Научная статья на тему 'ЭКСПОРТ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ОПЫТА ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ВУЗОВ'

ЭКСПОРТ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ОПЫТА ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК РОССИИ / УНИВЕРСИТЕТ / АНАЛИЗ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / EXPORT OF EDUCATION / EDUCATIONAL SERVICE / EDUCATIONAL PROGRAMS / ACADEMIC MOBILITY / FOREIGN STUDENTS / RUSSIAN FAR EAST / UNIVERSITY / ANALYSIS / INTERNATIONAL ACTIVITIES / UNDERGRADUATE / GRADUATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левченко Татьяна Александровна, Резниченко Алина Витальевна, Черненко Егор Алексеевич

Актуальность данного исследования определяется значением образования в современном мире, а также общими трендами мирового социально-экономического развития. На расширение экспорта образования нацелены многие развитые страны, обозначающие это направление одним из приоритетов государственной политики. Результатом экспортной деятельности образовательных организаций является упрочение позиций и повышение авторитета страны в мировом пространстве, а также прирост финансовых ресурсов как самих университетов, так и государственного бюджета. В качестве цели статьи определено проведение анализа опыта экспорта образования вузов Дальнего Востока России. Для достижения поставленной цели применялись методы экономико-статистического анализа, логический и исторический методы. При написании статьи были использованы статистические данные, результаты аналитических и научных исследований, а также опыт отдельных дальневосточных вузов. В работе проведен анализ экспорта образовательных услуг вузов России в целом и Дальнего Востока в частности в разрезе представительства иностранных студентов по странам, уровням образования, образовательным программам. Особое внимание уделено опыту Владивостокского государственного университета экономики и сервиса по привлечению иностранных обучающихся. Определены перспективными направления расширения деятельности российских вузов в области экспорта образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Левченко Татьяна Александровна, Резниченко Алина Витальевна, Черненко Егор Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPORT OF RUSSIAN EDUCATION THROUGH THE PRISM OF FAR EASTERN UNIVERSITIES EXPERIENCE

The relevance of the research is determined by the importance of education in the modern world, as well as the general trends of world socio-economic development. Many developed countries aim at expanding the export of education, designating this direction as one of the priorities of state policy. The result of the export activities of educational organizations is to strengthen their positions and increase the country's credibility in the world, as well as an increase in financial resources of both the universities themselves and the state budget. The purpose of the article is an analysis of the experience of Russian Far East universities exporting educational service. To achieve this goal, methods of economic and statistical analysis, logical and historical methods were used. To write the article, statistical data, the results of analytical and scientific research, as well as the experience of individual Far Eastern universities were used. The article analyzes the export of educational services of universities in Russia in general and the Far East in particular in the context of the representation of foreign students by country, level of education, and educational programs. The experience of the Vladivostok State University of Economics and Service in attracting foreign students is studied. Possible directions for expanding the activities of Russian universities in the field of export of educational services were identified.

Текст научной работы на тему «ЭКСПОРТ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ОПЫТА ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ВУЗОВ»

экономические науки

Левченко Татьяна Александровна, Резниченко Алина Витальевна, Черненко Егор Алексеевич ЭКСПОРТ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ...

УДК 339.564

DOI: 10.26140/anie-2020-0903-0056

ЭКСПОРТ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ОПЫТА ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ВУЗОВ

© 2020

SPIN-код: 1604-5883

AuthorID: 366465

Левченко Татьяна Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры

экономики и управления Резниченко Алина Витальевна, студент кафедры экономики и управления Черненко Егор Алексеевич, студент кафедры экономики и управления Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: tat_levchenko22@mail.ru)

Аннотация. Актуальность данного исследования определяется значением образования в современном мире, а также общими трендами мирового социально-экономического развития. На расширение экспорта образования нацелены многие развитые страны, обозначающие это направление одним из приоритетов государственной политики. Результатом экспортной деятельности образовательных организаций является упрочение позиций и повышение авторитета страны в мировом пространстве, а также прирост финансовых ресурсов как самих университетов, так и государственного бюджета. В качестве цели статьи определено проведение анализа опыта экспорта образования вузов Дальнего Востока России. Для достижения поставленной цели применялись методы экономико-статистического анализа, логический и исторический методы. При написании статьи были использованы статистические данные, результаты аналитических и научных исследований, а также опыт отдельных дальневосточных вузов. В работе проведен анализ экспорта образовательных услуг вузов России в целом и Дальнего Востока в частности в разрезе представительства иностранных студентов по странам, уровням образования, образовательным программам. Особое внимание уделено опыту Владивостокского государственного университета экономики и сервиса по привлечению иностранных обучающихся. Определены перспективными направления расширения деятельности российских вузов в области экспорта образовательных услуг.

