Научная статья на тему 'Экспорт продукции рыбохозяйственного комплекса России: существующие барьеры и основные направления развития'

Экспорт продукции рыбохозяйственного комплекса России: существующие барьеры и основные направления развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЫБОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ЭКСПОРТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колончин Кирилл Викторович

Сохраняющиеся дисбалансы в развитии агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса указывают на низкий уровень планирования как в производстве продукции, так и в ее продвижении на внутренние и внешние рынки. Указанные дисбалансы приводят к падению доходов и организаций, занятых сельхозпроизводством, добычей водных биоресурсов, и перерабатывающих предприятий, увеличению финансовых расходов на хранение и транспортировку продукции до потребителя. Одним из основных направлений решения данной проблемы может стать проект по развитию экспорта продукции на мировые рынки продовольствия, необходимые ресурсы для реализации данного проекта в нашей стране имеются. Базовые элементы данного федерального проекта включают в себя развитие сырьевой базы и сферу производства готовой продукции, формирование безбарьерной среды для продвижения продукции на зарубежные рынки, создание современной инфраструктуры товародвижения и хранения продукции, проекты по продвижению и позиционированию российской продукции под зонтичными брендами. Несмотря на рост объемов экспорта рыбной продукции до 2,15 млрд долл. США, стоимость российского экспорта могла бы иметь более высокие показатели при условии диверсификации экспортной продукции на основе продукции глубокой переработки водных биологических ресурсов. На фоне физического и морального износа рыбопромыслового флота и береговой рыбоперерабатывающей базы инвестиции в модернизацию организаций рыболовства, рыбоводства и перерабатывающей базы значительно ниже установленных уровней, а вклад рыбохозяйственного комплекса в ВВП российской экономики не достигает одного процента. Все эти факторы выступают как механизмы торможения работы рыбохозяйственного комплекса. Сложившаяся модель торговли рыбной продукцией на внутреннем и внешнем рынке требует серьезной корректировки с ориентацией поставок в первую очередь на внутренний рынок, формирования справедливых цен, недопущения роста неконтролируемого экспорта в ущерб национальным интересам России. Государственное участие в решении этого вопроса может быть реализовано путем установления тарифных квот на экспорт рыбной продукции и изменения механизма распределения квот на добычу водных биологических ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The remaining imbalances in the development of agriculture and fisheries indicate a low level of planning, both in production and in the promotion of the products to domestic and foreign markets. These imbalances lead to a drop in income of processors and organizations engaged in agricultural production and harvesting of aquatic biological resources as well as to an increase in financial costs for storage and transportation of products to the consumer. One of the main directions of solving this problem can be an export development project to promote the products to the world food markets. Our country possesses the necessary resources for the implementation of this project. The basic elements of this Federal project are the development of the raw material base and manufacturing, the creation of a barrier-free environment for the promotion of products to foreign markets, building of modern infrastructure for the distribution and storage of products, projects for the promotion and market positioning of Russian products under umbrella brands. Despite the increase in exports of fish products to 2.15 billion US dollars, the value of Russian exports could perform better, provided diversification of export products based on high-refined products of aquatic biological resources. In a context of the high level of depreciation and obsolescence of the fishing fleet and coastal fish processing base, investments in the modernization of fisheries, fish farming, and processing facilities are much lower than the established levels, and the contribution of the fisheries industry to the GDP of the Russian economy does not reach one percent. All these factors act as mechanisms for braking and improving the efficiency of the fisheries industry. The current model of trade in fish products in the domestic and foreign markets requires a serious adjustment, with the focus of supplies primarily on the domestic market and the formation of fair prices, preventing the growth of uncontrolled exports to the detriment of the national interests of Russia. State participation in the solution of this issue can be realized by establishing tariff quotas for the export of fish products and changing the mechanism of allocation of quotas for the extraction of aquatic biological resources.

