Научная статья на тему 'Бытие, небытие и бывание в контексте дихотомии потенциального и актуального'

Бытие, небытие и бывание в контексте дихотомии потенциального и актуального Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
274
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНТОЛОГИЯ / ГНОСЕОЛОГИЯ / БЫТИЕ / НЕБЫТИЕ / БЫВАНИЕ / СИМУЛЯКР / РИЗОМА / СКЛАДКА / ВЗАИМОПЕРЕХОД / ПОТЕНЦИАЛЬНОЕ / АКТУАЛЬНОЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Эзри Г.К.

В рамках данной статьи рассматривается взаимопереход потенциального и актуального сквозь призму категории бывания. Особое внимание обращается на различный критерий определения сущности бывания, а также потенциального и актуального в срезах «жизненного мира» и реальности-вне-человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бытие, небытие и бывание в контексте дихотомии потенциального и актуального»

БЫТИЕ, НЕБЫТИЕ И БЫВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ДИХОТОМИИ ПОТЕНЦИАЛЬНОГО И АКТУАЛЬНОГО

© Эзри Г.К.*

Благовещенский государственный педагогический университет, г. Благовещенск

В рамках данной статьи рассматривается взаимопереход потенциального и актуального сквозь призму категории бывания. Особое внимание обращается на различный критерий определения сущности бывания, а также потенциального и актуального в срезах «жизненного мира» и реальности-вне-человека.

Ключевые слова онтология, гносеология, бытие, небытие, бывание, симулякр, ризома, складка, взаимопереход, потенциальное, актуальное.

Согласно устоявшейся в философии традиции, потенциальное относят к небытию, исходя из того, что его нет, либо вместе с актуальным к бытию, так потенциальное возможно. Это, в целом, логично: потенциального действительно нет в реальном материальном мире. Логично отнести потенциальное и к бытию, если, конечно, считать, что потенциальное предшествует актуальному. Психология (школа Выготского) и философия постмодерна заставляют посмотреть на данную проблему несколько иначе. Ведь если вдуматься, то потенциальное может быть помыслено в сознании человека, может быть подсчитано с помощью теории вероятности. Значит, оно как бы полуприсутствует, полуналичествует в реальном материальном мире. Однако наблюдение потенциального в реальном материальном мире представляется невозможным. Кроме того, концепция Л.С. Выготского об интериоризации, В.С. Мухиной об идентификации и обособолении позволит прийти к выводу о существовании особой части личности, находящейся между сознанием и реальностью, которую можно называть, например, дискурсивный субъект (субъект-в-дискурсе). Таким образом, существует часть личности, являющиеся мостом между внутренним и внешним [2, с. 617-618, 849, 877; 3; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 15].

С другой стороны, ризома и складка с точки зрения гносеология могут быть определены как существующие, а с точки зрения онтологии они однозначно не существуют (гносеологически они бытийствуют, а онтологически небытийствуют). Ризома и складка - кажимости, явления без сущности, формы без содержания. Ризома и складка - «процессия симулякров», серийное воспроизведение симулякров в реальности. В сознании человека симулякры наличествуют вне ризомы или складки. Онтологический статус симулякра

* Студент Историко-филологического факультета. Научный руководитель: Чупров А.С., профессор, доктор философских наук.

двойственен: с одной стороны, его нет - небытие, а с другой есть - бытие - в сознании человека. Онтологически, онто-гносеологически, таким образом, симулякр сопричастен бытию и небытию. Симулякр находится между бытием и небытием, то есть бывает. Бывание - концепт, получаемый при диалектическом синтезе бытия и небытия и понимаемый метафизически [12-15].

Бывание с точки зрения гносеологии. Итак, симулякры мыслимы человеком, значит, к быванию относится все то, что может быть помыслено. С другой стороны, помысленное означает рациональность, переход к рационально-чувственному субъекту (компромисс ряда философских концепций) требует некоторого дополнения. Бывание вмещает в себя все то, что может быть помысленно и почувствовано. Данная экспликация гносеологического содержания бывания может быть отнесена только к человеку, только к личности, потому что именно субъект характеризуется субъективностью, субъ-ектностью [12, 13, 14, 15].

