Международная конференция «Репродуктивная медицина: взгляд молодых — 2016» International conference "Reproductive medicine: young scientists' overlook — 2016"
Для ИГХ-исследования использовались первичные моноклональные антитела к кисспептину (1 : 140, Abcam, Великобритания). В качестве вторичных антител и проявителя использовали En Vision detection System Pedoxidose DAB Rabbit/ Mouse (Dako, Дания). В качестве негативного контроля производилась ИГХ-реакция без использования первичных антител. Для оценки результатов ИГХ-окрашивания проводили мор-фометрическое исследование с использованием системы компьютерного анализа микроскопических изображений, состоящей из микроскопа Olympus (Япония), цифровой камеры Olympus-BX46 и программного обеспечения CellSens Entry. Морфометрический анализ проводился в программе Vidеotest Morphology 5.2 (Россия). В каждом случае анализировали 5 полей зрения при увеличении ><400. Статистическая обработка проводилась при помощи аналитического программного комплекса Statistica 7.0.
Результаты исследования
Проведенное иммуногистохимическое исследование выявило экспрессию кисспептина у 22 пациенток, страдающих НГЭ. У одной пациентки не был выявлен белок кисспептин. В нашем исследовании изучались II (n = 19) и III (n = 3) степени НГЭ, при
этом было показано, что уровень экспрессии KISS1 у пациенток с более тяжелой формой заболевания был достоверно ниже, чем у пациенток с более легкой степенью. Анализ полученных данных показал, что KISS1 в большей степени экспрессиру-ется цилиндрическими клетками эндометриальной железы, а не соединительнотканными клетками стромы. Наблюдалась тенденция к уменьшению экспрессии KISS1 с возрастом, однако она не была статистически достоверной, коэффициент корреляции кисспептина с возрастом составил — 0,37. Это может свидетельствовать о том, что с возрастом организм более восприимчив к возникновению эндометриоза.
выводы
Кисспетин влияет на экспрессию матриксных металлопротеиназ (ММР-2,9), которые в свою очередь играют важную роль в процессе инвазии эндометриальных клеток в различные ткани и органы. Известно, что система кисспептина и его рецептора подавляет активность ММР, нами была показана сниженная экспрессия KISS1 при НГЭ, таким образом, можно предположить, что ММР не подавляются, что может приводить к активной миграции (инвазии клеток) и к агрессивному течению эндометриоза.
экспрессия рецепторов прогестерона и эстрадиола в эндометрии у женщин с нарушениями в репродуктивной системе
© к.ю. пономаренко, асп., А.в. Мороцкая, инт., в.А. грекова, студ.
Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова, педиатрический факультет; Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова, лечебный факультет, г Санкт-Петербург, Россия
Актуальность проблемы
Патология репродуктивной системы является одной из актуальных проблем женского здоровья. Каждый шестой-седьмой брак является бесплодным; до 20 % желанных беременностей прерывается досрочно. У женщин с бесплодием при регулярном менструальном цикле (м. ц.) в половине случаев имеет место недостаточность лютеиновой фазы, а в 10-15 % случаев определяется ановуляция. Неудачи имплантации бластоцисты повышают процент репродуктивных потерь при вспомогательных репродуктивных технологиях. В настоящее время окончательно неясна роль эндометриального фактора в генезе нарушений в репродуктивной системе.
Цель исследования: изучить экспрессию рецепторов прогестерона и эстрадиола в функциональном слое эндометрия у женщин с патологией репродуктивной системы.
Материалы и методы исследования
Обследовано 44 женщины от 24 до 40 лет. Критериями включения были: возраст 18- 40 лет; отягощенный репродуктивный анамнез (привычная потеря беременности до 12 недель, бесплодие, неудачные попытки экстракорпорального оплодотворения); хроническая ановуляция и/или недостаточность лютеиновой фазы м. ц.; нормальный уровень гонадотропи-нов, пролактина и андрогенов в периферической крови; эутиреоз. Критериями исключения являлись: тяжелые соматические заболевания; злокачественные новообразования; тромбофилия; аномалии развития матки; эндометриоидная болезнь; клинически значимая миома матки (суб-мукозный узел, интрамуральный узел 5 см и более, размеры матки 12 недель и более); инфекции урогенитального тракта; прием гормональных препаратов в течение 3 месяцев до включения в исследование.
