Научная статья на тему 'Организации инфраструктуры агропродовольственного рынка: целевые установки и проблемы современного этапа развития. Часть II'

Организации инфраструктуры агропродовольственного рынка: целевые установки и проблемы современного этапа развития. Часть II Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
агропродовольственный рынок / конкурентоспособность / отечественная продукция / пищевая промышленность / рост экономики / сельскохозяйственное производство / современная инфраструктура / agri-food market / agricultural production / competitiveness / domestic products / food industry / economic growth / modern infrastructure

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колончин Кирилл Викторович

Динамичное развитие агропромышленного комплекса возможно обеспечить только при условии создания современной инфраструктуры агропродовольственного рынка, которая должна предоставлять маркетинговые, логистические, торговые и информационные услуги, а также включать сферу услуг по хранению, переработке, упаковке и транспортировке товаров. Специфика инфраструктуры агропродовольственного рынка заключается в том, что многие виды продукции имеют ограниченные сроки хранения. К ним относится рыба, плодоовощная и ягодная продукция, мясо и молоко. Для этой продукции требуются технические средства, которые могли бы обеспечивать ее сохранность при транспортировке на большие расстояния. Несовершенство существующей системы хранения продовольствия как в плане ее организации, размещения хранилищ по регионам, так и в технологическом и техническом их оснащении, приводит к значительным потерям продовольствия на всех этапах его продвижения к потребителю. В результате потери производимой в настоящее время сельскохозяйственной продукции составляют около 20 %, что в два раза превышает аналогичные показатели в промышленно развитых странах. Наибольшие потери имеют место при хранении и транспортировании плодоовощной и рыбой продукции, картофеля, овощей, фруктов и ягод, доходящие до 40 %. Создание современной инфраструктуры агропродовольственного рынка и решение задач, поставленных майским указом президента России, реализация приоритетных национальных проектов потребует корректировки институциональной базы с усилением государственного влияния на все аспекты товаропроводящей сети, внедрение цифровых технологий для оперативного решения возникающих проблем. Формирование полноценной инфраструктуры агропродовольственного рынка с участием региональных субъектов малого и среднего предпринимательства позволит снизить уровень монополизации рынка логистических услуг, создаст необходимые стимулы для развития сельских территорий как неотъемлемой части продовольственной и национальной безопасности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Колончин Кирилл Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of agro-food market infrastructure: targets and problems at the current stage of development. Part II

The dynamic development of the agro-industrial complex is possible only in case of creation of a modern infrastructure of the agro-food market, which should provide marketing, logistics, trade and information services, as well as the services for storage, processing, packaging, and transportation of goods. The specificity of the infrastructure of the agrifood market is that many types of products have limited shelf life: fish, fruits and berries, meat and milk, therefore, appropriate technical means are required to ensure the safety of products during its transportation over long distances for delivery to the final consumer. The imperfection of the existing food storage system, both in terms of its organization and location of storage facilities in the regions and in terms of their technological and technical equipment, leads to significant losses of food at all stages of its promotion to the consumer. As a result, the loss of agricultural products currently produced is about 20 percent, which is twice as high as in industrialized countries. The greatest losses occur in the storage and transportation of fruits and vegetables, fish products, potatoes, vegetables, fruits, and berries, reaching up to 40 %. The development of a modern infrastructure of the agro-food market and the achievement of the targets set by the may decree of the President of Russia, the implementation of priority national projects will require the adjustment of the institutional framework and the strengthening of state influence on all aspects of the distribution network, the introduction of digital technologies to quickly solve emerging problems. The organization of a full infrastructure of the agro-food market with the participation of regional small and medium-sized businesses will reduce the level of monopolization of the logistics services market, create the necessary incentives for the development of rural areas as an integral part of the food and national security of Russia.

Текст научной работы на тему «Организации инфраструктуры агропродовольственного рынка: целевые установки и проблемы современного этапа развития. Часть II»

УДК 663/664:65.32(045)

организации инфраструктуры агропродовольственного рынка: целевые установки и проблемы современного этапа развития

