Научная статья на тему 'Эрих Фромм и философия постмодерна в контексте двух направлений в постмодернистской философской антропологии'

Эрих Фромм и философия постмодерна в контексте двух направлений в постмодернистской философской антропологии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
712
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТМОДЕРН / СВОБОДА / ФРОММ / ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Эзри Г.К.

В данной статье подвергнута анализу философия Эриха Фромма в ее связи с философией постмодерна. Сделан вывод о том, что мыслитель представлял философию общества постмодерна, был убежден, что общество потребления преддверие либо постмодерна, либо перехода в иное общество, в котором найдется место человеку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эрих Фромм и философия постмодерна в контексте двух направлений в постмодернистской философской антропологии»

7. Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия техн. развития: пер. с нем. - М.: Республика, 1997. - 240 с. - (Философия на пороге нового тысячелетия).

8. Павлов А.В. Человеческий взгляд. Избранные статьи научного журнала «Социум и власть» [Электронный ресурс]. - Челябинск: Челябинский филиал РАНХиГС, 2013. - 249 с. - Режим доступа: http://siv74.ru/images/ downloads/pavlov.pdf (дата обращения: 28.12.2014).

9. Фромм Э. Бегство от свободы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://m.wikipedia.org/wiki/Фромм (дата обращения: 7.07.2013).

10. Фромм Э. Иметь или быть [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://m.wikipedia.org/wiki/Фромм (дата обращения: 7.07.2013).

11. Чупров А.С. Современность постмодерниста, или «Некуда бежать» / А.С. Чупров // Социум и власть. - 2013. - № 2. - С. 129-131. - Библиогр.: с. 131 (4 назв.). - Рец. на ст.: Павлов А.В. Заметки о современности и субъективности. Модерн и пластичность // Социум и власть. - 2012. - № 6; 2013. -№ 1.

12. Эзри Г.К. Симулякр Делеза и симулякр Бодрийяра: сравнительный анализ. Симулякр как «реальность» постмодерна и постмодернистская «реальность» [Электронный ресурс] // «Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки»: Электронный сборник статей по материалам XXV студенческой международной научно-практической конференции. -Новосибирск: Изд. «СибАК». - 2014. - № 10 (24). - С. 87-94. - Режим доступа: www.sibac.info/archive/Social/10(24).pdf (дата обращения: 05.11.2014).

ЭРИХ ФРОММ И ФИЛОСОФИЯ ПОСТМОДЕРНА В КОНТЕКСТЕ ДВУХ НАПРАВЛЕНИЙ В ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

© Эзри Г.К.*

Благовещенский государственный педагогический университет, г. Благовещенск

В данной статье подвергнута анализу философия Эриха Фромма в ее связи с философией постмодерна. Сделан вывод о том, что мыслитель представлял философию общества постмодерна, был убежден, что общество потребления - преддверие либо постмодерна, либо перехода в иное общество, в котором найдется место человеку.

Ключевые слова постмодерн, свобода, Фромм, общество потребления.

* Студент Историко-филологического факультета. Научный руководитель: Чупров А.С., заместитель заведующего кафедрой Всеобщей истории, философии и культурологии, доктор философских наук, профессор.

1. Эрих Фромм в контексте двух постмодернов

Эрих Фромм и ряд философов-постмодернистов (Бодрийяар, Лакан, Фуко и др.) достаточно критично относились к идеям Фрейда и Маркса, создавали на их основе свои концепции. Противоположным явилось их видение грядущей судьбы человека: человек - индивид - личность у Фромма и постчеловек - дивид - всегда-вновь-заново появившаяся-неисчезнувшая ризоматическая сингулярность у постмодернистов [3; 4, с. 62-342; 8; 9; 11].

Постмодерн и его философия не представляются явлениями однозначными, ясно и четко субстантированными и атрибутироваными. В постмодерне наличествует две линии: их условно можно назвать «французский постмодерн» и «постмодерн Козловски-Павлова». Сущностно, таким образом, репрезентируется две концепции постмодерна: ризоматический и нерозама-тический постмодерн. Эрих Фромм недифференцировал грядущую постмо-дернистическую перспективу, а разрабатывал пути выхода из состояния общества потребления [3; 4, с. 62-342; 5, с. 44-219; 6, с. 85-118, 178-193; 8; 9; 11]. Однако представляется крайне желательным дифференцировать постмодерн, так как это обеспечит системный, комплексный и целостный анализ данного явления.

