ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Д.М. Жданова, магистрант
Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета (Россия, г. Стерлитамак)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-11-3-110-113
Аннотация. Противодействие коррупции — это одно из направлений деятельности органов прокуратуры. Несомненно, наряду с различными мерами борьбы с коррупцией выступает антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, которая в свою очередь проводится органами прокуратуры. В данной статье рассматриваются такие понятия как антикоррупционная экспертиза, методика, коррупциогенные факторы, полномочия органов прокуратуры Российской Федерации по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, определяются меры антикоррупционной деятельности. Делается вывод о важности и значимости антикоррупционной экспертизы как о деятельности органов прокуратуры.
Ключевые слова: нормативно-правовые акты, антикоррупционная экспертиза, прокуратура, органы государственной власти, коррупциогенные факторы, должностные лица.
Сегодня коррупция - проблема не только в России, но и в большинстве стран мира. Именно поэтому в последнее время одной из главных задач на государственном уровне в России является борьба с коррупцией.
Повышение эффективности борьбы с коррупцией связано с очень высокой степенью общественной опасности этого социального явления, прежде всего для сферы управления, в которой решения принимают форму правовых актов.
Одним из факторов, способствующих массовым проявлениям коррупции, является низкое качество законодательства, в том числе коррупционный характер нормативных правовых актов.
Повышение качества правового регулирования за счет устранения коррупционных норм, обеспечение верховенства закона - важная задача для всех государственных органов и местного самоуправления.
Приняты различные нормативные правовые акты, которые регулируют антикоррупционную деятельность. Так, законодательство о противодействии коррупции базируется на следующих нормативно-правовых актах: Конституция РФ, ФЗ от 17.07.2009 N 172-ФЗ, "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых
актов и проектов нормативных правовых актов", ФЗ от 17.01.1992 N 2202- 1,"О прокуратуре Российской Федерации", ФЗ "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-Ф3.
Антикоррупционная политика, проводимая государством, содержит в себе систему антикоррупционных мероприятий в различных сферах отношений.
В соответствии со ст. 6 ФЗ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" выделяют ряд мер по профилактике коррупции, среди которых устанавливается антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.
Антикоррупционная экспертиза - оценка нормативных правовых актов, направленная на выявление и описание порождающих коррупцию факторов, связанных с действующими нормативными правовыми актами, их проектами, по результатам которой составляется экспертное заключение о наличии вышеуказанных факторов.
Закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» устанавливает правовые и организационные основы проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Целью антикоррупционной
экспертизы является выявление факторов, порождающих коррупцию, и, как следствие, их последующее устранение.
В законе "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" устанавливается перечень коррупциоген-ных факторов, которые отражены в ст.1. Так, коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции. [1].
Антикоррупционная экспертиза нормативно-правового акта проводится на стадии проекта нормативно-правового акта, в процессе мониторинга правоприменения действующего нормативно-правового акта.
Центральное место в России в реализации антикоррупционного законодательства и обеспечении его строгого соблюдения отводится органам прокуратуры.
Так, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится в соответствии с ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации"- прокуратурой РФ, в порядке, установленном Генеральной прокуратурой РФ, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
Генеральным прокурором Российской Федерации, прокуратурой субъектов Российской Федерации созданы специализированные подразделения по надзору за исполнением антикоррупционного законодательства. Гарантией независимости этого подразделения является, прежде всего, особый порядок назначения и увольнения сотрудников прокуратуры, а также особый порядок принятия дисциплинарной ответственности.
Остановимся на деятельности органов прокуратуры при проведении антикоррупционной экспертизы нормативно - правовых актов. Так, по ст. 9.1 ФЗ от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц[2].
На основании закона «О прокуратуре Российской Федерации» после выявления факторов, порождающих коррупцию, прокурор требует внесения изменений в нормативный правовой акт, предлагая способ устранения выявленных факторов, порождающих коррупцию, либо обращается в суд.
До рассмотрения требования об изменении нормативного правового акта соответствующим органом, организацией или должностным лицом прокурор вправе отозвать его.
