Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ 4.0'

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ 4.0 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
239
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технологическое предпринимательство / малый и средний бизнес / индустрия 4.0 / инновации / видеоаналитика / technological entrepreneurship / small and medium business / industry 4.0 / innovation / video analytics

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Артем Алексеевич Безруков, Александра Сергеевна Прошкина

В статье представлен обзор основных положений концепции технологического предпринимательства в контексте индустрии 4.0. Представлен анализ тенденций развития технологического предпринимательства на российском рынке услуг видеоаналитики. Рассматривается аспект влияния на интенсификацию деятельности малого и среднего бизнеса. Технологическое предпринимательство может рассматриваться как один их стимулирующих факторов становления и совершенствования технологий индустрии 4.0. Поддержка технологических стартапов и запуск предпринимательских инициатив крупных компаний – заказчиков обеспечивают приток новых идей и совершенствование существующих решений индустрии 4.0.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCESS APPROACH IN RESEARCH OF NATIONAL INNOVATION SYSTEMS

The article provides an overview of the main features of the concept of technological entrepreneurship in the industry 4.0 framework. The analysis of trends of technological entrepreneurship in the Russian market for video analytics services is presented. The influence on the small and medium-sized businesses is highlighted. Technological entrepreneurship can be defined as one of the stimulating factors for the improvement of industry 4.0 technologies. Support for technology start-ups and the launch of entrepreneurial initiatives of large customer companies provide an influx of new ideas and improvement of existing industry 4.0 solutions.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ 4.0»

Петербургский экономический журнал. 2022. № 1-2. С. 37-42. St. Petersburg Economic Journal. 2022. № 1-2. Р. 37-42.

Научная статья УДК 334

DOI: 10.24412/2307-5368-2022-1-2-37-42

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ 4.0

PROCESS APPROACH IN RESEARCH OF NATIONAL INNOVATION SYSTEMS

Артем Алексеевич БЕЗРУКОВ

старший преподаватель кафедры менеджмента систем качества ИНПРОТЕХ Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина), aabezrukov@etu.ru

Artem A. BEZRUKOV

Assistant professor, Quality Management Systems Department at INPROTECH, St. Petersburg State Electrotechnical University «LETI», aabezrukov@etu.ru

Александра Сергеевна ПРОШКИНА

старший преподаватель кафедры международного бизнеса Санкт-Петербургского государственного экономического университета, руководитель кейс-лаборатории ИНПРОТЕХ Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина), asproshkina@gmail.com

Aleksandra S. PROSHKINA

Assistant professor, International Business Department at St. Petersburg State University of Economics, head of the case-laboratory INPROTECH, St. Petersburg State Electrotechnical University «LETI», asproshkina@gmail.com

Аннотация. В статье представлен обзор основных положений концепции технологического предпринимательства в контексте индустрии 4.0. Представлен анализ тенденций развития технологического предпринимательства на российском рынке услуг видеоаналитики. Рассматривается аспект влияния на интенсификацию деятельности малого и среднего бизнеса. Технологическое предпринимательство может рассматриваться как один их стимулирующих факторов становления и совершенствования технологий индустрии 4.0. Поддержка технологических стартапов и запуск предпринимательских инициатив крупных компаний - заказчиков обеспечивают приток новых идей и совершенствование существующих решений индустрии 4.0.

Ключевые слова: технологическое предпринимательство, малый и средний бизнес, индустрия4.0, инновации, видеоаналитика

© Безруков А. А., Прошкина А. С., 2022.

Abstract. The article provides an overview of the main features of the concept of technological entrepreneurship in the industry 4.0 framework. The analysis of trends of technological entrepreneurship in the Russian market for video analytics services is presented. The influence on the small and medium-sized businesses is highlighted. Technological entrepreneurship can be defined as one of the stimulating factors for the improvement of industry 4.0 technologies. Support for technology start-ups and the launch of entrepreneurial initiatives of large customer companies provide an influx of new ideas and improvement of existing industry 4.0 solutions.

