Научная статья на тему 'Стратегическое управления внешнеторговой деятельностью в промышленном комплексе региона в современных условиях'

Стратегическое управления внешнеторговой деятельностью в промышленном комплексе региона в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / ВНЕШНЕТОРГОВОЕ САЛЬДО / ВНУТРЕННИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК / СТРУКТУРА ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТРАТЕГИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Безпалов В.В.

В статье обосновывается необходимость исследований методов стратегического управления и технологий по исследованию внутренних региональных рынков, а так же рассматриваются вопросы управления внешнеторговой деятельностью в промышленных комплексах региона. На основе анализа экономической литературы, а так же предоставленных статистических данных внешнеторгового сальдо РФ и товарной структуры для повышения эффективности управления внешнеторговой деятельностью в промышленных комплексах региона определены и предложены методы исследования внутренних региональных рынков с их краткой характеристикой в контексте повышения экономического суверенитета. Предложено создание на уровне субъекта РФ отдельной структуры в виде Департамента внешнеэкономических связей, занимающиеся вопросами регулирования внешнеэкономических и внешнеторговых отношений. В условиях реализации политики импортозамещения предлагается алгоритм формирования региональных программ на базе усовершенствованной национальной стратегии внешнеторговой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Безпалов В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегическое управления внешнеторговой деятельностью в промышленном комплексе региона в современных условиях»

Стратегическое управления внешнеторговой деятельностью в промышленном комплексе региона в современных условиях

см см £

Б

а

2 ©

Безпалов Валерий Васильевич

к. э. н., доцент, кафедра национальной и региональной экономики, Российский экономический университета им. Г.В. Плеханова, valerib1@yandex.ru

В статье обосновывается необходимость исследований методов стратегического управления и технологий по исследованию внутренних региональных рынков, а так же рассматриваются вопросы управления внешнеторговой деятельностью в промышленных комплексах региона. На основе анализа экономической литературы, а так же предоставленных статистических данных внешнеторгового сальдо РФ и товарной структуры для повышения эффективности управления внешнеторговой деятельностью в промышленных комплексах региона определены и предложены методы исследования внутренних региональных рынков с их краткой характеристикой в контексте повышения экономического суверенитета. Предложено создание на уровне субъекта РФ отдельной структуры в виде Департамента внешнеэкономических связей, занимающиеся вопросами регулирования внешнеэкономических и внешнеторговых отношений. В условиях реализации политики импортозамеще-ния предлагается алгоритм формирования региональных программ на базе усовершенствованной национальной стратегии внешнеторговой деятельности.

Ключевые слова: управление внешнеторговой деятельностью, внешнеторговое сальдо, внутренний региональный рынок, структура внешнеторговой деятельности, стратегия внешнеэкономической деятельности, региональные и отраслевые программы.

На современном этапе развития научной мысли теоретические и практические вопросы управления внешнеторговой деятельностью для микро и макро уровня в системе национальной экономики достаточно подробно рассматриваются, однако этим же вопросам в промышленности на отраслевом и особенно региональном не уделяется должного внимания. Так можно отметить слабую изученность использования методов стратегического управления и технологий по исследованию внутренних региональных рынков с целью создания инфраструктурных условий организации импортных поставок промышленной продукции с целью повышения эффективности национальной экономики. По мимо этого практически отсутствуют разработанные методы комплексной оценки эффективности управления внешнеторговой деятельностью в промышленном комплексе региона. Всеми этими обстоятельствами определяется актуальность предлагаемой статьи.

В принятых применительно к современной экономике условиях и возможностях индикативного стратегического планирования методы исследования внутренних региональных рынков могут и должны применяться также на макроуровне управления внешнеторговой деятельности в отраслях промышленности. Разработка внешнеторговой политики в случае отсутствия активного применения методов теории исследования региональных рынков представляется проблематичным и это, прежде всего, связано со сложностями управления рыночных процессов с точки зрения их соответствия развитию экономики регионов и отраслей промышленности. Таким образом на повестке дня стоит вопрос научного обоснования роли и значения использования методов теории исследования внутренних региональных рынков в улучшении процессов управления внешней торговли, а также разработка рекомендаций, связанных с организацией подразделений в федеральных отраслевых министерствах (ведомствах) и органах управления внешнеторговой деятельностью регионов с подробным, по возможности, описанием главных задач и основных функций указанных подразделений.