Ключевые слова: экспорт образования, образовательная услуга, образовательные программы, академическая мобильность, иностранные студенты, Дальний Восток России, университет, анализ, международная деятельность, бакалавриат, магистратура.

EXPORT OF RUSSIAN EDUCATION THROUGH THE PRISM OF FAR EASTERN

UNIVERSITIES EXPERIENCE

© 2020

Levchenko Tatiana Alexandrovna, candidate of economical science, associate professor

of the Department of Economics and management Reznichenko Alina Vitalievna, student of the Department of economics and management Chernenko Egor Alekseevich, student of the Department of economics and management Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogol street, 41, e-mail: tat_levchenko22@mail.ru)

Abstract. The relevance of the research is determined by the importance of education in the modern world, as well as the general trends of world socio-economic development. Many developed countries aim at expanding the export of education, designating this direction as one of the priorities of state policy. The result of the export activities of educational organizations is to strengthen their positions and increase the country's credibility in the world, as well as an increase in financial resources of both the universities themselves and the state budget. The purpose of the article is an analysis of the experience of Russian Far East universities exporting educational service. To achieve this goal, methods of economic and statistical analysis, logical and historical methods were used. To write the article, statistical data, the results of analytical and scientific research, as well as the experience of individual Far Eastern universities were used. The article analyzes the export of educational services of universities in Russia in general and the Far East in particular in the context of the representation of foreign students by country, level of education, and educational programs. The experience of the Vladivostok State University of Economics and Service in attracting foreign students is studied. Possible directions for expanding the activities of Russian universities in the field of export of educational services were identified.

Keywords: export of education, educational service, educational programs, academic mobility, foreign students, Russian Far East, university, analysis, international activities, undergraduate, graduate.

ВВЕДЕНИЕ

Экспортная деятельность связана с проникновением предприятий и организаций на зарубежные рынки. Экспортная деятельность вузов направлена на экспорт образовательных услуг. Экспорт образовательных услуг - это коммерческая реализация образовательных услуг для иностранных граждан как на территории Российской Федерации, так и за границей [1]. Развитие экспорта образовательных услуг сказывается на вовлечении иностранных граждан в участие в социально-экономическом развитии страны и регионов, что позволяет использовать зарубежный опыт в региональном развитии. Главными документами, способствующими повышению конкурентоспособности образовательных услуг Российской Федерации, являются Стратегия развития экспорта услуг до 2025 г. и план мероприятий по ее реализации, а также Концепция продвижения российского образования на базе представительств Россотрудничества за рубежом. Это связано с тем, что

Стратегия и Концепция призваны действовать в целях развития приоритетных направлений внешней политики РФ в области науки, образования, культуры, спорта и т.д., повысить конкурентоспособность российского образования и социально-экономическое развитие России [2, 3]. Таким образом, можно проследить взаимосвязь уровня развития экспорта образования и социально-экономического развития страны и регионов.

Понятие «экспорт образовательных услуг» было сформулировано еще в 2005 году в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы [1].

Изучение опыта российского экспорта образования было отражено в работах Меликян А.В. [4], Должиковой А.В., Тисленко М.И. [5], Красновой Г.А., Байкова А.А., Араповой Е.Я. [6], Веселицкого О., Хабарова Д. [7], Барановой И.И., Вана Л. [8], Варкулевич Т.В., Арнаут М.Н., Пашук Н.Р. [9], Терентьевой Т.В., Батуриной О.А. [10], Иванова Т.Н. [11], Татаринов К.А. [12] и др.

Levchenko Tatiana Alexandrovna, Reznichenko Alina Vitalievna, Chernenko Egor Alekseevich economic

EXPORT OF RUSSIAN EDUCATION THROUGH THE PRISM OF FAR EASTERN ... sceinces

Перечисленные авторы рассматривали различные формы экспорта образовательных услуг, например, сетевое взаимодействие, дистанционное образование, а также факторы, влияющие на результаты экспортной деятельности вузов России. Помимо этого, в 2015 году было проведено крупное исследование мирового опыта и практики создания и внедрения вузами магистерских программ с модулями в виде дистанционных курсов с участием иностранных профессоров. Однако в целом научных исследований в области экспорта образовательных услуг недостаточно, а имеющиеся работы не охватывают все стороны и проблемы в данной сфере.

