Труды ВНИРО Эк°номика, 2020 г. Том 182
_ международное сотрудничество _
и нормативные правовые основы
s* <J <J
рыбохозяиственнои деятельности
УДК 339.564:338.439
Экспорт российской продукции АПК: состояние и перспективы развития
М.В. Азжеурова
Мичуринский государственный аграрный университет (ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ), г. Мичуринск
E-mail: [email protected]
В современных реалиях развития мировой экономики для России важно не только удержать свои позиции на мировом рынке, но активно продвигать несырьевой экспорт. По мнению экспертов, у представителей несырьевого производства существует большой экспортный потенциал. Отдельное внимание уделяется экспорту аграрной продукции. Продукция АПК — основа вывозимых из России за рубеж товаров. Дальнейшее развитие экспорта должно быть направлено на переориентацию с экспорта сырьевой продукции сельского хозяйства на экспорт продукции переработанной, то есть с большей добавленной стоимостью, при этом мировые цены на готовый продукт значительно выше, чем на сырьевые товары. Российский АПК обладает значительным потенциалом не только для самообеспечения страны, но и способностью обеспечить значительный экспорт продукции. Для дальнейшего развития и стабилизации агропромышленного комплекса России необходимо усиление роли государства и поддержки данной отрасли экономики. Согласно экономической теории и практике сельское хозяйство оказывается наиболее подверженным нестабильности, именно поэтому необходимо государственное регулирование данного сектора. Российским производителям сельскохозяйственной продукции при незначительной поддержке государства крайне сложно конкурировать с товарами, в стоимости которых 40% государственных инвестиций. При необходимой поддержке государства экспорт продовольственных товаров будет наращивать свой потенциал уже в ближайшем будущем. У российского экспорта продукции АПК есть все основания наращивать конкуренцию на мировой арене. В современных условиях наращивание производственных мощностей и экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия являются для российской экономики особой возможностью проявить свой экспортный потенциал.
Ключевые слова: экспорт, рынок, агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, органическая продукция, государственная поддержка.
DOI: 10.36038/2307-3497-2020-182-166-173
ВВЕДЕНИЕ
Перестройка агропромышленного комплекса на «экспортный вектор» происходит одновременно со сложным процессом интег-
рации страны в мировое сельское хозяйство в условиях членства в ВТО. Защита интересов отечественных сельхозтоваропроизводителей и обеспечение продовольственной
безопасности являются ориентирами при осуществлении экспорта и импорта продукции АПК, поэтому важно понимать, какими инструментами регулируется рынок сельскохозяйственного продовольствия в настоящее время и какова роль государства в реализации экспортного потенциала.
Сегодня стратегической целью экспортного потенциала страны является его становление инструментом активизации и укрепления конкурентных преимуществ экономики России в международном разделении труда путём выхода на путь устойчивого экономического роста. Стабильность роста и государственная поддержка, а также качественные характеристики продукции определяют возможности отечественного АПК.
При всей многоаспектности проведённых к настоящему времени исследований сохраняется необходимость переосмысления места сельскохозяйственного сектора в структуре экспорта России. Вызывает интерес и оценка положения отечественной продукции на международных рынках, определение ключевых товарных позиций, в экспорте которых страна уже занимает высокие позиции и тех, которые могли бы приносить большую прибыль.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДИКА
Существенное влияние на развитие российского экспорта продукции АПК оказывает не только рост производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия в стране, но и средства государственной поддержки экспорта. Целью настоящего исследования является оценка состояния российского экспорта продукции агропромышленного комплекса и обоснование перспектив его развития в контексте современных условий. При проведении исследования использовались абстрактно-логический, экономико-статистический, методы сравнительного и системного анализа с использованием обзора информации и статистических данных Федеральной таможенной службы, Федеральной службы государственной статистики, Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, Всемирного Банка и других источников.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
На современном этапе сельское хозяйство и пищевая промышленность для России — это 6% в общей структуре экспортных поставок. За период с 2010 по 2020 гг. экспорт продукции АПК увеличился с 8,1 до 30 млрд долл. США, или в 3,7 раза. При этом его удельный вес в структуре экспорта России составляет 6,0%. Общий объём экспорта продовольствия из России за 2020 г. составил рекордные 30 млрд долл. США, однако, доля страны в мировом объёме экспорта пока слишком мала [Азжеу-рова, 2020]. Несмотря на рост импортных поставок сельскохозяйственной продукции в последние два десятилетия, оценка официальных статистических данных позволяет отметить положительную тенденцию развития отечественного АПК [Минаков, Азжеурова, 2020]. При этом предприятия АПК стремятся прочно закрепиться на рынке Китая. Экспортёры России и всего мира понимают важность присутствия на китайском рынке.
