Научная статья на тему 'ЭКСПОРТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕГИОНОВ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ'

ЭКСПОРТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕГИОНОВ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инвестиции / внешнеэкономические связи / внешнеторговая деятельность / экспортные возможности / investments / foreign economic relations / foreign trade activity / export opportunities

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куценко Светлана Юрьевна, Куценко Илья Александрович

В статье проанализированы процессы изменения структуры и динамики внешнеэкономических связей регионов в современных экономических условиях. Перераспределение экспортных возможностей в сторону товаров с глубокой степенью переработки определяет последующие изменения, происходящие в экономической и социальной жизни регионов России. Актуальность изучаемого вопроса обусловлена выявлением возможностей производства конкурентоспособной продукции в условиях санкций и торговых ограничений. Предложены рекомендации, позволяющие повысить эффективность внешнеторговой деятельности региональных экспортёров на ближайшую перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPORT OPPORTUNITIES OF REGIONS IN CONDITIONS OF ECONOMIC UNCERTAINTY

The article analyzes the processes of changes in the structure and dynamics of foreign economic relations of regions in modern economic conditions. The redistribution of export opportunities towards highly processed goods determines subsequent changes taking place in the economic and social life of Russian regions. The relevance of the issue under study is due to the identification of opportunities for the production of competitive products under conditions of sanctions and trade restrictions. Recommendations are proposed to improve the efficiency of foreign trade activities of regional exporters in the near future.

Текст научной работы на тему «ЭКСПОРТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕГИОНОВ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 339.564:332.1

ЭКСПОРТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕГИОНОВ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ

Куценко Светлана Юрьевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента

Куценко Илья Александрович,

магистрант

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В статье проанализированы процессы изменения структуры и динамики внешнеэкономических связей регионов в современных экономических условиях. Перераспределение экспортных возможностей в сторону товаров с глубокой степенью переработки определяет последующие изменения, происходящие в экономической и социальной жизни регионов России. Актуальность изучаемого вопроса обусловлена выявлением возможностей производства конкурентоспособной продукции в условиях санкций и торговых ограничений. Предложены рекомендации, позволяющие повысить эффективность внешнеторговой деятельности региональных экспортёров на ближайшую перспективу.

Ключевые слова: инвестиции, внешнеэкономические связи, внешнеторговая деятельность, экспортные возможности.

EXPORT OPPORTUNITIES OF REGIONS IN CONDITIONS OF ECONOMIC UNCERTAINTY

Kutsenco Svetlana Yurievna,

Ph.D. in Economics, Associate Professor of the Management Department

Kutsenco Ilya Aleksandrovich,

graduate student Katanov Khakass State University (Abakan)

The article analyzes the processes of changes in the structure and dynamics offoreign economic relations of regions in modern economic conditions. The redistribution of export opportunities towards highly processed goods determines subsequent changes taking place in the economic and social life of Russian regions. The relevance of the issue under study is due to the identification of opportunities for the production of competitive products under conditions of sanctions and trade restrictions. Recommendations are proposed to improve the efficiency of foreign trade activities of regional exporters in the near future.

Key words: investments, foreign economic relations, foreign trade activity, export opportunities.

В современных, достаточно динамично меняющихся условиях мировой экономики происходят изменения в социальной, политической, экономической сферах жизни населения регионов. На данные процессы влияют как обстоятельства мировой экономики, геополитической ситуации, так и изменения, происходящие в самой структуре регионального производства, занятости и трудовых ресурсов, финансовом поведении населения [1].

Внешнеэкономические связи включают различные способы взаимодействия в мировой экономической системе. Среди классических и достаточно хорошо изученных форм можно выделить мировую торговлю товарами и услугами между различными странами. Внешнеторговая деятельность в настоящее время не только является формой межгосударственного экономического взаимодействия, но и развивается на уровне отдельных предприятий, произ-

водителей товаров. Под контролем государства находятся экспортные, импортные взаимодействия крупных производителей и малого бизнеса регионов. Часто, не найдя должной степени переработки или покупателя среди местных потребителей, производители достаточно успешно продвигают товар на мировой рынок. Экспортные преимущества стран и большие возможности, выгоды международной торговли обоснованы в классической экономической литературе [2]. М. Портер обосновал конкурентные преимущества отдельных производителей при их желании поставлять продукцию на мировой рынок. Изменения, происходящие в мировом производстве, заставляли теоретиков экономической мысли задаваться вопросом, почему множество производителей, поставляющих продукцию на рынки других стран, терпят неудачи и не имеют преимуществ от мировой торговли.

