Научная статья на тему 'Стратегии экстремистских движений в сети Интернет и образовательной среде Российской Федерации'

Стратегии экстремистских движений в сети Интернет и образовательной среде Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
625
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экстремизм / пропаганда в сети Интернет / стратегии экстремистских движений / extremism / propaganda on the Internet / the strategy of extremist movements

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шаповалова Екатерина Владимировна, Быкадорова Александра Сергеевна

В XXI веке «всемирная паутина» становится такой средой, в которой приверженцы радикальных движений, националистических взглядов продвигают искаженные представления об отдельных явлениях и мире в целом. Авторы статьи анализируют информационные стратегии в сети Интернет, используемые радикалами для привлечения новых сторонников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategy extremist movements on the Internet and the educational environment of the Russia

The World Wide Web becomes an environment which the radical movements and nationalists use as place for promote their ideology in XXI. The authors analyze information strategy using by fundamentalists to attract new supporters in Internet.

Текст научной работы на тему «Стратегии экстремистских движений в сети Интернет и образовательной среде Российской Федерации»

Стратегии экстремистских движений в сети Интернет и образовательной среде Российской Федерации

ШАПОВАЛОВА Екатерина Владимировна, канд. эконом. наук, аналитик НЦПТИ БЫКАДОРОВА Александра Сергеевна, аналитик НЦПТИ

Влияние сети Интернет на формирование базовых ценностей гражданского общества и социальных связей за последние 10 лет возросло многократно. Еще в 1960-х гг канадский философ М. Маклюэн предсказал сегодняшнюю ситуацию, обосновав появление «глобальной деревни» (Маклюэн, 2007) - общества, в котором стерты границы государств и регионов, неограниченного общепринятыми этическими, религиозными, моральными ценностями, среды, «абсолютно обеспечивающей несогласие по всем вопросам». В XXI веке «всемирная паутина» становится такой средой, в которой приверженцы радикальных движений, националистических взглядов продвигают искаженные представления как об отдельных явлениях, так и о миропорядке в целом.

Понятие экстремистская деятельность (экстремизм) содержит в себе следующие характеристики: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

20 ОБЗОр._______________________________________

пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.

«Экстремизм - это приверженность к крайним мерам и взглядам, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила через совокупность насильственных проявлений совершаемых отдельными лицами и специально организованными группами и сообществами. Экстремизм - это сложная и неоднородная форма выражения ненависти и вражды» (Безбородов, 2012). Большинство отечественных и зарубежных исследователей полагают, что экстремизм в современном обществе - в основном, молодежный феномен. Эксперты считают, что причина заключается в несопротивляющемся сознании молодежи и неработающей системе социализации молодежи. В России ежегодно проходят судебные процессы над молодыми людь-

ми, которые совершили тяжкие преступления на почве экстремизма. Духовно-нравственный вакуум молодежного сознания, постоянные метания, поиск себя и возможностей самореализации приводит к тяжелым девиациям, общественно-опасному поведению. Также к числу факторов генезиса молодежного экстремизма аналитики относят дисфункциональность системы средств массовой коммуникации, ее отказ от обсуждения мно-

верситете считают, что самым эффективным способом пропаганды террористической деятельности в сети являются видеоролики или фильмы (более 50% опрошенных), 19% считают, что вербовать террористов могут на форумах или в блогах (Попова, ДУхова, 2014).

Современные исследователи различают следующие виды экстремизма: социальный, политический, национальный и религиозный.

Современные исследователи различают следующие виды экстремизма: социальный, политический, национальный и религиозный.

жества социальных проблем, пропаганды ксенофобии, в частности, выходцев с Северного Кавказа и Средней Азии. Что, в итоге, приводит к активизации молодыми людьми поисков альтернативных источников информации. Кроме того, современные изменения, развитие Интернета, привело к отмене монополии на информацию, потере контроля государства над процессом коммуникации между социальными слоями общества (Кубякин, 2011).

