УДК: 796.03 DOI: 10.36028/2308-8826-2019-7-4-32-42
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА В XX-XXI ВВ.
В.А. Иванов, И.В. Манжелей
Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия
Аннотация
Целью исследования является изучение и систематизация опыта развития экстремальных видов спорта в мире в XX-XXI вв.
Методы и организация исследования. Теоретико-прикладной анализ генезиса экстремальных видов спорта был осуществлен с опорой на интеграцию научного знания и опыта отечественных и зарубежных ученых в сфере управления физической культурой и спортом, социальной психологии и педагогики; социологии личности и молодежных субкультур. В ходе теоретического и эмпирического исследования проведен анализ литературных источников, средств массовой информации и результатов онлайн-опроса. По итогам проведенного исследования была осуществлена систематизация моделей развития экстремальных видов спорта.
Результаты исследования. Исследования заключаются в систематизации международного опыта развития экстремальных видов спорта в ХХ-XXI вв. и выделении четырех моделей (американская, европейская (западная и восточная), азиатская и российская), различающихся по предпосылкам развития, культивируемым видам спорта, целевым ориентирам, принципам и характерным особенностям. Заключение. Подводя итоги анализа развития экстремальных видов спорта в ХХ-ХК вв. в мире, мы пришли к выводу, что уровень развития экстрима в молодежной среде во многом зависит от географического положения стран, современных социально-экономических условий, в которых находится молодое население стран; государственной политики в сфере физической культуры и спорта; уровня урбанизации городов и их инфраструктуры; социальной активности молодежи и частных коммерческих структур; функционирования средств массовой информации.
Ключевые слова: экстремальные виды спорта, генезис, систематизация, модели развития экстремальных видов спорта, спортивные сообщества, спортивные субкультуры экстремальной направленности, экстремально-спортивная деятельность, скейтбординг, ВМХ, роллер-спорт, воркаут, паркур.
ANALYSIS OF GROWTH OF EXTREME SPORTS IN THE XX-XXI CENTURIES
V.A. Ivanov, [email protected], ORCID: 0000-0002-2623-0299
I. V. Manzhelei [email protected], ORCID: 0000-0001-5402-9755
Tiumen State University, Tiumen, Russia
Abstract
The research aims to study and systematize the global experience of extreme sports development in the XX-XXI centuries.
Methods and organization of the research. The research includes theoretical and applied analysis of the genesis of extreme sports based on the integration of scientific expertise and experience of domestic and foreign scientists in the field of physical culture and sport management, social psychology and pedagogy; sociology of personality and youth subcultures. The analysis of previous studies, mass media and the online survey contributed to the systematization of extreme sports development models.
Results of the research. The research presents the systematization of the international experience of extreme sports development in the XX-XXI centuries. We identified four models (American, European (Western and Eastern), Asian and Russian), which vary in terms of development, cultivated sports, targets, principles and characteristics.
Conclusion. Summing up the analysis of development of extreme sports in XX-XIX centuries in the world, we came to the conclusion that the level of development of extreme in youth depends to a large extent on geographical position of countries, modern socio-economic conditions in which young population of countries are located; State policy in the field of physical culture and sports; Urban urbanization and urban infrastructure; Social activism of youth and private businesses; The functioning of the media.
Keywords: extreme sports, genesis, systematization, models of extreme sports development, sport communities, extreme sport subcultures, extreme sport activities, skateboarding, BMX, roller sport, workout, parkour.
ВВЕДЕНИЕ
В информационную культурную эпоху, отличающуюся глобализацией, динамизмом и высокой мерой неопределенности, изменились как социально-экономические условия жизни, так и требования к психофизическому потенциалу человека. Происходящие в мире перемены существенно сказались на молодежной среде, в которой сегодня популярны «неутилитарное поведение», стремление личности и группы достичь признания, получить удовольствие, ощутить эмоции и переживания (И.М. Быховская, C. Cole, C. Pociello,). Влияние молодежных субкультур и поддержание приоритета индивидуальности отчетливо прослеживаются в так называемых спортивных субкультурах экстремальной направленности (ССЭН) [12], под которыми мы понимаем неформальные молодежные сообщества, культивирующие особые ценности, позиции и манеры поведения, досуговая двигательная деятельность которых связана с риском и регулярной физической нагрузкой с целью достижения личностно значимого результата. К признакам ССЭН, выделяющим ее из числа молодежных субкультур, следует отнести наличие условий, способствующих удовлетворению спортивных потребностей индивида и формирующих социальную идентичность молодых людей: «успешный» спортивный стиль; спортивные ценности; экстремальная идеология. Однако ключевым признаком ССЭН является «экстремальность», характеризующаяся наличием сложных условий окружающей среды, существованием высокого риска здоровью и жизни человека, достижением максимальных физических или психологических перегрузок [3]. Направленность на экстрим выступает средством повышения социального статуса молодого человека и его личностного самовыражения как внутри субкультуры, так и в обществе в целом. Следовательно, спортивная субкультура экстремальной направленности становится формой альтернативной реальности, способствующей идентификации, самореализации и самоактуализации личности спортсмена-экстремала.
ССЭН транслирует определенные ценности и формирует вокруг себя связи, отношения,
а также пространственно-предметные и технологические условия, то есть экстремально-спортивную среду, в рамках которой дальнейшее развитие субкультуры может проходить в экологической нише по правилам роллер-спорта, ВМХ, паркура, воркаута, скейтбординга и других экстремальных видов спорта (ЭВС). Очевидно, что ЭВС являются системообразующим фактором эволюционного развития спортивных субкультур.
Таким образом, сущностные изменения, происходящие в современном обществе, его общей и спортивной культуре на рубеже ХХ1 века, требуют нового осмысления тенденций развития экстремальных видов спорта в России и за рубежом.
