УДК 615.825:796.421 DOI: 10.14526/2070-4798-2019-14-2-53-59
Критерии дозирования нагрузки в процессе физкультурно-оздоровительного занятия, организованного способом «Исторический терренкур»
Буланова Э.В., Кузьмина М.О., Какалия В.Ш.
Тверской государственный медицинский университет,
Тверь, Россия ORCID: 0000-0003-2336-3835, [email protected] ORCID: 0000-0002-1685-0443, [email protected] ORCID: 0000-0002-9899-6592, [email protected]
Аннотация: Наблюдения за современными тенденциями в двигательной активности среди студенческой молодёжи позволяют сделать заключение об отрицании юношами и девушками традиционных форм физкультурных занятий и выборе направлений, наиболее соответствующих их стилю жизни, социально-психологическому статусу, морфо-функци-ональным возможностям. Это определяет педагогическую задачу модернизации системы физического воспитания в вузе и разработки новых форм проведения занятий со студенческой молодёжью. Материалы. В работе представлены результаты исследования влияния физкультурно-оздоровительного занятия, организованного способом «Исторический терренкур», на функциональное состояние и самочувствие студентов специального медицинского отделения. В целях разработки критериев дозирования нагрузки на маршрутах «Исторического терренкура» проведено 4 экспериментальных занятия, дифференцированных по параметрам нагрузки. В эксперименте приняли участие 132 студента, отнесённых по состоянию здоровья к спецгруппе. Методы исследования. Педагогический эксперимент, опрос по жалобам на самочувствие, тестирование уровня самочувствия по баллам, социологический опрос, статистическая обработка полученных данных, анализ и обобщение полученных результатов. Результаты. Дозировать нагрузку на маршрутах «Исторического терренкура» следует, во-первых, по скорости передвижения - количество шагов в минуту, во-вторых, по продолжительности маршрута - общее время терренкура. Заключение. Физкультурно-оздоровительные занятия, организованные способом «Исторический терренкур», получили высокую оценку у студентов специального медицинского отделения и могут быть рекомендованы как новая форма проведения уроков физической культуры для учащейся молодёжи.
Ключевые слова: студенческая молодёжь, специальная медицинская группа по физической культуре, дозированная ходьба.
Для цитирования: Буланова Э.В., Кузьмина М.О., Какалия В.Ш. Критерии дозирования нагрузки в процессе физкультурно-оздоровительного занятия, организованного способом «Исторический терренкур». Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; 14(2): 53-59. DOI:i0.i4526/2070-4798-20i9-i4-2-53-59.
Criteria of the load dosing during physical culture and health improving lesson, organized by means of "Historical Terrainkur"
Elina V. Bulanova*, Maria O. Kuzmina, Vladimir Sh. Kakaliya
Tver State Medical University Tver, Russia
ORCID: 0000-0003-2336-3835, [email protected] ORCID: 0000-0002-1685-0443, [email protected] ORCID: 0000-0002-9899-6592, [email protected]
Abstract: Observing modern tendencies in motor activity among students we came to the conclusion that boys and girls deny traditional forms of physical culture lessons and choose the directions. They mainly correspond with students' style of life, social and psychological status, morpho-functional abilities. It conditions pedagogical objective to modernize physical
upbringing system at a higher educational establishment and create new forms of lessons organization with students. Materials. The research work presents the results of physical culture and health improving lessons (organized by means of "Historical Terrainkur") influence on medical department students' functional state and health. We held 4 experimental lessons. They were differentiated according to the parameters of the load, in order to create the criteria of the load dosing on the routes of "Historical Terrainkur". 132 students took part in the experiment. They all belonged to a special group of health. Research methods. Pedagogical experiment, a survey according to complains of health state among students, testing students' health state according to points, sociological survey, statistical data handling, research results analysis and summarizing. Results. It is necessary to dose the load on "Historical Terrainkur" routes according to the following: speed of movement - the quantity of steps within one minute, the duration of the route - general time of terrainkur. Conclusion. Physical culture and health improving lessons, organized by means of "Historical Terrainkur", were highly appreciated by students of a special medical department. They can be recommended as a new form of physical culture lessons organization for students.
Keywords: students, physical culture special medical group, dosed walking.
For citations: Elina V. Bulanova, Maria O. Kuzmina, Vladimir Sh. Kakaliya. Criteria of the load dosing during physical culture and health improving lesson, organized by means of "Historical Terrainkur". The Russian Journal of Physical Education and Sport. 2019; 14(2): 53-59. DOI 10.14526/2070-4798-2019-142-53-59.
