытовых». В различных группах в социальных сетях жителями республики практически всегда активно проходит обсуждение вышеуказанных конфликтов, причем зачастую с употреблением выражений, которые отчасти можно отнести к экстремистским высказываниям (утверждение о криминальности или моральных недостатках той или иной этнической или религиозной группы, упоминание этнической или религиозной группы или ее представителей как таковых в унизительном или оскорбительном контексте и другие).

Отметим, что в большинстве случаев такие комментарии своевременно удаляются модераторами интернет-сообществ в социальных сетях, что не позволяет полемике перерасти в нечто большее. Подавляющая часть таких высказываний принадлежит так называемым «фейковым» аккаунтам, то есть лицам, имя и фамилия которых вымышлены, а место жительства и вероисповедание не поддаются идентификации. Можно сказать, что по сравнению с сегодняшним днем несколько лет назад в подобных обсуждениях активно участвовало большее количество провокаторов, которые порой открыто призывали к экстремистским действиям. Теперь же с введением уголовной и административной ответственности за распространение информации экстремистского содержания, в том числе в сети Интернет, их число значительно снизилось.

В завершение подчеркнем, что профилактика идеологии терроризма и экстремизма среди молодежи является очень важной задачей для современного общества. При этом решение данной задачи требует принятия следующих мер:

- ведение постоянного мониторинга Интернет-пространства с целью выявления и блокирования материалов экстремистской направленности;

- предоставление возможности подключения к процессу выявления противоправного контента бдительных Интернет-пользователей;

- разработка и актуализация методического обеспечения процесса информационного противодействия терроризму и экстремизму;

- ведение разъяснительной работы с целью описания сущности терроризма и экстремизма, а также формирование стойкого неприятия обществом идеологии насилия;

- привлечение молодежи к участию в противодействии терроризму, экстремизму, национализму и религиозному фундаментализму в образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.