Научная статья на тему 'Экстремистская преступная деятельность в сети Интернет: правовой и криминалистический анализ, пути противодействия'

Экстремистская преступная деятельность в сети Интернет: правовой и криминалистический анализ, пути противодействия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
711
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / ПРЕСТУПНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ УЧЕТЫ / EXTREMISM / INTERNET / CRIMINAL ACTIVITY / CRIME INVESTIGATION / FORENSIC ACCOUNTING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антонов Олег Юрьевич

Предложена криминалистическая модель преступной деятельности, связанной с размещением экстремистских материалов в сети Интернет. Рассмотрен порядок противодействия распространению экстремистских материалов. Обоснована необходимость введения криминалистического учета экстремистских материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Антонов Олег Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Article offers forensic model with criminal activities associated with the placement of extremist materials in the network “Internet”. Learn how to counter the spread of extremist materials. The author substantiates the necessity of introduction of forensic accounting of extremist materials.

Текст научной работы на тему «Экстремистская преступная деятельность в сети Интернет: правовой и криминалистический анализ, пути противодействия»

УДК 343.9

Аннотация: Предложена криминалистическая модель преступной деятельности, связанной с размещением экстремистских материалов в сети Интернет. Рассмотрен порядок противодействия распространению экстремистских материалов. Обоснована необходимость введения криминалистического учета экстремистских материалов.

Ключевые слова: экстремизм, сеть Интернет, преступная деятельность, расследование преступлений, криминалистические учеты.

Annotation: The Article offers forensic model with criminal activities associated with the placement of extremist materials in the network "Internet". Learn how to counter the spread of extremist materials. The author substantiates the necessity of introduction offorensic accounting of extremist materials.

Keywords: extremism, the Internet, criminal activity, crime investigation, forensic accounting.

АНТОНОВ Олег Юрьевич

ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ПРЕСТУПНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В СЕТИ ИНТЕРНЕТ: ПРАВОВОЙ И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, ПУТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

Как отмечается в «Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года», наиболее опасные виды экстремизма - националистический, религиозный и политический - проявляются в возбуждении ненависти либо вражды по признакам пола, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности или принадлежности к какой-либо социальной группе, в том числе путем распространения призывов к насильственным действиям, прежде всего через информационно-телекоммуникационные сети, включая сеть Интернет..., которые стали основным средством коммуникации для экстремистских и террористических организаций и используются ими для привлечения в свои ряды новых членов, организации и координации совершения преступлений экстремистской направленности, распространения экстремистской идеологии1.

В соответствии с федеральным законодательством, выделяют следующие виды экстремистской деятельности (экстремизма), которая может осуществляться с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет:

- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

© Антонов О.Ю., 2017

1 «Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» (утв. Президентом РФ 28.11.2014 № Пр-2753). П. 11, 12. URL: www.consultant.ru

26

- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;

- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения2.

За осуществление указанных видов экстремистской деятельности предусмотрена как уголовная (ст. 280, 280.1, 282, 282.1, 282.2, 282.3 УК РФ), так и административная ответственность (ст. 13.15, 20.3, 20.9 КоАП РФ).

В настоящее время в науке обсуждается вопрос о коллизии норм УК РФ и КоАП РФ и перспективах криминализации массового распространения экстремистских материалов3. Частично данная коллизия разрешена Плену-

2 Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 23.11.2015). Ст. 1. URL: www.consultant.ru

3 См., напр.: Гордеев Н.С. К вопросу о необходимости

криминализации массового распространения экстремистских

материалов // Российский судья. 2016. № 8. С. 30-34.

мом Верховного Суда РФ, полагающим, что вопрос о том, является ли массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, преступлением, предусмотренным статьей 282 УК РФ, или административным правонарушением (ст. 20.29 КоАП РФ), должен разрешаться в зависимости от направленности умысла лица, распространяющего указанные материалы .

Необходимо отметить, что вышеуказанные действия могут осуществляться как самостоятельно, так и одновременно или параллельно одним либо разными лицами и охватываться единым умыслом. При этом за каждое действие возможно привлечение виновного лица к различным видам юридической ответственности.

Так, можно присоединиться к мнению И.В. Макогон и Л.В. Косаревой, полагающих, что экстремистская преступная деятельность может складываться из трех вариантов действий: преступных и непреступных; исключительно из преступных действий; только из действий, не нарушающих закон. В последнем случае предполагается, что каждый участник преступной деятельности в отдельности не совершает противоправных действий. Все эти действия объединяет в единую преступную деятельность только преступная цель, о которой знает лишь организатор данной деятельности5.