МЕТОДОЛОГИЯ

Целью статьи является анализ опыта экспорта образования вузов Дальнего Востока России. Для достижения цели были изучены статистические данные, а также отдельные аспекты международной деятельности Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС). В процессе исследования применялись методы экономико-статистического анализа, логический и исторический методы.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Академическая мобильность стала одним из важнейших показателей, по которому можно оценить систему образования той или иной страны.

При этом экспортная деятельность вузов подвержена воздействию факторов как внешней, так и внутренней среды [4]. Среди факторов внешней среды можно выделить уровень конкуренции с отечественными и с зарубежными университетами; особенности государственного регулирования сферы высшего образования, включая аккредитационные и лицензионные требования; макроэкономическую ситуацию, определяющую реальную стоимость обучения и проживания для иностранных граждан; миграционное законодательство. Факторы внутренней среды связаны с ресурсным обеспечением конкретного университета и качеством системы менеджмента.

Анализируя место России на международном рынке образовательных услуг, можно отметить, что наша страна устойчиво занимает место в первой десятке (таблица 1).

Таблица 1 - Страны-лидеры по экспорту образования в 2015-2017 годах (в чел.)

Страна 2015 2016 2017 Темп прироста 201бк2015,% Темп прироста 2017к2016,%

Соединенные Штаты Америки 907251 971417 984898 7,07 139

Великобритания 430S33 432001 435734 0,27 0,86

Австралия 294438 335512 381202 13,95 13,62

Германия 22S756 244575 25SS73 6,92 5,85

Франция 239409 245349 25S3S0 2,48 5,31

Российская Федерация 226431 243752 250658 7,65 2,83

Канала 171603 189478 209979 10,42 10,82

Япония 131980 143457 164338 8,70 14,56

Китай 123127 137527 157108 11,70 14,24

Турция 72178 87903 108076 21,79 22,95

Источник: составлено авторами по [13] Всего в 2017 году в мире насчитывалось 5309240 иностранных студентов. Почти 20% студентов обучались в США, следующим по популярности страной является Великобритания. Результат вполне очевиден, так как ведущие университеты мира находятся именно в этих двух странах. Затем располагается Австралия, которая, прежде всего, делает упор на популяризацию английского языка.

Что касается прироста, то каждый год численность студентов в странах-лидерах по экспорту образования постоянно увеличивалась. Наибольший прирост произошел в Турции в 2017 году, он составил 22,95%. Также активно занимаются привлечением иностранных студентов Австралия, Япония, Китай и Канада.

В целом, рост численности студентов связан с увеличением среднего класса, который имеет финансовую возможность оплачивать образование за рубежом, повышением популярности изучения иностранных языков и общей глобализацией мирового пространства.

Что касается российского образования, то около по-246

ловины иностранных граждан, обучающихся в отечественных вузах, приезжают из стран СНГ, что связано с наличием двусторонних договоров. Большую долю занимают также азиатские страны, с которыми Россия активно развивает взаимоотношения в различных сферах, особенно это касается стран АТР (таблица 2). Около половины граждан стран Азии - это граждане Китая, который является главным российским партнером в области образования. Наибольший прирост обучающихся также наблюдается по указанным выше группам стран.

Таблица 2 - Структура иностранных граждан, обучавшихся в вузах России, по группам стран в 2015/20162017/2018 учебных годах (в %)

Абсолютное Абсолютное

Группа стран 2015/2016 2016/2017 2017/2018 изменение. 2016/2017 к 2015/2016, пл. изменение, 2017/2018 к 2016/2017, пл.