Часть II

К.В. Колончин, канд. экон. наук

внии рыбного хозяйства и океанографии, москва

Реферат

Динамичное развитие агропромышленного комплекса возможно обеспечить только при условии создания современной инфраструктуры агропродовольственного рынка, которая должна предоставлять маркетинговые, логистические, торговые и информационные услуги, а также включать сферу услуг по хранению, переработке, упаковке и транспортировке товаров. Специфика инфраструктуры агропродовольственного рынка заключается в том, что многие виды продукции имеют ограниченные сроки хранения. К ним относится рыба, плодоовощная и ягодная продукция, мясо и молоко. Для этой продукции требуются технические средства, которые могли бы обеспечивать ее сохранность при транспортировке на большие расстояния. Несовершенство существующей системы хранения продовольствия как в плане ее организации, размещения хранилищ по регионам, так и в технологическом и техническом их оснащении, приводит к значительным потерям продовольствия на всех этапах его продвижения к потребителю. В результате потери производимой в настоящее время сельскохозяйственной продукции составляют около 20 %, что в два раза превышает аналогичные показатели в промышленно развитых странах. Наибольшие потери имеют место при хранении и транспортировании плодоовощной и рыбой продукции, картофеля, овощей, фруктов и ягод, доходящие до 40 %. Создание современной инфраструктуры агропродовольственного рынка и решение задач, поставленных майским указом президента России, реализация приоритетных национальных проектов потребует корректировки институциональной базы с усилением государственного влияния на все аспекты товаропроводящей сети, внедрение цифровых технологий для оперативного решения возникающих проблем. Формирование полноценной инфраструктуры агропродовольственного рынка с участием региональных субъектов малого и среднего предпринимательства позволит снизить уровень монополизации рынка логистических услуг, создаст необходимые стимулы для развития сельских территорий как неотъемлемой части продовольственной и национальной безопасности России.

Ключевые слова

агропродовольственный рынок; конкурентоспособность; отечественная продукция; пищевая промышленность; рост экономики; сельскохозяйственное производство; современная инфраструктура

Цитирование

Колончин К.В. (2018) Организации инфраструктуры агропродовольственного рынка: целевые установки и проблемы современного этапа развития // Пищевая промышленность. 2019. № 1. С. 38-43.

Organization of agro-food market infrastructure: targets and problems at the current stage of development

Part II

K.V. Kolonchin, Candidate of Econonomic Sciences All-Russian Research Institute of Fisheries and Oceanography, Moscow

Abstracts

The dynamic development of the agro-industrial complex is possible only in case of creation of a modern infrastructure of the agro-food market, which should provide marketing, logistics, trade and information services, as well as the services for storage, processing, packaging, and transportation of goods. The specificity of the infrastructure of the agrifood market is that many types of products have limited shelf life: fish, fruits and berries, meat and milk, therefore, appropriate technical means are required to ensure the safety of products during its transportation over long distances for delivery to the final consumer. The imperfection of the existing food storage system, both in terms of its organization and location of storage facilities in the regions and in terms of their technological and technical equipment, leads to significant losses of food at all stages of its promotion to the consumer. As a result, the loss of agricultural products currently produced is about 20 percent, which is twice as high as in industrialized countries. The greatest losses occur in the storage and transportation of fruits and vegetables, fish products, potatoes, vegetables, fruits, and berries, reaching up to 40 %. The development of a modern infrastructure of the agro-food market and the achievement of the targets set by the may decree of the President of Russia, the implementation of priority national projects will require the adjustment of the institutional framework and the strengthening of state influence on all aspects of the distribution network, the introduction of digital technologies to quickly solve emerging problems. The organization of a full infrastructure of the agro-food market with the participation of regional small and medium-sized businesses will reduce the level of monopolization of the logistics services market, create the necessary incentives for the development of rural areas as an integral part of the food and national security of Russia.

Key words

agri-food market; agricultural production; competitiveness; domestic products; food industry; economic growth; modern infrastructure Citation

Kolonchin K.V. (2018), Organization of agro-food market infrastructure: targets and problems at the current stage of development // Food processing industry = Pisshevaya promishlennost. 2019. № 1. P. 38-43.

В настоящее время одним из приоритетов развития отечественного АПК становится экспорт продукции на внешние агропродовольственные рынки, имеющийся потенциал России этого направления используется пока слабо. Если посмотреть на динамику этого процесса, то следует отметить, что в 2017 г. Россия экспортировала около 64 млн т сельхоз-сырья и пищевой продукции на сумму 20,3 млрд долл., а аналогичный импорт продукции составил 22 млн т на сумму 29 млрд долл. Приведенные цифры говорят о том, что экспорт российской продукции пока носит сырьевой характер, основной объем экспорта приходится на неперера-ботанную продукцию, что приводит к снижению доходности экспортных операций и оказывает негативное влияние на дальнейшее увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции. Диверсификация экспорта на основе продукции глубокой переработки и создание современной инфраструктуры и логистики -это то направление, которое нуждается в государственной поддержке для достижения целевых установок, обозначенных в майском указе президента.

