Научная статья на тему 'ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ МОЛОДЁЖНЫЙ СПОРТ: «ЗА» ИЛИ «ПРОТИВ»'

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ МОЛОДЁЖНЫЙ СПОРТ: «ЗА» ИЛИ «ПРОТИВ» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1115
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЁЖЬ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ СПОРТ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНОСТИ / ПАССИОНАРНАЯ ЭНЕРГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Буланова Э.В., Данилов А.В., Курова Т.В.

Существенным фактором, определяющим состояние здоровья молодежи, является поддержание оптимальной двигательной активности. Замечено, что за последние годы значительно возрос интерес современной молодёжи к экстремальным видам спорта. Среди учёных нет единой точки зрения по вопросу допустимости занятий молодёжью экстремальным спортом. Материалы. В работе представлен сравнительный анализ результатов исследований по вопросам занятий молодёжью экстремальными видами спорта, проведённый на основании изучения научной литературы. Методы исследования. Анализ и обобщение научной литературы, сравнительный анализ литературных данных. Результаты. В обществе существуют разнонаправленные отношения к занятиям молодёжью экстремальными видами спорта. Ряд учёных относят занятия экстремальными видами спорта к девиантным формам поведения, другие учёные, наоборот, считают экстремальные виды спорта способом профилактики девиантного поведения среди молодёжи. Психологические исследования позволили установить у лиц, занимающихся экстремальным спортом, более уравновешенный тип психики, обладающий высокой стрессоустойчивостью. Для лиц, занимающихся экстремальными видами спорта характерен высокий творческий потенциал, умение быстро реагировать в экстремальных ситуациях, хорошая физическая подготовка, высокий уровень здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Буланова Э.В., Данилов А.В., Курова Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTREME YOUTH SPORT: "FOR" OR "CONS"

Maintaining optimal physical activity is an essential factor in determining the health of young people. It is noticed that in recent years, the interest of modern youth in extreme sports is significantly increased. There is no single point of view among scientists on the issue of admissibility of youth practicing extreme sports. Materials. The paper presents a comparative analysis of the research results on the issues of youth engaging in extreme sports, carried out on the basis of the scientific literature study. Research methods. Scientific literature analysis and summarizing, comparative analysis of literature data. Results. In society there are multidirectional attitudes towards youth practicing extreme sports. A number of scientists classify extreme sports as deviant forms of behavior, other scientists, on the contrary, consider extreme sports as a way of preventing deviant behavior in young people. Psychological studies made it possible to establish a more balanced type of psyche with a high resistance to stress in persons involved in extreme sports. People who go in for extreme sports are characterized by high creative potential, the ability to react quickly in extreme situations, good physical fitness, and a high level of health.

Текст научной работы на тему «ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ МОЛОДЁЖНЫЙ СПОРТ: «ЗА» ИЛИ «ПРОТИВ»»

УДК: 796.017 DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-1-148-154

Экстремальный молодёжный спорт: «за» или «против»

Буланова Э.В.1*, Данилов А.В.1, Курова Т.В.2

'Тверской государственный медицинский университет

г. Тверь, Россия ORCID: 0000-0003-2336-3835, elina.bulanova@mail.ru* ORCID: 0000-0001-9292-3045, daniloff.aleksey@yandex.ru 2Тверская государственная сельскохозяйственная академия

Тверь, Россия

ORCID: 0000-0002-5169-9523, KurovaTV@bk.ru

Аннотация. Существенным фактором, определяющим состояние здоровья молодежи, является поддержание оптимальной двигательной активности. Замечено, что за последние годы значительно возрос интерес современной молодёжи к экстремальным видам спорта. Среди учёных нет единой точки зрения по вопросу допустимости занятий молодёжью экстремальным спортом. Материалы. В работе представлен сравнительный анализ результатов исследований по вопросам занятий молодёжью экстремальными видами спорта, проведённый на основании изучения научной литературы. Методы исследования. Анализ и обобщение научной литературы, сравнительный анализ литературных данных. Результаты. В обществе существуют разнонаправленные отношения к занятиям молодёжью экстремальными видами спорта. Ряд учёных относят занятия экстремальными видами спорта к девиантным формам поведения, другие учёные, наоборот, считают экстремальные виды спорта способом профилактики девиантного поведения среди молодёжи. Психологические исследования позволили установить у лиц, занимающихся экстремальным спортом, более уравновешенный тип психики, обладающий высокой стрессоустойчивостью. Для лиц, занимающихся экстремальными видами спорта характерен высокий творческий потенциал, умение быстро реагировать в экстремальных ситуациях, хорошая физическая подготовка, высокий уровень здоровья. Ключевые слова: молодёжь, экстремальный спорт, двигательная активность, психология экстремальности, пассионарная энергия.