Keywords: technological entrepreneurship, small and medium business, industry 4.0, innovation, video analytics

Появление прорывных технологий обуславливают переход к новому технологическому укладу, который в настоящий момент носит название «индустрия 4.0» или четвертая промышленная революция. Отправной точкой в распространении концепции «индустрии 4.0» принято считать выступление президента Всемирного экономического форума Клауса Шваба в Давосе в 2011 г. [1]. В своей речи он обозначил начало нового этапа технологического развития, основывающегося на цифровизации и интеграции ки-берфизических систем. Третья промышленная революция или индустрия 3.0 ставила своей целью автоматизацию процессов и становление информационной-коммуникационных технологий. В свою очередь, ключевыми характеристиками индустрии 4.0 выделяется связь различных систем и независимый обмен информации между ними. Ядро индустрии составляют разработки в таких направлениях как «умные сервисы», «интеллектуальные продукты», «цифровые заводы» или «умное производство», «интеллектуальные активы». В качестве технологических столпов четвертой промышленной революции принято выделять следующие технологии:

• промышленный Интернет вещей (IIoT);

• виртуальная реальность (VR), дополненная реальность (AR);

• облачные вычисления и сервисы;

• автоматизация и робототехника;

• цифровые двойники;

• аналитика на основе возможностей искусственного интеллекта;

• сквозная интеграция: горизонтальная и вертикальная;

• аддитивное производство.

Стоит отметить, что концепция индустрии 4.0 получила широкое признание среди представителей бизнес-сообщества и исследователей [2]. Тем не менее, в публицистической литературе до сих пор можно встретить синонимичное употребление терминов «индустрия 4.0», «киберфизические системы» и «промышленный интернет вещей», что свидетельствует об отсутствии четкого представления о комплексе технологий, формирующих облик четвертой промышленной революции вследствие их многообразия и скорости развития.

Внедрение технологий индустрии 4.0 влечет коренные изменения в промышленной структуре национальных инновационных систем. Адаптация прорывных технологий обуславливает кардинальную трансформацию бизнес-моделей, организационных структур и форматов предоставления услуг или создания новых продуктов. Особенности ведения предпринимательской деятельности в контексте внедрения технологий индустрии 4.0 выделяется в отдельное направление исследования и неразрывно связано с концепцией развития технологического предпринимательства [3]. В основе данной концепции лежит инновационное решение, новая технология или применение существующей технологии для решения новых производственных задач.

Таким образом, технологическое предпринимательство состоит из следующих компонент: технологии, инновации, пред-

Технологии

Инновации

Предпринимательство

Рисунок - Три компоненты технологического предпринимательства Figure - Three components of technological entrepreneurship

принимательство. Появление технологий сопряжено с процессами возникновения идеи и изобретательством. Но наличие уникальной идеи или изобретения не гарантирует успеха на практике. В то же время инноватор готов подхватить изобретенную технологию для дальнейшей разработки ценностного предложения. Предприниматель обеспечивает трансфер инновации на рынок в целях достижения конкретного социально-экономического эффекта [4]. Скорость внедрения технологий и необходимость их ускоренной адаптации обусловили появление таких бизнес-структур как стартапы. Стартап представляет собой временную структуру, целью которой становится разработка и быстрая реализация инновационной идеи. Стартапы принято считать наиболее гибкими и оперативными участниками рынка.