В 2014 году в Южном федеральному университете про-

А

< I

водился социологический опрос на тему «Терроризм в Интернете» среди обучающихся, который выявил, что опрошенные не интересуются терроризмом: только 3% из них заходили на сайты террористической направленности, а 1% - на сайты, посвященные антитеррору. Среди молодежи укрепилось мнение, что под влияние террористической пропаганды в Интернете попадают люди слабые (29%), с психическими заболеваниями (16%), женщины и дети (9%), люди с несформированными жизненными ценностями (8%). 4% опрошенных студентов считают, что приверженцы исламской религии также входят в группу риска. Обучающиеся в уни-

Одним из самых ярких примеров национального экстремизма является движение скинхедов. Национальный экстремизм часто отличается лозунгами защиты «своего народа», его экономических интересов, культурных ценностей, как правило, в ущерб представителей других национальностей, проживающих на этой же территории.

Под религиозным экстремизмом понимают нетерпимость по отношению к инакомыслящим представителям той же или другой религий.

Политический экстремизм - это движения или течения против существующего конституционного строя. Иногда политический экстремизм разделяют на «левый», «революционный» и «правый», но подобное деление не исчерпывает все формы политических экстремистских проявлений. Эксперты выделяют следующие характеристики политического экстремизма: политическая направленность, желание придти к власти любым путем и отказ от компромиссов, стремление угрожать политическим оппонентам. Как его вариация, социальный экстремизм - это общественное явление, посягающее на социальные устои, общественную справедливость и равноправие граждан.

Экстремисты для привлечения сторонников, спонсоров, нагнетания страха на тех, против кого они выступают и других целей используют Интернет. Анонимность глобальной сети позволяет религиозным экстремистам, например, вдохновляемым террористической организацией «Аль-Каида», использовать Интернет для создания коммуникативных и организационных площадок: собственные сайты как основные источники текстовых и аудиовизуальных материалов; сообщества в социальных сетях либо страницы виртуальных личностей, которые пишут в своих новост-

ОБЗОР.

Сообщество в социальной сети — это не только объединение людей, но и набор продуцируемых участниками текстов (страниц), видеозаписей, фотографий, аудиофайлов, выкладываемых в рамках концепции группы.

ных лентах экстремистские тексты, размещают экстремистские видеозаписи (согласно отчету ОБСЕ, существуют некоторые свидетельства, показывающие, что приверженцы идеологии «Аль-Каиды», применяющие насилие, используют социальные сети в рамках своей официальной стратегии); текстовые материалы, возбуждающие религиозную рознь, путем добавления в доступные документы социальной сети «ВКонтакте», анонимных хостингов для публикации, библиотек и торрентов;

распространение инструкций по изготовлению оружия и взрывчатых веществ;

сбор средств на экстремистскую деятельность: публикуются номера виртуальных кошельков и банковских счетов, куда следует перечислять средства на поддержку их деятельности (согласно отчету ОБСЕ, террористы занимаются онлайн-мошенничеством с кредитными картами, хищением персональных данных и другими видами незаконной деятельности для финансирования своих операций). Известно, что посредством социальной сети «Facebook» и «ВКонтакте» представители экстремистских и террористических сообществ собирают деньги для организации акций, либо же на содержание боевиков или их жен. Иногда террористические сообщества продают атрибутику - футболки и другую одежду, флаги, иногда - специальную еду и мыло.

обмен контактами среди активистов для координации деятельности.

Согласно данным экспертов Интернет дает больше возможностей религиозным экстремистам для повышения активности среди женщин и подростков, так как они из-за определенной изолированности и меньшей способности к критичному восприятию действи-

ОБЗОР.

тельности подвергаются идеологической пропаганде именно в сети Интернет. Например, в интернет-ресурсах религиозных организаций даже раздел новостей имеет основную задачу идеологической корректировки информации. Экстремисты не только ставят под сомнение точность информации, поступающей из российских источников, но и пытаются популяризировать принятые в их среде географические названия, которые имеют выраженную идеологическую окраску. Так в сводках новостей из северокавказских республик рай-

оны называются «вилаятами» (провинциями), например, вилайят Нохчийчоь (Чечня), объединенный ви-лайят Кабарды, Балкарии и Карачая.

Основные темы, используемые в пропаганде, это знакомство с символами, которым приписывается неконвенциональное значение: исламские термины, такие как «джихад» (усердие на пути Всевышнего), «моджахеды» (борцы), «муртады» (отступники), «кафиры» (неверные). При этом толкования перечисленных выше понятий значительно отличаются от традиционных: джихадом называют войну против России и западного мира, моджахедами именуются боевики, муртады - мусульма-

не из полиции северокавказских республик. Действиям сепаратистов отдается почесть - их действия изображаются как мученические. А действия полиции на Северном Кавказе преподносятся как террор против мирных жителей. Данный прием в теории манипулятив-ного воздействия называется «подмена понятий».

