Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНЫХ БИЗНЕС ПРОЕКТОВ И СТАРТАПОВ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНЫХ БИЗНЕС ПРОЕКТОВ И СТАРТАПОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРОЕКТ / YOUTH / ENTREPRENEURSHIP / PROJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Базартай Ж.

В статье рассматриваются вопросы внедрения инновационных молодёжных проектов и стартапов, индикаторы эффективности развития молодежного предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY AND EVALUATION OF THE DEVELOPMENT OF YOUTH BUSINESS PROJECTS AND STARTUPS

The article deals with the introduction of innovative youth projects and start-ups, indicators of the effectiveness of the development of youth entrepreneurship.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНЫХ БИЗНЕС ПРОЕКТОВ И СТАРТАПОВ»

УДК 33:329

Базартай Ж., магистр педагогических наук слушатель программы DBA Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНЫХ БИЗНЕС ПРОЕКТОВ И СТАРТАПОВ

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы внедрения инновационных молодёжных проектов и стартапов, индикаторы эффективности развития молодежного предпринимательства.

Ключевые слова: молодежь, предпринимательство, проект.

Bazartay Zh.

doctoral student of the DBA program, Master of Education Russian Presidential Academy of National Economy

and Public Administration Russian Federation EFFICIENCY AND EVALUATION OF THE DEVELOPMENT OF YOUTH BUSINESS PROJECTS AND STARTUPS

Abstract: The article deals with the introduction of innovative youth projects and start-ups, indicators of the effectiveness of the development of youth entrepreneur ship.

Key words: youth, entrepreneurship, project.

Одним из самых приоритетных направлений развития предпринимательства в Казахстане становится молодежное предпринимательство. 2019 Год молодежи в Казахстане является важным фактором, способствующим модернизации казахстанской экономики.

Важно отметить, что молодежь имеет достаточно высокую инновационную активность и мобильность по освоению новых рынков [1]. Молодые люди не боятся рисковать, потенциально способны выдерживать повышенные трудовые и нервные нагрузки, которые присутствуют в предпринимательской деятельности, особенно на ее начальном этапе, более того, они способны при необходимости обновлять свои знания и навыки в соответствии с быстроизменяющимися требованиями производства и рынка.

Немаловажным является то, что модернизация всех сфер жизни общества требует новых лидеров, новых идей, эффективных бизнес -моделей и т. д. Поэтому молодежная среда может рассматриваться как стратегически значимый трудовой ресурс общества. Молодежное предпринимательство играет особую роль в решении ряда социально -экономических проблем, таких как создание новых рабочих мест, сокращение уровня безработицы, подготовка квалифицированных кадров и ускорение перехода страны к инновационному экономическому развитию

государства [2].

Стартап — компании с короткой историей операционной деятельности, находятся в стадии развития или исследования перспективных рынков. Программы по внедрению и реализации молодежных бизнес-проектов и стартапов были разработаны и работают в Казахстане, демонстрируя маленькие шаги с большими успехами. Ниже представлены основные программы по развитию молодежных стартапов и бизнес-проектов в Казахстане. Таблица 1 - Основные направления и особенности программ поддержки молодежных бизнес-проектов и стартапов в Казахстане._

№ Наименование Цель программы Особенности Инициатор,

программы проекта координатор

1 Школа молодого содействие Слушателями ФРП «ДАМУ»

предпринимателя раскрытию инновационного и предпринимательског о потенциала молодежи, активное вовлечение молодых людей в предпринимательску ю деятельность, повышение уровня компетенций молодых предпринимателей. проекта «ШМП» могут быть граждане Республики Казахстан в возрасте от 18 до 29 лет.

2 Проект «Бизнес- обучение основам Слушателями ФРП «ДАМУ»

Советник» предпринимательства проекта могут быть граждане Республики Казахстан в возрасте от 18 до 29 лет.

3 Проект «Бизнес- обучение Слушателями ФРП «ДАМУ»

Рост» современным методам бизнеса проекта могут быть граждане Республики Казахстан в возрасте от 18 до 29 лет.