К настоящему времени сформирована институциональная основа для развития агропродовольственного рынка, но она несовершенна с учетом роста аграрной экономики, расширения экспорта российской продукции, вхождения экономики России в глобальные торговые и технологические структуры. Поэтому расширяющиеся связи России с международными организациями, развитие интеграционных связей со странами ЕАЭС, потребуют корректировки нормативно-правовой базы, регулирующей указанную сферу деятельности.

Достижение целевых установок потребует совершенствования институциональной базы, как императива - развития инфраструктуры, кооперации, интеграционных связей, территориальных кластеров, внедрение новых технических регламентов и стандартов.

выстраивание приоритетов основывается на внедрении современных методов управления и систем интегрального контроля показателей качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов на этапах переработки, транспортировки и хранения, на создании и внедрении в производство новых упаковочных материалов с антимикробными добавками, которые продлевают срок годности продукции, в том числе биораз-лагаемой упаковки.

Создание системы сбыта агропродо-вольственной продукции с использованием современных складских помещений, различных видов специализированного

транспорта, позволяющего сохранять качество перевозимой продукции, другой инфраструктуры позволит не только уменьшить потери готовой продукции по всей товаропроводящей цепи, но обеспечит снижение волатильности на продуктовых рынках.

Если говорить о состоянии портовой и транспортно-логистической инфраструктуре рыбохозяйственного комплекса, следует отметить, что она не соответствует мировым стандартам, многие ее элементы морально и физически устарели и нуждаются в обновлении.

При этом следует подчеркнуть, что инвестиции в основной капитал предприятий рыбохозяйственного комплекса незначительны и если в 2012-2014 гг. они немного превышали 3 млрд руб. ежегодно, то в последние годы прослеживается тенденция к их падению, что не способствует созданию современных объектов инфраструктуры. И вместе с тем объемы экспорта рыбной продукции растут и уже превысили уровень 3,7 млрд долл., а это значит, что средства у организаций рыбодобы-вающей отрасли для обновления инфраструктуры имеются. Но многие организации надеются на бюджетное финансирование развития объектов инфраструктуры, в этом вопросе необходимо государству на основе проведения всестороннего анализа финансово-экономической работы организаций рыбохозяйственного комплекса разработать комплекс мер по стимулированию притока инвестиций частного предпринимательства в развитие его инфраструктуры. В этой сфере работы рыбохозяйственного комплекса необходимо применять передовой опыт соседних стран Дальневосточного рыбного бассейна - Японии, Китая, Южной Кореи. В этих странах на территориях морских портов создаются организации кластерного типа, включающие в себя добычу, переработку и торговлю рыбной продукцией.

Какие возникают барьеры по решению проблем данного направления. Во-первых, многие виды транспорта, используемого для перевозки грузов морально и физически устарели, аналогичная ситуация наблюдается и в рыбохозяйственном комплексе, где требуется существенное обновление рыбопромыслового флота и технико-технологической базы рыбоперерабатывающих заводов, технических средств с использованием искусственного холода для перевозки рыбной продукции на большие расстояния.

Вопрос этот сложный и для его решения необходима межведомственная координация по многим вопросам доставки рыбной продукции до потребителя. РЖД, как правило, не несет ответственности за соблюдением температурных режимов

при перевозке грузов по железной дороге, что приводит к снижению качества продукции и снижению потребительских свойств. Представители бизнеса, пользуясь опытом зарубежных компаний, сегодня переходят к перевозкам рыбной продукции в контейнерах. но насколько экономически оправдан этот переход, притом что в России еще нет современного производства этих контейнеров, а производственные мощности по выпуску вагонов-рефрижераторов не используются?

Специфика развития рыбохозяйствен-ного комплекса, большие расстояния для транспортировки рыбной продукции до потребителя, устаревшая инфраструктуры - все это негативно отражается на ценовой динамике и делает рыбную продукцию экономически недоступной для значительной части нашего общества.

В советское время на железных дрогах страны работало 15-17 тыс. вагонов рефрижераторов, в настоящее время их осталось не более одной тысячи. Поэтому контейнерная перевозка очевидно в будущем получит широкое распространение, но для реализации этого проекта необходимо проводить НИОКР, а уж затем применять полученные результаты на практике.

Второй пласт проблем обусловлен постоянным ростом цен на энергоносители, топливо, повышением налоговой нагрузки, возрастающими требованиями к организации грузоперевозок на региональном и федеральном уровнях.

Развитие современных торговых форматов, куда входят торговые сети и оптовые продовольственные рынки должно способствовать привлечению инвестиций в экономику, созданию новых рабочих мест, именно они предлагают своим покупателям широкий ассортимент товаров и являются крупными налогоплательщиками.