В товарной структуре экспорта продукции АПК в стоимостном выражении ключевые позиции занимают зерновые (33,7%), рыба и морепродукты (17,7%), продукция масложировой отрасли (16,1%). Продукция пищевой и перерабатывающей промышленности, являясь продукцией с высокой добавленной стоимостью, составляет 14,4% экспорта продукции АПК России (табл. 1).
Отдельного внимания заслуживает относительно новый тренд в развитии сельского хозяйства — производство экологически чистой продукции. Проблема расширения продовольственного рынка экологически чистыми продуктами питания стала особо актуальной во всём мире, в особенности в странах Запада [Азжеурова, 2019]. С целью заботы о здоровье потребители всё чаще выбирают продукты питания, на упаковке которых есть слово «био», «эко» или «органик» в надежде приобрести качественный и полезный продукт, но часто попадают лишь на маркетинговые уловки, так как маркировка не обязывает соблюдать экологические стандарты производства.
Таблица 1. Товарная структура экспорта продукции АПК России
2019 г. 2020 г.
Виды продукции Средняя яя
тыс. т млн долл. % тыс. т млн долл. %
цена, долл./т цена, долл./т
Зерновые 39526,3 7948,1 31,0 201,1 48583,4 10088,7 33,7 207,7
Продукция масложировой 7221,4 4069,3 15,9 563,5 7952,2 4821,9 16,1 606,4
отрасли
Мясная продукция 342,7 595,8 2,3 1738,5 510,5 873,8 2,9 1711,7
Молочная продукция 178,2 286,7 1,1 1608,9 196,6 302,1 1,0 1536,6
Рыба и морепродукты 2127,1 5442,6 21,2 2558,7 2238,8 5292,3 17,7 2363,9
Продукция пищевой и пе-
рерабатывающей промыш- 5238,1 3990 15,6 761,7 9048 4325,3 14,4 478,0
ленности
Прочая продукция АПК 7492,2 3286,4 12,8 438,6 9293,1 4276 14,3 460,1
ИТОГО продукция АПК 62126 25618,9 100,0 - 77822,6 29980,1 100,0 -
Источник: расчёты авторов с использованием данных ФГБУ «Агроэксперт» (https://aemcx.ru/).
Россия имеет большой потенциал для выращивания и производства экологически чистой продукции, так как обладает колоссальными природными ресурсами [Ivanova, Merkulova, 2018; Nikitin et al., 2019]. По оценкам экспертов общий экспорт органической продукции составляет в стоимостном выражении около 1,5 млрд рублей или чуть более 20 млн долларов [Азжеурова, 2020]. Основными культурами, поставляемыми на экспорт, являются пшеница, ячмень, овёс, гречиха, лён, горох, рапс, рожь, тритикале, соя, кормовые бобы. Высоким потенциалом экспорта обладают также мясо птицы и растительное масло, а также алкоголь (органическая водка).
Значительный рост аграрного экспорта обусловлен увеличением производства сель-
скохозяйственной продукции и продовольствия в Российской Федерации (табл. 2).
За последние десять лет производство зерна возросло с 61 до 121,2 млн т, или в 2 раза, сахарной свёклы — с 22,2 до 54,4 млн т, или в 2,5 раза, масличных культур — с 7,5 до 22,8 млн т, или в 3 раза, мяса птицы — с 3548 до 6309 тыс. т, или на 77,8%. Добиться таких высоких показателей производства сельскохозяйственной продукции способствовали средства государственной поддержки на общую сумму более 2 трлн руб. в рамках реализации Госпрограммы.