Применительно к размещению экстремистских материалов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, целью данной деятельности является воздействие на неопределенный круг лиц для возбуждения ненависти или вражды. При достижении этой цели данная преступная деятельность может состоять из двух и более этапов, в виде цепной реакции.

В связи с этим, для научных исследований экстремизма представляется наиболее оптимальным используемый в современной криминалистике деятельностный подход, изучающий преступную деятельность с применением нескольких категорий: как ее механизма, так и криминалистической модели. Последняя позволяет изу-

4 Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» от 28.06.2011 № 11. Абз. 3 п. 8. URL: www.consultant.ru

5 Макогон И.В., Косарева Л.В. Экстремистская преступность и ее особенности // Соотношение национального и международного права по противодействию национализму, фашизму и другим экстремистским преступлениям: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. выдающемуся российскому ученому Н.С. Алексееву (Москва, 30 окт. 2015 г.). М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. С. 165-166.

чить преступную деятельность не через традиционные стадии способа совершения преступления (подготовка, совершение и сокрытие), а путем определения расширенных фаз преступной деятельности , последняя из которых - воспроизводство - является переходным мостом к замышлению, подготовке и совершению нового - как правило, однородного - преступления.

На первом этапе действуют, как правило, экстремистское сообщество, организованная группа или группа лиц, создающих экстремистские материалы и размещающих их на специально созданных сайтах (страницах) в сети Интернет.

На информационно-поисковой фазе возникает преступный замысел: распространять экстремистские материалы, изготавливать новые, как правило, аудиовизуальные, экстремистские материалы, пропагандировать экстремистские идеи, вовлекать новых членов в свое экстремистское сообщество (группу).

На подготовительной фазе проводятся действия для решения следующих задач: обеспечение и маскировка выхода в сеть Интернет7; создание информационных порталов (сайтов, страниц в социальных сетях, блогов) и их регистрация, в том числе в зарубежных странах; скачивание готовых либо изготовление новых, как правило, аудиовизуальных, экстремистских материалов.

Реализация преступного замысла осуществляется путем размещения на созданных информационных ресурсах скачанных или изготовленных экстремистских материалов либо в процессе их обсуждения в блогах и на стра-ницах8, а также переписки с другими пользова-

6 См. подробнее: Каминский М.К. Основы общей теории криминалистики // Криминалистика: курс лекций для бакалавров: учеб. пособие / под ред. М.К. Каминского, А.М. Каминского. Изд. 2-е, испр. и доп. Ижевск: Ин-т компьютер. исслед., 2015. С. 33-36.

7 См., например: Валькова Т.В., Влащенко А.О., Суровен-ко И.А. Вопросы национального и международного права в противодействии экстремистским преступлениям в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе сети Интернет // Соотношение национального и международного права по противодействию национализму, фашизму и другим экстремистским преступлениям: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. выдающемуся российскому ученому Н.С. Алексееву (Москва, 30 окт. 2015 г.). М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. С. 82.

8 Так, согласно абз. 2 п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по уголовным делам

о преступлениях экстремистской направленности», при решении вопроса о направленности действий лица, разместившего какую-либо информацию либо выразившего свое отношение к ней в сети «Интернет» или иной информационно-телекоммуникационной сети, на возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение достоинства человека либо группы лиц, следует исходить из совокупности всех обстоятельств содеянного и учитывать, в частности, контекст, форму и содержание размещенной информации, наличие и содержание комментариев или иного выражения отношения к ней (выделено нами - О.А.).

телями сети с целью их вовлечения в экстре-

9

мистскую деятельность .

Воспроизводство данного вида преступной деятельности может осуществляться по трем основным направлениям: после распространения изготовленного материала № 1 на специально созданном сайте «А» (эпизод № 1) возможно изготовление нового материала № 2 с размещением на первоначальном сайте «А» (эпизод № 2), размещение первоначально изготовленного материала № 1 на вновь созданном сайте «Б» (эпизод № 3) и размещение материала № 2 на новом сайте «Б» (эпизод № 4). Кроме того, возможны модернизация, дополнение либо комментирование (в блоге, группе социальной сети или на странице) ранее размещенного материала (материалов).

Таким образом, в качестве основных элементов данного вида преступной деятельности выступают экстремистский материал и информационный ресурс (сайт, страница), на котором он размещен. Именно эти элементы, на наш взгляд, предопределяют направления борьбы с распространением экстремистских материалов.

