Научная статья на тему 'Совершенствование механизма развития экспортного потенциала региона'

Совершенствование механизма развития экспортного потенциала региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1568
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внешнеэкономическая деятельность / экспортный потенциал / РЕГИОНЫ / external economic activity / export potential / Regions

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савельев И. И.

В статье обосновывается необходимость разработки стратегии по развитию экспортного потенциала, объемов и номенклатуры экспорта продукции предприятий и организаций регионов России. Предлагается механизм развития экспортного потенциала региона (на примере Владимирской области).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Савельев И. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article emphasizes the necessity to work out the strategy of export potential development, including its volumes and types of production. The case of Vladimir region is taken as an example to demonstrate the mechanism of the regional export potential development.

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизма развития экспортного потенциала региона»

завод (ОАО «КамАЗ»), ОАО «Казанское моторостроительное производственное объединение» (КМПО), ОАО «Казанский вертолетный завод» (КВЗ), ОАО «Казанское авиационное производственное объединение» (КАПО), ОАО «Казанькомпрессор-маш» и ряд других. В основе их традиционно-инновационного развития находят применение инновационные технологии и создается конкурентоспособная продукция, а также расширяются рынки сбыта.

Важное значение в формировании современной структуры экономики Татарстана имеет электроэнергетический традиционно-инновационный кластер, который производит 23,6 млрд кВт. час электроэнергии и 30,1 млн. Гкал теплоэнергии, полностью обеспечивая потребности республики. В соответствии с концепцией реформирования электроэнергетики России, произведено разделение ОАО «Татэнерго» по видам деятельности. Идет формирование полноценных бизнес-единиц с полным контуром управления соответствующими видами деятельности.

В Татарстане ведется активная работа по созданию традиционно-инновационного 1Т-кластера из числа компаний, способных работать не только на республиканском, но и на федеральном уровне. В связи с этим, в Министерстве информатизации и связи РТ готовится проект создания на территории республики ^-кластера для производства 1Т-компонентов. В кластер планируют войти наиболее крупные 3-4 компании. Одна из них — 1^ КПО ВС, вторая создана на базе ОАО «Татэнерго», третья — на базе ОАО «Татнефть». Эти компании на сегодняшний день имеют наибольший потенциал, потому что имеют собственные разработки и большой опыт деятельности на внутреннем рынке, которые помогут им выйти на внешний рынок. Главной задачей власти, бизнеса и общества республики является развитие рынка и создание условий для здоровой конкурентной борьбы.

Создаваемый 1Т-кластер в республике станет системным интегратором в развитии и продвижении инфокоммуникацион-ных технологий во все сферы деятельности, обслуживающий не

только бизнес, власть и население республики, но в будущем и соседние регионы. Ядром информационного кластера должны стать сформированные на основе людских, интеллектуальных и организационных активов ^-подразделения крупных предприятий республики путем выведения данных подразделений из состава предприятий. Задачей кластера будет являться аутсорсинг 1Т-услуг крупных предприятий республики, организаций и учреждений госсектора.

В соответствии с этим реализация инновационных проектов все в большей мере зависит от степени взаимодействия органов власти, науки и бизнеса как механизма отношений нового типа между различными секторами экономики, науки и техники. В рамках государственно-частного партнерства движущие силы общества направлены на единую цель. При этом задача науки

— новые разработки, государства — создание комфортных условий, а бизнеса — материализация разработок.

В условиях финансово-экономического кризиса российской экономики в Татарстане реализуется региональная кластерная политика, направленная на сохранение производственно-технологического и кадрового потенциала всех отраслей экономики. Развитие этой политики предусматривает создание условий для устойчивого роста и повышения конкурентоспособности отраслей экономики, формирование и развитие высоких инновационных и инвестиционных возможностей с тем, чтобы впоследствии это объективно привело к позитивным структурным сдвигам во всех сферах региональной экономики. В рамках кластерной политики в республике реализуется комплекс мер законодательного, организационного и исполнительного характера по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования, активизации инвестиционной и инновационной деятельности в целях подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных задач. Все эти факторы способствуют эффективной реализации кластерной политики в интересах развития экономики Республики Татарстан.