По мнению автора в контексте темы исследования, под внутренним региональным промышленным рынком, предлагается понимать особый институциональный организационно-экономический механизм, который способствует (или не способствуют) импортным поставкам промышленных товаров зарубежными поставщиками отечественным покупателям с учетом таких особенностей как: конкурентная среда и конъюнктура рынка; уровень развития институциональной, производственной, социальной и рыночной инфраструктуры. Согласно данного определения формируется и понимание внешнего регионального промышленного рынка.

Внешнеторговая политика субъектов во взаимодействии с его промышленной политикой в первую очередь ставит целью обеспечить повышение уровня эффективности функционирования внутренних рынков регионов. Таким образом для определения мер по государственному управлению и регулированию необходимо учитывать потребности товарных рынков внутри страны в продукции, а также существующие возможности по выходу на рынки зарубежных стран с товарами, имеющими высокий уровень конкурентоспособности.

В настоящее время базисом промышленной политики России с учетом ее внешнеторговых аспектов являются преимущественная активизация всего спектра внешнеэкономических связей, а также превышение показателей экспорта над показателями импорта. Такая динамика по итогам 2016 года и по ноябрь 2017 года показана на рис. 1.

Однако достаточно важно формирование положительного сальдо для процессов внешней торговли применительно к структуре и в частности к продукции из отраслей обрабатывающей промышленности России(рис.2).

Анализируя научные труды ряда экономистов можно сказать, что на практике известны факты, когда специфические провалы на локальных рынках усложняют, а

также изменяют действия по планированию в системе госрегулирования процессов внешней торговли. Для решения таких задач рассматриваются методы индикативного планирования, которые можно рассматривать как механизм по координации интересов экономических субъектов - импортеров и экспортеров продукции, сочетающий в себе как госрегулирование процессов внешней торговли, так и возможности саморегулирования. Однако для этого необходимо проведение исследования внешних и внутренних региональных рынков, рассматриваемый как средство государственного и территориального регулирования процессов внешнеторговой деятельности, которое должно направляться на планирование и организацию создания инфраструктурных условий для осуществления соответственно эффективных экспортных и импортных поставок с ориентацией, прежде всего, на социально-экономическое развитие регионов.

Рассматривая региональный уровень, важно отметить, что функции исследования внутренних и внешних региональных рынков присутствуют в деятельности ряда подразделений в структуре исполнительной власти регионов, занимающихся вопросами управления внешнеторговой деятельностью. При этом задачи и функции проведения исследований внутренних региональных рынков для создания благоприятных условий, способствующих обеспечению качественных и своевременных поставок продукции из зарубежных стран, не включены в уже имеющиеся организационные структуры государственного регулирования внешнеторговой деятельности как на федеральном, так и региональном уровне. Так же необходимо заметить, что с точки зрения промышленного комплекса региона, методология исследования внутренних региональных рынков, должна быть ориентирована на выявление потенциала факторов указанных рынков, эффективное использование которых будет способствовать оптимизации импортных поставок, при которых повысится конкурентоспособность промышленного комплекса региона и его экономического су-веренитета[1] (рис. 3).

Относительно показателя целесообразности импортных поставок можно сказать, что его возможно определить вероятностью продажи продукции на рынке, а данная вероятность оценивается степенью соответствия параметров предложения и спроса на продукцию.

Рис. 1. Внешнеторговое сальдо Российской Федерации(%)

Источник: Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/ free/bO4_03/IssWЖ.exe/Stg/d03/14.files/image001.png

Рис. 2. Товарная структура экспорта и импорта 2015-2016 год(%)

Источник: Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ftrade/

Для реализации предложенной схемы исследований автором предлагается создание профильных подразделений в федеральных и региональных органах

исполнительной власти, в функциях которых должно быть закреплено проведение исследований внутренних и внешних региональных рынков в сфере уп-

© £

Ю

5

2

Система управления внешнеторговой деятельностью промышленного

_комплекса региона_

Виды исследования рынков

Кабинетное исследование. Методы : наблюдение за объектом, экспресс-экспертиза, углубленное исследование. 11реимущество: СОСТОИТ в возможности получения информации о проблемах, недоступных в результате прямого изучения объекта, посредством субъект-объектного взаимодействия; оперативность исследования - не требуется организации полевых исследовательских работ; возможность исследования

