Социодинамика
Правильная ссылка на статью:
Миронова С.В., Тимченко Н.С. — Экспорт высшего образования в России: обзор теоретических подходов и практических решений // Социодинамика. - 2020. - № 11. DOI: 10.25136/2409-7144.2020.11.33940 URL: https ://nbpubMLcom/fcary_read_article.php?id=33940
Экспорт высшего образования в России: обзор теоретических подходов и практических решений
Миронова Светлана Викторовна
кандидат социологических наук
доцент, кафедра гуманитарных наук с курсом клинической психологии, ФГБОУ ВО"Алтайский
государственный медицинский университет""
656038, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина, 40 [email protected]
Тимченко Наталья Станиславовна
доктор социологических наук
профессор, кафедра гуманитарных наук с курсом клинической психологии, ФГБОУ ВО"Алтайский
государственный медицинский университет*'
656038, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, Ленина, 40 [email protected]
Статья из рубрики "Научная мысль"
DOI:
10.25136/2409-7144.2020.11.33940
Дата направления статьи в редакцию:
20-09-2020
Аннотация.
В данной статье анализируются сложившиеся в отечественном научном контексте теоретические подходы к определению и анализу концепта экспорт образовательных услуг: социально-политический, экономический, демографический. В рамках экономического подхода к анализу экспорта образовательных услуг выделено два аспекта анализа данного концепта: макроэкономический и микроэкономический. Предложены обобщённые характеристики и обобщена интерпретация содержания экспорта образовательных услуг в российских научных публикациях.Выделены модели экспорта образовательных услуг: пассивная, активная, дистанционная. Определены факторы, определяющие развитие экспорта образовательных услуг. Представлена сложившаяся в отечественном высшем образовании практика реализации экспорта образовательных услуг Общим итогом теоретического анализа является следующий
ряд тезисов:1. Отсутствует разработка категории ЭОУ как основы для создания теоретических моделей и технологии практической реализации.2. Преобладает инструментальная оценка ЭОУ с экономическим уклоном, что, в принципе, не вполне принимается образовательными организациями, т.к. вузы - это не только материальные девиденты.3. Возможно, стоит учитывать социокультурный опыт и особенности продвижения ЭОУ в страны бывшего социалистического лагеря. 4. Практически не рассматривается психолого-педагогическая компонента ЭОУ (оценка психологических факторов успешного обучения иностранных студентов, методические вопросы обучения инокультурных студентов в российских вузах и т.д.)
Ключевые слова: образование, высшая школа, образовательные услуги, экспорт образовательных услуг, система образования, модели экспорта образования, содержание экспорта образования, анализ экспорта образования, развитие экспорта образования, практика экспорта образования
Теоретическое знание только тогда является таковым, когда оно системно, достоверно и адекватно отражает какую-либо предметную область, определенную сторону практики. В эпоху постмодерна наука все чаще интуитивно идет за практикой: с одной стороны, могут возникать проблемы внутри социальных процессов, с другой - есть нормативно-правовая база, регулирующая данные процессы вне контекста их реального бытия. При этом продуктивное решение проблем осложняется отсутствием в социальных науках (в частности, в социологии) теорий среднего уровня, которые, обобщая социальные факты, способны содержательно отразить саму сущность процессов. Подобного рода коллизия имеет место быть, когда речь идет об экспорте образовательных услуг в РФ (далее -ЭОУ). Современная наука рассматривает данный процесс с разных сторон. Этим объясняется актуальность нашего исследования.
Одним из векторов научного обобщения теоретических моделей и социальной практики при включении иностранных студентов в образовательное пространство нашей страны является ее анализ в социально-политическом ракурсе как инструмента мягкой силы 59], как значимого средства для упрочения культурного и интеллектуального российского
влияния в мировом масштабе I53!. Результирующей деятельности вузов, кроме подготовки специалистов высшей квалификации, интеллектуальной элиты, становится распространение русского языка и культуры, повышение международного влияния нашей страны на мировом рынке [12, с- 128"".
Услуги образования начинают перерастать границы, определяя развитость и конкурентоспособность национальных образовательных систем. В настоящее время все больше стран включается в борьбу за субъекты образовательных услуг (студентов,
аспирантов, стажеров и т.д.) [12, с- 129"".Применительно к нашей стране данная проблема имеет геополитическое, стратегически важное значение, т.к. высшие учебные заведения рассматриваются как мощные «проводники» ценностей и влияния. В процессе получения образования, обучающиеся из других государств, посредством изучения языка принимающей стороны, знакомятся с ее культурным и научным достоянием. А после завершения образования, вернувшись на родину, они становятся эффективными проводниками языка и культуры той страны, где учились. Именно в высших образовательных учреждениях закладываются основы взаимной симпатии и диалога России с другими странами, научного и технического сотрудничества.
Вторым вектором рассмотрения данной проблемы является демографический подход. В последние годы в России из-за неблагоприятной демографической ситуации произошло резкое сокращение общего количества студентов. Согласно статистическим данным, количество студентов в нашей стране снизилось с 7050 тысяч в 2010 году до 5209 тысяч в 2014 году, в том числе студентов дневного отделения с 3074 тысяч до 2575 тысяч. С целью преодоления этой негативной тенденции была поставлена задача «принять комплекс мер, направленных на увеличение количества иностранных граждан,
обучающихся в вузах Российской Федерации»!"49' 30, с 471"". Грамотный подход к решению данного вопроса способствует увеличению доходов стране-экспортеру, а также вовлечение в отечественную образовательную среду талантливых людей со всего
мира"12, с' 128"". Здесь экспорт образования рассматривается как способ увеличения количества обучающихся за счет иностранных студентов в российских вузах. Что, в свою очередь, способно оказать позитивное воздействие на социальную ситуацию, включая сохранение научно-педагогического потенциала высшей школы, национальной системы профессионального образования в целом.
