Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №6, Том 7 / 2019, No 6, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-6-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/95PDMN619.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Калинский С. А., Косиенко Р.С., Губарьков С.В. Особенности экспорта образовательных услуг в России в условиях глобализации мировой экономики // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №6, https://mir-nauki.com/PDF/95PDMN619.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Kalinsky S.A., Kosienko R.S., Gubarkov S.V. (2019). Features export of educational services in Russia in a globalizing world economy. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/95PDMN619.pdf (in Russian)
УДК 378 ГРНТИ 14.35
Калинский Сергей Анатольевич
ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», Владивосток, Россия
Обучающийся магистратуры 2 курса E-mail: [email protected]
Косиенко Роман Сергеевич
ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», Владивосток, Россия
Обучающийся магистратуры 2 курса E-mail: [email protected]
Губарьков Сергей Викторович
ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», Владивосток, Россия
Профессор кафедры «Исторического образования» Доктор экономических наук, профессор E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=305090
Особенности экспорта образовательных услуг в России в условиях глобализации мировой экономики
Аннотация. В статье рассмотрены особенности экспорта образовательных услуг в России в условиях глобализации мировой экономики, как с точки зрения отражения международного сотрудничества в образовательной сфере в нормативно-правовых и законодательных актах, так и значимости для современной организации и развития сферы образования и государства в целом. Основное внимание в работе авторы акцентируют на актуальности ориентации образовательных услуг организаций высшего образования не только на внутренний, но и мировой рынок. В данной статье раскрываются актуальные на сегодняшний день проблемы в области международного маркетинга образовательных услуг, а также выделяются и описываются характерные особенности оказания российских образовательных услуг на международном уровне. В статье отмечается неизбежность, необходимость и преимущества внедрения информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс в части осуществления непрерывности образования и использования дистанционных технологий в части экспорта российских образовательных услуг. Также авторами в представленном теоретическом обзоре прослеживается возможность мобильности обучающихся и профессорско-преподавательского состава, обусловленная типовой структурой федеральных университетов, что позволит, в конечном итоге, с
наибольшей эффективностью определить качество международной образовательной среды. Авторами изучен и представлен опыт деятельности зарубежных образовательных организаций высшего образования, изучение и внедрение которого сможет эффективность деятельности и конкурентоспособность российских образовательных организаций. Все это позволило авторам сделать вывод о понятии образовательной услуги, определить, что экспорт образования относится к числу показателей, определяющих рейтинг организации высшего образования и направлен на удовлетворение потребностей, как конечных потребителей образовательных услуг в рамках всего мирового сообщества, так государства и общества в целом.
Ключевые слова: образовательная услуга; образовательная организация; международная интеграция; экспорт образования; экспортный потенциал; международное сотрудничество; маркетинговая деятельность
Система образования может быть рассмотрена как одна из базовых составляющих социальной и экономической сферы развития государства.
В связи с этим нельзя не сказать о том, что давно уже изменилась тенденция в части оказания образовательных слуг с ориентацией только на внутренний рынок, в российских образовательных организациях обучаются и иностранные студенты, причем наибольший объем образовательных услуг иностранцам оказывает высшая школа, то есть речь идет о государственной политике в области экспорта образования, что, в определенной мере, тоже накладывает свой отпечаток на понятие «образовательной услуги» [1].
Согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской федерации» международное сотрудничество в образовательной сфере осуществляется с целью:
• получения возможностей граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан доступа к образованию;
• координации взаимного сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями в области развития образовательной системы;
• нахождения оптимальных механизмов взаимодействия в части экспорта образования.1
Помимо этого, Правительством Российской Федерации был утвержден паспорт проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», являющегося одним из приоритетных в области развития экспортного потенциала образовательных услуг.2
Основной целью проекта является наращение несырьевого экспорта Российской Федерации с помощью:
• повышения узнаваемости бренда российского образования путем представления российских образовательных организаций высшего образования на
1 «Об образовании в Российской Федерации»: ФЗ РФ от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 (последняя редакция), ст. 105 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/ (дата обращения 09.12.2019).
