Научная статья на тему 'ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ'

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
51
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КРИТЕРИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Егорова И.А.

В статье рассматриваются параметры экспертной оценки психологической компетентности педагогов, приведены данные корреляционного анализа результатов эмпирических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ»

расплывчатые представления об основах жизни в обществе, ее закономерностях, не мотивированы на постоянное саморазвитие, склонны проявлять безразличие к культурным ценностям, не заинтересованы в становлении и проявлении собственной жизненной позиции, иными словами, формирование общекультурной компетентности у большей части школьников, участников эксперимента, не может считаться достаточной, что подтверждает необходимость в реализации предлагаемой нами воспитательной работы.

Полученные в результате констатирующего эксперимента данные позволили оценить сформированность общекультурной компетентности у старшеклассников, выявить слабые стороны проводимой воспитательной работы, что подтверждает необходимость совершенствования воспитательной работы по развитию общекультурной компетентности старшеклассников.

Егорова И. А. к. с.н.

доцент

доцент кафедры теоретической и прикладной психологии Таганрогский институт управления и экономики

Россия, г. Таганрог ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ

В статье рассматриваются параметры экспертной оценки психологической компетентности педагогов, приведены данные корреляционного анализа результатов эмпирических исследований.

Ключевые слова: экспертная оценка, психологическая компетентность, критерии психологической компетентности.

Психологическая компетентность является сложным многоплановым образованием. В современной науке отмечается, что компетентность -составляющая не только профессиональной культуры, она также может быть общей, допрофессиональной. Отличие профессиональной психологической компетентности от общей состоит в круге решаемых задач, проблем, а также уровне их решения [4].

Проанализировав все исследования, связанные с психологической компетентностью, можно предложить модель структуры психологической компетентности педагога [2].

Структура психологической компетентности содержит 3 основных компонента:

1. Мотивационно-волевой компонент включает мотивы, цели, потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в профессии; предполагает наличие интереса к профессиональной деятельности.

2. Функциональный компонент в общем случае проявляется в виде психологических знаний, умений, навыков педагога, необходимых для проектирования и реализации той или иной педагогической технологии (компетентность в сфере индивидуально-психологических особенностей человека, социально-психологическая компетентность, психолого-педагогическая компетентность).

3. Рефлексивный компонент проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений; сформированность таких качеств и свойств, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, сотворчество, склонность к самоанализу. Рефлексивный компонент является регулятором личностных достижений, поиска личностных смыслов в общении с людьми, самоуправления, а также побудителем самопознания, профессионального роста, совершенствования мастерства, смыслотворческой деятельности и формирования индивидуального стиля работы (аутопсихологическая компетентность).

Указанные характеристики профессиональной компетентности педагога нельзя рассматривать изолированно, поскольку они носят интегративный, целостный характер и являются продуктом профессиональной подготовки в целом [1].

Таким образом, психологическая компетентность педагога является одной из интегративных характеристик его личности.

Основными критериями психологической компетентности педагога, описанными в литературе [2, 3, 4], являются, на наш взгляд, следующие:

1. Мотивационный компонент:

- приверженность гуманистическим идеалам в образовании;

- устойчивая внутренняя мотивация педагогической деятельности и интерес к ней;

- умение самостоятельно проектировать собственную деятельность;

- умение принимать личную ответственность;

- потребность в саморазвитии и совершенствовании собственной компетентности;

- позитивная самооценка и самоуважение;

- самореализация в профессии, предполагающая творческий подход в педагогической деятельности.

2. Функциональный компонент:

- знание индивидуально-психологических особенностей студентов;

- знание способов управления своим психическим состоянием;

- знание о возможных трудностях в ситуациях обучения и путях их преодоления;

- владение разнообразными формами организации учебного процесса;

- умение строить адекватный образ ситуации;

- умение распознавать индивидуально-психологические особенности учащихся;

- умение устанавливать контакты и благоприятные взаимоотношения;

- умение выражать свою позицию;

- умение поставить себя на место собеседника;

- умение давать и анализировать обратную связь;

- умение разрешать споры, улаживать конфликты;

- владение способами оптимизации собственного психического состояния.

3. Рефлексивный компонент:

- активность личности;

- склонность к самоанализу;

- ориентация на сотрудничество и коллективный успех;

- способность точно оценивать качество работы и ее последствия.

В ряде курсовых и дипломных работ, выполненных под нашим руководством (О.А.Голубовская, Е.В.Овсянникова), а также в рамках внутреннего мониторинга психологической компетентности преподавателей вуза была проведена экспертная оценка психологической компетентности участников исследования. Для этого был разработан специальный бланк оценки, включающий в себя пункты, соответствующие описанным нами выше теоретическим критериям мотивационного, функционального и рефлексивного блоков психологической компетентности.

Все параметры оценивались по степени выраженности в баллах от 1 до 10. Количество испытуемых составило 127 человек (педагоги общего среднего, дополнительного образования, а также профессорско-преподавательский состав организаций высшего профессионального образования). В качестве экспертов выступили руководители и сотрудники испытуемых, общее количество экспертов составило 20 человек.