При выходе на зарубежные рынки российские экспортёры сталкиваются с множеством сложностей, связанных с продвижением сельскохозяйственной продукции,
Таблица 2. Производство продукции АПК в России
Продукция 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020*
Зерновые и зернобобовые 61,0 94,2 70,9 92,4 105,2 104,7 120,7 135,5 113,3 121,2 133,0
культуры, млн т
Сахарная свёкла, млн т 22,2 47,6 45,0 39,3 33,5 39,0 51,3 51,9 42,1 54,4 32,4
Масличные культуры, млн т 7,5 12,2 10,6 13,2 12,9 13,9 16,3 16,5 19,5 22,8
Картофель, млн т 18,5 28,0 24,5 24,0 24,3 25,4 22,5 21,7 22,4 22,1 19,6
Овощи открытого и закрыто- 11,0 13,0 12,8 12,6 12,8 13,2 13,2 13,6 13,7 14,1 13,8
го грунта, млн т
Мясо птицы, тыс. т 3548 4008 4519 4853 5227 5646 5810 6199 6329 6309
* Предварительные результаты 2020 г.
Источник: расчёты авторов с использованием данных РОССТАТА [2020].
при этом часто на экспорт российской продукции агропрома в другие страны часто вводятся запреты и санкции, вызванные изменением геополитической обстановки [Nikitin et al., 2019].
В Российской Федерации выстроена сложная система поддержки экспорта, ключевую роль в которой занимает АО «Российский экспортный центр», основными функциями которого является проектная поддержка экспортёров через финансовые и нефинансовые инструменты, реализация приоритетных направлений экспорта, а также инфраструктурная поддержка экспорта [Minakov, Nikitin, 2019]. Данным центром определены основные направления государственной поддержки экспорта продукции АПК:
-аналитическая деятельность. На основании локальных баз данных, данных ФАО, Росстата, Федеральной таможенной службы, информационной системы мирового сельского хозяйства центр обработки данных сформировал для экспортёров три аналитических продукта: «Агрологист» для удобного отслеживания треков, «Агроскоп» с информационной базой странового экспорта и импорта, «Агробизнес» — ERP и CRM системы для контроля производства, логистики, сбыта продукции;
- развитие логистической системы оптово-распределительных центров для контроля перемещения продукции от аг-рохолдинга до торгового представительства России. Сегодня сельхозпроизводители производят свою продукцию в виде сырья, а торговые сети хотят видеть продукт уже в упакованном виде, помытом и расфасованным в случае, например, картофеля, порезанном, упакованным в случае мяса [Solopov, Minakov, 2018]. Между этими требованиями оптовых потребителей и качеством продукции сельхозпроизводителей есть определённый зазор, а «мостика» через него нет. Оптово-распределительный центр создан для исполнения этой роли между сельхозпроизводителями и покупателями;
-образование экспортных кооперативов, целью функционирования которых является максимизация доходности его участников.