ВВЕДЕНИЕ
По данным углублённого медицинского осмотра студентов Тверского государственного медицинского университета 2016-2018 гг. поступления, 33,6% отнесено к специальной медицинской группе. По ведущему диагнозу студенты, имеющие хронические заболевания, распределились следующим образом: патология сердечно-сосудистой системы (ССС) - 32%, опорно-двигательного аппарата - 28,6%, болезни глаз - 15,6%, эндокринной системы - 7,5%, органов дыхания - 6,1%, органов пищеварения - 2,7%, нервно-психические заболевания - 2,7%, болезни крови - 2,7%, гинекологические заболевания - 1,4%, болезни кожи - 0,7%. Низкие функциональные возможности сердечной мышцы установлены у 60,8% студентов младших курсов, сколиоз 1-2 степени - у 77,9%, варикозное расширение вен нижних конечностей разной степени выраженности - у 70,4%, вегето-сосудистая дистония - у 55,4%. Как правило, на занятиях по физической культуре в специальную группу объединяются студенты с различными хроническими заболеваниями, что требует оптимизации построения физкультурно-оздоровительного занятия с учётом противопоказанных видов нагрузок при всех патологиях. Такая ситуация поставила перед нами задачу подбора адекватных средств и методов физического воспитания,
обладающих максимально оздоровительными воздействиями и максимально устраняющими негативные воздействия на организм занимающегося, имеющего хронические заболевания. Ряд исследователей предлагают использовать на занятиях со студентами с ослабленным здоровьем дозированную ходьбу [1,2,3]. Дозированная ходьба нормализует периферическое кровообращение [4], способствует воспитанию навыка правильной осанки [5], оптимизирует состояние центральной и вегетативной нервной систем и внутренних органов [6], способствует сжиганию жиров [3]. Маршруты при выполнении дозированной ходьбы предлагается прокладывать в местностях с красивым ландшафтом, что способствует расслабляющему воздействию на психоэмоциональную сферу [7,8,9,10]. При попытке реализовать предлагаемый способ проведения физкультурно-оздоровительных занятий со студентами специальной группы мы столкнулись с двумя основными трудностями: первая - расположение вуза в центре города, вдали от природных ландшафтов, вторая - нарастание у современной молодёжи отрицательного отношения к устоявшимся физкультурным традициям в учреждениях высшего образования и стремление к формированию новых стереотипов двигательной активности. В связи с этим мы модернизировали методику дозированной ходьбы,
разработав систему «Исторический терренкур». Мы проложили маршруты в исторической части города Тверь, сосредоточив их в районе бывшего Тверского кремля. Перед началом терренкура со студентами проводится беседа о влиянии дозированной ходьбы на функциональное состояние различных систем организма, объясняется техника правильной ходьбы, даются рекомендации по перемещению на этапах. Студенты стартуют от здания вуза, двигаясь за преподавателем по определённому маршруту в заданном темпе. Через конкретное количество шагов предусматривается остановка около исторического объекта. На остановке выполняются дыхательные упражнения, а также в течение 1-2 минут студенты получают информацию об истории расположенного на ней объекта. Рассказ иллюстрируется древними изображениями на фотографиях, литографиях, рисунках, картинах. Один и тот же маршрут студенты проходят 2 раза в неделю в течение двух и более месяцев (в зависимости от тренирующего воздействия). На каждом занятии информация об историческом объекте расширяется и дополняется новыми историческими сведениями. По мере овладения студентами информацией об истории объектов, расположенных на маршруте, студенты переводятся на новый исторический маршрут с новыми историческими объектами. В связи с отсутствием в литературе описания методик проведения дозированной ходьбы способом «Исторический терренкур» на начальном этапе нам потребовалось выработать критерии дозирования нагрузки на подобных маршрутах.
Цель исследования: выработать критерии дозирования нагрузки в процессе физкультурно-оздоровительного занятия, организованного способом «Исторический терренкур».
Задачи исследования:
1. Разработать маршруты для дозированной ходьбы.
2. Провести со студентами специального медицинского отделения физкультурные занятия, организованные способом «Исторический терренкур».
3. Оценить динамику функционального состояния и самочувствия студентов в процессе терренкура.
4. Установить корреляционную зависимость между функциональным состоянием студентов и нагрузочными параметрами.
