Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ВАЖНЕЙШЕГО ЭЛЕМЕНТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ВАЖНЕЙШЕГО ЭЛЕМЕНТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международные отношения / внешнеэкономические отношения / законодательная база / рынки сбыта / управление внешнеторговой деятельностью / санкции / international relations / foreign economic relations / legal framework / sales market / management of a foreign trade organization / sanctions

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куценко Светлана Юрьевна, Куценко Илья Александрович

В работе проанализированы правовые основы внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Генезис законодательства в области внешнеторговой деятельности демонстрирует совершенствование процесса управления внешнеторговыми связями, как части международных отношений. На основании данных внешнеторгового оборота Республики Хакасия доказано, что региональный экспорт имеет тенденцию к увеличению, меняется географическая структура внешнеэкономических связей, происходит изменение товарной структуры импорта. В условиях импортозамещения возрастает роль государственной помощи в части нахождения новых рынков сбыта и иностранных партнеров для российских производителей. Важным является взаимное переплетение внешнеэкономического и межрегионального экономических комплексов. Длительное время происходившие в мировой экономике процессы глобализации затронули экономику, культурные, социальные отношения России. В настоящее время возникает необходимость обеспечения эффективности иностранных инвестиций, конкурентоспособности российских товаров в мировой экономике, в целом внешней торговли. Данные задачи решатся при совместном их осознании и взаимной работе как федеральных органов власти, контролирующих внешнеторговые отношения, так и региональной поддержке различных центов компетенций, некоммерческих организаций, консультационных агентств. Решение вопросов повышения эффективности внешнеторговой деятельности конкретного регионального предприятия возможно при применении комплекса мер стимулирования внешнеторговой деятельности, выявлении специализации и оценки экспортоориентированных объектов регионального промышленного производства. В исследовании доказано, что региональные предприятия обладая достаточным экономическим потенциалом, с увеличением количества внешнеторговых контрактов способны нарастить темпы производства конкурентоспособной продукции на мировой рынок. Даны рекомендации по совершенствованию структуры отделов внешнеторговой деятельности региональных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Куценко Светлана Юрьевна, Куценко Илья Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY AS THE MOST IMPORTANT ELEMENT OF INTERNATIONAL RELATIONS

The article analyzes the legal foundations of the foreign economic activity of the Russian Federation. The genesis of legislation in the field of foreign trade activity demonstrates the improvement of the process of managing foreign trade relations as a part of international relations. Based on the data of the foreign trade turnover of the Republic of Khakassia, it is proved that regional exports tend to increase, the geographical structure of foreign trade relations is changing, the commodity structure of imports is changing as well. Under the conditions of import substitution, the role of state assistance in terms of expanding new sales markets and foreign partners for Russian manufacturers is growing. The mutual interweaving of foreign economic and interregional economic complexes is important. For a long time, the processes of globalization that took place in the world economy have affected the economy, cultural and social relations of Russia. At present, there is a need to ensure the effectiveness of foreign investment, competitiveness of Russian goods in the world economy, and foreign trade in general. These tasks will be solved with their joint understanding and mutual work of both federal authorities controlling foreign trade relations and regional support of various centers of competence, non-profit organizations, consulting agencies. The solution of the issues of increasing the efficiency of foreign trade activity of a particular regional enterprise is possible by applying a set of measures to stimulate foreign trade activity, identifying specialization and evaluation of export-oriented objects of regional industrial production. The study proves that regional enterprises possessing sufficient economic potential, with an increase in the number of foreign trade contracts are able to increase the rate of production of competitive products to the world market. Recommendations on improving the structure of foreign trade activity departments of regional enterprises are given.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ВАЖНЕЙШЕГО ЭЛЕМЕНТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

