Научная статья на тему 'ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ: ВЫЯВЛЕНИЕ ЯЗЫКОВЫХ ЕДИНИЦ КОРРУПЦИОГЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ'

ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ: ВЫЯВЛЕНИЕ ЯЗЫКОВЫХ ЕДИНИЦ КОРРУПЦИОГЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
189
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ПРОЕКТ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА / НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / ЯЗЫКОВАЯ ЕДИНИЦА / КОРРУПЦИОГЕННЫЙ ФАКТОР / КОРРУПЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Варлакова Татьяна Вячеславовна

Актуальность исследования: государством предпринимаются меры, направленные на повышение эффективности нормативных правовых актов. К таким мерам относятся экспертиза, общественное обсуждение, мониторинг правоприменительной практики. Среди указанных правовых средств повышения эффективности действия нормативных правовых актов экспертиза имеет наиболее продолжительную историю внедрения. Данные тексты подвергаются экспертизе различных видов. Особое внимание специалистами уделяется вопросам антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. Направленность на предупреждение совершения правотворческих ошибок с учетом выявления возможных коррупционных рисков в качестве нежелательных последствий действия нормативного правового акта объясняет значимость данного рода экспертизы. Однако специалистами в области осуществления антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов отмечается неразработанность теоретических, методологических основ ее проведения. Кроме того, за прошедшие почти три десятилетия применения экспертизы проектов нормативных правовых актов в юридической науке данная тема исследована недостаточно полно. Постановка проблемы: проблема качества и эффективности нормативных правовых актов остается важной, требующей неустанного внимания. Исключение недочетов во избежание проникновения коррупционной составляющей в сферу правоприменения предполагается выверенной, теоретически, методологически обоснованной деятельностью по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. При этом одним из наиболее сложных, находящимся на стадии становления, тщательного изучения внутри данной экспертной деятельности называют направление выявления языковых единиц коррупциогенного характера. Такие единицы вносят в текст нормативного правового акта неясность содержания, возможность различных подходов его толкования, а следовательно, создают базу для вариантов реализации одной и той же нормы права. Цель работы: проанализировать и кратко охарактеризовать сущность, основы, а также отдельные аспекты выполнения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, осуществляемой путем выявления языковых единиц коррупциогенной направленности; предложить рекомендации по отбору таких средств. Методологическую основу составляют использование общеметодологического системного подхода и применение общенаучных методов (анализ, синтез, дедукция, индукция), частных научных методов, таких как описательный, сравнительно-сопоставительный метод, логико-смысловой, семантический анализ, моделирование и др. Выводы и результаты исследования: проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов обусловлено необходимостью учета и применения специальных знаний во всех сферах и видах деятельности, в том числе в правотворчестве. Совершенствование процедуры экспертизы проектов нормативных правовых актов как правового средства повышения эффективности нормативных правовых актов должно учитывать совместную, согласованную деятельность специалистов - лингвистов и юристов, обоснованное выявление ими языковых единиц, содержащих коррупциогенную составляющую. Результатом исследования стал перечень языковых единиц, обнаружение которых в тексте проекта нормативного правового акта является показателем наличия в содержании нормы коррупциогенной составляющей. Обращение к такому перечню в ходе проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов позволит более успешно использовать потенциал данного инструмента для повышения эффективности правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Варлакова Татьяна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXAMINATION OF DRAFT NORMATIVE LEGAL ACTS: IDENTIFICATIONOF LINGUISTIC UNITS OF CORRUPTION ORIENTATION

