Научная статья на тему 'Экспресс тестирование для оценки текущей успеваемости студентов'

Экспресс тестирование для оценки текущей успеваемости студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
465
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕСТ / ЭКСПРЕСС ТЕСТИРОВАНИЕ / УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ / ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ / НОМЕР ТЕЛЕФОНА / ЗАШИФРОВАННЫЕ КОДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамидуллина Г. Ф., Садыков М. Ф., Закиева Р. Р.

Современные достижения в области вычислительной техники оказывают сильное влияние на сферу образовательной деятельности и способствуют появлению новых подходов в обучении. Сложившаяся в вузах система контроля знаний студентов, направленная лишь на усвоение студентами необходимой суммы знаний и их воспроизведение, сегодня не удовлетворяют ни студента, ни педагога. На смену такому положению должны прийти новые формы контроля и самоконтроля, которые ориентировали бы студента на умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Именно к такому методу можно отнести моментальное тестирование для проверки знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспресс тестирование для оценки текущей успеваемости студентов»

УДК 378

ЭКСПРЕСС ТЕСТИРОВАНИЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ ТЕКУЩЕЙ УСПЕВАЕМОСТИ

СТУДЕНТОВ

Р.Р.Закиева, М.Ф.Садыков, Г.ФХамидуллиш

Современные достижения в области вычислительной техники оказывают сильное влияние на сферу образовательной деятельности и способствуют появлению новых подходов в обучении. Сложившаяся в вузах система контроля знаний студентов, направленная лишь на усвоение студентами необходимой суммы знаний и их воспроизведение, сегодня не удовлетворяют ни студента, ни педагога. На смену такому положению должны прийти новые формы контроля и самоконтроля, которые ориентировали бы студента на умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Именно к такому методу можно отнести моментальное тестирование для проверки знаний.

Ключевые слова: тест, экспресс тестирование, успеваемость студентов, проверка знаний, номер телефона, зашифрованные коды.

Современные достижения в области вычислительной техники оказывают сильное влияние на сферу образовательной деятельности и способствуют появлению новых подходов в обучении. Одной из наиболее важных задач, стоящих перед российской системой образования, является обеспечение доступности и качества образовательного процесса, итогом которого должно быть формирование конкурентоспособного выпускника. Данная цель не может быть достигнута без широкого внедрения, без опоры на современные информационные технологии в образовании.

Сложившаяся в вузах система контроля знаний студентов, направленная лишь на усвоение студентами необходимой суммы знаний и их воспроизведение, сегодня не удовлетворяют ни студента, ни педагога. На смену такому положению должны прийти новые формы контроля и самоконтроля, которые ориентировали бы студента на умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Проект направлен на популяризацию и повышение качества и престижа обучения в высшем учебном заведении, формирования знаний, умений и навыков через внедрение нетрадиционных

подходов в пропаганде обучения среди студентов и учащихся государственных общеобразовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования.

Известно, что в преподавательской и студенческой среде отношение к тестированию неоднозначное. Попробуем выделить достоинства и недостатки этой методики. Несомненно, для любого преподавателя подготовка теста - это задача по дидактической работе с материалом дисциплины, осмысление ее ключевых, программных аспектов. Ведь открытые тесты чаще всего опираются на выбор нужного качества из нескольких вариантов, предложенных испытуемому. Это обычно задания по поиску верного определения какого-либо понятия, термина. Поэтому разработчики тестов должны соотнести задания с ФГОС, учебным планом, рабочей программой, привести содержание каждой дисциплины в соответствие с логикой образовательной программы по специальности, выделить ключевые дидактические единицы, тот самый «сухой остаток», что и входит в понятие «знания специалиста».

Кроме собственно знаний, тесты позволяют проверить сформированность умений и навыков студентов. Например, этому способствуют вопросы, связанные с ранжированием этапов какой-либо технологии или методики деятельности (методика библиографирования, выполнения библиографических справок и т.п.). Чтобы правильно ответить на вопрос, студент должен предварительно освоить материал на практических занятиях, закрепить умения в процессе производственной практики.

Тестирование позволяет выявить уровень развития такого важного профессионального качества специалиста, как его ориентированность на потребителя, умение понять информационное поведение обслуживаемого субъекта, построить верную информационную стратегию достижения оптимального удовлетворения информационных потребностей. Например, в задании предлагается ранжировать источники информации, порядок их использования в зависимости от заданных качеств потребителя (с учетом его возрастных, профессиональных, социальных характеристик). Тестовые задания,

составленные в целом по всему объему учебной дисциплины, дают возможность получить обобщенный срез знаний по всем аспектам и темам изученного курса, в то время как в традиционной системе проверки знаний студентов по экзаменационным билетам присутствует элемент случайности, выборочности (как правило, билет ограничивается 2-мя вопросами). Наконец, по сравнению с устным опросом, тестирование существенно экономит время, отводимое на контроль знаний студентов. Для заочного обучения в условиях предельного ограничения количества аудиторных часов тестирование часто является единственной возможностью формирования достаточно объективной оценки знаний студентов.