УДК 327.8; 339.924

С.Ю. Куценко, И.А. Куценко

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ВАЖНЕЙШЕГО ЭЛЕМЕНТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В работе проанализированы правовые основы внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Генезис законодательства в области внешнеторговой деятельности демонстрирует совершенствование процесса управления внешнеторговыми связями, как части международных отношений. На основании данных внешнеторгового оборота Республики Хакасия доказано, что региональный экспорт имеет тенденцию к увеличению, меняется географическая структура внешнеэкономических связей, происходит изменение товарной структуры импорта. В условиях импортозамещения возрастает роль государственной помощи в части нахождения новых рынков сбыта и иностранных партнеров для российских производителей. Важным является взаимное переплетение внешнеэкономического и межрегионального экономических комплексов. Длительное время происходившие в мировой экономике процессы глобализации затронули экономику, культурные, социальные отношения России. В настоящее время возникает необходимость обеспечения эффективности иностранных инвестиций, конкурентоспособности российских товаров в мировой экономике, в целом внешней торговли. Данные задачи решатся при совместном их осознании и взаимной работе как федеральных органов власти, контролирующих внешнеторговые отношения, так и региональной поддержке различных центов компетенций, некоммерческих организаций, консультационных агентств. Решение вопросов повышения эффективности внешнеторговой деятельности конкретного регионального предприятия возможно при применении комплекса мер стимулирования внешнеторговой деятельности, выявлении специализации и оценки экспортоориентированных объектов регионального промышленного производства. В исследовании доказано, что региональные предприятия обладая достаточным экономическим потенциалом, с увеличением количества внешнеторговых контрактов способны нарастить темпы производства конкурентоспособной продукции на мировой рынок. Даны рекомендации по совершенствованию структуры отделов внешнеторговой деятельности региональных предприятий.

Ключевые слова: международные отношения, внешнеэкономические отношения, законодательная база, рынки сбыта, управление внешнеторговой деятельностью, санкции.

DOI: 10.35634/2587-9030-2023-7-3-395-403

Ссылка на статью:

Куценко С.Ю., Куценко И.А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности, как важнейшего элемента международных отношений // Вестн. Удм. ун-та. Социология. Политология. Международные отношения. 2023. Т. 7, вып. 3. С. 395-403. https://doi.org/ 10.35634/2587-9030-2023-7-3-395-403

Введение

В настоящее время в российской экономике происходят изменения в потребительском спросе, потреблении, что приводит к изменению структуры производства. В связи с санкциями и взаимными ограничениями в мировой экономике для отечественных производителей встал вопрос как поиска новых рынков сбыта, так и торговых партнеров, поставщиков. Возрастает значение реагирования внешнеторговой деятельности со стороны государства, консультационное сопровождение международных торговых отношений. Механизмы регулирования внешнеэкономической деятельности на уровне отдельных предприятий заслуживают отдельного изучения. Практический поиск внешнеторгового партнера также является проблемой для региональных производителей, это относится также и к сельскохозяйственным предприятиям.

Теоретические основания

На протяжении последних десятилетий практикой деятельности российских предприятий доказано, что внешнеэкономические связи являются важной частью экономики страны и составляют источник пополнения российского бюджета. Проблемами внешнеэкономической ориентации предприятий занимались ряд зарубежных специалистов: так П. Портер выявил параметры, необходимые для выхода предприятий на мировой рынок при наличии определенных конкурентных преимуществ [1]. Теориями международного обмена, применимыми к внешнеторговой деятельности предприятий за-

нимались классики экономической мысли А. Стит [2], Д. Риккардо [3]. О взаимном переплетении внешнеэкономических и межрегиональных связей, необходимости государственного реагирования данной деятельности говорили отечественные ученые, специалисты в области региональной экономики А.Г. Гранберг, Н.Н. Баранский [4]. Проблемами глобализации и правового регулирования внешнеторговой деятельности занимались отечественные специалисты В.Д. Андрианов, Е.Ф. Авдо-кушин, О.Т. Богомолов, А.В. Киреев [5]. Изучению экономической, политической и культурной интеграции уделяли внимание Дж. М. Кейнс, Р. Вернон, Р. Харрод, Д. Хикс [6].

Методы

В работе использованы теоретические и практические методы. Из первой группы применялись системный подход, абстрагирование, синтез, анализ, формализация. Нормативная и справочная литература, данные Управления Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва послужили важными источниками информации при написании работы. Методология исследования опирается на количественные, статистические методы обработки и получения информации.

