Научная статья на тему 'ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТА МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ (НА МАТЕРИАЛЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТА МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ (НА МАТЕРИАЛЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / СТАРТАП

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ряполова Е.В.

В статье рассматривается проблема развития проектирования как инструмента молодежного предпринимательства среди обучающихся общеобразовательных школ в Белгородской области. Авторы провели экспертную оценку данной проблемы, опросив представителей образовательных учреждений, предпринимателей и студентов. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости увеличения количества проектов, направленных на развитие предпринимательских навыков и знаний среди школьников. Также установлено, что активная поддержка со стороны государства, бизнес-структур и общественности может способствовать успеху таких программ. В заключении авторы призывают к развитию и расширению проектов, обучающих молодых людей предпринимательству и проектированию в Белгородской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERT ASSESSMENT OF THE PROBLEM OF THE DEVELOPMENT OF DESIGN AS A TOOL OF YOUTH ENTREPRENEURSHIP AMONG STUDENTS OF SECONDARY SCHOOLS (BASED ON THE MATERIAL OF THE BELGOROD REGION)

The article deals with the problem of the development of design as a tool of youth entrepreneurship among students of secondary schools in the Belgorod region. The authors conducted an expert assessment of this problem by interviewing representatives of educational institutions, entrepreneurs and students. The results of the study indicate the need to increase the number of projects aimed at developing entrepreneurial skills and knowledge among schoolchildren. It is also established that active support from the state, business structures and the public can contribute to the success of such programs. In conclusion, the authors call for the development and expansion of projects that teach young people entrepreneurship and design in the Belgorod region.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТА МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ (НА МАТЕРИАЛЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)»

Экспертная оценка проблемы развития проектирования как инструмента молодежного предпринимательства среди обучающихся общеобразовательных школ (на материале

Белгородской области)

Expert assessment of the problem of the development of design as a tool of youth entrepreneurship among students of secondary schools (based on the material of the Belgorod

region)

Ряполова Е.В.,

студентка 4 курса бакалавриата,

Институт общественных наук и массовых коммуникаций, кафедра социологии и организации работы

с молодежью, НИУ «БелГУ», Россия, г. Белгород 1389470@bsu.edu.ru

Ryapolova E. V.,

4th year undergraduate student,

Institute of Social Sciences and Mass Communications, Department of Sociology and Organization of Work

with Youth, National Research University «BelSU»,

Russia, Belgorod 1379884@bsu. edu. ru

Научный руководитель: Ковальчук О.В.,

канд. филос. наук, доцент,

Институт общественных наук и массовых коммуникаций, кафедра социологии и организации работы

с молодежью, НИУ «БелГУ», Россия, г. Белгород kovalchuk@bsu. edu. ru

Scientific adviser: Kovalchuk O. V.,

cand. philosophy Sciences, Associate Professor, Institute of Social Sciences and Mass Communications, Department of Sociology and Organization of Work

with Youth, National Research University «BelSU»,

Russia, Belgorod kovalchuk@bsu.edu.ru

Аннотация.

В статье рассматривается проблема развития проектирования как инструмента молодежного предпринимательства среди обучающихся общеобразовательных школ в Белгородской области. Авторы провели экспертную оценку данной проблемы, опросив представителей образовательных учреждений, предпринимателей и студентов. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости увеличения количества проектов, направленных на развитие предпринимательских навыков и знаний среди школьников. Также установлено, что активная поддержка со стороны государства, бизнес-структур и общественности может способствовать успеху таких программ. В заключении авторы призывают к развитию и расширению проектов, обучающих молодых людей предпринимательству и проектированию в Белгородской области.

Annotation.

The article deals with the problem of the development of design as a tool of youth entrepreneurship among students of secondary schools in the Belgorod region. The authors conducted an expert assessment of this problem by interviewing representatives of educational institutions, entrepreneurs and students. The results of the study indicate the need to increase the number of projects aimed at developing entrepreneurial skills and knowledge among schoolchildren. It is also established that active support from the state, business structures and the public can contribute to the success of such programs. In conclusion, the authors call for the development and expansion of projects that teach young people entrepreneurship and design in the Belgorod region.