Литература

1. Куликов М. Интеллектуальная собственность и инновационное развитие экономики //Проблемы теории и практики управления. — 2009. — №5. — С.15.

2. Посталюк М.П. Инновационные отношения в экономической системе: теория, методология и механизмы реализации. — Казань: Казанский государственный университет, 2006.

3. Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 12 марта 2004 года № 121 «Об утверждении Республиканской программы развития инновационной деятельности в Республике Татарстан на 2004-2010 годы».

4. Портер М.Э. Конкуренция: Пер. с англ.: Учеб. пособ. — М.: Изд. дом «Вильямс», 2005.

5. Российский статистический ежегодник. 2008: Стат.сб. / Под ред. В.Л. Соколина. — М.: Росстат, 2008. — С. 618.

6. Республиканская программа развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года (утв. постановлением КМ РТ от 22 октября 2008 г. № 763).

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

И.И. Савельев,

аспирант кафедры менеджмента Владимирского государственного университета

В статье обосновывается необходимость разработки стратегии по развитию экспортного потенциала, объемов и номенклатуры экспорта продукции предприятий и организаций регионов России. Предлагается механизм развития экспортного потенциала региона (на примере Владимирской области).

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, экспортный потенциал, регионы.

Интеграция России и, соответственно, отечественных хозяйствующих субъектов, в мировую экономику требует их постоянного развития. Возрастает значимость внешнеторговой деятельности, как для всей экономики, так и для экономики отдельного региона и предприятия. Рост объемов внешнеторгового оборота обеспечивается в первую очередь за счет ускоренного

роста объемов экспорта продукции предприятий. Экспортная деятельность приобрела большое значение для экономики, поскольку многие промышленные предприятия являются экспортоориентированными, а значительная часть федерального бюджета формируется за счет таможенных платежей от экспортной деятельности предприятий.

Однако отечественному экспорту присущи значительные негативные черты:

— увеличение объемов экспорта обеспечивается в первую очередь за счет поставок топливно-сырьевых ресурсов;

— в структуре экспорта преобладают энергоносители и сырьевые товары;

— доля продукции обрабатывающих отраслей снижается и составляет в среднем 7-8%.

В январе-мае 2008 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года опережающими темпами продолжал расти экспорт топливно-энергетических товаров на 164%, что повлекло увеличение доли этих товаров в структуре экспорта

— более 69% и снижение доли других групп товаров, несмотря на значительные темпы их роста (рис. 1, 2) [1].

Товарная структура экспорта России (январь-май 2008 г.)

Машины и

Рис. 1. Товарная структура экспорта России (январь-май 2008 г.)

(по данным таможенной статистики, с учетом данных Республики Беларусь)

:si

,23,1

5.! і .7

Топливно- Сырьевые Машины и Потребитель-

энергетиче- неэнергетиче- оборудование ские товары

ские товары ские товары

ІянЕарь-май 2С07 года In не apt-май 2008 года

Рис. 2. Изменение товарной структуры экспорта России (по данным таможенной статистики, с учетом данных Республики Беларусь)

Доля поставок продукции предприятий в структуре отечественного экспорта, под воздействием различных факторов, снижается. На сегодняшний день экспорт имеет крайне неблагоприятную структуру, идущую в разрез с общемировой структурой экспорта, и тем более со структурой экспорта промышленно развитых стран.

В то же время, в осуществлении экспортных операций российскими предприятиями-производителями готовой продукции сегодня зачастую отсутствует системный подход, а экспортные сделки носят, в основном, разовый характер и основываются на временном спросе со стороны потребителей. Отсутствие специализированных экспортных служб и недостаточное вни-

мание, оказываемое вопросам построения целостной стратегии экспорта, сказывается на потере огромных возможностей для роста компаний, связанных с участием в международных торговых отношениях.

Таким образом, очевидна необходимость качественного развития экспортной деятельности, по пути повышения в его структуре доли продукции высоких технологий, инновационной продукции. Это неоднократно подчеркивал в своих выступлениях Президент РФ, нашло свое отражение в ряде постановлений Правительства РФ.