Мировой опыт показывает, что эти системы торговли могут оказывать позитивное влияния на социально-экономические показатели стран, а за счет высокой ценовой волатильности обеспечивать снижение продуктовой инфляции.

Особое внимание федеральных органов исполнительной власти должно быть уделено развитию инфраструктуры торговли и услуг, а также повышению предпринимательской активности и конкуренции на рынках сбыта.

Система оптово-продовольст-венных рынков, где значительна роль государства в формировании справедливых цен на продовольственные товары, должна одновременно функционировать с распределительными центрами сетевой торговли

и только при наличии обеих таких систем оптовое звено торговли продовольственными товарами может считаться оптимальным в современном представлении экономики. Тем самым будет обеспечивать необходимый уровень конкурентоспособности на рынке, не допуская необоснованного повышения цен, создавать необходимый бизнес-климат для поставки на агро-продовольственный рынок качественной и безопасной продукции.

При этом нужно понимать, что оптовый продовольственный рынок не является оптовиком, скупающим продукцию, и не является складом длительного хранения. Оптовый продовольственный рынок -место встречи производства и торговли, в том числе, помимо услуги аренды площадей, оказывающая услуги подработки, упаковки, консолидации мелких партий товара для поставок торговым операторам.

Оптовые продовольственные рынки будут выполнять для торговли важную функцию содействия гарантированного и постоянного аккумулирования продукции производителей, включая мелких, в радиусе до 500 км, что будет способствовать развитию местного сельскохозяйственного производства и производства продуктов питания.

Значимость мелкооптового звена торговли определяется тем, что именно оно выступает партнером, прежде всего для малого и среднего предпринимательства.

Для снижения инвестиционных вложений в инфраструктуру торговли и уменьшения торговых издержек в ближайшей перспективе ожидается рост интернет-торговли в пищевом сегменте, к 20202023 гг. ее объем в общей структуре торговли прогнозируется на уровне 5-8%. Развитие этого формата торговли будет создавать необходимые условия для повышения конкурентоспособности на рынке и в определенной степени выравнивания ценового диапазона товарной продукции.

Государственная торговая политика должна разрабатываться с учетом развития равноправной конкуренции между различными каналами сбыта для гарантированного сбыта отечественных продовольственных товаров на внутреннем рынке, расширения экспорта и сохранения доминирующего положения национальных производителей на российском агропродовольственном рынке.

Во исполнение пункта 2 раздела I протокола заседания Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 38 приказом Минпромторга России

от 25 декабря 2014 г. № 2733 утверждена Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 гг. и период до 2020 г.

стратегия направлена на развитие сегментов розничной и оптовой торговли товарами различного назначения, прежде всего продовольственными товарами, и направлена на формирование и обеспечение функционирования многоформатного товаропроводящего звена, соответствующего требованиям социально-экономической развития России.

При разработке стратегии был учтен отечественный и зарубежный опыт развития торговли, а также действующее нормативно-правовое регулирование отношений в области торговой деятельности.

Целью Стратегии является создание условий для формирования комфортной среды как для производителей товаров, так и представителей торговых организаций через развитие многоформатной инфраструктуры торговли.

Развитие различных видов и форматов торговой деятельности отвечает интересам потребителей, которые в развитых странах используют одновременно 6-7 форматов торговли, тогда как в России зачастую данный показатель находится на уровне 2-3 торговых форматов, что свидетельствует о недостаточном уровне комфорта потребительской среды.

в тоже время анализ развития торговли в России и зарубежных странах показывает, что российская розничная торговля демонстрирует существенное отставание от развитых государств Европы по обеспеченности торговыми площадями, а также по доле дистанционной торговли в общем обороте торговли.

Развитие форматов торговли неравномерно по территории России. Например, на долю Москвы и Санкт-Петербурга приходится около половины торговых площадей гипермаркетов, супермаркетов, на долю остальных городов-миллионников - еще 30%. В то же время отдаленные и труднодоступные территории Российской Федерации зачастую испытывают острый дефицит торговых объектов (вплоть до полного их отсутствия).

С учетом огромных пространств нашей страны и труднодоступности ряда территорий, а также в связи со слабой развитостью торговой инфраструктуры на значительной части страны, необходимо развивать различные форматы торговли и оказывать им меры государственной поддержки в таких регионах.

Одним из направлений развития торговой деятельности являются ярмарки - простейшая и важнейшая форма предпринимательской активности в малой торговле, а также в мелком и среднем производстве, в первую очередь в производстве продуктов питания, рыбной продукции и сельскохозяйственном производстве.

