Научная статья на тему 'Экспликация экстраполяции фундаментального онто-гносеологического обмана на противостояние реальности и гиперреальности: борьба энергии и ризомы-складки'

Экспликация экстраполяции фундаментального онто-гносеологического обмана на противостояние реальности и гиперреальности: борьба энергии и ризомы-складки Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
61
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИЗОМА / БЫВАНИЕ / СКЛАДКА / РИЗОМА-СКЛАДКА / КАЖИМОСТЬ / ЭНЕРГИЯ / ИДЕЯ / ЭЙДОС / ИДЕАЛИЗМ / РЕАЛЬНОСТЬ / ГИПЕРРЕАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Эзри Г.К.

В рамках данной статьи делается попытка экспликации противостояния борьбы реальности и гиперреальности, основанного на борьбе энергии и ризомы-складка. Борьба берет свое начало в различии онтологических характеристик энергии и ризомы-складки. Делается попытка определения времени появления ризомы-складки как одного из элементов реальности-вне-человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспликация экстраполяции фундаментального онто-гносеологического обмана на противостояние реальности и гиперреальности: борьба энергии и ризомы-складки»

ЭКСПЛИКАЦИЯ ЭКСТРАПОЛЯЦИИ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ОНТО-ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБМАНА НА ПРОТИВОСТОЯНИЕ РЕАЛЬНОСТИ И ГИПЕРРЕАЛЬНОСТИ: БОРЬБА ЭНЕРГИИ И РИЗОМЫ-СКЛАДКИ

© Эзри Г.К.*

Благовещенский государственный педагогический университет, г. Благовещенск

В рамках данной статьи делается попытка экспликации противостояния борьбы реальности и гиперреальности, основанного на борьбе энергии и ризомы-складка. Борьба берет свое начало в различии онтологических характеристик энергии и ризомы-складки. Делается попытка определения времени появления ризомы-складки как одного из элементов реальности-вне-человека.

Ключевые слова ризома, бывание, складка, ризома-складка, кажимость, энергия, идея, эйдос, идеализм, реальность, гиперреальность.

Постмодернистская философия провозгласила небытийственный онтологический статус всей видимости, кажимости, разрыв связи означаемого и означающего. Это обозначило переход реальности в гиперреальность, в которой можно обнаружить серии симулякров («процессии»). Воспроизводство симулякров осуществляется ризомой и складкой. Единство как минимум функционально-инструментального значения (производство симулякров и видимостей) ризомы и складки позволяет объединить их в один концепт -концепт ризомы-складки [9-11].

Значительный философский интерес представляет вопрос о времени появления ризомы-складки. В данном контексте определить время появления ризомы-складки не значить назвать точную дату. Необходимо выявить следующее: ризома-складка существовала в реальности всегда, либо ее появление означало немедленный переход реальности в гиперреальность. Логично связать появление ризомы-складки с софистикой, критикуемой Платоном, и появлением виртуальной реальности, в которой все только кажется. С другой стороны, симулякром является вещь, которая имеет явление (видимость), но не имеет сущности (нет идеи, не реферируется), либо проще -форма без содержания. Кроме того, то, что является симулякром в «жизненном мире» одного человека не обязательно является симулякром в «жизнен-

* Студент Историко-филологического факультета. Научный руководитель: Чупров А.С., доктор философских наук, профессор.

ном мире» другого человека. Понимание сущности и системы вещей, «жизненный мир» любого человека может содержать безэйдосное. Внешнее и внутреннеесвязаны между собой, симулякры в сознании личности существуют сингулярно, а в реальности-вне-человека с помощью ризомы-складки. В этом связи логичным кажется вывод о том, что ризома-складка существовала в реальности всегда, а переход реальности в гиперреальность означает лишь увеличения значения ризомы-складки до превалирующего в реально-сти-вне-человека [6, 9-11].

Всегдашнее существование симулякров является гносеологическим аспектом фундаментального онто-гносеологического обмана: небытие в ходе взаимодействия с бытием стремится его закрыть. Гносеологически это видится с помощью симулякров. Но симулякр вместе с ризомой-складкой не является онтологическими бытием и небытием, а выступает с точки зрения онтологии быванием, будучи причастным небытию [9; 10; 11].