Третьим вектором рассмотрения проблемы ЭОУ, доминирующим в научном дискурсе, является ее экономический анализ. Несмотря на то, что данная проблема включает в себя социально-политическую и демографическую компоненты, в работах отечественных исследователей ЭОУ позиционируется исключительно как экономическая категория,
базовая для анализа социально-политического и демографического процессов"2'4'33'38' 41; 45;52; 53; 611.
С точки зрения экономического подхода образовательные услуги выступают основным продуктом образовательной сферы, а экспорт образования представляет собой
«сложный симбиоз услуг и престижа» "38, с 128"".
Анализ работ отечественных исследователей позволяет говорить о наметившихся двух подходах к изучению ЭОУ как экономической категории: макроэкономический и микроэкономический.
На макроэкономическом уровне ЭОУ интерпретируется как фактор повышения конкурентоспособности отечественного образования в мировой системе образования и
важный показатель экономического развития страны в целом [2, с- 9". В рамках данного подхода субъектами рынка выступают национальные системы образования, которые рассматриваются с позиций конкурентоспособности и привлечения финансов в свою экономику"61, с- 221"". Поэтому для оценки эффективности экспорта образования высших учебных заведений используются количественные показатели его доходности и масштабов"45, с 148-149"". Это позволяет им занимать достойное место в мировом рейтинге
[2, с 9". Вместе с тем, экономическое измерение дополняется таким нематериальным параметром, как престиж: востребованные национальные системы образования занимают ведущие позиции в международных рейтингах.
На микроэкономическом уровне экспорт образовательных услуг рассматривается с точки зрения удобства и выгодности предоставляемых услуг для иностранных студентов и интерпретируется как наиболее важный фактор прибыли от вузов, привлекающих иностранных студентов и, следовательно, повышающих их престиж в глазах потенциальных студентов ———52".В данном подходе высшие учебные заведения интерпретируются как «образовательного рынка, которые обладают определенной автономией и способностью самостоятельно укреплять и расширять свои позиции на
международном рынке университетов» ""45, с-—148-1491.Вузы должны стать субъектами рынка, производить образовательные услуги и получать прибыль за счет привлечения иностранных студентов, потребителей данных услуг. Что в конечном итоге позволит им стать «независимыми экономическими субъектами, а системе высшего образования -
органичной частью экономики»"3—с—В «дорожную карту»образовательных учреждений включаются следующие целевые показатели: «количество иностранных студентов, обучающихся по очной и заочной формам в российских вузах и их зарубежных филиалах, количество молодых российских специалистов, работающих за рубежом, количество международных образовательных программ и проектов, а также
доходы от оплаты за обучение иностранных студентов»!"33, с 52; 29, с 761.Таким образом, в рамках экономического подхода экспорт образования рассматривается как глобальный бизнес, который нацелен на внедрение образовательных услуг для студентов из других стран, на извлечение выгоды и установление культурных и экономических связей.
Несмотря на то, что фокус рассмотрения экспорта образовательных услуг сформировался, очевидным является факт неопределенности самой научной категории. При научном осмыслении отечественные исследователи руководствуются определением, закрепленном в таком нормативно-правовом документе, как приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». В нем под ЭОУ понимается «обучение иностранных студентов в Российской Федерации, онлайн-обучение по российским образовательным программам (предоставление образовательных услуг образовательным учреждениям других стран через представительства и филиалы)». Также предложена трактовка данного понятия, с одной стороны, как «продвижение российских образовательных стандартов в других странах, что расширяет возможности государства в плане влияния на мировое образовательное пространство; с другой стороны, как оценка конкурентоспособности отечественного
образования»"29, с 75-761. Стоит отметить, что неопределенность в понимании экспорта образовательных услуг свойственна не только для российского, но и для зарубежного
научного сообщества "25, 58, 62-651.
Четкое понимание сущности проблемы, ее теоретическое осмысление инструментально значимо. Это позволит конкретизировать национальную стратегию в области экспорта образования и ответить на вопросы: как развиваться в данном направлении? По наметившимся общим траекториям, характерным для мировой образовательной системы, либо выбирать свой, особый путь, опирающийся на исторические и культурные особенности нашей страны "23;24]?
К настоящему времени в глобальном образовательном пространстве сформированы, как минимум, три модели экспорта образовательных услуг: активная, пассивная и
дистанционная ———21. Данные модели различаются по признаку пересечения национальной границы экспортером и по форме взаимодействия экспортера с импортером:
■ Пассивная модель экспорта (открытие филиалов учебных заведений за пределами государства)
■ Активная модель экспорта (академическая мобильность)
■ Дистанционная модель экспорта (трансграничное образование).
В условиях пандемии коронавируса, происходит изменение соотношения данных
моделей. Лидирующие позиции стала занимать дистанционная модель экспорта "43' 44'
Экспорт образования находится под влиянием многих факторов, но основным среди них является экономический. В соответствии с трендами мировой политики в области образования, поменялся взгляд на образовательную систему в нашей стране. Изменения касаются содержательной интерпретации ее как отрасли, имеющей не только затраты, но и приносящей прибыль. Следовательно, образование должно работать на экспорт"37, с-40" и приносить прибыль "30, с- 471"" за счет обучения иностранных студентов, которые оплачивают образовательные услуги"61, с- 221"".