4 «Проектное отработка Слушателями ФРП «ДАМУ»

обучение» практических навыков с участием успешных предпринимателей, отраслевых специалистов проекта могут быть граждане Республики Казахстан в возрасте от 18 до 29 лет.

5 Региональные Финансовая для молодых ФРП «ДАМУ»

программы для начинающих предпринимателе й. поддержка молодых предпринимателей людей до 29 лет включительно, размер кредита не превышает 20 млн тенге по ставке не более 8,5%, предусматривает поддержку начинающих предпринимателе й на сумму займа не более 50 млн тенге по ставке 7,9%.

6 Конкурс стартап-проектов «Startup «Bolashak» Поддержка социально значимых бизнес-инициатив молодых предпринимателей, направленных на совершенствование стандартов качества жизни, трансфер передовых знаний и технологий в социально-экономическую жизнь страны. Для начинающих предпринимателе й в возрасте 16-35 лет ФРП «ДАМУ»

7 Жас - юкер Поддержка молодежных стартапов Для начинающих предпринимателе й в возрасте 16-35 лет ФРП «ДАМУ»

6 Jastar Business обучение молодых специалистов навыкам создания и ведения бизнеса, дать возможность выйти на локальный и международный рынки. 50 рабочих мест в течение 2019 года, 60 стартап-команд, 600 молодых предпринимателе й 1800 молодых предпринимателе й. Бизнес- инкубатор «MOST»

7 Zhasproject Вовлечение молодёжи в жизнь сообщества, а также развитие жизненно важных навыков через программу обучения навыкам общественно полезной деятельности на благо Молодёжь от 14 до 29 лет, проживающая на территории областей реализации Проекта (кроме школьников) Приоритеты: Молодёжь, Международны й банк реконструкции и развития, Министерство образования и науки РК

сообщества. которая не учится и не работает, не вовлечена в профессиональну ю подготовку, работает, но остается за чертой бедности.

Источник - составлено автором

2019 году в рамках Года молодежи в Казахстане начала работу Программа по развитию молодежного предпринимательства в Казахстане -Jastar Business, организованная международным Фондом Citi и Бизнес -инкубатором MOST. Цель программы - обучить молодых специалистов навыкам создания и ведения бизнеса, дать возможность выйти на локальный и международный рынки.

Программа включает в себя следующие направления:

1. Startup Weekend: четыре стартап-конкурса в городах Алматы и Астана. На Startup Weekend проходит отбор команды для участия в программе пре-акселерации.

2. Пре-акселерация. Онлайн-курс по технологическому предпринимательству. Курс составляется под руководством Бизнес-инкубатора MOST с вовлечением специалистов и экспертов разных областей.

3. Акселерация. Трехмесячная Программа акселерации включает в себя полный курс бизнес-обучения. Преподавателями курса - ведущие специалисты, эксперты и успешные бизнесмены Казахстана и других стран-партнеров.

4. Менторство. Программа бизнес-наставничества от представительства международной сети Youth Business International -Youth Business Kazakhstan. Опытные бизнесмены и топ-менеджеры крупных компаний в течение пяти месяцев будут наставлять наших молодых предпринимателей.

В результате реалиизации Программы будут созданы 50 рабочих мест в течение 2019 года, 60 стартап-команд получат образовательную поддержку, 600 молодых предпринимателей получат доступ к международной сети

Youth Business International, 1800 молодых предпринимателей будут вовлечены в проект. [3]

Проект развития молодёжного корпуса «Zhasproject»- это совместный проект Международного банка реконструкции и развития и Министерства образования и науки РК. Реализацию Компонента 1 Проекта осуществляет Координационное агентство.

Целью данной программы является вовлечение молодёжи в жизнь сообщества, а также развитие жизненно важных навыков через программу

обучения навыкам общественно полезной деятельности на благо сообщества.

Приоритеты: Молодёжь, которая не учится и не работает,не вовлечена в профессиональную подготовку, работает, но остается за чертой бедности.