Результаты

Полномочия органов власти в области внешнеэкономической деятельности, согласно законодательству Российской Федерации, распределены по уровням. Вопросы включены в правовое поле федеральных органов власти, находятся в совместном ведении субъектов Российской Федерации и федерального уровня, а также решаются на региональном уровне. Общегосударственные задачи находятся в ведении федерального уровня. В пунктах к) и л) ст. 71 Конституции Российской Федерации закреплены полномочия федерального уровня в области внешнеэкономической и международной деятельности. Так на уровне Российской Федерации решаются вопросы внешнеэкономических, международных отношений, внешней политики, международных договоров Российской Федерации [7]. Ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы координации внешнеэкономических и международных связей, регионов России, выполнение международных договоров относит к совместному ведению субъектов федерации и федеральных органов власти. В других вопросах внешнеэкономической политики регионы обладают большей свободой.

В период первоначального формирования законодательной базы в области международных экономических отношений было допущено достаточно много ошибок, последствия которых проявляются в настоящее время. Так в Федеральном Законе № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» регионам предоставлялось больше свободы в области внешнеэкономической деятельности, что породило на практике превышение полномочий субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности, заключению неосуществимых договоров с иностранными партнерами [8, с. 88]. В законе полномочия в области внешнеторговой деятельности федерального центра и субъектов федерации часто пересекались, происходило дублирование функций и не определены предметы совместного ведения субъектов и центра [9]. Только в 2003 году, с выходом закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», были уточнены функции федеральных органов власти в области регулирования международной торговой деятельности. К полномочиям федерального центра были отнесены содержание, учреждение, ликвидация различных торговых представительств России в иностранных государствах; участие в деятельности, реализация решений международных экономических организаций; заключение в области внешнеэкономической деятельности международных договоров; государственное регулирование подтверждения соответствия импортируемых и экспортируемых товаров обязательным требованиям; защита экономических интересов и суверенитета Российской Федерации, субъектов России, граждан России; тарифное и нетарифное таможенное регулирование; формирование стратегии и концепции развития внешнеторговых связей и положений торговой политики России [10].

Координация внешнеэкономических и международных связей России; выполнение договоров с иностранными государствами; участие в деятельности международных организаций, созданных для целей выполнения международных договоров - эти вопросы в настоящее время находятся в совместном ведении субъектов Российской Федерации и федерального центра. В совместном ведении находятся вопросы по привлечению заемных средств субъектом Российской Федерации; погашение и об-

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

служивание внешнего долга России; заключение для реализации собственных социально-экономических задач внешнеэкономических соглашений. Но здесь законодательство вполне логично ограничивает пределы полномочий субъектов Российской Федерации. Так данные вопросы должны быть регламентированы федеральными органами власти, подписанием договоров, соглашений между правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Данное ограничение позволяет не превышать компетенции и полномочия региональными органами власти в области внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности, как части международных отношений, не допускает растаскивание природных ресурсов регионов, заставляет действовать в интересах последующих поколений Российской Федерации.

В пределах компетенции субъектов Российской Федерации в вопросах регулирования внешнеэкономических связях находятся заключение соглашений и проведение переговоров с субъектами иностранных государств, административно-территориальными образованиями и с ободрения Правительства России с органами власти иностранных государств. За счет средств региональных бюджетов субъекты федерации могут содержать при торговых представительствах России своих представителей, открывать представительства в иностранных государствах, осуществлять реализацию, формирование региональных программ внешнеэкономической деятельности, отвечать за реализацию соглашений в области внешнеэкономической деятельности. Данные полномочия также должны быть согласованы с федеральными органами исполнительной власти. Финансирование представительств в иностранных государствах, содержание представителей субъектов России иностранных государствах, согласно Федеральному Закону «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», является обязанностью тех регионов, которые имеют данные представительства и представителей. Регионы России обладают разным природно-ресурсным, экономическим потенциалом, разными финансовыми возможностями, поэтому небольшое количество регионов используют данное право в полной мере, способствуя дальнейшему развитию внешнеэкономической деятельности, используют преимущества мировой экономики. Ряд регионов в полной мере не имеют возможности воспользоваться данными правами, так ограничены в финансировании. В большинстве зарубежных стран права регионов в области международных экономических отношений ограничены федеральным центром. Хотя в Германии заключение договоров и соглашений с иностранными государствами принадлежит федеральным землям. В Швейцарии кантоны вправе заключать договоры в области международного экономического сотрудничества с иностранными государствами.