Текст научной работы на тему «Экспорт продукции рыбохозяйственного комплекса России: существующие барьеры и основные направления развития»

УДК 626.88(470)(045)

Экспорт продукции рыбохозяйственного комплекса россии: существующие барьеры и основные направления развития

Часть 1

К.В. Колончин, канд. экон. наук

внии рыбного хозяйства и океанографии, москва

Реферат

Сохраняющиеся дисбалансы в развитии агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса указывают на низкий уровень планирования как в производстве продукции, так и в ее продвижении на внутренние и внешние рынки. Указанные дисбалансы приводят к падению доходов и организаций, занятых сельхозпроизводством, добычей водных биоресурсов, и перерабатывающих предприятий, увеличению финансовых расходов на хранение и транспортировку продукции до потребителя. Одним из основных направлений решения данной проблемы может стать проект по развитию экспорта продукции на мировые рынки продовольствия, необходимые ресурсы для реализации данного проекта в нашей стране имеются. Базовые элементы данного федерального проекта включают в себя развитие сырьевой базы и сферу производства готовой продукции, формирование безбарьерной среды для продвижения продукции на зарубежные рынки, создание современной инфраструктуры товародвижения и хранения продукции, проекты по продвижению и позиционированию российской продукции под зонтичными брендами. Несмотря на рост объемов экспорта рыбной продукции до 2,15 млрд долл. США, стоимость российского экспорта могла бы иметь более высокие показатели при условии диверсификации экспортной продукции на основе продукции глубокой переработки водных биологических ресурсов. На фоне физического и морального износа рыбопромыслового флота и береговой рыбоперерабатывающей базы инвестиции в модернизацию организаций рыболовства, рыбоводства и перерабатывающей базы значительно ниже установленных уровней, а вклад рыбохозяйственного комплекса в ВВП российской экономики не достигает одного процента. Все эти факторы выступают как механизмы торможения работы рыбохозяйственного комплекса. Сложившаяся модель торговли рыбной продукцией на внутреннем и внешнем рынке требует серьезной корректировки с ориентацией поставок в первую очередь на внутренний рынок, формирования справедливых цен, недопущения роста неконтролируемого экспорта в ущерб национальным интересам России. Государственное участие в решении этого вопроса может быть реализовано путем установления тарифных квот на экспорт рыбной продукции и изменения механизма распределения квот на добычу водных биологических ресурсов.

Ключевые слова

рыбохозяйственный комплекс; экспортные возможности; экспортно-импортная политика Цитирование

Колончин К.В. (2019) Экспорт продукции рыбохозяйственного комплекса России: существующие барьеры и основные направления развития // Пищевая промышленность. 2019. № 2. С. 36-39.

Export of Russian fisheries products: current barriers and main directions of development

Part I

K.V. Kolonchin, Candidate of Econonomic Sciences All-Russian Research Institute of Fisheries and Oceanography, Moscow

Abstracts

The remaining imbalances in the development of agriculture and fisheries indicate a low level of planning, both in production and in the promotion of the products to domestic and foreign markets. These imbalances lead to a drop in income of processors and organizations engaged in agricultural production and harvesting of aquatic biological resources as well as to an increase in financial costs for storage and transportation of products to the consumer. One of the main directions of solving this problem can be an export development project to promote the products to the world food markets. Our country possesses the necessary resources for the implementation of this project. The basic elements of this Federal project are the development of the raw material base and manufacturing, the creation of a barrier-free environment for the promotion of products to foreign markets, building of modern infrastructure for the distribution and storage of products, projects for the promotion and market positioning of Russian products under umbrella brands. Despite the increase in exports of fish products to 2.15 billion US dollars, the value of Russian exports could perform better, provided diversification of export products based on high-refined products of aquatic biological resources. In a context of the high level of depreciation and obsolescence of the fishing fleet and coastal fish processing base, investments in the modernization of fisheries, fish farming, and processing facilities are much lower than the established levels, and the contribution of the fisheries industry to the GDP of the Russian economy does not reach one percent. All these factors act as mechanisms for braking and improving the efficiency of the fisheries industry. The current model of trade in fish products in the domestic and foreign markets requires a serious adjustment, with the focus of supplies primarily on the domestic market and the formation of fair prices, preventing the growth of uncontrolled exports to the detriment of the national interests of Russia. State participation in the solution of this issue can be realized by establishing tariff quotas for the export of fish products and changing the mechanism of allocation of quotas for the extraction of aquatic biological resources.

Key words

export opportunities of the fisheries industry, export and import policy, its impact on the price environment of the domestic market Citation

Kolonchin K.V. (2019) Export of Russian fisheries products: current barriers and main directions of development // Food processing industry = Pishhevaya promishlennost. 2019. № 2. P. 36-39.