Реальность-вне-человека требует несколько иного подхода. Можно, конечно, пойти гегельянским путем с поправкой на рационально-чувственного субъекта: дополнив принцип «все действительное разумно, все разумное действительно» принципом все действительное чувствительно, все чувствительное действительно. Но это не выход: данную хитрость можно расценить как софизм или схоластическую игру, упражнение, понятое в несколько уничижительном смысле. Бывание в реальности-вне-человека не ограничивается ризомой-складкой, оно включает еще и вещи и предметы, которые были или будут, но которых сейчас нет, и все возможные варианты развития -альтернативы. Подобная постановка лучше тем, что она радикально избавляется от дихотомии рациональное / чувственное, переходя к нерациональному и нечувственному [1, 4, 6, 12, 13, 14, 15]

Таким образом, к быванию относится все то, что уже вышло из сферы небытия, но не стало бытием, а возможно им и никогда не станет, и то, что вышло из сферы бытия, но не еще не стало или не станет небытием. Субъект быва-ние определяет рационально-чувственным образом, а реальность-вне-человека нерационально-нечувственным образом, четко следуя за онтологическим статусом вещей и ноуменов. Кроме того, к сфере бывания в реальности, Мире относится ризома-складка, создающая иллюзорную гиперреальность [12-15].

Данная экспликация проблемы бывания позволяет несколько уточнить онто-гносеологический статус дихотомии актуального и потенциального. Рассмотрение данной дихотомии возможно в чисто философском и смешанном философско-физическом контексте. Философский контекст: актуальное - то, что есть, потенциальное - то, что может быть. Потенциальное и актуальное диалектически переходят друг в друга. Этот переход обеспечивает видоизменение реальности-вне-человека, при том, что Мир сохраняется в рамках бытия. Но в рамках философии выработано понимание актуального как энергии. Такой подход вообще затрудняет определения онтоло-

гического статуса актуального как небытия. Энергия поддерживает бытий-ственный статус сущности, но в потенции сущность можно производить новую энергию. Энергия оказывается, таким образом, между бытием и небытием. Энергия, не будучи небытием, поддерживает внутренне, сущност-но, имманентно бытие. Энергия, кроме того, тогда, не может иметь и онтологический статус бытия [7-15].

Философско-физическая экспликация проблемы бывания в аспекте дихотомии потенциального и актуального не может исходить из таких физических явлений как диффузия и р-п переход транзисторов (а если и может основываться, то в самой минимальной степени) [12]. В физике существует и более фундаментальное явление: переход массы в энергию и энергии в массу по формуле Эйнштейна Е = тс2. Но переход в обе стороны в квантовом мире благодаря благодаря недавно открытому бозону Хиггса, хотя в макромире подобные вещи наблюдаются при спонтанном нарушении симметрии [5]. То есть: между двумя различными состоянии существует взаимопереход в обе стороны.

Таким образом, в философии, психологии и физике существует необходимость реального передаточного звена от одного состояния в другое: то ли это ноумены переходят в их образы в сознании, то ли энергия переходит в массу и наоборот, то ли бытие и небытие совершают взаимопереход, то ли взаимопереход совершают потенциальное и актуальное. Актуальное не требует дополнительного обсуждения - это все ноумены и феномены Мира.

Потенциальное, если исходить из вышеизложенного, бывает, с той лишь разницей, что принцип его определения меняется (как и у бывания): в рамках «жизненного мира» решает рационально-чувствительный субъект, в рамках реальности-вне-человека - онтология при времени, сжатом в одну точку до обездвиженного вечного здесь и сейчас. Поэтому, потенциальное бывает, лишь отчасти будучи сопричастным к бытию и чуть больше небытию (сопричастность к небытию более актуальна для «жизненного мира», чем для реально-сти-вне-человека; наличествование небытия в реальности-вне-человека - проблемный вопрос, который необходимо рассматривать отдельно) [8-15].

Итак, взаимопереход потенциального и актуального осуществляется через бывание, которое, по сути, от части, есть возможность (возможность -это еще не первопричина) всего. То, что есть также и бывает. Бытие и быва-ние дополняют друг друга. Трудно отделить друг от друга потенциальное и актуальное, бытие, бывание и небытие так, чтобы сущность, эссенция, смысл каждой из категорий остался полностью самотождественным, а не определенным путем отсылок одной категории на другую.

