Научная статья на тему 'ВЫБОР СТРАТЕГИИ ЭКСПОРТА УСЛУГ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ)'

ВЫБОР СТРАТЕГИИ ЭКСПОРТА УСЛУГ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ / ВУЗ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / EXPORT OF EDUCATIONAL SERVICES / HIGHER EDUCATION / STRATEGY / UNIVERSITY / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бровко Петр Михайлович, Карастелев Борис Яковлевич, Якубовский Юрий Владимирович, Пикула Евгения Игоревна

В статье рассматриваются особенности выбора стратегии экспорта образовательных услуг для вузов Приморского края. Динамика численности иностранных студентов, размер доходов, получаемых от экспорта образовательных услуг за последнее десятилетие, демонстрируют значительный рост. Высокая доля иностранных студентов обучающихся в стране свидетельствует о высокой конкурентоспособности национальной системы образования. Экспорт образовательных услуг является дополнительным источником дохода для образовательных организаций. Расположение Приморского края на границе со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, которые могут быть потребителями образовательных услуг, обуславливает необходимость выбора стратегии их экспорта вузами региона и исследования возможных предложений по развитию процесса обучения. В работе показано, что образование является источником получения экспортного дохода на динамично растущем международном рынке данных услуг, на котором наблюдается ужесточение борьбы между экономически развитыми странами. Изучены особенности роста экспорта образовательных услуг российскими вузами, установлены ограничения препятствующие привлечению иностранных студентов. Исследован экспорт образовательных услуг университетами Приморского края, выявлены недостатки действующих стратегий экспорта образовательных услуг вузами края. Предложены рекомендации к выбору стратегии экспорта образовательных услуг вузами Приморского края. Предложены системообразующие принципы стратегии, учитывающие региональные и национальные возможности. В заключении отмечается, что выбор стратегии экспорта образовательных услуг позволит повысить конкурентоспособность вузов Приморского края и обеспечит университетам получение дополнительного дохода.The article discusses the features of choosing a strategy for exporting educational services for universities in the Primorsky territory. The dynamics of the number of foreign students and the amount of income received from the export of educational services over the past decade show significant growth. The high percentage of foreign students studying in the country indicates the high competitiveness of the national education system. Export of educational services is an additional source of income for educational organizations. The location of the Primorsky territory on the border with the countries of the Asia-Pacific region, which may be consumers of educational services, makes it necessary to choose a strategy for their export by universities in the region and to study possible proposals for the development of the learning process. The paper shows that education is a source of export income in the dynamically growing international market for these services, where there is a tightening of the struggle between economically developed countries. The author studies the peculiarities of the growth of the export of educational services by Russian universities, and establishes restrictions that prevent the attraction of foreign students. The article examines the export of educational services by universities of the Primorsky territory, and reveals the shortcomings of existing strategies for exporting educational services by universities of the region. Recommendations for choosing a strategy for exporting educational services by higher education institutions of the Primorsky territory are offered. The system-forming principles of the strategy, taking into account regional and national opportunities. In conclusion, it is noted that the choice of the strategy for exporting educational services will increase the competitiveness of universities in the Primorsky territory and provide universities with additional income.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бровко Петр Михайлович, Карастелев Борис Яковлевич, Якубовский Юрий Владимирович, Пикула Евгения Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЫБОР СТРАТЕГИИ ЭКСПОРТА УСЛУГ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ)»

УДК 338.242

DOI: 10.26140/anie-2020-0902-0020

ВЫБОР СТРАТЕГИИ ЭКСПОРТА УСЛУГ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ)

© 2020

AuthorID: 1033497 ResearcherID: AAD-2914-2019 SPIN: 4919-2420 ORCID: 0000-0003-4338-879X

Бровко Петр Михайлович, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры «Самолёто- и вертолётостроение»

AuthorID: 178316 SPIN: 8647-0989 ORCID: 0000-0001-9748-466X

Карастелев Борис Яковлевич, доктор технических наук, профессор кафедры «Экономика предприятия» Школы экономики и менеджмента