Кроме того, в большинстве случаев старта-пы относятся к субъектам малого и среднего бизнеса, развитие которого способно обеспечить долгосрочный устойчивый рост национальной экономики. В этой связи поддержка и становление конкурентоспособных малых и средних предприятий (МСП) становится драйвером формирования предпринимательского ландшафта страны. Субъекты малого и среднего предпринимательства обеспечивают занятость населения и повышают скорость внедрения инноваций. Внедрение цифровых технологий приводит к существенной мини-

мизации транзакционных издержек, а распространение цифровых платформ кардинально расширяет возможности выхода на рынки для малых и средних компаний [5]. В настоящее время законодательством РФ установлены три условия, соблюдение которых позволяет отнести юридические лица к субъектам малого и среднего предпринимательства:

• доля участия других лиц в уставном капитале хозяйственных обществ,

• хозяйственных партнерств;

• среднесписочная численность работников;

• доход, полученный от предпринимательской деятельности.

Рост малого и среднего предпринимательства России выделяется в качестве «масштабного резерва экономического роста, вклад которого в создание ВВП к 2024 г. планируется довести до 40%, а число занятых в этом секторе экономики увеличить до 25 миллионов человек» [6]. Тем не менее, показатели развития малого и среднего бизнеса в России традиционно ниже, чем в других активно развивающихся экономиках мира: доля малого и среднего предпринимательства в ВВП России составила в 2018 г. - 20,2%, в 2019 г. - не более 17%, в то время как доля малого и среднего бизнсеа в ВВП развитых стран составляет порядка 50%, в Китае - более 60%. В этой связи исследование факторов, влияющих на темпы роста сектора малых и средних предприятий в России, представляется актуальным на-

правлением и вызывает интерес со стороны академической среды и практикующих специалистов. В качестве факторов, замедляющих развитие малого и среднего бизнеса в России, выделяют:

• экономические и рыночные факторы: ограниченный доступ к инструментам, низкий спрос на продукцию малого и среднего предпринимательства, высокий уровень конкуренции на рынках со стороны государственного сектора и крупного бизнеса, высокие барьеры входа на рынки [7];

• административно-регуляторные факторы: противоречивость ряда требований контрольно-надзорных органов, специфика налогового законодательства;

• организационно-управленческие факторы: преобладание интуитивной или неформальной стратегии предприятия малого или среднего бизнеса, низкая степень реструктуризации информационных потоков [8].

В качестве примера открывающегося рынка для технологического предпринимателей, основанного на базе технологий индустрии 4.0, мы рассмотрим рынок видеоаналитики. Данное направление представляет собой совокупность методов компьютерного зрения для автоматизированного получения различных данных на основании анализа последовательности изображений, поступающих с видеокамер. Корневым инструментом выступает программное обеспечение (ПО) для работы с видеоконтентом, содержащее комплекс алгоритмов машинного зрения.

Согласно прогнозу аналитиков, объем мирового рынка видеонаблюдения вырастет с 45,5 млрд долларов США в 2020 г. до 74,6 млрд долларов США к 2025 г. при среднегодовом темпе роста 10,4%. Объем рынка видеоаналитики в России оценивался в 2020 г. в размере 3,7 млрд долларов США при среднегодовом темпе роста 20,4% [9].

Примечательно, что на текущий момент более 90% продаж на рынке услуг видеоаналитики приходится на сегмент B2B.

Наиболее востребованными направлениями видеоаналитики в России являются:

• анализ видеонаблюдения ограниченной зоны периметра (Intrusion Management);

• распознавание номеров, включая автомобильные (ANPR Automatic Number Plate Recognition);

• распознавание поведения и инцидентов (Incident Detection);

• мониторинг дорожного трафика (Traffic Monitoring);

• распознавание лиц (Facial Recognition);

• учет количества посетителей или транспорта (Crowd Management).

