Научная статья на тему 'Экспресс тестирование для оценки текущей успеваемости студентов'

Экспресс тестирование для оценки текущей успеваемости студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПРЕСС ТЕСТИРОВАНИЕ / УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ / ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ / НОМЕР ТЕЛЕФОНА / ЗАШИФРОВАННЫЕ КОДЫ / THE TEST / THE EXPRESS TESTING / PROGRESS OF STUDENTS / EXAMINATION / THE PHONE NUMBER / THE ENCIPHERED CODES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Закиева Рафина Рафкатовна, Садыков Марат Фердинантович, Хамидуллина Гузель Фердинантовна

Проект направлен на популяризацию и повышение качества и престижа обучения в высшем учебном заведении, формирования знаний, умений и навыков через внедрение нетрадиционных подходов в пропаганде обучения среди студентов и учащихся государственных общеобразовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPRESS TESTING TO ASSESS THE CURRENT PROGRESS OF THE STUDENTS

Information in the modern world is one of the major parameters. Modern achievements in the field of computer facilities have strong impact on the sphere of educational activity and promote the emergence of new approaches in training. The monitoring system which has developed in higher education institutions to assess the progress of the students, directed only on assimilation by students of the necessary knowledge and their reproduction, today can satisfy neither the student, nor the teacher. New forms of control and self-checking which would focus the student on the ability to get knowledge independently and put them into practice have to come to change the situation. It is possible to refer instant testing to such method for examination.

Текст научной работы на тему «Экспресс тестирование для оценки текущей успеваемости студентов»

УДК 378.016:006

Закиева Р.Р., Садыков М. Ф., Хамидуллина Г. Ф.

ЭКСПРЕСС ТЕСТИРОВАНИЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ ТЕКУЩЕЙ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ

Проект направлен на популяризацию и повышение качества и престижа обучения в высшем учебном заведении, формирования знаний, умений и навыков через внедрение нетрадиционных подходов в пропаганде обучения среди студентов и учащихся государственных общеобразовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования. Ключевые слова: тест, экспресс тестирование, успеваемость студентов, проверка знаний, номер телефона, зашифрованные коды.

Информация в современном мире является одним из важнейших параметров. Современные достижения в области вычислительной техники оказывают сильное влияние на сферу образовательной деятельности и способствуют появлению новых подходов в обучении. Одной из наиболее важных задач, стоящих перед российской системой образования, является обеспечение доступности и качества образовательного процесса, итогом которого должно быть формирование конкурентоспособного выпускника. Данная цель не может быть достигнута без опоры на современные информационные технологии в образовании.

Сложившаяся в вузах система контроля знаний студентов, направленная лишь на усвоение студентами необходимой суммы знаний и их воспроизведение, сегодня не удовлетворяют ни студента, ни педагога. На смену такому положению должны прийти новые формы контроля и самоконтроля, которые ориентировали бы студента на умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Предлагаемый проект направлен на популяризацию и повышение качества и престижа обучения в высшем учебном заведении, формирования знаний, умений и навыков через внедрение нетрадиционных подходов в пропаганде обучения среди студентов и учащихся государственных общеобразовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования.

Возрастающие требования к уровню конкурентоспособности выпускников, необходимость быстрой адаптации специалиста к меняющимся рыночным условиям требует разработки современных подходов к процессу обучения, позволяющих приблизить его к реальным условиям работы. Информационные и коммуникационные технологии, являясь средствами профессиональной деятельности, могут быть успешно реализованы в учебном процессе при выявлении возможностей их использования в качестве средства обучения. Однако в настоящее время нет научно обоснованных рекомендаций по использованию информационных и коммуникационных технологии как средства обучения студентов, что обуславливает актуальность исследования.

Известно, что в преподавательской и студенческой среде отношение к тестированию неоднозначное. Попробуем выделить достоинства и недостатки этой методики. Несомненно, для любого преподавателя подготовка теста - это задача по дидактической работе с материалом дисциплины, осмысление ее ключевых, программных аспектов. Ведь открытые тесты чаще всего опираются на выбор нужного качества из нескольких вариантов, предложенных испытуемому. Это обычно задания по поиску верного определения какого -либо понятия, термина. Поэтому разработчики тестов должны соотнести задания с ФГОС, учебным планом, рабочей программой, привести содержание каждой дисциплины в соответствие с логикой образовательной программы по специальности, выделить ключевые дидактические единицы, тот самый «сухой остаток», что и входит в понятие «знания специалиста».