AuthorID: 579838 SPIN: 9603-0865

Якубовский Юрий Владимирович, доктор технических наук, профессор кафедры «Экономика предприятия» Школы экономики и менеджмента

AuthorID: 931627 SPIN: 5299-8325 ORCID: 0000-0001-7224-547Х

Пикула Евгения Игоревна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика предприятия» Школы экономики и менеджмента Дальневосточный федеральный университет (690950, Россия, Владивосток, улица Суханова, д. 8, e-mail: pikula.ei@dvfu.ru) Аннотация. В статье рассматриваются особенности выбора стратегии экспорта образовательных услуг для вузов Приморского края. Динамика численности иностранных студентов, размер доходов, получаемых от экспорта образовательных услуг за последнее десятилетие, демонстрируют значительный рост. Высокая доля иностранных студентов обучающихся в стране свидетельствует о высокой конкурентоспособности национальной системы образования. Экспорт образовательных услуг является дополнительным источником дохода для образовательных организаций. Расположение Приморского края на границе со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, которые могут быть потребителями образовательных услуг, обуславливает необходимость выбора стратегии их экспорта вузами региона и исследования возможных предложений по развитию процесса обучения. В работе показано, что образование является источником получения экспортного дохода на динамично растущем международном рынке данных услуг, на котором наблюдается ужесточение борьбы между экономически развитыми странами. Изучены особенности роста экспорта образовательных услуг российскими вузами, установлены ограничения препятствующие привлечению иностранных студентов. Исследован экспорт образовательных услуг университетами Приморского края, выявлены недостатки действующих стратегий экспорта образовательных услуг вузами края. Предложены рекомендации к выбору стратегии экспорта образовательных услуг вузами Приморского края. Предложены системообразующие принципы стратегии, учитывающие региональные и национальные возможности. В заключении отмечается, что выбор стратегии экспорта образовательных услуг позволит повысить конкурентоспособность вузов Приморского края и обеспечит университетам получение дополнительного дохода.

Ключевые слова: экспорт образовательных услуг, высшее образование, стратегия, вуз, глобализация.

CHOOSING A STRATEGY FOR EXPORTING HIGHER EDUCATION SERVICES (ON THE EXAMPLE OF PRIMORSKY KRAI)

© 2020

Brovko Peter Mikhailovich, candidate of economic sciences, senior lecturer of the Department "Aircraft and helicopter" the Far Eastern Federal University Karastelev Boris Iakovlevich, PhD, Professor, Professor of the Department "Economy of enterprise"

of the School of Economics and Management Jakubowski Yuri Vladimirovich, PhD, Professor, PhD, Professor, Professor of the Department

"Economy of enterprise" of the School of Economics and Management Pikula Evgenia Igorevna, candidate of economic sciences associate Professor of the Department "Economy of enterprise" of the School of Economics and Management Far Eastern Federal University (690950, Vladivostok, Sukhanov str., 8, e-mail: pikula.ei@dvfu.ru) Abstract. The article discusses the features of choosing a strategy for exporting educational services for universities in the Primorsky territory. The dynamics of the number of foreign students and the amount of income received from the export of educational services over the past decade show significant growth. The high percentage of foreign students studying in the country indicates the high competitiveness of the national education system. Export of educational services is an additional source of income for educational organizations. The location of the Primorsky territory on the border with the countries of the Asia-Pacific region, which may be consumers of educational services, makes it necessary to choose a strategy for their export by universities in the region and to study possible proposals for the development of the learning process. The paper shows that education is a source of export income in the dynamically growing international market for these services, where there is a tightening of the struggle between economically developed countries. The author studies the peculiarities of the growth of the export of educational services by Russian universities, and establishes restrictions that prevent the attraction of foreign students. The article examines the export of educational services by universities of the Primorsky territory, and reveals the shortcomings of existing strategies for exporting educational services by universities of the region. Recommendations for choosing a strategy for exporting educational services by higher education institutions of the Primorsky territory are offered. The system-forming principles of the strategy, taking into account regional and national opportunities. In conclusion, it is noted that the choice of the strategy for exporting educational services will increase the competitiveness of universities in Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 2(31) 103

Brovko Peter Mikhailovich, Karastelev Boris Iakovlevich, Jakubowski Yuri Vladimirovich and others CHOOSING A STRATEGY FOR EXPORTING HIGHER EDUCATION SERVICES ...

the Primorsky territory and provide universities with additional income.