The relevance of the study: the state is taking measures aimed at improving the effectiveness of regulatory legal acts. Such measures include expertise, public discussion, and monitoring of law enforcement practice. Among these legal means of increasing the effectiveness of regulatory legal acts, expertise has the longest history of implementation. These texts are subject to various types of expertise. Specialists pay special attention to the issues of anti-corruption expertise of draft regulatory legal acts. The focus on preventing the commission of law-making errors, taking into account the identification of possible corruption risks as undesirable consequences of the regulatory legal act, explains the importance of this kind of expertise. However, experts in the field of anti-corruption expertise of draft regulatory legal acts note the lack of development of the theoretical, methodological foundations of its implementation. In addition, over the past almost three decades of the application of expertise of draft normative legal acts in legal science, this topic has not been fully investigated. The problem statement: the problem of the quality and effectiveness of regulatory legal acts remains important, requiring constant attention. The elimination of shortcomings in order to avoid the penetration of the corruption component into the sphere of law enforcement is assumed to be verified, theoretically, methodologically sound activities for conducting anti-corruption expertise of draft regulatory legal acts. At the same time, one of the most difficult, at the stage of formation, thorough study within this expert activity is called the direction of identifying linguistic units of a corrupt nature. Such units introduce ambiguity of content into the text of a normative legal act, the possibility of different approaches to its interpretation, and therefore create a basis for options for the implementation of the same rule of law. The purpose of the work: to analyze and briefly characterize the essence, fundamentals, as well as individual aspects of the implementation of anti-corruption expertise of draft regulatory legal acts carried out by identifying linguistic units of a corruption-related orientation; to offer recommendations on the selection of such funds. The methodological basis is the use of a general methodological system approach and the use of general scientific methods (analysis, synthesis, deduction, induction), private scientific methods such as descriptive, comparative method, logical-semantic, semantic analysis, modeling, etc. The conclusions and results of the study: the examination of draft regulatory legal acts is conditioned by the need to take into account and apply special knowledge in all spheres and types of activities, including law-making. The improvement of the procedure for the examination of draft normative legal acts as a legal means of increasing the effectiveness of normative legal acts should take into account the joint, coordinated activities of linguists and lawyers, their reasonable identification of linguistic units containing a corruption component. The result of the study was a list of linguistic units, the detection of which in the text of the draft normative legal act is an indicator of the presence of a corruption component in the content of the norm. Referring to such a list during the anti-corruption examination of draft regulatory legal acts will allow more successful use of the potential of this tool to improve the effectiveness of legal regulation.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ: ВЫЯВЛЕНИЕ ЯЗЫКОВЫХ ЕДИНИЦ КОРРУПЦИОГЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ

деятельность

ТАТЬЯНА ВЯЧЕСЛАВОВНА ВАРЛАКОВА,

доцент кафедры иностранных языков, кандидат филологических наук, доцент Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: vv t771@yandex .ru

Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность.

УДК 343.9

DOI 10.24412/2072-9391-2021-460-146-153

Дата поступления: 1 июля 2021 г.

Дата принятия статьи в печать: 9 декабря 2021 г.

TAT'YANA VYACHESLAVOVNA VARLAKOVA,

Associate Professor of the Foreign Languages Department, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: vv t771@yandex .ru

Scientific Specialty: 12.00.12 — Criminalistics; Forensic Expert Activity; Operational Investigative Activity.

Экспертиза проектов нормативных правовых актов: выявление языковых единиц коррупциогенной направленности

Examination of Draft Normative Legal Acts: Identification of Linguistic Units of Corruption Orientation

Аннотация

Актуальность исследования: государством предпринимаются меры, направленные на повышение эффективности нормативных правовых актов. К таким мерам относятся экспертиза, общественное обсуждение, мониторинг правоприменительной практики. Среди указанных правовых средств повышения эффективности действия нормативных правовых актов экспертиза имеет наиболее продолжительную историю внедрения. Данные тексты подвергаются экспертизе различных видов. Особое внимание специалистами уделяется вопросам антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. Направленность на предупреждение совершения правотворческих ошибок с учетом выявления возможных коррупционных рисков в качестве нежелательных последствий действия нормативного правового акта

Abstract

The relevance of the study: the state is taking measures aimed at improving the effectiveness of regulatory legal acts. Such measures include expertise, public discussion, and monitoring of law enforcement practice. Among these legal means of increasing the effectiveness of regulatory legal acts, expertise has the longest history of implementation. These texts are subject to various types of expertise. Specialists pay special attention to the issues of anti-corruption expertise of draft regulatory legal acts. The focus on preventing the commission of law-making errors, taking into account the identification of possible corruption risks as undesirable consequences of the regulatory legal act, explains the importance of this kind of expertise. However, experts in the field

объясняет значимость данного рода экспертизы. Однако специалистами в области осуществления антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов отмечается неразработанность теоретических, методологических основ ее проведения. Кроме того, за прошедшие почти три десятилетия применения экспертизы проектов нормативных правовых актов в юридической науке данная тема исследована недостаточно полно.

