УДК 658.114-053.6(045) Е.А. Дедусенко, О.А. Елина
МОЛОДЕЖНОЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ТРЕНДЫ И ВЫЗОВЫ СОЗДАНИЯ СТАРТАПА
Глобальные трансформационные процессы в экономике и вызовы внешней среды на фоне геополитической ситуации обуславливают повышенное внимание к потенциалу предпринимательской активности в России. К поставленным раннее задачам по обеспечению устойчивого экономического роста [1] сегодня добавляются новые. Это обеспечение национальной экономической безопасности, сглаживание диспропорций и снижение дефицитов, импортозамещение в сжатые сроки, формирование новых производственных цепочек и связей, чтобы не допустить экономического спада. В данной статье авторы анализируют потенциал молодежного предпринимательства, как основного ресурса реализации проектов технологического предпринимательства в условиях индустрии 4.0 и наращивания объемов стартапов в России. Проводится оценка трендов и потенциала для освоения перспективных для молодого поколения сегментов технологического предпринимательства с применением методов сравнительного анализа, синтеза и прогнозирования. Аналитической базой исследования выступают данные консалтинговых фирм, общественных организаций и ассоциаций. По мнению исследователей, для реализации потенциала в сфере технологического предпринимательства необходимо развитие комплекса навыков, которые помогут не только запускать стартапы, но и поддерживать их функционирование в долгосрочной перспективе. К таким навыкам относят определенную комбинацию мягких и твердых навыков (soft skills и hard skills). В данной статье приводится опыт ведущих вузов в реализации программ, направленных на развитие предпринимательских компетенций на разных образовательных ступенях.
Ключевые слова: технологическое предпринимательство, молодежное предпринимательство, несовершеннолетний предприниматель, FoodTech, EduTech, MedTech, предпринимательские компетенции.
DOI: 10.35634/2412-9593-2022-32-4-628-634
Современная предпринимательская среда создает, с одной стороны, вызовы и высокий уровень конкуренции, а, с другой стороны, предоставляет широкий спектр возможностей и ниш для создания нового бизнеса. Текущие инициативы, которые реализуются на национальном уровне в России, дают преимущественные возможности молодежи, желающей реализовать себя в собственном бизнесе, на самых ранних этапах раскрыть свой предпринимательский потенциал, создать благоприятную среду для работы над стартапами и привлечь инвестиции [2]. Данные инициативы активно поддерживаются, развиваются и реализуются на национальном уровне в различных формах. Помимо мер государственного стимулирования развития малого и среднего бизнеса (далее - МСП) общей направленности, таких как налоговое стимулирование, субсидирование процентных ставок, льготное кредитование, развитие инфраструктуры поддержки МСП и венчурное финансирование, на государственном уровне реализуются специальные программы и проекты поддержки молодежных предпринимательских проектов и инициатив на основе создания специальных фондов, целевых программ, конкурсов и проектов.
Согласно данным Росстата и ФНС по состоянию на начало 2020 г. средний возраст начинающего предпринимателя в России составлял 27-28 лет, при этом было зарегистрировано 456 несовершеннолетних предпринимателей. В 2021 г. средний возраст начинающего предпринимателя уже фиксировался на уровне 24-25 лет, при этом число несовершеннолетних в бизнесе резко возросло: к концу 2020 г. уже составляло более 18 тыс. человек [3; 4], а сегодня эта цифра превысила 20 тыс. человек [5]. Таким образом, в 2020 г. произошел переломный момент в развитии молодежного предпринимательства, когда в этот сектор включилась статистически значимая группа предпринимателей в возрасте от 14 до 18 лет (см. рис. 1).
Юридически возможность стать предпринимателем в России с 14 лет существует и доступна под контролем родителей или при выборе формы налогообложения в виде «Налог на профессиональный доход», а с 16 лет возможно досрочно повзрослеть через процедуру признания эмансипации [6].
Для растущего сектора молодых начинающих предпринимателей государство предусматривает целевые программы поддержки. Так, в рамках нового федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» студенты могут получить грант на реализацию стартапов на основе собственных научно-технических исследований [7].
5000 0
На начало 2020 г. На конец 2020 года
2021 год
Рис. 1. Количество МСП (ед.), учрежденных предпринимателями в возрасте 14-18 лет.