5. Сравнить динамику самочувствия студентов на разных маршрутах.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняли участие студенты 1-2-го курсов Тверского государственного медицинского университета, отнесённые по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, в количестве 132 человека, средний возраст - 18±1 лет. Студентам были предложено пройти по четырём маршрутам:
МТ-1 - маршрут низкой интенсивности -предложена умеренная скорость передвижения, малая продолжительность и протяжённость терренкура, низкая плотность занятия;
МТ-2 - маршрут средней интенсивности -большие по сравнению с МТ-1 протяжённость маршрута и скорость ходьбы;
МТ-3 - маршрут высокой интенсивности -средняя скорость передвижения, средняя продолжительность и протяжённость маршрута, средняя плотность занятия;
МТ-4 - маршрут очень высокой интенсивности - большие скорость ходьбы, протяжённость и продолжительность маршрута по сравнению с МТ-3, средняя плотность занятия (таблица 1).
На всех маршрутах плотность занятия соответствовала требованиям построения физкультурного занятия со студентами специальной медицинской группы.
Таблица 1 - Параметры маршрутов дозированной ходьбы
Нагрузочные параметры Маршруты (МТ)
МТ-1 МТ-2 МТ-3 МТ-4
Протяжённость маршрута (шаги) 1600 1800 2250 3000
Продолжительность маршрута (мин) 35 35 40 45
Продолжительность нагрузки (мин) 20 20 25 30
Плотность занятия (%) 57 57 63 67
Ориентировочная скорость на маршруте (шаг/ мин) 85 90 90 100
Наличие участков восхождения (абс.) 1 1 3 3
Студентам было предложено передвигаться в быстром темпе («ходьба в быстром темпе») за преподавателем.
Предмет исследования: функциональные показатели (пульс, прирост пульса на нагрузку, скорость передвижения на этапах маршрутов), самочувствие студентов, параметры маршрутов дозированной ходьбы.
В начале маршрута, на остановках и в конце маршрута осуществлялась регистрация пульса (Р5) и жалоб на самочувствие (ЖС), оценка самочувствия (ОС) и пульса (ОPs) по 5-балльной шкале [8], регистрация времени передвижения между остановками (Тн), времени отдыха на остановках (То), общего времени маршрута (Т). Во время передвижения студенты осуществляли самостоятельный подсчёт количества пройденных между остановками шагов (КШО), рассчитывали величину скорости передвижения ^=К-ШО/Тн). Осуществлён расчет плотности занятия (ПлЗ=Тн/Т*100). Корреляционная связь между параметрами нагрузки (скорость передвижения, время нагрузки, количество пройденных шагов), реакцией пульса на нагрузку и динамикой самочувствия определена по коэффициенту Пирсона (г), достоверность оценена по доверительному коэффициенту 0:>3"). Достоверность различий между средними значениями параметров установлена по коэффициенту Стьюдента, за доверительный интервал принято значение р<0,05.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Полученные результаты представлены в та-
блицах 2,3,4.
Установлено влияние на исходное самочувствие студентов и его динамику в процессе терренкура времени суток, когда проводилась дозированная ходьба, и величины предшествовавшей ей теоретической нагрузки. Студенты предъявляли жалобы на головную боль, голод, сопровождавшийся болью в животе, першение в горле, психоэмоциональное напряжение. В процессе «Исторического терренкура» на всех маршрутах отмечена положительная динамика самочувствия студентов. Однако выявлена его корреляция с продолжительностью нагрузки, временем суток и скоростью передвижения на этапах. Самая низкая положительная динамика самочувствия студентов установлена на маршруте очень высокой интенсивности (МТ-4). Несмотря на то что у 17,9% оценка самочувствия к концу маршрута повысилась, 10,3% участников эксперимента стали предъявлять жалобы на выраженную усталость, боль в теле. К концу маршрута высокой интенсивности (МТ-3) студентов беспокоил только сильный голод (17,6%). На этом маршруте установлена самая высокая положительная динамика жалоб. Однако по оценке самочувствия в баллах динамика незначительная. Статистически значимая динамика самочувствия зарегистрирована на маршруте средней интенсивности (МТ-2). Значительная, но статистически не значимая динамика самочувствия установлена на маршруте низкой интенсивности (МТ-1).