Повышенной спрос на сервисы видеонали-тики предъявляют предприятия розничной торговли. В частности, определение «холодных и горячих зон» и контроль выкладки товара выделяется в качестве наиболее востребованных услуг, оказываемых для предприятий данного сектора. Внедрение автоматизированных систем видеоаналитики в розничных сетях позволило повысить безопасность посетителей и персонала до 85%, снизить потери от воровства до 61%, от вандализма - до 58%, улучшить эффективность рабочих процессов до 53% [10]. Так, система распознавания лиц в розничной торговле позволяет идентифицировать индивидов, ранее уличённых в краже или вандализме, и дать сигнал охране для тщательного отслеживания их действий. Специалисты ведущих компаний-разработчиков программных решений отмечают, что требования пользователей к сервисам видеоаналитики смещаются в сторону комплексных решений, позволяющих автоматизировать несколько процессов одновременно для повышения эффективности ведения бизнеса. Например, у предприятий розничной торговли появляется возможность прогнозировать изменения предпочтений покупателей, определять демографический состав потребительской аудитории, частоту визитов и продуктовую корзину посетителей для оптимизации и повышения эффективности выкладки товаров в разных торговых точках.

Помимо розничной торговли, такие отрасли как транспортная логистика и промышленная безопасность так же демонстрируют устойчивый спрос на услуги видеоналитики.

На текущий момент существует несколько конфигураций развёртывания систем видеоаналитики: облачная, корпоративная, гибрид-

ная. Широкое распространение на российском рынке получила гибридная конфигурация, позволяющая расположить основную систему на локальных ресурсах предприятия, а часть функций аналитики передать в аренду в облачное хранилище. Данный тип конфигурации позволяет сократить издержки на интеграцию системы аналитики и в то же время сохранить конфиденциальность и обеспечить безопасность хранения данных видеонаблюдения. В частности, при хранении видеозаписей в пределах локальной сети, сокращается вероятность утечки полученных данных в открытый доступ, позволяя организациям осуществлять контроль за посетителями без нарушения законодательства в части использования и хранения персональных данных.

Несмотря на высокие темпы роста и перспективы развития, на рынке тяжело выделить явного лидера. По данным исследователей, доля нишевых игроков, каждый из которых занимает менее 0,2% от общего объема рынка, составляет около 45%. Более того, российский рынок характеризуется преобладающим направленностью на удовлетворение запросов крупных заказчиков и работе в сегменте В2В.

Говоря о разработках в целях компаний, нельзя не отметить возрастающую активность в направлении стимулирования технологических инициатив и создании стартапов. Достижение устойчивых рыночных позиций на фоне изменяющейся рыночной конъюнктуры требует от компаний оперативного реагирования с помощью вывода новых продуктов, оптимизации производственно-сбытовых цепочек, внедрения новых технологий. Источниками таких инноваций длительное время становились собственные научно-технологические разработки компании. Однако, сокращение циклов разработки и обуславливает поиск других каналов получения ценных знаний и опыта. Крупные компании начали испытывать затруднения с оперативным отслеживанием отраслевых тенденций и стали проявлять гибкость в процессе адаптации новых технологий и идей. Взаимодействие с внешней средой и работа со сторонними разработчиками является представляется одним из наиболее перспективных путей развития в

данном контексте. Ошибочный выбор партнера или подрядчика формирует значительный риск для компании. Для российских компаний характерна опора на собственные научно-исследовательские ресурсы, однако, последние десятилетия отмечаются ростом инвестиций в инновационные проекты.

Инициатором инновационного решения может выступить как сама компания, так и университеты, научные организации. Более того, в целях непрерывной генерации инновационных проекты некоторые компании создают собственные предпринимательские экосистемы или становятся участниками функционирующих отраслевых или региональных экосистем. Элементами предпринимательской экосистемы могут выступать:

• бизнес-акселераторы;

• бизнес-инкубаторы;

• венчурные фонды;

• технопарки;

• открытые программы по поддержке предпринимательских инициатив: грантовые конкурсы, стажировки.