Кроме собственно знаний, тесты позволяют проверить сформи-рованность умений и навыков студентов. Например, этому способствуют вопросы, связанные с ранжированием этапов какой-либо технологии или методики деятельности (методика библиографирования, выполнения библиографических справок и т.п.). Чтобы правильно ответить на вопрос, студент должен предварительно освоить материал на практических занятиях, закрепить умения в процессе производственной практики.

Тестирование позволяет выявить уровень развития такого важ-

ного профессионального качества специалиста, как его ориентированность на потребителя, умение понять информационное поведение обслуживаемого субъекта, построить верную информационную стратегию достижения оптимального удовлетворения информационных потребностей. Например, в задании предлагается ранжировать источники информации, порядок их использования в зависимости от заданных качеств потребителя (с учетом его возрастных, профессиональных, социальных характеристик).

Тестовые задания, составленные в целом по всему объему учебной дисциплины, дают возможность получить обобщенный срез знаний по всем аспектам и темам изученного курса, в то время как в традиционной системе проверки знаний студентов по экзаменационным билетам присутствует элемент случайности (как правило, билет ограничивается 2-мя вопросами). Также, к сожалению, в настоящее время много времени расходуется на проверку знаний у учащихся, что объясняется только одной причиной: большие затраты времени педагога как на подготовительном этапе, так и на этапе проведения проверки контрольных (тестовых) работ.

Наконец, по сравнению с устным опросом тестирование существенно экономит время, отводимое на контроль знаний студентов. Для заочного обучения в условиях предельного ограничения количества аудиторных часов тестирование часто является единственной возможностью формирования достаточно объективной оценки знаний студентов.

Общеизвестны и, очевидно, вечны проблемы, связанные с контролем знаний обучаемых. Тестирование как методика контроля качества подготовки специалистов получило признание и широкое распространение в деятельности высшей школы, особенно в последние годы, когда вопрос о выборе объективных критериев контроля качества встал особенно остро [1-3].

Уже не первый год высшие учебные заведения Казани постепенно переходят на Болонскую систему. Систему, которая, с одной стороны, призвана повысить уровень качества нашего образования и приблизить его к европейским стандартам, а с другой - уничтожить навсегда все трудности, возникающие из-за несоответствия россий-

ских и европейских научных степеней. Важной составляющей условий Болонского процесса является кредитно-модульная система, имеющая две основные функции. Во-первых, объемы работы студента четко определены, т.е. в течение семестра студент должен набрать определенное количество баллов. А во-вторых, довольно существенно упрощается переход из одного университета в другой. Также новая методика обучения делает невозможным реализацию популярной среди студентов схемы накануне экзамена: «зазубрил -сдал-забыл». Ведь кредиты нужно зарабатывать на протяжении всего семестра. Любителям проспать первую пару придется пересмотреть свой график, так как за каждый пропуск снимаются баллы.

По словам студентов, минус Болонской системы - большое количество человек в группе, что лишает возможности каждому получить максимальные баллы. Как можно решить это? Ну, например, по старинке, преподаватель раздает вопросы, а студенты отвечают. В нашем университете лекции проходят «потоком», то есть примерно 5-6 групп по 25-30 человек. Получается, на одной паре присутствуют как минимум 125 человек. Представить себе сложно, это сколько времени преподаватель должен потратить, чтобы проверить все эти работы?

Второй вариант - компьютерное тестирование. Да, отличный способ, но как же сделать так, чтобы каждый студент смог ответить на вопросы? Компьютеров-то на каждого не хватает. Чтобы решить эту проблему, мы решили придумать что-то такое, что могло бы сразу проверить знания всех студентов и за минимальное время. Так, чтобы после каждой проведенной пары преподаватель мог отслеживать, усвоили ли студенты материал, и если нет, то дать этот материал снова. Заложенные в устройстве принципы позволили бы быстро и качественно проводить смс - тестирование и тем самым программа автоматически будет выставлять баллы. Но как же этого добиться?

В настоящее время почти все люди имеют сотовые телефона, следовательно, у каждого есть свой номер телефона. Перед лекцией преподаватель заранее зашифровывает 3 цифры (например, номер телефона 9274253368, зашифрованные коды 01234Х6ХХ9, то есть студент должен ответить на 5,3 и 6 вопросы и отправить 3 цифры с

ответами на номер, который укажет преподаватель). Пример набора тестовых заданий представлен на рисунке 1.

+7ХХХХХ12ХХ3

1 2 34 5 6789 10

1. передача; 2. прием; 3. обработка и хранение информации; 4. и 1, и 2, и 3 1) В 1895г. ... изобрел и построил действующую модель радио.