Расширение географии внешнеторговой деятельности за счет соглашений, проведение переговоров с субъектами иностранных государств, административно-территориальными образованиями, с органами власти иностранных государств, содержание при торговых представительствах России своих представителей, открытие представительств в иностранных государствах, все это в конечном счете будет способствовать улучшению социально-экономического развития российских регионов. Регионы, заинтересованные в развитии внешнеэкономических связей, проявляют законотворческую инициативу, более активно используют полномочия, предложенные им федеральным законодательством в области внешнеторговой деятельности. Заключая двусторонние договоры между субъектами Российской Федерации и Правительством Российской Федерации по разграничению полномочий и предметов ведения в области внешнеэкономической деятельности более активные регионы получают больше экономических преимуществ. В соответствии со ст. 96 Конституции Республики Хакасия Председатель Правительства Хакасии, как глава республики может и вправе от имени Республики Хакасия подписывать соглашения и договоры в области внешнеэкономической деятельности [11]. Изменения, внесенные в федеральное законодательство, конкретизировавшее полномочия федеральных органов власти, субъектов федерации и местных властей определили предпосылки к созданию регионами России стратегий и концепций по развитию внешнеэкономических связей, как части международных отношений.

В настоящее время возрастает роль некоммерческих организаций, центров компетенций в вопросах правового сопровождения, сертификации экспортируемых товаров и других проблем, стоящих перед региональными производителями товаров, желающих выйти на мировой рынок. На рис. 1 дана схема данных органов и организаций по соподчиненности.

Разработкой и реализацией предложений по развитию межрегиональных и внешнеторговых связей занимается Министерство экономического развития Республики Хакасия. В компетенцию данного министерства входит также разработка концепции или стратегии развития внешнеэкономи-

ческой деятельности региона, чего пока нет как официального документа в Республике Хакасии [12]. При Фонде развития Республики Хакасия создан центр поддержки малого бизнеса для правильного документооборота участников экспортной деятельности. Торгово-промышленная палата Республики Хакасия занимается интеграцией в мировую хозяйственную систему субъектов предпринимательства и международные отношения, в том числе культурные.

Рис. 1. Органы и организации, занимающиеся регулированием внешнеторговой деятельности

Республики Хакасия

Внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность представляют собой синонимы, хотя первое имеет более широкое понятие. Применительно к деятельности конкретного предприятия правильнее упоминать - внешнеторговая деятельность. Внешнеторговая деятельность предприятия стоится на принципах предпринимательской деятельности и коммерческого расчета. Региональным предприятиям достаточно затратно содержать внутренние структурные подразделения, но отдельные службы могли бы выполнять ряд важных задач, что способствовало бы развитию внешнеэкономической деятельности организации. Данные задачи представлены в таблице.

Организация служб по внешнеэкономической или внешнеторговой деятельности на предприятиях смогла бы решить ряд экономических и правовых проблем региональных производителей, желающих экспортировать продукцию на мировой рынок. Внешнеэкономические службы предприятия целесообразно разделить на два отдела. В первый отдел должны входить специалисты, обладавшие правовыми компетенциями, стратегическим управлением, способные организовать синергетику юридических и экономических знаний. Во втором отделе могут быть заняты сотрудники, занимающиеся текущей, оперативной работой.

Внешнеэкономические связи активно влияют на потребление и распределение ресурсов, изменяя отраслевую структуру экономики страны, развивая социально-экономический потенциал российских регионов. Одним из факторов экономического роста классиками экономической мысли признаются внешнеэкономические связи региона [13, с. 286]. Различные стороны взаимного сотрудничества между странами составляют внешнеэкономические связи страны, к элементам таких связей относят перемещение капитала, миграцию рабочей силы, научно-техническое сотрудничество, кооперацию производства, межу народные услуги в сфере туризма, банковской, финансовой сфере, коммуникаций и международную торговлю товарам. Перспективным являются услуги по переработке давальче-ского сырья, военно-техническое сотрудничество. Внешнеэкономическая деятельность - это важнейший элемент международных отношений. Международные экономические связи, согласно российскому законодательству, представляют собой контакты с различными зарубежными агентами в

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

различных областях, в том числе торгово-экономической, научно-технической, гуманитарной, экологической, культурной, гуманитарных областях. Внешнеэкономический комплекс региона составляет общую совокупность хозяйственных взаимоотношений в форме торговли товарами, услугами, ценными бумагами, оборота капитала с иностранными партнерами. с иностранными партнерами. В настоящее время происходит взаимное переплетение данных форм. Усиление одной из форм внешнеэкономического комплекса России приведет к росту и других сфер сотрудничества и наоборот.