М. Портер объяснял успех транснациональных компаний и небольших производителей как внутренними факторами, присущими этим организациям, так и их предварительными анализами рынков сбыта [3]. Примером для М. Портера являлись японские корпорации, опыт которых в настоящее время пытаются повторить китайские производители. Так, Портер вывел детерминанты конкурентных преимуществ, которые первоначально разделил на четыре группы, в дальнейшем - на шесть, что дало название его теории - «Ромб» М. Портера. Экономистом выявлены переменные детерминанты, которые могут либо усилить, либо ослабить основные конкурентные преимущества фирмы на мировом или национальном рынке. К таким переменным относятся действия правительства и случайные события. К случайным событиям Портер относил изменения в научно-техническом прогрессе, политические события за рубежом, войны и локальные конфликты, изменения спроса на мировом рынке. Меры, принимаемые правительством, рас-

сматривались как переменные в конкурентных преимуществах организации.

Успех производителей при поставке на мировой рынок товара объяснялся наличием следующих конкурентных условий. Основным условием Портер называл способность в условиях национальной экономики накопить ресурсы и специализированные навыки. Навыки необходимо накапливать различной направленности: от производственных навыков рабочих до управленческих умений менеджеров различных звеньев. Ресурсный потенциал, по Портеру, необходимо накапливать только с условием его дальнейшего использования в производстве; здесь важной является информация о имеющихся или прогнозных потребностях потребителей на региональном или мировом рынках. Ресурсный потенциал предприятия находится в постоянном развитии и изменении. Как «доразведка» новых видов ресурсов в природной среде, так и инновационные открытия в составе современных материалов, развитие глубокой степени переработки способствуют накоплению ресурсного потенциала. От ресурсов, длительное время не задействованных в процессе производства, необходимо избавляться, тем самым сокращая расходы на их хранение. Здесь можно предложить варианты списания, утилизации или реализации на внешнеторговом рынке. Среди покупателей «морально» изношенных ресурсов представляется возможным рассматривать производителей из развивающихся стран.

Доступность и точность информации о потребностях потребителя в товарах в стране, где размещено производство, также является одним из условий развития внутреннего потенциала предприятия. Возможность капитальных вложений рассматривалась Портером как одно из условий развития производственных мощностей национальных производителей. Инвестиционное преимущество в современной экономической литературе изучается с разделением на прямые и портфельные инвестиции,

причём последние не обязательно могут способствовать развитию конкурентных преимуществ на мировом рынке. Здесь переплетаются такие формы внешнеэкономических связей, как международная торговля, перемещение ссудного, кредитного капитала между странами. Портер уделяет внимание не только экономическим показателям конкурентных преимуществ, но и совпадению интересов персонала региональных предприятий, менеджеров и владельцев ресурсов, фирм.

Детерминантами конкурентных преимуществ являются и наличие стратегии у предприятия, структура фирмы, конкуренция между экономическими агентами на национальном рынке. Здесь подразумевается мотивация у сотрудников предприятия, осознание единой цели и задач предприятия, желание проявить способности организации на мировом рынке, а также эффективная производственная и управленческая структура предприятия. В настоящее время критерием эффективности структуры предприятия, включённой в стратегию, является соблюдение национальных приоритетов. От способности руководителей, менеджеров предприятия зависит соответствие структуры и стратегии предприятия национальному менталитету. Во вторую группу детерминантов конкурентных преимуществ входят параметры факторов производства для предприятия или страны. Здесь основными факторами являются природные, людские (человеческие), финансовые, информационные и инфраструктурные ресурсы. В настоящее время используется развёрнутая классификация ресурсов в зависимости от важности, специализации и отраслевой принадлежности производства. Третьим элементом конкурентных преимуществ М. Портер называет спрос на выпускаемую или планируемую к выпуску продукцию и его параметры. Рост спроса, его характер, величина влияют на развитие технологий, эффект масштаба производства, обновление товарного ассортимента, а следователь-