Целью исследования является изучение и систематизация опыта развития экстремальных видов спорта в мире в ХХ-ХХ1 вв. ЭВС являются динамично развивающимся направлением, входящим в кластер в основном неолимпийских видов спорта. По версии СМИ и интернет-источников, экстремальный спорт входит в двадцатку самых популярных и массовых видов спорта в мире, однако при этом занимает лидирующие позиции среди самых опасных [21, 25].
С каждым годом расширяется список экстремальных активностей, разрабатывается новое оборудование и спортивный инвентарь, что оказывает серьезное влияние на преобразование имеющихся и появление новых видов экс-трима. В конце ХХ в. дисциплины ЭВС стали включать в программу Олимпийских игр (горнолыжный спорт и сноубординг). Международный олимпийский комитет включил ВМХ в программу Игр Олимпиады в Пекине в 2008 году, а скейтбординг, серфинг и скалолазание — в г. Токио в 2020 г. Однако при всей интенсивности популяризации ЭВС в мире следует отметить, что существуют различия в их развитии в зависимости от геополитического и социально-экономического положения стран. Анализ научно-методической литературы по теме исследования показал, что развитие ЭВС тесно взаимосвязано с социально-экономической ситуацией в странах Запада в середине ХХ в., следствием которой стало интенсивное формирование молодежных
субкультур. В связи с этим особое внимание нами было уделено анализу трудов по социологии личности и молодежных субкультур. Э.Ф. Зеер [11] описал условия (глобализация, динамизм, урбанизация), порождающие социальную неопределенность в молодежной среде и обусловливающие формирование субкультур, в том числе вокруг какой-либо экстремальной активности. Явление социальной неопределенности также изучал А.В. Молокоедов [16], объясняя, что оно является следствием «детрадиционализации» и способствует становлению «общества риска». Л.В. Баева [2] рассматривала влияние моды, кумиров и рекламы на формирование «общества потребления», а также изучала условия формирования мировоззрения молодежи, основывающегося на стремлении к свободе от патроната социальных институтов, свободе выбора малой группы и досуга. С. С. Фролов
[23], в свою очередь, описал процесс институ-ализации самоорганизующихся сообществ, а влияние спорта как социального института на население разных стран рассматривал А.С. Ваторопин [6]. Я.И. Гилинский [8] изучал потребности индивидов и выделил «гедонистические потребности», которые свойственны спортсменам-экстремалам.
Более глубокое понимание развития ЭВС в мире дал анализ научно-исследовательских трудов ученых по управлению физической культурой и спортом. В своем исследовании мы опирались на зарубежный опыт управления массовым спортом, который в своих исследованиях описали зарубежные ученые С. Anderson [26], L. Bain [27], C. Pociello [28] и М. Кондо [14], а также отечественные — И.М. Быховская [4], О.И. Вапнярская [5]. Изучение развития экстремальных видов спорта в мире и России, в том числе как формы досуга молодежи, проводили С.В. Андреева [1], Ю.В. Банковский [3], А.С. Ганоль [7], В.М. Паршакова [18], С.И. Самыгин [20] и Е.О. Темерева [22].
Исследования ученых-педагогов Е.А. Глебовой [9], изучавшей историческое развитие молодежных субкультур за рубежом, и О.С. Яворской
[24], изучавшей особенности их становления в СССР и России, позволили уточнить механизм становления ЭВС.
МАТЕРИАЛЫ
И ОГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Теоретико-прикладной анализ генезиса экстремальных видов спорта был осуществлен с опорой на знания и опыт отечественных и зарубежных ученых, а также на информацию, представленную на официальных сайтах Международного олимпийского комитета, федераций и объединений по экстремальным видам спорта. В условиях дефицита научно-исследовательских работ по истории и управлению развитием ЭВС нами был проведен анализ статей в СМИ и интернет-пространстве, видеорепортажей и интервью профессиональных спортсменов-экстремалов, которые осуществляли спортивные туры по разным странам. Был проанализирован опыт развития экстремального спорта в Англии, Германии, Голландии, Франции, Финляндии, Китае, Японии, Южной Корее, США и России. По итогам проведенного исследования была осуществлена систематизация моделей развития экстремальных видов спорта [10].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
История развития современных экстремальных видов спорта имеет западные корни. Именно за рубежом в первой половине XX в. зародились, а в середине 1950 гг. начали активно развиваться BMX, роллер-спорт, скейтбординг, триал, сноу-бординг и другие [18].
Анализ истории развития экстремальных видов спорта в мире позволил выделить четыре основные модели развития экстремального спорта в XX-XXI вв.: американскую; европейскую (западную и восточную); азиатскую; российскую. Модели были проанализированы нами по следующим параметрам: предпосылкам (природным, социально-экономическим и философским); основным инициаторам; целям (государственным и личностным); принципам; особенностям экстремальных видов спорта. К природным предпосылкам мы отнесли географическое положение стран и их регионов. Родоначальником большинства экстремальных видов спорта являются Соединенные Штаты Америки. Территория страны состоит из разнообразных ландшафтов и имеет выход к теплым
побережьям Тихого и Атлантического океанов, все это способствовало становлению таких видов экстремального досуга, как серфинг, виндсерфинг, кайтсерфинг и др. [19]. В дальнейшем данные виды спорта получили распространение на европейском континенте (Португалия, Испания, Великобритания, Франция, Греция и др.) и в Азии (Таиланд, Япония, Индонезия, Филиппины, Шри-Ланка и др.). Наличие горного кластера в западных странах способствовало становлению скалолазания, альпинизма и ледолазания. Однако заметим, что впервые регламентированные правилами соревнования по скалолазанию прошли на территории СССР в горах Западного Кавказа в 1947 г. [19]. Кроме того, именно на горных реках зародились каякинг, рафтинг и другие водные экстремальные виды спорта. Ограниченный выход к теплым океанам, отсутствие гор и наличие крупных городов и мегаполисов с развитой инфраструктурой способствовали становлению «урбанизированного» (городского, уличного) экстремального спорта: скейтбординга, роллер-спорта, ВМХ, паркура, воркаута и др. [13, 21, 25]. Разнообразные природные особенности на том или ином континенте также имели огромное значение при формировании стилей ЭВС, например, в скейтбординге: downhill (скоростной спуск с горы) и freestyle («свободный стиль» — выполнение различных сложных элементов на ровной поверхности).
