DOI: 10.17805/trudy.2024.3.2 СОЦИОЛОГИЯ
ЭКСПЕРТИЗА КОНКУРСНЫХ РАБОТ ЮНЫХ СОЦИОЛОГОВ-ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
М. Г. Солнышкина Московский гуманитарный университет
Аннотация: В статье обсуждаются проблемы вовлечения молодежи в современную науку, подготовки и привлечения молодых кадров, поддержки талантливой молодежи. Популяризацию профессии социолога автор рассматривает на примере научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее» — 2023. Рассмотрены функции рецензирования работ молодых исследователей, выполненных как в виде теоретических и прикладных исследовательских проектов по различным отраслям социологии, а также в виде социоинженерных разработок (молодежные социальные проекты). Особое внимание уделено проектировочной функции экспертизы, позволяющей формулировать рекомендации по совершенствованию исследовательской деятельности, обучению и мотивации юного поколения исследователей.
Ключевые слова: молодежь; вовлечение молодежи в научную деятельность; престиж профессии социолога; конкурс исследовательских работ юных социологов; экспертиза конкурсных работ; функции экспертизы
EXAMINATION OF THE COMPETITIVE WORKS OF YOUNG SOCIOLOGISTS
AND RESEARCHERS
M. G. Solnyshkina Moscow University for the Humanities
Abstract: The article discusses the problems of involving young people in modern science, training and attracting young personnel, and supporting talented youth. The author considers the popularization of the profession of a sociologist on the example of the scientific and social program for youth and schoolchildren «Step into the future» — 2023. The functions of reviewing the works of young researchers performed both in the form of theoretical and applied research projects in various branches of sociology, as well as in the form of socio-engineering developments (youth social projects) are considered. Special attention is paid to the design function of expertise, which makes it possible to formulate recommendations for improving research activities, training and motivation of the younger generation of researchers.
Keywords: youth; involvement of young people in scientific activity; prestige of the profession of a sociologist; competition of research papers of young sociologists; examination of competitive works; functions of expertise
Проблема вовлечения молодежи в современную науку, подготовка и привлечение молодых кадров, поддержка талантливой молодежи — важнейший тренд социальной политики в постиндустриальном обществе. Это перспективное направление преодоления тенденции старения научных кадров, которая, к сожалению, устойчиво проявлялась с начала 90-х гг., в начале 00-х и значительно позже. В это время средний возраст ученых- кандидатов наук достиг 50 лет. По данным ВЦОИМ 2012 г. профессия исследователя занимает 19-е место в рейтинге наиболее престижных профессий, только 2% опрошенных считали профессию ученого
перспективной. Не преодолена эта негативная тенденция и в настоящий момент, так как сложилось общественное мнение о низком престиже научной работы, в том числе и в области социологии (Крючков, Осипова, 2015).
Современная социология решает разноплановые задачи в самых различных сферах общественной жизни, т.к. результаты проведенных исследований, связанные с познанием меняющегося общества, являются базой принятия решений в экономике, демографии, культуре, молодежной и семейной политике, вопросах межнациональных отношений и качества жизни населения. По мнению генерального директора ВЦИОМ Валерия Федорова, «Мы помогаем решить эти задачи через изучение мнений, реакций, эмоций, запросов людей, их мировоззрения и мировосприятия, их поведения» (Профессия социолог: Электр. ресурс). Институт социально-политических исследований (ИСПИ) ФНИСЦ РАН также активно занимается работой с профессиональной молодежью, популяризацией профессии социолога. «В 2023 г. проведена Школа юного социолога, в рамках которой эксперты ФНИСЦ РАН, а также ведущие преподаватели Московского государственного лингвистического университета провели ряд занятий и мастер-классов со школьниками 9,10, 11 классов по созданию современных исследовательских проектов» (Итоги проекта, 2023: Электр. ресурс).
Московский гуманитарный университет в рамках российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее» — 2023 являлся базовой организацией для секции «Социология» (Ссылка: Международный форум научной молодежи, 2023: Электр. ресурс). В ее рамках проходило рецензирование, заслушивание конкурсных работ участников с очень представительной географией — значительное количество регионов России, научных центров Москвы, Томска, Санкт-Петербурга, Братска, Якутска, а также молодежь из сельской местности, в том числе из приграничных территорий Белгородской области. Поддерживали юных участников родители, педагоги, сопровождающие.