(составлено авторами)
Стимулирование молодежного предпринимательства является важной целью реализации данного проекта. Планируется, что гранты будут выданы студентам российских вузов в рамках реализации данного федерального проекта, который разработан Минобрнауки России и утвержден Правительством Российской Федерации. Только в рамках данной стратегической инициативы в 2022 г. планируется выделить 7,285 млрд руб., 5,245 млрд из которых - из федерального бюджета [2]. Таким образом, сейчас на самых высоких уровнях регулирования и поддержки развития предпринимательства в нашей стране создаются все условия для активизации молодежного предпринимательства и запуска стартапов студентами и даже школьниками, формируя новые модели развития общества, бизнеса и страны. Если посмотреть на эти инициативы с точки зрения самих студентов, то важно понимать их мотивационную структуру создания стартапа, интерес к определенной сфере бизнеса и наличие необходимых навыков для старта.
Опросы и исследования показывают возросший интерес молодого поколения к созданию нового бизнеса, в котором лидирует технологическое предпринимательство. Так, проведенный опрос ГК «ЭФКО» и АНО «Россия - страна возможностей» среди студентов российских вузов показал, что больше половины респондентов мечтает открыть свой бизнес, у 4 % уже есть свой бизнес. Кроме того, 42 % студентов хотят открыть свое дело через несколько лет, а 23 % в ближайшее время. Среди важных факторов мотивации создания своего бизнеса лидируют реализация своих идей и создание новых инновационных продуктов. Интересен выбор отрасли и вида деятельности: перспективными отраслями для предпринимательства отмечают сферу услуг, торговлю, искусство и моду, культуру и творчество, маркетинг [8].
В данном исследовании проводится оценка трендов и потенциала, перспективных для молодого поколения сегментов технологического предпринимательства на основе методов сравнительного анализа, синтеза и прогнозирования. Аналитической базой выступают данные исследований консалтинговых фирм, общественных организаций и ассоциаций [9].
Согласно современным трендам, молодое поколение демонстрирует интерес и склонность к сфере технологического предпринимательства, к которой относят деятельность, связанную с созданием и развитием бизнеса, основанного на инновационной технологии или бизнес-модели. Развитие технологического предпринимательства требует компетенций в области поиска, создания и внедрения новых технологий в производстве и управлении. Реализация проектов технологического предпринимательства направлена на удовлетворение потребностей рынка для улучшения или расширения существующих продуктов или услуг или создания новых рынков. На современном этапе экономического развития технологическое предпринимательство выделено в отдельное самостоятельное направление как один из приоритетных видов предпринимательской деятельности, поскольку оно способно генерировать инновации и создавать новые возможности в бизнесе, решать проблемы в обществе, а также является основным драйвером экономического развития. На данном этапе Россию нельзя назвать международным технологическим лидером, но необходимо признать, что за последние 30 лет страна значительно укрепила свои позиции и сократила отставание от Запада. При успеш-
ной реализации комплексных стратегических планов технологического развития на ближайшие десять лет РФ может догнать страны-лидеры в технологическом развитии, но для опережения потребуются собственные «громкие» прорывы.
Вовлечение молодежи в предпринимательскую активность расширяет потенциал роста малого и среднего бизнеса в России. Ориентация на технологическое предпринимательство требует от его инициатора профессиональных компетенций и подготовки в междисциплинарной плоскости. Междисциплинарные профессиональные компетенции в области предпринимательства и технологий формируются на стадии обучения. В данной статье мы акцентируем внимание на роли научно-образовательного сообщества в процессе подготовки подрастающего поколения к карьере в сфере технологического предпринимательства. Данная задача может быть решена введением в образовательные программы новых методов обучения, которые будут включать практические занятия, направленные на развитие у учащихся навыков технологического предпринимательства, таких как решение проблем, творчество, инновации и управленческие навыки. Эти методы должны использоваться как на теоретических занятиях и лабораторных экспериментах на уровне университета, так и на практических занятиях на уровне профессиональной подготовки.
Чтобы ответить на эти вызовы, университеты должны сосредоточиться на разработке междисциплинарных учебных программ для обучения предпринимательству, а вся система образования - на расширении образовательной траектории на более ранние ступени старшей и средней школы, предоставляя школьникам возможности ранней профилизации. Развитие программ предпрофессиональной подготовки на этапе среднего общего образования (10-11 классы школы) расширит возможности в подготовке кадров в сфере технологического предпринимательства.