Компонент 1 включает в себя четыре подкомпонента:

- предоставление грантов до 1 000 000 тенге группам молодежи на реализацию социальных проектов и выплата социальных стипендий участникам;

- обучение молодых людей по развитию жизненно важных навыков и управлению проектами;

- работа с уязвимыми группами молодежи;

- реализация эффективной информационно -разъяснительной кампании и механизма обратной связи и разрешения проблем.

Участники Проекта проходят трёхэтапное обучение по развитию жизненно важных навыков и управлению проектами, реализуют свои социальные проекты в течение шести месяцев, а также получают ежемесячную стипендию 60 000 тенге - выпускники вузов, 40 000 тенге -все остальные участники. Кроме этого, все участники получают поддержку менторов в период реализации своих проектов.

В рамках реализации Проекта проводится конкурс по отбору принимающих организаций, конкурс по отбору менторов и грантовый конкурс для молодёжи.

Программа развития жизненно важных навыков и управления проектами рассчитана на 6 месяцев и включает в себя:

- начальный четырёхдневный тренинг для всех участников Проекта;

- ежемесячные встречи с ментором;

- шестимесячную реализацию социальных проектов («обучение через действие»);

- заключительный четырёхдневный тренинг для всех участников

Проект стартовал в 2017 году и охватил 2 000 участников из

четырёх областей Казахстана. В 2018 году Проект охватил 3 508 человек в шести областях Казахстана. Были отобраны Комиссией 72 принимающие организации: 14 - из Алматинской области, 14 - из Карагандинской области, 30 - из Павлодарской области и 14 - из Южно-Казахстанской области. [4] К примеру в 2017 г по итогам трехэтапного отбора 589 проектов в составе которых были 2000 молодых людей, получили грант (таблица 2)

Таблица 2 - Количество полученных грантов в рамках программы «Zhasproject» в 2017 году

Область Получили грант

Алматинская 233

Карагандинская 71

Павлодарская 185

Южно-Казахстанская 100

ВСЕГО 589

Источник - https://zhasproject.kz/

Было открыто 79 спортивных объектов, 15 туристских и скаутских отрядов, 67 досуговых клубов и кружка различной направленности, 37 швейных и вязальных ателье, 29 компьютерных и 27 языковых курсов, 19 парикмахерских, 37 проектов по производству сельскохозяйственной продукции, 36 детских центров, 27 медиастудий, 19 массажных кабинетов.

Из 2000 грантополучателей 947 человек из категории NEET, 989 женщин, что составляет 49,4 %, 108 людей с ограниченными возможностями, что составляет 4% от общего количества.

Эксперты отмечают, что в настоящее время интерес к государственным программам поддержки предпринимательства испытывают не только реальные предприниматели, но и потенциальные, которые хотят заниматься предпринимательской деятельностью.

Возможность участвовать в государственных программах стимулирует ту категорию предпринимателей, которые до действия и позитивных итогов государственных программ поддержки предпринимателей не являлись официально зарегистрированными предприятиями, выходят из теневого бизнеса.

Опрос молодежной части аудитории предпринимателей свидетельствует о том, что лишь 9,3% респондентов, являющихся предпринимателями в прошлом и действующих предпринимателей в настоящем, при открытии бизнеса воспользовались программой поддержки предпринимательства, как источника стартового финансирования.

Рисунок 1 - Источники стартового финансирования молодых предпринимателей

Источник - Отчет «Изучение Барьеров Развития Молодежного Предпринимательства», «Акт-Казахстан

Среди аудитории респондентов, которые ни в прошлом, ни в настоящем не планировали заниматься предпринимательской деятельностью, в случае начала предпринимательской деятельности, требующей финансовых вливаний, наиболее вероятно, что респонденты будут использовать собственные накопления, также велика вероятность оформления кредита в банке и займа денег в долг у друзей/родственников. В случае начала предпринимательской деятельности лицами, которые в настоящее время не являются предпринимателями, из них очень вероятно/вероятно будут искать программы поддержки предпринимательства и обратятся к ним.