Важными предпосылками становления экстремального спорта стали социально-экономические условия, в которых проживало молодое население стран в ХХ веке. Значительное влияние оказало отсутствие разрушительных военных конфликтов на территории США. В то время, когда население стран Европы и СССР занималось восстановлением экономики и инфраструктуры после второй мировой войны, американская молодежь была свободна в выборе своего досуга и выступила основным инициатором создания ЭВС. Глебо-ва Е.А. (2013) отметила, что период после второй мировой войны стал благоприятным для формирования молодежных субкультур, в том числе культивирующих ЭВС, в связи с интенсивным развитием индустриальных технологий, увеличением сроков профессиональной
подготовки, нехваткой рабочих мест для молодых специалистов и высокой занятостью возрастных, увеличением количества работающих женщин, распространением СМИ, навязывающих и формирующих моду, а также с развитием развлекательной индустрии [9]. По мнению Э.Ф. Зеера (2015), постиндустриальное развитие общества, характеризующееся процессами глобализации, динамизма (интенсивное развитие научных, образовательных, производственных, информационных и телекоммуникационных технологий) и урбанизации, способствовало формированию социальной неопределенности в молодежной среде [11], что, по нашему мнению, также способствовало появлению спортивных субкультур и увеличению количества спортсменов-экстремалов. М. Кондо (1987) указывал на развитие политических и социальных направлений деятельности стран Западной Европы по сценарию постмодернизма, что было обусловлено желанием самореализации, автономизации и индивидуализации населения, обладания хорошей физической формой, породившим спортификацию социума — формирование спортивного стиля и здорового образа жизни [14]. Причем в настоящее время внеучебные неформальные самостоятельные и самоорганизованные формы занятий, к которым относятся ЭВС, более интересны детям и подросткам, чем те, что предлагают в школе, колледже, университете и др. [17, 27]. В США существует децентрализованная система управления, когда местные власти, придерживаясь государственного вектора развития в образовании, вносят в него детали, специфичные для того или иного штата [17]. Основными двигателями развития спорта являются местные частные коммерческие и общественные организации, которые стимулируют конкуренцию среди клубов и отдельных спортсменов, тем самым усиливают роль профессионального спорта и СМИ. Как отмечает О.И. Вапнярская (2003), «влияние данных процессов привело к росту доходов от спортивных зрелищ и сектора спортивных услуг; к увеличению объемов спортивного телерадиовещания; развитию физкультурно-оздоровительной инфраструктуры с учетом потребностей населения; многообразию форм обслуживания, методов и
средств предложения услуг массового спорта» [5]. Вследствие вышеизложенного появились профессиональные спортсмены-экстремалы, увеличились их гонорары за победы под эгидой спонсора в различных соревнованиях и фестивалях, за наиболее креативный и опасный трюк, освещенный в СМИ. Частные коммерческие спортивные структуры диктуют свои нормы и правила, формируют моду и положительный имидж ЭВС и к тому же получают прямую выгоду от проведения рекламной кампании своей продукции и услуг на массовых экстремально-спортивных мероприятиях. [6, 27]. В России в конце XX века централизованная, бюрократически сложная система управления спортом и дефицит внимания органов власти к неолимпийским видам спорта значительно препятствовали развитию ЭВС. Спортивные соревнования организовывались за счет средств, выделенных из государственного бюджета (федерального, регионального, муниципального). [6, 16]. Горнолыжные дисциплины и сноубор-динг вошли в олимпийскую программу в конце ХХ века, однако в нашей стране только во втором десятилетии XXI в. стали появляться спортсмены, конкурентоспособные в данных видах спорта на международной арене [29]. Соревнования по ВМХ прошли на Играх Олимпиады в 2008, 2012 и 2016 гг., однако спортсмены-экстремалы из России не заняли призовых мест. Старты в скейтбординге, серфинге и скалолазании запланированы в олимпийской программе только в 2020 г. [30].
По мнению О.С. Яворской, популяризации в России экстремальных видов спорта способствовало падение «железного занавеса», когда у российской молодежи появилась возможность познакомиться с культурными ценностями других стран. Распад СССР повлек за собой исчезновение комсомола, который решал большинство проблем молодежной политики [24]. В результате в молодежной среде наблюдалось снижение физической активности, уменьшилась роль личностного общения, однако именно в данное время резко возросло количество молодежных субкультур, остро проявился интерес к экстриму и увеличилась численность приверженцев различных видов экстремальной активности [4].
На рубеже XX-XXI вв. при поддержке государственных структур были сформированы первые молодежные объединения по экстремальным видам спорта. Например, в Тюменской области в 1999 году была создана Федерация роллер-спорта, которая в 2005 г. была преобразована в связи с расширением круга экстремально-спортивных интересов молодежи региона в Тюменскую областную общественную молодежную спортивную организацию ТООМСО «Экстрим-культура», в которую также вошли представители ВМХ и скейтбординга. Так в Тюменской области был запущен механизм институализации молодежных сообществ [23], культивирующих ЭВС.