Уже не первый год высшие учебные заведения Казани постепенно переходят на Болонскую систему. Систему, которая, с одной стороны, призвана повысить уровень качества нашего образования и приблизить его к европейским стандартам, с другой - уничтожить навсегда все трудности, возникающие из-за несоответствия российских и европейских научных степеней. Важной составляющей условий Болонского процесса является кредитно-модульная система, имеющая две основные функции. Во-первых, объемы работы студента четко определены, т.е. в течение семестра студент должен набрать определенное количество баллов. А во-вторых, довольно существенно упрощается переход из одного университета в другой. Новая методика обучения делает также невозможным реализацию популярной среди студентов схемы учебы накануне экзамена: «зазубрил-сдал-забыл». Ведь кредиты нужно зарабатывать на протяжении всего семестра. Любителям проспать первую пару придется пересмотреть свой график, так как за каждый пропуск снимаются баллы. По словам студентов, минус Болонской системы -большое количество обучающихся в группе, что лишает возможности каждому получить максимальные баллы. Как можно это решить? Ну, например, по старинке, преподаватель раздает вопросы, а студенты отвечают. К примеру, в нашем университете (КГЭУ) лекции проходят «потоком», то есть примерно 5-6 групп по 25-30 человек. Получается, что на одной паре присутствуют как

минимум 125 человек. Сложно себе представить, сколько времени преподаватель должен потратить, чтобы проверить все работы. Второй вариант - компьютерное тестирование - отличный способ, но как же сделать так, чтобы каждый студент смог ответить на вопросы, когда компьютеров-то на каждого не хватает. Как же этого добиться того, что могло бы сразу проверить знания всех студентов и за минимальное время. Учитывая, что почти у всех студентов имеются сотовые телефона, а у каждого есть свой номер, перед лекцией преподаватель заранее зашифровывает 3 цифры (например, номер телефона 9274253368, зашифрованные коды 01234Х6ХХ9, то есть студент должен ответить на 5, 3 и 6 вопросы и отправить 3 цифры с ответами на короткий номер, который укажет преподаватель). После чего в течение 3 секунд компьютер обрабатывает данные и выставляет соответствующие баллы. Полученные в результате тестирования данные позволяют преподавателям ранжировать обучаемых по уровню знаний и умений (сравнивать результаты одних обучаемых с аналогичными результатами других), эффективно совершенствовать задания и методы обучения, поскольку получаемые данные способствуют раскрытию наиболее сильных и слабых сторон обучаемых, а также предлагаемых им заданий. Важным аспектом компьютерного тестирования является быстрая проверка, что экономит время как преподавателей, так и студентов. Применение данных и иных современных методов контроля знаний, несомненно, будет способствовать овладению обучаемыми новыми знаниями, умениями и навыками, их самостоятельности и уверенности в себе.

Давайте попробуем прикинуть вероятность попадания одного и того же вопроса. Если взять одного конкретного студента, как правило, вокруг него еще 8 учащихся, то есть вероятность попадания одинакового вопроса для ближе

сидящих студентов равна 1. Теперь посчитаем совпадение трех вариантов

^ 1111 вопросов. То есть-----=

8 8 8 512

Если же, как пример, посмотреть результаты группы ЭСХ 1-10 , то можно увидеть, как средний балл студентов растет (если за первый тест результат показал средний бал 1.5, то за второй 2.5, а третьей - 3.0), что доказывает заинтересованность студентов в повышении своей успеваемости (скриншоты 13).

Пример вопросов

+7ххххх12ххЗ

123456 78 9 10

О) Что та ко. |екгрони переда ш; приём; обработка и хранение информации ; 4. и 1 и 2 и 3:

1) В 1895 г. Попов; и построил действующую модель радио . 2.Герц; 3. и 1 и 2 ;

2) радиолаг- па - диод имеет электроды Анод, катод; Анод, катод, накал; Анод, катод, накал, у| прав, электрод;

3) радиолаг- па -триод имеет электроды Анод, катод; Анод, катод, накал; Анод, катод, накал, у| прав, электрод;

4) радиолаг- па - диод г На А «4 фопускает ток если ■»; 2, На А «+», на К «-» ; 3 На А «-», на К « + » ; 4. На К «-»;

5) радиолаг- па - триод На А «4 пропускает ток если на сетке 0, а ... ■»; 2. На А «+», на К «-» ; 3 На А «-», на К « + » ; 4. На К «-»;

6) радиолаг- па - триод >0; пропускает ток если на сетке с 0; 3. и 1 и 2; 4. ни 1 ни 2.

