Научная статья на тему 'ЭКСПОРТНЫЕ ПОЗИЦИИ РОССИИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: РЕАЛИИ И ПРОБЛЕМЫ'

ЭКСПОРТНЫЕ ПОЗИЦИИ РОССИИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: РЕАЛИИ И ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
255
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТ / СТРУКТУРА ЭКСПОРТА / СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бутакова Марина Михайловна, Соколова Ольга Николаевна

Статья посвящена исследованию и оценке состояния, выявлению проблем и перспектив присутствия России на рынках стран Центральной Азии. Актуальность проблематики связана с целями сохранения экспортных позиций Российской Федерации на данном рынке и с целями увеличения объема несырьевого неэнергетического экспорта. Авторами исследованы динамика и структура мирового и российского экспорта в страны Центральной Азии, выделены доминирующие товарные группы российского экспорта для каждой страны-импортера. В результате исследования территориального аспекта и связанной с ним специфики торговоэкономических отношений сделан вывод о необходимости более глубокого исследования экспортных возможностей и перспектив регионов России, граничащих со странами-импортерами российской продукции в Центральной Азии. В статье обозначены проблемы усиления конкуренции на рынках Центральной Азии и негативного влияния на перспективы российского экспорта падения доходов населения и сокращения емкости рынка вследствие пандемии, необходимости принятия комплекса мер по сохранению конкурентоспособных позиций России на данном рынке. В результате проведенных исследований проблем развития российского экспорта на рынке авторы пришли к выводу о взаимной выгодности и перспективности развития экспорта продукции России в страны Центральной Азии, необходимости поиска путей повышения его эффективности, усиления государственной поддержки несырьевого неэнергетического экспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPORT POSITIONS OF RUSSIA IN CENTRAL ASIA: REALITIES AND PROBLEMS

The article is devoted to researching and assessing the state of affairs, identifying problems and prospects for Russia’s presence in the markets of Central Asian countries. The relevance of the problem is connected with the goals of maintaining the export positions of the Russian Federation in this market and with the goals of increasing the volume of non-resource non-energy exports. The authors investigated the dynamics and structure of world and Russian exports to the countries of Central Asia, highlighted the dominant commodity groups of Russian exports for each importing country. As a result of the study of the territorial aspect and the related specifics of trade and economic relations, it was concluded that a deeper study of export opportunities and prospects of Russian regions bordering on countries-importers of Russian products in Central Asia was made. The article outlines the problems of increasing competition in the markets of Central Asia and the negative impact on the prospects of Russian exports of falling incomes of the population and reducing market capacity due to the pandemic, the need to take a set of measures to maintain Russia’s competitive position in this market. As a result the studies of the problems of the development of Russian exports the authors came to the conclusion that it is mutually beneficial and promising, to increase the supply Russian products to the countries of Central Asia the need to find ways to increase its efficiency, and strengthen state support for non-resource non-energy exports.

Текст научной работы на тему «ЭКСПОРТНЫЕ ПОЗИЦИИ РОССИИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: РЕАЛИИ И ПРОБЛЕМЫ»

УДК 339.16 (51)

DOI 10.14258/epb202137

ЭКСПОРТНЫЕ ПОЗИЦИИ РОССИИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: РЕАЛИИ И ПРОБЛЕМЫ

М. М. Бутакова, О. Н. Соколова

Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

Статья посвящена исследованию и оценке состояния, выявлению проблем и перспектив присутствия России на рынках стран Центральной Азии. Актуальность проблематики связана с целями сохранения экспортных позиций Российской Федерации на данном рынке и с целями увеличения объема несырьевого неэнергетического экспорта.

Авторами исследованы динамика и структура мирового и российского экспорта в страны Центральной Азии, выделены доминирующие товарные группы российского экспорта для каждой страны-импортера. В результате исследования территориального аспекта и связанной с ним специфики торгово-экономических отношений сделан вывод о необходимости более глубокого исследования экспортных возможностей и перспектив регионов России, граничащих со странами-импортерами российской продукции в Центральной Азии.