В азиатских странах (Япония, Китай, Корея) функционирует система образования с высокой конкуренцией при поступлении в высшие учебные заведения. Кроме этого, существует жесткий отбор при устройстве на работу и в видах спорта, включенных в олимпийскую программу (гимнастика, настольный теннис, игровые виды спорта, плавание и др.), в связи с этим молодые люди не имеют достаточного времени для досуговой деятельности. Наблюдается также негативное отношение к некоторым ЭВС, например, в Японии катание на скейтборде по улицам городов запрещено. Таким образом, экстремальным спортом могут заниматься представители малочисленной состоятельной молодежи, не обременённой учебной или профессиональной практикой [14]. В целом в России и азиатских странах приоритетными направлениями являются общепринятые виды спорта, а экстремальная активность в большей степени является видом досуговой деятельности определенной группы молодежи и туристов. В странах Европы потребность населения в двигательной деятельности удовлетворяют физкультурно-спортивные программы, основными характеристиками которых являются систематичность и массовость, например, программа «Спорт для всех», от успешности реализации которой зависит развитие массового спорта. Однако развитием экстремального спорта в основном занимаются немногочисленные местные общественные организации, частные лица и фирмы. Следует отметить, что в большинстве европейских стран наибольший вклад
в развитие спорта вносят муниципальные образования (коммуны, общины, земли). Так, например, в Хельсинки (южная Финляндия) насчитывается более 20 специализированных парков для скейтбординга, ВМХ и роллер-спорта в отличие от других районов страны. В общеобразовательных учреждениях некоторых субъектов Великобритании в программу обучения по физкультуре внедрили элементы паркура. Одной из главных задач местных органов управления является создание физкультурно-спортивной среды, в которой будут созданы условия для занятий общепринятыми и популярными на данной территории видами спорта. [5, 20]. Экстремальный спорт является формой самовыражения, личностного самосовершенствования и самоактуализиции, позволяющей развивать и познавать свои внутренние возможности во взаимодействии с окружающей средой, следовательно, обязательно следует учитывать философские предпосылки генезиса экстрима и ССЭН.
Одной из причин появления экстремально-спортивных сообществ, по нашему мнению, стало формирование «общества риска». А.В. Молокоедов (2017) в своем исследовании предположил, что общество риска является следствием «детрадиционализации», под которой он понимает развал традиционных форм социального порядка, преобразование социума, характеризующееся изменением ценностей, идеалов, норм, ролей и статусов, системы социальной защиты. Все вышеперечисленное становится причиной возникновения в жизни индивидов и групп неопределенности, непредсказуемости и незащищенности. Под неопределенностью автор понимает возникновение сложностей с пониманием и осознанием «динамично меняющейся действительности» и прогнозированием будущего, даже ближайшего, вследствие чего все чаще возникают ситуации, требующие риска, например, в бизнесе, личной жизни, спорте и др. Таким образом, риск и его последствия формируют индивидуально-личностные особенности индивида, выражающиеся «в самостоятельном конструировании собственной жизни с индивидуально обусловленными траекториями в различных сферах (труде, образовании, досуге, браке и т.д.)» [16].
Спортсмены-экстремалы искусственно создают рискованные ситуации (преодоление различного рода препятствий, выполнение сложных элементов на турнике, парапете, перилах, крышах и т.п.), которые удовлетворяют гедонистические потребности — получение эмоций, острых ощущений, максимально сильных переживаний и т.п. [8]. С.В. Лекарев и В.А. Порк (1995) дали определение этому явлению, назвав его «гедонистический риск»: «риск, которому человек подвергает себя по собственной воле, как бы играя, испытывая удовольствие от чувства опасности» [15].
Экстремальность является основным признаком спортивной субкультуры экстремальной направленности. К подобным признакам необходимо также отнести наличие условий, способствующих решению спортивных потребностей индивида, которые сформировались ввиду каких-либо психологических, физических или социально-экономических противоречий. А. С. Ганоль (2011) подчеркнул, что «развитие в современном мире ЭВС направлено на удовлетворение достаточно большого спектра потребностей человека: люди разного пола, возраста, интересов могут найти и находят здесь свою «экологическую нишу» для максимально полной реализации в социуме своих потребностей различных уровней иерархии — и базовых, и высших» [7]. У представителей экс-трима формируется индивидуально-групповой спортивный стиль, спортивные ценности, экстремальная идеология, которые могут быть использованы с целью становления своеобразной идентичности, входящей в контрастное состояние по отношению к другим выражениям собственного «Я».
Демократизация и либерализация социума в мире сформировали тип мировоззрения, основывающегося на культе свободы. Под свободой понимаются: независимость от патроната социальных институтов; формирование собственного стиля и образа жизни; возможность вступать в те или иные сообщества (например, ССЭН) и культивировать их ценности и идеалы; самостоятельность в выборе профессиональных, творческих, спортивных ориентаций. [2]. Следовательно, спортивная субкультура экстремальной направленности предстаёт некой альтернативной формой/средой окружающей
Таблица - Модели развития экстремальных видов спорта в ХХ-ХХ1 вв. Table - Models of extreme sports development in the XX-XXI centuries
Параметры Characteristic Модели models
Американская American Европейская European Азиатская (Китай, Корея, Япония) Asian (China, Korea, Japan) Российская Russian
Западная Western Восточная Eastern
Популярные виды Popular type скейтбординг, ВМХ, роллер спорт и др. skateboarding, BMX, roller sports, etc. скейтбординг, ВМХ, паркур, роллер спорт skateboarding, BMX, parkour, roller sports ВМХ, скейтбординг, роллер спорт, паркур, воркаут BMX, skateboarding, roller sports, parkour, workout скейтбординг, роллер спорт, паркур, дрифтинг skateboarding, roller sports, parkour, drifting скейтбординг, ВМХ, роллер спорт, воркаут, паркур skateboarding, BMX, roller sports, workout, parkour