На развитие экспорта образования определенное влияние имеют внешние и внутренние стимулы. Внешним стимулом является возможность государства оказывать влияния на
мировое образовательное пространство "29, с- 75-76"Ь"12г с-—12Ш.Внутренним стимулом развития экспорта образования в нашей стране выступает повышение
конкурентоспособности отечественного образования —с:—75-76"", что является импульсом для национальной системы образования.
На уровне вуза это проявляется в становлении данных образовательных организаций системы высшего образования в «органичный элемент экономики, как независимых
экономических субъектов» Г4, с- 107"". Многие российские вузы заинтересованы в развитии экспорта образовательных услуг, рассматривают его в качестве приоритетного направления в своей деятельности, т.к. это позволят получать значительный доход, укрепляя позиции в рейтингах вузов на международном уровне. Государство поддерживает деятельность отечественных вузов в данном направлении с помощью различных инструментов государственной политики в области образования (например,
выделяет целевые государственные гранты на развитие вуза) "45, с- 146-147"".
Результативность экспортной деятельности вузов определяется влиянием различных факторов. К внешним факторам относятся нормативно-правовая база, определяющая условия осуществления образовательной деятельности вузов на международном уровне, условия конкурентной борьбы за субъекты образовательной деятельности на
международном рынке образовательных услуг и др. -И5". К внутренним факторам, которые регулируются самими вузами, относят, прежде всего, «стратегические ориентиры в отношении экспорта образовательных услуг, имеющихся у вуза ресурсов, характеристики предлагаемых образовательных услуг и стратегии их продвижения "там же, с. 145".
Для привлечения иностранных студентов деятельность российских вузов направлена на создание условий для обучения и проживания с учетом потребностей и требований иностранных студентов (покрытие части расходов на обучение, запуск специальных стипендиальных программ, снижение расходов на проживание, медицинские услуги, транспортные расходы и т.д.) "4 с. 80-81". Также для реализации данной цели предпринимаются шаги по корректировке «миграционных условий для пребывания иностранных студентов и правовых основ приема и обучения иностранных граждан и т.д. "30, с. 471-472"
Для регламентации экспортирования отечественного образования в нашей стране разработан ряд документов. Первым базовым документом по планированию и внедрению системы мер, направленных на содействие и развитие экспорта образовательных услуг в
нашей стране, стала Концепция экспорта образовательных услуг Российской Федерации
на период 2011-2020 гг. (далее - Концепция) Основная цель ее реализации была направлена на повышение качества, привлекательности и конкурентоспособности российской системы образования на мировом уровне, а также увеличение российского ВВП [там же].
Следующим шагом в решении актуальной проблемы экспортирования образования стала разработка и реализация Правительством Российской Федерации в рамках национального проекта «Образование» (срок действия 01 января 2019 г. по 31 декабря 2024 г.) приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» Федерального проекта «Экспорт образования» (далее - Приоритетный проект) "471. Цель его реализации (которая схожа с целью реализации Концепции) конкретизируется в основных задачах, а именно:
■ разработка и внедрение целевой модели деятельности университета в направлении экспорта образования
■ продвижение новых форм совместных образовательных программ в образовательном пространстве
■ разработка университетских программ на английском языке
■ разработка различных форматов онлайн-образования на иностранную целевую аудиторию
■ внедрение образовательных туристических маршрутов
■ проведение летних программ обучения для иностранных обучающихся и др.
Для дальнейшего достижения этой цели деятельность российских образовательных учреждений направлены н а создание международных служб поддержки иностранных студентов, разработку совместных образовательных программ, а также на создание единого интернет-навигатора по российской системе образования (https://studyinrussia.ru/en) и брэндинг российской системы высшего образования за рубежом через мероприятия в зарубежных представительствах и рекламу в российских и зарубежных СМИ выступает одним из важных инструментов продвижения и популяризации стратегически важного направления развития отечественной образовательной системы [13, с- 1421. Все это, по мнению экспертов, позволит продвигать российское образование в мировом образовательном пространстве как одном из способов несырьевого экспорта [30, с- 471].
Лидерские позиции в глобальном образовательном пространстве удерживают США и Великобритания. Именно они в мировом масштабе определяют стратегии развития и правила для образовательных систем других государств. Вследствие реализации государственной стратегии, направленной на усиление позиции российских вузов в мировом образовательном пространстве, позиции нашей страны в этом отношении существенно улучшились. Результатом реализации такой политики стало повышение качества, доступности и привлекательности российского образования для иностранных
студентов [30, с- 4751.
Лидерами-поставщиками обучающихся на международный образовательный рынок последние три десятилетия являются азиатские страны (Китай, Республика Корея, Малайзия, Индия, Гонконг). Также существенно увеличился рост иностранных студентов
из Таиланда, Индонезии, Сингапура, Пакистана и т.д. [5; 231.
Второе место по количеству студентов, выезжающих для обучения на территорию иностранных государств, занимают арабские страны Ближнего Востока (ОАЭ, Кувейт, Марокко, Иордания, Алжир и т.д.) [там же}.
Наиболее популярными учебными программами среди иностранных студентов, обучающихся за рубежом, являются бизнес и менеджмент, технические специальности, математика и компьютерная инженерия, естественные науки, общественные науки, медицина и здравоохранение. Также, кроме базового высшего образования, студентов привлекают зарубежные магистерские программы и обучение в аспирантуре.
Российское направление, наряду с азиатским, становится все более привлекательным для иностранных студентов. Как отмечают эксперты, «российские университеты начинают конкурировать на международном уровне, причем, не только центральные российские
вузов, но и региональные»""30, с 4751. В российских вузах наиболее востребованными направлениями подготовки для иностранных студентов являются «здравоохранение,
экономика, управление, гуманитарные науки»"61, с- 2231.