Страны СНГ 54,38 53,42 52,98 -0,94 -0,44

Страны Балтии 0,86 0,64 0,64 -0,22 0,00

Восточноевропейские и Бал- 1,29 1,29 1,26 0,00 -0,03

канские страны

Стр аны С еверной Европы 0,47 0,35 0,26 -0,12 -0,09

Страны Западной Европы 2,83 2,82 2,46 -0,01 -0,37

Страны Азии 24,28 25,01 25,16 0,73 0,15

Стр аны Ближнего Востока и 7,20 7,96 8,63 0,76 0,67

Северной Африки

Страны Африки {кроме Се- 5,92 5,71 5,68 -0,21 -0,03

верной)

Страны Латинской Америки 1,72 1,92 2,08 0,20 0,16

Страны Северной Америки и Океании 1,07 0,86 0,84 -0,21 -0,02

Всего 100,00 100,00 100,00 0,00 0,00

Источник: составлено авторами по [14] В таблице 3 представлено аналогичное распределение студентов в вузах Дальневосточного федерального округа (ДФО) в 2016/2017 и 2017/2018 учебных годах. При этом необходимо отметить, что общее количество иностранных студентов в дальневосточных университетах не превышает 3% от общероссийского количества и имеет тенденцию к снижению.

Таблица 3 - Структура и динамика иностранных граждан, обучавшихся в вузах ДФО, по группам стран в 2016/2017-2017/2018 учебных годах

Группа стран 2016/2017 2017/2018 Темп прироста 2017/2018 к 2016/2017,% Абс. нз-п.п.

колнче- удель- % колкче- удель- %

Стр аны СНГ 1086 15,86 1367 19,37 25,87 3,51

Стр аны Б алтии 2 0,03 6 0,09 200,00 0,06

Восточно европейские и Балканские страны 6 0,09 25 0,35 316,67 0,27

Стр аны С еверной Европы 7 0,10 5 0,07 -28,57 -0,03

Стр аны 3ападной Евр опы 21 0,31 62 0,88 195,24 0,57

Стр аны Азии 5551 81.06 5346 75,75 -3.69 -531

Стр аны Ближнего В о стока и Северной Африки 36 0,53 27 0,38 -25,00 -0,14

Стр аны Африки (кроме Северной) 39 0,57 46 0,65 17,95 0,08

Стр аны Латинской Америки 82 1,20 152 2,15 85,37 0,96

Стр аны С еверной Америки и Океании 18 0,26 21 0,30 16,67 0,03

Всего 684S 100,00 7057 100,00 3,05 0,00

Источник: составлено авторами по [14, 15]

Наибольший рост произошел среди студентов, прибывших из стран Балтии, восточноевропейских и Балканских стран, однако их общее количество незначительно. Поэтому более существенным видится прирост количества обучающихся из стран СНГ, их число увеличилось почти на 300 человек или на 25,87%. При этом, несмотря на близость стран Азии, число приехавших оттуда студентов сократилось на 3,69% в 2017/2018 учебном году, однако они все еще составляют наибольшую часть иностранцев, обучающихся в вузах ДФО - более 75%.

В основном, иностранные граждане приезжают в Россию для обучения по программам бакалавриата, что верно и для ДФО, это можно увидеть в таблице 4.

В рассматриваемый период количество иностранных граждан, обучающихся в вузах ДФО, увеличилось более, чем на 200 человек, составив 7057 в 2017/2018 учебном году. Прирост по сравнению с 2015/2016 учебным годом составил более 1000 человек, что говорит об отличной работе международных отделов дальневосточных вузов. В абсолютном выражении наибольший рост произошел среди бакалавров, их число увеличилось на 170 человек, или почти на 5%, составив 3682 человека в

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2020. Т. 9. № 3(32)

экономические науки

Левченко Татьяна Александровна, Резниченко Алина Витальевна, Черненко Егор Алексеевич ЭКСПОРТ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ...

2017/2018 учебном году. В дальневосточные вузы стали чаще поступать на программы специалитета (прирост на 28,33%). При этом наблюдалось снижение слушателей на подготовительных курсах и обучающихся в аспирантуре.

Таблица 4 - Распределение иностранных граждан, обучавшихся в вузах ДФО в 2015/2016-2017/2018 учебных годах, по программам обучения

Группа стран 2016/2017 2017/2018 Темп прироста 2017/2018 к 2016/2017,% мнение,

удель- % Н удель-%

Слушатели подготовительных отделений 674 9,84 562 7,96 -16,62 -1,88

Бакалавры 3512 51,29 3682 52,18 4,84 0,89

Дипломированные специали- 600 8=7б 770 10,91 28,33 2,15

Магистры 501 7,32 487 6,90 -2,79 -0,42

Стажеры 1414 20,65 1443 20,45 2,05 -020

Интерны 7 0,10 0 0,00 -100,00 -0,10

Ординаторы 5 0,07 И 0,16 120,00 0,08

Аспиранты 135 1,97 102 1,45 -24,44 -0,53

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всего 6848 100,00 7057 100,00 3,05 0,00