Ярмарки позволяют максимально быстро вовлечь в торговлю продукты и товары, производимые недалеко от города (в радиусе примерно 200 км) и соответственно дать импульс к увеличению их производства, а потребителю на регулярной основе получать свежую и доступную продукцию.

Необходимо упрощение процедур организации ярмарок союзами и ассоциациями товаропроизводителей, а также организациями потребительской кооперации, что позволит создать стабильную инфраструктуру для сбыта мелким сельскохозяйственным производителям и хозяйствам населения.

Качественные сельскохозяйственные и продовольственные розничные рынки очень важны и популярны во всех странах мира - с одной стороны, как торговые объекты, где представлен широчайший ассортимент продукции, в том числе уникальной и аутентичной, с другой -как традиционное место реализации социокультурных потребностей жителей, как неотъемлемый элемент культуры. Многие рынки и ярмарки за рубежом являются популярными туристическими достопримечательностями.

Несмотря на то что потребительский рынок остается одним из динамично развивающихся секторов экономики и устойчив к различного роды рискам внутреннего и внешнего характера, в 2013 г. темпы роста оборота розничной торговли замедлились, что связано с падением реальных денежных доходов населения.

На долю малых и средних торговых предприятия возложена важная экономическая функция: являясь каналом сбыта продукции малого и среднего бизнеса продуктов питания, рыбной продукции, различных видов сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственных производителей их предпринимательские инициативы серьезно стимулируют развитие внутреннего производства.

Около 60% российских потребителей покупают продукты питания каждый день либо раз в два дня. Поэтому инфраструктура розничной торговли должна быть приспособлена для обеспечения комфорта повседневных покупок продуктов питания. Поэтому развитие торговой инфраструктуры шаговой доступности во всех сегментах розницы, нацеленных на реализацию свежих продуктов питания, рыбной продукции и сельскохозяйственной продукции местного производства будут создавать дополнительные рабочие места, способствовать развитию народных промыслов, обеспечивать потребителей качественной отечественной пищевой продукцией.

Развитие малых торговых форматов не требует масштабных инвестиций

для начала ведения предпринимательской деятельности, что особенно важно с учетом текущей экономической ситуации.

Малым формам хозяйствования государство уделяет серьезное внимание - это и задачи в свете выполнения программы по импортозамещению, и развитие сельских территорий, и сохранения национального уклада культуры и традиций в сельской местности для сохранения целостности нашего государства.

Построение на каждой территории полноценной модели торговых форматов с учетом демографических, географических, экономических, инфраструктурных и прочих особенностей данной территории и есть главное направление деятельности органов власти субъектов Российской Федерации.

Создание современной инфраструктуры товародвижения и реализация проектов по строительству оптовых продовольственных рынков (оптово-логистических, оптово-распределительных терминалов или центров) потребует от государства нового подхода по формированию институциональных и методических установок, адекватных складывающимся условиям развития агропродовольственного рынка.

В настоящее время в России требуют хранения 100-110 млн т продовольствия, в том числе 65-68 млн т с применением искусственного холода, в местах производства сырья, при его транспортировании, в системе оптовой и розничной торговли.

Несовершенство существующей системы хранения продовольствия как в плане ее организации и размещения хранилищ по регионам, так и в технологическом и техническом их оснащении, приводит к значительным потерям продовольствия на всех этапах его продвижения к потребителю. В стране отсутствует организованная система сбора, хранения и реализация продукции приусадебных и фермерских хозяйств. Эта категория хозяйств располагает лишь 3% холодильных емкостей АПК.

В результате потери производимой в настоящее время сельскохозяйственной продукции составляют около 20 %, что в два раза превышает аналогичные показатели в промышленно развитых странах. Наибольшие потери имеют место при хранении и транспортировании картофеля, овощей, фруктов и ягод, доходящие до 40%.

Рост объемов производства основных видов сырья и продовольствия приведет к увеличению нагрузки на систему хранения, поэтому с целью недопущения необоснованных потерь сырья и продовольствия предусматривается новый уровень организации ее работы для со-

кращения времени доставки продукции к местам основного потребления.

Для хранения плодово-ягодной продукции планируется разработка новых технологий и технических средств с регулируемыми значениями состава газовой среды, влажности и оптимальными для каждого вида продукции температурными режимами.

Разработка современных технологий охлаждения мяса убойных животных и мяса птицы для увеличения объемов их потребления в охлажденном виде включена в основные направления развития системы хранения.

Для снижения сезонности производства товарного молока потребуется разработка технологий и технических средств для холодильной обработки молочной продукции.