Лосев А.Ф. в «Комментариях к диалогам Платона» показал, что для обоснования существования идей необходимо показать их бытие в рамках идеального тела. Платон использовал для этого такие категории как Ум, Благо и так далее. Идеи воплощаются в материи через форму. Для формы в философии существует понятие «энергия». Творчески суммируя идеи Аристотеля, Ибн Рушда, Григория Паламы и Николя Кузанского можно сделать вывод, что энергия - всевозможные формы, представленные как воплощения идей, которые могут быть реализованы в материи, поддерживающие форменное существование материи. Энергия поддерживает бытийственный статус сущности (в рамках дихотомии сущность / явление), но в потенции сущность (в рамках дихотомии сущность / энергия) может производить новую энергию. Энергия оказывается, таким образом, между бытием и небытием. Энергия, не будучи небытием, поддерживает внутренне, сущностно, имманентно бытие. Энергия, кроме того, тогда, не может иметь и онтологический статус бытия. Таким образом, энергия имеет онтологический статус бывания, будучи причастна бытию. Кроме того, энергия - эманация бытия идеального тела идей в материю и на материю [1, 3, 6-11].

Энергия (онтологический статус: бывание и причастность бытию) и ри-зома-складка (онтологический статус: бывание и сопричастность небытию) сходны как бывающее. Бывание существует схожим образом с мыслью: по-мысленное еще не бытие, так как не имеет реального воплощения, но уже не небытие, так как осознано и наличествует идеально. Разница заключается в том, что энергия поддерживает бытийственный статус вещей, так как воплощает идеи, а ризома-складка поддерживает небытийственный онтологический статус вещей, так как способствует распространению безэйдос-ных системно-структурных сущностей [9-11].

Борьба энергии и ризомы-складки основывается на фундаментальном различии онтологическом различии двух представленных концептов. Эту

борьбу нет необходимости переводить в область этики, что было бы философской ошибкой. В этой связи нет и необходимости в этической привязке: добро - «+», зло - «-». С точки зрения физики логичнее было поступить иначе. Заряды «плюс» и «минус» названы так весьма условно. Так, заряд «минус» имеет избыток электронов, а «плюс» - недостаток. Взаимодействие элементарных частиц с разными зарядами ведет к взаимному уравновешиванию зарядов каждой из частиц [2, 4].

Все выше изложенное - теоретическое рассмотрение обозначенной в заглавии статьи проблемы. Не менее важным и интересным является теоретика -практический и чисто практический аспекты рассмотрения данной темы. Рассмотрим борьбу энергии и ризомы-складки на примере такого феномена как утопия, детально проанализированного доктором философских наук Ириной Юрьевной Куляскиной. Она отметила, что утопии не могут быть реализованы на практике. Утопии существуют в различных абстрактных формах. Кроме утопии существует и идеал, который «не обязан» осуществляться на практике. Реализация утопии не несет ничего хорошего - попытка создать «рай» оборачивается созданием «ада». Правильная реализация идеала (то есть без попыток его научного обоснования) выполняет две функции: реализация идеала служит источником целеполагания и критерием нравственной оценки [4, 5].

Таким образом, утопия и идеал бывают, то есть не бытие и не небытие: их можно представить, но они нереализуемы. Попытка реализации первого (утопии) ведет к строительству не того, что предполагалось первоначальным планом, получается нечто худшее: утопия сопричастна небытию. Попытка реализации идеала ведет к созиданию, появлению цели, появляется этическое обоснование: идеал сопричастен бытию. Реализации утопии идет по принципу ризомы-складки: возникает искажение реальности, которое, распространяясь сингулярно, приводит к полному искажению реальности, созданию альтернативной реальности - гиперреальности. Идеал, в свою очередь, не требует разрушения существующей реальности, возможно лишь ее медленное эволюционное изменение. Идеал как энергия поддерживает существующий порядок вещей, пытается придать ему более гармоничный вид, не используя никаких радикальных средств. Идеал как показатель должного помогает этическому обоснованию сущего. На уровне целеполагания рационально оценивает возможность реализации идеала, просчитывает все возможные последствия. Проверяя на сколько, в какой мере тот или иной шаг поможет приблизиться к идеалу или наоборот удалит от идеала. Идеал, в отличие от утопии, не пытается ставить гносеологию и этику выше онтологии (гносеология и этика занимают подчиненную по отношению к онтологии позицию) [4, 5, 9, 10, 11].