Реализация поставленной цели достигается путём расширения рынков сбыта за счёт выхода на внешние рынки, сокращения посреднической составляющей и оптимизации бизнес-процессов среди участников. В мировой практике создание кооперативов уходит в начало XX в. CBH Group — экспортный кооператив в Австралии и один из крупнейших в мире экспортеров пшеницы был создан ещё в 1933 г. [Kulikov, Minakov, 2019]. До 90% урожая штата Западной Австралии экспортируется именно CBH Group. В зависимости от уровня кооперации государственная поддержка российских экспортёров проявляется в разных формах: субсидии, гранты, строительство производственной инфраструктуры, кредитование и страхование, организация выставок и ярмарок;
- организация выставок и конгрессов. В этом направлении было создано четыре основных инструмента: возмещение части затрат на аренду выставочных площадей в соответствии с заранее утверждённым списоком международных выставок-ярмарок, возмещение части затрат на перевозку и установку оборудования, выставочных образцов и других составляющих экспозиции, возмещение части затрат на организацию конгрессов для биржевых товаров АПК, организация гастронедель для дегустационных промо-мероприятий. Для участия в любой из выставок достаточно подать заявку в условленный срок, и государство возьмёт значительную часть расходов на себя;
- финансовая поддержка экспортёров через кредитно-гарантийные инструменты и нефинансовая поддержка в различных формах консультаций с участниками внешнеэкономической деятельности, во взаимодействии с государством по вопросам поддержки экспорта;
-брендинг и маркетинг. С целью продвижения российской продукции агропрома на экспортных рынках Минсельхоз России ведёт активную работу по созданию положительного образа российской продукции АПК через создание и продвижение региональных суббрендов, таких как башкирский мёд, адыгейский сыр, кубанское вино, кавказские
воды, мичуринские яблоки, вологодское масло. Цель формирования суббрендов — создать уникальное торговое предложение российской продукции как экологически чистой, не содержащей ГМО и произведённой с помощью современных агротехноло-гий. Разработка региональных суббрендов позволит увеличить добавленную стоимость поставляемой за рубеж продукции, повысить узнаваемость продукции за рубежом, что в свою очередь повлияет на рост конкурентоспособности продукции и увеличение объёма её экспорта. Основные сложности в продвижении такой продукции связаны с отсутствием «готовых» внешних рынков, потому как она уникальна по определению;
- открытие зарубежных рынков для сбыта российской продукции, требующее роста качества и безопасности отечественной агропродукции. В решении этой задачи поможет законодательное урегулирование механизма аттестации российских предприятий-экспортёров. Включение предприятия в реестр экспортёров должно происходить только, если его продукция производится с учётом ветеринарных требований страны-импортёра. Такая практика применяется в большинстве развитых экономик: ЕС, США, Австралии, Японии;
-переговорная деятельность, а именно продвижение интересов российских агро-экспортеров в рамках межправительственных комиссий и в международных организациях. В продвижении на мировые рынки необходима помощь самого государства;
-использование каналов электронной торговли для продвижения продукции. Про-
движение продукции АПК через электронную торговлю — направление новое. Как и любой товар, продукция АПК производится с целью дальнейшей реализации. Для получения максимальной прибыли требуется оптимальная стратегия сбыта с учётом специфики сельскохозяйственной продукции, такой как сезонность производства и ограниченный срок хранения. Организация каналов электронной торговли позволит выйти на новый уровень в продвижении отечественной продукции на мировых рынках. Электронные торговые площадки — это один из наиболее простых и быстрых способов для компании начать экспортировать товары за рубеж. Экспорт по каналам электронной торговли в страны Европы или Северной Америки более прозрачен для российского производителя в плане языка, логистики и площадок для продвижения.
В октябре 2018 г. был представлен новый проект «Экспорт продукции АПК», согласно которому перед сектором АПК стоит сложная задача — увеличение поставок сельхозпродукции за рубеж до 45 млрд долл. к 2024 г., что более чем вдвое больше, чем за 2017 г. Дальнейшее развитие отечественного АПК возможно в результате реализации стратегии, ориентированной на создание экспортной инфраструктуры и предполагающей развитие механизмов поддержки производства и экспорта продукции АПК (рис. 1).
Сегодня стратегической целью экспортного потенциала АПК страны является его становление инструментом активизации и укрепления конкурентных преимуществ
Рис. 1. Ключевые задачи развития механизмов поддержки АПК
экономики России в международном разделении труда путём выхода на путь стабильного экономического роста. Важным аспектом реализации государственной политики выступает стимулирование предприятий для наращивания экспортного потенциала и реализации политики ориентации на экспорт в условиях внешних вызовов и международных санкций.
