i
18. Мустафаев С.Э. Оглы. Эвтаназия: легализация и уголовная ответственность // Актуальные пробл. рос. права. - 2016. - №3.
19. Толстая Е.В. Распоряжение правом на жизнь: правовой аспект / Е.В. Толстая // Юридический мир. - 2011. - №6.
20. Туманова (Алексанина) Е. Понятие и формы эвтаназии // Российский следователь. - 2011. - №24.
21. Чернышева Ю.А. Причинение смерти лицу по его просьбе (эвтаназия): дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2009.
22. Чернега К.А. Правовые проблемы эвтаназии в России // Гражданин и право, январь-февраль - 2003. - №1.
23. Следственный комитет Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sledcom.ru/ news/item/1069831 (дата обращения: 15.05.2022).
24. Mustafaev S. E. Euthanasia: legalization and criminal liability. Actual Problems of Russian Law. 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://aprp.msal.ru/jour/article/view/97?locale=en_US# (дата обращения: 15.05.2022).
25. Mark Sklansky. Neonatal euthanasia: moral considerations and criminal liability [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://jme.bmj.com/content/27/1/5 (дата обращения: 15.05.2022).
26. Morris M. 10 Arguments For Legalizing Euthanasia [Электронный ресурс] Режим доступа: https://listverse.com/ 2013/09/12/10argumentsforlegalisingeuthanasia/ (дата обращения: 15.05.2022).
27. Australian Human Rights Commission Act. Euthanasia, human rights and the law. 20th May, 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://humanrights.gov.au/our-work/age-discrimination/publications/euthanasia-human-rights-and-law (режим доступа: 15.05.2022).
28. Middle East Journal of Nursing. Legal And Ethical Issues Of Euthanasia: Arguments Essay [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.researchgate.net/puWication/262912253_Legal_And_Ethical_Issues_Of_ Euthanasia_Argumentative_Essay (дата обращения: 15.05.2022).
УДК 34
DOI 10.21661/Г-556756 Фролова Ю.Д.
Экстремизм как угроза национальной безопасности
Аннотация
На основе анализа документов стратегического планирования и научных точек зрения в сфере обеспечения национальной безопасности, выявлены основные причины экстремизма, являющегося угрозой национальной безопасности. Обоснована необходимость предупредительных мер в сфере противодействия экстремистской деятельности, осуществляемых правоохранительными органами, в том числе, прокуратурой.
I Ключевые слова: экстремизм, правоохранительные органы, национальная безопасность, прокуратура, угроза национальной безопасности.
Актуальность исследования обусловлена тем, что проявление экстремизма представляет собой угрозу национальной безопасности, причиняющую ущерб интересам личности, общества и государства. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации угроза национальной безопасности определена как совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность причинения ущерба национальным интересам Российской Федерации [3].
Введение иностранными государствами и международными организациями ограничительных политических и экономических мер в отношении России существенно влияют на социально-экономическое развитие нашей страны, затрагивая защищенность национальных интересов. На фоне усиливающихся экстремистских настроений предпринимаются попытки урегулирования межгосударственных противоречий
путем игнорирования основных прав и свобод человека и разрушения российских национальных ценностей.
Переходя к оценке проявлений экстремизма как угрозы национальной безопасности, акцентируем внимание на основных положениях документов стратегического планирования, к которым относятся Стратегия национальной безопасности Российской Федерации и Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 г. [4]. Так, в Стратегии национальной безопасности, определяющей вектор развития обеспечения безопасности Российской Федерации [5, с. 167], представлены стратегические национальные приоритеты как важнейшие направления обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития государства. К этим приоритетам относятся, в том числе, сбережение народа России и развитие человеческого потенциала, оборона страны, государственная и общественная безопасность. Стратегия противодей-
ствия экстремизму в Российской Федерации до 2025 г. представляет собой важнейший ориентир деятельности государственных органов в сфере противодействия экстремизму, в положениях которой представлены основные источники экстремизма, а также цели и задачи, инструменты и механизмы реализации задач в этой сфере.
Мы разделяем позицию Кардашовой И.Б. о том, что государственная политика в области обеспечения национальной безопасности, выступающая частью внутренней и внешней политики, представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально - экономических, военных, правовых, информационных мер [6, с. 27]. В настоящее время совокупность мер, направленных на борьбу с нацизмом и угнетением русскоязычного населения на территории Украины, определяется и гарантируется Президентом Российской Федерации на основе конституционных положений [1].
В условиях беспрецедентной вспышки экстремистских проявлений на расширенном заседании коллегии МВД России 17 февраля 2022 г. Президентом Российской Федерации было акцентировано внимание на росте преступлений экстремистской направленности в 2021 г. более чем на четверть. В связи с чем было указано на необходимость своевременной оценки рисков возможных экстремистских проявлений и выработки эффективных превентивных мер противодействия [7].