36 пищевая промышленность 2/2019

Увеличение численности населения в мире и повышение доходов основных социальных групп в Китае и Индии способствует интенсивному росту спроса на продовольствие и сельхозпродукцию. В то же время в связи с изменениями климата среднегодовые приросты продуктивности сельского хозяйства будут по ряду прогнозов снижаться, если не произойдет активное внедрение технологических инноваций. Потепление климата приводит уже сейчас к снижению агроклиматического потенциала планеты, и различные зоны традиционного земледелия становятся непригодными для сельскохозяйственного производства. Оценки экономического ущерба от деградации земель для развивающихся стран колеблются в диапазоне 1-7% от ВВП в год. Продукция генной инженерии и клонирования не сможет в обозримой перспективе заполнить образовавшиеся бреши на агропродовольственных рынках многих стран из-за общественного неприятия подобных товаров.

Эти обстоятельства вынуждают развивающиеся страны импортировать необходимые объемы продовольствия и сельскохозяйственной продукции для восполнения недостающих ресурсов на внутренних агропродовольственных рынках. Но для доступа на эти целевые рынки необходимо сертифицировать импортируемую продукцию в соответствии с действующим законодательством стран-импортеров, соблюдая ветеринарные и фитосанитарные требования.

Российский экспорт в эти страны требует повышение качества и конкурентоспособности поставляемой продукции, обеспечить эти требования возможно только при условии создания современных технологий, внедрение которых в промышленность позволит вырабатывать продукцию глубокой переработки. на современном этапе развития эти комплексы пока не могут выполнить требования современного рынка продовольствия, и продукция на экспорт поставляется в основном в непереработанном виде, что приводит к большим финансовым потерям компаний и экономики страны в целом.

расширение платформы для разработки и реализации научно-технологических новаций в агропромышленном и рыбо-хозяйственном комплексах с учетом складывающихся внешних и внутренних факторов позволит достигнуть поставленных целей по диверсификации экспортной продукции.

Проведение столь масштабной работы потребует от государства и научных организаций разработать необходимые институциональные преобразования и экономические механизмы. Использование их в реальной экономике сформирует необходимые предпосылки, чтобы занять российским компаниям достойное место как на рынках России, так и на глобальных рынках. россия может в долгосрочной перспективе стать мировым поставщиком высококачественных и экологически чистых видов продовольствия наравне

с США, Евросоюзом. Чтобы увязать инновационные и управленческие задачи в единую базу, нужна современная система информационного обеспечения всех участников проекта. Это необходимое условие для своевременного принятия экономически обоснованных управленческих решений, а с другой стороны, оно позволит нивелировать возникающие угрозы и вызовы внутреннего и внешнего характера.

Анализ развития агропромышленного комплекса России за последнее время показывает наметившуюся устойчивую положительную динамику, которая стала возможной ввиду законодательного закрепления АПК как одного из наиболее социально значимых секторов национальной экономики и принятию эффективных мер его государственной поддержки. По экспертным оценкам доля аграрного сектора в ВВП России в 2017 г. составила свыше 4,5%.

однако, несмотря на достигнутые успехи, в развитии агропромышленного и ры-бохозяйственного производства сохраняется ряд проблем системного характера, требующих решения на уровне законодательной и исполнительной власти.

В последние годы наблюдается определенный дисбаланс между увеличением объемов сельскохозяйственного производства и хранением,транспортировкой, переработкой и доставкой продукции до конечного потребителя. Так, за период 2012-2017 гг. наблюдается устойчивое превышение роста производства сельскохозяйственной продукции над промышленным производством: 114,8 % против 104,1 %; темпы прироста добавленной стоимости в сельском хозяйстве в России ниже среднемировых; глубина переработки сельскохозяйственного сырья не превышает 60%; низкий уровень развития инфраструктуры хранения и логистики вызывает потери до 20% продукции.

Наличие дисбалансов в развитии агропромышленного комплекса указывает на низкий уровень планирования как в производстве агропродовольствен-ной продукции, так и в ее продвижении на внутренние и внешние рынки. К числу дисбалансов можно отнести сегодня и перепроизводство свекловичного сахара, мяса птицы и свинины, масла растительного, ряда другой продукции. Указанные дисбалансы приводят к падению доходов и сельхозтоваропроизводителей, и перерабатывающих предприятий, увеличению финансовых расходов на хранение готовой продукции и затовариванию внутреннего продовольственного рынка.