2 «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» паспорт проекта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.govemment.ru/media/files/Dk0XerfvAnLv0vFKJ59ZeqTC7ycla5HV.pdf (дата обращения 09.12.2019).
Страница 2 из 11
95PDMN619
международных выставках, а также по каналам российских представительств за рубежом;
• наращивания привлекательности современных направлений подготовки и улучшения условий пребывания для иностранных граждан при открытии международных служб для поддержки иностранных студентов;
• создания новых совместных образовательных программ на английском языке, а также получения образования с применением онлайн-систем;
• усовершенствования нормативно-правового регулирования документационного обеспечения в рамках процедур обучения и привлечения зарубежных специалистов к работе в российских образовательных организациях высшего образования.3
В результате реализации проекта к 2025 году планируется достигнуть следующих показателей, таблица 1.
Таблица 1
Показатели реализации проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования»
Показатель 2017 год 2025 год
Количество иностранных студентов, которые обучаются по очной форме в российских вузах, тыс. чел. 220 710
Количество иностранных слушателей онлайн-курсов российских образовательных организаций, тыс. чел. 1100 3500
Количество иностранных школьников, прошедших обучение по программам дополнительного образования, % (раз) 100 в 2 раза
Объёмы средств, полученных от экспорта российского образования, млрд руб. 70 373
Составлено авторами по [2]
То есть, можно сказать, что систематизация нормативно-правового регулирования и наиболее полное удовлетворение информационных потребностей в области высшего образования приведут к результатам, обеспечивающим развитие рынка образовательных услуг [3].
Но при этом, проблемами большинства российских образовательных организаций высшего образования являются отсутствие достаточного опыта осуществления международной интеграции и опыта деятельности в проведении маркетинговых действий на международном уровне, а также несоотвествующие объемы финансирования для осуществления подобных видов образовательных услуг [4].
Отечественным образовательным организациям высшего образования необходима информация о потребностях молодых людей из зарубежных стран в соответствующих направлениях подготовки, но до сих пор существуют проблемы в части осуществления международных маркетинговых процессов, рисунок 1.
3 «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» паспорт проекта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sMic.government.ru/media/ffles/DkOXerfvAnLv0vFKJ59ZeqTC7yda5HV.pdf (дата обращения 09.12.2019).
не выработана концепция единой рекламной политики российских образовательных услуг
неэффективно осуществляется пропаганда российского образования за рубежом
Проблемы в области международного маркетинга образовательных услуг
не осуществляется масштабных маркетинговых исследований международного образовательного рынка в интересах российской высшей школы
V
мало российских образовательных организаций принимает участие в международных выставках образования за пределами России
Рисунок 1. Проблемы оказания «образовательной услуги» в контексте экспорта образования (составлено авторами)
Подтверждая проблематику, рассмотренную на рисунке 1, в своем исследовании И.И. Дьяков с соавторами отмечают, что «недостаточная разработанность методологии оценки делает невозможным принятие эффективных, научно-обоснованных решений по формированию и развитию маркетинговой составляющей деятельности организаций высшего образования» [5, с. 208].
Для образовательных организаций высшего образования Дальневосточного региона показательным в этом направлении развития образовательных услуг могут оказаться наработки Китайской народной республики, в которой на очном отделении проходит обучение практически в два раза вдвое больше обучающихся из-за рубежа, чем в Российских образовательных организаций высшего образования.
Это было достигнуто рядом преимуществ, рисунок 2.
сравнительно невысокая оплата за обучение; система стипендий для иностранных студентов
высокая материально-техническая база ОУ благоустроенные общежития
преподавание на английском языке высококвалифицированный преподавательский состав
Рисунок 2. Преимущества образовательных организаций Китая (составлено авторами)
То есть речь идет о таком понятии, как «...конкурентоспособность образовательной услуги на международном рынке образовательных услуг» [6].