узкоспециализированный областей; возможность построения модели развития событий но большому набору косвенных признаков. Палевое исследование. Методы: наблюдение, эксперимент, опрос. Преимущество дают больше информации, чем другие исследовательские методы; обеспечивает исследователю большую гибкость по сравнению с другими методами исследований: сюарес, чем другие методы, выявляет

неожиданные результаты_

Изучение и анализ условий рынка, в том числе условий спроса и предложения, требований потребителей к промышленной продукции, сырью и материалам, а

также тенденций и перспектив развитии рынка_

Изучение субъектов рынка, форм и характера их взаимодействия, в том числе поставщиков, покупателей, посредников, инфраструктуры рынка,

коммерческой практики и торговой политики страны_

Оценка привлекательности рынка : размер рынка, сбытовой потенциал рынка, рост рынка, структура потребления, цены, вид конкуренции на рынке ( совершенная и олиГОПОЛИСТическая); конкурентоспособность и уровень адаптации продукции, доступ к рынку, степень развитости инфраструктуры рынка; уровень производственных издержек, мера либеральности импортной ПОЛИТИКИ, в частности валютного контроля; удобство географического местоположения рынка, уровень бтизости общей и деловой культуры,

политические и экономические риски_

Оценка целесообразности импортных поставок промышленному комплексу региона на внутренний рынок с учетом повышения экономического суверенитета региона и страны_

Рис. 3. Схема исследования внутренних региональных рынков с позиции промышленного комплекса региона.

Рис. 4. Структура Департамента (Министерства) внешнеэкономических связей субъекта РФ

равления внешнеторговой деятельностью. Так для совершенствования организационной структуры по управлению внешнеторговой деятельностью на региональном уровне предлагается создание Департамента либо Министерства внешнеэкономических связей в структуре которого создаются отделы, относительно небольшие по численности штатного состава, но укомплектованы^ кадрами высокой квалификации (рис.4).

С целью повышения эффективности деятельности данной структуры все подразделения входящие в состав необходимо разделить на основные, к которым можно отнести Отдел регулирования внешнеэкономических отношений и От-

дел регулирования внешнеторговых отношений, а так же обеспечивающие, выполняющие по сути своей функции внутреннего консалтинга.

Так к основным функциям отдела внешнеэкономических отношений относится устанавление и регулирование внешнеэкономических отношений с зарубежными странами; совместно с торговыми представительствами РФ содействие диверсификации и расширению масштабов российского экспорта продукции, услуг, обеспечением достоверной, актуальной информацией для всех участников внешнеторговой деятельности с целью реализации продвижения российских экспортных, инвестиционных про-

ектов, протокола, выставок и координации.

К функциям отдела по регулированию внешнеторговых отношений в первую очередь относятся тактические и оперативные задачи государственной поддержки предприятий региона на различных внешних рынках с точки зрения продвижения конкурентоспособной продукции предприятий на указанные рынки; оценки факторов, способствующих, либо препятствующих экспорту товаров, услуг на рынки зарубежных стран; анализу и контроля состояния, а так же возникающих тенденций осуществления экспортных поставок, включая и выявление нарушений обязательств различных сторон при осуществлении указанных поставок.

В условиях реализации политики импортозамещения, используя имеющийся международный опыт стратегического и программно-целевого управления процессами развития внешнеторговой деятельности, в основе которого заложено достижение экономического суверенитета страны, необходимо решить вопросы формирования единой внешнеторговой стратегии, которые в свою очередь дополняются региональными и отраслевыми программами по ее развитию. В качестве основополагающих принципов при разработке национальной стратегии развития внешней торговли РФ (далее СВТ) должны стать принципы по сохранению и повышению экономического суверенитета страны на базе сбалансированного и согласованного развития экспортно-импортных операций, а так же программно-целевого управления при решении приоритетных задач развития внешней торговли.

