Научная статья на тему 'Качественная оценка общеобразовательных биологических компетенций студентов педагогического вуза'

Качественная оценка общеобразовательных биологических компетенций студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / РЕЙТИНГ / БАЛЛ / ОЦЕНКА / СТУДЕНТ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / COMPETENCES / RATE / MARK / ASSESSMENT / STUDENT / QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Седокова М. Л., Низкодубова С. В.

Высокое качество образования является одним из важнейших факторов обеспечения конкурентоспособности выпускников учебных заведений. Компетенции необходимо формировать с первого курса обучения. На кафедре медико-биологических дисциплин введена рейтинговая система оценки и учета успеваемости. Она позволит создать максимально комфортную среду обучения и воспитания. Мы уверены, что такой подход к системе оценки уровня знаний студентов существенно повысит качество подготовки бакалавров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Седокова М. Л., Низкодубова С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITATIVE ASSESSMENT OF THE STUDENTS’ GENERAL BIOLOGICAL COMPETENCES AT A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The high quality of education is one of the major factors for the graduating students’ competitiveness. Competences should be formed on the first year of studies. At the department of biomedical studies we introduced the rating system of assessment and of progress’ record. This fact will make it possible to create the most comfortable teaching and education environment. We are sure that such an approach to the system of student learning curve’s evaluation will improve the quality of bachelors’ training.

Текст научной работы на тему «Качественная оценка общеобразовательных биологических компетенций студентов педагогического вуза»

УДК 57:37.016

М. Л. Седокова, С. В. Низкодубова

КАЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ОБщЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫх БИОЛОГИЧЕСКИх КОМПЕТЕНЦИЙ

СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Высокое качество образования является одним из важнейших факторов обеспечения конкурентоспособности выпускников учебных заведений. Компетенции необходимо формировать с первого курса обучения. На кафедре медико-биологических дисциплин введена рейтинговая система оценки и учета успеваемости. Она позволит создать максимально комфортную среду обучения и воспитания. Мы уверены, что такой подход к системе оценки уровня знаний студентов существенно повысит качество подготовки бакалавров.

Ключевые слова: компетенции, рейтинг, балл, оценка, студент, качество обучения.

Известно, что процесс обучения в высшем учебном заведении направлен на приобретение студентами знаний, умений, навыков и познавательных способностей. В ФГОС ВПО третьего поколения приведен также перечень того, чем студенты еще должны владеть и какие компетенции формировать. В связи с этим необходимо правильно определить методы и формы организации обучения, которые позволят повысить эффективность педагогической деятельности. Общеобразовательные медико-биологические дисциплины, которые преподаются на кафедре медико-биологических дисциплин ТГПУ (заведующий профессор, доктор медицинских наук С. В. Низкодубова), для студентов имеют определенные сложности и особенности [1]. На основании Госстандарта третьего поколения наши курсы получают минимальное количество аудиторных часов и самостоятельная работа студентов приобретает решающее значение при обучении.

Цель нашей работы - определить значимость рейтинговой системы для оценки качества общеобразовательных биологических компетенций обучения.

Одним из условий эффективного управления процессом обучения являются средства контроля результатов деятельности, которые во многом определяют наличие обратной связи и дают возможность преподавателю организовать более профессионально деятельность студента. Принципами контроля обучения или успеваемости студента является объективность, систематичность и гласность. Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов или заданий, дружеском отношении педагога к студенту и адекватно установленным критериям оценки знаний, умений [2]. С этим трудно не согласиться. Но наша жизнь говорит о том, что каждый педагог индивидуален и адекватность будет различной. Действующая привычная система оценивания знаний, умений требует сегодня пересмотра с целью повышения ее диагностической значимости и объективности.

Присоединение России к Болонскому процессу означает широкое использование компетентност-ного подхода для подготовки бакалавров и магистров, который бы отвечал требованиям современного рынка труда. Компетентностно ориентированное обучение направлено на достижение запланированных конечных целей образования - компетенций, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения. Актуальность формирования профессиональных и особенно ключевых (общих, универсальных) компетенций определяется вхождением России в единое европейское образовательное пространство и обусловлена необходимостью расширения профессионального признания, сопоставимости и совместимости дипломов и квалификаций. Повышение требований к качеству подготовки специалистов определяет необходимость поиска новых путей деятельности по формированию и развитию профессионально важных качеств. Достаточно высокое качество образования является одним из важнейших факторов обеспечения конкурентоспособности выпускников учебных заведений. При аттестации наших учеников на современном этапе будем оценивать как привычные знания, умения и навыки, так и уровень освоения достаточно большого набора общекультурных и профессиональных компетенций.

Структурирование компетенций и создание оценочных критериев для аттестации осложняются различными трудностями, которые могут возникнуть в учебном процессе.