Постановка проблемы: проблема качества и эффективности нормативных правовых актов остается важной, требующей неустанного внимания. Исключение недочетов во избежание проникновения коррупционной составляющей в сферу правоприменения предполагается выверенной, теоретически, методологически обоснованной деятельностью по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. При этом одним из наиболее сложных, находящимся на стадии становления, тщательного изучения внутри данной экспертной деятельности называют направление выявления языковых единиц кор-рупциогенного характера. Такие единицы вносят в текст нормативного правового акта неясность содержания, возможность различных подходов его толкования, а следовательно, создают базу для вариантов реализации одной и той же нормы права.

Цель работы: проанализировать и кратко охарактеризовать сущность, основы, а также отдельные аспекты выполнения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, осуществляемой путем выявления языковых единиц коррупциогенной направленности; предложить рекомендации по отбору таких средств.

Методологическую основу составляют использование общеметодологического системного подхода и применение общенаучных методов (анализ, синтез, дедукция, индукция), частных научных методов, таких как описательный, сравнительно-сопоставительный метод, логико-смысловой, семантический анализ, моделирование и др.

Выводы и результаты исследования: проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов обусловлено необходимостью учета и применения специальных знаний во всех сферах и видах деятельности, в том числе в правотворчестве. Совершенствование процедуры экспертизы проектов нормативных правовых актов как правового средства повышения эффективности нормативных правовых актов должно учитывать совместную, согласованную деятельность специалистов -лингвистов и юристов, обоснованное выявление ими языковых единиц, содержащих коррупцио-генную составляющую. Результатом исследования стал перечень языковых единиц, обнаружение которых в тексте проекта нормативного правового акта является показателем наличия в содержании нормы коррупциогенной составляющей. Обращение к такому перечню в ходе проведения антикор-

of anti-corruption expertise of draft regulatory legal acts note the lack of development of the theoretical, methodological foundations of its implementation. In addition, over the past almost three decades of the application of expertise of draft normative legal acts in legal science, this topic has not been fully investigated.

The problem statement: the problem of the quality and effectiveness of regulatory legal acts remains important, requiring constant attention. The elimination of shortcomings in order to avoid the penetration of the corruption component into the sphere of law enforcement is assumed to be verified, theoretically, methodologically sound activities for conducting anti-corruption expertise of draft regulatory legal acts. At the same time, one of the most difficult, at the stage of formation, thorough study within this expert activity is called the direction of identifying linguistic units of a corrupt nature. Such units introduce ambiguity of content into the text of a normative legal act, the possibility of different approaches to its interpretation, and therefore create a basis for options for the implementation of the same rule of law.

The purpose of the work: to analyze and briefly characterize the essence, fundamentals, as well as individual aspects of the implementation of anti-corruption expertise of draft regulatory legal acts carried out by identifying linguistic units of a corruption-related orientation; to offer recommendations on the selection of such funds.

The methodological basis is the use of a general methodological system approach and the use of general scientific methods (analysis, synthesis, deduction, induction), private scientific methods such as descriptive, comparative method, logical-semantic, semantic analysis, modeling, etc.

The conclusions and results of the study: the examination of draft regulatory legal acts is conditioned by the need to take into account and apply special knowledge in all spheres and types of activities, including law-making. The improvement of the procedure for the examination of draft normative legal acts as a legal means of increasing the effectiveness of normative legal acts should take into account the joint, coordinated activities of linguists and lawyers, their reasonable identification of linguistic units containing a corruption component. The result of the study was a list of linguistic units, the detection of which in the text of the draft normative legal act is an indicator of the presence of a corruption component in the content of the norm. Referring to such a list during the anti-corrup-

рупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов позволит более успешно использовать потенциал данного инструмента для повышения эффективности правового регулирования.

Ключевые слова: антикоррупционная экспертиза; проект нормативного правового акта; нормативный правовой акт; языковая единица; коррупциогенный фактор; коррупционная составляющая.

tion examination of draft regulatory legal acts will allow more successful use of the potential of this tool to improve the effectiveness of legal regulation.