Для цитирования: Буланова Е.В.*, Данилов А.В., Курова Т.В. Экстремальный молодёжный спорт: «за» или «против». Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(1): 148-154. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-1-148-154

Extreme youth sport: "for" or "cons"

Elina V. Bulanova'*, Aleksey V. Danilov', Tatyana V. Kurova T.V.2

'Tver State Medical University Tver, Russia

ORCID: 0000-0003-2336-3835, elina.bulanova@mail.ru* ORCID: 0000-0001-9292-3045, daniloff.aleksey@yandex.ru 2Tver State Agricultural Academy Tver, Russia

ORCID: 0000-0002-5169-9523, KurovaTV@bk.ru

Abstract: Maintaining optimal physical activity is an essential factor in determining the health of young people. It is noticed that in recent years, the interest of modern youth in extreme sports is significantly increased. There is no single point of view among scientists on the issue of admissibility of youth practicing extreme sports. Materials. The paper presents a comparative analysis of the research results on the issues of youth engaging in extreme sports, carried out on the basis of the scientific literature study. Research methods. Scientific literature analysis and summarizing, comparative analysis of literature data. Results. In society there are multidirectional attitudes towards youth practicing extreme sports. A number of scientists classify extreme sports as deviant forms of behavior, other scientists, on the contrary, consider

extreme sports as a way of preventing deviant behavior in young people. Psychological studies made it possible to establish a more balanced type of psyche with a high resistance to stress in persons involved in extreme sports. People who go in for extreme sports are characterized by high creative potential, the ability to react quickly in extreme situations, good physical fitness, and a high level of health.

Keywords: youth, extreme sports, physical activity, psychology of extremeness, passionate energy.

For citation: Elina V. Bulanova*, Aleksey V. Danilov, Tatyana V. Kurova T.V. Extreme youth sport: "for" or "cons". Russian Journal of Physical Education and Sports. 2021; 16(1): 148-154. DOI: 10.14526/20704798-2021-16-1-148-154

• ВВЕДЕНИЕ

Молодежь — это основная социальная возрастная группа, оказывающая фундаментальное воздействие на развитие и становление государства. В связи с этим особое внимание уделяется вопросам социализации, интеллектуального развития и формирования здоровья данной возрастной группы населения страны. Существенным фактором, определяющим состояние здоровья молодежи, является поддержание оптимальной физической активности [1]. Замечено, что за последние годы значительно возрос интерес современной молодёжи к различным новым видам спорта, особенно экстремальному спорту. Однако экстремальный спорт ряд исследователей относит к видам девиантного поведения [2]. Девиация, как известно, является отклонением от нормы.

Цель нашей работы: на основании изучениянаучнойлитературыпроанализировать современное состояние проблемы занятия молодёжью экстремальными видами спорта.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Для осуществления данного

исследования нами были использованы следующие методы: анализ и систематизация научной и методической литературы; обобщение передового педагогического опыта.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Экстремальные виды спортивного досуга в молодежной среде как правило расцениваются обществом как рискованные, главным в них считают стремление молодого человека к преодолению опасных для жизни ситуаций, а также поиск и переживание