Keywords: export of educational services, higher education, strategy, University, globalization.

Введение. Экспорт услуг высшего образования призван обеспечить повышение конкурентоспособности отечественного образования. В российском высшем образовании долгое время наблюдались кризисные явления, вызванные резким сокращением государственного финансирования в течение длительного периода времени, оттоком высококвалифицированных специалистов в другие сферы экономики и за рубеж, разрывом связей, как с научными, так и с производственными организациями, что несколько снизило качество образования. В результате Россия превратилась фактически в нетто-импортера образовательных услуг, когда для многих молодых людей более престижным стало получение образования в Западной Европе и США. Чтобы повысить конкурентоспособность отечественного высшего образования, привлечь талантливых выпускников из разных стран мира и получить дополнительный источник финансовых ресурсов в России реализуются меры по интернационализации университетов, повышению экспорта образовательных услуг. Однако реализуемые меры не всегда дают ожидаемый результат. Причиной этого служит невнимательность центра к региональной специфике деятельности вузов, особенно дальневосточных, граничащих с динамично развивающимися странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Целью данного исследования является разработка предложений по выбору стратегии экспорта услуг высшего образования вузами Приморского края, с учетом имеющихся региональных и национальных ограничений.

Вопросам экспорта образовательных услуг уделяют внимание отечественные и зарубежные ученые: А.Л. Арефьев [1], Т.Л. Клячко [8], Г.А. Краснова [4,8], А.И. Нефёдова [10], А.В. Меликян [9], А.В. Бирюков [5], Х. де Вит [6], Дж. Найт [13], Ю.С. Лебединская [14], С. Марджинсон [15], Г.В. Петрук [16] и др. [18-20]. Вместе с тем проблемы экспорта услуг высшего образования регионального уровня исследованы недостаточно. Учитывая значимость региональных вузов, особенно ориентированных на рынок динамично развивающегося Азиатско-Тихоокеанского региона, в данной работе рассмотрены предложения к выбору стратегии экспорта услуг высшего образования исходя из сложившихся результатов практики.

Методология и методы исследования. Методология и методический инструментарий представленного исследования базируются на сопоставлении и оценке экспорта образовательных услуг университетами мира, России и Приморского края. К основным методам исследования можно отнести: экономико-статистический, сравнительный анализ (при сопоставлении показателей экспорта образовательных услуг России и других стран, вузов Приморского края), логическое обоснование.

Основные выводы по исследованию. Глобализация социально-экономических процессов в мире существенно изменила понимание и роль образования в экономике. Образование традиционно рассматривалось как средство приобретения необходимых знаний, умений и навыков для осуществления определенных трудовых функций в национальной экономике. В глобальной экономике образование рассматривается как инвестиция, которая вначале требует вложения средств, но в будущем должна принести доход, позволяющий окупить вложенные средства. Новый подход к пониманию формата образования приводит к изменению наполнения образования и процесса его осуществления.

Образование становиться не социальным благом, а услугой, оказываемой за определенную плату. Глобализация приводит к тому, что потребителями образовательной услуги становятся не только граждане конкретной страны, но и других стран. Образование

перестаёт быть сферой расходов и становиться источником получения экспортных доходов. В настоящее время рынок международных образовательных услуг оценивается в более чем 150 млрд. долл. США [2, с.30]. Ожидается, что за ближайшие пять лет объём рынка увеличиться до 250 млрд. долл. США. Численность иностранных студентов в 2016 году составляла 5 млн. чел., прогнозируется, что она 2020-х годах превысит 7 млн. чел. [10, с.17]. Помимо экономических выгод экспорт образования повышает политическое влияние страны, являясь фактором «мягкой силы».