Key words: anti-corruption expertise; draft regulatory legal act; regulatory legal act; language unit; corruption factor; corruption component.

148

В нормативных правовых актах (далее — НПА) задачи правоприменения должны быть представлены в виде четко изложенного, имеющего универсальный характер алгоритма действий или выполнения должностных функций. Как результат деятельности законодателя форма и содержание НПА, их проектов должны обладать универсальным характером, отличаться продуманностью, выверенностью практикой, длительным многоаспектным обсуждением специалистами — юристами и лингвистами. Тем не менее, поскольку случаи правоприменения не могут быть полностью формализованы, сведены к строго выписанным стереотипам, некоторые правовые нормы потенциально будут обладать коррупциогенными свойствами. Проведенное исследование направлено на решение проблемы реализации антикоррупционных экспертиз проектов законодательных актов, выявления терминов и (или) словосочетаний, имеющих коррупциогенный характер, употребляющихся в НПА и их проектах.

Актуальность исследования объясняется тем, что, как показывает анализ существующих методик и сложившейся практики проведения антикоррупционных экспертиз, остаются неразрешенными многие вопросы, которые касаются назначения, организации и проведения антикоррупционной экспертизы, осмысления ее результатов соответствующими органами и реагирования на высказываемые экспертами выводы. Предмет исследования составляют проекты НПА, действующие правовые документы, научная, справочная литература, словари, материалы антикоррупционных экспертиз.

В 2012 г. под нашим руководством выполнена НИР «Информационное обеспечение автоматизации процессов проведения правовой и антикоррупционной экспертиз», создан перечень содержащих коррупциогенную составляющую терминологических и нетерминологических единиц, выявленных в проектах, а также в утвержденных НПА. Многие выявленные единицы представлены в окончательном варианте перечня в нескольких грамматических формах. Данные формы наш-

ли отражение в работе, поскольку во всех представленных случаях единицы обладают коррупционной направленностью и при толковании НПА в процессе правоприменения могут способствовать коррупционному поведению. При выполнении исследования проведен анализ текстов действующих НПА, а также их проектов с точки зрения наличия коррупционной составляющей; выявлены терминологические единицы, содержащие коррупционную составляющую; проведена систематизация отобранных единиц; создан перечень терминов и/или сочетаний, словосочетаний, которые при использовании в деятельности органов внутренних дел с определенной долей вероятности могут способствовать возникновению ситуаций, порождающих коррупцию.

В 2017 г. коллективом исполнителей с нашим участием разработаны методические рекомендации «Особенности проведения антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов в территориальных органах МВД России на региональном и районном уровнях». Основываясь на выполненных исследованиях, в данной работе отразим особенности выявления языковых единиц, которые обладают коррупциогенной направленностью и могут быть обнаружены в ходе проведения антикоррупционной экспертизы. Полученные результаты и выводы исследования могут быть использованы: в отвечающем стандартам Единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел дополнительном модуле АИС «Мониторинг» для автоматизации правовой экспертизы; в учебном процессе при преподавании курсов «Предупреждение коррупции в органах внутренних дел и формирование антикоррупционного поведения сотрудников и работников органов внутренних дел», «Русский язык в деловой документации».

Процедура проведения антикоррупционной экспертизы, базовые понятия, правовые основы определены Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных

правовых актов»1 (далее — Закон «Об антикоррупционной экспертизе»). На его основании в 2010 г. Правительство Российской Федерации утвердило Правила, Методику проведения экспертизы антикоррупционной направленности вышеуказанных актов и их проектов2. В Законе «Об антикоррупционной экспертизе» определяется термин «коррупциогенные факторы», под которым предлагается понимать такие положения НПА (их проектов), которые необоснованно широко трактуют пределы усмотрения или предоставляют возможность необоснованного применения исключений из общих предписаний. К коррупциогенным факторам относят положения текстов разрабатываемых законов, которые содержат неопределенные, неясно выраженные предписания. Данные положения тем самым создают условия для появления коррупции. Как часть НПА положение может быть представлено словосочетанием или предложением. В качестве смыслового центра положения нормативного акта, а также отдельного словосочетания как составляющей какого-либо положения выступают терминологические и нетерминологические языковые единицы3.