Исследуемый рынок сервисов видеоаналитики в настоящее время характеризуется стремлением крупных заказчиков сегмента B2B к стимулированию стартап-инициатив и взаимодействию с внешними разработчиками. Так, в 2021 г. крупнейшие представители розничной торговли X5 Retail Group (в сотрудничестве с Фондом развития интернет-инициатив) и «Магнит» (в сотрудничестве с Фондом «Сколково») объявили о старте программ по поддержке технологических стартапов в области разработки решений повышения эффективности операционных процессов и безопасности. Данные программы открывают широкий спектр для технологических предпринимателей. Кроме того, привлечение различных разработчиков к решению определенных технологических задач повышают вероятность ускорения процесса совершенствования существующих разработок и появлению прорывных проектов.

Другой особенностью взаимодействия технологических предпринимателей с сегментом B2B выделяется глубокое фокусирование на проблемных областях корпоративного за-

казчика и погружение в бизнес-процессы конкретной компании. Данный фактор затрудняет идентификацию возможностей «извне» и работы с потребительскими товарами в сегменте В2С. Анализ российского рынка сервисов видеоаналитики косвенно свидетельствует об этом, демонстрируя меньший объем предоставляемых услуг частным пользователям.

; Список источников

Таким образом, технологическое предпринимательство может рассматриваться как один их стимулирующих факторов развития и совершенствования технологий индустрии 4.0. Поддержка технологических стартапов и запуск предпринимательских инициатив крупных компаний - заказчиков обеспечивают приток новых идей и совершенствование существующих решений индустрии 4.0.

: 1. Wahl D., Münch J. industry 4.0 Entrepreneurship: Essential Characteristics and Necessary

• Skills. 2021. URL: https://ieeexplore.ieee.org/document/9570258 (дата обращения: : 01.03.2022).

: 2. Альгина Т. Б., Власова М. С. Ключевые направления развития предприятий на этапе

I четвертой промышленной революции // Сборник статей по итогам XVI междуна-

: родной научно-практической конференции «Современный менеджмент: Проблемы

• и перспективы». 2021. С. 507-510.

: 3. Ben Youssef A., Boubaker S., Omri A. Entrepreneurship and sustainability: The need for

: innovative and institutional solutions // Technological Forecasting & Social Change. 2018.

: № 129. P. 232-241.

: 4. Трифонова Н. В., Власова М. С., Лобанова И. А., Ковалева А. С. Отраслевое научно-

• технологическое прогнозирование: от построения образа к изучению неопределён-: ного будущего // Сборник докладов Международной научно-практической конфе-: ренции для представителей сообщества молодых инженеров ТЭК. 2021. С. 241-245. : 5. Kozlova М., Pavlov А., Prozorov D. National Innovation System: Formation and : Development in the Post-industrial Economy // Post-Industrial Society. 2020. P. 235-248. j 6. Рахманова М. С. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в : Российской Федерации // Вестник Владивостокского государственного университета

• экономики и сервиса. 2021. № 3. С. 53-61.

: 7. Еваленко М. И. Потенциал малого и среднего предпринимательства и экономика

: российских регионов // Предприниматель. 2016. № 9. С. 30-38.

: 8. Быковская Ю. В., Иванова Л. Н., Сафохина Е. А. Малое и среднее предпринима-

: тельство в современной России: состояние, проблемы и направления развития //

• Вестник Евразийской науки. 2018. №5. С. 1-16.

: 9. Обзор тенденция развития российского рынка видеоаналитики 2021. Агент-

• ство TelecomDaily URL: https://ict. https://ict.moscow/research/rossiiskii-rynok-: videoanalitiki-2021/moscow/research/rossiiskii-rynok-videoanalitiki-2021/ (дата обращения: 11.03.2022).

• 10. Объем рынка видеоаналитики в России 2020. Агентство TADViser. URL: https:// : www.tadviser.ru/index.php (дата обращения: 11.03.2022).

Статья поступила в редакцию 15.03.2022; одобрена после рецензирования 02.04.2022;

принята к публикации 30.06.2022.

The article was submitted 15.03.2022; approved after reviewing 02.04.2022; accepted for publication 30.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.