Более половины от общей численности иностранных студентов приходится на США, Великобританию, Австралию, Канаду, Францию и Германию. В последнее время доля этих стран на международном рынке образовательных услуг сокращается из-за выхода на рынок новых игроков, таких как Китай, Южная Корея, и др. На международном рынке образовательных услуг наблюдается ужесточение конкуренции, особенно между странами Северной Америки и Западной Европы с одной стороны и странами Азиатско-Тихоокеанского региона с другой стороны.

Лидирующие позиции среди стран по экспорту высшего образования занимают США, на долю которых приходится 25 % мирового рынка. В 2016 году США получили от экспорта образовательных услуг 35,8 млрд. долл. США [2, с.3].

Для России экспорт услуг образования помимо экономических выгод должен позволить обеспечить повышение конкурентоспособности отечественной системы высшего образования: стремление привлечь иностранных студентов заставляет вузы повышать качество обучения, разрабатывать новые образовательные программы, внедрять новые технологии обучения, повышать квалификацию преподавательского состава, совершенствовать материально-техническую базу образовательных учреждений. В результате чего повышается качество образовательных услуг, оказываемых не только зарубежным потребителям, но и внутри страны. Кроме того, привлечение иностранных студентов должно позволить восполнить кадровый дефицит в условиях демографического спада. Чтобы расширить экспорт российского образования в 2017 году был разработан и утвержден приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», который в 2018 году был интегрирован в национальный проект «Образование». Проект предполагает существенное увеличение показателей экспорта российского профессионального образования: прирост численности иностранных обучающихся к 2025 году на 510 тыс. чел, доходов на 303,14 млрд. руб. [11].

В Российской Федерации в последние годы наблюдается увеличение численности иностранных студентов, обучающихся по программам высшего образования: в период с 2010- по 2017 год численность иностранных студентов выросла с 108 тыс. чел. до 229,3 тыс. чел. В 2017 году совокупные доходы Российской Федерации от экспорта образовательных услуг составили 1785,4 млн. долл. США, в том числе 447,6 млн. долл. США оплата за обучение [12, с.526-527].

Основная доля иностранных студентов в России приходится на страны бывшего СССР (более 70 % от общей численности иностранных студентов обучающихся в России). Несмотря на положительную динамику показателей, Россия уступает странам лидерам в области экспорта высшего образования. Причинами данной ситуации являются [10, с. 51; 3, с.14; 7, с.2]:

- недостаточно эффективная система продвижения образовательных услуг вуза;

- несовершенство государственного регулирования учебной миграции;

104

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2020. Т. 9. № 2(31)

- недостаточно высокии реитинг россииских вузов в международных системах оценки;

- сложность адаптации иностранных студентов в российской социально-культурной среде;

- недостаточная степень использования российскими вузами современных образовательных технологий;

- несоответствие материально-технической базы многих российских вузов мировым стандартам.

В сложившейся ситуации стратегическое значение для экспорта российского высшего образования приобретает активно развивающийся Азиатско-Тихоокеанский регион, в связи с чем ключевая роль отводится вузам приграничных субъектов, к которым относится Приморский край.

Система высшего образования Приморского края на начало 2018 года включала 19 организаций высшего образования, из которых 11 филиалы региональных и общероссийских вузов. В таблице 1 приведена динамика показателей экспорта услуг высшего образования вузами Приморского края.

Таблица 1 - Показатели экспорта услуг высшего образования вузами Приморского края

Программа 2017 2018 Изменение

Общая численность иностранных студентов, обучающихся в вузах края. чел. в т.ч.: 2508 2809 301

-ооучаюгциеся по программам оакалавртата, специалнтета и магистратуры, чел 2434 2732 298

обучающиеся по пр огр аммам а спир антуры, чел. 74 77 3

Доходы от международной деятельности, тыс. ру6-,в т.ч. 247194,4 298110,1 50915,7

- доход от ооразовательнои деятельности, тыс. 2464863 268629,5 22143,2

- доход от НИОКР, тыс. руб. 708,1 29480,6 28772,5

Доходна одного обучающегося,тыс. руб. 98,6 106,1 7,6

Подытоживая исследование экспорта образовательных услуг Приморского края, следует отметить, что вузы края участвует в экспорте образовательных услуг, но это пока не приносит вузам достаточно крупных доходов. Структура обучающихся в вузах Приморья иностранных студентов отличается от общероссийской, где в основном обучаются студенты из стран СНГ. Чтобы добиться успеха на рынке образовательных услуг Азиатско-Тихоокеанского региона в условиях нарастания конкурентной борьбы между странами региона, вузам Приморского края необходимо перейти к реализации стратегии, учитывающей особенности потенциальных рынков и территории, где базируются вузы.