Итак, идеал, реализуемый через цель, противостоит утопии, реализуемой через деструкцию. Реализация идеала ведет путем постепенных эволю-

ционным изменения в сторону улучшения условий жизни человека (в самом широком смысле, то есть в сторону улучшения материальных и идеальных условий). А реализация утопии ведет к деструкции того лучшего, что уже сложилось, ведет к резкому ухудшению условий жизни человека. Утопия в отличие идеал не имеет реального референта: идеал основан на идее блага, а утопия в лучшем случае искажает идею блага, а, если быть точным, оставляет от нее (идеи блага) лишь видимость, за которой лишь небытие. Идеал является идеей, а утопия симулякром [4-6, 9-11].

Выводы:

1. Энергия и ризома-складка борются между собой как противоположные по своей онто-гносеологической природе феномены.

2. Эйдосные и бзэйдосные вещи сосуществуют в Мире в рамках «жизненных миров» и реальности-вне-человека.

3. Энергия имеет онтологический статус бывания, будучи причастна бытию. Энергия - эманация бытия идеального тела идей в материю и на материю.

4. Симулякр вместе с ризомой-складкой не является онтологическими бытием и небытием, а выступает с точки зрения онтологии бывани-ем, будучи причастным небытию.

5. Идеал, реализуемый через цель, противостоит утопии, реализуемой через деструкцию. Реализация идеала ведет путем постепенных эволюционным изменения в сторону улучшения условий жизни человека (в самом широком смысле, то есть в сторону улучшения материальных и идеальных условий). А реализация утопии ведет к деструкции того лучшего, что уже сложилось, ведет к резкому ухудшению условий жизни человека.

6. Утопия в отличие идеал не имеет реального референта: идеал основан на идее блага, а утопия в лучшем случае искажает идею благу, а, если быть точным, оставляет от нее (идеи блага) лишь видимость, за которой лишь небытие. Идеал является идеей, а утопия симулякром.

Список литературы:

1. Аристотель [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.phy-schem.chimfak.rsu.ru/Source/History/Persones/Aristoteles.html (дата обращения: 10.03.2015).

2. Закон сохранения электрического заряда [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://av-physics.narod.ru/electro/law-electric-charge.htm (дата обращения: 10.03.2015).

3. Ибн Рушд [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.acade-mic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/406/ИБН (дата обращения: 10.03.2015).

4. Куляскина И.Ю. Очерки истории утопизма в России. - Изд-во АмГУ 2011. - 171 с.

5. Куляскина И.Ю. Утопизм как феномен российской культуры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.amursu.ru/attachments/artic-leZ9527ZN56_2.pdf (дата обращения: 10.03.2015).

6. Лосеф А.Ф. Комментарии к диалогам Платона. Компиляция из четырехтомного издания диалогов Платона [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psylib.org.ua/books/losew06/index.htm (дата обращения: 10.03.2015).

7. Тарнапольская Г.М. Диалектика актуального и потенциального в бытии символа [Электронный ресурс]: автореф. дисс. ... д-ра философ. наук: 09.00.01 / Тарнапольская Галина Михайловна. - Новосибирск, 2011. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/dialektika-aktualnogo-i-potent-sialnogo-v-bytii-simvola (дата обращения: 05.03.2015).

8. Философия Николая Кузанского [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/fD0/s00/z0000005/st003.shtml (дата обращения: 10.03.2015).

9. Эзри Г.К. Симулякр. (Часть 1. Симулякр как различие и повторение, изобразительное искусство эпохи модерна и постмодерн. Часть 2. Теоретический аспект онто-гносеологической характеристики симулякра. Часть 3. Онто-гносеологическая характеристика симулякра) [Электронный ресурс] // «Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки»: Электронный сборник статей по материалам XXIX студенческой международной научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд. «СибАК», 2015. - № 2 (28). - С. 27-54. - Режим доступа: www.sibac.info/archive/Soci-al/2(28).pdf.

10. Эзри Г.К. Эрих Фромм и философия постмодерна в контексте двух направлений в постмодернистской философской антропологии // Наука и современность. - 2014. - № 34. - С. 152-156.

11. Эзри Г.К. Я, субъект, личность. (Часть 1. Гносеологический и психологический аспекты. Часть 2. Теоретический аспект онто-гносеологической характеристики личности. Часть 3. Онто-гносеологическая характеристика личности и постмодерн.) [Электронный ресурс] // «Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки»: Электронный сборник статей по материалам XXVШ студенческой международной научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд. «СибАК», 2015. - № 1 (27). - С. 7295. - Режим доступа: http://www.sibac.info/archive/Social/1(27).pdf (дата обращения: 10.03.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.