Научная статья на тему 'Экспертиза как источник получения информации о личности подростка, употребляющего психоактивные вещества'

Экспертиза как источник получения информации о личности подростка, употребляющего психоактивные вещества Текст научной статьи по специальности «Психофизиология»

213
22
Поделиться
Ключевые слова
психолого-психиатрическая экспертиза / психоактивные вещества / несовершеннолетние правонарушители

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Аксенова-сорохтей Юлия Николаевна, Новиков Василий Егорович

Проведено исследование индивидуально-психологических особенностей подростков, совершивших правонарушения и употребляющих психоактивные вещества. Обосновывается важная роль психолого-психиатрической экспертизы в получении информации о личности несовершеннолетних правонарушителей, злоупотребляющих наркотическими и психотропными веществами. Аксенова-Сорохтей Ю.Н., Новиков В.Е. Экспертиза как источник получения информации о личности подростка, употребляющего психоактивные вещества // Психофармакол. биол. наркол. 2009. Т. 9, № 1-2. С. 2556-2558

Aksyonova-Sorohtej JuN, Novikov VE. [Examination as a Source of Data Obtaining about a Teenager Personality Abusing Psychoactive Agents]. Psychopharmacol Biol Narcol. 2009; 9(1-2). Epub 2009 May 04. Russian. The research of individual psychological features of the teenagers made offences and using psychoactive agents has been carried out. The important role of psychological and psychiatric examination for data obtaining about a personality of lawless juveniles abusing narcotic and psychotropic agents has been proved. [in Russian with English Summary]. Citation: Psychopharmacol Biol Narcol. 2009; 9 (1-2): 2556-2558

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Аксенова-Сорохтей Юлия Николаевна, Новиков Василий Егорович,

Текст научной работы на тему «Экспертиза как источник получения информации о личности подростка, употребляющего психоактивные вещества»

PPBN ID ppbn.v9i1.1024

2556

КЛИНИЧЕСКАЯ НАРКОЛОГИЯ

ЭКСПЕРТИЗА КАК ИСТОЧНИК ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА, УПОТРЕБЛЯЮЩЕГО ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА

ЮЛИЯ Николаевна АКСЕНОВА-СОРОХТЕЙ

Калининградский юридический институт МВД России, сотрудник; Московский пр., 8, Калининград, 236006, Россия

ВАСИЛИЙ Егорович НОВИКОВ

ГОУ ВПО Смоленская государственная медицинская академия МЗСР РФ, кафедра фармакологии, зав. кафедрой, д- р мед. наук, профессор; Крупской ул., 28, Смоленск, 214019, Россия

Резюме

Проведено исследование индивидуально-психологических особенностей подростков, совершивших правонарушения и употребляющих психоактивные вещества. Обосновывается важная роль психолого-психиатрической экспертизы в получении информации о личности несовершеннолетних правонарушителей, злоупотребляющих наркотическими и психотропными веществами.

Аксенова-Сорохтей Ю.Н., Новиков В.Е. Экспертиза как источник получения информации о личности подростка, употребляющего психоактивные вещества // Психофармакол. биол. наркол. 2009. Т. 9, № 1-2. С. 2556-2558.

Ключевые слова

психолого-психиатрическая экспертиза; психоактивные вещества; несовершеннолетние правонарушители

В условиях непрекращающихся социально-экономических преобразований в обществе отмечается учащение и омоложение подростковой преступности. Современные тенденции преступности несовершеннолетних характеризуются, прежде всего, тем, что в структуре общественно-опасных деяний доля агрессивно-насильственных действий против личности составляет более 60 %, все более возрастает число несовершеннолетних правонарушителей, не достигших 14-летнего возраста (возраста уголовной ответственности). У подавляющего большинства подростков обнаруживаются различной степени выраженности психические расстройства [3, 7].

Сравнительное исследование индивидуально-психологических особенностей школьников и подростков, совершивших агрессивные общественно опасные деяния, показало, что у последних обнаруживается значительная выраженность таких черт, как агрессивность, спонтанность, ригидность, эмотивность. При этом подростки, совершившие агрессивные правонарушения, чрезвычайно чувствительны к ситуационным влияниям. Происходит фиксация и накопление отрицательных переживаний, что создает крайне неблагоприятный эмоциональный фон, который может рассматриваться в качестве пред диспозиции агрессивного реагирования. Для подростков-правонарушителей, совершивших агрессивные общественно опасные деяния, характерны повышенная эмотивность и спонтанность, что свидетельствует об их эмоциональной неустойчивости, трудностях волевого контроля собственного поведения.