Анализ экспортной деятельности регионов России за 2007 г. показал, что лишь в 12 субъектах РФ степень экспортной

ориентированности выше среднего российского показателя. В их число входят: г. Москва, Тюменская область, г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Красноярский край, Свердловская область, Ленинградская область, Сахалинская область, Челябинская область, Кемеровская область, Самарская область, Республика Башкортостан. На эту группу регионов приходится 79% общей стоимости экспорта России.

В силу диспропорций регионов страны по масштабам ресурсного и производственного потенциалов большинство субъектов РФ слабо интегрировано в мировую экономику, доля их экспорта незначительна.

Типологизация регионов России по степени экспортной ориентированности их экономик приведена в табл. 1.

Учитывая необходимость развития экспортной деятельности по пути повышения доли инновационной продукции, анализируя продукцию, производимую предприятиями Владимирской области на экспорт в настоящее время (7-8% от общего объема производства), а также то, что Владимирская область входит в группу регионов с низкой экспортной ориентированностью (табл. 1), необходима концепция совершенствования механизма развития экономического потенциала региона, на основе которой инновационные продукты в будущем составят основу загрузки производственных мощностей (70-80% от общего объема производства), и, соответственно, откроются новые рынки сбыта (рис.3).

Таблица 1

Группы субъектов РФ по степени экспортной ориентированности

Регионы с наивысшей экспортной ориентацией, % к итогу 5,0—38,0 г. Москва, Тюменская область, г. Санкт-Петербург

Регионы с высокой степенью экспортной ориентированности, % к итогу 1,5-5,0 Республика Татарстан, Красноярский край, Свердловская область, Ленинградская область, Сахалинская область, Челябинская область, Кемеровская область, Самарская область, Республика Башкортостан

Регионы со средней степенью экспортной ориентированности, % к итогу 0,5-1,5 Иркутская область, Липецкая область, Московская область, Пермский край, Оренбургская область, Краснодарский край, Волгоградская область, Нижегородская область, Тульская область, Белгородская область, Мурманская область, Республика Саха (Якутия), Республика Хакасия, Хабаровский край

Регионы с низкой экспортной ориентированностью, % к итогу 0,1 -0,5 Новосибирская область, Архангельская область, Саратовская область, Республика Карелия, Приморский край, Республика Коми, Воронежская область, Алтайский край, Новгородская область, Ставропольский край, Томская область, Астраханская область, Кировская область, Смоленская область, Брянская область, Курская область, Калининградская область, Омская область, Ярославская область, Владимирская область, Ульяновская область, Ямало-Ненецкий авт. округ, Читинская область, Удмуртская Республика, Республика Бурятия

Регионы без явной ориентации на экспорт, % к итогу менее 0,1 Остальные субъекты РФ

Рис. 3. Схема развития экспортной составляющей в общем объеме производства

Данный подход, рассматривает возможность качественного изменения продукции предлагаемой предприятиями на экспорт, которое будет осуществляться на базе инновационных преобразований экспортируемых сегодня видов продукции. Поэтому необходима структура, которая сможет претворить в жизнь предлагаемый механизм совершенствования экспортного потенциала.

Оорганизационно-правовая форма (ОПФ) структуры представляется в виде некоммерческого партнерства (НП) или закрытого акционерного общества (ЗАО) на базе Владимирского государственного университета, т.к. это возможность использовать в работе огромный научный потенциал сотрудников, внедрение проведенных исследований непосредственно в учебный процесс, привлечение к работе студентов и т.д. (рис. 4).

Цель создаваемой на базе данной концепции организационной структуры — расширение рынков сбыта продукции

предприятиями и организациями области, ориентированными на выпуск товаров на экспорт, а также формирование организационно-правовых и экономических механизмов по встраиванию народного хозяйства области в разрабатываемую федеральными органами новую эффективную модель участия России в международном разделении труда. Для этого необходимы: выработка стратегии развития экспорта во Владимирской области; совершенствование структуры регионального экспорта; расширение ассортимента и улучшение качества производимой и экспортируемой продукции предприятиями региона; совершенствование географической структуры экспорта; формирование эффективного порядка инвестиционной поддержки инноваций.