Выводы

1. Категория бывания позволяет на основе компромисса между мета-физокой и диалектикой решить вопрос о взаимопереходе потенциального и актуального.

2. Онтологический статус актуального - бытие, потенциального - бывание при сопричастности бытию и небытию.

3. К быванию относится все то, что уже вышло из сферы небытия, но не стало бытием, а возможно им и никогда не станет, и то, что вышло из сферы бытия, но не еще не стало или не станет небытием.

4. В рамках личности рационально-чувственный субъект является критерием бывания, а в рамках Мира, реальности-вне-человека -онтологический статус феноменов и ноуменов при сжатости настоящего, прошлого и бедующего до одной точки, до здесь и сейчас.

Список литературы:

1. Все действительное разумно [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/ 509/Всё (дата обращения: 05.03.2015).

2. Выготский Л.С. Психология. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. -1008 с. (Серия «Мир психологии»).

3. Мухина В.С. Личность: мифы и реальность (Предисловие) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vily.ru/book/predislovie.htm. (дата обращения: 20.01.2015).

4. Новоселов М.Н. Софизм [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://iph.ras.ru/elib/2802.html (дата обращения: 05.03.2015).

5. Рубаков В. Долгожданное открытие: бозон Хиггса [Электронный ресурс] // Наука и жизнь. - 2015, март. - № 3. - Режим доступа: www.nkj.ru/ archive//articles/21175/ (дата обращения: 05.03.2015).

6. Схоластика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://znachenie-slova.ru/slovar/philosoph/sholastika (дата обращения: 05.03.2015).

7. Тарнапольская Г.М. Диалектика актуального и потенциального в бытии символа: автореферат диссертации доктора философских наук: 09.00.01 [Электронный ресурс] / Г.М. Тарнапольская. - Новосибирск, 2011. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/dialektika-aktualnogo-i-potentsial-nogo-v-bytii-simvola (дата обращения: 05.03.2015).

8. Эпштейн М. Возможностный подход к возможному [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.emory.edu/INTELNET/iv06.html (дата обращения: 05.03.2015).

9. Эпштейн М. Онтологический статус возможных миров. Номинализм и реализм [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.emory.edu/ INTELNET/fv03.html (дата обращения: 05.03.2015).

10. Эпштейн М. Принцип «Полноты» и проблема осуществимости возможностей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.emory.edu/ INTELNET/fv04.html. (дата обращения: 05.03.2015).

11. Эпштейн М. Смена модальностей а истории философии [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.emory.edu/INTELNET/iv13.html (дата обращения: 05.03.2015).

12. Эзри Г.К. Симулякр. Ч. 2. Теоретический аспект онто-гносеологиче-ской характеристики симулякра [Электронный ресурс] // «Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки»: электрон. сб. ст. по мат. XXIX студенч. междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: Изд. «СибАК», 2015. - № 2 (28). - С. 36-44. - Режим доступа: http://www.sibac.inio/archive/ 8оаа1/2(28)^ (дата обращения: 05.03.2015).

13. Эзри Г.К. Симулякр. - Ч. 3. Онто-гносеологическая характеристика симулякра [Электронный ресурс] // «Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки»: электрон. сб. ст. по мат. XXIX студ. междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: «СибАК», 2015. - № 2 (28). - С. 45-54. -Режим доступа: http://wwwsibac.шfo/archive/Social/2(28).pdf (дата обращения: 05.03.2015).

14. Эзри Г.К. Эрих Фромм и философия постмодерна в контексте двух направлений в постмодернистской философской антропологии // Наука и современность - 2014. - № 34. - С. 152-156.

15. Эзри Г.К. Я, субъект, личность. Ч. 2. Теоретический аспект онто-гно-сеологической характеристики личности [Электронный ресурс] // «Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки»: электрон. сб. ст. по мат. XXVIII студенч. междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: Изд. «СибАК», 2015. - № 1 (27). - С. 81-85. - Режим доступа: www.sibac. info/archive/Social/1(27).pdf (дата обращения: 05.03.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.