одним из основных направлений решения данной проблемы может стать проект по развитию экспорта агропродоволь-ственной продукции на мировые рынки продовольствия, необходимые ресурсы для реализации данного проекта в нашей стране имеются: Россия располагает 9% мировых сельхозугодий, 20% ресурсов пресной воды, 18% лесных ресурсов и занимает одно из первых мест по производству минеральных удобрений.

Реализация широкомасштабного проекта по расширению экспорта продукции российского АПК нуждается в проведении серьезной работы по анализу статистики мировой торговли, торговли в формате ЕАЭС, с тем чтобы вырабатывать необходимые эффективные механизмы, в контексте принятых обязательств перед зарубежными партнерами. Внимательного изучения требуют вопросы доступа на зарубежные рынки с учетом действующих там нормативно правовых актов регулирования продовольственных рынков, устанавливающих барьеры на пути продвижения на них российской продукции.

Анализ данных Вто по обзору статистики мировой торговли показал, что в 2015 г. общий объем мировой торговли товарами составил около 16 трлн долл. сшА, при этом на долю аграрной продукции пришлось примерно 1,6 трлн долл. сшА. Среди основных лидеров экспортеров продукции сельскохозяйственного производства следует назвать прежде всего (млрд долл. США) ЕС - 585, США - 163, Китай - 73, Канаду - 63, Индию - 35.

Для сравнения, доля агропродоволь-ственной продукции в несырьевом неэнергетическом экспорте России в 2017 г. составила около 14%, это 20,7 млрд долл. США. К совокупному объему экспорта России это составляет около 5,7 %. К основным товарным позициям российского агропродовольственного экспорта следует отнести прежде всего зерно -37% в общем стоимостном объеме экспорта, рыбу и морепродукты - 21%, продукцию масложировой отрасли - 15 %, кондитерские изделия - 5%, табачные изделия - 3%.

При ежегодном вылове водных биоресурсов в объеме 4,2-4,5 млн т, их экспорт превышает 40 % и составляет 2,12,2 млн т, в стоимостном выражении это составляет 4,5-4,65 млрд долл. США.

Совокупный объем данных видов товаров в общем объеме экспорта в денежном выражении составляет 81%.

Ниже приводятся данные по экспорту продукции АПК в объемном и стоимостном выражении за последние 5 лет (рис. 1).

Следует отметить, что, несмотря на рост российского экспорта, сохраняется отрицательное сальдо торгового баланса, по-прежнему импорт превышает экспорт. Это связано с тем, что в основном Россия поставляет на экспорт не переработанную продукцию; так происходит по сельскохозяйственной продукции и продукции ры-бохозяйственного комплекса. В то время как, например, турция закупает российское зерно и на созданных современных мельничных комбинатах перерабатывает его в муку, поставляя ее в страны ЕС и Ближнего Востока.

Аналогичная ситуация наблюдается в работе рыбохозяйственного комплекса, где примерно 90% получаемой продукции улова приходится на производство мороженной разделанной и неразделан-ной продукции. Поэтому и объемы мороженой рыбы, поставляемой на экспорт составляют 86-87%, а филе - 6,1%, вслед-

61776

С.ЛПЛЛ

47369 43989

35081

*--—п-

18982 20706

16259 16215

л;:.! -и:4 .>:ь Год

~<^Экспортг тыс т —О^Экспорт млн долл. США

Источник данных: Росстат, рассчитано автором. Рис. 1. Экспорт продукции АПК за период 2013-2017 гг.

ствие этих причин рыбохозяйственная отрасль работает в экспортно-сырьевом режиме.

В настоящее время по экспертным оценкам экспорт продукции осуществляют примерно 11,6 тыс. компаний, российские продовольственные товары экспортируются в 143 страны, география нашего экспорта широка - от Египта, Китая, Вьетнама до Нидерландов и Ирана.

Основными импортерами российской продукции в 2017 г. стали следующие страны: Китай - 21 % в совокупном объеме стоимости экспорта продукции АПК, Африка -14%, страны СНГ - 13%, страны Персидского залива -11 %, ЕС - 8%.

Сохранится ли данный положительный тренд в ближайшем будущем, во многом будет зависеть от результатов работы сектора растениеводства и животноводства, в том числе и рыбохозяйственного комплекса.