Н. Е. Колесник отмечает, что компетенции многофункциональны и надпредметны, поэтому при аттестации понадобятся комплексные измерители, требующие включения различных оценочных средств, использования методов многомерных шкал и специальных методов интеграции аттестационных баллов по различным количественным и качественным шкалам. Во-вторых, уровень освоения компетенций во многом предопределен доминантой способностей обучаемых, что приводит к необходимости использования отдельных психоди-

агностических методик в процессе аттестации, не предусмотренных в нашей стране нормативными документами. О такой необходимости говорит опыт многих зарубежных стран, где психологи участвуют в оценивании компетенций в образовании.

В-третьих, при интерпретации оценок уровня освоения компетенций придется принимать во внимание, что формирование компетенций является производной многих факторов: содержания образования, организационно-технологических педагогических решений, методов обучения [3].

Компетенции измеримы, причем некоторые из них могут быть измерены объективно, а некоторые - лишь субъективно. Ключевые компетенции представляют высшую ступень в иерархии компетенций, так как они универсальны для различных видов деятельности, проявляются в разных сферах. Их наличие необходимо человеку в течение всей жизни для самореализации, продуктивной профессиональной деятельности, выстраивания взаимоотношений с окружающими, смены рода занятий и т. п. Именно по этим причинам ключевые компетенции необходимо формировать на всех этапах процесса обучения и на всех учебных предметах.

Ключевые компетенции необходимо формировать при обучении общеобразовательным дисциплинам, начиная с первого курса обучения.

Известно, что общеобразовательные дисциплины дают фундаментальную подготовку, формируют базовые знания, умения, навыки и основу компетенций [3-6].

При обучении студентов на нашей кафедре стоит задача (в соответствии с ФГОС ВПО третьего поколения) формирования такой общекультурной компетенции, как готовность к укреплению здоровья (ОК-5) и профессиональной компетенции готовности к обеспечению охраны жизни и здоровья (ПК-8) обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности. На основе личного опыта работы в вузе считаем, что в обязательном порядке в ходе изучения общеобразовательных медико-биологических дисциплин необходимо ввести в учебный процесс дополнительную компетенцию культуры здоровья и готовности к профилактике различных заболеваний.

На кафедре медико-биологических дисциплин предпринята попытка введения балльно-рейтинговой системы оценки и учета успеваемости для достижения более качественной успеваемости по медико-биологическим дисциплинам общеобразовательного профиля. Данная система должна существенно изменить привычные представления студентов об учебе. Известно, что от сессии до сессии студенты живут весело. А затем за пару дней, что-то выучивают и начинают предъявлять требования

за свой неудовлетворительный ответ положительной оценки. Даже при тестировании могут наугад дать правильные ответы, или на экзамене/зачете вытянуть «хороший билет» и получить высокую оценку. А если у преподавателя в день экзамена плохое настроение, то возможны жалобы на предвзятость и др. Это возможно, потому что традиционная система оценивания уровня знаний не учитывает текущую учебную работу. И еще следует отметить, что в силу индивидуальных морфо-фун-кциональных особенностей организма одним ученикам удобно отвечать письменно, другим - устно, а третьи предпочитают тестирование.

Рейтинговая система компенсирует большинство перечисленных недостатков. За определенные виды работ, выполняемые студентами на протяжении всего семестра, выставляются баллы, определенное число баллов начисляется за экзамен или зачет, затем все эти баллы суммируются, получается итоговый рейтинговый балл по предмету. Этот балл можно перевести в традиционную систему оценок.

Балльно-рейтинговая система оценивания знаний студентов согласно А. В. Смирновой позволяет создать максимально комфортную среду обучения и воспитания [7]. В соответствии со своими особенностями молодые люди осуществляют выбор возможных вариантов и форм овладения дисциплиной, а также у преподавателя появляются дополнительные условия для учета индивидуальных особенностей будущих педагогов.

Внедрение данной системы в университете повысит качество обучения в вузе [8]. С введением рейтинговой системы оценивания учебных достижений студентов увеличивается возможность формирования компетентности учащихся в области изучения биологических дисциплин, развивается самостоятельность медицинского мышления и способность к самообразованию и саморазвитию, а также повышается ответственность за результаты своего обучения.

Сущность рейтинговой системы заключается в том, что итоговая оценка по дисциплине - это результаты учебной работы в течение всего семестра. Для оценки результатов работы студента в учебный процесс вводится система разнообразных по форме и содержанию мероприятий, каждое из которых оценивается определенным числом баллов (семинары, тестирование, контрольные работы и др.), за успешное выполнение которых студенту начисляются баллы. Итоговый рейтинг по нашим медико-биологическим дисциплинам представляет собой сумму баллов, полученных студентом.

В нашей рейтинговой системе мы используем фактический рейтинг - это баллы, которые студент набирает, изучая дисциплину. Для получения заче-

та необходимо набрать от 60 до 100 баллов.

С целью стимулирования к учебе рейтинг должен быть активным показателем, заставляющим студента стремиться его повысить. Для этого студенты должны постоянно знать об изменении своего рейтинга не после, а в процессе обучения [9].