Одним из основных направлений по созданию без барьерной среды для транспортировки рыбной продукции является создание соответствующей инфраструктуры для этих целей. Основной спрос на рыбную продукцию формируется в Центральной части России, где проживает около 70% населения, а основные запасы водных биоресурсов сосредоточены на Дальнем Востоке. По оценкам специалистов почти треть дальневосточной рыбы при перевозке ее в центральную часть страны теряет свое качество, основные причины такого положения дел кроются в низкой пропускной способности портов, недостатке холодильного оборудования. Устаревшие виды рефрижераторов не могут обеспечить поддержание постоянной

температуры минус 18 градусов, вследствие нарушения температурного режима при хранении и перевозке рыбная продукция теряет свое первоначальной качество, приводя и к финансовым потерям и падению спроса на нее на потребительском рынке.

На рис. 1 представлены данные по соблюдению нормативных условий хранения в существующих холодильных цепях, где показано, что наибольшие нарушения в соблюдении температурного режима при хранении готовой продукции наблюдаются в торговых залах, где продукция предлагается потребителю. Аналогичные процессы происходят при транспортировке продукции и ее хранении в производственных холодильниках. Несоблюдение установленных требований по температурным режимам приводят к утрате первоначальных потребительских свойств продовольственной продукции, снижению ее качества и потребительского спроса на рынке.

Ежегодный вылов водных биоресурсов в России составляет примерно 5 млн т. Несовершенство применяемых технологий и отсутствие необходимого оборудования для разделки различных видов рыб приводит к образованию больших объемов отходов, которые могут достигать 80 %, в результате общие потери составляют 1,5-1,7 млн т. Для обеспечения сохранности рыбной продукции применяются различные технологии, в том числе консервирование, обработка искусственным холодом, новые виды упаковки и другие. Транспортная инфраструктура для до-

Соответствие нормативным условиям хранения в элементах холодной цепи, %

Рис. 2. Оптимальная модель холодильной цепи для сохранения пищевой продукции

ставки рыбной продукции на большие расстояния сложилась давно и здесь широко применяется холодильная техника: вагоны рефрижераторы, специальные контейнеры.

Однако сегодня рынок диктует свои требования к рыбной продукции, потребительские предпочтения отдаются не мороженой рыбе со сроками хранения до одного года, а рыбе и рыбной продукции в подмороженном виде и переохлажденном состоянии. Поставку такой продукции на потребительский рынок могут обеспечить только специальные холодильные технологии с собственной технической базой и современной инфраструктурой, которая еще не разработана.

Современная система хранения различной продукции с использованием искусственного холода представляет собой непрерывную серию холодильных производств, хранения и распределения, а также связанные с этим оборудование и логистика, обеспечивающие поддержание заданного диапазона низких температур.

Ниже представлена блок-схема предполагаемой модели холодильной цепи, обеспечивающей соблюдение установленных температурных режимов по всей трофологической цепи с минимальными потерями продукции и сохранением качества продукции (рис. 2).

Основная цель создания современной системы хранения как инфраструктурного звена агропродовольственного рынка заключается в обеспечении сохранения качества продукции в товаропроводящей сети при доставке готовой продукции до потребителя с минимальными потерями. Также данная система призвана обеспечить необходимые запасы хранения скоропортящейся продукции и возможность ее транспортировки на любые

расстояния и расширить реализацию продукции сезонных производств.

С учетом вышеизложенного по проблеме создания современной инфраструктуры агропродовольственного рынка и достижения целевых установок, поставленных майским указом президента России, выполнения приоритетных национальных проектов потребуется корректировка институциональной базы с усилением государственного влияния на все аспекты товаропроводящей сети, внедрение цифровых технологий для оперативного решения возникающих проблем.

Формирование полноценной инфраструктуры агропродовольственного рынка с участием региональных субъектов малого и среднего предпринимательства позволит снизить уровень монополизации рынка логистических услуг, где высока доля крупных торговых сетей. Организация системы сбыта сельскохозяйственной и рыбной продукции сферы малого и среднего предпринимательства создаст необходимые стимулы для развития сельских территорий, сохранению традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока как неотъемлемой части продовольственной и национальной безопасности России.

Дальнейшее развитие рынка рыбной продукции, диверсификации ее экспорта, повышение конкурентоспособности ры-бохозяйственного комплекса потребует привлечения значительных материальных и финансовых ресурсов на принципах государственно-частного партнерства для проведения модернизации портовой и транспортно- логистической инфраструктуры.

Особое внимание должно быть уделено вопросам качества и безопасности

пищевой продукции с наделением соответствующих полномочий органов контроля и надзора в этой сфере деятельности.

Определенные изменения должны быть внесены в документы таможенно-тарифного регулирования и Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности.