Задачи внешнеторговой деятельности регионального предприятия

№ Наименование функции внешнеторговой деятельности предприятия Задачи внешнеэкономической деятельности предприятия

1. Планирование Составление кратковременных, средне- и долгосрочных проектов-планов формирования внешнеэкономической работы, а кроме того, создание предпринимательских или бизнес-планов с целью создания современных внешнеэкономических проектов.

2. Организация Формирование, так и развитие координационных подразделений компании с целью реализации внешнеэкономических действий, разделение труда работников исходя из их способностей, определение им ответственности и возможностей, установление конкретных способов достижения цели внешнеэкономической деятельности предприятия.

3. Координирование Координирование и регулирование вопросов и направлений внешнеэкономической работы с иными отделами и подразделениями компании, для того чтобы гарантировать согласованность работы на внешнем рынке в дальнейшем.

4. Анализ эффективности внешнеэкономической деятельности Отвечает за результат установления доходности внешнеэкономических сделок за счет определения прибыльности внешнеэкономических сделок в отдельности согласно определённым типам продуктов согласно номенклатуре выпускаемого продукта, по отдельным регионам, согласно видам внешнеторговых действий (экспорт или импорт).

5. Контроль Надзор за внешнеэкономическими операциями - это всестороннее наблюдение за процессом реализации внешнеэкономических действий и контроль за исполнением долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных проектов внешнеэкономической работы, а так же выполнение, внедрение внешнеэкономических рекламных стратегий в жизнь.

6. Информативного обслуживания внешнеэкономических сделок На сегодняшний день необходимо применять информативные концепции управления через использование сети Интернет. Так же региональные компании должны иметь в штате специалистов, владеющих компетенциями в области автоматизации и цифровизации сертификации, сделок, логистики.

7. Аналитическая Позволяет изучать международную рыночную среду и анализировать конъюнктуру зарубежных отдельных рынков, различных запросов и предложений покупателей рыночных зарубежных сегментов.

Выделяют ряд показателей для определения масштабов включения национальных производств и регионов во внешнеэкономические связи. К таким показателям традиционно относят динамику иностранных инвестиций, сравнение их объёма с отечественными инвестициями; международные операции с лицензиями и патентами; динамика операций международных кредитных учреждений; темпы торговли товарами и услугами на мировом рынке. Данные показатели сравнивают с валовым региональным продуктом, с внутренними, отечественными инвестициями, долей операций отечественных банков. В период санкций и ограничений в отношении российских предприятий возникает необходимость сравнительного анализа не только объёма выше названных показателей, но их темпов и сравнения в целом с показателями и динамикой развития национальной экономики. В проведенном исследовании проанализирован показатель внешнеторговой деятельности, т. е. темпы торговли на мировом рынке товаров региона Сибирского федерального округа - Республики Хакасии.

Динамика внешнеторговой деятельности Республики Хакасия в период 2011-2021 гг. демонстрирует влияние международных отношений на внеэкономическую деятельность российских регионов. Введение международных санкций активизировало государственное регулирование внешнеторговой деятельности федерального центра через внедрение количественные, качественные ограничения, запрет на ряд импортируемых товаров. В 2017 году во внешнеторговой деятельности Республики Хакасия происходит увеличение объемов внешней торговли, экспорта, импорта, о чем свидетельствуют данные рис. 2. В структуре экспорта происходит рост товаров обрабатывающей промышленности, в импорте наблюдается рост комплектующих, оборудования, машин. Расширяется спектр услуг по переработке давальческого сырья, почти вдвое в экспорте Хакасии увеличивается доля сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров [14, с. 75].

