Экспертиза проекта актуализированного Генерального плана города Москвы на период до 2025 года
Л.И.Соколов
В августе 2007 года в отдел градостроительства Мосгосэкс-пертизы поступил заказ от Москомархитектуры подготовить заключение по Проекту актуализированного Генерального плана развития города Москвы на период до 2025 года. Согласно Градостроительному кодексу РФ,только Госэкспертиза имеет право дать официальную оценку Генеральному плану.
Масштаб работы - 25 томов текста Утверждаемых и Обосновывающих материалов, охватывающих разделы социальных предпосылок, планировочной структуры,транспорта, инженерного оборудования, охраны окружающей среды, охраны историко-культурного наследия, а также вопросы взаимодействия Москвы и Московской области, развития столичных функций на территории города - потребовали создания специальной Рабочей группы, состоящей из сотрудников Мосгосэкспертизы и привлекаемых внешних экспертов, главным образом, из Российской академии архитектуры и строительных наук.
На участие в работе дали согласие В.ЯЛюбовный (социально-экономические предпосылки), В.В.Алексашина (промышленные территории и зоны), Л.Я.Герцберг, М.Я.Вильнер, Е.Л.Беляева (охрана окружающей среды), А.И. Стрельников (раздел транспорта), Б.В.Пастернак (охрана историко-культурного наследия) и другие.
Рабочую группу возглавил заместитель руководителя МГЭ Ю.М.Пирогов, заместителем руководителя Рабочей группы стал ответственный редактор, заместитель начальника отдела градостроительства Л.И.Соколов, консультантом рабочей группы - академик РААСН Ю.П.Бочаров.
Необходимость разработки актуализированного Генерального плана была определена Постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2005 года №1094-ПП «О реализации Генерального плана развития города Москвы за 2000-2004 гг. и организации работ по актуализации Генерального плана города Москвы». Отмечалось, что за годы реализации Генплана Москвы усилилось отставание от намеченных показателей по объемам ежегодной реконструкции жилищного фонда, продолжается практика точечного строительства.
В результате постоянного увеличения ежегодных темпов строительства территориальные ресурсы, предусмотренные Генпланом Москвы под массовое индустриальное жилищное строительство, практически оказались исчерпаны.
Особую тревогу вызывает транспортная ситуация в столице. Более 60% магистралей в городе исчерпали запас пропускной способности. Усилилась тенденция к сокращению озелененных территорий города Москвы.
Авторами актуализированного генерального плана Москвы до 2025 года было продекларировано главное целевое направление: обеспечение социальных гарантий населения города в части состояния окружающей среды, сохранности историко-культурного и природного наследия города, состояния жилищного фонда и условий проживания, обеспеченности территориями общего пользования, доступности мест приложения труда и объектов социальной инфраструктуры, условий транспортного обслуживания населения и инженерного обеспечения территорий.
По просьбе председателя Москомархитектуры, главного архитектора Москвы А.В.Кузьмина, экспертное заключение готовилось в два этапа: до конца 2007 года выпускалось предварительное заключение и после исправления замечаний авторами - окончательное.
Эксперты Рабочей группы разделились по направлениям. Основные структурно-планировочные разделы, разделы социальной инфраструктуры, охраны окружающей среды, инженерного обеспечения, нормативной базы взяли на себя специалисты Мосгосэкспертизы. На специальных семинарах заслушивались и обсуждались доклады авторов Генплана по разделам, делались предварительные замечания.
Следует сказать, что в большой группе экспертов - более 20 человек - не сразу, но все же удалось организовать коллективную работу и придти к согласованным решениям. По единому мнению проблемы территориальной организации, транспорта и охраны окружающей среды рассматривались как ведущие.
Особую трудность представлял такой специфический материал, как «Часть 3. Обеспечение совместных интересов субъектов Российской Федерации - города федерального значения Москвы и Московской области - в сфере территориального планирования». На помощь пришли специалисты по проектированию агломераций и систем расселения из Российской академии архитектуры и строительных наук и ЦНИИП градостроительства.