Механизмы сдерживания агрессии у несовершеннолетних, описываемой группы, сформированы в значительно меньшей степени, по сравнению с законопослушными школьниками, а также с правонарушителями,

© Коллектив авторов, 2009; лицензиат ООО «Архив»

ISSN 1606-8181

совершившими имущественные преступления. Анализируя поведение несовершеннолетних, было выявлено, что страх наступления негативных для самого подростка последствий может рассматриваться как один из факторов, сдерживающих агрессивные тенденции. Однако подобный механизм не является эффективным, его нарушение весьма вероятно при воздействии дополнительных факторов, например, группового давления. Наиболее адекватной формой сдерживания агрессивных побуждений является активное стремление к конструктивному разрешению проблемной ситуации при доброжелательном отношении к своему оппоненту.

Одним из механизмов сдерживания агрессии является эмпатия, или способность к сопереживанию, умение внутренне принять позицию другого человека. В широком смысле эти характеристики предполагают способность испытывать чувство вины и принимать на себя ответственность в проблемных ситуациях. Для несовершеннолетних характерна эгоцентрическая позиция, которая препятствует адекватному пониманию социального контекста, что также повышает риск проявления агрессии и насилия [7].

Исследование развития эмоционально-волевой сферы выявило, что именно для подростков, совершивших агрессивные правонарушения, характерна повышенная агрессивность, проявляющаяся как индивидуальная черта, спонтанная и реактивная готовность к агрессии. Кроме того, повышенная эмоциональная неустойчивость, сочетающаяся с ригидностью, способствует проявлениям агрессии. У таких подростков обнаруживается недостаточная сформированность сдерживающих механизмов агрессии в виде сниженного прогноза негативных последствий агрессивного поведения, дефицита эмпатии, чувства вины и ответственности, просоциальной направленности.

В последние годы значимой проблемой в отношении несовершеннолетних является увеличение числа подростков, злоупотребляющих различными психоактивными веществами (ПАВ), которые вызывают развитие зависимости с разными формами психической патологии. Присоединение наркологического заболевания видоизменяет течение имеющейся у подростка основной психической патологии, вызывая полиморфизм и атипичность клинической картины того и другого заболевания, что, в свою очередь, неизбежно приводит к трудностям диагностики и судебно-психиатрической оценки личности несовершеннолетнего. Это привело к тому, что в судеб-но-психиатрической практике все чаще приходится сталкиваться с проблемой «двойных диагнозов» [2]. Многофакторная детерминированность клинической картины требует более сложного анализа, чем про-

сто дифференцированный диагноз, когда устанавливается факт наличия одного заболевания в противовес другому. Развитие различных форм зависимости от ПАВ сопровождается учащением привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности. При этом структура преступности среди несовершеннолетних зависит от вида ПАВ, в отношении которого формируется зависимость [2].

Мотивом наркотизации у подростков с психическими и психопатическими нарушениями служат, как правило, имеющиеся болезненные расстройства психической деятельности. Одной из основных причин систематического употребления наркотических и психоактивных веществ такими подростками большинство исследователей, занимавшихся этой проблемой, называют «потребность в самолечении», «купировании» имеющейся симптоматики, устранении различных тягостных ощущений. Однако, если сначала при употреблении наркотических веществ у подростков появлялось субъективное ощущение улучшения состояния, то в дальнейшем на этапе формирования синдрома зависимости наркотики не только не улучшали состояние, а наоборот, являлись «пусковым механизмом» для обострения и углубления имеющихся психических расстройств [2]. Раннее начало злоупотребления психоактивными веществами приводило к грубым и необратимым изменениям дизонтогенеза, что выражалось нарушениями психомоторного развития с преобладанием эмоционально-волевых, поведенческих и когнитивных расстройств, углублению и усложнению эндогенной симптоматики, что в свою очередь приводило к выраженной социальной дезадаптации подростков, сопровождавшейся активным противоправным поведением.

Следует отметить, что при проведении судебно-психиатрической экспертизы подростков наличие психического заболевания в сочетании с наркологической патологией, как правило, не учитывается. Экспертное заключение и предлагаемые меры медицинского характера определяются только наличием и особенностями основного психического заболевания без учета обусловленных зависимостью от ПАВ психических расстройств. Это значительно снижает результативность проводимого лечения и негативно сказывается на эффективности профилактики повторных общественно опасных деяний среди подростков [2, 8].

