Научная статья на тему 'Экспериментальный опыт реализации в детском саду педагогической технологии «Калейдоскоп открытий: изменения вокруг»'

Экспериментальный опыт реализации в детском саду педагогической технологии «Калейдоскоп открытий: изменения вокруг» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ И ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ / АКТИВНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И ИНИЦИАТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чистякова Н.Д.

В статье раскрывается актуальность развития обобщенных представлений о существенных характеристиках изменения объектов и явлений окружающего мира у детей старшего дошкольного возраста и представлено описание авторской педагогической технологии «Калейдоскоп открытий: изменения вокруг» (диссертационное исследование), ориентированной на освоение познавательно-исследовательской и преобразующей деятельности дошкольников; представлены полученные результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чистякова Н.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспериментальный опыт реализации в детском саду педагогической технологии «Калейдоскоп открытий: изменения вокруг»»

244

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Формирование социально-личностной готовности ребенка для освоения учебной программы, организация самостоятельной работы, руководство ею -это ответственная и сложная работа каждого учителя. Эта задача выступает перед каждым педагогом в числе задач первостепенной важности.

Список литературы:

1. Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ - Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2012.

2. Фоппель К. Привет, ушки! Подвижные игры для детей 3-6 лет: пер. с нем. - М.: Генезис, 2005.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ опыт реализации В ДЕТСКОМ САДУ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ «КАЛЕЙДОСКОП ОТКРЫТИЙ: ИЗМЕНЕНИЯ ВОКРУГ»

© Чистякова Н.Д.*

Институт развития образования Пермского края, г. Пермь

В статье раскрывается актуальность развития обобщенных представлений о существенных характеристиках изменения объектов и явлений окружающего мира у детей старшего дошкольного возраста и представлено описание авторской педагогической технологии «Калейдоскоп открытий: изменения вокруг» (диссертационное исследование), ориентированной на освоение познавательно-исследовательской и преобразующей деятельности дошкольников; представлены полученные результаты.

Ключевые слова старший дошкольный возраст, познавательная и преобразовательная деятельность, познавательный интерес, представления об окружающем мире, активность, самостоятельность и инициативность детей, совместная деятельность педагога с детьми.

... истинная природа предмета, следовательно, осознается лишь посредством некоторого изменения.

Гегель

В Концепции дошкольного воспитания [1] подчеркивается значимость освоения детьми разнообразных средств и способов взаимодействия с миром, что является одним из ключевых условий развития самостоятельности, инициативности, творчества дошкольников. С помощью освоенных средств

* Старший научный сотрудник отдела экспертизы образовательных программ.

Теория и методика дошкольного образования

245

и способов познания действительности ребенок может применять полученные знания и добывать новые. В проекте федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования 2013 года (ФГОС) выделена группа целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, одним из которых является любознательность ребенка, его склонность к наблюдениям и экспериментированию, способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности [2]. В связи с этим нами была предпринята попытка поиска такого содержания и способов организации образовательного процесса, чтобы развивалась исследовательская позиция детей, активность и самостоятельность их действий, познавательный интерес, начиная с дошкольного возраста.

Познание детьми свойств и отношений постоянно изменяющейся окружающей действительности дает им возможность адекватно ориентироваться в явлениях природного и рукотворного мира, осваивать познавательную и преобразующую деятельности. Выбор нами конкретного содержания определяется, в частности, тем, что одним из основных источников познания действительности ребенком является его понимание изменяющейся картины мира (С.Л. Рубинштейн [3], А. Валлон [4], Н.Е. Веракса [5], Н.Н. Поддьяков [6] и др.).

Разработка авторской педагогической технологи ознакомления детей старшего дошкольного возраста с изменениями окружающего мира (объединившей такие компоненты, как: система образовательных ситуаций, проектируемых для изучения детьми процессов изменения и преобразования окружающего мира; предметно-развивающая среда, стимулирующая активное познание и преобразование детьми объектов окружающего мира; развивающее взаимодействие педагога с детьми в формах совместной деятельности) обусловлена отсутствием в имеющемся реестре современных технологий дошкольного образования соответствующей заявленной проблематике.

Педагогическая технология «Калейдоскоп открытий: изменения вокруг» разработана в русле субъектно-ориентированного подхода в образовании, и ее реализация была организована поэтапно: предварительный этап - подготовка педагогов к реализации технологии; основной этап - практическая реализация технологии педагогами; итоговый этап - изучение результатов, полученных в процессе реализации данной технологии. Рассмотрим подробнее экспериментальный опыт реализации педагогической технологии «Калейдоскоп открытий: изменения вокруг», направленной на формирование обобщенных представлений об изменениях окружающего мира у детей старшего дошкольного возраста через описание последовательных педагогических действий (образовательной деятельности с детьми).