Данное направление деятельности российских вузов приближается к 10-летнему рубежу. Есть уже первые оценки его результатов. Исследователи отмечают, что для России более
весомое значение приобрел социально-политический результат развития ЭОУ"5— Россия благодаря экспортированию своего образования впервые с 2016 году стала входить в топ 30-ти стран, оказывающих влияние на другие государства не «деньгами и
оружием, а культурой и ценностями гражданского общества» [5, с- 51. Предоставление образовательных услуг иностранным студентам является одним из важнейших инструментов «мягкой силы» государства. Так как, обучаясь в вузе, студенты не только получают знания по выбранным специальностям и направлениям подготовки, но и «формируют ценностные представления и взгляды, формируют ценный социальный капитал», что в конечном итоге обеспечивает более мощное, по сравнению с военным,
влияние России на другие страны [12, с 1281. Стоит отметить, что концепцию «мягкой силы» применительно к отечественному образованию использовали в нашей стране, начиная с 50-х годов ХХ столетия. По мнению исследователей, необходимо не отказываться от опыта Советского Союза, а использовать его в современной практике [54, с—2091. Этот немаловажный аспект был акцентирован Президентом России В.В. Путиным в послании Федеральному Собранию. Он призвал «значительно нарастить экспорт образовательных услуг», т.к. «это очень серьезный инструмент укрепления
культурного, интеллектуального влияния России в мире» "^Ш.
Становится все более очевидным и то, что российской высшей школе «не свойственно восприятие своей деятельности через призму отраслевых экономических параметров, не говоря уже о категориях доходности и прибыли. В сфере интернационализации и международной деятельности вуза привлечение платных иностранных студентов рассматривается как задача второстепенная, значительно уступающая борьбе за
позиции в рейтингах» ———241. Поэтому при сопоставимой с ведущими странами экспортерами численности иностранных студентов поступлений от них в национальный бюджет оказывается существенно меньше. Менее половины студентов-иностранцев оплачивают свое обучение сами, большинство обучается на средства российского бюджета (квоты, стипендии и т. д.). Экономический уклон в подходах к экспорту образования оказался недолговечным.
Стоит подчеркнуть, что образование как социальный институт, в том числе и высшее, выполняя свое основное предназначение (профессиональная подготовка специалистов и бакалавров) не в меньшей степени важно и с точки зрения социализации молодого поколения. Ведь в процессе обучения у студентов происходит формирование мировоззрения, целостной картины мира. Это позволяет им в дальнейшем адаптироваться к социальным системам. При этом стоит учитывать, что инокультурные студенты включены в систему социально-культурных отношений той страны, где они обучаются в вузе. Поскольку они являются представителями других этнических, культурных и религиозных традиций, то с неизбежностью возникает проблема их социокультурной адаптации. «Экспорт образования - это не только и не столько возможность заработать деньги», сколько «один из сильнейших факторов
межличностного общения, расширения культурных контактов» "10, с- 371-372"". Однако анализ российских источников литературы позволяет сделать вывод о том, что концептуально экспорт образования не включает это очень важный аспект в свое содержание.
Обобщенные характеристики и интерпретация содержания экспорта высшего образования в российских научных публикациях
Характеристика экспорта образовательных услуг Содержание параметра
Задачи экспорта образовательных услуг
Социально-политическая задача Повышение международного влияния России в мире "11, 40, 59""
Демографическая задача Увеличение количества обучающихся в российских вузах за счет привлечения иностранных студентов из дальнего и ближнего зарубежья "12, 30"
Экономическая задача Повышение конкурентоспособности о те ч е с тв е нной с ис те мы образования и увеличение прибыли российскими вузами 37, 38, 41, 42, 52, 53, 54, 611
Сущность экспорта образовательных услуг и дифференциация по содержанию Обучение иностранных студентов - "1 2 3 5 7 9 в российских вузах 10, 17, 20, 21, 27, 31, 33, 39, 49, 61
Онлайн-обучение по российским образовательным программам "13х 29"
Продвижение российских образовательных стандартов 45"
Модели экспорта образовательных услуг
Пассивная модель Открытие филиалов учебных заведений за пределами государства "5' 24, 34, 51""
А кти в н а я м о д е л ь Развитие академической
мобильности [5, 13, 14, 16, 18, 19, 26, 33, 36, 40, 49,
51, 57, 611
Дистанционная модель Трансграничное образование 34, 35, 511
Ценность экспорта образовательных услуг
Национальная институционализация образования [12, 22, 26, 29, 32 , 50, 551
Национальная система образования как открытая динамическая система [10, 23, 29, 50, 561
Государственная политика в области экспорта образовательных услуг
Меры поддержки образовательных учреждений Целевые гранты на развитие образовательных учреждений
Факторы развития экспорта образовательных услуг
Внутренние факторы Ресурсное обеспечение вузом экспорта образовательных услуг [4, 24, 29, 45, 47, 601
Стратегии продвижения предлагаемых образовательных услуг И5^71
Внешние факторы развития экспорта образовательных услуг Нормативно-правовые условия ведения международной образовательной деятельности 30, 31, 47, 481
Климатические и социально-экономические условия проживания в стране, предоставляющей образовательные услуги
Условия конкуренции на международном и национальных образовательных рынках [4, 8' 10, 28, 291
Общим итогом теоретического анализа является следующий ряд тезисов:
1 . Отсутствует разработка категории ЭОУ как основы для создания теоретических моделей и технологии практической реализации.
2 . Преобладает инструментальная оценка ЭОУ с экономическим уклоном, что, в принципе, не вполне принимается образовательными организациями, т.к. вузы - это не только материальные девиденты.