Основными задачами структуры являются:

1. Анализ взаимодействия предприятий области по основным направлениям экспортируемой продукции с партнерами из

стран СНГ: комплексный анализ развития экспортной деятельности Владимирской области; оценка потребностей стран СНГ в продукции владимирских предприятий и организаций; анализ конкурентных преимуществ Владимирской области; идентификация факторов, влияющих на развитие экспортной деятельности предприятий Владимирской области.

2. Исследование проблем качества производимой экспортной продукции предприятиями Владимирской области: оценка существующего уровня качества экспортируемой продукции, производимой в области и определение проблемного поля; анализ мировых производителей аналогичной продукции, покупателей и оценка их влияния на экспортные поставки Владимирской области в страны СНГ; определение заинтересованных в развитии экспортного потенциала региональных бизнес-структур, ассоциаций и консалтинговых компаний.

3. Разработка методических рекомендаций по увеличению экспорта продукции владимирских товаропроизводителей в страны СНГ в разрезе стран и товарной структуры: разработка методических рекомендаций по увеличению экспортного потенциала области в страны СНГ; выявление основных направлений и разработка механизмов стимулирования и поддержки промышленного экспорта предприятий; разработка рекомендаций по вовлечению региональных бизнес-структур в процессы активизации экспортной деятельности в области.

4. Создание Интернет-площадки для экспортеров.

5. Расширение и углубление международных контактов с промышленно-развитыми странами, взаимодействие и работа с международными организациями.

6. Восстановление и развитие связей с республиками СНГ.

7. Анализ перспективных вопросов развития внешнеэкономической деятельности, формирование основных мероприятий региона в рамках федеральной целевой программы развития экспорта.

8. Привлечение частных и иностранных инвесторов путем создания благоприятного инвестиционного климата и процедур, установление четкой технологии работы администрации с предприятиями и внешнеторговыми фирмами.

9. Проведение постоянного мониторинга экспортной деятельности предприятий Владимирской области для своевременного определения и устранения проблем и препятствий в развитии этой деятельности посредством эффективного использования предоставляемой поддержки со стороны государства.

При этом интересы региона требуют развития делового сотрудничества в первую очередь путем установления прямых экономических связей с областями и регионами других стран. Выполнение основных мероприятий позволит обеспечить рас-

ширение номенклатуры и увеличение объемов экспорта продукции промышленных предприятий региона, что значительно пополнит областной бюджет. Главной же задачей предлагаемой структуры является реализация на территории Владимирской области регионального компонента государственной внешнеэкономической деятельности: формирование благоприятных экономических, организационных, правовых и иных условий развития экспорта и повышения его эффективности, с использованием в рамках федеральных целевых программ механизмов предоставления государственной финансовой, налоговой, информационно-консультационной, маркетинговой, дипломатической и других видов помощи экспортерам с выработкой конкретных региональных мероприятий.

Функции организационной структуры:

1. Анализ и обобщение исходного состояния экономического потенциала области.

2. Разработка выставочной стратегии и конкретных мероприятий по участию в международных выставках предприятий и организаций Владимирской области, способных своими товарами и услугами сформировать торговую марку и престиж области.

3. Запрос и получение от предприятий фактической и возможной номенклатуры выпускаемой продукции (с указанием объемов).

4. Обработка полученных данных, составление справочников экспортного потенциала.

5. Методическое содействие в бизнес-планировании экспортных проектов.

6. Разработка предложений, с обоснованием финансирования научно-исследовательских работ по комплексному изучению экспортного потенциала Владимирских предприятий, выявлению приоритетных проектов с учетом внутренних возможностей и мировой конъюнктуры.

7. Расширение взаимодействия Владимирской области с международными финансовыми и экономическими организациями.

8. Оказание предприятиям Владимирской области организационной, информационной и других видов помощи о контрагентах, конъюнктуре рынка.