Стратегия представляет собой модель поведения организации в условиях динамично изменяющейся среды глобального рынка. Основу стратегии составляет совокупность принципов и способов принятия управленческих решений, обеспечивающих своевременный ответ на вызовы стоящие перед организацией. Алгоритм выбора стратегии экспорта услуг высшего образования представлен на рисунке 1.

Составлено авторами по данным отчетов вузов о самообследовании [21-25]

Лидирующие позиции в системе высшего образования субъекта федерации занимает Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), в котором обучается более 50 % иностранных студентов и который получает более 70 % доходов от экспорта образовательных услуг. Высокие показатели Дальневосточного федерального университета обусловлены значительной государственной поддержкой, которую получает вуз от федерального центра. Региональные и отраслевые вузы также активно привлекают иностранных студентов: например, во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса (региональный вуз) численность иностранных обучающихся в 2018 году составила 452 человека (прирост с прошлым годом 53 человека), в Дальневосточном государственном техническом рыбо-хозяйственном университете (отраслевой вуз) - 525 человек (прирост - 26 человек). Но у половины вузов региона нет четкой стратегии по привлечению иностранных студентов. Это обусловлено отсутствием необходимых ресурсов, прежде всего материально-технической базы, отраслевой спецификой деятельности вузов, отсутствие компетенций работы на международном рынке.

Большинство иностранных студентов образование в вузах Приморского края получают за счет средств российского бюджета. Доход от образовательной деятельности и НИОКР получают только Дальневосточный федеральный университет и Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, в которых реализуется активная политика по продвижению образовательных услуг. Получаемый вузами доход от иностранных студентов меньше средних значений расходов российского бюджета на одного студента (более 200 тыс. руб.).

Наибольшее количество среди иностранных студентов, обучающихся в вузах Приморского края, приходится на страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности КНР (более 50 % от общей численности обучающихся). Удельный вес студентов из стран СНГ не превышает 30 %. Ориентация только на рынок Китая сужает возможности вузов региона по привлечению иностранных студентов из других стран.

Рисунок 1 - Алгоритм выбора стратегии экспорта услуг высшего образования

Основой выбора стратегии экспорта услуг высшего образования является анализ внешней среды и ресурсного потенциала университета. Влияние внешней среды проявляется в виде требований, исходящих, прежде всего, от органов государственного управления и потенциальных потребителей образовательных услуг. Требования внешней среды закладываются в основные принципы, которыми руководствуются при разработке и реализации стратегии. Исходя из проведенного анализа особенностей экспорта услуг высшего образования вузами Приморского края, стратегию предлагается разрабатывать с учетом следующих принципов:

1) комплексного подхода активного продвижения услуг образования на международном рынке - услуги высшего образования необходимо продвигать на рынке с помощью всего спектра инструментов продвижения;

2) полноты охвата стран Азиатско-Тихоокеанского региона - необходимо продвигать образовательные услуги не только в таких крупных странах как Китай и Индия, но и в других развивающихся странах региона;

3) инновационности образовательных программ -предлагаемые иностранным студентам образовательные программы должны быть инновационными по сущности и методам их реализации;

4) проведение исследований в рамках образовательного процесса по приоритетным направлениям научно-технологического развития экономики с учетом требований законодательства об охраняемой тайне;

5) адаптации иностранных студентов в российской социально-культурной среде - в вузах должен реализоваться проекты, позволяющие иностранным студентам

Brovko Peter Mikhailovich, Karastelev Boris Iakovlevich, Jakubowski Yuri Vladimirovich and others economic