но, и экспорт. Структура, динамика роста спроса формируется под влиянием реальных или предполагаемых потребностей национальных, мировых потребителей товаров. Разборчивость, требовательность и сегментирование покупателей в настоящее время являются важным компонентом внешнеторговой стратегии предприятий, стремящихся выйти на мировой рынок. Транснациональные корпорации интернационализируют спрос через приспособление стандартизированной продукции под потребности региональных потребителей, часто подменяя индивидуальные предпочтения универсальными, однотипными товарами. Вместе с тем эффект демонстрации новых товаров в ряде стран имеет последствия через распространение европейских ценностей, традиций поведения потребителей в ущерб национальным.

Наличие родственных и поддерживающих производств является одним из детерминантов конкурентных преимуществ М. Портера. В дальнейшем в экономической литературе данная мысль была развита до применения в региональной экономике элементов интеграции, межрегионального сотрудничества, кластеров [4]. Родственные отрасли могут быть связаны технологически, иметь взаимодополняющие технологии в цепочке создания ценностей, осуществляют между собой совместную работу, действия, операции. Межрегиональное сотрудничество усиливает эффективность деятельности поддерживающих производств. Поставщики материалов, сырья, полуфабрикатов относятся к поддерживающим отраслям.

Важным для выявления регионального внешнеторгового потенциала является применение модели пяти сил М. Портера. Во-первых, между конкурирующими поставщиками в отрасли должно быть соперничество, выраженное в экономическом и производственном смысле. Конкуренция в отрасли может быть завоёвана с помощью товаров-заменителей, что позволит

заинтересовать потребителей рыночными механизмами. Конкурентные преимущества способствуют потенциальному появлению новых конкурентов, что заставляет производителей постоянно мониторить рыночную ситуацию как на национальном, так и на мировом рынках. В качестве одной из сил М. Портер выделяет средства воздействия, используемые поставщиками сырья, и рыночную власть. Сырьевая направленность российского экспорта вызывает консервацию региональных производителей в данной форме участия на мировом рынке. И последней силой, объясняющей состояние конкуренции в отрасли, по Портеру, являются средства воздействия и рыночная власть потребителей продукции. Таким образом, детерминант конкурентного преимущества - спрос -находит свою реализацию в проявлении возросших потребностей потребителей на национальном и мировом рынках.

Республика Хакасия обладает рядом конкурентных преимуществ. Ресурсный потенциал региона включает большое количество рудных и нерудных полезных ископаемых. В настоящее время идёт добыча угля, молибдена с вывозом сырья в страны АТЭС. Водные и земельные ресурсы Хакасии предстоит изучать и осваивать последующим поколениям. Республика обладает достаточно развитой региональной транспортной инфраструктурой, которая представлена железнодорожным, воздушным, автомобильным транспортом. Транспортная инфраструктура требует инвестиций и применения логистических, экономических знаний при решении ряда вопросов, связанных с дальнейшим развитием отрасли в интересах экспортёров. Мрамор, гравийные пески, фосфоритные месторождения и другие нерудные ресурсы, включённые в процесс производства, глубокой переработки, позволят развить новые, технологичные отрасли. Межрегиональное сотрудничество через развитие родственных и поддерживающих отраслей наблюдается на протяжении уже длительного времени. Этому способствует

наличие на территории республики крупнейшей в России гидроэлектростанции - Саяно-Шушенской ГЭС - и потребление электроэнергии Хакасией, не превышающее 70 %. Соседство с таким крупным высокоразвитым регионом, как Красноярский край, на севере и востоке способствует развитию межрегиональных связей в различных сферах деятельности, а также совместной реализации крупномасштабных инвестиционных проектов, распространению новейших технологий.

Состояние трудовых ресурсов и мобильность рабочей силы даёт значительное конкурентное преимущество. Часть трудоспособного населения работает вахтовым методом в других регионах России. Необходимо регулирование вопросов занятости населения Республики Хакасия для повышения качества, профессионально-квалификационной структуры предложения. Имеет место недостаточный спрос на рабочую силу в некоторых муниципальных образованиях при одновременном её дефиците в районах, где находятся организации металлургического производства, электроэнергетики, добычи полезных ископаемых. Уровень социально-экономического развития муниципальных образований имеет существенные различия, обусловленные отличиями принадлежности к тем или иным категориям территорий, с преобладанием на одних аграрной специализации, на других - минерально-сырьевой.