Рецензирование конкурсных работ школьников и студентов младших курсов колледжей выполняли эксперты — ведущие преподаватели, профессора и доценты кафедры философии, социологии и культурологии МосГу: Алиева К. М., Жукова О. Г., Карпухин О. В., Ковалева А. И., Макаревич Э. Ф., Перинская Н. А., Ромашова Л. О., Солнышкина М. Г. Методические рекомендации рецензентам секции 4С «Социология» разработаны руководителем секции, зав. кафедрой философии, социологии и культурологии проф. Ковалевой А. И. На рецензирование экспертам секции 4С «Социология» представлены 25 работ молодых исследователей, выполненных как в виде теоретических и прикладных исследовательских проектов по различным отраслям социологии, так и социоинженерных разработок (молодежные социальные проекты).
Критерии оценок теоретических и прикладных исследовательских работ в соответствии с условиями конкурса следующие: оценка собственных достижений автора, эрудированность автора в рассматриваемой области, композиция работы и ее особенности. В соответствии с методологией социологического
исследования оценивались показатели: научное практическое значение результатов работы, новизна и оригинальность подхода, достоверность полученных результатов, а также степень знакомства с современным состоянием проблемы, полнота обзора литературы, логика изложения, соответствие проблемы и методов ее исследования, полнота структуры работы и соответствие результатов и выводов цели исследования.
При оценке проектных разработок участников конкурса перед экспертами стояли специфические задачи, обусловленные особенностями социального проектирования как инструмента конструирования социальной реальности, теориями социального проектирования и моделирования: оценить проект по критериям актуальности и социальной значимости, реализуемости, инновационности, правовой, финансовой и организационной обоснованности; определить соотношение планируемых расходов на реализацию проекта и ожидаемых результатов его реализации как показатель эффективности проектной деятельности (Попова, Пронина, 2018). В них молодежь выступала как инженеры социальных отношений, конструкторы социальной реальности в соответствии с желаемыми результатами в будущем.
Основными функциями экспертной деятельности как для теоретико-прикладных, так и проектных исследований и разработок являлись следующие (Там же): диагностическая (объективная оценка всех конкурсных работ по критериям, приведенным выше); информационно-контрольная (оценка достоверности полученных результатов и уровень диагностики социального проекта); прогностическая (объективная оценка теоретической и практической значимости полученных результатов; краткосрочных и долгосрочных эффектов реализации проекта); проектировочная функция (выработка рекомендаций для участников конкурса, исходя из степени соответствия работы представленным критериям и рекомендациям, общего впечатления рецензента о научном и практическом статусе работы).
Рассмотрим реализацию указанных функций экспертизы конкурсных на примере некоторых конкурсных работ юных социологов (теоретико-прикладного и проектного характера) — рецензент Солнышкина М. Г. с соблюдением этических принципов организации и проведения конкурса.
Работа 1, посвященная социальной рекламе в деятельности волонтерского центра финансового просвещения. В данной работе выделены следующие положительные характеристики: использование знаний вне учебной программы; важнейшее практическое значение профилактики финансового мошенничества среди различных социальных групп населения (молодежи, лиц серебряного возраста); оригинальность и креативность, проявленную в процессе проектной работы. При разработке проекта проведено авторское социологическое исследование. Таким образом, работа рекомендована на секцию 4С1 — основной конкурс.
Работа 2, представляющая проект молодежного пространства в городе
Братске. Авторами определена целевая аудитория проекта молодежного арт-про-странства, модель финансирования, сформирован консорциум участников — партнеров проекта. На основании авторских исследований проведена социальная диагностики проекта, выделены перспективные направления его реализации, разработан дизайн и визуализация. Имеется четкая локализация по месту, времени и ресурсам. Учитывая высокую оценку достижений автора в области развития инновационных подходов в государственной молодежной политике, проектирования молодежной инфраструктуры профессионально-трудового профиля для реализации востребованных компетенций молодежи; оригинальность подхода к молодежи как конструкторам своего будущего, работа рекомендована на секцию 4С1 — основной конкурс.
Работа 3, посвященная исследованию речевой агрессии в молодежной среде. Выделены следующие положительные характеристики: эрудированность автора в области коммуникации молодежи, вербальной агрессии как проявления девиаций в студенческой среде; научное и практическое значение результатов исследования для воспитательной работы и формирования ответственной личности; логика изложения, четкая структуру работы, ее логическая последовательность. Показано современное состояние проблемы, причины вербальной агрессии, методы по преодолению речевой агрессии в образовательной среде. В связи с этим, работа рекомендована на секцию 4С1 — основной конкурс.