С целью выработки предложений по предупреждению негативного воздействия экстремистских факторов важен анализ причин их появления. Во-первых, возникновение экстремизма обусловлено ростом информационно-пропагандистских кампаний иностранных государств, направленных на дискредитацию проводимой государственной политики руководством нашей страны. С целью причинения ущерба национальным интересам зачастую используются методы незаконной протестной деятельности и экстремистских призывов, финансируемых из-за рубежа, что влечет за собой увеличение количества преступлений, предусмотренных ст. 280 УК РФ о публичных призывах к осуществлению экстремисткой деятельности. Так, в 2021 г. было зарегистрировано 486 подобных преступлений, что на 32,4% больше, чем в 2020г [7, с. 109].
В 2021 г. были признаны иноагентом и экстремистскими организациями «Фонд борьбы с коррупцией*», «Штабы Навального*», деятельность которых была запрещена на территории России. Разумеется, правоохранительные органы осуществляют активное противодействие деятельности этих организаций. По оценке прокуратуры Российской Федерации функционирование экстремистских организаций направлена на формирование и воплощение в жизнь сценариев «цветных революций», а в целом на подрыв национальной безопасности.
Во-вторых, активное использование в сети «Интернет» экстремистских идей и мировоззрения способствует причинению ущерба интересам личности,
общества и государства. Справедливо в п.13 Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 г. к наиболее опасному способу распространения экстремистских материалов отнесены информационно-телекоммуникационные сети, включая ресурсы «Интернета». Действительно, в условиях высокого темпа развития информационных технологий становится довольно затруднительно контролировать информационный поток, доступный для каждого человека.
Итоговые информационно-аналитические записки деятельности прокуратуры в 2019-2021 гг. позволяют подтвердить сказанное. Так, если в 2019 г. прокуратурой Российской Федерации было направлено 134 требования о блокировке «Интернет» ресурсов с противоправной информацией, а в 2020 г. 380 требований, то в 2021 г. было заблокировано 9,4 тыс. сайтов с противоправной информацией [7]. Оперативное реагирование правоохранительных органов в отношении экстремистских проявлений в сети «Интернет» значительно повышает эффективность противодействия им. Генеральная прокуратура Российской Федерации играет ведущую роль в противодействии распространению ложной информации в российских СМИ. Так, в марте 2022 г. по требованию прокуратуры был заблокирован сайт «Дождь*» и отключена радиостанция «Эхо Москвы*», внесенные Министерством юстиций в реестр СМИ-»иноагентов» в связи с наличием у этих информационных ресурсов материалов с призывами к осуществлению экстремисткой деятельности.
В-третьих, негативным фактором выступает вовлечение в экстремистские ячейки молодого поколения, характеризующегося чертами правового нигилизма, недостаточного патриотического воспитания и недоверия к деятельности государственных органов. Несовершеннолетние являются активными пользователями различных социальных сетей, что упрощает их вербовку, а в связи с несформировавшейся психикой делает их легкой добычей для экстремистов. Например, в Ставропольском крае было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 2822 УК РФ, в отношении несовершеннолетнего, которой посредством социальных сетей стал участником экстремисткой организации «Правый сектор*», чья деятельность была запрещена на территории России [8].
В соответствии с п.4 ст.2 Федерального закона «О безопасности» одним из принципов обеспечения национальной безопасности является приоритет предупредительных мер, позволяющих своевременно выявить причины возникновения угроз национальной безопасности с целью минимизации причинения ими ущерба национальным интересам [2]. Выявление и предупреждение причин современного экстремизма позволяет выработать предложения о мерах по снижению уровня экстремисткой деятельности на территории страны. Представляется важным привлечение опытных 1Т-специалистов в области информационных технологий для эффективной борьбы с распространением противоправных материалов, а также всемерное повыше-
ние уровня патриотического воспитания несовершеннолетних на регулярных образовательных мероприятиях с привлечением правоохранительных органов.
Таким образом, использование правоохранительными органами предупредительных мер в сфере противодействия экстремисткой деятельности позволят поддерживать достаточный уровень защищенности интересов личности, общества и государства.
Литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 01.07.2020 №11-ФКЗ) // СЗ РФ.2020. №31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 28.12.2010 №390// Российская газета.29 декабря 2010г.
3. Указ Президента РФ от 02.07.2021 г. №400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. №27 (часть II). Ст. 5351.
4. Указ Президента РФ от 29.05.2020 №344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» // СЗ РФ. 2020. №22. Ст. 3475.
5. Капинус О.С. Прокуратура в системе национальной безопасности России: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / О.С. Капинус, И.Б. Кардашова, В.П. Рябцев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 447 с.
6. Кардашова И.Б. Обеспечение национальной безопасности: учебное пособие / И.Б. Кардашова. - М.: Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), 2015. - 136 с.
7. «Глава государства принял участие в ежегодном расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации.» // Официальный интернет - портал Президент России [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/67795 (дата обращения: 11.03.2022 г.)
8. Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры. 2019-2021 год: информ.-аналит. записка.