Источник: составлено авторами по [14]

Немалый вклад в рост численности иностранных студентов в округе внес Дальневосточный федеральный университет, который является участником Проекта 5-100 [16]. Также одним из лидеров является ВГУЭС, где обучается 8,5% от всего количества иностранных студентов, обучающихся по программам высшего образования на российском Дальнем Востоке (таблица 5). Кроме того, во ВГУЭС наблюдается не только прирост численности иностранных студентов, но и увеличение их удельного веса в общем числе обучающихся по программам высшего образования, особенно это касается программ аспирантуры и магистратуры. Большую часть студентов из стран СНГ в данном университете составляют граждане Узбекистана. Среди других стран безусловный лидер - Китай (около 300 студентов), также можно выделить обучающихся из Лаосской Народно-Демократической Республики, Кореи, Нигерии, Конго, Афганистана, Украины.

Таблица 5 - Динамика иностранных студентов в сравнении с общей динамикой студентов, обучающихся во ВГУЭС, в 2016-2018 гг. (в чел.)

ния 2016 2017 2018 Темп прироста, 2017к2016,% Темп прироста, 2018 к 2017,%

Бакалавриат, специалитет, магистратур а,втом числе: 7461 7390 7698 -0,95 4,17

иностранные граждане удельный вес иностранных гр аждан, % 327 4,38 394 5ДЗ 444 5,77 20,49 21,69 12,69 8,26

Аспирантура, вюм числе: 197 6S 56 -65,48 -17,65

иностранные граждане удельныйвес иностранных гр аждан, % 1 0,51 5 7,35 11 19,64 400,00 1341,18 120,00 167,21

Источник: составлено авторами по [17-19]

В университете действуют программы включенного обучения, программы двойного дипломирования, а также соглашения с целым рядом вузов-партнеров, преимущественно из Китая: Шеньянским химико-технологическим университетом, Северо-восточным университетом лесного хозяйства, Хэйлунцзянским институтом иностранных языков, Университетом Бэйхуа. Представители университета регулярно участвуют в международных образовательных выставках и других подобных мероприятиях. Привлечению иностранных студентов способствует также деятельность в области изучения русского языка, например, открытие Центра по изучению русского языка и культуры на базе Лаосского Национального Университета и совместное обучение китайских студентов на подготовительном факультете на базе Хэйлунцзянского института иностранных языков. Как следствие такой деятельности, 60% иностранных студентов на вопрос «Откуда Вы узнали о ВГУЭС?» выбирают ответ «От преподавателей школы/университета/колледжа».

Наиболее популярные УГСН среди иностранных студентов по России в целом - здравоохранение, экономика и управление и гуманитарные науки (без юри-

спруденции), что связано с ростом популярности изучения русского языка. В ДФО лидируют по популярности экономика и управление, гуманитарные науки (без юриспруденции) и информатика и вычислительная техника. Приблизительно такая же ситуация и во ВГУЭС, где наиболее популярными направлениями подготовки среди иностранцев являются менеджмент, экономика, лингвистика, дизайн, туризм и информационные технологии.

ВЫВОДЫ

Таким образом, число иностранных студентов в России и, в частности, на Дальнем Востоке постоянно растет, что связано с интеграцией образовательных процессов по всему миру. Существенный вклад вносит также рост спроса на специалистов, владеющих русским языком. Кроме того, расширяются возможности финансирования расходов на получение образование в России. Кроме собственных средств обучающихся, это также бюджетные ассигнования федерального бюджета в соответствии с квотой Минобрнауки России и в соответствии с международными договорами РФ на обучение иностранных граждан.

Для расширения деятельности российских вузов в области экспорта образовательных услуг, в том числе дальневосточных, перспективными направлениями представляются:

- создание новых и совершенствование уже реализующихся совместных образовательных программ;

- расширение числа программ, реализуемых полностью или частично на иностранных языках (английском, китайском);

- увеличение числа магистерских программ, ориентированных на иностранных студентов, в области лингвистики (русский язык), экономики и менеджмента, информационных технологий;

- увеличение совместных подготовительных программ по изучению русского языка в зарубежных университетах;

- адаптация программ аспирантуры и технологий обучения по ним для иностранных граждан;

- увеличение степени доступности, качества и актуальности информации для иностранных абитуриентов на сайтах вузов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Распоряжение Правительства РФ от 03.09.2005 № 1340-р «О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы» [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ. Режим доступа: https://base.garant.ru/188596/#friends.