С 2019 г. в ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова» реализуется программа предпрофессиональной подготовки «Предпринимательский класс», которая рассчитана на два года обучения в 10-11 классах. Успешное пилотирование данной программы в Экономическом лицее РЭУ и двух школах г. Москвы позволило распространить данный опыт на более широком уровне, и при поддержке Департамента образования и науки г. Москвы с 2022 г. в 141 школе г. Москвы реализуется проект «Предпринимательский класс в московской школе». Проект уже принес первые результаты. Ежегодно растет количество молодежных проектов и инициатив, которые школьники представляют на различных конкурсах и конференциях. Молодые предприниматели получают опыт создания собственного бизнеса еще на школьной скамье. Все это, безусловно, положительно влияет на формирование предпринимательской культуры и способствует развитию предпринимательских компетенций подрастающего поколения.
Среди направлений технологического бизнеса особый интерес у молодого поколения вызывают сегменты динамично развивающихся направлений FoodTech, EduTech и MedTech (см. рис. 2).
16%
13%
18%
31%
22%
Маркетинг
Сфера услуг
Торговля
Искусство и мода
Культура и творчество
Рис. 2. Потенциальные ниши для молодежного предпринимательства (составлено авторами по материалам [8])
Рассмотрим тренды и перспективные сегменты в технологической сфере, а именно в сегментах FoodTech, EduTech и MedTech, которые интересны молодому предпринимателю.
FoodTech. В данной сфере можно выделить следующие актуальные области и ниши для создания нового бизнеса [10]:
- цифровизация ферм и цифровые решения для местных фермеров. Новый тренд в этой области - разработка приложений в формате farm-to-phone, позволяющих клиентам заказывать свежие продукты от местных фермеров. Среди технологических продуктов актуальными являются подписки на свежие фрукты и овощи (CropBox от CropSwap), виртуальные фермерские рынки (онлайн-маркетплейс Chipotle), приложения для доставки еды (сервис Uber Eats), технологии для онлайн-торговли (платформа электронной коммерции и логистики Local Line);
- технологии для ресторанов быстрого обслуживания: востребованными технологическими решениями являются бесконтактные решения, например, бесконтактные сенсорные экраны (Azkoyen Group и технология Air Touch), бесконтактные автоматы для разлива напитков (L-Guard от Lancer Worldwide), бесконтактные устройства, выдающие крышки для стаканчиков (технология Lid Boss) [11].
EduTech-сегмент активно развивается во всем мире и интересными направлениями и нишами в этой сфере являются:
- технологические продукты для малышей, направленные на общее развитие и подготовку к школе, умные игрушки;
- технологические продукты для школьников: дистанционное обучение, цифровые сервисы, платформы для подготовки к экзаменам, для подбора репетиторов и для самостоятельной работы по школьной программе, онлайн-школы программирования и сервисы дополнительного образования;
- технологические продукты для взрослых: многопрофильные онлайн-университеты и высшее образование, образовательные приложения и онлайн-тренажеры, обучение информационным технологиям, иностранные языки, фокус, гуманитарные науки, сегмент wellness&lifestyle [12].
Как отмечают результаты исследований, примерами новых компаний, работающих в EduTech-сегменте, являются вендоры VR/AR технологий в образовании; разработчики систем прокторинга и мониторинга; платформы для корпоративного обучения; сервисы для запуска онлайн-школы или интерактивных курсов; производители учебного оборудования [12].
MedTech. По оценкам Фонда международного медицинского кластера, в ближайшие пять лет темп роста сегмента медуслуг в России будет динамично расти и составит 10-15 % в год [13]. В этом сегменте есть свои ниши, особенности и проблемы. Несмотря на то, что данный рынок является растущим, далеко не все продукты могут обладать высоким спросом и качеством. В этом есть и возможности: это говорит о том, что для молодежного предпринимательства есть шансы превзойти конкурентов и развиваться вместе с рынком [14]. Эксперты выделяют следующие интересные направления в сегменте MedTech: гаджеты и мобильные приложения, телемедицинские приложения, искусственный интеллект для анализа медицинских показателей, интернет вещей (IoT) [14]. Рассматривая особенности MedTech стартапов в РФ, эксперты отмечают, что такие стартапы не самое распространенное явление для нашей страны. Существуют сложности с поиском команды, поиском поддержки, анализом рынка. Но пандемия привела к росту спроса на MedTech-продукты. Все больше и больше клиентов видят преимущества носимых гаджетов и онлайн-консультаций. Однако правовая база в нашей стране требует изменения и развития для полноценного развития рынка медицинских технологий. В целом, эксперты положительно оценивают тренд на то, что российский MedTech-рынок, спрос на продукты медицинских стартапов будет расти, поэтому важно вовремя занять свой сегмент [14].