В статье обозначены проблемы усиления конкуренции на рынках Центральной Азии и негативного влияния на перспективы российского экспорта падения доходов населения и сокращения емкости рынка вследствие пандемии, необходимости принятия комплекса мер по сохранению конкурентоспособных позиций России на данном рынке.

В результате проведенных исследований проблем развития российского экспорта на рынке авторы пришли к выводу о взаимной выгодности и перспективности развития экспорта продукции России в страны Центральной Азии, необходимости поиска путей повышения его эффективности, усиления государственной поддержки несырьевого неэнергетического экспорта.

Ключевые слова: экспорт, структура экспорта, страны Центральной Азии, конкурентоспособность продукции, мировая экономика, мировая торговля.

EXPORT POSITIONS OF RUSSIA IN CENTRAL ASIA: REALITIES AND PROBLEMS

M. M. Butakova, O. N. Sokolova

Altai State University (Barnaul, Russia)

The article is devoted to researching and assessing the state of affairs, identifying problems and prospects for Russia's presence in the markets of Central Asian countries. The relevance of the problem is connected with the goals of maintaining the export positions of the Russian Federation in this market and with the goals of increasing the volume of non-resource non-energy exports.

The authors investigated the dynamics and structure of world and Russian exports to the countries of Central Asia, highlighted the dominant commodity groups of Russian exports for each importing country. As a result of the study of the territorial aspect and the related specifics of trade and economic relations, it was concluded that a deeper study of export opportunities and prospects of Russian regions bordering on countries-importers of Russian products in Central Asia was made.

The article outlines the problems of increasing competition in the markets of Central Asia and the negative impact on the prospects of Russian exports of falling incomes of the population and reducing market capacity due to the pandemic, the need to take a set of measures to maintain Russia's competitive position in this market.

As a result the studies of the problems of the development of Russian exports the authors came to the conclusion that it is mutually beneficial and promising, to increase the supply Russian products to the countries of Central Asia the need to find ways to increase its efficiency, and strengthen state support for non-resource non-energy exports.

Keywords: export, export structure, Central Asian countries, product competitiveness, world economy, world trade.

Актуальность проблематики связана с целями сохранения экспортных позиций Российской Федерации на рынке стран Центральной Азии и с целями увеличения объема несырьевого неэнергетического экспорта, поставленными в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1]. В данном контексте представляется необходимым исследовать и оценить современное состояние, выявить проблемы и обозначить перспективы присутствия России на рынках стран Центральной Азии.

Общие закономерности цикличного развития мировой торговли, представленные А. А. Гнидчен-ко [2], являют собой основу для конкретизации их проявления на различных географических рынках, в том числе рынках стран Центральной Азии. В современной научной литературе достаточно большое внимание уделяется количественным показателям, в ретроспективе отображающим развитие экономики и внешнеэкономической деятельности стран Центральной Азии. Так, А. Д. Агеева, П. С. Чикунова [3] представляют результаты системного анализа экономики государств Центральной Азии. Различные аспекты, характеризующие конкуренцию на данном рынке и экспортную позицию России, отражены в работах А. П. Поливача [4], Т. С. Таракановой, С. Н. Погодина [5], Я. И. Чиж-модий, П. В. Токаря [6]. Вопросам влияния экспортной деятельности на обеспечение продовольственной безопасности посвящены труды Е. В. Цветнова, Р. А. Ромашкина, А. Ю. Белугина, О. В. Черкасовой, М. В. Авдеева [7]; С. Н. Бочарова, М. М. Бутаковой, В. И. Беляева [8]; М. М. Бутаковой, О. Н. Соколовой, О. А. Горянинской [9].

Анализ объема и динамики импорта с

Несмотря на сохраняющийся интерес многих ученых к исследованиям рынков Центральной Азии, развитие самих рынков ставит новые вопросы, связанные с турбулентностью, изменением интересов и предпочтений участников торговых отношений, что определяет необходимость актуализации взглядов на перспективы роста объема поставок российской продукции на рынки Центральной Азии и возможности повышения ее конкурентоспособности.