2. Распоряжение Правительства РФ от 14.08.2019 № 1797-р «Об утверждении стратегии развития экспорта услуг до 2025 г. и план мероприятий по ее реализации» [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ. Режим доступа: https://base.garant.ru/72622542/.

3. Концепция продвижения российского образования на базе представительств Россотрудничества за рубежом (утв. МИД России 27.03.2014) [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ. Режим доступа: https://base.garant.ru/70892382/.

4. Меликян А.В. Институциональные факторы, влияющие на результаты экспортной деятельности российских вузов /А.В. Меликян // Университетское управление: практика и анализ. Том 21. 2017. № 6. С. 68-80.

5. Должикова А.В. Стратегии экспорта высшего образования в России и мире /А.В. Должикова, М.И. Тисленко //Высшее образование сегодня. 2018. № 5. С. 64-72.

6. Краснова Г.А. Модель экспорта образования: сетевое взаимодействие вузов / Г.А. Краснова, А.А. Байков, Е.Я. Арапова // Аккредитация в образовании. 2018. № 4 (104). С. 22-24.

7. Веселицкий О. Тенденции развития дистанционного образования в России и за рубежом / О. Веселицкий, Д. Хабаров // Colloquium-journal. 2019. №3-3 (27). С. 18-19.

8. Баранова И.И. Совместные образовательные программы китайских университетов с российскими вузами: состояние, тенденции и перспективы / Л. Ван, И. И. Баранова // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Общество. Коммуникация. Образование. 2017. № 1. С. 134-141.

9. Варкулевич Т.В. Роль регионального университета в социально-экономическом развитии территории (на примере Приморского края) / Т.В. Варкулевич, М.Н. Арнаут, Н.Р. Пашук // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2018. № 44. С. 93-103.

10. Батурина О.А. Оценка развития стратегических партнерств университета в контексте сетевого подхода / О.А. Батурина, Т.В. Терентьева // Университетское управление: практика и анализ. 2017.

Levchenko Tatiana Alexandrovna, Reznichenko Alina Vitalievna, Chernenko Egor Alekseevich EXPORT OF RUSSIAN EDUCATION THROUGH THE PRISM OF FAR EASTERN ...

economic sceinces

Т. 21. № 5. С. 31-40.

11. Иванова Т.Н. Тенденции и перспективы дистанционного образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 42-45.

12. Татаринов К.А. Проблемы и возможности дистанционного обучения студентов //Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 285-288.

13. UIS Statistics [Electronic resource] // UIS Statistics. URL: http:// data.uis.unesco.org/#.

14. Обучение иностранных граждан в образовательных организациях высшего образованиях Российской Федерации: Статистический сборник. Выпуск 16 / авт.: И. Н. Ганьшин, В. М. Смирнов, Е. М. Горожанкина и др. М: Центр социологических исследований, 2019. 208 с.

15. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: Статистический сборник. Выпуск 15 / авт.: И. Н. Ганьшин, В. М. Смирнов, И. П. Шаповалов и др. М: Центр социологических исследований, 2018. 184 с.

16. Проект повышения мировой конкурентоспособности ведущих российских университетов [Электронный ресурс] // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации ФГАНУ «Социоцентр»: офиц. сайт. Режим доступа: https://www.5top100.ru/ about/more-about/.

17. Отчет о результатах самообследования ВГУЭС за 2016 год [Электронный ресурс] // Владивостокский государственный университет экономики и сервиса: офиц. сайт. Режим доступа: http://vv.su. ru/sveden/document/.

18. Отчет о результатах самообследования ВГУЭС за 2017 год [Электронный ресурс] // Владивостокский государственный университет экономики и сервиса: офиц. сайт. Режим доступа: http://vvsu. ru/sveden/document/.

19. Отчет о результатах самообследования ВГУЭС за 2018 год [Электронный ресурс] // Владивостокский государственный университет экономики и сервиса: офиц. сайт. Режим доступа: http://vvsu. ru/sveden/document/.

Статья поступила в редакцию 20.05.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020

248

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2020. Т. 9. № 3(32)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.