Рисунок 2 - Пути поиска источников финансирования молодежного предпринимательства

Источник - Отчет «Изучение Барьеров Развития Молодежного Предпринимательства», «Акт-Казахстан

Представители Клуба молодых предпринимателей "MOST", отмечают, что молодое поколение, в основном не движимо желанием заниматься предпринимательской деятельностью (главным образом речь идет о молодежи г. Алматы). Данное мнение подтверждают результаты исследования, приведенные выше: только 10,6% целевой аудитории, являются действующими предпринимателями, а 63% никогда не задумывали ни в прошлом, ни в настоящем о начале своего бизнеса.

Эксперты отмечают, что основной демотиватор это довольно высокий уровень жизни населения, который отнюдь не сподвигает к занятию предпринимательством как источника дохода и средств к существованию. Эксперт отметил, что в практике их организации неоднократно сталкивались со случаями заинтересованности в предпринимательской деятельности, вплоть до написания бизнес-планов, прохождения курсов для начинающих предпринимателей, но именно отсутствие жесткой нужды в денежных средствах, по мнению эксперта, делает подобные планы/заинтересованность не выполняемыми, не доведенными до претворения в жизнь.

Руководители Клуба молодых предпринимателей, молодежной политики и социального партнерства НПП «Атамекен» отмечают, что следует выделить немаловажную проблему, довольно глобального масштаба, когда практика показывает, что молодежь, закончившая ВУЗы Казахстана не заточена на то, чтобы заниматься собственным бизнесом, в ВУЗах преимущественно нацеливают на то, что нынешние студенты в будущем станут наемными работниками.

Эксперты - основатели «Первой школы предпринимателей» отмечают, что молодая аудитория потенциальных предпринимателей более лабильна, легче преодолевает барьеры и сложности предпринимательской деятельности. Они отмечают, что наиболее существенным барьером на пути развития предпринимательства среди молодежи по сравнению с более зрелыми людьми являются следующие проблемы:

1. отсутствие стартового капитала, тогда как потенциальные предприниматели более старшего возраста имеют как некоторые накопления, так и залоговое имущество для возможного кредитования бизнеса.

2. отсутствие понимания у молодежной аудитории того, что такое бизнес, на каких принципах основывается бизнес. Даже после прослушивания курсов для начинающих предпринимателей, у многих не появляется понимание идеи бизнеса и бизнес-процесса как такового.

3. очень большие амбиции, не позволяющие включиться в активную работу по созданию своего бизнеса, полномасштабной отработке всех рисков бизнес идеи, непонимание, того, что помимо создания хорошей бизнес идеи требуется очень много работать для развития собственного бизнеса.

4. наличие у молодежи идей очень далеких от жизни либо использование идей, имеющих место на рынках.

5. нехватка знаний в области пред инвестиционные готовности бизнеса: правила оформления/презентации/продвижения/привлечение инвестиций идеи.

6. недостаточность знаний в области интернет-инструментов, которые способствуют развитию бизнес идей/возможности зарабатывать деньги посредством интернета.

7. отсутствие потребности в развитии своих знаний

Использованные источники:

1. Специальный обзор по коррупции в Казахстане глазами предпринимателей. Атамекен. 2018

2.Нургалиева Ж. Д. Роль малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан и государственные механизмы их развития. Вестник Инновационного Евразийского университета. 2014. № 1 ISSN 1729-536X

3. Сыдыкназаров М., Каржаубай Ж. Ценности молодежи Казахстана: современный анализ и тенденции. Научный журнал «Казахстан-Спектр». №3, 2018

4. Тургенбаева А. Совершенствование методологии оценки эффективности малого и среднего предпринимательства. Научный журнал «Казахстан-Спектр». №3, 2018

5. Аубакирова Г., Айтпаева Д. Управление предпринимательской деятельностью: опыт Казахстана. Журнал «Экономика и юриспруденция», февраль 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.