Целью данной статьи является получение новых знаний об экспортных позициях России на рынках стран Центральной Азии, научное осмысление необходимости формирования условий, способствующих повышению эффективности и конкурентоспособности российского экспорта.

Исследование предполагает использование системного подхода, в рамках которого авторы осуществляют логический переход от анализа динамики объемов экспорта российской продукции на рынки стран Центральной Азии к выявлению закономерностей и проблем, являющихся первопричиной данных процессов. Авторами статьи также используются методы экономико-статистического анализа, исходной информацией для применения которых служат официальные статистические данные за 2016-2020 гг.

Страны Центральной Азии являются активными участниками мировой торговли, в большей степени выступая как покупатели и в этом качестве представляют интерес для развития экспортной деятельности России.

Обратимся к анализу объема и динамики импорта стран Центральной Азии в 2016-2020 гг. (табл. 1).

Таблица 1

ан Центральной Азии, тыс. долл. США

Страна-импортер 2016 2020 Темпы роста

Всего Россия доля Всего Россия доля Всего Россия

Казахстан 25174833 9139775 36 38081411 13300217 35 151 146

Узбекистан 12035209 2563885 21 19955151 4425626 22 166 173

Кыргызстан 3919082 914520 23 3684109 1316005 36 94 144

Таджикистан 3031463 985864 33 3139016 932593 30 104 95

Туркменистан 5605746 570575 10 3027338 649475 21 54 114

Всего 49766333 14174619 100 67887025 20623916 100 136 145

Источник: рассчитано авторами по данным сайта Торговой статистики для развития международно' го бизнеса. URL: https://www.trademap.org/Country

За 5 лет (2016-2020 гг.) темпы роста импорта стран Центральной Азии составили 36%, наибольшие — Узбекистан (66%) и Казахстан (51%). Отметим при этом более высокие темпы роста объе-

мов импорта из России (в целом 45%), в том числе Узбекистан — 73%, Казахстан — 46%. Лидирует по объему импорта из России Казахстан — более 13 млрд долл., на втором месте Узбекистан — более

4 млрд долл. (табл. 1). Российская Федерация занимает 1 место среди импортеров из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и 2 место — из Туркменистана (1 — Турция) и Узбекистана (1 — Китай).

Несмотря на то, что доля рынка стран Центральной Азии в российском экспорте небольшая (4-5 %), эти страны являются одним из важнейших рынков для неэнергетического и несырьевого экспорта Российской Федерации. Так, по абсолютным показателям Казахстан занимает вторую позицию после Китая в качестве потребителя рос-

сийской продукции данных товарных групп. Это обстоятельство имеет особое значение для достижения цели, поставленной Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» — увеличить объем экспорта несырьевых и неэнергетических товаров [1]. В таблице 2 представлены результаты анализа продуктовой структуры российского экспорта в страны Центральной Азии.

Таблица 2

Доминирующие товарные группы в структуре российского экспорта в страны Центральной Азии, 2020 г.

Страна Рейтинг (представлен по доле от объема экспорта России в страну)

1 2 3

Казахстан Машины, оборудование и транспортные средства (25,44%) Продукция химической промышленности (15,25%) Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (14,67%)

Узбекистан Металлы и изделия из них (24,19%) Машины, оборудование и транспортные средства (19,71%) Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (14,65%)

Кыргызстан Минеральные продукты (31,36%) Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (19,69%) Продукция химической промышленности (14,12%)

Таджикистан Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (27,40%) Минеральные продукты (22,14%) Металлы и изделия из них (11,69%)

Туркменистан Металлы и изделия из них (38,65%) Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (21,14%) Продукция химической промышленности (19,15%)

Источник: рассчитано авторами по данным сайта Экспорт и импорт России по товарам и странам. URL: https://ru-stat.com.