острых ощущений. Экстремальный спорт О. А. Ахвердова и Н. Н. Волоскова обозначают как обобщенное название различных видов спорта, сопряженных с высотой, глубиной, скоростью, изначально связанных с различными опасностями, серьезным риском, травматизмом [3]. Как правило авторы указывают следующие причины занятия экстремальным спортом: получение предельно острых ощущений, балансирование на грани жизни и смерти; возможность постоянно поддерживать в себе обострённое чувство жизни; проявление аутоагрессии (активность, нацеленная на причинение себе вреда в физической и психической сферах); выброс гормона адреналина в кровь, что приводит к чувству эйфории. Рискованное поведение подростков и молодёжи ряд ученых объясняют биологической природой, обменными и гормональными особенностями организма. Г. А. Цукерман и Б. М. Мастеров считают, что в отдельных системах головного мозга у «любителей приключений» наблюдается сильная реакция на новые стимулы при изначально низком уровне норадреналина. По мнению ученых, эти люди чаще других испытывают скуку и живут в постоянных поисках опасных ситуаций. Их состояние улучшается только при активной выработке норадреналина. У таких молодых людей изначально «отмечается низкий уровень коркового возбуждения и рискованное поведение позволяет им достичь недостающего возбуждения» [4]. Лакреева А.В. считает, что причины рискованного поведения скрыты в психофизиологических особенностях данного возраста: импульсивности,

экстраверсии, эмоциональной неустойчивости, стремлении расширить границы дозволенного. В результате низкого порога восприятия

риска они идут на совершение социально и личностно опасных действий, правонарушений, употребляют психоактивные вещества [5]. Выявлено, что только у 10 % молодых людей имеется «внутренний запрет» на любую форму риска, но по мере взросления тяга к острым ощущениям снижается. У молодых людей быстро формируется социально-психологическая зависимость (навязчивая потребность в использовании привычных стимулов) от рискованных видов поведения, сопровождающаяся ростом толерантности и выраженными физиологическими и психологическими симптомами, причем рост толерантности - это привыкание ко все большей величине стимула. С целью поиска острых ощущений и желания вывести себя из состояния скуки, вызванной условиями комфортной среды, молодежь, как бы десоциализируясь и деградируя, отправляется на поиски все более сложных и жизненно опасных способов достижения удовольствия, прибегает к экстремальным видам спорта. Обычно по мере углубления зависимости старые проверенные способы перестают удовлетворять растущие потребности молодежи и усиливается вкус к опасности. Специалисты (физиологи, психологи, социологи) объясняют это существованием некоего экстремального гена, с которым при определенных условиях формируется тяга к рискованному девиантному поведению, расширяющему границы и заставляющему преодолевать страх. Освоенный элемент или трюк, являющийся составляющей экстремальных видов спорта, переходит в разряд опыта и умения и перестает приносить молодым людям ощущение новизны и остроты, что заставляет их стремиться к более трудному, рискованному элементу [6]. Учеными, занимающимися проблемой экстремального спортивного досуга, выявлено, что оценки стремления к острым, гедонистическим ощущениям, особенноповспомогательнойшкале стремления к возбуждающим впечатлениям и рискованным приключениям, у молодых людей, которые выбирают рискованный досуг, выше, чем у тех, кто предпочитает проводить досуг

иначе [7]. Это сообразуется с психологическими особенностями поколения современных молодых людей, которых исследователи относят к поколению «У» [8]. Большинство из них практически не сомневаются в собственной уникальности и исключительности. У них зашкаливает уровень нарциссизма, они живут в режиме постоянного ожидания похвалы и подтверждения собственной неповторимости. Для них свойственны оптимизм, настойчивость и толерантность. Они спокойнее относятся к кризисам и глобальным проблемам. В современной действительности отмечается снижение социальной активности среди молодого поколения, избегание активной жизненной позиции, отсутствие эмпатии, и как следствие, установление асоциальной направленности личности. Ориентация молодых людей на материальные блага, бездеятельность, желание чаще развлекаться, реже обучаться и бездействовать приводят к формированию у них ошибочных ценностей [9]. Вероятнее всего именно эти характеристики современной молодёжи способствовали тому, что экстремальные виды спорта приобрели такую популярность именно в XXI веке. Современные потребности молодежи и стремление отличаться от основной группы сверстников приводят к тому, что молодые люди начинают реализовывать себя путем занятий экстремальными видами спорта. Исследования американского психолога Лоуренса Стайнберга показали, что в присутствии сверстников молодые люди рискуют в два раза чаще. Эту особенность Стайнберг связывает с незрелостью нейронной сети, отвечающей за процесс оценки и анализа ситуации. Несовершеннолетние неспособны принять разумные решения, дать адекватную оценку опасности в кругу друзей. Их показные действия совершаются «на свой страх и риск», чтобы получить общественное признание [5].