CHOOSING A STRATEGY FOR EXPORTING HIGHER EDUCATION SERVICES ... sceinces

быстро овладеть основами русским языком, получить представление о культурно-социальных особенностях страны пребывания, снизить конфликтность на расовой, национальной и конфессиональной почве;

6) проектного управления - стратегия экспорта услуг высшего образования вузов должна реализовываться посредством разработки и реализации проектов по каждому образовательному направлению;

7) окупаемости инвестиций - оказание образовательных услуг сопряжено с инвестициями ресурсов в создание образовательной программы, привлечение высококвалифицированных преподавателей, вложение средств в материально-техническую базу. Получаемый от предоставления услуг образования иностранным студентам доход должен окупать вложенные инвестиции.

Анализ ресурсного потенциала направлен на выявление конкурентного преимущества вуза, которое даст возможность занять устойчивую позицию на рынке. Выделяется два основных вида конкурентного преимущества вуза.

Первый вид базируется на способности вуза предоставить образовательные услуги потребителям с затратами меньшими чем у конкурентов. Реализация данного конкурентного преимущества в условиях высоких затрат, присущих экономике Дальнего Востока, практически невозможна.

Второй вид конкурентного преимущества заключается в способности вуза предоставить образовательные услуги, обладающие отличительным преимуществом в содержании и технологии их реализации.

Данный вид конкурентного преимущества наиболее предпочтителен для вузов Приморского края, но сопряжен с необходимостью осуществления дополнительных инвестиций.

Важной составляющей выбора стратегии экспорта образовательных услуг является определение целевого рынка. Целевой рынок определяется исходя из следующих признаков: географического (страны АТР, Ближнего Востока и Африки, СНГ, Латинской Америки), вид образовательной программы (основная, дополнительная), направления подготовки (экономика и менеджмент, технические науки и др.), источник финансирования (собственные средства обучающегося, средства иностранного государства или компании, средства российского бюджета).

Большинству вузов Приморского края присуща отраслевая специализация, что накладывает ограничения на предлагаемые ими образовательные услуги на потенциальном целевом рынке.

На основе перечисленных принципов и имеющегося конкурентного преимущества для целевого рынка выбирается модель экспорта образовательных услуг - способ действий на целевом рынке, исходя из имеющихся конкурентных преимуществ.

Инструментальная составляющая стратегии экспорта услуг высшего образования включает в себя международные образовательные проекты и другие международные проекты (научные, выставочные и др.), с помощью которых будет реализовываться стратегия.

Оценка эффективности стратегии экспорта образовательных услуг осуществляется с помощью следующих процедур: самообследование, аккредитация, аудит и сертификация, ранжирование и бенчмаркинг.

Заключение. Проведенное исследование показало, что конкурентоспособность вузов в глобальной экономике определяется их востребованностью среди иностранных студентов.

Приток иностранных студентов в вузы обеспечивает повышение качества образовательных услуг и получение дополнительного дохода. Российские вузы, в рамках государственной политики по экспорту высшего образования, реализуют мероприятия по привлечению иностранных студентов.

При этом у многих вузов, в том числе и 106

зов Приморского края, нет четко-ориентированной стратегии по экспорту услуг высшего образования. Рассмотренные в статье рекомендации к выбору стратегии экспорта услуг высшего образования по нашему мнению должны помочь вузам Приморского края расширить своё присутствие на международном образовательном рынке, а так же могут быть полезны другим организациям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Арефьев, А.Л. Тенденции экспорта российского образования. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2010. 240 с.

2. Аналитический обзор ключевых проблем экспорта отечественного образования на русском языке [Электронный ресурс]/ под ред. А.А. Мальцевой — Тверь: ТГУ, 2017 — 37 с. URL: http://fcprya.tver.su. ru/websites/34/documents/1883/.pdf (дата обращения 10.01.2020).

3. Аржанова И. В., Воров А. Б. Потенциал экспорта образования ведущими российскими университетами // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 6. С. 6-17. DOI 10.15826/ umj.2016.106.054

4. Беляков С.А., Краснова Г.А. Экспорт высшего образования: состояние и перспективы в России и в мире// Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 6. С. 26-34. DOI 10.15826/ umj.2016.106.056

5. Бирюков А. В. Интернационализация российского высшего образования// Мировая экономика и международные отношения. 2006. №.10. С. 76-83.