Глубокий анализ ризоматического постмодерна осуществил ряд современных ученых, например А.Г. Дугин и А.В. Дьяков. Результаты их анализа в целом сходны. Для такого проекта постмодерна характерны «смерть автора» и «смерть субъекта», ризоматирование бытия антропоса с последующей его репрезентацией как телесности, дивида. Остается трудноуловимая субъ-ектность без субъекта. Идентичность теряет атрибут постоянства, конституи-руясь как нетождественная самой себе, постоянно изменчивая субстанция. Все и вся превращается в ризому. Такое положение вещей представляется в данной концепции свободой. Все - складка, поэтому ничего нет и все есть одновременно [2, с. 124, 162-170, 244-260, 310-320, 379-385; 3; 4, с. 62-342; 11].

Неризоматический постмодерн проанализирован П. Козловски, А.В. Павловым и др. Это человека-сохраняющий и субъекта-не-убивающий постмодерн. Естественно, в данном варианте структурирование бытия происходит тоже вокруг свободы, но таким образом, что человека и субъекта свобода не разлагает и не уничтожает. Козловски предложил обращать больше внимания на человеческие нужды, прислушиваться к мнению друг друга, помнить, что каждый человек креативен. Данные принципы, опять же, особенно в совокупности с плюрализмом во всех сферах человеческой жизни, могут привести к кризису человеческой идентичности, непостоянству идентичности. К тому же ведет и выбор я-субъктности у А.В. Павлова. Хотя я-субъктность, по сути, и есть субъектность при априорном субъекте, только теперь этот субъект делает свободный выбор, оставаясь, при этом, что важно, именно субъектом [5, с. 44-219; 6, с. 85-118, 178-193; 11].

2. Фромм, свобода, постмодерн

Фромм в ряде своих работ писал о свободе. По его мнению, свобода представляется явлением неоднородным и в зависимости от целеполагания ее использования дифференцируется на «свободу от чего-то» (свобода и независимость от всего; негативная свобода) и «свобода чего-то» (свобода реализации способностей, творческой деятельности; позитивная свобода).

Постмодерн, в целом, вообще не согласен с дифференциацией свободы. Для него свобода представляется одной единственной, нераздельной. С другой стороны, постмодерн, как структура неоднородная, понимает свободу по-разному. В терминах Фромма, свобода для ризоматического постмодерна представляется прежде всего негативной, «свободой от», отсюда весь пафос «смерти автора» и «смерти субъекта», неризоматическому постмодерну более соответствует положительная свобода, «свобода чего-то». Но, при этом, постмодерн признает обе свободы, хотя в двух направлениях постмодерна доминируют разные виды свободы [8; 9; 11].

3. Общество потребления, структурный код, модусы бытия и обладания

Не вдаваясь в подробности можно заключить, что модус обладания и потребительское отношение к жизни репрезентируют ту эпоху, в которую человек характеризуется не как личность с субъектными свойствами, а как некое социальное лицо. Ценность такого лица определяется либо теми ценными вещами, которыми лицо владеет, либо наличием символов этих ценных вещей, так как в потоке потребления вещи фактически теряют практическую полезность, превращаясь лишь в знаки манифестации чего-либо. Важнее, таким образом, стало то, как человек представляется, что он вкладывает в свое социальное лицо (ценности, рыночно-трудовая стоимость). Образ «успешного человека» стал императивом поведения многих людей, многие хотят соответствовать данному образу.

Фромм хотел освободить человека от власти фантазмов и иллюзий. Иллюзия успешности «накладывается», меняя внешнюю видимость человека. Но, по сути дела, внешняя видимость - только кажимость. Так, в современном мире происходит гносеологический обман. Гносеологически, в теоретико-понятийном дискурсе представляется возможным приравнять понятия «иллюзорность» (самовоспроизводящаяся система иллюзий) и «ризома», «иллюзия» и «симулякр». Соответственно, процесс реализации человеком иллюзий, старание казаться определенным, казаться таким, как хотят видеть другие (по сути, речь идет о хайдеггеровском Das Mann или о постмодернисткой «сборке», или о «говорят», «бормотание») - воплощение структурного кода, симулякры обмениваются на симулякры (иллюзии на иллюзии): Мы-Ризома-Das Mann хотим видеть нечто, Мы-Ризома-Das Mann это и видим (симулякр как «оптический» обман). Код реализует заложенную в него программу. Ризома воспроизводит сама себя, система симулякров остается постоянно наличествующей, однако внутренне изменяющейся [4, с. 62-342; 7; 8; 9; 11].