et ui Природные natural близость теплых океанов; разнообразие ландшафтов the proximity of the warm oceans; variety of landscapes удаленность от океана; разнообразие ландшафтов distance from the ocean; diversity of landscapes близость океана; разнообразие ландшафтов the proximity of the ocean; diversity of landscapes удаленность от теплого океана; разнообразие ландшафтов distance from the warm ocean; diversity of landscapes
re rer ¡t s* ^ л ы и о п д е р социально- экономические socio-economic глобализация; динамизм; неопределенность; урбанизация; отсутствие или наличие войн на своей территории globalization; the dynamism, uncertainty, urbanization; absence or presence of wars on its territory
философские philosophical «философия свободы»; «общество риска»; «общество потребления» «philosophy of freedom»; «risk society»; «consumer society» «философия свободы»; «общество потребления»; «общество риска» «philosophy of freedom»; «consumer society»; «risk society» космоцентризм; познание своего внутреннего «Я» cosmocentrism; knowing your inner «Self» «философия свободы»; познание своего внутреннего «Я»; «общество потребления» «philosophy of freedom»; knowing your inner Self»; «consumer society»
Основные инициаторы The principal initiators молодежные движения и коммерческие организации youth movements and commercial organizations элита общества и молодежные движения society's elite and youth movements состоятельная молодежь и молодежные движения wealthy youth and youth movements молодежные движения и государство youth movements and the state
Цели, purposes государственные state получение прибыли; формирование сборных элитных команд; обеспечение доступности; повышение зрелищности мероприятий; популяризация национальных видов спорта gain profit; formation of elite teams; accessibility; improving entertainment events; promotion of national sports формирование сборных команд; улучшение физического состояния населения; обеспечение доступности; поддержка общественных объединений; повышение зрелищности мероприятий; создание условий для занятий спортом; рост численности общественных объединений formation of national teams; improving the physical condition of the population; accessibility; support of public associations; improving entertainment events; creating conditions for sports; growth in the number of public associations поддержка традиционных видов спорта; обеспечение доступности; повышение двигательной активности; создание условий для занятий спортом support for traditional sports; accessibility; increased motor activity; creating conditions for sports формирование сборных команд; улучшение физического состояния населения; контроль за деятельностью сообществ; обеспечение доступности; поддержка спорта; самореализация молодежи; эффективное функционирование общественных объединений formation of national teams; improving the physical condition of the population; control over the activities communities'; accessibility; sport support; self-realization of youth; effective functioning of public associations
личностные personal достижение известности; получение вознаграждения; самоактуализация; организация досуга achieving fame; receiving remuneration; self- actualization; leisure достижение известности; получение вознаграждения; самоактуализация; организация досуга achieving fame; remuneration; self-actualization; leisure организация досуга; достижение известности leisure; achieving fame организация досуга; самоактуализация; достижение известности eisure; self-actualization; achieving fame
Принципы Principles гедонистический; коммерциализации; спортизации; индивидуализации; экологичности hedonistic; commercializations; this principle; individualizations; ecological compatibility гедонистический; индивидуализации; коммерциализации; спортизации; экологичности hedonistic; individualizations; commercializations; this principle; ecological compatibility гедонистический; индивидуализации; экологичности; спортизации hedonistic; individualizations; ecological compatibility; this principle гедонистический; экологичности; индивидуализации; спортизации; коммерциализации hedonistic; ecological compatibility; individualizations; this principle; commercializations
Продолжение таблицы 1 на следующей странице
Продолжение таблицы 1
Параметры Characteristic Модели models
Американская American Европейская European Азиатская (Китай, Корея, Япония) Asian (China, Korea, Japan) Российская Russian
Западная Western Восточная Eastern
Особенности ЭВС Features of extreme sports отсутствует жесткий госконтроль; общественные органы управления; высокий уровень конкуренции; высоко развит профессиональный спорт; развита сфера услуг; сформирован положительный имидж и мода there is no strict state control; public administration; high level of competition; highly developed professional sport; development of services; formed a positive image and fashion госрегулирование через муниципалитеты («Спорт для всех»); общественные органы управления; высокий уровень конкуренции; совершенствуется сфера услуг по месту жительства; развит профессиональный спорт; сформирован положительный имидж и мода state regulation through municipalities («Sports for all»); public administration; high level of competition; the sphere of services at the place of residence is being improved; developed professional sports; formed a positive image and fashion экстремальный спорт в большей степени существует как форма активного досуга детей и подростков или в качестве видов развлечения туристов Extreme sports exist largely as a form of active leisure for children and adolescents or as a form of entertainment for tourists. госрегулирование через муниципальные структуры ; общественные органы управления; в большей степени является видом досуга молодежи; формируются имидж и мода state regulation through municipal structures; public administration; to a greater extent is a form of leisure for young people; image and fashion are formed
социальной реальности с необходимыми границами свободы для ее представителей и позволяет реализовывать личные амбиции, «проверять себя на прочность», выражать собственное «Я», повышать собственный социальный статус, в конечном итоге способствуя самоактуализации личности спортсмена-экстремала. Развитие индустрии моды, бизнес-корпораций, зарабатывающих на товарах для молодежных движений, обусловило формирование «общества потребления». Бизнес не только отвечает на потребности, но и с помощью рекламы активно формирует их, а также создает спортивную моду и кумиров [2]. В настоящее время открыт доступ к спортивной продукции для спортсменов-экстремалов различного уровня спортивной подготовки и социального статуса через спортивные магазины, в том числе в интернет-пространстве.