В конце 2021 г. редакцией портала RB.RU был составлен рейтинг перспективных стартапов в нашей стране по следующим критериям: минимум один сооснователь стартапа - из России или выпускник российского вуза; стартапы, которые привлекали или ищут венчурные инвестиции; старта-пы, известные за рубежом; стартапы, в основе которых лежит технологическая инновация [15].
Ниже представлен рейтинг таких стартапов и их направление/сегмент деятельности в 2021 г. :
1. Qummy (сегмент FoodTech).
2. OrcaBio (сегменты BioTech, MedTech).
3. Celly.AI (сегменты MedTech, искусственный интеллект).
4. ELIQ (сегменты электротранспорт, гаджеты).
5. Maroo (сегмент FinTech).
6. Raison (сегмент FinTech).
7. Collectly (сегмент FinTech).
8. Rarible (сегменты FinTech, ArtTech).
9. Mo (сегменты Lifestyle, Wellness).
10. Tomi.ai (сегменты AdvTech, MarTech).
Реализация бизнес-идей в современном рыночном пространстве требует новых навыков, которые важно культивировать и развивать в образовательной сфере и области саморазвития. Согласно оценке McKinsey, потребность в новых навыках (soft skills) тесно связана с автоматизацией и растет опережающими темпами. При этом система образования, включая дополнительное, не успевает за растущим спросом бизнеса.
На современном рынке существует потребность в следующих навыках и умениях, которые важны как для начинающих молодых предпринимателей, так и для новых работников компаний: умение принимать решения в проблемных ситуациях; критическое и инновационное мышление; креативность; умение справляться со сложными и неоднозначными задачами; коммуникативность.
В одном из своих исследований McKinsey отмечает, что «мягкие» навыки, которые обычно определяются как нетехнические навыки, позволяющие эффективно и гармонично взаимодействовать с другими, важны для компаний и могут влиять на культуру, лидерство, и поведение. Данные навыки делятся на следующие категории [16]:
1. Продвинутые навыки общения и ведения переговоров (Advanced communication and negotiation skills).
2. Навыки межличностного общения и эмпатия (Interpersonal skills and empathy).
3. Лидерские и управленческие навыки (Leadership and management skills).
4. Предпринимательство и проявление инициативы (Entrepreneurship and initiative-taking).
5. Адаптивность и навыки непрерывного обучения (Adaptability and continuous learning skills).
6. Навыки преподавания и обучения (Teaching and training skills).
Государство и общество и далее планирует принимать активное участие в развитии самостоятельности и креативности молодого поколения, а также в стимулировании процесса формирования соответствующих навыков. Если рассматривать предстоящие в 2022 г. конкурсы и проекты, направленные на развитие предпринимательских и творческих навыков молодого поколения, то можно отметить Всероссийский конкурс open source проектов школьников и студентов, «Апп! 101», Стипендиальную программу для талантливых студентов России от «Тинькофф», Конкурс лучших молодежных проектов в сфере креативных индустрий [17].
Конкурс лучших молодежных проектов в сфере креативных индустрий направлен на поддержку и взаимодействие с общественными организациями и движениями; профориентацию и карьерные устремления молодежи; развитие молодежного самоуправления; вовлечение молодежи в занятие творческой деятельностью; поддержку инноваций и стартапов; развитие международного и межрегионального сотрудничества. Другой пример - конкурс Energy HUB, являющийся первым в России мероприятием-конкурсом университетских energy-стартапов. Целевой аудиторией проекта выступают студенты, аспиранты и преподаватели. Конкурс Energy HUB помогает запускать проекты, которые находятся на стадии идеи. Победители данного конкурса получат крупный денежный приз и получат поддержку со стороны крупных компаний Топливно-энергетического комплекса России.