3. Возможно, стоит учитывать социокультурный опыт и особенности продвижения ЭОУ в страны бывшего социалистического лагеря.
4. Практически не рассматривается психолого-педагогическая компонента ЭОУ (оценка психологических факторов успешного обучения иностранных студентов, методические
вопросы обучения инокультурных студентов в российских вузах и т.д.) Библиография
1. Абдуразакова Я. М. Основы наращивания экспорта образовательных услуг высшего профессионального образования // УЭкС. 2013. №11 (59). URL:
https ://cyberlenmka.ru/artide/n/osnovy-naraschivamya-eksporta-obrazovatelnyh-uslug-vysshego-professionalnogo-obrazovaniya-1 (дата обращения: 21.08.2020).
2. Айналиева А.Р. Иностранные студенты в системе российского высшего образования // Мир науки, культуры и образования. 2016. № 6 (61). С. 9-11.
3. Амиров Р.А. Стратегия развития высшего образования в России // Вестник НГИЭИ. 2019. №8 (99). URL: https://cyberlemnka.ru/artide/n/strategiya-razvitiya-vysshego-obrazovaniya-v-rossii (дата обращения: 21.08.2020).
4. Амиров Р.А. Экспорт образовательных услуг как важнейший фактор повышения конкурентоспособности и экономического развития страны // Управленческое консультирование. 2018. № 8. С. 71-81.
5. Аналитический обзор ключевых проблем экспорта отечественного образования (на русском языке) // Тверь, 2017. 36 с.
6. Арефьев А.А. Тенденции экспорта российского образования в 2005-2015 гг. // Вестник российской академии наук. 2016. Т. 86. № 10. С. 902-908.
7. Арефьев А.Л. Экспорт российского образования: основные показатели и тенденции // Высшее образование в России. 2010. № 1. С. 125-141.
8. Аржанова И.В., Воров А.Б. Потенциал экспорта образования ведущими российскими университетами // Университетское управление. 2016. № 106 (6). С. 6-16.
9. Беляков С.А., Краснова Г.А. Экспорт высшего образования: состояние и перспективы в России и мире // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 6 (106). С. 26-34.
10. Береснев Д.Н., Жалнин В.А., Слизовский Д.Е. Политика РФ по повышению экспортного потенциала системы образования: риски и возможности старта // Вестник Российского Университета Дружбы Народов. 2017. Т. 19. № 4. С. 366-378.
11. Бобыло А. М. Экспорт российского образования как инструмент «мягкой силы» России: опыт НИЯУ // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. 2019. №2-2. URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/eksport-rossiyskogo-obrazovamya-kak-instrument-myagkoy-sily-rossii-opyt-niyau-mifi (дата обращения: 21.08.2020).
12. Веревкин О.Л. Использование потенциала российских вузов для подготовки иностранных студентов // Социологическая наука и социальная практика. 2017. № 3 (19). С. 126-144.
13. Глухов А. П. Образовательный экспорт в системе высшего образования: кейс томских вузов // Вестник ТГПУ. 2018. №7 (196). URL:
https ://cyberlenmka.ru/artide/n/obrazovatelnyy-eksport-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya-keys-tomskih-vuzov (дата обращения: 21.08.2020).
14. Голубева Т.А., Олейникова О.Н. Опыт интернационализации профессионального образования и обучения Финляндии // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 4. С. 51-59.
15. Гриневич Ю. А., Кемаев К. В., Кемаева М. В. Государственная политика России в сфере международного образования как механизм развития реального сектора экономики // Вестник ННГУ. 2011. №5-2. URL:
https ://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-politika-rossii-v-sfere-mezhdunarodnogo-obrazovaniya-kak-mehanizm-razvitiya-realnogo-sektora-ekonomiki
(дата обращения: 21.08.2020).
16. Дедкова Е. Г., Гудков А. А., Коростелкина И. А., Быкова Е. В. Экспорт образования: ведущие страны и вузы // Вестник Прикамского социального института. 2019. №1 (82). URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/eksport-obrazovaniya-veduschie-strany-i-vuzy (дата обращения: 21.08.2020).
17. Дедкова Е. Г., Коростелкина И. А. Развитие экспорта образовательных услуг в России // Вестник Прикамского социального института. 2018. №3 (81). URL:
https ://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-eksporta-obrazovatelnyh-uslug-v-rossii (дата обращения: 21.08.2020).
18. Дементьева С.В. Механизм адаптации учебных мигрантов (в контексте социологического и философского анализа) // Известия Томского политехнического университета. 2008.Т. 313. № 6. С. 158-164.
19. Дементьева С. В., Гиниятова Е. В. Учебная миграция в томский политехнический университет: механизмы и практики эффективной адаптации // Известия ТПУ. 2012. №6. URL: https ://cyberleninka.ru/artide/n/uchebnaya-migratsiya-v-tomskiy-politehnicheskiy-universitet-mehanizmy-i-praktiki-effektivnoy-adaptatsii (дата обращения: 21.08.2020). Дмитриев, 2013
20. Дударева Н. А. Интернационализация российской системы высшего образования: экспорт образовательных услуг (по материалам Всероссийского совещания проректоров по международной деятельности, Москва 2009) // Вестник ИГЭУ. 2010. №1. URL: https ://cyberleninka.ru/artide/n/internatsionalizatsiya-rossiyskoy-sistemy-vysshego-obrazovaniya-eksport-obrazovatelnyh-uslug-po-materialam-vserossiyskogo (дата обращения: 21.08.2020).
21. Дятлова А.К. Иностранные студенты в провинциальном университете: структура работы и особенности контингента // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. №1. URL: https ://cyberleninka.ru/artide/n/inostrannye-studenty-v-provintsialnom-universitete-struktura-raboty-i-osobennosti-kontingenta (дата обращения: 21.08.2020).