Таким образом, изучив предпосылки развития ЭВС в мире, мы пришли к выводу, что следует разделять цели их развития на государственные и личностные. Государство ставит в приоритет формирование сборных команд по видам спорта, подготовку высококвалифицированных спортсменов и организацию досуга молодежи, а в США — ещё и получение прибыли. Атлеты-экстремалы преследуют собственные цели, дифференцирующиеся в зависимости от социально-экономических и социокуль-
турных условий среды. Например, в странах с более высоким социальным уровнем развития общества (США и страны Западной Европы) спортсмены-экстремалы больше стремятся к славе, получению финансового вознаграждения, а в странах с более низким социальным развитием в приоритете организация собственного досуга, и лишь затем получение материальных выгод и признания. Во главе принципов развития всех 4 моделей нами представляется гедонистический, который подразумевает влечение и стремление представителей экстремальных сообществ получать удовольствие посредством рискованных действий (выполнение опасных трюков, элементов) [1]. Далее принципы дифференцируются в зависимости от определенных условий социокультурной и экономической среды, а также менталитета. Таким образом, можно заключить, что в странах Запада наиболее приоритетными являются принципы коммерциализации и индивидуализации, а в странах Азии и России — принципы экологичности и спортизации, когда формы досуговых увлечений молодежи постепенно приобретают признание как вид спорта. Заметим, что в России представители ЭВС только начинают стремиться к коммерциализации своей деятельности путем поиска спонсоров и осуществления педагогической деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги анализа развития экстремальных видов спорта в ХХ-Х1Х вв. в мире, мы пришли к выводу, что уровень развития экстрима в молодежной среде во многом зависит от географического положения стран, современных социально-экономических условий, в которых находится молодое население стран; государственной политики в сфере физической культуры и спорта; уровня урбанизации городов и их инфраструктуры; социальной активности молодежи и частных коммерческих структур; функционирования средств массовой информации. Целенаправленная организация экстремально-спортивной деятельности молодежи позволяет решить комплекс социально-педагогических задач, в том числе сохранения физического, психического и духовного здоровья, совершенствования психофизического потенциала, развития двигательных, познавательных и коммуникативных способностей, а главное — социализации, инкультурации и самореализации молодых людей.
Основными особенностями управления развитием ЭВС в странах являются: - в США — отсутствие жесткого контроля развития спорта со стороны государства, когда основные административные и финансовые ресурсы находятся в руках предпринимателей, спортивных фирм, частных спонсоров, меценатов и общественных организаций, а сфера услуг развита достаточно высоко, наблюдается высокая конкуренция в профессиональном спорте, благодаря чему сформирован положительный имидж и мода ЭВС;
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева, С.В. Феномен досуга: история и современность [Электронный ресурс] / С.В. Андреева // Вестник Томского государственного университета. - 2011.-
№ 344. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/ elibrary_15640322_78894936.pdf (27.08.2019)
2. Баева, Л.В. Экзистенционально-аксиологические основания формирования молодежных субкультур [Электронный ресурс] / Л.В. Баева. // Астраханский государственный университет. - http://asu.edu.ru/ images/File/Publikatzii/Exist.pdf (дата обращения 27.08.2019).
3. Байковский, Ю.В. Психологическая классификация видов спорта по уровню экстремальности [Электронный ресурс] / Ю.В. Байковский, А.В. Пиль-кевич // Экстремальная деятельность человека.
- в европейских странах — государственное регулирование развития физической культуры и спорта осуществляется через муниципалитеты общины, коммуны и земли, путем реализации долгосрочной программы «Спорт для всех»; высокую значимость имеют общественные спортивные организации, которые вносят большой вклад в совершенствование физкультурно-спортивных услуг по месту жительства; развивается профессиональный спорт и сформированы положительный имидж и мода ЭВС;
- в азиатских странах — жесткий контроль государства за развитием общепринятых видов спорта, высокая конкуренция в образовании и на рынке труда препятствуют становлению ЭВС, в связи с чем они являются лишь формой досуга состоятельной молодежи или туристов;
- в России — жесткий контроль государства за развитием физической культуры и спорта через муниципальные структуры исполнительной власти, а также дефицит внимания органов власти к неолимпийским видам спорта способствовали тому, что экстремальные виды спорта культивируются частными лицами и общественными организациями, а контроль со стороны государства осуществляют учреждения спорта и молодежной политики; положительный имидж и мода ЭВС только формируются.
Важно, что во всех странах основными инициаторами развития ЭВС являются активные и креативные представители молодежных сообществ, а продвижению ЭВС способствуют спортивные мероприятия, средства массовой информации и интернет-пространство.
- 2016. - № 4 (41). - https://elibrary.ru/download/ elibrary_29821564_12372720.pdf (дата обращения 29.08.2019).
4. Быховская, И.М. Функции экстремального спорта в глобализирующемся социуме / И.М. Быховская, М.В. Аверина // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта.- 2012.- № 1 (23). - С. 33-35.
5. Вапнярская, О.И. Зарубежный опыт управления массовым спортом / О.И. Вапнярская, М.И. Золотов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2003. - № 3. - С. 1.
6. Ваторопин, А.С. Массовый и «большой» спорт: модели взаимодействия и развития / А.С. Ваторопин, Л.С. Аристов // Дискуссия. - 2015.- № 10(62). - С. 95-102.
7. Ганоль, А.С. Гендерные особенности и структура мотивации выбора экстремальных видов спорта: дис.
... канд. псих. Наук: 13.00.04 / А.С. Ганоль. - Санкт-Петербург, 2011. - 170 с.
8. Гилинский, Я.И. Стадии социализации индивида / Я.И. Гилинский // Ученые записки Ленингр. гос. ун-та им. А.А. Жданова. - Ленинград, 1971. - Вып. 9: Человек и общество. Проблемы социализации индивида. - С. 44-55.
9. Глебова, ЕА Тенденции развития западной молодежной субкультуры / ЕА Глебова // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. Педагогические науки. - 2012. - № 1(65). - 139-142 с.
10. Загвязинский, В.И. Общая панорама педагогического исследования по проблемам физической культуры и спорта / В.И. Загвязинский, И.В. Манжелей // Теория и практика физической культуры.- 2016.- № 3. - С. 3-5.
11. Зеер, Э.Ф. Факторы, обусловливающие прогнозирование профессионального будущего молодежи / Э.Ф. Зеер // Психологическое сопровождение в системе образования: сб. науч. тр. по материалам Междунар. междисциплинар. науч.-практ. конф. "Психология и психологическая практика в современном мире" / Урал. федер. ун-т им. Б.Н. Ельцина. - Екатеринбург. -
2015. - С. 63-69.
12. Зуев, В.Н. Ценностные ориентации молодежи при выборе спортивных субкультур экстремальной направленности / В.Н Зуев, В.А. Иванов // Теория и практика физической культуры. - 2013.- № 12. - С. 14-16.