Однако, необходимо отметить, что экстремальные виды спорта требуют высокого уровня физической подготовки. Экстремальная спортивная деятельность является сложно-координационным видом, характеризующимся

высокой степенью опасности для жизни и здоровья, наличием акробатических элементов, и подразумевает под собой серьезную кропотливую многогранную работу специалистов в организации физкультурно-спортивных занятий и мероприятий, и тренеров-преподавателей для оказания педагогического воздействия на спортсмена-экстремала [10]. Экстремальный спорт — это риск, поэтому нужно быть готовым к трудностям, в том числе психологическим. Спортсмен-экстремал должен обладать быстрой реакцией и в сложных ситуациях суметь быстро сориентироваться и решить проблему. В исследованиях Н.А. Павленко показано, что люди, занимающиеся экстремальным видом спорта, обладают определённым темпераментом [11]. Экстремальными видами спорта преимущественно увлекаются люди, имеющие тип темперамента - сангвиник. Для них характерна высокая психическая активность, энергичность, работоспособность, быстрота и живость движений, разнообразие и богатство мимики, быстрый темп речи, стремление к частой смене впечатлений. Они легко и быстро отзываются на окружающие события, легко и быстро переживают неудачи. Им характерны положительные эмоции, которые быстро возникают и быстро сменяются. Экстремалы психологически устойчивее солдат и пожарных. Молодым людям, занимающимся экстремальными видами спорта не свойственно переживать по поводу травм - их «посттравматическое расстройство» составляет лишь 10-20% от посттравматического стресса солдат и пожарных. Только три процента альпинистов страдает от посттравматического стресса. Среди пожарных эта цифра доходит до 20% [2].

По мнению специалистов, основными причинами травм при занятиях экстремальными видами спорта являются: состояние здоровья, недостаточная физическая подготовленность, несоблюдение техники безопасности, ошибки в технике движений [12]. Из этого можно сделать вывод, что при правильно организованном врачебно-педагогическом наблюдении можно избежать многих травм,

а правильный педагогический подход в организации тренировочного процесса поможет реализовать такой компонент здорового образа жизни, как полноценная двигательная активность, с учётом психологических стремлений современной молодёжи. Известно, что спортсмены-экстремалы с более высоким уровнем планомерности в ситуациях тренировок и соревнований более адекватно оценивают свои возможности (что позволяет избежать неоправданного риска), учитывают больше факторов (экипировка, техника безопасности) и действуют более обдуманно, тем самым снижая вероятность получения травмы [13].

Тренировочный процесс играет приоритетную роль в становлении личности молодого человека, развитии физических и нравственно-волевыхкачеств,координационных способностей, укреплении здоровья. Многие авторы подчеркивают положительное влияние интенсивных физических нагрузок на психическое здоровье и благополучие [14]. В исследовании Е. Вгутег и R. Schweitrer показано, что занятия экстремальными видами спорта помогают обрести «чувство свободы». Авторами выделено 6 элементов свободы: ограничение движений, отсутствие контроля над движением, отсутствие страха, существование один на один с собой, выбор и ответственность [15].

В основе всех экстремальных видах спорта лежит способность владения собственным телом и его постоянное испытание на прочность, тренировка гибкости, координации, скоростно-силовых способностей. Анализ социологических опросов молодых людей, занимающихся экстремальными видами спорта, свидетельствует о том, что в основе достижения успеха в занятиях у них лежит отрицание всяческой «показухи», стремления работать на «публику», противление превращению самого себя в некий афишированный брэнд. В основе исполнения трюков лежит использование исключительно собственного тела. Никакие специальные технические приспособления, облегчающие выполнение трюка, не допускаются. Необходимыми компонентами занятия экстремальным спортом

являются прежде всего внутренняя гармония, союз собственного тела и духа, преодоление страхов и недостатков, а также правильное и сбалансированное питание. В основе получения удовольствия от экстремальных занятий лежит принципиальное качественное расширение границ возможностей, открытие новых форм преодоления и свободного перемещения в пространстве. В каком-то смысле для молодёжи, занимающейся экстремальными видами спорта, цель занятий - саморазвитие. Наслаждение, получаемое в процессе данных занятий, отчасти сродни наслаждению от полета, легкого парения в воздухе - давней и несбыточной мечты человека. Именно наслаждение полетом и покорением высоты доминирует в основе всех экстремальных занятий, которые лежат на грани между активным отдыхом и трюковым спортом

[16,17,18].