22. Жуков А.О., Скрипачев В.О., Полушковский Ю.А., Разинькова М.Р., Бондарева М.К., Окунев Е.В. Методические подходы к информационной поддержке оценки качества экспорта российского образования //
InternationalJournalofOpenlnformationTechnologies. 2019. №11. URL: https ://cyberleninka.ru/artide/n/metodicheskie-podhody-k-informatsionnoy-podderzhke-otsenke-kachestva-eksporta-rossiyskogo-obrazovaniya (дата обращения: 21.08.2020).
23. Иноземцева Е.С. Место России как экспортера на мировом рынке образовательных услуг // КЭ. 2009. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-rossii-kak-eksportera-na-mirovom-rynke-obrazovatelnyh-uslug-1 (дата обращения: 21.08.2020).
24. Иноземцева Е.С. Мировые лидеры внешней торговли на рынке услуг высшего образования: текущее состояние и перспективы // КЭ. 2013. №1 (73). URL: https ://cyberleninka.ru/article/n/mirovye-lidery-vneshney-torgovli-na-rynke-uslug-vysshego-obrazovaniya-tekuschee-sostoyanie-i-perspektivy (дата обращения: 21.08.2020).
25. Исраелян Е.В., Соколов В. И. Канада: «Мягкая сила» как основа внешней политики державы «Среднего ранга» // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kanada-myagkaya-sila-kak-osnova-vneshney-politiki-derzhavy-srednego-ranga (дата обращения: 21.08.2020
26 Кемаев К. В. Повышение экспорта образовательных услуг: опыт ННГУ им. Н. И. Лобачевского // Вестник ННГУ. 2013. №3-3. URL:
https ://cyberlenmka.ru/artide/n/povyshenie-eksporta-obrazovatelnyh-uslug-opyt-nngu-
27. ^-ЯчкооЬа^еКра0д8вс1дГтА .оЭ?К)сапорт высшего» ■(эб?р£|;) ования: состояние и перспективы в мире и России // Экономика науки. 2015. Т. 1. № 2. С. 102-108.
28. Коваленко С. А. Признание иностранного образования и квалификацийкак ключевой фактор развития международного образовательного сотрудничества // Вестник МГОУ. Серия: История и политические науки. 2017. №5. URL:
https ://cyberlenmka.ru/artide/n/prizname-inostrannogo-obrazovamya-i-kvalifikatsiykak-klyuchevoy-fa ktor-razvitiya-mezhdunarodnogo-obrazovatelnogo-sotrudnichestva (дата обращения: 21.08.2020).
29. Колмагорова Ю. В., Васильева И. С. Экспортный потенциал российской системы высшего образования // КПЖ. 2009. №11-12. URL:
https ://cyberleninka.ru/artide/n/eksportnyy-potentsial-rossiyskoy-sistemy-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 21.08.2020).
30. Комлева В. В. Противоречия интернационализации высшего образования // Социально-экономические явления и процессы. 2017. №6. URL:
https ://cyberlenmka.ru/artide/n/protivorechiya-intematsionaNzatsN-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 21.08.2020).
31. Концепция экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 20112020 гг. // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-eksporta-obrazovatelnyh-uslug-rossiyskoy-federatsii-na-period-2011-2020-gg (дата обращения: 21.08.2020).
32. Косевич А. В. Проблемы экспорта российских образовательных услуг в условиях обострения международной конкуренции // Вестник ЧелГУ. 2011. №6. URL:
https ://cyberlenmka.ru/artide/n/problemy-eksporta-rossiyskih-obrazovatelnyh-uslug-v-usloviyah-obostreniya-mezhdunarodnoy-konkurentsii (дата обращения: 21.08.2020).
33. Костюков А.Л. Особенности экспорта российских образовательных услуг // Казачество. 2016. №7 (20). URL: https://cyberlemnka.ru/artide/n/osobennosti-eksporta-rossiyskih-obrazovatelnyh-uslug (дата обращения: 21.08.2020).
34. Краснова Г.А. Новые тенденции в экспорте международного образования // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 2196. С. 27-34.
35. Краснова Г. А. Перспективы продвижения онлайн-модели экспорта российского образования в странах Африки // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/perspektivy-prodvizheniya-onlayn-modeli-eksporta-rossiyskogo-obrazovaniya-v-stranah-afriki (дата обращения: 21.08.2020).
36. Краснова Г. А. Экспорт российского образования: миф или реальность // Университетское управление: практика и анализ. 2013. №6 (88). URL:
https ://cyberleninka.ru/article/n/eksport-rossiyskogo-obrazovaniya-mif-ili-realnost (дата обращения: 21.08.2020).
37. Кузьменков М.Ю., Левашенко А.Д. Экспорт образовательных услуг Российской Федерации// Российский внешнеполитический вестник. 2018 № 4. С. 39-50.
38. Лифанова С. А. Образовательные услуги как экономический объект // JournalofSiberianMedicalSciences. 2008. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnye-uslugi-kak-ekonomicheskiy-obekt (дата обращения: 21.08.2020).
39. Нефедова А.И. Масштабы, структура и цели экспорта российского высшего образования // Мир России. 2017. Т. 26. № 2. С. 154-174.
40. Нефёдова А.И. Модель экспорта российского высшего образования // ЭКО. 2017. №12 (522). URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/model-eksporta-rossiyskogo-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 21.08.2020).
41. Макарова М. В. Экономическая эффективность экспорта российского образования в 2016-2018 годах // Век качества. 2019. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-effektivnost-eksporta-rossiyskogo-obrazovaniya-v-2016-2018-godah (дата обращения: 21.08.2020).