1. Анод, катод; 2. Анод, катод, накал; 3. Анод, катод, накол, управляющий

1. Анод, катод; 2. Анод, катод, накол; 3. Анод, катод, накал, управляющий

5) радиолампа - триод пропускает ток, если на сетке 0, а ...

7) любая физическая величина изменяющаяся со временем это

8) электрическая величина изменяющаяся со временем это

9) в радиолампах эмиссия электронов возникает вблизи

Рис.1. Набор тестовых заданий для проведения текущего тестирования

На следующем этапе компьютер обрабатывает данные и выставляет соответствующие баллы. Полученные в результате тестирования данные позволяют преподавателям ранжировать обучаемых по уровню знаний и умений (сравнивать результаты одних обучаемых с аналогичными результатами других обучаемых), эффективно совершенствовать задания и методы обучения (поскольку получаемые данные способствуют раскрытию наиболее сильных и слабых сторон обучаемых) а также предлагаемых им заданий.

Важным аспектом компьютерного тестирования является быстрая проверка, что экономит время как у преподавателей, так и у сту-

дентов. Применение данных и иных современных методов контроля знаний, несомненно, будет способствовать овладению обучаемыми соответствующими знаниями, умениями и навыками, их самостоятельности и уверенности в собственных знаниях и навыках, которые они смогут эффективно применять в учебном процессе и на практике.

Давайте попробуем прикинуть вероятность попадания одного и того же вопроса. Если взять одного конкретного студента, как правило, вокруг него еще 8 учащихся, то есть вероятность попадания одинакового вопроса для близко сидящих студентов равна -. Теперь по-

8

_ liii считаем совпадение трех вариантов вопросов. То есть------ —.

8 8 8 512

Если же, как пример, посмотреть результаты группы ЭСХ 1 -10 , то можно увидеть, как средний балл студентов растет (если за первый тест результат показал средний бал 1.5, то за второй 2.5, а третий - 3.0), что доказывает о заинтересованности студентов повысить таким образом свою успеваемость.

Универсальная система, способная к быстрой перестройке и адаптации к конкретному эксперименту, должна удовлетворять следующим взаимосвязанным условиям:

1. В основе управления лежит программа, которая способна взаимодействовать с аппаратной частью, позволять работать с базовыми знаниями программирования, быть интуитивно понятной для неспециалиста в программировании, позволять легко модифицировать части программы, т.е. быть наглядной и логически прозрачной.

2. Аппаратная часть установки должна легко интегрироваться в современные информационные системы, иметь широкий спектр диапазонов и каналов измерения, иметь определенный набор управляющих и измерительных устройств.

Одним из наиболее удачных решений в направлении разработки универсальных систем автоматизации является подход компании "National Instruments" (NI) - технология виртуальных приборов на основе среды графического программирования. Имеется «пробный» вариант, который работает в среде LabView. В качестве управляющей программы используется язык графического программирования LabView 8.5. В эту систему интегрировано множество различных

функций, облегчающих работу с аппаратурой.

Проект предполагает охват студентов и учащихся государственных общеобразовательных учреждений высшего и средне профессионального образования и имеет долгосрочную перспективу. Имеется патент №2011615199, зарегистрированый в Реестре программ для ЭВМ от 13 сентября 2011 г.

Для проведения эффективной проверки знаний у обучающихся требуются усилия не только преподавателей, но и органов власти, самой общественности, и, в первую очередь, самой молодежи, так как качество знаний играют важную роль при трудоустройстве на работу.

Источники

1. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: уч. пос. для вузов. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. 365 с.

2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: учебник для индустриально -педагог.техникумов и для студентов инженерно - педагогических специальностей. Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

3. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: уч. для студ. пед. вузов: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. 576 (747) с.

References

1. Podlasy'y I.P. Pedagogika: 100 voprosov - 100 otvetov: uch. pos. dlya vuzov. M.: VLADOS-press, 2004. 365 s.

2. Bezrukova V.S. Pedagogika. Proektivnaya pedagogika: uchebnik dlya industrial'no-pedagog.tehnikumov i dlya studentov injenerno-pedagogicheskih special'nostey. Ekaterinburg: Delovaya kniga, 1999.

3. Podlasy'y I.P. Pedagogika. Novy'y kurs: uch. dlya stud. ped. vuzov: V 2 kn. M.: Gumanit. izd. centr VLADOS, 1999. Kn. 1: Obsch'ie osnovy'. Process obucheniya. 576 (747) s.

Зарегистрирована 23.05.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.