Таким образом, для впечатлительных и подверженных влиянию пользователей Интернета создается обновленная реальность с искаженными новостями, использованием языка вражды. Большая часть экстремистских материалов размещается на серверах за пределами РФ. По данным Национального антитеррористического комитета, в настоящее время в мире действует около 5 тысяч сайтов, активно используемых террористами. Количество порталов, которые обслуживают экстремистов и террористов, постоянно растет С одной стороны, это может свидетельствовать об увеличении количества радикальных группировок, применяющих методы пропаганды, однако в реальности это не всегда так. Интернет-сайты экстремистов и террористов появляются и исчезают, меняя названия и доменные имена (скрываясь тем самым от блокировки), сохраняя прежнее содержание. В целом, экстремистов привлекает невысокая стоимость создания сайтов, их недорогое обслуживание, использование современных мультимедийных средств и возможность для ретрансляции электронной информации между сайтами.

Для реализации своих целей, содержащих не только пропаганду, экстремисты и террористы используют открытость цивилизованного мира. С помощью Интернета преступники могут согласовать время, место проведения встреч и преступлений. Например, сервис «Google Maps» и «Яндекс.Карты» позволяет делать спутниковые снимки и карты местности. Известно, что при террористической атаке в городе Мумбаи (Индия) использовался сервис «Google Maps».

Боевики регулярно размещают на сайтах руководства по изготовлению бомб, оружия, организации терактов. Обычно для трансляции используются социальные сети, в этом случае владельцы сайтов утверждают, что не являются авторами руководств, а найти авторов-террористов по анонимным записям довольно-таки сложно.

Чтобы воздействовать на людей, манипулировать ими в своих интересах, террористы используют приемы психологической атаки. Лица, состоящие в созданных ими интернет - сообществах, имеют общие интересы и цели, их взаимодействие отличается интерактивностью, отсутствием психологических барьеров для общения на интересующую их тему. Все сообщения, которые оставляет администратор (ведущий), имеют возможность ретрансляции, и члены сообщества видят - кто именно «перепостил» себе на страницу высказывание на националистическую тему. Таким образом может завоевываться авторитет. Нередко встречаются записи от пользователей типа «Единомышленники, [название города] - вступайте

в друзья». Так формируется круг участников из одного города, которые могут собираться для обсуждения стратегии дальнейших действий.

Национальные и политические экстремисты также используют Интернет для сходных с религиозными экстремистами целей.

Как считают эксперты одной из особенностей политических и национальных экстремистских движений в сети Интернет является вирусное распространение учебных пособий, продвигающих искаженные мировоззренческие ценности в молодежной среде. Учебные материалы содержат как прямые призывы к действию, так и более сдержанные формулировки, например, подмену понятий через создание ассоциатив-

ных рядов (по отношению к представителю конкретной партии или национальности выстраивается логическая цепочка: «не разделяет наши взгляды» - «чужой» - «враг»), косвенные указания на «неправильные» ценности и др.

В Интернете и социальных сетях экстремисты в основном нацеливаются на молодежь, используя узнаваемый стиль, слоганы и символы. При этом у пользователей формируется представление о некой общности - социальной группе, отличной от других цельностью представлений и знаний об окружающей действительности. Слоганы и символы при этом подаются при помощи понятных и популярных среди молодежи форматов, легко приобретающих статус «вирусных явлений»: демотиваторов, мемов, подражаний и др.

Онлайн-пространство также является основным источником финансирования для правых движений. Многие интернет-сайты ведут торговлю атрибутами, символизирующими нацизм, активно развиваются интернет-магазины правого толка.

Несмотря на то, что сообщества, нарушающие законодательство, закрываются по требованиям надзорных органов, либо же самих пользователей социальных сетей, множество пользователей размещают тексты, видеозаписи, фотографии и аудиофайлы, пропагандирующие насилие по отношению к представителям другой национальности.

ОБЗОР.