Так, например, Асатрян Г.Р. в своей работе отмечает, что «начиная обучение в Школе педагогики ДВФУ, китайские студенты сталкиваются с непривычной для них социокультурной, языковой и национальной атмосферой», так как преподавание ряда дисциплин ведется только на русском языке [7].
Также ещё одним направлением действий, которого следует придерживаться, может быть опыт, достигнутый в Великобритании [19].
Эта страна занимает второе место в мире (после США) по уровню и количеству оказываемых образовательных услуг.
В течение последнего десятилетия в ней стал в три раза больше прием зарубежных обучающихся, чему способствовало то, что Британское образование основывается на следующих параметрах по сравнению с Российскими, рисунок 3.
Рисунок 3. Сравнительные принципы оказания образовательных услуг на международном рынке (составлено авторами)
Также в контексте изучения отличительных особенностей реализации предложения образовательных услуг нельзя не отметить повсеместное использование информатизации и цифровизации в образовательной деятельности.
Введение современных информационных и коммуникационных технологий, как отмечает С.В. Губарьков, повышает возможности в удовлетворении все время растущих и видоизменяющихся потребностей, а также ускоряет взаимодействие и обмен между образовательными организациями высшего образования и обучающимися информацией и образовательными материалами [8].
Существует такая фраза: «образование длиною в жизнь», которое обозначает такую жизненно важную позицию, в соответствии с чем, обучение в его разносторонних проявлениях необходимо на всех этапах человеческого жизненного цикла, поэтому обязательно нужно учитывать мотивацию соответствующих сегментов рынка в приобретении необходимых им знаний, и в соответствии с ними подготавливать новые формы и направления образовательных процессов.
Основной целью специалистов по маркетинговым исследованиям в образовании для более продуктивной деятельности образовательных организаций высшего образования должно стать более основательное и сегментировано направленное изучение потребностей заказчиков в области сетевого взаимодействия и появления спроса на совершенно новые профессии [9].
В реализации такого рода потребностей может помочь одна из форм обучения -дистанционное образование, которая нацелена в первую очередь на применение различных видов информационных ресурсов.
Такие возможности дистанционного преподавания в образовательной деятельности образовательных организаций высшего образования интенсивно используются в странах Западной Европы, Соединенных штатах и на Востоке [22; 23].
В США и Великобритания дистанционные образовательные коммуникации в виде дистанционного обучения происходит в режиме так называемых «открытых университетов» и считается одним из первостепенных направлений образовательной внешнеэкономической политики [20; 21].
Несомненно, одной из востребованных характеристик получения дистанционного образования можно считать открывающиеся перспективы в реализации мотива непрерывного образования.
Дистанционная форма образования также дает возможности в следующем, рисунок 4.
удовлетворение потребностей населения в образовательных услугах; повышение уровня образованности общества
личностно-ориентированное образование;
повышение социальной и профессиональной мобильности населения, его социальной активности и уровня самосознания
•совершенствование общественных отношений;
•регистрацию и сохранность знаний, накопленных отечественной системой образовательных услуг
развитие единого образовательного пространства;
интеграцию российского образования в мировое образовательное пространство
Рисунок 4. Преимущества дистанционного образования в части экспорта российских образовательных услуг (составлено авторами)
Также в части определения особенностей образовательных услуг во взаимосвязи с качеством образования в масштабах мирового образовательного пространства следует обозначить понятие мобильности обучающихся, а также научно-педагогических кадров образовательных организаций высшего образования.
Это подчеркивает и Жуплей И.В. с соавторами, отмечая, что «в основе конкурентоспособности лежат фактор качества образовательных услуг, который строится на квалификации сотрудников ВУЗа» [10].
Имея типовую структуру, федеральные университеты имеют возможности принимать обучающихся и педагогов из других образовательных учреждений, а их студенты и преподаватели смогут переводиться в подобные образовательных организаций высшего образования и тем самым проводить сравнение качества и эффективности образовательного процесса.
Осуществление принципа мобильности может стать одним из критериев оценки, и оказать непосредственное влияние на повышение качества и эффективности предоставляемых образовательных услуг в течение достаточно длительного срока деятельности университетских комплексов [11].