42. Макашина О.В., Чистилина М.А. Анализ изменений, ожидающих высшее образование в России // Международный бухгалтерский учет. 2012. №7. URL: https ://cyberleninka.ru/artide/n/analiz-izmeneniy-ozhidayuschih-vysshee-obrazovanie-v-rossii (дата обращения: 21.08.2020).
43. Максимова Е.В. Влияние коронавируса на экономику России // Научно-аналитический журнал Инновации и инвестиции. 2020. № 4. С. 283-286.
44. Максимова Е.В., Морозов В.В. Covid-19 и глобализация // Научно-аналитический журнал Инновации и инвестиции. 2020. № 5. С. 86-90.
45. Меликян А.В. Внутренние факторы результативности экспорта образования в российских вузах // Вопросы образования. 2018. № 3. С. 146-179.
46. Пандемия COVID-19: конец привычного мира? / А. В. Абрамов, В. Э. Багдасарян, С. О. Бышок, С. В. Володенков, Д. Г. Евстафьев, В. Г. Егоров, Н. А. Комлева, Н. С. Крамаренко, А. В. Манойло, О. М. Михайлёнок, А. И. Петренко, В. Ф. Прокофьев // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2020. No 2. URL: www.evestnik-mgou.ru
47. Паспорт проекта «Экспорт образования» (ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3) // https://base.garant.ru/72192486/
48. План деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на период с 2019 по 2024 год (утв. Миобрнауки России 08.02.2019) // https ://minobrnauki.gov.ru/common/upload/library/2019/02/Plan_deyatelnosti_2019-2024.pdf
49. Погодаев Н.П. Формирование личного и социального капитала студентами из Таджикистана в Томске: возможности и барьеры // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 436. С. 106-117.
50. Послание Президента РФ от 12.12. 2013. ( О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства) // http://www.kremlin.ru/acts/bank/38057
51. Ременцов А.Н. Направления экспорта образовательных услуг в вузе // Высшее образование в России. 201. № 11. С. 119-125.
52. Рисин И.Е. Экономический анализ экспорта образовательных услуг // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 16 (145). С. 12-18.
53. Родионов Д. Г., Кушнева О. А. Укрепление рыночной позиции российских университетов за счет экспорта образовательных услуг // Общество. Среда. Развитие (TerraHumana). 2014. №2 (31). URL:
https ://cyberleninka.ru/article/n/ukreplenie-rynochnoy-pozitsii-rossiyskih-universitetov-za-schet-eksporta-obrazovatelnyh-uslug (дата обращения: 21.08.2020).
54. Родионов Д. Г., Кушнева О. А., Рудская И. А. Расширение экспорта образовательных услуг в России: организационные и финансовые аспекты //
Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2014. №4 (199). URL: https ://cyberleninka.ru/artide/n/rasshirenie-eksporta-obrazovatelnyh-uslug-v-rossii-organizatsionnye-i-finansovye-aspekty (дата обращения: 21.08.2020).
55. Родионов Д. Г., Ялунер Е. В., Кушнева О. А. Гонка за лидером: правительственная программа «5-100-2020» // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2014. №2. URL:
https ://cyberleninka.ru/article/n/gonka-za-liderom-pravitelstvennaya-programma-5-100-2020 (дата обращения: 21.08.2020).
56. Рудакова О. В., Полянин А. В., Марченкова Л. М. Россия на рынке международного образования: мировые рейтинги // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiya-na-rynke-mezhdunarodnogo-obrazovaniya-mirovye-reytingi (дата обращения: 21.08.2020).
57. Ручкин А. Б. Экспорт российского образования в страны Африки: вызовы и ресурсы развития // Знание. Понимание. Умение. 2019. №2. URL:
https ://cyberleninka.ru/article/n/eksport-rossiyskogo-obrazovaniya-v-strany-afriki-vyzovy-i-resursy-razvitiya (дата обращения: 21.08.2020).
58. Тагирова Ш.В., Краснова Г.А., Ницевич В.Ф. Новая Стратегия развития экспорта образования Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. №5. URL: https ://cyberleninka.ru/article/n/novaya-strategiya-razvitiya-eksporta-obrazovaniya-soedinennogo-korolevstva-velikobritanii-i-severnoy-irlandii (дата обращения: 21.08.2020).
59. Торкунов А.В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России // Вестник МГИМО Университета. 2012. № 4. С. 85-92.
60. Фролова О.А., Скородулина Е.Ю., Петров И.Е. К вопросу об опыте и перспективах развития экспортного потенциала российской системы высшего медицинского образования // Смоленский медицинский альманах. 2018. №3. URL:
https ://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-opyte-i-perspektivah-razvitiya-eksportnogo-potentsiala-rossiyskoy-sistemy-vysshego-meditsinskogo-obrazovaniya (дата обращения: 21.08.2020).
61. Чапенко А.А. Анализ экспорта образовательных услуг России на современном этапе // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. №9. URL:
https ://cyberleninka.ru/artide/n/anaNz-eksporta-obrazovatelnyh-uslug-rossii-na-sovremennom-etape (дата обращения: 21.08.2020).