Ключевые слова: проектирование, молодежное предпринимательство, образование, профориентация,

стартап.

Key words: design, youth entrepreneurship, education, career guidance, startup.

В Российской Федерации одним из приоритетных направлений в экономической сфере является развитие малого и среднего бизнеса среди молодежи. Экономическая политика Правительства РФ в большей степени направлена на высокую эффективность осуществления проектно-ориентированной деятельности, ускорение решения ряда задач по масштабированию развития российского предпринимательства. В регионах в рамках проектного управления бизнес рассматривается, с одной стороны, как способ создания новых рабочих мест для молодых людей, с другой - как один из компонентов становления и обновление экономики региона за счет создания новых малых предприятий, адаптированных к требованиям современного рынка.

Последние годы можно охарактеризовать значительной активностью молодежи в сфере предпринимательства. В основном, это связано с развитием частного сектора в экономики региона. Стоит отметить, что 70-80% малых и средних предприятий в Белгородской области основаны молодежью в возрасте от 25 до 30 лет. Из этого следует, что проектирование как процесс создания предпринимательских проектов будет актуален среди старшеклассников, так как они проходят процесс профессионального самоопределения, и навыки, обретенные в этом возрасте, помогут в будущем в их карьере.

Проектирование как инструмент для развития молодежного предпринимательства является новым и еще не освоенным подходом для стратегии развития государства. За последние годы в научной литературе появляются первые работы на тему проектирования и его развития в России.

В 2015 году было впервые дано поручение Правительства РФ о создании проектных офисов по улучшению государственного и муниципального управления во всех регионах РФ. По мнению Президента России, разработка новых проектов особенно в предпринимательской сфере молодежью должно получать особое внимание и постоянное инвестирование. Россия должна обеспечить свой суверенитет и добиться независимости в экономическом и техническом планах.

В феврале-июле 2023 года автором было проведено проблемное интервью с экспертами в области развития проектирования в сфере молодежного предпринимательства. Большая часть интервьюируемых имеет стаж профессиональной деятельности более 10 лет. В число экспертов вошли: педагоги общеобразовательных организаций Губкинского городского округа Белгородской области, сотрудники МБУ «Научно-методический центр» г. Губкина, практикующие предприниматели, сотрудники проекта губернатора Белгородской области «Предпринимай». Эксперты имеют опыт в преподавании основ бизнес-проектирования, проведении мастер-классов на тему предпринимательских знаний и навыков, ведении проектов, направленных на формирование у молодежи основ создания проектов.

В ходе интервью экспертам было предложено ответить на вопрос, где необходимо определить основные задачи проектирования как инструмента для развития молодежного предпринимателя. Процесс проектирования имеет большое значение в молодежной среде, так как позволяет развивать и реализовывать идеи и творческое мышление. Одной из основных задач дизайна является разработка проектов, стимулирующих активность молодежи и дающих новые возможности для реализации их идей.

На вопрос «Как Вы считаете, актуальны ли мероприятия, направленные на популяризацию молодёжного предпринимательства. Если актуальны, то какие виды и формы мероприятий наиболее актуальны для молодёжи? Если такие мероприятия не актуальны, то почему?», эксперты ответили, что мероприятия, направленные на популяризацию молодежного предпринимательства, являются актуальными и необходимыми в современном обществе. Они могут помочь молодым людям получить знания, навыки и опыт, необходимые для успешного управления собственным бизнесом.

Особенно эксперты подчеркнули, что наиболее актуальными могут быть семинары и курсы по предпринимательству, конкурсы и программы поддержки стартапов, менторинг и коучинг от опытных предпринимателей, виртуальные и реальные инкубаторы и акселераторы.

Такая деятельность играет важную роль в создании экосистемы, которая способствует развитию молодежного предпринимательства и помогает молодым людям взять на себя ответственность за собственный успех. Они также могут быть полезны для повышения уровня занятости, содействия экономическому развитию регионов и укреплению социального благополучия.