В контексте затронутой проблематики интересны исследования, опубликованные в специализированных изданиях, например, в журнале «Harvard Business Review - Россия» в одной из статей освещается дискуссия на тему: хорошо ли колледжи и программы МВА готовят студентов к запуску технологических стартапов. Был проведен опрос, в котором были опрошены две группы респондентов:
1) выпускники Гарвардской школы бизнеса, основавшие компании в большей части при поддержке венчурного капитала;
2) 20 учредителей, не получивших степень MBA.
Как в первом, так и во втором случае, опрошенные группы отметили, что желающие запустить стартап должны стремиться стать отличными менеджерами, способными собрать и мотивировать команду, а также быть постоянно на связи с клиентом и способным выявить потребности клиентов. Среди более низких приоритетов оказались специализированные навыки, такие как финансы и инжиниринг. Далее приводятся данные по уровню востребованности навыков согласно этому опросу. Данные приведены в процентах учредителей, которые заявили, что «большое» или «очень большое»
внимание при обучении предпринимательству стоит уделить следующим навыкам объединение команды - 88 %; лидерство - 82 %; проджект-менеджмент - 80 %; управление командой - 74 %; продажи - 72 %; маркетинг - 71 %; проектирование продуктов - 69 %; формулирование стратегии - 65 %; финансы - 47 %; техническое руководство - 44 % [18].
Таким образом, подводя итоги данного исследования, следует отметить, что молодежное предпринимательство является активно растущим сектором с высоким социально-экономическим потенциалом. Однако современные тренды в молодежном предпринимательстве требуют поддержки не только со стороны регуляторов, инвесторов и других заинтересованных лиц (с целью организации конкурсов), но и со стороны национальной системы образования, способствуя развитию и формированию предпринимательских навыков и востребованных профессиональных компетенций у подрастающего поколения. Современный рынок труда предъявляет спрос на комплексные и системные компетенции, важно развивать их с использованием современных интерактивных методов и подходов, применяя методы симуляции, геймификацию и деловые игры. Большое внимание в новых навыках отводится нетехническим навыкам, которые будут необходимы как для нового бизнеса в сфере услуг, так и для технологического бизнеса. Современные образовательные программы и образовательные стандарты должны включать требования к формированию soft skills. Такое развитие может быть достигнуто путем междисциплинарного сотрудничества и включения в образовательные программы требований к формированию навыков коммуникации, критического мышления, сервисности (клиентоориентированности), управления проектами, людьми и собой, наставничества и менторинга, решения проблем, принятия решений, развития эмоционального интеллекта, ненасильственного общения, управления знаниями, работы в режиме неопределенности, бережливого производства, экологического мышления, самоанализа и саморефлексии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Совещание по экономическим вопросам // Сайт Президента России. URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/62767/ (дата обращения: 22.04.22).
2. Тысяча студентов получит на реализацию стартапов по 1 млн рублей // Минэкономразвития РФ. Мой бизнес. URL: https://xn—90aifddrld7a.xn--p1ai/novosti/news/tysyacha-studentov-poluchit-na-realizatsiyu-startapov-po-1-mln-rubley. (дата обращения: 22.04.22).
3. ФНС: В России более 450 несовершеннолетних предпринимателей // Рамблер. URL: https://finance.rambler.ru/ other/43844016/?utm_content=finance_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 22.04.22).
4. АСИ посчитало количество несовершеннолетних предпринимателей // ООО ИА «Банки.ру». URL: https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10935143 (дата обращения: 22.04.22).
5. Марьина Анастасия. Названо число несовершеннолетних предпринимателей в России // ООО «РБ.РУ». URL: https://rb.ru/news/young-business/ (дата обращения: 22.04.22).
6. ФНС России оценила возможность осуществления предпринимательской деятельности несовершеннолетним // Система ГАРАНТ. URL: https://www.garant.ru/news/1188150/ (дата обращения: 22.04.22).
7. Тысяча студентов смогут получить господдержку в размере 1 млн рублей на реализацию стартапа // Фонд содействия инновациям URL: https://fasie.ru/press/fund/studstartup/ (дата обращения: 22.04.22).
8. Больше половины студентов хотят стать предпринимателями - исследование ГК «ЭФКО» // ООО «РБ.РУ». URL: https://rb.ru/young/efko-research/ (дата обращения: 22.04.22).
9. Каталог исследований аналитиков // ICT.Moscow. URL: https://ict.moscow/research/ (дата обращения: 22.04.22).