■ ЖУРИАЛЪ АКПИЕРСШ " ЖЕНСШХЪ БОЛМНЕЙ
ТОМ LXVСПЕЦВЫПУСК 2016
ISSN 1684-0461
ГИНЕКОЛОГИЯ
41
В работе использованы методы: клинико-анам-нестический; ультразвуковой; иммунофермент-ный и хемилюминесцентный методы определения в периферической крови уровня гонадотропинов (2-3-й день м. ц.), пролактина, тиреотропного гормона и свободной фракции тироксина вне зависимости от дня м. ц., прогестерона и эстради-ола (21-23-й день м. ц); гистологическая оценка биоптатов эндометрия, взятых на 21-23-й день м. ц.; иммуногистохимический метод (исследование экспрессии рецепторов прогестерона (PR) и эстрадиола (ER) в железах функционального слоя эндометрия методом Histochemical Score (в модификации McCartey, 1986); статистический метод (использование программ Statistica 10.0 и Microsoft Excel 2007).
Результаты исследования
Средний возраст 44 пациенток составил 33,4 ± 0,4 года. Женщины были разделены на две группы: I — с ановуляторным м. ц. (18,2 % (n = 8)); II — с овуляторным м. ц. (81,8 % (n = 36)). В I группе у 3 женщин (37,5 %) определены гистологические характеристики пролиферативного эндометрия, у 5 женщин (62,5 %) — гиперплазия эндометрия без атипии. Счет PR и ER составил 285,0 ± 3,75 и 217,5 ± 23,75 соответственно, что свидетельствует о моноэстрогеновом влиянии на эндометрий.
Во II группе (n = 36) прогестерон соответствовал овуляторным значениям (10-89 нмоль/ мл). В этой группе выделены две подгруппы женщин: На (44,4 % (n = 16)) — с относительно низким уровнем прогестерона ( < 30 нмоль/мл), II6 (55,6 % (n = 20)) — с высокой функциональ-
ной активностью желтого тела (прогестерон > 30 нмоль/мл).
В подгруппе 11а уровень прогестерона в среднем был 19,1 ± 1,8 нмоль/мл; гистологически у всех выявлены недостаточные секреторные преобразования эндометрия; Н^соге РЯ в железах составил 126,9 ± 17,5 и ЕЯ в железах — 181,3 ± 13,2.
В подгруппе 11б средний уровень прогестерона составил 50,3 ± 3,5 нмоль/мл. У 11 пациенток (55,0 %) подгруппы 11б гистологическая характеристика эндометрия соответствовала неполноценным секреторным преобразованиям; Н^соге РЯ в железах составил 230,0 ± 24,6 и ЕЯ в железах — 217,3 ± 20,0. У 9 женщин (45,0 %) подгруппы 11б гистологически выявлены полноценные секреторные преобразования эндометрия; Н^соге РЯ в железах составил 126,7 ± 28,9 и ЕЯ в железах — 153,3 ± 26,6.
У 75 % женщин (п = 33) гистологические и им-муногистохимические характеристики эндометрия были сопоставимы с концентрацией половых стероидов в периферической крови, а у 25 % пациенток (п = 11) с овуляторным м. ц. при высокой функциональной активности желтого тела отмечено несоответствие гистологической картины и иммуногистохимических характеристик эндометрия.
Выводы
Гистологическое и иммуногистохимическое исследование эндометрия дает возможность уточнить спектр нарушений в репродуктивной системе у женщин с отягощенным акушерско-гинекологи-ческим анамнезом, что позволит индивидуализировать тактику предгравидарной подготовки.
Роль ПРОВОСПАЛИТЕЛЬНОГО ЦИТОКИНА И МАРКЕРА АНГИОГЕНЕЗА В НЕВЫНАШИВАНИИ БЕРЕМЕННОСТИ РАЗЛИЧНОГО ГЕНЕЗА У ЖЕНЩИН РАЗНОГО РЕПРОДУКТИВНОГО ВОЗРАСТА © Е.С. Поправка, студ., А.С. Дятлова, студ., Н.С. Линькова, д. б. н.
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, кафедра медицинской физики; ФГБНУ «НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д.О. Отта», г. Санкт-Петербург, Россия
Актуальность проблемы
Проблема самопроизвольного прерывания беременности находится в центре внимания современного общества. Частота невынашивания беременности в мире составляет 15-25 % исходов всех беременностей (ВОЗ). Несмотря на большое число причин, способствующих невынашиванию беременности, все они приводят к изменению функций клеточных и субклеточных структур эндометрия. Таким образом, необходимы исследования, которые помогут расширить представления о молекулярных взаимодействиях в плаценте
и эндометрии, что позволит предложить новые подходы к решению проблем неразвивающейся беременности.
Цель исследования: изучение роли провоспали-тельного цитокина LIF (leukemia inhibitory factor) и маркера ангиогенеза CD34 в возникновении неразвивающейся беременности на ранних сроках гестации.
Материалы и методы исследования
В работе использовали образцы гравидар-ного эндометрия, полученного от женщин с за-
ЖУРНАЛЪ АКУШЕРСТВА - ЖЕНСКИХЪ БОЛМНЕЙ
ТОМ LXVСПЕЦВЫПУСК 2016
ISSN 1684-0461