CQLuftH ||!. l-aj=-

!t^ Huhijii: Pulr& i

J Я, :E Jj. Li[ :t Lai- * j >■ 41 J-1

win rtDH 2НММИ

Dbfiicn t-i. Ci

Mk

.. *«

foL

Pot

p.^n

■<*v IriamuiHii

Гг-я h#Vftw ик"Ч*Ц? Tijiyir

k«P ID- МПМ.

Lmtfh- !M fterfUl iW ЯЙМК»

F")«pnJ

ET«)EOair3IC]7FClD ВБЗС13ЭЕ 4HKC1EFECD0

Обзор современных сообществ, посвященных тематике национализма, показал, что контент групп характеризуется агрессией, отличается достаточно прогрессивным спектром методов психологического воздействия - манипуляции массовым сознанием пользователей. Многие сообщества могут вовлекать молодых людей в экстремистскую деятельность, популяризируя образ современного националиста, который освобождает от захватчиков (нерусских) исконно русские земли.

Естественно, сообщество характеризуется не только определенной совокупностью молодежи, но и набором текстов, картинок, аудиофайлов. Все они объединяются общей концепцией сообщества.

Практически все экстремистские сообщества, предназначенные для студентов и школьников, используют специфические черты восприятия информации аудиторией: отсутствие критического подхода к информации, поступающей от знакомых людей, селекционных механизмов восприятия бытовой и иной информации, максималистские взгляды на действительность, склонность к восприятию визуальной, невербальной информации. В связи с этим выделим ряд особенностей националистических сообществ, рассчитанных на молодежь: слогановый характер сообщений, посты обязательно сопровождаются картинкой;

эмоциональные картинки, дополненной призывом к конкретному действию (часто текст отсутствует и используются хэштег #бей»наименование национальности» как призыв к насилию);

использование стереотипных представлений о представителях разных национальностей, присвоение ярлыков (употребляются слова с ярко выраженной негатив-

ОБЗОР.

ной окраской), либо бранные, оценочные и нецензурные выражения.

В сообществах в социальных сетях, направленных на молодых людей - школьников или студентов вузов - предлагается искаженная реальность, которая выдается за реальное положение дел в мире. Содержание сообществ четко делится по теории М.Г. Стадникова на «их мир» (врагов), в котором врагов следует игнорировать («не покупайте овощи у азербайджанцев, и тогда они разорятся и уедут обратно»), бить (фотографии с насилием над нерусскими, «травить их надо дихлофо-сом»), убивать («поубивал бы всех ***»). Образ человека другой национальности рисуется благодаря сообщениям, обладающими острой эмоциональной окраской.

Формирование идеологии превосходства идет в двух направлениях: принижение представителей других национальностей, восхваление представителей своей национальности, «избранность». Используются коммуникативные инструменты пропаганды и агитации, такие как: сравнение «образа русского человека» (мужественного, сильного мужчины с открытым взглядом или женственной девушки на фоне золотистых полей) и «нерусского» (мрачного мужчины, бородатого, со сведенными бровями и оскалом вместо улыбки); высмеивание национальных особенностей (акцента, праздников, обычаев) и др.

В националистических сообществах чаще высказывания сводятся к призывам к насилию. Причем не только над нерусскими, но и над маргиналами, наркоманами, курящими женщинами, всеми, кто, по мнению идеологов этих движений, портит образ превосходства нации над другими. Новый смысл приобретает рекламный слоган «Зачем платить больше», когда на картинке пользователю пред-

ставлен выбор между манекеном для бокса и живыми людьми, отличающимися от принятых представлений «русского». Налицо психологический прием визуальной подмены понятий.

Как считают исследователи, экстремистские наклонности характерны для личностей, которых отличает жестко авторитарная, псевдорациональная, ценностно-насыщенная картина мира, поделенная на «Мы» и «Они», на «своих» и «врагов», между которыми ведется непрекращающаяся борьба. Экстремистской личности свойственна агрессивность и авторитарное навязывание своих убеждений, крайняя нетерпимость к оппонентам (Стадников, 2014). По этому же принципу строится коммуникация в сообществе. Реальность формируется по принципу «они - мы», на черно-белом восприятии мира, на образе врага, которого надо уничтожить.