Как отмечено выше, рассматриваемая преступная деятельность, достигая своей цели, может привести к дальнейшему распространению экстремистских материалов новыми лицами, не имеющими отношения к субъектам первоначальных преступлений.

В связи с этим, на втором этапе данного вида преступной деятельности конкретное лицо, изучившее конкретный экстремистский материал, размещенный на определенном сайте, или несколько таких материалов либо печатную экстремистскую литературу, принимает решение о дальнейшем распространении экстремистских идей на своей или специально созданной на вымышленное имя странице в социальной сети.

Так, в конце декабря 2015 г. после конфликта с лицами, относящимися к этническим группам народов Кавказа, гражданин М. заинтересовался националистической тематикой, которая привлекла его внимание. После этого, используя сеть Интернет и социальную сеть «ВКонтакте», переходя по ссылкам на различ-

Так, согласно пункту 15.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности», под склонением, вербовкой или иным вовлечением лица в деятельность экстремистского сообщества или экстремистской организации следует понимать, в частности, умышленные действия, направленные на вовлечение определенного лица (группы лиц) в такую деятельность, например, путем уговоров, подкупа, угрозы, убеждения, просьб, предложений (в том числе совершенные посредством размещения материалов на различных носителях и распространения через информационно-телекоммуникационные сети) (выделено нами - О.А.).

ные страницы и группы в данных сетях, получал необходимую информацию националистической тематики. Информационный массив сети Интернет М. стал использовать для получения новых знаний националистической направленности, размещения и распространения различного информационно значимого содержимого, а также для взаимодействия с другими пользователями, в том числе публично, путем создания на своей странице личной коллекции записей, текстов, фото-, аудио- и видеоматериалов, находящихся в свободном доступе для других пользователей сети Интернет и «ВКонтак-те», с последующей возможностью знакомства и широкого обсуждения их интернет-пользователями. Таким образом, в период с 24 января по 27 марта 2016 г. на своей странице в сети «ВКонтакте», доступной для широкого круга лиц, М. разместил 12 фото-, 1 аудио- и 4 видеоматериала, содержащих высказывания, направленные на возбуждение ненависти либо вражды к лицам и группам лиц, выделенных по признакам расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе10.

В настоящее время деятельность государственных органов по борьбе с распространением экстремистских материалов, в том числе размещенных в сети Интернет, осуществляется на двух уровнях. На первом информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по делу об административном правонарушении, уголовному или гражданскому делу. Одновременно судом принимается решение об их конфискации. Копия вступившего в законную силу решения вносится в федеральный список экстремистских материалов11. Так, на 17.11.2016 г. в этом списке, размещенном на официальном сайте Минюста России, содержалось 3902 таких материала, из которых 540 (13,8 % от общего числа) были размещены за последние 7,5 месяцев (с 02.04.2016 г.)12.

Далее Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий

10 Контрольное производство по уголовному делу № 65/74-2016: по материалам следственного отдела по Индустриальному району г. Ижевска Следственного управления Следственного комитета РФ по Удмуртской Республике.

11 См.: Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 29.12.2012). Ст. 13. URL: www.consultant.ru

12 URL: http://minjust.ru/extremist-materials?field_ extremist_ content_value=&page=18&theme=mobile (дата обращения:

17.11.2016).

и массовых коммуникаций формирует Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято судом, включая материалы, признанные экстремистскими. После чего владелец сайта в сети Интернет и (или) провайдер хостинга должны принять меры по удалению запрещенной информации и (или) ограничению доступа к сайту в сети Интернет, содержащему запрещенную информацию13.

На втором уровне проводится выявление, пресечение и расследование конкретных фактов распространения экстремистских материалов в отношении конкретных лиц, зачастую не являющихся членами экстремистских сообществ (групп).

Как отражено в вышеуказанной «Стратегии...», государственная политика по противодействию экстремизму требует дальнейшего совершенствования. В качестве ее основных направлений, в частности, определены:

- в сфере законодательной деятельности: совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму в части, касающейся пресечения производства и распространения экстремистских материалов, в том числе на электронных носителях информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть Интернет;

- в сфере государственной информационной политики: осуществление мониторинга средств массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет, с целью выявления фактов распространения идеологии экстремизма, экстремистских материалов и незамедлительного реагирования на них; повышение эффективности работы уполномоченных органов государственной власти по выявлению и пресечению изготовления и хранения, а также распространения в средствах массовой информации и (или) информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть Интернет, экстремистских материалов, символики и атрибутики экстремистских

13 См.: «Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено"», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101. П. 5 «а», п. 12. URL: www.consultant.ru

организаций, иных материалов, содержащих призывы к религиозной и национальной вражде; создание и эффективное использование специализированных информационных систем с целью обеспечения правоприменительной практики в сфере противодействия экстремизму14.