Авторы, проанализировав продуктовую структуру российского экспорта в страны Центральной Азии, выделили в нем по три доминирующие товарные группы для каждой страны-импортера. Следует отметить, что продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье присутствуют в составе доминирующих групп во всех странах Центральной Азии. Данное направление сотрудничества приобретает особую актуальность как инструмент достижения цели устойчивого развития (ЦУР 2) ООН, связанной с обеспечением продовольственной безопасности и улучшением питания населения стран Центральной Азии. Сегодня среди мер по устранению рисков Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН выделяет развитие глобальной торговли продовольствием [10]. Исследовав динамику и структуру экспорта в страны Центральной Азии, отметим опережающие темпы роста и увеличение доли экспорта продукции агропромышленного комплекса в общем экспорте, что говорит о его перспективности. Снижение до-

ходов населения стран Центральной Азии в после-ковидный период повышает значимость конкурентоспособности по цене на рынке продовольствия.

Особенностью Центральной Азии, определяющей специфику торгово-экономических отношений, является отсутствие выхода к морю и отдаленность от морских портов других стран. Так, Узбекистан — одна из двух стран мира, которые, не имея выхода к морю, граничат со странами, также не имеющими выхода к морю. С большей части территории региона дальность перевозок экспортируемых товаров составляет 1-2000 км. Географический фактор влечет высокие риски и логистические издержки. Для повышения эффективности российского экспорта очень важным является именно территориальный аспект торговли со странами Центральной Азии. Территориальная близость этих стран к субъектам Российской Федерации юга Западной Сибири и Урала создает потенциальные возможности снижения логистических издержек для территорий, имеющих об-

щую проблему — отсутствие выхода к водным артериям и использования наиболее экономичных видов перевозок. Так, Казахстан занимает только 8 место среди стран-экспортеров российской продукции с долей около 4%. Но территориальная близость Алтайского края с Казахстаном определяет доминирующую роль этой страны среди его партнеров по внешнеэкономической деятельности, на Казахстан приходится более 40% экспорта и более 20% импорта. Из Алтайского края в Казахстан в основном экспортируются такие продукты агропромышленного комплекса, как злаки, сыр и творог, продукты из муки и круп. В то же время Алтайский край импортирует из Казахстана овощи, фрукты и орехи, сыр и творог. Среди партнеров по внешнеэкономической деятельности Омской области Казахстан занимает 2 место по экспорту (более 20 %) и 1 место — по импорту (около 30 %). В Казахстан из Омской области поставляются в основном машины, оборудование и аппаратура, продовольствие, из Казахстана импортируются в основном машины, оборудование и аппаратура, нефть и нефтепродукты [11].

Рынок стран Центральной Азии является привлекательным быстрорастущим сегментом мирового рынка. В процессе исследования выделены основные экспортеры — конкуренты России в Центральной Азии. Например, заметное место по стоимостному объему экспорта в страны Центральной

Азии занимают Турция, Республика Корея, Китай. Анализ показал, что за 2016-2020 гг. импорт в Казахстан из Республики Корея увеличился в 10 раз, из Китая — в 2 раза, из Турции — на 30%; в Узбекистан из Казахстана — в 2 раза, из Турции — на 80%, из Китая — на 40%; в Кыргызстан из Китая — в 2 раза [11]. Несмотря на лидирующие позиции России в этом регионе в настоящее время, при прогнозировании перспектив и принятии управленческих решений в сфере экспорта следует учитывать сложившуюся тенденцию.

Негативное влияние на перспективы российского экспорта в страны Центральной Азии оказывают падение доходов населения и сокращение емкости рынка вследствие пандемии. В 2020 г. объемы импорта снизились во всех странах Центральной Азии по сравнению с предыдущим 2019 г. Вместе с тем данная ситуация может открыть новые возможности для конкурентоспособного по цене российского экспорта.

Признавая значимость рынка стран Центральной Азии для перспектив развития российского экспорта, считаем необходимым принятие комплекса мер по сохранению конкурентоспособных позиций России на данном рынке. В их состав наряду с мерами государственной поддержки должны войти меры по информационно-аналитической поддержке и продвижению продукции российских производителей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/43027/ (дата обращения: 30.06.2021).

2. Гнидченко А. А. Многополярное замедление и оживление мировой торговли // Экономический журнал ВШЭ. 2018. Т. 22. № 4. С. 583-608.