То есть, можно сказать, что в направлении решения проблем в части осуществления экспорта российских образовательных услуг при входе в мировое образовательное пространство мобильность становится одним из коридоров движения в сторону повышения качества образовательных услуг.
Также, обобщая все вышесказанное, можно выделить особенности экспорта образовательных услуг, отраженные в исследованиях Е.Г. Дедковой с соавторами [12], А.Л. Костюкова [13], М.Ю. Кузьменкова и А.Д. Левашенко [14] и др., таблица 2.
Таблица 2
Особенности экспорта образовательных услуг
Определение
Е.Г. Дедкова, А.А. Гудков, И.А. Коростелкина, Е.В. Быкова «Экспорт образования осуществляется посредством применения развитых маркетинговых технологий, развития уровня обучения и социальной адаптации иностранных студентов в стане пребывания. При этом при составлении рейтингов вузов важным показателем является численность иностранных студентов» [12, с. 170]
А.Л. Костюков «Экспорта образования - это неотъемлемая часть национальной политики. и составляет в ряде стран значительную часть государственного бюджета» [13, с. 53-54]
М.Ю. Кузьменков, А.Д. Левашенко «Для развития экспорта образовательных услуг многие развитые страны принимают правовые акты стратегического характера, которые определяют цели, задачи, ожидаемые результаты и механизмы развития экспорта образовательных услуг» [14, с. 41]
Д.Е. Куцых «Подготовка кадров для зарубежных стран приобретает все большее значение в части распространения государством в мире своих достижений в области науки и технологий, языка, ценностей и культуры, которые тем или иным образом оказывают влияние на формирование имиджа и положения страны в мировом сообществе» [15, с. 141]
О.Н. Лучко, О.Ю. Патлосов, С.Х. Мухаметдинова «Проектирование системы экспорта образовательных услуг невозможно без анализа разнообразных факторов с учетом их взаимосвязей, оказывающих наиболее существенное влияние на эффективность её функционирования и прогнозирования изменений её характеристик в зависимости от изменений степени воздействия на управляющие факторы» [16, с. 482]
Е.Л. Андреева, М.И. Масленников, Ю.Г. Мыслякова «Актуальность экспорта образовательных услуг обусловлена среди прочего, и тем, что одной из его целевых аудиторий выступают соотечественники, проживающие за рубежом, и такой экспорт выступает одной из возможных форм их поддержки» [17, с. 34]
М.В. Макарова «Доход от экспорта образования могут получать все образовательные организации на всех уровнях образования. В настоящее время государство в политике онлайн-образования ставит одним из главных индикаторов увеличение численности лиц, прошедших обучение на онлайн-курсах» [18, с. 34]
Составлено авторами по [12-18]
Таким образом, в результате рассмотрения особенностей экспорта образовательных услуг в России и мировом образовательном сообществе в условиях глобализации мировой экономики можно сделать следующие выводы:
• образовательная услуга - это деятельность, представляющая собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в рамках реализации образовательных программ, направленная на удовлетворение потребностей обучающихся;
образование относится к сфере продуктивных вложений, направленных на удовлетворение постоянно видоизменяющихся потребностей, как конечного потребителя, так и государства и общества в целом;
образовательная услуга приобретает ряд специфических особенностей благодаря интеграции российского образования в мировое образовательное пространство;
благодаря внедрению новых информационных и коммуникационных технологий расширяется доступ к образованию, облегчается взаимодействие между различными типами образовательных учреждений, различными источниками образовательных материалов как внутри страны, так и на международном рынке образовательных услуг.
ЛИТЕРАТУРА
1. Григорьева, Е.Г. Образовательная услуга как объект экономического анализа / Е.Г. Григорьева [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://knigi1.dissers.ru/books/library2/1227-1.php (дата обращения: 11.11.2019).
2. Аналитический обзор ключевых проблем экспорта отечественного образования на русском языке / Е.В. Клюшникова: под. ред. А.А. Мальцевой, Твер. гос. ун-т: ИнноЦентр. Тверь, 2017. - 36 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fcprya.tversu.ru/websites/34/documents/1883.pdf (дата обращения: 12.12.2019).