Отечественными детскими психиатрами подчеркивается, что любая вредность, действующая на индивид, незакончивший своего формирования, физиологического роста, может привести к общей или частичной задержке психического развития. При этом речь идет не только об экзогенно-органических

2557

2558

вредностях, но и о любых соматических заболеваниях детей, неправильном воспитании, хронических психотравмирующих ситуациях и т.д. На практике разграничение этих причин представляет большие трудности даже при стационарном исследовании по-дэкспертных [5].

Причиной отставания несовершеннолетнего в психическом развитии чаще всего является социальная запущенность (бродяжничество, отсутствие родительского внимания и т.д.), а не психические заболевания. В связи с этим для объективной оценки ситуации должна назначаться комплексная психолого-психиатрическая экспертиза [1, 4].

Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза целесообразна в отношении несовершеннолетних, страдающих олигофренией в степени дебиль-ности, неврозами, а также несовершеннолетних с признаками психофизического инфантилизма и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение необходимо отметить, что психика человека, его интеллектуальное развитие и многие другие вопросы индивидуального характера — достаточно сложный и не познанный до конца объект. А психика несовершеннолетнего, страдающего психическими расстройствами, — это еще более тонкий и сложный объект исследования. Чрезвычайная сложность диагностики психических расстройств у несовершеннолетних связана с ати-пичностью и полиморфизмом психопатологических проявлений. Предпочтительно в отношении несовершеннолетних назначать комплексные психолого-психиатрические экспертизы, которые должны проводиться в стационарах специализированными подростковыми судебно-психиатрическими экспертными комиссиями. Эксперты, которые проводят и дают заключение по психологическим и психиатрическим исследованиям, должны обладать профессиональными и нравственными качества эксперта [6]. Это особенно важно, так как очень часто от результата экспертизы зависит судьба человека и, в частности, несовершеннолетнего.

Таким образом, комплексная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних правонарушителей, употребляющих наркотические и психотропные вещества, является важным источником получения объективной информации о лич-

ности и индивидуально-психологических особенностях подростка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аверьянова Т.В. Судебная экспертиза: Курс общей теории. М.: Норма, 2006. 457 с.

2. Александрова Н.А. О коморбидной наркологической патологии в практике судебно-психиатрическо-го освидетельствования несовершеннолетних // Проблемы диагностики, терапии и инструментальных исследований в детской психиатрии. Матер. Всерос. научн. конф. Волгоград, 2007. С. 152-153.

3. Бадмаева В.Д. Современные проблемы судеб-но-психиатрической экспертизы несовершеннолетних // Проблемы диагностики, терапии и инструментальных исследований в детской психиатрии. Матер. Всерос. научн. конф. Волгоград, 2007. С.153-154.

4. Каневский Л.Л. Тактика следственных действий по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними. Уфа, 2001. 128 с.

5. Кудрявцев И.А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М.: Юрид. лит., 1988. 153 с.

6. Макаренко А.И. Личность несовершеннолетнего обвиняемого как объект криминалистического исследования. М.: Юрлитинформ, 2006. С. 216-218.

7. Ошевский Д.С. Развитие эмоционально-волевой сферы у подростков, совершивших агрессивные деликты // Проблемы диагностики, терапии и инструментальных исследований в детской психиатрии. Матер. Всерос. научн. конф. Волгоград, 2007. С. 162-163.

8. Холопова Е.Н. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2006. 31 с.

Aksyonova-Sorohtej JuN, Novikov VE.

[Examination as a Source of Data Obtaining about a Teenager Personality Abusing Psychoactive Agents] in Russian

Crtation: Psychopharmacol Biol Narcol. 2009; 9 (1-2): 2556-2558

Kaliningrad Legal Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia; 8, Moscow avenue, Kaliningrad, 236006, Russia;

Smolensk State Medical Academy, 28, Krupskaya street, Smolensk, 214019, Russia

SUMMARY: The research of individual psychological features of the teenagers made offences and using psychoactive agents has been carried out. The important role of psychological and psychiatric examination for data obtaining about a personality of lawless juveniles abusing narcotic and psychotropic agents has been proved.

KEY WORDS: psychological-psychiatric examination; psychoactive agents; lawless juvenile

Correspondence to: Julia N. Aksyonova-Sorohtej

Kaliningrad Legal Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

e-mail:

Epub 2009 May 04. In Russian © PPBN

http://www.psychopharmacology.ru/index.php/PPBN/article/view/1024 http://www.elibrary.ru