Обращаясь к вопросу общей концепции института экспертизы в России, А. Н. Миронов, С. Н. Ушаков констатируют отсутствие данного института, а также указывают на стихийность нормотворчества, что ведет к накоплению значительного правового материала при отсутствии единых законодательно закрепленных задач, функций и принципов экспертной деятельности в отношении НПА и их проектов [5, с. 143]. Ученые отмечают отсутствие общепризнанной, официально установленной дефиниции экспертизы НПА или его проекта и предлагают определение данного понятия. Исследование, осуществляемое в закрепленном процессуальном порядке специалистом (экспертом), который обладает специальными познаниями, для принятия уполномоченными субъектами качественного и эффективного НПА, определяют как его экспертизу [5, с. 146]. При перечислении и характеристике видов экспертиз НПА и их проектов А. Н. Миронов, С. Н. Ушаков называют в том

1 Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_89553/ (дата обращения: 20.06.2021).

2 Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (с Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов): постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 // СЗ РФ. 2010. № 10. Ст. 1084.

3 Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых

актов и проектов нормативных правовых актов: Федеральный за-

кон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_89553/ (дата обращения: 20.06.2021).

числе антикоррупционную экспертизу, определяя ее как вид экспертизы НПА и их проектов, которая проводится федеральным органом исполнительной власти в области юстиции, а также органами, организациями, их должностными лицами в порядке, который установлен соответствующими НПА [5, с. 152].

Кроме того, в качестве проблемы, которая влечет за собой возникновение коррупционных рисков, юристы — авторы теоретических научных изысканий называют отсутствие законодательной дефиниции термина «правовая норма». Как следствие, свойства объекта антикоррупционной экспертизы — правовой нормы остаются неопределенными [6, с. 3].

Однако в Памятке, подготовленной Генеральной прокуратурой Российской Федерации, в разделе «Основные понятия» даны определения основополагающих в рамках нашего исследования понятий, которые названы вышеуказанными авторами как не имеющие четких, официально установленных дефиниций. Например, дано определение антикоррупционной экспертизы как оценки НПА и их проектов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения. В Памятке определяется термин «правовая норма», под которым понимается общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение. Сформулированы определения терминов: «коррупциогенные факторы», «нормативный правовой акт» [1, с. 4]. Более подробное, но в основной части содержания полностью совпадающее с представленным в Памятке толкование термина «нормативный правовой акт» дается в юридическом словаре для сотрудника органов внутренних дел: письменный официальный документ, принятый (изданный) правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм [9, с. 73—74].

В качестве правовой основы в Памятке указаны ранее перечисленные в статье НПА, а также некоторые другие4 [1, с. 5]. Помимо рассмотренного в Памятке представлен перечень ведомственных НПА, которые регулируют процесс проведения антикоррупционной экспертизы, оформление соответствующей документации5 [1, с. 6].

4 О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_82959/ (дата обращения: 30.06.2021); Об одобрении Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах и плана мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах: распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р // СЗ РФ. 2005. № 46. Ст. 4720.

5 Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов: приказ Генерального прокурора РФ

150

Справедливо, на наш взгляд, отмечается специалистами, занимающимися вопросами государственной антикоррупционной политики, что регулирующие широкий круг отношений между различными субъектами права НПА должны формировать устойчивый правовой порядок и способствовать решению социальных задач. Если тексты НПА, их проектов недостаточно разработаны, в них содержатся противоречия или коррупциогенные факторы, снижается эффективность действия таких инструментов, создаются благоприятные условия для коррупции [8, с. 51].

Перспективным направлением междисциплинарных научных исследований в области антикоррупционной экспертизы ученым представляется разработка программно-технических комплексов, способных анализировать значительные объемы информации с целью выявления в проектах НПА конструкций, единиц, способствующих возникновению коррупции в процессе применения соответствующих нормативных положений. Актуальность последнего высказывания подтверждается запросами на выполнение исследований, одно из которых проведено нами и ранее упоминалось [7].

Сформулированные выше положения стали основой методики проведенного исследования НПА с целью выявления действительных коррупционных факторов, возникающих в связи с употреблением в текстах нормативных документов языковых единиц (терминологического и нетерминологического характера), несущих слишком широкий или неопределенный смысл.