3500

3000

2500

3100

2 685

2437,8

2000

1500

1000

500

I Я

2 498

2 583

2 258

N.

Ш

.Г *._й

2 130

1 926

Ш

1 668

2 089

1945

^ импорт

■ внешнеторговый оборот ^ экспорт

2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

0

Рис. 2. Показатели внешней торговли Республики Хакасия 2011-2021 гг. (в фактически действовавших ценах; млн. долл. США) [15, с. 419]

Обсуждение

В современных условиях внешнеэкономическая политика России, как и в целом международные отношения, претерпевают изменения. Изменения, происходящие в российском законодательстве во внешнеторговой деятельности, происходят как реакция на санкции, взаимные ограничения. Современная внешнеэкономическая политика призвана стимулировать экспорт и ограничивать импорт. Внешнеторговая политика и регулирование в целом внешнеэкономической деятельности - это прежде всего функция государства. В настоящее время процессы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и межрегиональных, хозяйственных связей внутри страны тесно взаимосвязаны и должны входить в долгосрочную государственную стратегию развития. Законотворческая инициатива субъектов Российской федерации в отношении развития внешнеэкономических связей региона зависит от активности местных органов власти. Практика поддержки регионального экспорта носит несистемный характер, у большинства регионов отсутствует стратегия развития внешнеэкономической или внешнеторговой деятельности. Законодательство России предусматривает перенос некоторых вопросов, полномочий в области внешнеэкономической деятельности на региональный уровень. Регионы, стремившиеся к большей самостоятельности, осознающие преимущества применения различных форм внешнеэкономических связей, привлечения иностранных инвестиций, развития местного туристического потенциала воспользовались данную возможностью и самостоятельностью в решении вопроса.

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Выводы

Внешнеэкономическая деятельность как часть международных отношений составляет единую систему, включающую горизонтальные и вертикальные связи, регламентированные федеральным законодательством. Внедрение мер по стимулированию экспорта; протекционизма или либерализации внешней торговли; применение Национальных проектов; контроль за договорами и соглашениями в области внешнеэкономической деятельности - все эти вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации составляют предмет ведения федеральных органов власти. Законодатель также расширил круг вопросов в области внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности по предметам совместного ведения федерального центра и субъектов Российской Федерации. Результативность и эффективность внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности зависит от работы региональных органов власти с потенциальными производителями товаров, желающих освоить мировые рынки. Регулирование российского экспорта через информирование о льготах, страховании, лицензировании и сертификации в стране-возможном экспортере отечественной продукции, использование региональных ресурсов - это часть функций, которые способны применять региональные органы власти.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Porter M. E. From Competitive Advantage to Corporate Strategy // Harvard Business Review. 1987. May/June. pp. 43-59. URL: https://www.iprbookshop.ru/93025.html?replacement=1

2. Smith, Adam. An inquiry into the nature and causes of the wealth of nations: In 3 vol. Vol. 1. 4. ed. London: Printed for A. Strahan and T. Cadell, in the Strand, 1786.VIII, 499 p. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004428858

3. Классика экономической мысли. / В. Петти и др. М.: Эксмо, 2000. 896 с.

4. Paul Krugman Increasing Returns and Economic Geography. // Journal of Political Economy Vol. 99, No. 3 (Jun., 1991), pp. 483-499. URL: https://www.jstor.org/stable/2937739

5. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики [Текст]: учеб. для вузов по экономическим направлениям и специальностям / Государственный университет, Высшая школа экономики. 2-е изд. М.: ГУ ВШЭ, 2001. 495 с.

6. Андрианов В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. М.: Экономика, 1999. 662 с.

7. Vernon R. International Investment and International Trade in the Product Cycle // Quarterly Journal of Economics. 1966. Vol. 80. No. 2. pp. 190-207. URL: https://www.jstor.org/stable/1880689 (дата обращения: 04.02.2023).

8. Конституция Российской Федерации. [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // «КонсультантПлюс»: спра-вочно-правовая система.

9. Торосов В.М. Экономика региона (Мезоэкономика): учебное пособие [текст]. Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Ката-нова, 2012. 388 с.

10. О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 13 июля 2015 г.) // «КонсультантПлюс: справочно-правовая система.