Наличие на территории Хакасии богатых рекреационных ресурсов способствует развитию такой формы внешнеэкономических связей, как туризм. Различные виды туризма: культурно-познавательный, экологический, сельский, охотничий - представляется возможным развивать на территории Республики Хакасия.

Как и для любого периферийного региона, для Республики Хакасия достаточно остро стоит проблема получения необходимых финансовых ресурсов. Преобладающая в течении длительного времени мысль о международном инвестици-

онном сотрудничестве меняется в сторону привлечения средств отечественных партнеров и грантовой государственной поддержки [5].

Внешнеторговая деятельность регионов Сибири как основная форма внешнеэкономических связей в современных условиях претерпевает значительные изменения. Длительное время в структуре внешнеторгового оборота большинство составляли сырьевые ресурсы. В условиях санкций и ограничений в международной торговле необходимо переходить на новые рынки сбыта, меняя сырьевую направленность регионального экспорта. Во внешней торговле Республики Хакасия, так же как и других регионов Сибири, доминировал экспорт, причём в страны дальнего зарубежья (табл.).

Новыми рынками сбыта вывозимых из Хакасии каменного угля, железной руды, золота, алюминия становятся рынки Китая, Монголии, но глубокая степень переработки сырья пока не присутствует.

Потенциальными возможностями для производства товаров для мировых потребителей обладает агропромышленный комплекс республики. Сельское хозяйство является поддерживающей и родственной отраслью для обрабатывающей промышленности. Развитие перерабатывающих отраслей в животноводстве республики позволит производить премиальные сыры, биопрепараты, мясокостную муку, диетические линейки молока, мясные полуфабрикаты, коллаген. Переработка шерсти, шкур, выращивание инновационных травянистых растений: мис-кантуса, технической конопли - позволят развить поддерживающие производства лёгкой промышленности.

Детерминанты конкурентных преимуществ Портера, модель пяти сил являются инструментами диагностики конкурентных условий выхода региональных производителей на мировой рынок и оценки эффективности данной деятельности.

Внешняя торговля в регионах Сибирского федерального округа (в фактически действовавших ценах, млн. долл. США 2020 г.) [6]

Наименование субъекта федерации Страны дальнего зарубежья Страны СНГ

экспорт импорт экспорт импорт

Республика Алтай 30,6 10,8 19,3 3,1

Республика Тыва 30 6,4 49,0 2,8

Республика Хакасия 1 622,5 304,8 13,8 3,9

Алтайский край 409,5 232,8 540,4 235,1

Красноярский край 6 127,7 2 222,6 267,3 288,7

Иркутская область 5 537,1 1 115,6 186,5 433,0

Кемеровская область 10 261 739,6 1 362,4 50,8

Новосибирская область 2 233,6 2 309,2 698,7 410,3

Омская область 6 431,8 285,2 329,1 166,1

Томская область 150,7 231,6 159,6 106,3

Библиографический список

1. Куценко С. Ю., Куценко И. А. Экономическая культура и финансовая грамотность: особенности формирования в современных условиях // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2022. № 3 (41). С. 93-100.

2. Классика экономической мысли / В. Петти [и др.]. М.: Эксмо, 2000. 896 с.

3. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов; пер. с англ. 4-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2011. 453 с.

4. Ковтун Р. В., Трусова С. В., Краснова Т. Г. Ангаро-Енисейский макрорегион: эволюция территориально-производственных комплексов в кластеры // Kant. 2023. № 1 (46). С. 40-46.

5. Куценко С. Ю. Отраслевая структура регионального экспорта (на примере Республики Хакасия) // Проблемы современной экономики. 2022. № 2 (82). С. 147-151.

6. Куценко С. Ю., Куценко И. А. Экономический механизм поддержки малого аграрного бизнеса в современных условиях // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2023. № 2 (52). С. 57-61.

© Куценко С. Ю., Куценко И. А.., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.