Согласно Закону «Об антикоррупционной экспертизе» рассматриваемая методика и результаты проведенной экспертизы должны быть обоснованны, объективны и проверяемы. Обеспечить соответствие данным требованиям позволяет проведение экспертизы на научной и практической основе. Следовательно, непременным условием объективности полученных выводов является использование при проведении экспертизы результатов научных исследований, теоретических положений. При этом необходимо учитывать опыт правоприменения.

от 28 декабря 2009 г. № 400. URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/1257231/; Об утверждении формы заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы: приказ Министерства юстиции РФ от 21 октября 2011 г. № 363. URL: https://base.garant.ru/12191921/; Об утверждении Административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации: приказ Министерства юстиции РФ от 27 июля 2012 г. № 146 (утратил силу). URL: https://base.garant.ru/70211164/ (дата обращения: 30.06.2021).

На данном этапе развития в юридической науке России наибольшее внимание уделяется вопросам правовой, антикоррупционной экспертизы. Ученые анализируют существующие подходы к указанным видам экспертиз, рассматривают проблемы экспертизы проектов НПА с разных позиций и в различных аспектах. Также предлагаются варианты авторских определений экспертизы проекта НПА, которые не ограничиваются каким-либо одним видом экспертизы или видом НПА [2, с. 17—18].

В современной практике законотворчества активно используется метод экспертной оценки. В частности, в ходе описываемого исследования нами проанализировано около 100 представленных в открытом доступе интернет-ресурсов заключений экспертов, имеющих право на проведение независимой антикоррупционной экспертизы проектов НПА, которые содержали сведения о наличии коррупциогенных факторов в изученном нормативном материале. В ходе анализа рассмотрено значительное число проектов НПА.

В рамках исследования нами обращалось внимание на коррупциогенные факторы, выявленные в проектах НПА авторами научных статей. Например, Э. В. Горян указывает на такой коррупциогенный фактор, как юридико-линг-вистическая неопределенность в ч. 2 ст. 7 Федерального закона «О свободном порте Владивосток» от 13 июля 2015 г. № 212-ФЗ6. Далее Э. В. Горян добавляет, что в законопроекте данного документа были заложены коррупциоген-ные факторы, на которые указывалось в заключении Минэкономразвития России. Тем не менее в принятом Законе выявленные экспертизой недочеты сохранились. Э. В. Горян делает вывод о предоставлении содержанием анализируемой нормы возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для неопределенного круга лиц [3].

О такой особенности текстов правовых актов, создаваемых в России, как непоследовательная реализация правил юридической техники, языковых норм и требований юридической логики пишет А. А. Кирикова. Данная особенность отражается на правоприменителе, который вынужден ориентироваться на предлагаемые законодателем формулировки. Условием формирования позитивного правосознания А. А. Кирикова считает точное, четкое, понятное отражение существа нормативных предписаний в законодательстве, что исключает возможность инотолко-вания. Если отсутствует хотя бы одно из перечисленных свойств языка правовых актов,

6 О свободном порте Владивосток: Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 212-ФЗ // СЗ РФ. 2015. № 29 (ч. I). Ст. 4338.

текст нормы может быть истолкован и применен исполнителем с нарушениями воли законодателя. О таких последствиях, отмечает далее А. А. Кирикова, свидетельствуют данные об антикоррупционных экспертизах проектов НПА, указывающие на различные формы искажения смысла правового акта, приводящие или способные привести к их неправильному применению и возникновению коррупцио-генных факторов. Нарушение действующих языковых норм при написании проектов НПА внедряет в правосознание граждан идеи о вседозволенности, о возможности произвольного толкования норм права. В качестве оптимальных способов повышения эффективности создания НПА и их применения А. А. Кирикова предлагает системно организуемые мероприятия по повышению уровня речевой культуры, совершенствованию навыков письменной деловой речи, а также проведению экспертиз законопроектов [4].