6. Де Вит Х., Хантер Ф. Интернационализация высшего образования: переломный момент // Международное высшее образование. 2015. № 78. С.6-8.

7. Дударева Н.А. Интернационализация российской системы высшего образования: экспорт образовательных услуг (по материалам Всероссийского совещания проректоров по международной дея-тельности//Вестник ИГЭУ. 2010. № 1. С.1-5.

8. Клячко Т.Л., Краснова Г.А. Экспорт высшего образования состояние и перспективы в мире и России// Экономика науки. 2015, Т1. №2. С.102-108.

9. Меликян А. В. Институциональные факторы, влияющие на результаты экспортной деятельности российских вузов// Университетскоеуправление: практика и анализ. 2017. № 6. С. 68-80. doi.org/10.15826/umpa.2017.06.076

10. Нефёдова А.И. Экспорт российского высшего образования: особенности формирования и структурирования спроса: дис. канд. соц.. наук: 22.00.03 — Москва, 2017. — 210 с.

11. Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования»[Электронный ресурс]/ утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 мая 2017 г. № 6). URL: http://static.government.ru/media/files/DkOXerfvAnLv 0vFKJ59ZeqTC7ycla5HV.pdf (дата обращения 10.01.2020)

12. Экспорт российских образовательных услуг: статистический сборник. Выпуск 8/ Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. — М.: ЦСПиМ, 2018. — 536 с.

13. Knight, J. Internationalization remodeled: Definition, approaches, and rationales // Journal of studies in international education. 2004, Vol.8., №1., pp. 5-31. doi.org/101177/1028315303260832

14. Lebedinskaya, Y., & Petruk, G. (2019). Methodological tool development to improve competitiveness of university international activities. Amazonia Investiga, 8(22), 261-268. Retrieved from https:// amazoniainvestiga.info/index.php/amazonia/article/view/427

15.15. Marginson, S. Dynamics of National and Global Competition in Higher Education // Higher Education, 2006, vol. 51, no. 1, pp. 1-39. doi. org/10.1007/s10734-004-7649-x.

16. Petruk G.V., Lebedinskaya Y.S., Korostelev A. A., Klescheva N.A. Internationalization of higher education of China as the factor of university competitiveness increase. // Revista San Gregorio, 2018, № 25

17. Демцура С.С., Рябчук П.Г., Гордеева Д.С. Проблемы и задачи опережающего управления в сфере реализации образовательных услуг //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 47-51.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Руденко А.А., Лу Т.В. Об особенностях управления конкурентоспособностью и инновационной деятельностью вуза на рынке образовательных услуг // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2010. № 1. С. 55-56.

19. Шамин А.Е., Касимова Ж.В. Особенности предоставления образовательных услуг в региональных вузах // Вестник НГИЭИ. 2018. № 10 (89). С. 119-134.

20. Демцура С.С., Дмитриева Е.Ю., Полуянова Л.А. Рынок образовательных услуг и современные тенденции развития образования в России // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 114-117.

21. Сайт ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет». [Электронный ресурс].- URL: http:// www.dvfu.ru/. (дата обращения 10.01.2020).

22. Сайт ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса». [Электронный ресурс].- URL: http:// www.vvsu.ru/. (дата обращения 10.01.2020).

23. Сайт ФГБОУ ВО «Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского». [Электронный ресурс].- URL: https://msun.ru. (дата обращения 10.01.2020).

24. Сайт ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный тех-

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2020. Т. 9. № 2(31)

нический рыбохозяйственный университет». [Электронный ресурс].-URL: https://dalrybvtuz.ru/. (дата обращения 10.01.2020).

25. Сайт ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный медицинский университет». [Электронный ресурс].- URL: https://tgmu.ru/. (дата обращения 10.01.2020).

Статья поступила в редакцию 05.02.2020 Статья принята к публикации 27.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.