13. История скейтбординга [Электронный ресурс] - http:// www.skater.ru/text/?furl=skateboarding_history.
14. Кондо, М. Физическая активность детей / М. Кондо, И. Мацуда,Ф.Сугиара // Тайику но кагаку.- 1987.-Т.38.-№ 7-11. - С. 96.
15. Лекарев, С.В. Бизнес и безопасность: толковый терминологический словарь / С.В. Лекарев, В. А. Порк - М.: Ягуар, 1995. - 336 с.
16. Молокоедов, А.В. Безопасность личности [Текст]: комплексный анализ / А.В. Молокоедов, И.М. Слободчи-ков, С.В.Франц. - М.: Левъ, 2017. - 264 с.
17. Особенности подготовки спортивного резерва в ведущих спортивных державах: аналитический обзор [Электронный ресурс]. - https://docplayer. ru/29834989-Osobennosti-podgotovki-sportivnogo-rezerva-v-vedushchih-sportivnyh-derzhavah.html (дата обращения 03.09.2019)
18. Паршакова, В.М. Развитие экстремальных видов
REFERENCES
1. Andreeva S.V. Leisure phenomenon: history and modernity [Electronic resource] Vestnik Tomskogo gosudarst-vennogo universiteta [Bulletin of Tomsk State University], 2011, no. 344. - Available at: https://elibrary.ru/ download/elibrary_15640322_78894936.pdf (accessed: 27.08.2019)
2. Baeva L.V. Existential-axiological bases of youth subcultures development. [Electronic resource] Astrakhanskii gosudarstvennyi universitet [Astrakhan State University]. Available at: http://asu.edu.ru/images/File/Pub-likatzii/Exist.pdf (accessed: 27.08.2019).
3. Baikovskii, lu.V. Pilkevich A.V. Psychological classification of sports by the extremality level. Ekstremal-naia deiatelnost cheloveka [Extreme human activity],
2016, no. 4(41). Available at: https://elibrary.ru/down-load/elibra ry_29821564_12372720.pdf (accessed: 29.08.2019).
4. Bykhovskaia, I.M. Averina MV. Functions of extreme sports
спорта / В.М. Паршакова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук.- 2018.- № 4. - С. 58-60.
19. Российская федерация серфинга [Электронный ресурс] - http://www.surffederation.com/surffederation-news/istoriya-serfinga. (дата обращения 29.08.2019)
20. Самыгин, С.И. Массовый спорт и его роль в социализации молодежи в современной России / С.И. Самыгин, П.С. Самыгин // Гуманитраные и социально-экономические науки. - 2015.- № 5. - С. 42-45.
21. Советский спорт 95 - http://www.sovsport.ru/ blogs/blog/bmessage-item/7544. (дата обращения 29.08.2019)
22. Темерева, Е.О. Скалолазание и ледолазание - игры нового поколения / Е.О. Темерева // Физическая культура, здравоохранение и образование: материалы IX Международной научно-практической конференции, посвященной памяти В.С. Пирусского / ред. В.ГШиль-ко.- Томск, 2015. - С. 146-152.
23. Фролов, С.С. Социология: учебное пособие для высших учебных заведений. / С.С. Фролов. - М.: Наука, 1994. - 256 с.
24. Яворская, О.С. Педагогическое сопровождение неконфликтного развития юношеских субкультур: дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 / О.С. Яворская. - Пятигорск, 2009.- 184 с.
25. A Short History of BMX: How the Sport Got Started [Электронный ресурс] - https://mpora.com/action/ bmx/short-history-bmx-sport-got-started/. (дата обращения 29.08.2019)
26. Anderson, C.E., Sforzo G.A The effects of combining elastic and free weight resistance on strength and power in athletes. Sigg JA. J Strength Cond Res. 2008 Mar, no. 22(2): 567-574 р.
27. Bain, L. Curriculum Theory and Research in Sport Pedagogy. Sport Scienc Review, 1994. - №3 (1). - 56-72 р.
28. Pociello C. Le sport, un fait social total. Lesprit sportif aujourd'hui. - Paris: Universalis. - 2004. Encyclopedia Universalis France SA - 2004.
29. Pyeongchang 2018 [Электронный ресурс] - https:// www.olympic.org/winter-games. (дата обращения 29.08.2019)
30. Rio 2016. Games info [Электронный ресурс] - https:// www.olympic.org/summer-games. (дата обращения 29.08.2019)
in globalizing society. Teoriia i praktika prikladnykh i ek-stremalnykh vidov sporta [Theory and practice of applied and extreme sports], 2012, no. 1(23), pp. 33-35.
5. Vapniarskaia, O.I. Zolotov M.I. Foreign experience of mass sport management. Menedzhment v Rossii i za rubezhom [Management in Russia and abroad], 2003, no. 3, pp. 1.
6. Vatoropin, A.S. Aristov L. S. Mass and "big" sport: models of interaction and development. Diskussiia [Discussion], 2015, no. 10(62), pp. 95-102.
7. Ganol, A.S. Gendernye osobennosti i struktura motivatsii vybora ekstremalnykh vidov sporta: dis. ... kand. psikh. nauk: 13.00.04 [Gender features and structure of motivation for choosing extreme sports: dis. ... cand. psych. sciences: 13.00.04], St. Petersburg, 2011. 170 p.
8. Gilinskii, la.I. [Phases of socialization of the individual] Uchenye zapiski Leningr. gos. un-ta im. A. A. Zhdanova [Scientific notes of Leningrad State University named after A.A. Zhdanov], 1971, vol. 9, pp. 44-55.
9. Glebova EA [Development trends of Western youth
subculture] Izv. Volgogr. State ped. un-ta. Ser. Pedagog-icheskie nauki [Newsletter of Volgograd State pedagogical university. Educational Sciences series], 2012, no. 1(65), pp. 139-142.