В то же время Указом президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 ставится задача вхождении России в число пяти крупнейших экономик мира и создание в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора.

Президентом России ставится задача увеличить к 2024 г. объем несырьевого и неэнергетического экспорта объемов, до 250 млрд долл. США, по продукции АПК - 45 млрд долл. США, это практически удвоение тех объемов, которые имеет сегодня наша страна.

Известно, что Россия, являясь членом ВТО, взяла на себя обязательства не предоставлять экспортные субсидии экспортерам на продовольствие, аналогичные ограничения были взяты в рамках работы в ЕАЭС. По сути дела, речь идет о проведении протекционистской политики в отношении национальных представителей бизнеса, работающих на мировых продовольственных рынках.

Опыт многих стран - членов ВТО показывает многообразие форм и подходов к решению данного неоднозначного вопроса, практика показывает, что во главу угла в выстраивании отношений во многих случаях ставится не экономика, а политика. Поэтому страны, которые проводят со-

гласованную политику в международных делах, предоставляют определенные преференции в данном вопросе.

Наглядным примером может служить деятельность руководства США в решении рассматриваемой проблемы, когда национальным компаниям предоставляются различные формы преференций в обход правил ВТО, чтобы создавать им конкурентные преимущества на товарных рынках.

Многие страны, являющиеся крупнейшими экспортерами сельскохозяйственной и рыбной продукции, пользуются режимом наибольшего благоприятствования при экспорте своей продукции на перспективные для российских производителей рынки, что дает им дополнительные конкурентные преимущества.

Так, например, Китай предоставляет преференции для экспортеров из Чили, Новой Зеландии, Австралии, снижая ввозные таможенные пошлины в зависимости от номенклатуры товара до 0%. Аналогичные примеры можно привести и по другим странам, в том числе по Южной Корее. В этой стране при стандартной ввозной пошлине на говядину в 40%, для Австралии это значение составляет 29,3 %, стран ЕС - 25%, для США -24%.

России в этом плане пока удалось реализовать пока один проект по созданию зоны свободной торговли в 2015 г. с Вьетнамом, в рамках которого Вьетнам предоставил беспошлинный ввоз на свою таможенную территорию мясо КРС, с 2021 г. планируется аналогичный режим ввести в отношении мяса птицы.

При этом следует отметить, что Россия, являясь членом ВТО, не использует тех финансовых возможностей по государственной поддержке АПК, которые разрешены ей правилами ВТО, а это примерно 4,4 млрд долл. США в год. Поэтому наращивание экспорта продукции российского АПК потребует в среднесрочной перспективе увеличения средств господдержки на те товарные группы, которые будут иметь спрос на зарубежных рынках.

Есть и еще одна причина, которая сдерживает развитие сельскохозяйственного производства, речь идет об уровне государственной поддержки различных секторов АПК в других

странах, где она намного выше, чем в России.

С учетом вышеизложенного по проблеме создания современной инфраструктуры агропродовольственного рынка и достижения целевых установок, поставленных майским указом президента России, выполнения приоритетных национальных проектов, потребуется корректировка институциональной базы с усилением государственного влияния на все аспекты товаропроводящей сети, внедрение цифровых технологий для оперативного решения возникающих проблем.

Формирование полноценной инфраструктуры агропродовольственного рынка с участием региональных субъектов малого и среднего предпринимательства позволит снизить уровень монополизации рынка логистических услуг, где высока доля крупных торговых сетей, располагающих необходимыми ресурсами, используемыми только в целях получения прибыли вне зависимости от того, какой товар ими поставляется на внутренний рынок, отечественный или импортный.

Организация системы сбыта сельскохозяйственной и рыбной продукции сферы малого и среднего предпринимательства создаст необходимые стимулы для развития сельских территорий, как неотъемлемой части продовольственной и национальной безопасности России.

Много вопросов возникает по причине нестыковки нормативного регулирования процессов производства и обращения пищевых продуктов, которые подлежат экспорту на зарубежные рынки. Это и нормы, установленные в технических регламентах, других документах, регулирующих качество вырабатываемой продукции. Пока не разработана необходимая методическая база по контролю за содержанием остатков ветпрепаратов в мясной продукции.

Расширение и стимулирование российского экспорта сельскохозяйственной продукции потребует от государства внесения изменений в Налоговый кодекс РФ в части применения дифференцированной ставки НДС при экспорте товаров, а также с учетом расстояний по доставке готовой продукции до портов отгрузки компенсации части затрат по перевозке продукции АПК.