Сумма баллов складывается в зависимости от качества и количества выполненных работ. Число баллов рассчитывается, например, по таким видам обязательных работ, как: а) оформление самостоятельно изученной темы в виде контрольной работы, реферата или презентации (от 10 до 20 баллов: 10 баллов - удовлетворительно, 15 - хорошо, 20 - отлично); б) ответы и активная работа на практических занятиях, участие в интерактивных лекциях -10 баллов; в) результаты промежуточного и итогового тестирования оцениваются от 10 до 20 баллов в зависимости от количества ошибочных ответов.

В нашу балльно-рейтинговую систему мы решили ввести баллы со знаком минус за пропуски лекций, практических занятий (минус 15 баллов), за опоздания (минус 1 балл за 1 минуту).

В начале семестра преподаватель, ведущий занятия по дисциплине, разъясняет ее структуру, сколько баллов можно получить за ту или иную работу или за что можно их потерять. У большинства студентов в первые дни учебы проявляется интерес и начинается творческий процесс. Они тут же интересуются темами для самостоятельной работы, могут предложить свой подход к решению по-

ставленной задачи для того, чтобы получить большее количество баллов. После того как студентами выполнено задание или пройдено тестирование, преподаватель оценивает работу и эту оценку вносит в специальный рейтинговый журнал.

Используя рейтинговую систему, существенно повышается объективность оценки достижений студентов в учебе. Для привычной системы оценки часто нарушается объективность - главное требование к оценке как в силу индивидуальных особенностей студента, так и самого преподавателя. Предлагаемая система оценки на сегодняшний день является пока нетрадиционной, но она позволит более точно оценить качество учебы, выяснить, какие компетенции приобретены, в чем могут возникнуть сложности. Каждый преподаватель по-своему видит тройку или пятерку. Одни говорят, что три пишем два в уме, либо, наоборот, студент заслуживает лишь тройку, а в силу личных симпатий получает пятерочку. И еще можно отметить немаловажный факт проблемы «сессионного стресса». При получении достаточного количества баллов студент может быть освобожден от зачета или экзамена. Мы уверены, что такой подход к системе оценки уровня знаний студентов существенно повысит качество подготовки бакалавров по общеобразовательным дисциплинам медико-биологического профиля, сформирует необходимые компетенции, что немаловажно для освоения в дальнейшем специальных курсов.

Список литературы

1. Седокова М. Л. Промежуточный контроль знаний студентов по курсу «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» // Непрерывное педагогическое образование: качество, проблемы, перспективы: материалы общерос. юбил. науч.-метод. конф. (г. Томск, январь 2002 г.). Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2002. С. 136-140.

2. Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н. Б., Неудахина Н. А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Ч. 2. Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2002. 146 с.

3. Колесник Н. Е. Роль дисциплин общеобразовательного цикла в формировании профессионально важных качеств учащихся в условиях компетентностного подхода // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 43-46.

4. Двуличанская Н. Н. Компетентностно ориентированное естественно-научное образование как основа нового качества подготовки профессиональных кадров // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. 2010. № 11. С. 8.

5. Звонников В. И., Челышкова М. Б. Контроль качества обучения при аттестации: Компетентностный подход. М.: Логос, 2009. 272 с.

6. Монако Т. П., Белогуров А. Ю. Роль дисциплин общеобразовательного цикла в профессиональном становлении современных специалистов // Вестн. Южно-Уральского гос. ун-та. 2005. № 15. С. 160-169.

7. Смирнова А. В. Рейтинговая система оценки знаний учащихся / А. В. Смирнова. http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/ reitingovaya-sistema-otsenki-znanii-uchashchikhsya

8. Насырова Э. Ф. Модульное обучение студентов университета в системе кредитно-зачетных единиц // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 6 (108). С. 18-20.

9. Яблочкина Н. В. Рейтинговая система оценки знаний студентов в педагогическом колледже. URL: http://journal.kuzspa.ru/articles/19/

Седокова М. Л., кандидат биологических наук, доцент кафедры.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634050.

E-mail: [email protected]

Низкодубова С. В., доктор медицинских наук, профессор кафедры.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634050.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 11.09.2012.

M. L. Sedokova, S. V. Nizkodubova

QUALITATIVE ASSESSMENT OF THE STUDENTS’ GENERAL BIOLOGICAL COMPETENCES AT A PEDAGOGICAL

UNIVERSITY

The high quality of education is one of the major factors for the graduating students’ competitiveness. Competences should be formed on the first year of studies. At the department of biomedical studies we introduced the rating system of assessment and of progress’ record. This fact will make it possible to create the most comfortable teaching and education environment. We are sure that such an approach to the system of student learning curve’s evaluation will improve the quality of bachelors’ training.

Key words: competences, rate, mark, assessment, student, quality of education.

Sedokova M. L.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

Nizkodubova C. V

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.