Особый интерес представляет реализация проектировочной функции в конкурсной экспертизе исследовательских и проектных работ юных социологов, содержащая формулировку рекомендаций по совершенствованию исследовательской деятельности. Например, проектировочная функция по конкурсной работе 2 была реализована в следующем виде: сформулированы предложения по дальнейшей научно-исследовательской работе автора при разработке социальных проектов по актуальной социальной тематике: более глубокое изучение теории и методологии социального проектирования — применение тезаурусной концепции проектирования Лукова В. А. при разработке малых проектов инициативной командой молодежи как инноваций социума (Луков, 2021). Это позволило бы повысить качество разработки отдельных проектных элементов (цель, задачи проекта, риски социального проекта и меры по их минимизации), и, в целом, повысить уровень жизнеспособности авторского социального проекта как наукоемкой технологии решения актуальной социальной проблемы. По работе 3: разработаны предложения по дальнейшей научно-исследовательской работе автора при изучении молодежных девиаций: от обзорного характера методов преодоления речевой агрессии перейти к разработке практико-ориентированных рекомендаций для воспитательного процесса в техникуме и конкретных тематических мероприятий, что повысит ее практическую значимость. Также рекомендуется проведение конкретных социологических исследований по авторскому социологическому
инструментарию в соответствии с разработанной программой исследования для повышения эффективности воспитательного процесса в образовательном учреждении.
В современной социологии, по мнению директора ВЦИОМ Валерия Федорова, «формируются новые подходы, школы. Растут новые звезды», что в значительной мере обусловливает рост престижа деятельности социолога (Профессия социолог: Электр. ресурс). Вместе с тем, отмечается также непрофессиональный подход к организации и проведению социологических исследований: «Спрашивают не только социологи — кто угодно начинает спрашивать, часто неквалифицированно, с огромными ошибками и нарушениями методологии. Начинается обесценивание этих цифр» (Там же). Эти обстоятельства актуализируют деятельность по популяризации социологических исследований в молодежной среде, расширение представлений школьников о перспективной профессии социолога — специалиста по фундаментальным и прикладным социологическим исследованиям в соответствии с профессиональным стандартом данного вида деятельности (Профессиональный стандарт. Социолог, 2021: Электр. ресурс). Экспертиза конкурсных работ юных социологов-исследователей позволяет реализовать эти цели и внести скромный вклад в популяризацию современной социологической науки среди юных исследователей как миссии «научить и вдохновить молодое поколение».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Итоги проекта «Школа юного социолога». 2023 г. // ФНИСЦ РАН [Электронный ресурс] URL: xn--h1aauh.xn--p1ai (дата обращения: 11.06.2024).
Крючков Ю. Ю., Карпова А. Ю., Карпов Д. А., Абрамовских А. А. (2015) Наука — выбор молодёжи?! // Власть. Том 23. № 4. С. 128-139.
Луков В. А. (2021) Социальное проектирование: учебное пособие. 11-е изд. М.: Флинта. 240 с.
Международный форум научной молодежи «Шаг в будущее» //МосГУ [Электронный ресурс] URL: mosgu.ru (дата обращения: 11.06.2024).
Профессия социолог: перспективно ли образование социолога. Журнал абитуриента //Поступи онлайн [Электронный ресурс] URL: postupi.online (дата обращения: 11.06.2024).
Попова С. Ю., Пронина Е. В. (2018) Экспертиза молодежных проектов в России: постановка проблемы // Мир науки, культуры, образования? N° 6 (73). С. 397-40.
Профессиональный стандарт Социолог: специалист по фундаментальным и прикладным социологическим исследованиям. 2021 //Министерство труда и социальной защиты РФ [Электронный ресурс] URL: 554314428.pdf (дата обращения: 11.06.2024)
Российская научно-социальная программа для молодёжи и школьников «Шаг в будущее». [Электронный ресурс] URL: step-into-the-future.ru (дата обращения: 11.06.2024)
Солнышкина Марина Георгиевна — доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры философии, социологии и культурологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-60-21. Эл. адрес: [email protected]
SolnyshkinaMarina Georgievna is a Doctor of Sociology, Professor, Professor ofthe Department of Philosophy, Sociology and Cultural Studies at Moscow University for the Humanities. Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia. Tel.: +7 (499) 374-60-21. E-mail: [email protected]
Для цитирования:
Солнышкина М.Г. Экспертиза конкурсных работ юных социологов-исследователей. № 3. С. 8-13. DOI: https://www.doi.Org/10.17805/trudy.2024.3.2