Помимо экспертной оценки психологической компетентности, было проведено тестирование испытуемых по нескольким психодиагностическим методикам:

- методика Б.И.Додонова «Предпочитаемые переживания»;

- методика «Диагностика мотивационных ориентации в межличностных коммуникациях» И.Д. Ладанова, В.А. Уразаевой;

- тест коммуникативных умений Л.Михельсона;

- методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф.Потемкиной;

- тест-опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции»;

- методика А.В. Карпова «Диагностика рефлексии».

На основании полученных данных был произведен расчет коэффициента корреляции Спирмена с целью выявления структуры мотивационного, функционального и рефлексивного блоков психологической компетентности.

Можно проследить определенные тенденции в экспертных оценках. При оценке мотивационного блока профессиональной компетентности эксперты ориентировались на праксическую направленность (r=0,417, p<0,05), что говорит о большом вкладе в оценку психологической компетентности потребности активно действовать, достигать поставленной цели, добиваться желаемых результатов. Отрицательная корреляция была получена между оценками мотивационного блока и ориентацией на эгоизм (r=-0,301, p<0,05), что означает обратную связь: более компетентными считаются люди, готовые принять точку зрения другого человека.

При оценке функционального блока эксперты ориентировались прежде всего на праксическую направленность (r=0,391, p<0,05).

Также были получены некоторые обратные связи функционального блока психологической компетентности и эстетической направленности (r=-0,297, p< 0,05), ориентации на эгоизм (r=-0,284, p<0,05) и на результат (r=-0,297, p<0,05). По-видимому, такие качества рассматриваются экспертами как помехи знаниям и умениям, которые относятся к функциональному блоку психологической компетентности.

При оценке экспертами рефлексивного блока также наблюдается связь с праксической направленностью (r=0,284, p <0,05) и ориентацией на процесс (r=0,299, p < 0,05). Отрицательное значение имеет коэффициент корреляции оценок данного блока с ориентацией на эгоизм (r=-0,366, p<0,05), с показателями шкал настойчивости (r=-0,308, p<0,05) и самообладания (r=-0,372, p<0,05). Такие результаты можно интерпретировать следующим образом: высоко оценивается степень рефлексии у людей, стремящихся действовать и постоянно находиться в процессе деятельности, в то же время люди эгоистичные, настойчивые и невозмутимые рассматриваются как недостаточно рефлексирующие.

Обобщая результаты экспертной оценки, отметим, что эксперты в основном связывают различные параметры психологической компетентности с социально желательными свойствами личности, обеспечивающими процесс профессиональной деятельности, высокий уровень активности, беспроблемное общение в коллективе.

В то же время анализ данных экспертной оценки и ее взаимосвязи с данными психодиагностики позволяет определить ряд свойств педагогов, являющихся индикаторами недостаточной психологической компетентности. Лидирующее место среди таких свойств занимает

ориентация на эгоизм. Данный факт позволяет говорить о том, что ориентация на личные интересы и игнорирование других людей рассматривается в деятельности педагога как проявление психологической некомпетентности. Кроме того, показателями недостаточного уровня развития отдельных блоков психологической компетентности эксперты считают эстетическую направленность, ориентацию на результат, настойчивость. Видимо, рассматривается такие варианты поведения, как уход от реальности в иллюзорный мир прекрасного, стремление к быстрому достижению результата любой ценой и любыми средствами. Как видно из результатов экспертной оценки, данные варианты поведения педагога рассматриваются как проявление некомпетентности.

Таким образом, экспертная оценка является достаточно удобным, надежным и качественным методом исследования психологической компетентности педагога, поскольку позволяет не только оценить степень выраженности тех или иных ориентаций, умений, навыков, но и обнаружить свойства личности, которые составляют «ядро» психологической компетентности (практическая направленность, ориентация на процесс).

Использованные источники:

1. Егорова И.А. Психологическая компетентность участников образовательного процесса. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: модернизация психолого-педагогического пространства»/ Под ред. С.В.Истоминой. - Шадринск, 2013.

2. Каменская Е.Н., Демидова И.Ф., Егорова И.А., Саенко Ю.В., Марченко Б.И. Психологическая компетентность преподавателя вуза. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009.

3. Катаева Л.И., Касьян Е.Б. Психолого-акмеологическое сопровождение работы с персоналом. М.: РАГС, 2009.

4. Лазаренко Л.А. Психологическая компетентность педагога как фактор профессионализации // Современные наукоемкие технологии. 2008. №1.

Ерёмина Д.М. студент, 4 курс специальность «Антикризисное управление» МОУ ВПО «Муниципальный институт г. Жуковского» Россия, Московская область, г. Жуковский «МОБИЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ» За сравнительно небольшой промежуток времени компьютерная сеть Интернет прошла эволюционный путь своего развития: от единой среды распространения информации до глобальной децентрализованной сети, охватывающей почти все сферы деятельности, практически во всех странах мира; от локальной, объединяющей несколько ведущих организаций до глобальной среды, где чуть - ли не каждый пользователь может найти для себя необходимую информацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.