3. Шевченко, О.М. Мониторинг развития системы высшего образования региона / О.М. Шевченко // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2015. - № 20. - С. 149-153. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23498754 (дата обращения: 25.11.2019).
4. Сагинова, О.В. Маркетинг высшего образования: основные понятия, новые тенденции и перспективы / О.В. Сагинова [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.marketologi.ru/publikatsii/stati/marketing-vysshego-obrazovanija-osnovnye-ponjatija-novye-tendentsii-i-perspektivy/ (дата обращения: 17.11.2019).
5. Дьяков, И.И. Оценка уровня развития и эффективности маркетинговой деятельности организаций высшего образования: обзор подходов / И.И. Дьяков, Д.В. Мухина, С.А. Калинский, О.А. Вавило // Мир науки, культуры, образования. 2018. №6(73). С. 206-208 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=36807486 (дата обращения: 29.11.2019).
6. Дьяков, И.И. Роль маркетинговых исследований в обеспечении конкурентоспособности ВУЗа/ И.И. Дьяков, И.С. Вологин, И.Э. Островская // Карельский научный журнал. - 2016. - Т.5. - №2 (15). - С. 19-23 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26375179 (дата обращения: 20.11.2019).
7. Асатрян, Г.Р. Проблемы обучения китайских студентов на русском языке в школе педагогики ДВФУ // Литература и культура Дальнего Востока, Сибири и Восточного Зарубежья. Проблемы межкультурной коммуникации. Материалы участников IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (21 февраля 2019 года). - г. Владивосток, 2019. - С. 86-88 [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37630714 (дата обращения: 11.11.2019).
Страница 8 из 11
95PDMN619
8. Губарьков, С.В. Система образования РФ в условиях формирования инновационной экономики: современные вызовы и перспективы развития / С.В. Губарьков // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2018. - № 6. - С. 52-57 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=36794785 (дата обращения: 21.11.2019).
9. Романова, И.М. Анализ факторов, влияющих на эффективность системы высшего профессионального образования региона / И.М. Романова, О.М. Шевченко, В.А. Полупанова // Экономический анализ: теория и практика. - 2011. - № 41(248). -С. 59-67 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=17031813 (дата обращения: 19.11.2019).
10. Жуплей, И.В. Влияние системы управления персоналом на повышение конкурентоспособности ВУЗа / И.В. Жуплей, В.В. Шемаханова, О.М. Шевченко // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. -2017. - № 12 (59). - С. 412-416 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=34922481 (дата обращения: 03.12.2019).
11. Сазонов, В.Г. Современные тенденции развития высшей школы России / В.Г. Сазонов, С.В. Губарьков // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. - 2011. - Т.13. - № 1. - С. 90-102.
12. Дедкова, Е.Г. Экспорт образования: ведущие страны и вузы / Е.Г. Дедкова, А.А. Гудков, И.А. Коростелкина, Е.В. Быкова // Вестник Прикамского социального института. - 2019. - №1(82). - С. 167-174 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/18221985 (дата обращения: 12.12.2019).
13. Костюков, А.Л. Особенности экспорта российских образовательных услуг / А.Л. Костюков // Казачество. - 2016. - № 20(7). - С. 51-65 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=27201424 (дата обращения: 12.12.2019).
14. Кузьменков, М.Ю. Экспорт образовательных услуг Российской Федерации / М.Ю. Кузьменков, А.Д. Левашенко // Российский внешнеэкономический вестник.
- 2018. - № 4. - С. 39-50 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=34886850 (дата обращения: 12.12.2019).
15. Куцых, Д.Е. Мировой рынок образовательных услуг: современные тенденции развития и политика России / Д.Е. Куцых// Вестник Бурятского государственного университета. - 2013. - № 14. - С. 140-145 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=21039728 (дата обращения: 12.12.2019).