Считается, что агропромышленный комплекс является низкодоходным в силу зависимости от природных факторов и сезонно циклического характера деятельности. Во многом именно это влияет на наличие инвестиций в отрасли и стабильных игроков, поэтому необходима гарантия стабильности бизнеса и сопоставимая доходность на внутреннем и внешнем рынках. Обеспечение стабильности в объёмах экспортных отгрузок позволит производителям быть уверенными в завтрашнем дне и правильности выбора стратегии развития экспортного направления. Укрупнение компаний в агропромышленном комплексе позволит подготовить таких игроков, которые смогут на равных конкурировать с мировыми лидерами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Перед агропромышленным комплексом поставлены весьма амбициозные задачи в продвижении продукции на зарубежные рынки. Производителям это позволит не только наладить новые возможности для сбыта, но и получить экспортную выручку. Для страны в целом это важная возможность доказать, что потенциал есть не только в сырьевом энергетическом секторе экономики, а зерно — не единственная позиция российского агропрома, которая может быть востребованной вне страны. Однако без должной поддержки российскому производителю сложно справиться со всеми формальностями, существующими при выходе на рынки других стран. Таким образом, поддержка со стороны государственных структур при развитии экспортных направлений крайне необходима.
Потенциал рынка АПК настолько огромен, что растущий спрос на продовольствие российского производства внушает исклю-
чительно положительные прогнозы, важно при этом обеспечивать необходимую поддержку производителям для появления стимула производить качественнее, больше и осваивать новые рынки сбыта.
ЛИТЕРАТУРА
Азжеурова М.В. 2020. Возможности формирования экспортоориентированной аграрной экономики // Актуальные вопросы экономики и агробизнеса. Сб. трудов XI Межд. науч.-практ. конф. Брянск: Изд-во Брянский ГАУ. С. 13-18. Азжеурова М.В. 2019. Состояние и особенности развития свеклосахарного производства страны // Современная экономика: проблемы, пути решения, перспективы. Сб. науч. трудов VI Международной научно-практической конференции. Кинель: Изд-во Самарская ГС-ХА. С. 9-12. Минаков И. А., Азжеурова М.В. 2020. Состояние и перспективы пространственного развития овощеводства в России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. № 2. С. 33-39. Росстат. Федеральная служба государственной статистики. Доступно через: https://rosstat.gov. ru/. 02.12.2020. Ivanova E.V., Merkulova E.Y. 2018. Qualitative changes of the state regulation of reproduction processes in agriculture based on digital technologies // Quality-Access to Success. Vol. 19, S2. P. 130-134. KulikovI., MinakovI. 2018. Socio-economic Study of the Food Sector: The Supply Side // European Research Studies J.V. 21, Is. 4. P. 175-184. Kulikov I. M., Minakov I. A. 2019. Development of agricultural production cooperation in Russia: issues and prospects // Scientific Papers. Series: Management, Economic Engineering and Rural Development. V. 19. № 1. P. 247-253. Minakov I. A., Nikitin A. V. 2019. Agricultural market development: trends and prospects // International J. of Innovative Technology and Exploring Engineering. V. 9. № 1. P. 3842-3847. Nikitin A., Kuzicheva N., Karamnova N. 2019. Establishing efficient conditions for agriculture development // International Journal of Recent Technology and Engineering. V. 8. № 2. P. 1-6. Nikitin A. V., Verkhovtsev A. A., Kuzicheva N. Y., Kastornov N. P. 2019. Assessment of developing of the grain market stability // International J. of Innovative Technology and Exploring Engineering. V. 8. № 9. P. 2089-2096. Solopov V.A., Minakov I.A. 2018. Food safety in the sphere of production and consumption of vegetable products // International J. of Engineering and Technology (UAE). V. 7. № 4. P. 523-527.
Поступила в редакцию 10.12.2020 г.
Принята после рецензии 17.12.2020 г.