В ходе исследования, которое стало основой для написания данной работы, в результате выявления в проектах НПА коррупционной составляющей установлено, что проанализированные проекты в основном содержали такие коррупциогенные факторы, как использование двусмысленных или неустоявшихся терминов, формулировок с неясным содержанием, выборочное изменение объема прав, неполнота установления административных процедур. Отсутствие четких описаний порядка работы чиновников и стандартов предоставления услуг властными структурами, выполняемых должностными лицами задач, требований к результатам работы приводит к большой доле усмотрения чиновниками и возможности использования ими дефектов норм для коррупционных деяний. Такие недочеты, связанные с употреблением языковых единиц, содержащих коррупциогенную составляющую, выявлены в проектах НПА, которые регулируют вопросы различных сфер жизни граждан Российской Федерации.

В соответствии с утвержденной Правительством методикой, а также опираясь на опыт проведенного исследования, можно выделить следующие этапы проведения экспертизы НПА и их проектов с целью выявления коррупцио-генных факторов, представленных отдельными языковыми единицами:

1) изучение, анализ текстов проектов НПА, в отношении которых проводится антикоррупционная экспертиза. Установление правовых связей исследуемого правового акта с другими НПА, определение места и значения правового акта в системе законодательства;

2) установление логико-смысловых связей между частями, разделами проекта НПА;

3) исследование материалов, отражающих правоприменительную практику в области соответствующих общественных отношений;

4) выделение, анализ и систематизация смысловых фрагментов текста, отдельных терминологических единиц, а также единиц нетерминологического характера, которые могут продуцировать коррупционное поведение.

Данная методика взята за основу при проведении исследования. Приведем примеры языковых единиц, выявленных в ходе исследования на основе указанной методики, содержащих коррупциогенную составляющую:

— «предусмотренном законодательством Российской Федерации»;

— «регистрируются по установленной форме»;

— «производственная среда»;

— «в установленном порядке»;

— «иную организацию»;

— «иные организации»;

— «привлекаемая организация»;

— «привлекаемые организации»;

— «не соответствующей установленным требованиям»;

— «не более чем на»;

— «в случае выявления несоответствия установленным требованиям»;

— «держатель сертификата»;

— «необходимая документация»;

— «дополнительные документы»;

— «необходимые дополнения»;

— «общие нормативные документы»;

— «по требованию уполномоченного органа»;

— «в порядке, установленном законодательством Российской Федерации»;

— «индивидуальную профилактическую работу»;

— «охранять на договорной основе»;

— «имеющие признаки подделки»;

— «проводить периодические проверки»;

— «данные, дающие основания подозревать или полагать»;

— «иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности»;

— «при невозможности решения данного вопроса на месте»;

— «привлекать для консультаций в установленном порядке»;

— «лиц, имеющих признаки выраженного психического расстройства»;

— «по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего»;

— «в зависимости от важности задач»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— «в зависимости от объема задач»;

— «в зависимости от объема и важности выполняемых задач»;

— «в иные сроки»;

— «в необходимом случае»;

152

— «в необходимых случаях»;

— «в необходимых случаях при установлении налога»;

— «в порядке и в сроки, установленные нормативными правовыми актами»;

— «в порядке исключения».

Владимир Путин Указом от 16 августа 2021 г. № 478 утвердил Национальный план противодействия коррупции на ближайшие три года. Текст Указа опубликован на официальном портале правовой информации. На практике имеют место случаи, когда органы государственной власти неправильно понимают либо для достижения своей цели преднамеренно искажают юридико-лингвистический смысл термина, слова или словосочетания в норме закона, что ведет к возникновению коррупции в сфере государственной службы, правоприменения. Полагаем, что проведение антикоррупционной экспертизы подготовленных проектов НПА создает возможность для устранения выявленных в ходе такой экспертизы коррупциогенных факторов. При этом, безусловно, совершенствование основ проведения антикоррупционной экспертизы рассматриваемых документов для повышения результативности правоприме-

Список литературы:

1. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: памятка. Москва, 2019.

2. Арнаутова А. А. Экспертиза проектов нормативных правовых актов в системе средств повышения их эффективности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2020.

3. Горян Э. В. Теоретические и практические проблемы антикоррупционной экспертизы законодательства (на примере Федерального закона от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток»). Доступ из справочно-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

4. Кирикова А. А. Язык как фактор формирования правосознания государственных и муниципальных служащих // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2020. № 2.