Законодательством устанавливается срок обязательного рассмотрения требования прокурора об изменении нормативного правового акта. Так, соответствующий орган, организация или должностное лицо не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования обязаны рассмотреть данное требование. Соответствующий орган обязан рассмотреть на ближайшем заседании требование прокурора об изменении нормативного правового акта.
О результатах рассмотрения заявления о внесении изменений в нормативный правовой акт следует немедленно уведомить прокурора, подавшего заявление. Жалоба в установленном порядке может быть подана на требование прокурора о внесении изменений в нормативный акт.
Требование прокурора и заявление в суд содержат в себе конкретные предложения по устранению коррупциогенных факторов. Ими могут быть внесение изменений в НПА, его отмена или отмена отдельных его положений, разработка и принятие иного НПА, в котором устранены коррупциогенные факторы.
Принимая во внимание правозащитную функцию прокуратуры, особое внимание обращается на исключение действий, посредством которых затрагиваются права граждан, интересы общества и государства, а также регулируются связи с общественностью в наиболее значимых сферах. Сюда входят вопросы защиты прав граждан в сфере здравоохранения, образования, реализации жилищных прав, прав на получение социальных льгот, жилищно-коммунальных услуг, защиты прав детей-сирот, пенсионеров и инвалидов, поддержки предпринимательства и многое другое.
Все эти действия затрагивают права тысяч граждан в указанных сферах, не говоря уже о других негативных последствиях, которые могли возникнуть из-за возможности коррупционного поведения.
Так, реализуя полномочия, установленные ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», органы прокуратуры в первом полугодии 2021 года охватили антикоррупционной экспертизой почти 500 тысяч нормативных правовых актов. Было выявлено 36 тыс. нормативных правовых актов, содержавших свыше 33 тыс. коррупциогенных фак-
торов. С целью их исключения прокурорами внесено 2,5 тыс. требований, принесено 33 тыс. протестов, направлено 37 исков (заявлений) в суды, внесено более 600 представлений и направлено 52 информа-ции[3].
Итоги проведенных работ, то есть ликвидация более 32 тысяч факторов, порождающих коррупцию, свидетельствуют о высокой эффективности действий прокуратуры в области антикоррупционной экспертизы.
В целях совершенствования региональной и муниципальной нормативно-правовой базы прокуратура проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов. Так, Республикой Башкортостан за 9 месяцев было изучено более 35 тысяч таких документов и их проектов, из которых 2,2 тысячи содержат факторы, порождающие коррупцию, создающие условия для проявления коррупции со стороны должностных лиц. Было внесено более 300 требований об исключении вышеуказанных факторов, принесено свыше 1400 протестов, представлений-30.
Таким образом, без антикоррупционной политики, а именно антикоррупционной экспертизы не обойтись. Антикоррупционная экспертиза нормативных актов играет роль правоприменительного механизма, цель которого - не допустить появления в них коррупционных факторов, создающих основания для совершения коррупционных правонарушений, а прокуратура в свою очередь продолжит работу по исключению факторов коррупции из нормативных правовых актов и их проектов.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ (ред. от 11.10.2018) "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"// СПС КонсультантПлюс (дата обращения 12.11.2021).
2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (последняя редакция)"О прокуратуре Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 12.11.2021).
3. Работа органов прокуратуры Российской Федерации в первом полугодии 2021 года по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов // Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news/archive?item=64159317(дата обращения: 12.11.2021).
THE ACTIVITIES OF THE PROSECUTOR'S OFFICE DURING THE ANTI-CORRUPTION EXAMINATION OF REGULATORY LEGAL ACTS
D.M. Zhdanova, Graduate Student Sterlitamak branch of BASHGU (Russia, Sterlitamak)
Abstract. Anti-corruption is one of the activities of the Prosecutor's office. Undoubtedly, along with various anti-corruption measures, there is an anti-corruption examination of regulatory legal acts, which in turn is carried out by the prosecutor's office. This article discusses such concepts as anti-corruption expertise, methodology, corruption factors, the powers of the Prosecutor's Office of the Russian Federation to conduct an anti-corruption examination of regulatory legal acts, defines anti-corruption measures. The conclusion is made about the importance and significance of anti-corruption expertise as an activity of the prosecutor's office.
Keywords: regulatory legal acts, anti-corruption expertise, prosecutor's office, public authorities, corruption factors, officials.