Решениями заседания Совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 27 сентября 2016 г. № 5) были определены базовые цели стратегического направления «Международная кооперация и экспорт». К ним относится продвижение на внешние рынки продукции приоритетных экспортных отраслей промышленности, включая меры по представлению продукции на внешних рынках и ее адаптации к местным требованиям, патентной защите, регистрации и сертификации, послепродажному обслуживанию, логистике, предоставлению кредитно-гарантийной и иной финансовой поддержки с учетом норм и правил ВТО.

1. Создание новой товарной массы

Развитие сырьевой базы, водных биоресурсов, мари культуры, акезкультуры Модернизации технико-технологической базы пищевой и рыбоперерабатывающей

Продукция промышленной переработки водных биоресурсов Экологически чистая продукции

О

О

2. Создание экспортно-ориентированной "Л инфраструктуры

• Строительство и модернизация портовой инфраструктуры и перевалочных мощностей.

■ Снижение логистических издержек экспортеров продукции АПК рыбохозяйстве иного компленса

W

W

t. Формирование безбарьерной среды

Открытие целевых рынков для продукции АПК и рыбохозяйственного комплекса

Обеспечение эпизодического

территории России

О

Ф

4, Создание современной системы продвижения н позиционирования продукции на внешним рынкам

* Развитие сети представителей Минсельхоза России - атташе гто МСХ

• Разработка комплекса мер по продвижению продуктовый групп под зонтичными брендами, экспортный маркетинг

Рис. 2. Основные элементы структуры федерального проекта «Экспорт продукции АПК»

Установлены сроки реализации данного проекта: начало - 2018 г., окончание -2024 г.

Куратором национального проекта назначен А.Г. Силуанов, первый заместитель председателя правительства РФ, министр финансов; руководителем национального проекта назначен Д.В. Мантуров, министр промышленности и торговли; администратором национального проекта назначен А.А. Слепнев, генеральный директор АО «Российский экспортный центр».

В рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт» будет осуществляться федеральный проект «Экспорт продукции АПК» со сроками, установленными для национального проекта. Куратором федерального проекта назначен А.В. Гордеев, заместитель председателя правительства РФ; старшим должностным лицом по проекту назначен А.А. Слепнев, генеральный директор АО «Российский экспортный центр». Руководителем федерального проекта назначен С.Л. Левин, заместитель министра сельского хозяйства РФ.

Основные целевые установки данного федерального проекта заключаются в доведении объема экспорта продукции российского АПК в стоимостном выражении до 45 млрд долл. США к концу 2024 г. за счет создания новой товарной массы.

Основные структурные элементы данного федерального проекта включают в себя четыре блока разделов: развитие сырьевой базы и сферу производства готовой продукции, формирование безбарьерной среды для продвижения продукции на зарубежные рынки, создание современной инфраструктуры товародвижения и хранения продукции, проекты по продвижению и позиционированию российской продукции под зонтичными брендами (рис. 2).

Все звенья этой структуры важны для реализации экспортного проекта, они увязаны единой целевой установкой и требуют последовательного решения для всех установленных в них требований. Несоблюдение установленных требований в одном из четырех блоков будет приводить к сбоям по всему комплексу решаемых задач, с негативными последствиями по достижению целевых установок федерального проекта.

Реализация столь масштабного проекта потребует создания современной экспортно-ориентированной товаропроводящей инфраструктуры, устранения торговых барьеров (тарифных и нетарифных) для обеспечения доступа продукции АПК на мировые рынки и создания системы продвижения и позиционирования продукции АПК. При этом основной акцент при осуществлении экспорта будет делаться не столько на увеличение объемных показателей поставляемой продукции, сколько на диверсификацию экс-

портной продукции глубокой переработки, имеющей более высокую стоимость.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванова, В.Н. Новые ориентиры развития АПК России на период до 2030 года/В.Н. Иванова, С.Н. Серегин С. Н // Пищевая промышленность. - 2018. - № 8.

2. Иванова, В.Н. Факторы экономического роста аграрной экономики - приоритеты и система мер государственной поддержки/ В.Н. Иванова, С. Н. Серегин // Мясные технологии. - 2018. - № 10 (190).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Кайшев, В. Г. Экология, природопользование, биоразнообразие в концепции устойчивого развития аграрной экономики В.Г. Кайшев, С.Н. Серегин // Пищевая промышленность. - 2017. - № 5.