В сфере реализации указанных направлений противодействия экстремизму следует отметить следующие проблемы правоприменительной практики и высказать предложения по их устранению.

Первая проблема, отмеченная В.Б. Батое-вым, помимо длительного срока внесения экстремистских материалов в вышеуказанный список Минюста России, - это отсутствие в нем систематизации размещенной информации, ее классификации по виду, информации о местонахождении в сети Интернет, расширенного механизма поиска информации15.

Вторая проблема обусловлена тем, что в ходе расследования уголовных дел и при принятии судебных решений о признании информационных материалов экстремистскими, при установлении либо неустановлении источника, из которого был взят конкретный материал и размещен на конкретной странице социальной сети, определенном сайте, в публикации средства массовой информации либо в ином месте, вопрос о возбуждении (выделении) уголовного дела (вынесении частного определения или постановления суда) в отношении неустановленных лиц, первоначально разместивших такой материал, не ставится.

С точки зрения вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, это, на первый взгляд, представляется обоснованным, поскольку невозможно установить у неустановленных лиц, первоначально разместивших такой материал, умысел на возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства. В то же время, именно для установления этих лиц и их умысла и требуется возбуждение уголовного дела и проведение предварительного расследования.

На наш взгляд, принятие решения о возбуждении уголовного дела по факту распространения материала, признанного судом экстремистским, будет обязательным также в случае внесения в УК РФ, по предложению Н.С. Гордеева, статьи «Массовое распространение экстремистских материалов, включен-

14 «Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года». П. 27.

15 См.: Батоев В.Б. Противодействие распространению экстремизма в сети Интернет // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2016. № 2. С. 110.

ных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов... »16.

На сегодняшний день представляется необходимым законодательно - либо на уровне Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, либо в межведомственном нормативном правовом акте - обязать органы следствия и суда при расследовании и рассмотрении уголовных дел, а также в рамках гражданского и административного судопроизводства, в случае неустановления лица (лиц), изготовивших материал, признанный экстремистским, решать вопрос о выделении (возбуждении) уголовного дела в целях дальнейшего установления виновных в рамках расследования нового уголовного дела.

В настоящее время подобная практика складывается при расследовании преступлений, связанных с изготовлением, распространением и публичной демонстрацией в сети Интернет порнографических материалов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет) (п. «б» ч. 3 ст. 242, п. «г» ч. 2 ст. 242.1, п. «б» ч. 2 ст. 242.2 УК РФ).

Так, по уголовному делу № 06/82-2016, направленному в суд по обвинению гражданина П. в совершении преступлений, предусмотренных п. «г» ч. 2 ст. 242.1, п. «б» ч. 3 ст. 242 УК РФ, по фактам размещения им в сети Интернет на социальном сайте «ВКонтакте» на своей странице под виртуальным вымышленным именем двух материалов с порнографическим аудиовизуальным изображением, в том числе одного несовершеннолетнего лица женского пола, материалы по изготовлению указанных порнографических изображений были выделены в отдельные производства, по которым возбуждены уголовные дела № 06/109-2016 по п. «г» ч. 2 ст. 242.1 УК РФ и № 05/1817-2016 по ч. 1 ст. 242 УК РФ17.

В целях определения единого источника изготовления (происхождения) экстремистских материалов, а также получения, сосредоточения, регистрации и оценки информации об обстоятельствах экстремизма и принятия мер по его пресечению18 представляется необходи-

16 Гордеев Н.С. К вопросу о необходимости криминализации массового распространения экстремистских материалов. С. 34.

17 Контрольное производство по уголовному делу № 06/82-2016: по материалам следственного отдела по Устинов-скому району г. Ижевска Следственного управления Следственного комитета РФ по Удмуртской Республике.

18 Зыков В.В., Лекомцев Д.В., Самошин А.В. Профилактика и меры противодействия зарождению экстремистских идей в молодежной среде // Библиотека криминалиста. 2015. № 5(22). С. 255.

мым введение не только вышеуказанных списка и реестра, но и криминалистического учета данных материалов с указанием их частных признаков.