Сообщество в социальной сети - это не только объединение людей, но и набор продуцируемых участниками текстов (страниц), видеозаписей, фотографий, аудиофайлов, выкладываемых в рамках концепции группы. Это целостный текст, составленный из множества произведений. Главным образом, текст сообщества характеризуется агрессией, негативными эмоциями, оскорблениями, относящимися к «врагам».

Ненависть к жителям страны, не подпадающим под общепринятые критерии «своего», формируется посредством следующих стратегий:

показ глупости, невежества и неграмотности нерусского населения страны (пишут с ошибками, плохо говорят по-русски и не понимают написанного, некультурно ведут себя в обществе: мусорят, сидят с ногами на лавочках и т.д.).

демонстрация ненависти «чужих» по отношению к «своему» народу (вариация, горожанам «своего» города) и «своим» представлениям о мире;

акцентирование внимания на преступлениях, совершенных представителями других национальностей, особенно тяжких, жертвами которых стали представители «своей» национальности.

После формирования ненависти членам сообществ внушают, что необходимо убивать тех, кто не соответствует представлениям о «своей» нации. При этом молодежи транслируются следующие идеи:

- нацистская идея о чистоте крови;

- представление об исключительности националистов, только они являются силой, способной противостоять несправедливости в обществе и «спасти русский народ»;

- необходимость объединиться и запасаться оружием для борьбы за защиту территории;

- идея о необходимости мести за убийство нерусскими русских.

Таким образом, можно сказать, что стратегии экстремистских движений по отношению к молодежной среде, и другие инструменты влияния экстремистских сообществ в сети Интернет, перечисленные выше, являются доминирующими и соответствуют теории ведения психологических войн: цель которых - «достижение устойчи-

вого результата в формировании общественного мнения, закладывание установок и паттернов поведения в подсознание масс» (Седых, 2013, с. 138). В реализации стратегий используются такие каналы коммуникации, как сайты, сообщества в социальных сетях, страницы анонимных пользователей сети Интернет. Инструментами воздействия являются манипулятивные технологии: формирование идеологии «свой-чужой», превосходства одной национальности над другой, стереотипизация образа «врага» (внешность, привычки, манера поведения), подмена базовых ценностей и понятий иными, доступные в интернете аудио-визуальные и текстовые средства, которые зачастую становятся «вирусными»; посты, в которых присутствует визуализация и используется прием «подмены понятий»; призывы к действию и насилию становятся ключевыми факторами формирования клише социального поведения личности.

1. Безбородов, М.И. Профилактика религиозного экстремизма как важная составляющая сохранения мира и обеспечения безопасности [Электронный ресурс] / М.И.Безбородов // Официальный сайт Петрозаводского государственного университета. - Режим доступа: URL http://www.petrsu.ru/files/2012/09/f7631_1.pdf

2. Кубякин Е.О. Молодежный экстремизм в условиях информатизации и глобализации социума: постановка проблемы/ Е.Ю. Кубякин // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2011. - № 3. - С.65-68

3. См. Маклюэн М. Понимание медиа. /М. Маклюэн// М.: Кучково поле, 2007

4. Петухов В. Интернет и электронный терроризм/ В. Петухов // Свободная мысль - 2008 - № 1 - С. 169-180

5. Духова Р Л., Попова Л. В. Интернет как средство формирования террористических и антитеррористических ценностей: представления студентов вуза / Р. Л. Духова, Л. В. Попова // Концепт. - 2014. - Современные научные исследования. Выпуск 2. - URL: http://e-koncept. ru/2014/55223.htm.

6. Седых Н.С. Социально-психологические особенности пропаганды экстремизма и терроризма посредством интернета / Н.С. Седых // Социальная психология и общество - 2013 - № 2 - С. 137-147.

7. Серия экспертных онлайн-форумов ОБСЕ по использованию Интернета террористами. Отчет. [Электронный ресурс] // URL http://www.osce.org/ru/secretariat/1044077d ownload=true

8. Стадников М.Г, Щеглов А.А. Проблема исследования социально-психологических особенностей лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие насильственные преступления по идеологическим мотивам [Электронный ресурс] / М.Г Стадников, А.А. Щеглов // Психологическая наука и образование psyedu.ru - 2014. - Т.6 - №1 - URL: http://psyedu.rU/joumal/2014/1/Shheglov.phtml (дата обращения: 08.05.2015)

ОБЗОР. ~с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.