Минсельхозу России в рамках выполнения Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 гг. необходимо разработать подпрограмму «Производство, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», предусмотрев для реализации ее мероприятий необходимые средства государственной поддержки.

Необходимо увеличить средства государственной поддержки этого направления развития, учитывая его высокое социально-экономическое значение для снижения уровня бедности в стране.

ЛИТЕРАТУРА

1. Нуралиев, С.У. Экономическая политика и ее роль в повышении конкурентоспособности Продукции АПК / С. У. Нуралиев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2018. - № 5 -С. 8-10.

2. Маслакова, В. Реализация приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса»/В. Маслова // Инвестиции в России. - 2018. - № 2. -С. 19-24.

3. Иванова, В.Н. Наращивание объемов производства и расширение экспорта продукции - долгосрочные приоритеты развития АПК России/В.Н. Иванова, С.Н. Серегин // Пищевая промышленность. - 2018. - № 6. -С. 22-26.

4. Иванова, В.Н. О проекте Стратегии развития АПК России на период до 2030 года/В.Н. Иванова, С.Н. Серегин // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2018. - № 7. -С. 2-7.

5. Рыкова, И.Н. Эффективность реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг./И.Н. Рыкова, С.В. Шкодинский // Вестник Академии права и управления. - 2018. - № 2. -С. 140-145.

6. Маслова, В. Повышение конкурентоспособности отечественной агропродоволь-ственной продукции и развитие цифровой экономики в АПК/В. Маслова, М. Авдеев // АПК: Экономика, управление. - 2018. - № 8. -С. 4-11.

7. Семин, А.Н. Монополизм торговых сетей и транснациональных компаний на агро-продовольственном рынке страны: проблемы и пути их решения/ А. Н. Семин // Агропродовольственная политика России. -С. 29-34.

8. Ткач, А. Расширение отечественного рынка сельскохозяйственной продукции, как экспортного ресурса России/ А. Ткач, О. Жукова, А. Нечитайлов // Экономика сельского хозяйства России. - 2017. - № 1. -С. 25-30.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Узун, В. Анализ реализации госпрограммы развития сельского хозяйства в 2017 году/В. Узун // Экономическое развитие России. - 2018. - Т. 25. - № 6. -С. 32-35.

10. Папцов, А. Г. Национальный и наднациональный уровни регулирования и направления финансирования аграрного сектора ЕС/А.Г. Папцов // АПК: Экономика, управление. - 2015. - № 2. - С. 81-87.

11. Ушачев, И.Г. Научные аспекты развития инфраструктуры на агропродовольственном рынке России/ Н. Д. Аварский, Н.А. Про-лыгина // Развитие торговли - важнейший фактор импортозамещения и обеспечения продовольственной безопасности страны. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. - 2015.

12. Стратегия развития пищевой промышленности Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2012 г. № 559-р

13. Стратегия развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года. Утверждена приказом Федеральным агентством по рыболовству 30 марта 2018 года.

14. Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года. Утверждена приказом Минпромторга России от 25 декабря 2014 г. N 2733.

15. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 30января 2010 г. № 120.

16. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 1 декабря 2016 года № 642.

17. Федеральный закон от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

18. Федеральный закон от 3.07.2016 г. №349-ФЗ «О внесении изменений в Феде-

ральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

19. Материалы президиума Госсовета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса от 19 октября 2015 г.

20. «Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы» утверждена Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2017 года № 996.

21. Государственная Программа российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса» утверждена Распоряжением Правительства РФ от 7 марта 2013 г. № 315-р.

REFERENCES

1. Nuraliev, S.U. Jekonomicheskaja politika i ee rol' v povyshenii konkurentosposobnosti Produkcii APK/ S. U. Nuraliev // Jekonomika sel'skohozjajstvennyh i pererabatyvajushhih predprijatij. - 2018. - № 5 - S. 8-10.

2. Maslakova, V. Realizacija prioritetnogo nacional'nogo proekta «Razvitie agropromysh-lennogo komp1eksa»/V. Maslova // Investicii v Rossii. - 2018. - № 2. - S. 19-24.

3. Ivanova, V. N. Narashhivanie ob#emov proizvodstva i rasshirenie jeksporta produkcii -dolgosrochnye prioritety razvitija APK Rossii/V.N. Ivanova, S.N. Seregin // Pishhevaja promyshlennost'. - 2018. - № 6. - S. 22-26.

4. Ivanova, V. N. O proekte Strate-gii razvitija APK Rossii na period do 2030 goda/V.N. Ivanova, S.N. Seregin // Jekonomi-ka sel'skohozjajstvennyh i pererabatyvajushhih predprijatij. - 2018. - № 7. - S. 2-7.