В предварительном заключении главное внимание эксперты уделили Обосновывающим материалам (22 тома и графические схемы), где раскрывалась содержательная часть разделов, приводились технико-экономические показатели и расчеты.
Оценка Обосновывающих материалов позволила придти к выводам, что недостаточно проанализирована практика реконструктивных работ в Москве как принципиально новое направление в современном градостроительстве, многие предложения носят декларативный характер, особенно в части решения транспортных проблем. Взаимодействие Москвы
многофункциональных общественных районов многофункциональных общественно-парковых районов специализированных общественных районов жилых микрорайонов и жилых групп
жилых микрорайонов и районов многоквартирной застрой™
жилых районов одноквартирной застройки
групп производственных участков
производственных районов
парков,садов,скверов, бульваров
в т.ч. в составе особо охраняемых
природных территорий
Виды элементов планировочной структуры города
54 4 2010
и Московской области раскрыто недостаточно полно. В то же время в этой части Генерального плана были хорошо проработаны такие разделы, как «Социально-экономические предпосылки развития Москвы», «Социальная инфраструктура и система общественных центров», а также аналитические доклады Правительству Москвы «О ходе реализации Генерального плана развития города Москвы за 2000-2004-2006 годы».
В качестве приоритетных направлений развития Москвы были предложены «Социальная сфера», «Транспортная инфраструктура», «Инженерная инфраструктура».
Было рекомендовано усилить взаимосвязи всех подсистем города друг с другом и в первую очередь с транспортными коммуникациями, решать все вопросы градостроительного развития Москвы совместно с Московской областью, предусмотреть учет градостроительных работ (проектов планировки и застройки), выполненных одновременно с актуализацией Генерального плана Москвы и находящихся в стадии завершения, но не включенных в материалы по актуализации.
В соответствии с Градостроительным кодексом РФ в каждом разделе Генерального плана следует показывать очередность реализации. Выводы и рекомендации экспертизы, изложенные в предварительном заключении, были направлены проектировщикам и специалистам, готовившим окончательную редакцию Проекта актуализированного Генерального плана Москвы на период до 2025 года.
Доработка авторами разделов Генплана проводилась в течение трех месяцев в тесном контакте с экспертами (экспертное сопровождение) по наиболее сложным проблемам, в первую очередь по транспорту, проходили совещания в ГУП НИиПИ Генерального плана Москвы. В это же время была представлена отсутствующая на первом этапе «Часть 4. Обеспечение интересов Российской Федерации в развитии столицы Российской Федерации - города федерального значения Москвы». По мнению экспертов, эта часть менее всего готова для согласования. В ней отсутствуют Техническое задание от федеральных органов, а также предложения по размещению объектов по границам зон, позволяющих реализовать столичные функции.
Полученная в феврале 2008 года новая редакция актуализированного Генерального плана, несмотря на внесенные по замечаниям экспертов исправления, все же требовала доработки таких разделов, как охрана окружающей среды, функциональное зонирование, мероприятия по транспорту.
Заключение по Утверждаемой части проекта актуализированного Генерального плана на период до 2025 года было завершено в конце апреля 2008 года. Были сформулированы рекомендации и выводы двух этапов работы, необходимые для подготовки утверждения Генерального плана в Правительстве Москвы.
1. В основе актуализированного Генерального плана Москвы должна лежать долгосрочная стратегия социально-экономического развития города, ее пространственная интерпретация в материалах территориального планирования.
Изложение социально-экономических предпосылок развития города Москвы, достаточно основательно представленное в Проекте актуализированного Генерального плана Москвы на период до 2025 года, согласно действующему законодательству является прежде всего предметом государственного планирования Москвы.
Основные позиции социально-экономического развития столицы должны реализовываться в Генеральном плане средствами градостроительного проектирования.