4. Овчарова, Л. Развитие социальной поддержки нуждающихся в России: барьеры и возможности/Л. Овчарова, Е. Горина // Вопросы экономики. - 2017. - № 3.

5. Осьмаков, В. О стратегии развития промышленности в России/В. Осьмаков, А. Калинин // Вопросы экономики. - 2017. - № 5.

6. Кунашко, А. Оценка экономического потенциала использования биоресурсов мирового океана/А. Кунашко, А. Соснило // Вопросы экономики. - 2017. - № 6.

7. Замараев, Б. Инвестиционные процессы и структурная перестройка российской экономики/Б. Замараев, Т. Маршова // Вопросы экономики. - 2017. - № 12.

8. Слободенюк, Е.Д. Где пролегает «черта бедности» в России?/Е.Д. Слободенюк, В.А. Аникин // Вопросы экономики. - 2018. - № 1.

9. Материалы президиума Госсовета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса от 19 октября 2015 г.

10. Государственная программа Российской Федерации «Развитие рыбохозяйствен-ного комплекса», утверждена Распоряжением Правительства РФ от 7 марта 2013 г. № 315-р

11. Стратегия развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года, утверждена приказом Феде-

рального агентства по рыболовству 30 марта 2018 года.

REFERENcES

1. Ivanova, V. N. Novye orientiry razvitiya APK Rossii na period do 2030 goda/V.N. Ivanova, S.N. Seregin S. N // Pishchevaya promysh-lennost'. - 2018. - № 8.

2. Ivanova, V.N. Faktory ehkonomicheskogo rosta agrarnoj ehkonomiki-prioritety i sistema mer go-sudarstvennoj podderzhki/V.N. Ivanova, S.N. Seregin // Myasnye tekhnologii. - 2018. - № 10 (190).

3. Kajshev, V. G. EHkologiya, prirodo-pol'zovanie, bioraznoobrazie v koncepcii us-tojchivogo razvitiya agrarnoj ehkonomikiV. G. Kajshev, S.N. Seregin // Pishchevaya promy-shlennost'. - 2017. - № 5.

4. Ovcharova, L. Razvitie social'noj podder-zhki nuzhdayushchihsya v Rossii: bar'ery i voz-mozhnosti/L. Ovcharova, E. Gorina // Voprosy ehkonomiki. - 2017. - № 3.

5. Os'makov, V. O strategii razvitiya promy-shlennosti v Rossii/V. Os'makov, A. Kalinin // Voprosy ehkonomiki. - 2017. - № 5.

6. Kunashko, A. Ocenka ehkonomicheskogo potenciala ispol'zovaniya bioresursov mirovogo okeana/ A. Kunashko, A. Sosnilo // Voprosy ehkonomiki. - 2017. - № 6.

7. Zamaraev, B. Investicionnye processy i strukturnaya perestrojka rossijskoj ehkono-miki / B. Zamaraev, T. Marshova // Voprosy ehkonomiki. - 2017. - № 12.

8. Slobodenyuk, E.D. Gde prolegaet «cherta bednosti» v Rossii?/E.D. Slobodenyuk, V.A. An-ikin // Voprosy ehkonomiki. - 2018. - № 1.

9. Materialy prezidiuma Gossoveta po vopro-sam razvitiya rybohozyajstvennogo kompleksa ot 19 oktyabrya 2015 g.

10. Gosudarstvennaya Programma Rossijskoj Federacii «Razvitie rybohozyajstvennogo kompleksa», utverzhdena Rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 7 marta 2013 g. № 315-r

11. Strategiya razvitiya rybnogo hozyajstva Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda, utverzhdena prikazom Federal'nym agentstvom po rybolovstvu 30 marta 2018 goda.

Автор

Колончин Кирилл Викторович, канд. экон. наук

ВНИИ рыбного хозяйства и океанографии, 107140, Москва,

ул. Верхняя Красносельская, д. 17, [email protected]

Author

Kolonchin Kirill Viktorovich, Candidate of Economic Sciences

All-Union Scientific-Research Institute of Fisheries and Oceanography, 17,

Verkhnyaya Krasnoselskaya str., Moscow, 107140, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.