11. Федеральный закон Российской Федерации от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». (ред. от 01.05.2019г.) С. 5. [Электронный ресурс] // «Кон-сультантПлюс»: справочно-правовая система.

12. Конституция Республики Хакасия (принята на XVII сессии Верховного Совета Республики Хакасия (первого созыва) 25 мая 1995 года) (с изменениями и дополнениями) // СПС «КонсультантПлюс»

13. Положение о Министерстве экономического развития Республики Хакасия [Электронный ресурс]: постановление Правительства Республики Хакасия 12.05.2009 г. № 153, в редакции от 16.06.2020 г. // СПС «Кон-сультантПлюс»

14. Куценко С.Ю., Куценко И.А. Экономические механизмы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, как инструмент поддержки предпринимательства // Актуальные вопросы экономики и финансов: сб. ст. II междунар. науч.-практич. конф., Ижевск, 18 октября 2022 года. Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2022. С. 284-291.

15. Прокопьева Е.Л., Бычкова И.А. Риски развития сельского хозяйства региона и способы их снижения (на примере Республики Хакасия) // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2022. № 4(50). С. 74-79.

16. Хакасский республиканский статистический ежегодник, 2022. Статистический сборник. № 1.37.5 РХ - Абакан: Росстат, Управление Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва. Красноярскстат. 446 с. [Электронный ресурс]. URL: https://krasstat.gks.ru/ folder/45808 (дата обращения: 04.02.2023).

Статья поступила в редакцию 06.02.2023 Передана на рецензирование 10.02.2023 Рекомендована к публикации 12.02.2023

Куценко Светлана Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры агротехнологий и ветеринарной медицины E-mail: Kusenco_s@mail.ru

Куценко Илья Александрович, магистрант 1 курса по направлению подготовки 38.04.01 Экономика направленность (профиль) Финансы и финансовый менеджмент E-mail kusencos@yandex.ru

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова 655017, Россия, Республика Хакасия, г. Абакан, проспект Ленина, 90

S.Yu. Kutsenko, I.A. Kutsenko

LEGAL REGULATION OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY AS THE MOST IMPORTANT ELEMENT OF INTERNATIONAL RELATIONS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DOI: 10.35634/2587-9030-2023-7-3-395-403

The article analyzes the legal foundations of the foreign economic activity of the Russian Federation. The genesis of legislation in the field of foreign trade activity demonstrates the improvement of the process of managing foreign trade relations as a part of international relations. Based on the data of the foreign trade turnover of the Republic of Khakas-sia, it is proved that regional exports tend to increase, the geographical structure of foreign trade relations is changing, the commodity structure of imports is changing as well. Under the conditions of import substitution, the role of state assistance in terms of expanding new sales markets and foreign partners for Russian manufacturers is growing. The mutual interweaving of foreign economic and interregional economic complexes is important. For a long time, the processes of globalization that took place in the world economy have affected the economy, cultural and social relations of Russia. At present, there is a need to ensure the effectiveness of foreign investment, competitiveness of Russian goods in the world economy, and foreign trade in general. These tasks will be solved with their joint understanding and mutual work of both federal authorities controlling foreign trade relations and regional support of various centers of competence, non-profit organizations, consulting agencies. The solution of the issues of increasing the efficiency of foreign trade activity of a particular regional enterprise is possible by applying a set of measures to stimulate foreign trade activity, identifying specialization and evaluation of export-oriented objects of regional industrial production. The study proves that regional enterprises possessing sufficient economic potential, with an increase in the number of foreign trade contracts are able to increase the rate of production of competitive products to the world market. Recommendations on improving the structure of foreign trade activity departments of regional enterprises are given.

Keywords: international relations, foreign economic relations, legal framework, sales market, management of a foreign trade organization, sanctions.