В рамках данного учета, по нашему мнению, возможна идентификация как материала в целом (например, видеоролика), так и отдельных его элементов (например, изображений) либо участвующих лиц (по признакам внешности или голосу), а также способа его изготовления или создания информационного ресурса в сети Интернет, на котором он был размещен, либо оборудования, использовавшегося для его создания или размещения, либо автора использованного в нем печатного текста достаточного объема. На основании чего можно решать вопрос о соединении уголовных дел по фактам изготовления и распространения экстремистских материалов, совершенных одним экстремистским сообществом (группой), что позволит как активизировать привлечение его членов к уголовной ответственности и, соответственно, пресечь его экстремистскую деятельность, так и (в целях снижения искусственного роста регистрации таких преступлений, могущего возникнуть в случае реализации нашего предложения) снять с учета факты распространения одними и теми же лицами однородных экстремистских материалов.

Представляется, что ведение данного учета должно осуществляться на основе анализа проведенных различными экспертными учреждениями либо экспертами судебных экспертиз и электронных копий экстремистских материалов, предоставляемых органами следствия и суда, федеральным государственным экспертным органом - ФБУ «Российский федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте России» либо ФГКУ «Экспертно-криминалистический центр МВД России», поскольку для работы с экстремистскими материалами необходимы специальные знания как в области производства речеведческих экспертиз, так и видеофоноскопической, компьютерно-технической, портретной и, возможно, иных судебных экспертиз.

В дальнейшем необходимо организовать механизм использования результатов проверки экстремистских материалов по данному криминалистическому учету Генеральной прокуратурой РФ, Минюстом России и иными уполномоченными государственными органами в целях инициализации судебных решений о признании экстремистскими первоначально размещенных материалов, вновь размещенных на страницах

социальных сетей обвиняемых по расследуемому уголовному делу и о запрете их размещения, порядке привлечения следственными органами к уголовной ответственности либо уполномоченными органами - к административной ответственности лиц, занимающихся их изготовлением и размещением в сети Интернет, а также возможности осуществления оперативно-розыскной деятельности в целях выявления и пресечения деятельности лиц и экстремистских организаций, изготовивших и разместивших данные экстремистские материалы.

Основания и порядок формирования и использования криминалистического учета экс-

тремистских материалов по способу их изготовления, на наш взгляд, должен определяться федеральным законом, который будет обязателен для исполнения не только должностными лицами правоохранительных органов, но и судьями.

Представляется, что указанные предложения и рекомендации в случае их реализации позволят активнее реализовывать государственную политику по противодействию распространению экстремизма в информационно-телекоммуникационной сети Интернет с целью предотвращения негативного воздействия на молодое поколение и его склонения к экстремистской деятельности.

Пристатейный библиографический список

1. Батоев, В.Б. Противодействие распространению экстремизма в сети Интернет [Текст] // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. - 2016. - № 2. - С. 108-115.

2. Валькова, Т.В. Вопросы национального и международного права в противодействии экстремистским преступлениям в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе сети Интернет [Текст] / Т.В. Валькова, И.А. Суровенко, А.О. Влащенко // Соотношение национального и международного права по противодействию национализму, фашизму и другим экстремистским преступлениям : материалы международ. науч.-практ. конф., посвящ. выдающемуся российскому ученому Николаю Сергеевичу Алексееву (Москва, 30 окт. 2015 г.). - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. -С.79-83.

3. Гордеев, Н.С. К вопросу о необходимости криминализации массового распространения экстремистских материалов [Текст] // Российский судья. - 2016. - № 8. - С. 30-34.

4. Зыков, В.В. Профилактика и меры противодействия зарождению экстремистских идей в молодежной среде [Текст] / В.В. Зыков, Д.В. Лекомцев, А.В. Самошин // Библиотека криминалиста. Научный журнал. - 2015. - № 5 (22). - С. 251-257.

5. Каминский, М.К. Основы общей теории криминалистики [Текст] // Криминалистика : курс лекций для бакалавров : учеб. пособие / под ред. М.К. Каминского, А.М. Каминского. - 2-е изд., испр. и доп. - Ижевск : Институт компьютерных исследований, 2015. - 332 с.

6. Макогон, И.В. Экстремистская преступность и ее особенности [Текст] / И.В. Макогон, Л.В. Косарева // Соотношение национального и международного права по противодействию национализму, фашизму и другим экстремистским преступлениям : материалы международ. науч. -практ. конф., посвящ. выдающемуся российскому ученому Николаю Сергеевичу Алексееву (Москва, 30 окт. 2015 г.). - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - С. 164-168.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.