7) любая ф| ческая в еличина изменяющаяся со временем это

8) электрич еск ая вели' (ина изменяющаяся со временем это

9) В радиол амг Анода ; :ия электронов возникает вблизи катода; 3. и 1 и 2; 4.ни 1 ни 2;

Анализ списка учащихся

Показ результатов

Группа |ФИО г~ з 4 5 6 7 в 10 11 12 13 14 15 16 U3"

ЭС-3-08 Капон да |1 1

ЭС-3-08 [Майембо 1° 1 Id 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |1

ЭС-3-08 Патрик о 1 2 |2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5

ЭС-3-08 |Сиразутдин о 1 з 1 1 1 1 1 1 1 1 1 s

ЭС-3-08 Софронов Г~ 2" I- I- I- I- I- I- I- I- I- I- I- I- ir-

ЭС-3-08 1 з 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 is

ЭС-3-08 Толонёнкон 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 о

ЭС-3-08 |Толовёнков 2~ I- I- о I" I- I- I- I- I- I- I- I- I- I- I-

ЭС-3-08 |тряпкин з 2 о 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 |s

ЭС-3-08 Хабибулл ин 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |6

ЭС-3-08 Хаби&уллнн 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 lo

ЭС-3-08 Хаернасов 1 2 о 1 1 1 1 1 1 1 1 2

ЭС-3-08 Хайбуллин г о 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 |6

ЭС-3-08 |Ха Яруллин з 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |з

ЭС-3-08 Ха Яруллин 1 |1 |2 1 1 1 1 1 1 1 1 |з

ЭС-3-08 Ха Яруллин о 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5

ЭС-3-08 |Хал икав Р.Р. 1 1 1 о 1 1 1 1 1 1 1 1 2

ЭС-3-08 Хамматов о 2 1 з 2 1 1 1 1 1 1 1 1 |в

ЭС-3-08 |Чугунова 2 1 2 з о 1 1 1 1 1 1 1 1 7

ЭС-3-08 Шарафутди 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 о

ЭС-3-08 Шевченко I- I- I- I- I- I- I- I- I- I- I- I- I- I- I- I- 15"

ЭС-3-08 |Яхина О.Г. з 2 з 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 |12

ЭС-3-08 Семенова |1 1 = |з |г |1 1 1 1 1 1 1 1 1 |9

ЭС-3-08 хасанзянов |2 о 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |2

ЭС-3-08 хуснуллин 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

ЭС-3-08 шарафеев 1 lo- — I- I- I- I- I- I- I- I- I- I- I- I- 13"

Скриншоты 1-3. Пример вопросов. Анализ списка учащихся. Показ результатов

Универсальная система, способная к быстрой перестройке и адаптации к конкретному эксперименту, должна удовлетворять следующим взаимосвязанным условиям:

1. В основе управления лежит программа, которая способна взаимодействовать с аппаратной частью, позволять работать с базовыми знаниями программирования, быть интуитивно понятной для неспециалиста в программировании; позволять легко модифицировать части программы, т.е. быть наглядной и логически прозрачной.

2. Аппаратная часть установки должна легко интегрироваться в современные информационные системы, иметь широкий спектр диапазонов и каналов измерения, иметь определенный набор управляющих и измерительных устройств.

Одним из наиболее удачных решений в направлении разработки универсальных систем автоматизации является подход компании «National Instruments» (NI) - технология виртуальных приборов на основе среды графического программирования. Имеется «пробный» вариант, который работает в среде LabView. В качестве управляющей программы используется язык графического программирования LabView 8.5. В эту систему интегрировано множество различных функций, облегчающих работу с аппаратурой

Для проведения эффективной проверки знаний у обучающихся требуются усилия не только преподавателей, но и органов власти, самой общественности, и, в первую очередь, самой молодежи, так как качество знаний играют важную роль при трудоустройстве на работу. Проект предполагает охват студентов и учащихся государственных общеобразовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования всех городов и районов РТ и имеет долгосрочную перспективу. Имеется патент №2011615199, зарегистрированный в Реестре программ для ЭВМ от 13 сентября 2011 года.

Источники:

1. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. 365 с.

2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: учебник для индустриально-педагог. техникумов и для студентов инженерно-педагогических специальностей. Екатеринбург : Деловая книга, 1999.

3. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. 576 (747) с.

References:

1. Podlasy'y I.P. Pedagogika: 100 voprosov - 100 otvetov: ucheb. posobie dlya vuzov. M.: VLADOS-press, 2004. 365 s.

2. Bezrukova V.S. Pedagogika. Proektivnaya pedagogika: uchebnik dlya industrial'no-pedagog.tehnikumov i dlya studentov injenerno-pedagogicheskih special'nostey. Ekaterinburg : Delovaya kniga, 1999.

3. Podlasy'y I.P. Pedagogika. Novy'y kurs: Uchebnik dlya stud. ped. vuzov: V 2 kn. M.: Gumanit. izd. centr VLADOS, 1999. Kn. 1: Obsch'ie osnovy'. Process obucheniya. 576 (747) s.

Зарегистрирована: 09.09.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.