2. Единство градостроительных решений Москвы и Московской области следует осуществить в форме Федеральной целевой программы развития Московской агломерации с учетом правовой документации Российской Федерации, Москвы и Московской области.
3. Для доработки раздела «Часть 4. Обеспечение интересов Российской Федерации в развитии столицы Российской Федерации - города федерального значения Москвы» необходимо:
- получить техническое задание от федеральных органов;
- разработать предложения по размещению объектов и границам зон, позволяющих реализовать столичные функции.
4. В задачи по территориальному планированию следует включить соблюдение социальных гарантий для населения, а также улучшение экологической обстановки и охрану окружающей среды, формирование полноценного экологического каркаса территорий природного комплекса и ЛПЗП.
5. В составе утверждаемой части проекта Генплана представлены схемы границ зон с особыми условиями использования территорий (0УИТ), но без описания их границ. В соответствии с законодательством необходимо дать исчерпывающую информацию по границам зон 0УИТ как одного из центральных вопросов территориального планирования.
6. По водоохранным мероприятиям и системе питьевого водоснабжения Москвы в задачи и мероприятия следует включить планы реконструкции системы водохранилищ, каналов и сооружений, обеспечивающих водозаборы в системе водоснабжения и регулирования речного стока в регионе. От этих мероприятий напрямую зависит безопасность Москвы.
7. Должны быть учтены замечания, касающиеся санитарно-защитных зон как особого территориального ресурса градостроительного развития, а система градостроительного регулирования, снижающая экологические риски, должна быть выстроена в соответствии с новой редакцией СанПин.
8. В разделе «Часть 2. Территориальное планирование развития г. Москвы» следует расширить материалы по «Производственным зонам города».
Для предприятий, выводимых с территории Москвы (фактически это 16 производственных зон), следует разработать общую для Москвы, Московской области и ЦЭР «Схему размещения выводимых предприятий», а также сопутствующие схемы развития инженерно-транспортной инфраструктуры, расселения ТерКСОП и др.
9. Следует обосновать экологическую и экономическую целесообразность децентрализации и измельчения энергоустановок в Москве.
10. В рамках Генплана следует представить параметры планируемого развития функциональных зон в чистом виде, т.е. без дифференциации по ФПО.
11. Следует откорректировать представление графической части проекта. Большое количество послойной информации затрудняет восприятие существа подготовленных схем,
по которым практически невозможно различить размещение, границы и размеры функциональных зон различного назначения.
Особые рекомендации к мероприятиям по транспорту.
1. Констатировать исчерпание возможностей транспортной инфраструктуры Москвы и ее пригородов, в связи с чем сформулировать необходимые ограничения на дальнейшее развитие их урбанизации. В дальнейшем необходимо предварять стадию Генплан проработкой Т30 агломерации при со-
ЗЕЛЕНОГРАД«
зеленоград*
¿•ходня*
«северный1
долгопрудный
МЫТИЩИ;
дмитровский
красногорск
БАЛАШИХА
ивановскоё"
-железнодор(
новокдсино
МВуятг гт-К.
косино!уХТ0МСКИИ
можайский
очаково
у км
•некрасовка{
■
ОДИНЦОВ©
^ЛЮБЕРЦЫ:
ново^
"переделкино
солнцево
•д-ЗЕРЖинек'ИИ
внуково
МЕТРОПОЛИТЕН:
существующий:
проектируемый:
;видное
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА мероприятия по ж.д.
ЮЖНОЕ|БЖОВ.С
**Н!<
транспорт
ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕСАДОЧНЫЕ УЗЛЫ региональные -ж. д.-С ВТ. метроп.; метроп. - НПТ
щербинка
К А^ДО'^ОДЕДОВО,ч
Скоростной внеуличный транспорт. Расчетный срок
56 4 2010
гласовании соседствующих администраций и под их взаимным контролем и ответственностью.
2. Используя резервы транспортной инфраструктуры, обеспечить нормальное функционирование города и за пределами расчетного срока.