Показатель Маршрут (МТ)
1 2 3 4
Время суток 11.00 13.00 15.00 16.00
ОС (балл) исходное 3,6±0,2 3,8±0,1 3,1±0,3 # 3,5±0,1 #
контроль 3,8±0,2 4,12±0,08 3,3±0,3 ## 3,6±0,13###
Таблица 2 - Динамика функционального состояния студентов на маршрутах (М±т)
Динамика самочувствия (% лиц) улучшилось 31,3 40 23,5 17,9
ухудшилось 6,2 11,7 11,8 10,3
не изменилось 62,5 43,3 64,7 71,8
ЖС (% лиц) исходное 12,5 10 46,7 *## 15,4
контроль 6,2 6,7 17,6 10,3 §
Ps исходный (уд/мин) 98,1±4,4 88,9±1,8* 93,2±3,8 84,6±2,0**§
А Ps в середине МТ 31,7±2,2 39,6±2,7* 48,1±5,4 49,3±3,2***#
А Ps на высоте нагрузки 41,5±5,3 52,2±2,5*** 59,8±6,0 ** 55,8±4,7*§§§
А Ps в конце МТ 15,1±4,4 26,7±1,5* 24,9±5,0 38,3±3,7***##§
Время МТ (ВМТ) (мин) 30,4±0,15 30,8±0,14 42,4±0,14 ***### 44,3±0,4 ***###§§§
Время нагрузки (ВН) (мин) 19,1±0,5 20,1±0,3 27,6±0,6 ***### 29,7±0,6 ***###§§
Время отдыха (мин) 11,3±0,4 10,7±0,3 14,8±0,5 ***### 14,6±0,5 ***###
Плотность занятия (ПЗ) (%) б2,8±1,4 65,4±1,0 65,1±1,2 67,0±1,1*
КШО всего (абс.) 1б85±2б,6 1859±10,9 *** 2693±23,1 ***### 2883±40,5 ***###§§§
КШО среднее (абс.) 337,0±5,3 309,0±2,2 *** 385,0±3,3 ***### 360,0±5,1 **###§§§
^р (шагов/мин) 87,8±2,5 98,0±2,1 ** 99,9±1,9 *** 106,0±3,3 ***#
^р (шагов/час) 5318±1б0 5641±114 5902±130 ** 5922±174*
*** - р<0,001); # - различие по отношению к маршруту 2; § - различие по отношению к маршруту 3
Таблица 3 - Корреляция показателей на начало и конец маршрута (г)
Псил^атЕль Рь иск ОР?. ысх ? Р& в концг \ГГ 7 Время суток Т Тн ПпЗ К ш о
ысх -01А 0,5 0,25 0,039 -0,6
ксшт ОС 0.04 015 -0,05 -оа -0.55 - 0^8" -0,8м 0,31 0,6 8м
0,66м 0,71м - 0,71м - 0,62 -0,06 -0,8м - 0,74" 0,51 ОЛ 4
иск 0:26 - 0*47 оа 0,01 0,58
жс конт -0,05 0Д6 -0,01 0^5 0,75* 0,72 м 0,71* -0Д5 0,6 5
7 0,4 - 0,55 0,0007 0,43 0,41 0,46 ОДЗ 0,3 5
Установлены следующие виды корреляцион- мочувствие в конце маршрута, между интенсив-
ной связи:
сильная прямая
между скоростью и уве-
ностью нагрузки и динамикой пульса;
средняя прямая - между скоростью и дина-
личением пульса к концу занятия, между про- микой пульса в процессе ходьбы;
тяженностью маршрута и приростом пульса на нагрузку, между исходным пульсом и динамикой самочувствия студентов в процессе дози-
сильная обратная - между продолжительностью занятия и оценкой самочувствия на конец маршрута, между продолжительностью занятия
рованной ходьбы, между продолжительностью и динамикой самочувствия, между продолжи-терренкура и количеством жалоб на плохое са- тельностью нагрузки и оценкой самочувствия на
конец маршрута, между продолжительностью нагрузки и динамикой самочувствия;
средняя обратная - между исходным пульсом и скоростью передвижения, между протяжённостью маршрута и оценкой самочувствия в конце маршрута.
Таблица 4 - Корреляция пока
На маршрутах в процессе ходьбы динамика пульса зависела от скорости передвижения (средняя прямая корреляционная связь) и от времени передвижения между этапами (слабая обратная корреляционная связь).
1телей в течение маршрута (г)
Показатель Нагрузка (ходьба в заданном темпе)
интенсивность V Тн (мин) КШО
Прирост пульса на нагрузку 0,97" 0,63" - 0,33 - 0,07
Во время передвижения динамика показателей функционирования сердечно-сосудистой системы зависела от скорости передвижения, на динамику пульса не оказывало влияния время передвижения и количество пройденных шагов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разработанные маршруты для дозированной ходьбы оказывают разное воздействие на функциональное состояние студентов с ослабленным здоровьем.