На основе своего богатого опыта эксперты смогли определить направления для привлечения молодежи к участию в проектной деятельности. Это можно осуществить посредством организации конкурсов и хакатонов, где молодежь может продемонстрировать свои навыки и выигрывать призы, разрабатывать увлекательные и практические курсы с использованием новых технологий и методов обучения, таких как онлайн-курсы и вебинары.

Исходя из ответов экспертов на вопрос «По Вашему мнению, отличается ли отношение современной молодёжи к предпринимательству от отношения к данному виду деятельности прошлых поколений молодых людей? Если отличается, какие особенности Вы можете выделить?» выяснилось, что, молодежь более ответственно относится к социальной ответственности бизнеса и общественного блага. Они посвящают свою жизнь решению социальных и экологических проблем, что становится важным при выборе карьеры. Современная молодежь более склонна к созданию собственных проектов и идей, они стремятся к самореализации и творчеству.

Многие молодые люди готовы попробовать свои силы в создании собственного стартапа и при этом более склонны к использованию новых технологий и цифровых возможностей.

Что касается вопроса о том, можно ли обучаться навыкам проектирования в онлайн-формате, то здесь мнения экспертов расходились. С одной стороны, существует множество онлайн-курсов и платформ, предлагающих обучение проектированию и дизайну. Однако, при обучении проектированию, очень важна практика и интерактивный формат обучения, что может быть затруднительно в онлайн-формате. В целом, онлайн-формат может быть дополнительным источником знаний и навыков, но не является полноценной заменой традиционного обучения в аудитории.

На вопрос: «Имеете ли Вы опыт организации мероприятий, направленных на обучение навыкам проектирования?» эксперты разделились в ответах. 20% ответили положительно, остальные 80% ответили «Нет». (см. рисунок 1)

Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос: «По Вашему мнению, обучение навыкам проектирования может реализовываться в онлайн-формате. Если нет, то почему?»

Среди основных ошибок эксперты отметили «недоступность информации». Термины, связанные с проектированием, еще не знакомы для школьников, и информации, адаптированной для понимания учеников, пока очень мало.

На вопрос «По Вашему мнению, какие способы привлечения молодых людей к участию в проектной деятельности наиболее эффективны?» эксперты ответили, что наиболее эффективным способом вовлечения молодежи в проектную деятельность является использование интерактивных и увлекательных методов обучения. Эти методы могут включать игры, викторины и другие приложения, которые могут помочь привлечь внимание молодежи.

Относительно информации, которая будет полезна молодым людям в ходе проведения мастер-класса по проектированию, эксперты ответили, что это зависит от целей и задач самого мастер-класса. Тем не менее, следующая информация будет полезна:

1. Различные методы и техники проектирования, которые могут быть использованы для создания эффективных проектов.

2. Практические навыки по работе с различными инструментами и программами, используемыми в проектной деятельности.

3. Важность коммуникации внутри проектной команды и подходы к решению конфликтов.

4. Практические примеры успешных проектов, созданных другими молодыми людьми в разных сферах деятельности.

Следующий ответ экспертов был о проекте, направленном на организацию курса по обучению проектированию в сфере предпринимательской деятельности, и они утверждают что, такой проект будет полезен для старшеклассников в возрасте от 16-18 лет. В современном мире многие молодые люди хотят быть успешными предпринимателями и осуществлять свои бизнес-идеи, и такой курс поможет им развить и усовершенствовать навыки создания и реализации проектов. Кроме того, участие в курсе поможет им освоить практические навыки и научиться работать в команде, что будет полезно в дальнейшей жизни.

Также курс может стать хорошей возможностью определиться с профессиональным направлением, а также заинтересовать молодых людей в предпринимательстве, создать у них стремление к развитию и реализации своих идей. Более того, участие в курсе может стать началом для дальнейшего бизнес-проекта.

Кроме того, наставник-эксперт сможет подвести участников курса к действительно реальным проблемам бизнеса, а также помочь им обезопаситься от рисков и оценить перспективы развития их идей.