3. Агеева А. Д., Чикунова П. С. Экономика государств Центральной Азии // Вопросы устойчивого развития общества. 2020. № 3-1. С. 169-175.

4. Поливач А. П. Торговля стран Центральной Азии с Россией и Китаем // Россия и новые государства Евразии. 2019. № 4 (45). С. 136-147.

5. Тараканова Т. С., Погодин С. Н. Развитие партнерских отношений России со странами Центральной Азии // Международные отношения и диалог культур. 2018. № 6. С. 92-106.

6. Чижмодий Я. И., Токарь П. В. Экономические отношения ЕС со странами Центральной Азии // Вестник Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева. Серия Политические науки. Регио-новедение. Востоковедение. Тюркология. 2021. № 1 (134). С. 54-66.

7. Цветнов Е. В., Ромашкин Р. А., Белугин А. Ю., Черкасова О. В., Авдеев М. В. Роль России в обеспечении продовольственной безопасности стран Центральной Азии // АПК: Экономика, управление. 2019. № 7. С. 84-94.

8. Бочаров С. Н., Бутакова М. М., Беляев В. И. и др. Экспорт продукции АПК Алтайского края: перспективы, проблемы, целевые рынки: монография. Барнаул, 2020. С. 244.

9. Бутакова М. М., Соколова О. Н., Горянинская О. А. Качество продовольствия как фактор обеспечения конкурентоспособности продукции АПК на национальном и мировом рынках // Экономика Профессия Бизнес. 2021. № 2. С. 5-12.

10. Наше общее будущее: доклад Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, 1987. URL: https://www.un.org/ru/ga/pdf/ brundtland.pdf/ (дата обращения: 30.06.2021).

11. Экспорт и импорт России по товарам и странам. URL: https://ru-stat.com/. (дата обращения: 30.06.2021).

REFERENCES

1. Decree of the President of the Russian Federation dated 07.05.2018 No. 204 «On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024». URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/43027/ (date of access: 30.06.2021).

2. Gnidchenko A. A. Multipolar Slowdown and Revival of World Trade // HSE Economic Journal. 2018. Vol. 22. No. 4. Pp. 583-608.

3. Ageeva A. D., Chikunova P. S. Economy of the Central Asian States // Issues of sustainable development of society. 2020. No. 3-1. Pp. 169-175.

4. Polivach A. P. Trade of Central Asian countries with Russia and China // Russia and the new states of Eurasia. 2019. No. 4 (45). Pp. 136-147.

5. Tarakanova T. S., Pogodin S. N. Development of partnership relations between Russia and the countries of Central Asia // International relations and dialogue of cultures. 2018. No. 6. Pp. 92-106.

6. Chizhmodiy Ya. I., Turner P. V. Economic relations of the EU with the countries of Central Asia // Bulletin of the L. N. Eurasian National University. Gumilyov. Series Political Science. Regional studies. Oriental studies. Turkology. 2021. No. 1 (134). Pp. 54-66.

7. Tsvetnov E. V., Romashkin R. A., Belugin A. Yu., Cherkasova O. V., Avdeev M. V. The role of Russia in ensuring food security of the countries of Central Asia // APK: Economics, management. 2019. No. 7. Pp. 84-94.

8. Bocharov S. N., Butakova M. M., Belyaev V. I. and other Export of products of the agro-industrial complex of the Altai Territory: prospects, problems, target markets: monograph. Barnaul, 2020. P. 244.

9. Butakova M. M., Sokolova O. N., Goryaninskaya O. A. Food quality as a factor in ensuring the competitiveness of agricultural products on the national and world markets // Economy Profession Business. 2021. No. 2. Pp. 5-12.

10. Our Common Future: Report of the World Commission on Environment and Development to the United Nations General Assembly, 1987. URL: https://www.un.org/ru/ga/pdf/brundtland.pdf/ (date of access: 30.06.2021).

11. Export and import of Russia by goods and countries. URL: https://ru-stat.com/. (date of access: 30.06.2021).

Поступила в редакцию: 05.07.2021.

Принята к печати: 27.07.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.