10. Zagviazinskii V.I. Manzhelei I.V. General panorama of pedagogical research on the issues of physical culture and sport. Teoriia i praktika fizicheskoi kultury [Theory and practice of physical culture], 2016, no. 3, pp. 3-5.
11. Zeer, E.F. [Factors determining prediction of the professional future of young people] Psihologicheskoe soprovozhdenie v sisteme obrazovaniya: sb. nauch. tr. po materialam Mezhdunar. mezhdisciplinar. nauch-prakt. konf. "Psihologiya i psihologicheskaya praktika v sovremennom mire". Ural. feder. un-t im. B.N. El'cina [Psychological support in the education system: scientific papers based on the proceedings of International interdisciplinary Conf. on science and practice "Psychology and psychological practice in the modern world" Uralskii federalnyi universitet im. B.N. Eltsina], 2015, pp. 63-69.
12. Zuev V.N. Ivanov VA. [Value orientations of young people when choosing extreme sport subcultures] Teoriia i praktika fizicheskoi kultury [Theory and practice of physical culture], 2013, no. 12, pp. 14-16.
13. Istoriya skejtbordinga [The history of skateboarding]. Available at: http://www.skater.ru/ text/?furl=skateboarding_history.
14. Kondo, M. Matsuda I., Sugiara F. Fizicheskaya aktivnost' detej [Physical activity of children]. Taiiku no kagaku Publ., 1987, vol. 38, no. 7-11, 96 p.
15. Lekarev, S.V., Pork. V.A. Biznes i besopasnost: tolkovyi ter-minologicheskii slovar [Business and security: explanatory terminological dictionary]. Moscow, Jaguar Publ., 1995. 336 p.
16. Molokoedov, A.V. Slobodchikov I.M., Frants S.V. Bezopas-nost lichnosti: kompleksnyi analiz [Security of the individual [Text]: complex analysis]. Moscow, Lev Publ., 2017. 264 p.
17. Features of sport reserve training in the leading sport Powers: analytical review. Available at: https://docpl.ayer. ru/29834989-Osobennosti-podgotovki-sportivnogo-rezerva-v-vedushchih-sportivnyh-derzhavah.html (accessed: 03.09.2019)
18. Parshakova V.M. [Development of extreme sports] Mezh-dunarodnyi zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh
nauk [International journal of Humanities and Natural sciences], 2018, no. 4, pp. 58-60.
19. Rossijskaya federacziya serfinga [Russian Federation of surfing]. Available at: http://www.surffederation. com/surffederation-news/istoriya-serfinga. (accessed 29.08.2019)
20. Samygin, S.I. Samygin P.S. [Mass sport and its role in the socialization of young people in modern Russia] Gu-manitarnye i sotsialno-ekonomicheskie nauki [Humanities and socio-economic sciences], 2015, no. 5, pp. 42-45.
21. Sovetskij sport - 95 [Soviet sport - 95]. Available at: http:// www.sovsport.ru/blogs/blog/bmessage-item/7544. (accessed 29.08.2019)
22. Temereva, E.O. [Rock climbing and ice climbing - games of the new generation] Fizicheskaia kultura, zdra-vookhranenie i obrazovani: materialy IX Mezhdunarod-noi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posviashchen-noi pamiati V.S. Pirusskogo [Physical culture, health care and education: proceedings of the IX International Conference on science and practice dedicated to the memory of V.S. Pirusskii], 2015, pp. 146-152.
23. Frolov S.S. Sociology: textbook for higher educational institutions [Sotsiologiia: uchebnoe posobie dlia vysshikh uchebnykh zavedenii]. Moscow, Nauka Publ., 1994. 256 p.
24. Iavorskaya, O.S. Pedagogicheskoe soprovozhdenie ne-konfliktnogo razvitiia iunosheskikh subkultur: dis. ... cand. ped. nauk: 13.00.01 [Pedagogical support of non-conflict development of youth subcultures: dis. ... cand. ped. sciences: 13.00.01]. Piatigorsk, 2009. 184 p.
25.A Short History of BMX: How the Sport Got Started. Available at: https://mpora.com/action/bmx/short-his-tory-bmx-sport-got-started/. (accessed 29.08.2019)
26. Anderson, C.E., Sforzo G.A. The effects of combining elastic and free weight resistance on strength and power in athletes. Sigg JA. J Strength Cond Res. 2008 Mar., no. 22(2), pp. 567-574 р.
27. Bain, L. Curriculum Theory and Research in Sport Pedagogy. Sport Scienc Review, 1994. no. 3 (1), pp. 56-72.
28. Pociello C. Le sport, un fait social total. Lesprit sportif aujourd'hui. - Paris: Universalis. - 2004. Encyclopedia Universalis France S.A. - 2004.
29. Pyeongchang 2018. Available at: https://www.olympic. org/winter-games. (accessed 29.08.2019)
30. Rio 2016. Games info. Available at: https://www.olympic. org/summer-games. (accessed 29.08.2019)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Иванов Виталий Александрович - аспирант; Тюменский государственный университет; 625000, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 6; e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0002-2623-0299.
Манжелей Ирина Владимировна - доктор педагогических наук, профессор; Тюменский государственный университет; 625000, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 6; e-mail: [email protected]; ORCID 0000-0001-5402-9755.
Поступила в редакцию 12 августа 2019 г.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Иванов, ВА Анализ развития экстремальных видов спорта в ХХ-Х1 веке / ВА. Иванов, И.В. Манжелей // Наука и спорт: современные тенденции. - 2019. - Т. 7, № 4. - С. 32-42. РО!: 10.36028/2308-8826-2019-7-4-32-42
FOR CITATION
Ivanov V.A., Manzhelei I.V. Analysis of growth of extreme sports in the XX-XI century. Science and sport: current trends, 2019, vol. 7, no. 4, pp. 32-42 (in Russ.) DOI: 10.36028/2308-8826-2019-7-4-32-42