Trudy VHIRO 2020. Pol. 182
Economics, international cooperation and regulatory bases of fisheries management
Export of Russian agricultural products: state and prospects of development
M. V. Azzheurova
Michurinsk State Agrarian University (FSBEI HE «Michurinsk SAU»), Michurinsk, Russia
In the current realities of the development of the world economy, it is important for Russia not only to maintain its position on the world market, but also to actively promote non-resource exports. According to experts, representatives of non-primary production have a large export potential. Special attention is paid to the export of agricultural products. Agribusiness products are the basis of goods exported from Russia abroad. Further development of exports should be aimed at reorienting from the export of raw agricultural products to the export of processed products, that is, with greater added value, while world prices for the finished product are significantly higher than for raw materials. The Russian agro-industrial complex has a significant potential not only for self-sufficiency of the country, but also is able to provide significant exports of products. For the further development and stabilization of the Russian agro-industrial complex, it is necessary to strengthen the role of the state and support this sector of the economy. According to economic theory and practice, agriculture is the most vulnerable to instability. That is why state regulation of this sector is necessary. It is extremely difficult for Russian producers of agricultural products with little state support to compete with goods whose value is 40% of public investment. With the necessary support from the state, the export of food products will increase its potential in the near future. Russian exports of agricultural products have every reason to increase competition on the world stage. In modern conditions, the expansion of production capacities and the export of agricultural products and food are a special opportunity for the Russian economy to show its export potential.
Keywords: export, market, agro-industrial complex, agriculture, organic products, state support. DOI: 10.36038/2307-3497-2020-182-166-173
REFERENCES
Azzheurova M. V. 2020. Vozmozhnosti formirovaniya eksportoorientirovannoj agrarnoj ekonomiki [Opportunities for the formation of an export-oriented agricultural economy] // Aktual'nye voprosy ekonomiki i agrobiznesa. Sb. trudov XI Mezhd. nauch.-prakt. konf. Bryansk: Izd-vo Bryanskij GAU. S. 13-18.
Azzheurova M. V. 2019. Sostoyanie i osobennosti razvitiya sveklosaharnogo pro-izvodstva strany // [The state and features of the development of sugar beet production in the country] Sovremennaya ekonomika: problemy, puti resheniya, per-spektivy.
Sb. nauch. trudov VI Mezhd. nauch.-prakt. konf. Kinel': Izd-vo Samarskaya GS-KHA. S. 9-12.
Minakov I. A., Azzheurova M. V. 2020. Sostoyanie i perspektivy prostranstven-nogo razvitiya ovoshchevodstva v Rossii [State and prospects of spatial development of vegetable growing in Russia] // Ekonomika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij. № 2. S. 33-39.
Rosstat. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistic [Federal State Statistics Service]. Accessible via: https://rosstat.gov.ru/. 02.12.2020.
Ivanova E.V., Merkulova E.Y. 2018. Qualitative changes of the state regulation of reproduction processes in
agriculture based on digital technologies // Quality-Access to Success. Vol. 19, S2. P. 130-134.
Kulikov I., Minakov I. 2018. Socio-economic Study of the Food Sector: The Supply Side // European Research Studies J.V. 21, Is. 4. P. 175-184.
Kulikov I. M., Minakov I.A. 2019. Development of agricultural production cooperation in Russia: issues and prospects // Scientific Papers. Series: Management, Economic Engineering and Rural Development. V. 19. № 1. P. 247-253.
Minakov I.A., Nikitin A. V. 2019. Agricultural market development: trends and prospects // International J. of Innovative Technology and Exploring Engineering. V. 9. № 1. P. 3842-3847.
Nikitin A., Kuzicheva N., Karamnova N. 2019. Establishing efficient conditions for agriculture development // International Journal of Recent Technology and Engineering. V. 8. № 2. P. 1-6.
Nikitin A. V., Verkhovtsev A. A., Kuzicheva N. Y., Kastornov N. P. 2019. Assessment of developing of the grain market stability // International J. of Innovative Technology and Exploring Engineering. V. 8. № 9. P. 2089-2096.
Solopov V.A., Minakov I.A. 2018. Food safety in the sphere of production and consumption of vegetable products // International J. of Engineering and Technology (UAE). V. 7. № 4. P. 523-527.
TABLE CAPTIONS Table 1. Commodity structure of export of agricultural products of Russia Table 2. Production of agricultural products in Russia
FIGURE CAPTIONS
Fig. 1. Key objectives of the development of support mechanisms for the agro-industrial complex