9. Проведение маркетинговых исследований по основным группам товаров и формирования маркетинговой стратегии развития промышленных предприятий.

10. Формирование инновационной и инвестиционной стратегий развития промышленных предприятий.

11. Повышение уровня подготовки и переподготовки кадров в сфере внешнеэкономической деятельности.

Ниже представлен предполагаемый состав основных стейкхолдеров, их интересы и вклад в предлагаемую концепцию развития экспортного потенциала Владимирской области (табл. 2).

Таблица 2

Основные стейкхолдеры в концепции развития экспортного потенциала Владимирской области

Стейкхолдеры Интересы Вклад

1. Банки (пул банков) Получение прибыли Финансирование разрабатываемых проектов

2. Администрация области Рост экспортного потенциала области, налоговые платежи, дополнительные рабочие места и т.д. Административно-правовая и законодательная поддержка

3. ВУЗ Проведение НИР, участие в грантах, практические работы студентов и т.д. Системные исследовательские работы, разработка новшеств для промышленных производств, маркетинговые исследования, научная разработка моделей управления процессом деятельности и его развитием и т.д.

4. Торгово-промышленная палата (ТПП) Развитие экспортного потенциала области, рост числа членов ТПП и т.д. Поддержка в налаживании связей между партнерами, помощь в организации представительской деятельности и т.д.

Стейкхолдеры формируют совет директоров некоммерческого партнерства (НП), который, в свою очередь оказывает прямое влияние на проектный центр, формирующий цели качественных изменений структуры экспорта Владимирской области и т.д. Ведущую роль в общем представлении и реализации концепции будет играть университет, осуществляющий функции, показанные на рис. 4.

На рис. 5 представлен механизм взаимодействия некоммерческого партнерства с основными стейкхолдерами в реализации

концепции развития экспортного потенциала Владимирской области. Базой создаваемой структуры выступает ведущий ВУЗ Владимирской области — Владимирский государственный университет.

Команда, которая формируется в нем под определенный проект (идею), берет на себя все управленческие обязанности (планирование, организацию, мотивацию и контроль) относительно порученной ей работы. Схема управления деятельностью создаваемого некоммерческого партнерства представлена на рис. 6.

Рабочая группа

Л

д _ $

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общее руководство

ттп

Обеспечение

инфраструктуры

функционирования

НП

\

Использовать огромный научный потенциал

... и т.д.

Проведение маркетинговых и других видов исследований

Внедрение разработок в учебный процесс

Рис. 4. Функции Владимирского государственного университета в развитии экспортного потенциала

Владимирской области

2!>©[>а@[!Ж)[Ь0® (ШР® (Й 0^<Ш70^Щ®[рік>а

Рис. 5. Механизм взаимодействия некоммерческого партнерства на базе Владимирского государственного университета со стейкхолдерами в концепции развития экспортного потенциала

Владимирской области

Рис. 6. Схема управления деятельностью создаваемого некоммерческого партнерства

Воплощение в жизнь данной концепции позволит создать правовые, экономические и организационные условия для улучшения финансово-экономического состояния предприятий и укрепления доходной базы бюджетов всех уровней, будет способствовать преодолению депрессивных тенденций в экспорте продукции, формированию нового структурноэкономического облика региона в соответствии с запросами российского и международного рынка, содействовать повышению жизненного уровня населения Владимирской области.

Основными экономическими критериями эффективности будут следующие показатели: развитие экспортного потенциала области; снижение безработицы и рост занятости; увеличение объемов экспорта продукции; увеличение доли экспортной продукции в общем объеме производства; увеличение численности участников внешнеэкономической деятельности; увеличение поступлений в бюджет от экспортеров; изменение структуры экспортной продукции в сторону увеличения доли инновационной и т.д.

Литература

1. http://www.cisstat.com/rus/index.htm

трансформация интеграционных процессов В ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Э.Э. Шукуров,

аспирант кафедры управления производством и производственного менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов

В статье рассмотрены различные виды интеграционных процессов и показаны причины, вызвавшие их развитие в промышленности. На основе опыта интеграционных процессов предложен современный подход к организации гармоничного производства, содержание которого соответствует тенденциям и запросам формирования автомобилестроительных кластеров.