5. Миронов А. Н, Ушаков С. Н. Нормотворчество органов государственного и муниципального управления: учебное пособие. Москва, 2019.

6. Нестеров А. В. Правовые основания антикоррупционной экспертизы // Безопасность бизнеса. 2009. № 2.

7. Цирин А. М. Антикоррупционная экспертиза в России и зарубежных государствах: сравнительно-правовое исследование. Доступ

нительной практики остается одним из основных направлений противодействия коррупции в стране.

Итак, язык законодательства оказывает существенное влияние на формирование правосознания госслужащих, создает основу, ориентиры правоприменения. Одной из предпринимаемых государством мер, рассчитанных на повышение эффективности применения НПА, является антикоррупционная экспертиза их проектов. Данный вид экспертиз направлен на предупреждение правотворческих ошибок с учетом выявления возможных коррупционных последствий в качестве нежелательных перспектив действия НПА, что предопределяет особую значимость таких экспертиз. В результате выявления в проектах НПА коррупционной составляющей установлено, что проанализированные проекты в основном содержали такие коррупциогенные факторы, как использование двусмысленных или неустоявшихся терминов, формулировок, сочетаний и словосочетаний с неясным, размытым содержанием. В статье приводится краткий перечень языковых единиц, которые по своим характеристикам относятся к перечисленным категориям.

References:

1. Antikorrupcionnaya ekspertiza normativnyh pravovyh aktov i proektov normativnyh pravo-vyh aktov: pamyatka. Moskva, 2019.

2. Arnautova A. A. Ekspertiza proektov normativnyh pravovyh aktov v sisteme sredstv povy-sheniya ih effektivnosti: avtoref. dis. ... kand. yu-rid. nauk. Moskva, 2020.

3. Gory an E. V. Teoreticheskie i praktichesk-ie problemy antikorrupcionnoj ekspertizy zakonodatel'stva (na primere Federal'nogo za-kona ot 13.07.2015 № 212-FZ «O svobodnom porte Vladivostok»). Dostup iz spravochno-pra-vovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

4. Kirikova A. A. Yazyk kak faktor formiro-vaniya pravosoznaniya gosudarstvennyh i municipal'nyh sluzhashchih // Municipal'naya sluzhba: pravovye voprosy. 2020. № 2.

5. Mironov A. N, Ushakov S. N. Normot-vorchestvo organov gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya: uchebnoe poso-bie. Moskva, 2019.

6. Nesterov A. V. Pravovye osnovaniya antikorrupcionnoj ekspertizy // Bezopasnost' biznesa. 2009. № 2.

7. Cirin A. M. Antikorrupcionnaya eksper-tiza v Rossii i zarubezhnyh gosudarst-vah: sravnitel'no-pravovoe issledovanie. Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

из справочно-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

8. Шорохов В. Е. Правовые основы государственной антикоррупционной политики в России // Российская юстиция. 2019. № 11.

9. Юридический словарь для сотрудника ОВД / сост. Т. В. Варлакова, Н. С. Третьякова, Д. М. Сафронов, А. А. Турышев. Омск: Омская академия МВД России, 2011.

8. Shorohov V. E. Pravovye osnovy gosudarstven-noj antikorrupcionnoj politiki v Rossii // Rossij-skaya yusticiya. 2019. № 11.

9. Yuridicheskij slovar' dlya sotrudnika OVD / sost. T. V. Varlakova, N. S. Tret'yakova, D. M. Safronov, A. A. Turyshev. Omsk: Omskaya akademiya MVD Rossii, 2011.

Для цитирования:

For citation:

Варлакова Татьяна Вячеславовна. Экспертиза проектов нормативных правовых актов: выявление языковых единиц коррупциогенной направленности // Труды Академии управления МВД России. 2021. № 4 (60). С. 146-153.

Varlakova Tat'yana Vyacheslavovna. Examination of Draft Normative Legal Acts: Identification of Linguistic Units of Corruption Orientation // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2021. № 4 (60). P. 146-153.

-C EU С I

-C

<

tfc E-

K

И ^

к

<

I E-

a tb С

и a

я

ci

I

«

И

и

153

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.