10. Исследование российского и мирового рынка FoodTech: ключевые тренды, ограничения и перспективы // JSON TV. URL: https://json.tv/ict_telecom_analytics_view/issledovanie-rossiyskogo-i-mirovogo-rynka-foodtech-klyuchevye-trendy-ogranicheniya-i-perspektivy-20200527010059 (дата обращения: 22.04.22.)
11. Soft skills - новые hard skills: стратегия по развитию «гибких» навыков // АО «Росбизнесконсалтинг» URL: https://trends.rbc.ru/trends/innovation/5ee87fee9a794772d1f904bf (дата обращения: 22.04.22).
12. Главные тренды 2022 года по версии Trend Hunter: еда и напитки // ООО "РБ.РУ" URL: https://rb.ru/ story/food-and-beverage/ (дата обращения: 22.04.22).
13. Медтех тренды: что будет в фокусе в 2021 году // ООО «ВЦ». URL: https://vc.ru/azoft/203653-medteh-trendy-chto-budet-v-fokuse-v-2021-godu (дата обращения: 22.04.22).
14. Как создать медицинский стартап: Что ожидает молодую МедТех компанию? // ООО «Azoft». URL: https://www.azoft.ru/blog/medical-startup/ (дата обращения: 22.04.22).
15. Стартапы года - 2021. Выбор редакции // ООО «РБ.РУ». URL: https://rb.ru/list/startups-2021/ (дата обращения: 22.04.22).
16. How to develop soft skills // McKinsey & Company URL: https://www.mckinsey.com/business-functions/people-and-organizational-performance/our-insights/the-organization-blog/how-to-develop-soft-skills (дата обращения: 22.04.22).
17. Начинающим. Возможности для предпринимателей // ООО «РБ.РУ». URL: https://rb.ru/chance/young/ (дата обращения: 22.04.22).
18. HBR. Россия. Какие навыки нужны основателю стартапа // ООО «Бизнес Инсайт Медиа». URL: https://hbr-russia.ru/innovatsii/startapy/a24061/ (дата обращения: 22.04.22).
Поступила в редакцию 10.06.2022
Дедусенко Елена Александровна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры гостиничного и туристического менеджмента E-mail: [email protected]
Елина Ольга Александровна, кандидат экономических наук, доцент,
доцент Базовой кафедры Благотворительного фонда поддержки образовательных программ «КАПИТАНЫ» «Инновационный менеджмент и социальное предпринимательство» E-mail: [email protected]
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова. 117997, Российская Федерация, г. Москва, Стремянный пер., 36.
E.A. Dedusenko, O.A. Elina
YOUTH TECHNOLOGICAL ENTREPRENEURSHIP: TRENDS AND CHALLENGES FOR A STARTUP
DOI: 10.35634/2412-9593-2022-32-4-628-634
The global transformation processes of the national economy and the challenges of the external environment against the background of the geopolitical situation cause increased attention to the potential of entrepreneurial activity in Russia. To the previously declared tasks of ensuring sustainable economic growth [1] today, the tasks of ensuring national economic security, smoothing out imbalances and reducing deficits, import substitution in a short time, the formation of new production chains and links to prevent an economic downturn are being added. In this article, the authors analyze the potential of youth entrepreneurship as the main resource for implementing technological entrepreneurship projects in the context of industry 4.0 and increasing the volume of startups in Russia. The trends and potential of promising segments of technological entrepreneurship for the younger generation are assessed on the basis of comparative analysis, synthesis and forecasting methods. The analytical base is the research data of consulting firms, public organizations and associations. In addition, according to recent studies, in order to realize the potential in the field of technological entrepreneurship, it is necessary to develop a set of skills that will help not only launch startups, but also maintain their functioning in a long-term context. Such skills include a certain combination of soft and hard skills. This article presents the experience of leading universities in the implementation of programs aimed at developing entrepreneurial competencies at different educational levels.
Keywords: technological entrepreneurship, youth entrepreneurship, underage entrepreneur, FoodTech, EduTech, MedTech, entrepreneurial competencies.
Received 10.06.2022
Dedusenko E.A., Candidate of Economics, Associate Professor, Associate Professor at Department of Hotel and Tourism Management E-mail: [email protected]
Elina O.A., Candidate of Economics, Associate Professor
Associate Professor at Department of the Foundation for support of educational programs "Captains" "Innovation management and social entrepreneurship" E-mail: [email protected]
Plekhanov Russian University of Economics Stremyannyy per., 36, Moscow, Russia, 117997