Итак, сопоставляя особенности занятий экстремальными видами спорта и психолого-педагогические особенности современной молодёжи, можно сделать заключение о необходимости развития данного направления в физической культуре образовательных организаций и в спорте, как одной из форм организации двигательной активности учащихся.

Активное развитие экстремальных видов спорта помогает решать такую важную социальную задачу, как разрядка агрессивных влечений и состояний. Агрессивное поведение в современном обществе широко распространено. Люди работают в бешеном ритме, огромные физические и психологические нагрузки, шум, экологические проблемы и повышенный уровень урбанизации — всё это отрицательно влияет на человека. В этих условиях распространенными способами восстановления часто становятся алкоголь и наркотики. Крайне важно отметить, что занятия экстремальными видами спорта составляют реальную альтернативу таким способам.

С другой стороны, современное общество характеризует свобода получения знаний, передвижений, возможность созидания и исполнения любых желаний и помыслов,

возросший поток мигрантов, многочисленность контактов, череда стремительно меняющихся событий и их оценок, необходимость оперативного принятия решений в самых различных, в том числе нестандартных и даже экстремальных ситуациях. В таких сложных условиях экстремальность побуждает человека к проявлению максимальной активности нахождения оптимальных путей выхода из любых ситуаций, что способствует саморазвитию. «Экстремальность как максимальное проявление активности человека, необходимое и важное условие его существования в современном мире. Благодаря экстремумам человек способен развиваться» [17]. Отсутствие возможности реализации в таких условиях внутренней активности приводит к накоплению внутренней энергии, которая проявляется в агрессивности. Огромный потенциал такой энергии (её принято называть пассионарной энергией) имеется у подростков и молодёжи. Лица, обладающие высокой пассионарной энергетикой, как правило, обладают весьма жесткой системой ценностных предпочтений и ограниченными личностными привязанностями, для них нет полутонов: есть черное и белое, истина и ложь, свои и чужие. Регулирование пассионарной энергии, в первую очередь молодежи, всегда осуществлялось обществом. Так, в СССР осваивались необжитые пространства и территории, например, поднятие целины, осуществлялось крупное строительство, так называемые «стройки века». Участвовать в этих проектах, получить комсомольскую путевку было заветной мечтой активных молодых людей. Именно здесь, в сложных, но полных романтики экстремальных условиях жизни и быта, они могли самореализоваться и самоутвердиться. Здесь рождались новые герои труда, рекорды, здесь кипела жизнь, страсти и в государственном масштабе происходило регулирование пассионарной энергии [18]. Другим направлением регуляции пассионарной энергии является ее замещение такими формами, как рискованные виды деятельности: экстремальные виды спорта; экстремальные игры, в т.ч. с элементами имитации

боевых действий; экстремальный туризм; познавательно-развивающие: виртуальные игры, участие молодежи в общественной деятельности и т.п. [18].

Из этого следует вывод, что экстремальные виды спорта выступают в роли управления экстремальностью молодежи посредством регулирования пассионарной энергии и являются эффективным методов снижения разнообразных девиаций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на основании проведённого исследования можно сделать следующие выводы:

1. В обществе существуют разнонаправленные отношения к занятиям молодёжью экстремальными видами спорта. Ряд учёных относят занятия экстремальными видами спорта к девиантным формам поведения, другие учёные, наоборот, считают экстремальные виды спорта способом профилактики девиантного поведения среди молодёжи.

2. Психологические исследования позволили установить у лиц, занимающихся экстремальным спортом, более уравновешенный тип психики, обладающий высокой стрессоустойчивостью.

3. Для лиц, занимающихся экстремальными видами спорта характерен высокий творческий потенциал, умение быстро реагировать в экстремальных ситуациях, хорошая физическая подготовка, высокий уровень здоровья.

4. Исходя из психолого-педагогических особенностей современного поколения молодых людей перед государством встаёт задача разработки методического обеспечения для занятий экстремальными видами спорта, создание материальной базы в образовательных организациях и подготовка тренерско-педагогических кадров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Данилов А.В., Буланова Э.В., Скорб М.В. Анализ влияния тренировочного занятия в секции волейбола на умственную работоспособность и уровень тревожности

студентов медицинского вуза. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2020; 15(2): 108-114. DOI:i0.i4526/2070-4798-2020-15-2-108-114.