Ключевые слова: интеграционные процессы, горизонтальная интеграция, вертикальная интеграция, стратегические альянсы, автомобилестроительные кластеры.

Бурное развитие экономических, политических и экологических событий XXI в., таких как мировой финансовый кризис, локальные войны, террористические акты, социальные волнения, глобальное изменение климата и техногенные катастрофы, настойчиво заставляет переосмыслить концепции развития цивилизации, стран, отраслей промышленности и управления компаниями.

Полноценное вхождение России в рыночную экономику требует реализации современных концепций, технологий и прогрессивных решений в области перестройки и развития промышленности. При этом в машиностроении, которое синтезирует усилия ведущих отраслей народного хозяйства, таких как металлургия, нефтехимическое производство, электротехника, станкостроение и текстильное производство именно автомобилестроение должно занимать лидирующее место. Современный автопром стимулирует занятость населения при производстве автомобилей и их обслуживании, повышает товарооборот и определяет потребности других отраслей промышленности. Доказано, что развитие этой отрасли приводит к мультипликативному эффекту в смежных отраслях и устойчивому росту занятости населения — рабочее место в автомобилестроении создает 7-8 мест в смежных отраслях1.

Начиная с 1970-х гг., в автомобилестроении происходят кардинальные изменения, как в самой автомобильной технике, так и в организации и технологии ее производства и управления. Это явилось ответом на все усложняющиеся запросы покупателей автомобильной продукции, которая становится все более наукоемкой. Ее производство и обслуживание является капиталоемким, а для дальнейшего развития и гибкого реагирования необходимы колоссальные инвестиции.

На сегодняшний момент Россия еще обладает необходимыми для развития отечественного автопрома возможностями: достаточную протяженность дорог с твердым покрытием, неудовлетворенный спрос покупателей и, самое главное, существующую базу в лице компаний АвтоВАЗ, ГАЗ, УАЗ, Ка-маАЗ/СеАз. Более того, большинство предприятий отрасли имеют тенденцию к развитию. Однако, отсутствие учета в стратегии развития отрасли в целом и в отдельных автомобильных компаниях тенденций протекания современных экономических процессов значительным образом повлияло на снижение

конкурентоспособности отечественного автопрома. Среди наиболее существенных интеграционных процессов следует отметить трансформацию от объединения активов под контролем гигантских компаний до проявления квазиинтеграции2 для компаний, которые обладают гигантской рыночной властью и представляют собой цепочку самостоятельных предприятий, получивших название кластеров.

Явление квазиинтеграции означает наличие контроля над поведением формально самостоятельных компаний и одновременное отсутствие контроля над их собственностью. Причинами возникновения данного явления послужили возникающие преимущества при взаимодействии предприятий-партнеров, расположенных в одном регионе и участвующих в единой производственной цепочке. Среди факторов, мотивирующих интеграцию различных форм и организаций в кластер, принято выделять3:

— снижение затрат на внедрение новых технологий за счет эффекта масштаба;

— более эффективный характер коллективных инноваций в наукоемких отраслях, включая ко-дизайн при вертикальной интеграции и горизонтальную кооперацию при аутсортинге;

— согласованные требования головных сборочных заводов к своим поставщикам и дилерам;

— увеличение потенциального рынка инжиниринговых и консалтинговых услуг, в том числе для малых предприятий, за счет внедрения субконтрактинга при выполнении комплексных проектов и программ;

— расширение доступа к информации о потребностях рынка и продвижение продукции и услуг малого бизнеса на рынок крупных предприятий;

— повышение возможности предприятий, в том числе малых, к привлечению инвестиций и грантов;

— более эффективная система выхода на зарубежных партнеров и новые рынки.

Интеграционные процессы расширения видов деятельности постоянно видоизменяются в зависимости от общеэкономических тенденций развития мировой экономики. Правильнее говорить о том, что интеграция — это ключевая характеристика, отражающая взаимодействие хозяйствующих субъектов. В са-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.