4. Бегство: escape and fear

В английском оригинале книги «Бегство от свободы» на месте русского слова «бегство» стоят английские «escape» и «fear». Первое переводится на русский язык как «1. 1) убежать; 2) избежать; 3) ускользать; 2. бегство; избавление». Второе - как «1. страх; 2. бояться». Во втором случае получается, что человек боится свободы, а вопрос с ее наличием не решается. Первый вариант репрезентативнее, так как позволяет оценить и само действие человека по отношению к свободе. Человек старается не быть свободным. Но из этого не следует, что он несвободен: во-первых, есть свобода позитивная, а есть негативная, а Фромм, естественно, имеет в виду бегство от позитивной свободы; во-вторых, если человек убегает от положительной свободы, то он оказывается либо в дискурсе отрицательной свободы, либо несвободы, либо оказывается по ту сторону свободы и несвободы, попадая, тем самым, в онтологическую пустоту. Именно поэтому А.С. Чупров и поставил в заглавие своей одной из своих статей выражение «некуда бежать», ведь оказываясь в дискурсе отрицательной свободы или по сторону свободы и несвободы, человек оказывается по ту сторону бытия и небытия, то есть, по сути дела, в складке, в которой смысл и значение не коннотируются, а она всегда везде одинаковая, всегда везде разная, она двигается и не двигается, она есть, и ее нет [1, с. 66, 71; 2, с. 124, 162-170, 244-260, 310-320, 379-385; 8; 9; 10; 12].

5. Выводы

Фромм - мыслитель антипостмодернисткого направления, поэтому он не был согласен с постмодерном и искал выход. Выход он нашел в модусе бытия (жить и не казаться, бороться с иллюзиями) и реализации положительной свободы. По мнению философа, если у людей есть желание жить иначе, все возможно изменить.

Фромм описательно представлял сущность постмодерна, описывал его, не зная постмодернистского понятийно-терминологического аппарата, но, в целом, верно.

Сохранение человека, субъекта и личности в дискурсе «свобода чего-то» сближают философские системы Фромма и сторонников неризоматического постмодерна. Хотя философские системы данных направлений не могут считаться идентичными: постмодерн невозможен без «свободы от», постмодерн ущемляет онто-гносеологический статус человека, размывает его, обезличивает, омассововляет, одновременно с этим дифференцирует людей в обществе, снижает ценность их взаимодействия, делая его иллюзорным, так как поведением людей управляют иллюзии и фантазмы (симулякры).

Фромм как мыслитель представлял философию общества постмодерна, был убежден, что общество потребления - преддверие либо постмодерна, либо перехода в иное общество, в котором найдется место человеку.

Список литературы:

1. Англо-русский и русско-английский словарь для школьников с грамматическим приложением. - М.: Иностранный язык, 2004. - 384 с.

2. Гаспарян Д.Э. Введение в неклассическую философию / Д.Э. Гаспа-рян. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. - 398 с.

3. Дугин А.Г. Постфилософия. Три парадигмы в истории мысли (курс лекций на Философском Факультете МГУ им. М.В.Ломоносова) [Электронный ресурс]. - М., 2009. - Режим доступа: http://www.platonizm.ru/book/ export/html/124 (дата обращения: 9.11.2014).

4. Дьяков A.B. Философия пост-структурализма во Франции [Электронный ресурс]. - Нью-Йорк: Издательство «Северный Крест». 2008. - 364 с. -Режим доступа: http://www.jkhora.narod.ru/diakofiD02.pdf (дата обращения: 04.10.2014).

5. Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия техн. развития: пер. с нем. - М.: Республика, 1997. - 240 с. - (Философия на пороге нового тысячелетия).

6. Павлов А.В. Человеческий взгляд. Избранные статьи научного журнала «Социум и власть» [Электронный ресурс]. - Челябинск: Челябинский филиал РАНХиГС, 2013. - 249 с. - Режим доступа: http://siv74.ru/images/ downloads/pavlov.pdf (дата обращения: 28.12.2014).

7. Ставцева О.И. Словарь основных терминов философии Хайдеггера [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/stavt-seva/heideast_17.html (дата обращения: 28.12.2014).

8. Фромм Э. Бегство от свободы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Фромм (дата обращения: 7.07.2013).

9. Фромм Э. Иметь или быть [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Фромм (дата обращения: 7.07.2013).

10. Чупров А.С. Современность постмодерниста, или «Некуда бежать» / А.С. Чупров // Социум и власть. - 2013. - № 2. - С. 129-131. - Библиогр.: с. 131 (4 назв.). - Рец. на ст.: Павлов А.В. Заметки о современности и субъективности. Модерн и пластичность // Социум и власть. - 2012. - № 6; 2013. - № 1.

11. Эзри Г.К. Симулякр Делеза и симулякр Бодрийяра: сравнительный анализ. Симулякр как «реальность» постмодерна и постмодернистская «реальность» [Электронный ресурс] // «Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки»: Электронный сборник статей по материалам XXV студенческой международной научно-практической конференции. -Новосибирск: Изд. «СибАК». - 2014. - № 10 (24). - С. 87-94. - Режим доступа: www.sibac.info/archive/Social/10(24).pdf (дата обращения: 05.11.2014).

12. Erich Fromm [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://en.wiki-pedia.org/wiki/Erich_Fromm (дата обращения: 28.12.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.