5. Rykova, I. N. Jeffektivnost' realizacii Gosudarstvennoj programmy razvitija sel'skogo hozjajstva i regulirovanija rynk-ov sel'skohozjajstvennoj produkcii, syr'ja i prodovol'stvija na 2013-2020 gg./I. N. Rykova, S.V. Shkodinskij // Vestnik Akademii prava i upravlenija. - 2018. - № 2. - S. 140145.

6. Maslova, V. Povyshenie konkurentosposobnosti otechestvennoj agroprodovol'stvennoj produkcii i razvitie cifrovoj jekonomiki v APK/V. Maslova, M. Avdeev // APK: Jekono-mika, upravlenie. - 2018. - № 8. - S. 4-11.

7. Semin, A. N. Monopolizm torgovyh setej i transnacional'nyh kompanij na agroprodovol'stvennom rynke strany: prob-lemy i puti ih reshenija/ A. N. Semin // Agroprodovol'stvennaja politika Rossii. -S. 29-34.

8. Tkach, A. Rasshirenie otechestvennogo rynka sel'skohozjajstvennoj produkcii, kak jek-sportnogo resursa Rossii/A. Tkach, O. Zhukova,

A. Nechitajlov // Jekonomika sel'skogo hozjajstva Rossii. - 2017. - № 1. - S. 25-30.

9. Uzun, V. Analiz realizacii gosprogram-my razvitija sel'skogo hozjajstva v 2017 godu/ V. Uzun // Jekonomicheskoe razvitie Rossii. - 2018. - T. 25. - № 6. - S. 32-35.

10. Papcov, A.G. Nacional'nyj i nadnacional'nyj urovni regulirovanija i napravlenija finansiro-vanija agrarnogo sektora ES/ A. G. Papcov // APK: Jekonomika, upravlenie. - 2015. - № 2. - S. 81-87.

11. Ushachev, I.G. Nauchnye aspekty razvitija infrastruktury na agroprodovol'stvennom rynke Rossii/N.D. Avarskij, N.A. Prolygina // Razvitie torgovli - vazhnejshij faktor importozamesh-henija i obespechenija prodovol'stvennoj bezopasnosti strany. Sbornik materialov Me-zhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konfer-encii. - 2015.

12. Strategija razvitija pishhevoj promy-shlennosti Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda. Utverzhdena rasporjazheniem Pravitel'stva RF ot 17 aprelja 2012 g. № 559-r

13. Strategija razvitija rybnogo hozjajstva Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda. Utverzhdena prikazom Federal'nym agentstvom po rybolovstvu 30 marta 2018 goda.

14. Strategija razvitija torgovli v Rossijskoj Federacii na 2015-2016 gody i period do 2020 goda. Utverzhdena prikazom Minpromtorga Rossii

ot 25 dekabrja 2014 g. N 2733.

15. Doktrina prodovol'stvennoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii. Utverzhdena Ukazom Pr-ezidenta RF ot 30janvarja 2010 g. № 120.

16. Strategija nauchno-tehnologicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii. Utverzhdena Ukazom Prezidenta RF ot 1 dekabrja 2016 goda № 642.

17. Federal'nyj zakon ot 20.12.2004 g. № 166-FZ «Ob akvakul'ture (rybovodstve) i vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii»

18. Federal'nyj zakon ot 3.07.2016 g. № 349-FZ «0 vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «0 rybolovstve i sohranenii vodnyh bio-logicheskih resursov».

19. Materialy prezidiuma Gossoveta po vop-rosam razvitija rybohozjajstvennogo kompleksa ot 19 oktjabrja 2015 g.

20. «Federal'naja nauchno-tehnicheskaja programma razvitija sel'skogo hozjajstva na 2017-2025 gody» utverzhdena Postanovle-niem Pravitel'stva RF ot 25 avgusta 2017 goda № 996.

21. Gosudarstvennaja Programma Rossijskoj Federacii «Razvitie rybohozjajstvennogo kompleksa» utverzhdena Rasporjazheniem Pravitel'stva RF ot 7 marta 2013 g. № 315-r.

Авторы

Колончин Кирилл Викторович, канд. экон. наук

ВНИИ рыбного хозяйства и океанографии, 107140, Москва,

ул. Верхняя Красносельская, д. 17, ko1onchin@vniro.ru

Authors

Kolonchin Kirill Viktorovich, Candidate of Economic Sciences

All-Union Scientific-Research Institute of Fisheries and Oceanography, 17,

Verkhnyaya Krasnoselskaya Street, Moscow, 107140, ko1onchin@vniro.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.