16. Лучко, О.Н. Проектирование системы экспорта образовательных услуг в приграничном регионе России на основе анализа образовательной миграции / О.Н. Лучко, О.Ю. Патлосов, С.Х. Мухаметдинова // Перспективы науки и образования. - 2019. - № 2 (38). - С. 478-491 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=38169095(дата обращения: 08.12.2019).
17. Андреева, Е.Л. Развитие экспорта образовательных услуг России и ее регионов / Е.Л. Андреева, М.И. Масленников, Ю.Г. Мыслякова // Российский внешнеэкономический вестник. - 2018. - № 8. - С. 32-47 [Электронный ресурс].
- Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=35558022 (дата обращения: 09.12.2019).
18. Макарова, М.В. Экономическая эффективность экспорта российского образования в 2016-2018 годах / М.В. Макарова // Электронный научный журнал
https:// mir-nauki. com
19.
20.
21. 22.
23.
«Век качества». - 2019. - № 3. - С. 149-157 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2019/319010.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. (дата обращения: 12.12.2019).
Conlon G., Litchfield A. Sadlier G. Estimating the Value to the UK of education exports [Электронный ресурс]. - URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/ uploads/system/uploads/attachment_data/file/32395/11-980-estimating-value-of-education-exports.pdf (дата обращения: 10.12.2019).
Hall G., Hooper K. Australia's Exports of Education Services. Bulletin. Reserve bank of Australia. June 2008. - 17 p. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.rba.gov.aU/publications/bulletin/2008/jun/2.html (дата обращения: 10.12.2019).
Sánchez F. No better export: higher education // The chronicle of higher education. -April 3. - 2011 [Электронный ресурс]. - URL: http://chronicle.com/article/No-Better-Export-Higher/126989/ (дата обращения: 10.12.2019).
Calderon A. Australian-Latin American Trade Relations in Educational Services. In: Kath E. (eds) Australian-Latin American Relations. Palgrave Macmillan, New York. 2016. DOI: 10.1057/9781137501929_8 https://link.springer.com/chapter/10.1057/978 1137501929_8 (дата обращения: 10.12.2019).
Dervin F. Introduction. In: Dervin F. (eds) Chinese Educational Migration and Student-Teacher Mobilities. Palgrave Studies on Chinese Education in a Global Perspective. Palgrave Macmillan, London. 2015. URL:
https://link.springer.com/chapter/10.1057/9781137492913_1#citeas (дата обращения: 10.12.2019).
Kalinsky Sergey Anatolevich
Far Eastern federal university, Vladivostok, Russia E-mail: [email protected]
Kosienko Roman Sergeevich
Far Eastern federal university, Vladivostok, Russia E-mail: [email protected]
Gubarkov Sergey Viktorovich
Far Eastern federal university, Vladivostok, Russia E-mail: [email protected]
Features export of educational services in Russia in a globalizing world economy
Abstract. The article examines the peculiarities of the export of educational services in Russia in the context of the globalization of the world economy, both in terms of reflecting international cooperation in the educational sphere in regulations and legislation, and importance for the modern organization and development of education and the state as a whole. The authors focus on the relevance of the orientation of educational services of higher education organizations not only to the domestic, but also the world market. This article reveals the current problems in the field of international marketing of educational services, as well as highlight and describe the characteristic features of the provision of Russian educational services at the international level. The article notes the inevitability, necessity and benefits of introducing information and communication technologies into the educational process in terms of the continuity of education and the use of remote technologies in terms of exports Russian educational services. Also, the authors in the presented theoretical review trace the possibility of mobility of students and faculty - faculty, due to the model structure of federal universities, which will eventually allow to determine the quality of the international educational environment. The authors studied and presented the experience of foreign educational organizations of higher education, the study and implementation of which will be able to the efficiency of the activities and competitiveness of Russian educational organizations. All this allowed the authors to conclude the concept of educational services, to determine that the export of education is among the indicators that determine the rating of higher education organization and is aimed at meeting the needs as the end consumers of educational services across the world community, both the state and society as a whole.
Keywords: educational service; educational organization; international integration; education exports; export potential; international cooperation; international students; marketing