2. Тимофеев А.И., Кузнецова В.В. Экстремальный спорт: проблема критериев. Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2015; 7(125): 220- 224.

3. Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н. Экстремальные виды спорта как проявление зависимого поведения у подростка. Наука. Инновации. Технологии. 2012; 79(2). URL: https://cyberleninka.ru/journal/n/nauka-innovatsii-tehnologii?i=859425

4. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития: монография. Москва: Интерпракс. 1995: 288.

5. Лакреева А.В., Варуха Л.В. Склонность к риску как фактор девиантного поведения подростков. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016; 24: 141-146.

6. Вакула И.М., Загутин Д.С. Экстремальный спортивный досуг и транспортные девиации как проявление аддиктивного поведения в среде современной Российской молодёжи. Юристъ-Правоведъ. 2018; 3(86): 32-37.

7. Volkov Yu.Yu., Krotov D. V., Rachipa A. V., Zagutin D. S., Zhapuev Z. A. Definition of the subjectivity of financial capital in sociological science. Indian Journal of Science and Technology. 2016; 9(5): 1-9.

8. Шамис Е., Антипов А. Теория поколений. Маркетинг. Менеджмент. 2007; 6. URL: http://old.executive.ru/publications/ specialization/newfolder8086/articl.

9. Иванушкина Е.В. Поколение «миллениалов». Портрет в контексте образования. Теория и практика воспитания: педагогика и психология: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Л. С. Выготского (Москва, 7-8 июня 2016 года). М.: Изд-во Московского психолого-социального университета. 2016: 357-360.

10. Иванов В.А. Об интенсификации экстремальных видов спорта в молодёжной среде страны и потребностях в квалифицированных специалистах. Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2016; 9(139): 73-77.

11. Павленко Н.А. Темперамент и увлечённость экстремальными видами спорта. Вестник КГУ им. НА. Некрасова. 2008; 14(5):

153-156.

12. Laver L., Pengas I., Mei-Dan O. Injuries in extreme sports. Journal of Orthopaedic Surgery and Research. 2017; 12: 2-8. DOI: 10.1186/s13018-

017-0560-9.

13. Ловягина А.Е., Хвацкая Е.Е., Волков Д.Н. Показатели спортивного травматизма у представителей экстремальных видов спорта с разными особенностями психической саморегуляции. Человек. Спорт. Медицина. 2019; 19(1): 117-123.

14. Astalos M., Wijndaele K., Bourdeaudhuij I. De, Philippaerts R., Matton L., Duvigneaud N., Thomis M., Lefevre J., Cardon G. Sport participation and stress among women and men. Psychology of Sport and Exercise. 2012; 13: 466 - 483.

15. Сопов В.Ф. Психические состояния в напряженнойпрофессиональнойдеятельности.

М.: Акад. Проспект: Трикста. 2005: 128.

16. Бородовская М.А. Страсть к экстремальности. НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ. Серия Философия. Социология. Право. 2012; 14(133) Выпуск 21: 173-177.

17. Остроухова Л.Ф. Экстремизм и экстремальность. Экстремизм и средства массовой информации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб., «Астерион». 2006: 39.

18. Завьялова Н.В. Сущностные характеристики экстремальности. Историческая и социально-образовательная мысль. 2013; 6(22): 114-120.

Статья поступила в редакцию: 20.02.2021

Буланова Элина Витальевна - старший преподаватель, Тверской государственный медицинский университет, 170000, Россия, г. Тверь, ул. Советская, дом 4, e-mail: elina.bulanova@ mail.ru

Данилов Алексей Витальевич - старший преподаватель, Тверской государственный медицинский университет, 170000, Россия, г. Тверь, ул. Советская, дом 4, e-mail: daniloff.aleksey@ yandex.ru

Курова Татьяна Витальевна - кандидат педагогических наук, доцент, Тверская государственная сельскохозяйственная академия, 1709046 Россия, г. Тверь, ул. Маршала Василевского (Сахарово), дом 7, e-mail: KurovaTV@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.