REFERENCES

1. Porter M.E. From Competitive Advantage to Corporate Strategy //Harvard Business Review, May/June 1987, pp 4359. URL: https://www.iprbookshop.ru/93025.html?replacement=1

2. Smith, Adam. An inquiry into the nature and causes of the wealth of nations: In 3 vol. Vol. 1. 4. ed. London: Printed for A. Strahan and T. Cadell, in the Strand, 1786. VIII, 499 p. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004428858

3. Classics of economic thought / V. Petty et al. M.: Eksmo, 2000. 896 p.

4. Paul Krugman Increasing Returns and Economic Geography. // Journal of Political Economy Vol. 99, No. 3 (Jun., 1991), pp. 483-499 URL: https://www.jstor.org/stable/2937739

5. Granberg A.G. Fundamentals of the regional economy [Text]: textbook. for universities in economic areas and specialties / State University, Higher School of Economics. - 2nd ed. - M.: GU VSHE, 2001. - 495 p.

6. Andrianov V.D. Russia: economic and investment potential. M.: Economics, 1999. 662 p.6. Vernon R. International Investment and International Trade in the Product Cycle. //Quarterly Journal of Economics. 1966. Vol.80. No 2. pp.190-207. URL: https://www.jstor.org/stable/1880689 (дата обращения 04.02.2023)

7. The Constitution of the Russian Federation. [Electronic resource]: adopted by popular vote on December 12, 1993 with changes approved during the all-Russian vote on July 1, 2020 // Access from the legal reference system "Con-sultantPlus"

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

8. Torosov, V.M. Economics of the region (Mesoeconomics): textbook [text]. Abakan: KhGU im. N.F. Katanov, 2012. 388 p.

9. On the coordination of international and foreign economic relations of the constituent entities of the Russian Federation [Electronic resource]: Federal Law of January 4, 1999 N 4-FZ (with amendments and additions that entered into force on July 13, 2015) // Access from reference-legal system "ConsultantPlus"

10. Federal Law of the Russian Federation of December 8, 2003 No. 164-FZ "On the Fundamentals of State Regulation of Foreign Trade Activities". (as amended on 05/01/2019). C. 5. [Electronic resource]: // Access from the reference legal system "ConsultantPlus".

11. The Constitution of the Republic of Khakassia (adopted at the XVII session of the Supreme Council of the Republic of Khakassia (first convocation) on May 25, 1995) (with amendments and additions) // Access from the legal reference system "ConsultantPlus".

12. Regulations on the Ministry of Economic Development of the Republic of Khakassia. [Electronic resource]: Decree of the Government of the Republic of Khakassia on May 12, 2009 No. 153, as amended on June 16, 2020 // Access from the Consultant Plus legal system

13. Kutsenko S.Yu. Economic mechanisms of state regulation of foreign economic activity as a tool to support entre-preneurship / S.Yu. Kutsenko, I.A. Kutsenko // Actual issues of economics and finance: Collection of articles of the II international scientific and practical conference, Izhevsk, 18 October 2022. Izhevsk: Udmurt State University, 2022. - S. 284-291.

14. Prokopieva E.L., Bychkova I.A. Risks of development of agriculture in the region and ways to reduce them (on the example of the Republic of Khakassia) // Problems of socio-economic development of Siberia. 2022. No. 4(50). pp. 74-79.

15. Khakass Republican Statistical Yearbook, 2022. Statistical Collection. No. 1.37.5 PX - Abakan: Rosstat, Office of the Federal State Statistics Service for the Krasnoyarsk Territory, the Republic of Khakassia and the Republic of Tyva. Krasnoyarskstat. 446 p. [Electronic resource]. URL: https://krasstat.gks.ru/folder/45808 (accessed 04.02.2023)

For citation:

Kutsenko S.Yu., Kutsenko I.A. Legal regulation of foreign economic activity as the most important element of international relations // Bulletin of Udmurt University. Sociology. Political Science. International Relations. 2023. Vol. 7,

iss. 3. P. 395-403. https://doi.org/10.35634/2587-9030-2023-7-3-395-403 (In Russ.).

The article was received by the editorial office on 02/06/2023 Submitted for review on 02/10/2023 Recommended for publication on 03/12/2023

Kutsenco S.Yu., Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Agrotechnologies

and Veterinary Medicine

E-mail: Kusenco_s@mail.ru

Kusenco I.A., Master degree student

E-mail: kusencos@yandex.ru

Khakassian State University named after N.F. Katanov

Prosp. Lenina, 90, Abakan, Republic of Khakassia, Russia, 655017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.