В базис СВТ должны быть включены определения всего спектра стратегических направлений развития внешнеторговых связей в целом, как с отдельными государствами, так и с группами государств; систему методов государственного регулирования внешней торговли, в том числе инструменты поддержки отечественного экспорта в зарубежные страны, защиты экономики России от возможных негативных воздействий импортных поставок посредством импортозамещения; реалистический, оптимистичный и пессимистичный сценарии, этапы развития внешней торговли применительно к краткосрочному, среднесрочному и долгосрочному периоду. В сВт следует ставить и решать комплексы задач, направленных на преодоление существенных проблем внешнеторговой деятельности для отраслей промышленнос-

ти, особенно в тех, которые имеют существенный ресурсный потенциал.

Предлагаемая система стратегического управления внешней торговлей в промышленном комплексе страны и регионов в условиях импортозамещения, представлена на рис.4.

Стратегия должна быть базисом для последующей разработки региональных и отраслевых программ развития внешней торговли, поскольку данный вид экономической деятельности распределяется по отраслям и по регионам страны. Разработка региональных программ развития внешней торговли осуществляется на базе применения методов программно-целевого управления, что предполагает формулирование системы целевых ориентиров, проблем в области развития внешнеторговой деятельности на региональном уровне; разработку и реализацию мероприятий, связанных с получением желаемых результатов. Программы составляются на год либо три года с учетом принятых сроков среднесрочного и краткосрочного планирования и включают в себя цели и задачи, а также принципы по формированию программ, набор соответствующих мероприятий и комплекс механизмов реализации этих мероприятий.

Основной целью программы выступает развитие внешнеторговой деятельности посредством вовлечения в данный процесс отраслей промышленности на уровне региона. С учетом основополагающего принципа формирования программ, заключающегося в активном содействии государства развитию мероприятий внешнеторговой деятельности регионов с учетом экономических, природно-географических, социальных и этнопсихологических особенностей субъектов, необходимо решить ряд задач, связанных с формированием в регионе комплекса благоприятных социально-экономических, институциональных и инфраструктурных условий, необходимых для развития данного вида деятельности[2]. Таким образом можно предложить следующие разделы алгоритма формирования программы(таб.1).

Общее руководство программой осуществляется Дирекцией программы, которая создается органом региональной исполнительной власти. Дирекция программы устанавливает эффективные формы и методы организации различных работ в рамках реализации программы,

Национальная стратегия развития внешней торговли обеспечивает видение социально-экономического, финансового, инновационного и организационно-управленческого развития внешней торговли для отраслей и регионов применительно к долгосрочному периоду. Миссия внешней торговли и оценка влияния внешней торговли и состояния отраслей промышленности России на уровень конкурентоспособность экспортируемой и импортируемой продукции Мониторинг и контроля поэтапной реализации Стратегии, направления корректировки Стратегии, принципы, цели; задачи; этапы; сценарии

О

о

Отраслевые программы

Региональные программы

Структура программы; состояние внешней торговли, стратегия развития внешней торговли в отраслях промышленности (в регионах); цели, задачи, сроки, этапы осуществления программы, комплекс программных мероприятий; исполнители, обеспечение ресурсами мероприятий программы; анализ эффективности социально-экономических, экологических и прочих последствий реализации программы; рациональная организация управления программой, контроль за ходом реализации программы

Методы по управлению проектами, программами: определение целей проекта: сетевое планирование и управление; планирование затрат, контроль затрат, управление рисками, управление качеством программы, управление конфликтами, управление изменениями; управление контрактами; организация управления проектами Механизмы управления проектами и программами: организационные, экономические, правовые, кадровые и информационные

Технологии управления реализацией мероприятий программ к выполнения текущей деятельности по управлению внешней торговлей

Рис. 4. Система стратегического управления внешней торговлей в промышленном комплексе страны и регионов в условиях импортозамещения

обеспечивает координацию работу исполнителей мероприятий и отдельных проектов, согласует объемы финансирования, выделяемые на плановый год и на весь период осуществления программы. По содержанию, структуре, методам и механизмом реализации отраслевые программы аналогичны региональным программам.

Мероприятия программы группируются по разделам, определяющим существенные проблемы развития внешней торговли применительно к конкретным отраслям промышленности.