3. Иметь аналитический материал, из которого можно видеть скорость и причины десинхронизации развития транспорта и других отраслей хозяйства, особенно в части нарастания величины площади застройки всех видов.
4. Рассчитать потребность всех без исключения возможностей резервирования площадей подулично-дорожные магистрали за счет: а) линейных сооружений - высоковольтных линий, заменяемых на кабель; б) группировки участков интенсивно сносимых домов, их использования под улицы и стоянки; в) железнодорожные линии и полосы отвода от них использовать под метрополитен и дорожные магистрали.
5. Перейти на прорывные транспортные технологии -многоярусные дорожные магистрали, наземный метрополитен (скоростной трамвай) по дублирующим направлениям существующего.
6. Выработать новые правила трассировки магистралей и городских дорог повышенного класса - они должны исключать жилую застройку по красным линиям.
7. При разработке плана мероприятий по реализации Генерального плана предусмотреть разработку системы пешеходного движения.
8. Проанализировать расчетом эффективность восстановления пассажирского движения по МК МЖД и после этого вернуться к проработке трассы Большого кольца метрополитена.
9. Рассмотреть в мероприятиях по развитию, размещению и строительству, реконструкции систем и объектов транспортной инфраструктуры возможность строительства моста через Москву-реку по трассе бывшего Восточного луча (через Лужники).
10. Рассмотреть вариант трассировки экспрессных линий метрополитена в виде диаметров, проходящих вблизи центрального ядра Москвы, ускорить сроки сооружения экспрессной линии метрополитена юго-восточного направления.
В основных выводах материалов экспертизы отмечается, что авторским коллективом проделана большая работа по актуализированному Генеральному плану Москвы до 2025 года, которая содержит целый ряд интересных теоретических идей и научных разработок, новый подход к Генплану в условиях рынка. В меньшей степени удалось на основе анализа текущей градостроительной практики Москвы откорректировать действующий Генеральный план по отдельным разделам. Возражение вызывает предложение авторов Генплана активно внедряться в историческое ядро «зонами развития». На схеме таких зон показаны кварталы памятников архитектуры на Мясницкой, Воздвиженке, Знаменке и др. Такую же участь определили и Пушкинской площади.
В нарушение традиций всех предыдущих генеральных планов отсутствует раздел архитектурно-пространственнной
композиции, формирования ансамблей улиц и площадей, сохранения уникального исторического силуэта. Между тем, под натиском торговых центров, утратили свои общественные пространства площади Курского, Киевского и Павелецкого вокзалов.
Также должны были быть учтены результаты публичных слушаний актуализированного Генерального плана по административным округам Москвы, однако отсутствие опыта их проведения и плохая подготовка сказались на недостаточной эффективности этих слушаний. Стало ясно, что общегородские проблемы могут быть оценены только специалистами. Для обсуждения на местном уровне, среди населения материал необходимо специально адаптировать.
Переданные проектировщикам Генплана замечания и рекомендации экспертизы ставили своей целью существенно повысить уровень представленного материала, максимально приблизить его к реальным проблемам столицы. Одна из важнейших проблем города - нарастающее его переуплотнение, отрицательно сказывающееся на всех сферах городской жизни. Один лишь Генплан не в состоянии ее решить. Речь идет о серьезной корректировке всей городской политики.
Project Appraisal of the Actualized Master Plan of Moscow
for the Period till the Year 2025.
By LLSokolov
Specialists of Moscow state expertise being helped by the members of other organizations including Russian Academy of Architecture and Constructions Sciences gave their official expert opinion on the Moscow general layout up to the year2025. The framework of the analysis touches upon the questions of planning, ecology, transport, functional zoning and historical heritage care. The experts recommended to strengthen Moscow -the Moscow Region relations, to consider federal functions and to improve the transport system. The general layout is being worked over according to recommendations and the public hearings results.
Ключевые слова: Москва, Генеральный план, реконструкция, зонирование.
Key words: Moscow, Master Plan, reconstruction, zoning.