В целом, эксперты утверждают, что проект будет пользоваться у молодых людей в возрасте от 16-18 лет, так как он поможет им развить осознанный подход к созданию своих бизнес-проектов и дать возможность начать свой бизнес с достаточно высоким уровнем компетенции.

Эксперт утверждают, что оптимальное время для мастер-класса по данной теме составляет от 3 до 4 часов. Этот временной отрезок обоснован несколькими факторами:

1. Длительность мастер-класса должна быть достаточной, чтобы участники могли углубить свои знания и навыки в области бизнес-проектирования. За 3-4 часа можно раскрыть основные аспекты и принципы данной темы.

2. С другой стороны, слишком длительный мастер-класс может привести к утомлению участников и потере их внимания. Поэтому важно уложиться в разумные временные рамки.

3. Также, важно учитывать, что мастер-класс - это не единичное мероприятие, а первый шаг на пути к изучению и применению концепций бизнес-проектирования. Поэтому не стоит перегружать участников информацией.

В итоге эксперт уверен : «В целом, 3-4 часа являются наиболее оптимальным временным отрезком для мастер-класса по бизнес-проектированию. Но, конечно, все зависит от типа мастер-класса, его целей и формата проведения».

На следующий вопрос эксперты сообщают, что приглашение практикующих предпринимателей на мероприятия по проектированию в предпринимательской сфере может быть очень полезным. Это может дать участникам мероприятия реальный опыт и практические советы от людей, которые уже прошли путь успешного предпринимательства.

Специалисты утверждают, что: «Практикующие предприниматели могут поделиться своими личными историями успеха и неудач, а также своими знаниями и опытом по различным аспектам бизнеса, таким как управление финансами, маркетинг, продажи, реклама и т.д».

Однако, следует учесть, что каждый предприниматель имеет свой собственный уникальный путь к успеху, и то, что работало для одного бизнеса, не обязательно подойдет для другого. Поэтому, приглашение практикующего предпринимателя может быть полезным, но не должно заменять компетентных специалистов в области бизнес-проектирования.

Таким образом, приглашение практикующих предпринимателей на мероприятия по проектированию в предпринимательской сфере является целесообразным и полезным, но нужно оставаться балансировать между теорией и практикой и комбинировать их для получения максимального эффекта.

Эксперты подчеркнули, что наиболее эффективным способом вовлечения молодежи в проектную деятельность является создание интересных проектов, которые будут соотноситься с их интересами и увлечениями. Для молодежи 16-18 лет будет очень полезен проект, направленный на организацию курса обучения предпринимательскому дизайну, в рамках которого старшеклассники будут создавать собственные бизнес-проекты. Эксперты особо акцентировали внимание на том, что это поможет подготовить их к будущей карьере в бизнесе и предпринимательстве. Это также даст им возможность выразить свои творческие способности интересным и полезным способом. Важно показать учащимся, как выбрать идею для проекта, провести анализ рынка, разработать бизнес-план и стратегию продвижения своего проекта.

Из ответов экспертов можно сделать вывод, что наиболее полезной информацией для молодых людей будет практическое обучение проектированию бизнес-проектов под руководством опытного наставника-эксперта. Такой подход даст студентам возможность не только теоретически изучить процесс создания бизнес-проекта, но и реализовать собственную идею на практике, запустив свой собственный стартап.

Список используемой литературы:

1. Кучерявенко, С. А. Тенденции развития малого предпринимательства Белгородской области / С. А. Кучерявенко, Е. А. Ковалева. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2013. - № 8 (55). - С. 205-210. -URL: https://moluch.ru/archive/55/7455/ (дата обращения: 04.02.2023).

2. Кораблев, М. М. Развитие проектного подхода в государственном управлении. - 2010 URL:https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-proektnogo-podhoda-v-gosudarstvennom-upravlenii/- (дата обращения: 12.11.2022)

3. Мироненко, Н. В. Нормативно-методологические практики внедрения проектного управления / Н. В. Мироненко // Вестник государственного и муниципального управления.- 2016. - № 3. - С. 97-105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.