Интенсивность нагрузки на маршруте оказывает прямое воздействие на динамику пульса; положительная динамика самочувствия зарегистрирована при нагрузках низкой и средней интенсивности.
Установлена зависимость динамики пульса от скорости передвижения, а самочувствия студентов - во-первых, от продолжительности нагрузки, во-вторых, от скорости передвижения, в-третьих, от предшествовавшей занятию теоретической нагрузки, в-четвёртых, от протяжённости маршрута.
Наибольшая положительная динамика функционального состояния студентов установлена на МТ-2 (маршруте средней интенсивности).
Все студенты дали положительную оценку физкультурным занятиям, организованным способом «Исторический терренкур».
Таким образом, нагрузка на маршрутах «Исторический терренкур» должна дозироваться, во-первых, по скорости передвижения, во-вторых, по общей продолжительности маршрута. При выборе маршрута следует учитывать
уровень предшествовавшей дозированной ходьбе нагрузки на теоретических занятиях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васильковская Ю.А., Малыгина Л.В., Тумасян Ю.А., Федякина Л.К. Особенности использования терренкура и ходьбы с палками (Nordic walking) в физическом воспитании студентов. Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2016; 3(133): 47-49.
2. Кряжевских Н.С., Капилевич Л.В. Применение терренкуров на занятиях по физическому воспитанию для групп отделения лечебной физической культуры. Вестник Томского государственного университета. 2014; 379: 181-183.
3. Эльгайтаров А.А., Эльгайтарова Л.П., Джаубаев Ю.А., Петьков В.А., Романов Д.А. Многокилометровая ходьба как средство оздоровления и физической рекреации студентов. Вестник АГУ. 2016; 2(178): 147-154.
4. Fukunaga T., Kawakami Y., Kubo K., et al. Muscle and tendon interaction during human movements. Exerc. Sports Sci. Rev. 2002; 30: 106110.
5. Зыгман И.В. Скандинавская ходьба и терренкур как форма физического оздоровления студентов специальных медицинских групп УО «Витебский государственный медицинский университет». Современные методы формирования здорового образа жизни у студенческой молодёжи: сб. науч. статей. Минск: Изд. Центр БГУ. 2017: 179-183.
6. Fairclough S.J., Stratton G. 'Physical education makes you fit and healthy'. Physical education's contribution to young people's physical activity levels. Health Education Research. 2005;
20(1): 14-23. DOI: I0.i093/her/cygi0i.
7. Gobbi R.M., Davies I.G., Fairclough S.J., Mackintosh K.A., Warburton G.L., Stratton G., ..., Boddy L.M. Clustered cardiometabolic risk, cardiorespiratory fitness and physical activity in 1011 year old children. The CHANGE! Project baseline. Archives of Exercise in Health and Disease. 2012; 3: 207-213.
8. Hallal P.C., Andersen L.B., Bull F.C., Guthold R., Haskell W., Ekelund U. Global physical activity levels: Surveillance progress, pitfalls, and prospects. The Lancet. 2012; 380(9838): 247-257. DOI: 10.1016/80140-6736(12)60646-1.
9. Kristensen P.L., Korsholm L., Moller N.C., Wedderkopp N., Andersen L.B., Froberg K. Sources of variation in habitual physical activity of children and adolescent: The European youth heart study. Scandinavian Journal of Medicine and Science in Sports. 2008; 18(3): 298-308. DOI: io.iiii/j.i6oo-0838.2007.00668.x
10. McKenzie T.L., Sallis J.F., Kolody B., Faucette F.N. Long term effects of a physical education curriculum and staff development program: SPARK. Research Quarterly for Exercise and Sport. 1997; 68(4): 280-291. DOI: 10.1080/027 01367.1997.10608009.
Статья поступила в редакцию: 19.04.2019
Буланова Элина Витальевна - старший преподаватель, Тверской государственный медицинский университет, 170042, Россия, г. Тверь, переулок Никитина, дом 8, корпус 3, кв. 10, e-mail: [email protected]
Кузьмина Мария Олеговна - студент, Тверской государственный медицинский университет, 170042, Россия, г. Тверь, переулок Никитина, дом 8, корпус 3, кв. 10, e-mail: [email protected]
Какалия Владимир Шаликович - ассистент, Тверской государственный медицинский университет, 170042, Россия, г. Тверь, переулок Никитина, дом 8, корпус 3, кв. 10, e-mail: [email protected]