Таким образом используя предлагаемую схему по формированию программ с учетом проведения исследований внутренних и внешних рынков и развития стратегии управления внешнеторговой деятельности промышленных комплексов региона значительно повысит эффективность национальной экономики и ее экономического суверенитета.

Литература

1.Безпалов В.В.Методы исследования региональных промышленных рынков в сфере внешнеторговой деятельно-

сти в условиях импортозамещения/ Экономика и предпринимательство, № 8-2 (85-2) с. 208-212 2017 г.

2.Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольде-рогге Н.Г. Управление проектами. - М.: Омега-Л, 2007 - 664 с

3.Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: http:// www.gks.ru

Strategic management of foreign trade activities in the industrial complex of the region in modern conditions Bezpalov V.V.

Russian economic University (Moscow) The article substantiates the necessity of researching the methods of strategic management and technologies for the study of internal regional markets, as well as the issues of managing foreign trade activities in industrial complexes of the region. Based on the analysis of economic literature, as well as statistical data provided by the RF foreign trade balance and commodity structure, to improve the management of foreign trade activities in the industrial complexes of the region, methods for the study of internal regional markets with their brief characteristics in the context of increasing economic sovereignty have been proposed and proposed. The creation of a separate structure at the level of the subject of the Russian Federation in the form of the Department for Foreign Economic Relations, dealing with the

О

Ю i

* 2

Таблица 1

Алгоритм мероприятий по формированию региональных программ

сч cJ £

Б

ей

2 о

Раздел Сущность

Оценка состояния внешней торговли, стратегия по развитию внешней торга гши региона Дастся характеристика состояния внешней торговли на региональном уровне за последние три года; выявляют ел основные проблемы развития внешней торговли, определяется уровень влияние внешней торговли на социальное и око ном и чес кое развитие рег иона; приводится анализ действующих мер, связанных с улучшением процессов внешней торговли на региональном уровне: определяется связь внешней rap го ел и со стратегией развития экономики региона.

Комплекс программных мероприятий Обеспечивается согласованность программных мероприятий, выбор очередности их Проведений е планируемыми объемами материальных ресурсов; определяет социальную и экономическую целесообразность состава и содержания приоритетных мероприятий по развитию внешнеторговой деятельности, увязывает по отдельным ресурсам, срокам осуществления и исполнителям мероприятия.

Ресурсное обеспечение мероприятий программы Устанавливает объем ресурсно!« обеспечения программы по годам; указывает все возможные ис точники финансирования ИЗ различных бюдже тов, внебюджетных источников, в том числе, за ечем собственных средств предприятий, которые ответственны за реализацию мероприятий, виды расходования ресурсов (кредиты, безвозмездные субсидии, гарантии, прочее), сроки выделения ресурсов.

Анали з социальных, экономических, экологических и прочих последствий реализации программы. Оценивается эффективность осуществления мероприятий программы по степени влияния мероприятий на улучшение процессов внешней торговли, а также социальное и экономическое развитие субъекта РО на базе организации мониторинга и контроля; ио факту проведения мониторинга производится анализ результатов осуществления мероприятий и при необходимости проводится подготовка предложений по внесению изменений в программу.

Организация процеееои управления программой, контроль за ходом реализации программы Обеспечивает механизм реализации мероприятий включающий в себя совокупность форм и методов, которые определяют финансовую и прочие виды ответственности рег иона за невыполнение порученных обязательств в рамках осуществления мероприятий Программы, включая и порядок ПО распределению прибыли, которая была получена в результате реализации мероприятия, а также порядок отчисления прибыли в соответствующие бюджеты.

regulation of foreign economic and foreign trade relations, was proposed. In the context of implementing the import substitution policy, an algorithm is proposed for the formation of regional programs based on an improved national strategy for foreign trade. Key words: management of foreign trade activities, foreign trade balance, domestic regional market, foreign trade activity structure, foreign economic activity strategy, regional and sectoral programs. References

1. Bezpalov V.V. Methods of a research of the

regional industrial markets in the sphere of the foreign trade activity in conditions importozameshche-niya/Economy and business, No. 8-2 (85-2) of page 208-212 of 2017.

2. Masur I.I., Shapiro V. D., Olderogge N.G. Project

management. - M.: Omega-L, 2007 - 664 with

3. Federal State Statistics Service. Access mode:

http://www.gks.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.