62. Export of Education by Finnish Universities of Applied Sciences publications of jamk university of applied sciences
https://www.theseus.fi/bitstream/handle/10024/118723/JAMKJULKAISUJA2262016_web .pdf?sequence = 1
63. Export education centerhttps://www.facebook.com/pg/eduexportcenter/posts/
64. Australia's exports of education
serviceshttps ://www.rba.gov.au/publications/bulletin/2008/jun/pdf/bu-0608-2.pdf
65. Education export center https://www.eduexport.ru/
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Проблема экспорта высшего образования по-прежнему считается одной из главных в системе современного социально-гуманитарного знания, поэтому вполне оправданным можно считать обращение автора к этой тем. В последнее время она в основном становится предметом междисциплинарного рассмотрения, что позволяет осуществить как широкий ее срез, так и исследовать ее в узком плане. Автор статьи также в полной мере осознает эту особенность, отмечая, что «современная наука рассматривает данный процесс с разных сторон». Примечательно, что автор раскрывает данную проблему в контексте обзора теоретических подходов и практических решений - это важный момент, который позволяет сосредоточить внимание на сложившихся уже в науке или еще развивающихся направлениях исследований. В целом же данный материал с этой точки зрения может быть полезен для всех, кто занимается исследованием проблемы экспорта высшего образования в России. Надо сказать, что у нас проводится много исследований данной темы на прикладном уровне, мониторинги осуществляются ежегодно, и знание в этом смысле приращивается новыми данными, однако, предлагаемый автором обзор теоретических подходов и практических решений дает возможность обобщить эти результаты и данные и представить полную картину состояния экспорта высшего образования в России. В обычной научно-исследовательской практике оценка состояния экспорта российского высшего образования позволяет сделать вывод о том, что активная политика по привлечению иностранных студентов, приносящих доход путем и платы за обучение, и других расходов, еще не стала частью социально-экономической стратегии развития российских регионов и системы российского высшего образования. Вместе с тем ведущие страны мира, уже ранее столкнувшиеся с кризисом недофинансирования высшего образования и уменьшением численности собственной молодежи вследствие демографических причин, потребностью в квалифицированных кадрах на рынках труда, нашли выход из сложившейся ситуации в расширении экспорта национального высшего образования и привлечении иностранных студентов. Решение задачи расширения экспорта российского высшего образования требует специальных усилий и мероприятий. Как раз автор в своей работе затрагивает эти усилия и мероприятия, дает им оценку. Так, например, автор обращает внимание на один из важнейших векторов рассмотрения данной проблемы - демографический подход. В этой связи анализируется взаимосвязь неблагоприятной демографической ситуации в России и резкого сокращения общего количества студентов. Для иллюстрации такого состояния дел приводятся ссылки на статистические данные, свидетельствующие о том, что количество студентов в нашей стране снизилось. В то же время автор приводит доводы, которые можно признать состоятельными для смягчения демографического фактора и его влияния на экспорт высшего образования в России. Для этого автором дана оценка предлагаемого комплекса мер, направленных на увеличение количества иностранных граждан, обучающихся в вузах Российской Федерации. Интерес представляет и предпринятый автором статьи анализ работ отечественных исследователей, позволяющий говорить о наметившихся двух подходах к изучению экспорта образовательных услуг как экономической категории: макроэкономический и микроэкономический. Так, например, давая оценку состоянию макроэкономического уровня экспорта образовательных услуг, автор рассматривает применительно к нему фактор повышения конкурентоспособности отечественного образования в мировой системе образования. Но кроме того, оценивает его и с точки зрения важного показателя экономического развития страны в целом. Это безусловно дает возможность автору установить наиболее значимые тенденции в оценках стратегий экспорта образовательных услуг. Вполне логично, что автор в своей работе обращается и к вопросу трактовки самого понятия экспорта высшего образования, которое, хотя и является достаточно употребительным в широком исследовательском контексте, все же
не имеет четкой интерпретации, вернее сказать, авторы не всегда готовы специально уделять этому сложному аспекту проблемы повышенное внимание. В данной статье мы наблюдаем обратную картину, что безусловно придает ценность материалу. Так, автор указывает на то, что «очевидным является факт неопределенности самой научной категории». В основном, как указывается в статье, «при научном осмыслении отечественные исследователи руководствуются определением, закрепленном в таком нормативно-правовом документе, как приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Оцениваются и другие определения понятия, очерчиваются их достоинства и недостатки. При этом, как верно замечает автор статьи, «четкое понимание сущности проблемы, ее теоретическое осмысление инструментально значимо». Очевидно, что тема экспорта высшего образования имеет эмпирический потенциал, и потому исследователи проводят соответствующие прикладные исследования, посвященные данной теме. Причем эти исследования носят как общегосударственный масштаб, так и региональный. Получаемые исследователями данные могут говорить о состоянии практических решений проблемы, а этот аспект вынесен в заглавие представленной статьи. Очень важный вывод делает автор: экспорт высшего образования нельзя политизировать, этот вопрос должен решаться и с опорой на исторические и культурные особенности нашей страны. Как видим, автор на основе анализа различных источников сделал вполне логичный вывод о том, что преобладает инструментальная оценка экспорта образовательных услуг с экономическим уклоном, ч то, в принципе , «не в полне принима е тс я о б ра з ов а те льными о рг а низ а ция ми, т.к. в уз ы -это не только материальные девиденты». Из содержания статьи следует, что автор в своей работе придерживается четкой логики научного исследования, применяет адекватную цели и задачам методологию, что гарантирует снижение числа уязвимых мест в работе, а также существенных противоречий. Прослеживается и авторский взгляд на обозначенную тему. Привлечение авторитетных источников в качестве подтверждения своей концепции помогло автору раскрыть заявленную тему, а логика научного описка и адекватная методология помогли представить эвристичные результаты. Поэтому у меня нет сомнений в том, что данная работа заслужит внимания со стороны читателей, а потому могла бы быть опубликована в научном издании. Но вместе с тем статья нуждается в корректировке на предмет требований, предъявляемых при подаче материала в издание (нужно убрать данные об авторе, аннотацию и т.д.).