1. Организация образовательной деятельности с детьми, направленной на актуализацию имеющегося опыта старших дошкольников об изменениях окружающего мира. Педагог организует с детьми игру «Изменяется - не

246

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

изменяется», предлагая детям зафиксировать выбранные ими объекты на «листе мнений» (зарисовать / приклеить картинку). При обсуждении мнений воспитатель обращает внимание детей на разные точки зрения относительно одних и тех же объектов (одни и те же объекты дети выбирают, как изменяющиеся и как не изменяющиеся) и организует дискуссию, в ходе которой ставит перед детьми познавательную задачу: «Объяснить и доказать, что данные объекты изменяются». Для решения задачи детям предлагается объединиться в группы вокруг выбранных ими объектов и найти доказательства их изменения, при этом педагог направляет их на слушание разных мнений; обсуждение и выбор необходимого мнения в качестве доказательного; выбор представителя от группы, который озвучивает решение.

В процессе обсуждения дети ссылаются на свой опыт, проявляя познавательный интерес к объектам, но без аргументации. Поэтому педагог создает условия для анализа и осмысления детьми своего житейского опыта, предлагая им ответить на вопросы: «Чего нам не хватает, чтобы узнать, как изменяются эти объекты? Чего мы не знаем, чтобы доказать, что эти объекты изменяются?» и подводит их к выделению способов познания и преобразования, с помощью которых можно узнать, что именно изменяется в объектах и ставит перед детьми следующую задачу - научиться обследовать, наблюдать объекты, экспериментировать с ними, преобразовывать их.

2. Организация образовательной деятельности с детьми, направленной на освоение ими средств и способов познания и преобразования в процессе накопления и развития представлений об изменениях окружающего мира. Для этого педагогом организуются регулярные наблюдения детей за ростом и развитием растений и животных, ростом детей, за высотой солнца над горизонтом и длительностью светового дня, за сезонными изменениями в природе; экспериментирование с водой и другими природными материалами; измерения некоторых двигательных умений детей: длины броска и прыжка, длительности бега; рефлексия умений детей - «действовать вместе» при решении познавательных и практических задач (сферы «Природа», «Я сам» и «Другие»).

Для преобразования детьми предметов и материалов рукотворного мира в группе оформляется мастерская «Изменяй-ка» (сфера «Рукотворный мир»), в условиях которой детям предоставляется возможность активно преобразовывать материалы (лист бумаги, брусок пластилина, бросовый и природный материалы и др.) и предметы. Познавательная и преобразовательная деятельность детей разворачивается как совместно-распределенная деятельность, в которой воспитатель целенаправленно инициирует, стимулирует и направляет действия детей, используя схематическую модель «Деятельность», в которой в наглядной алгоритмизированной форме представлена цепочка последовательных действий от цели к результату.

Для развития у детей способности к рефлексии педагог активно вовлекает их в оформление / изготовление средств познания (календарей, моде-

Теория и методика дошкольного образования

247

лей, символических карт, схем и др., снегомера, дождемера, флюгера), в разработку плана для макета «Новый город» и схемы последовательных действий (зарисовки) для реализации творческих замыслов по изготовлению предметов макета из природного и бросового материала. В ходе координации познавательной и преобразовательной деятельности у детей формируется замысел преобразовательной деятельности на основе накопленных представлений о свойствах объектов (изменяющихся и не изменяющихся), тождестве изменяющегося объекта самому себе, причинах и условиях изменения объектов, принадлежащих разным сферам окружающего мира; опыт детей обогащается средствами и способами познания и преобразования; развивается познавательный интерес; развиваются умения детей действовать в общности.

3. Организация образовательной деятельности с детьми, направленной на систематизацию и обобщение накопленных ими представлений об изменениях окружающего мира. Для этого: с детьми оформляется обобщенная схематическая модель «Изменение»; организуется словесная игра «Если бы...» (Что было бы, если бы изменение протекало по-другому, изменение не произошло бы вовсе, как сделать, чтобы изменение произошло там, где оно не наблюдалось ранее); организуется выставка «Это изменяется» с оформлением каталога. Были выявлены: умения детей применять приобретенный опыт деятельности познания и преобразования в новых условиях; рефлексивные умения детей к осмыслению, фиксации и схематизации приобретенного опыта деятельности; умения действовать в общности.

Изучение результатов, полученных в процессе реализации данной технологии проводилось в процессе педагогического наблюдения за детьми, с использованием методики «Вопрошайка» М.Б. Шумаковой [7] и разработанных нами игровых заданий «Умные помощники». Анализ объяснений детей выявил, что они выделяют изменяющиеся признаки объектов (цвет, форма, величина, состояние, функция) и устанавливают причины и условия изменения объектов, принадлежащих разным сферам окружающего мира. При этом 80 % детей выделяют тождество изменяющегося объекта самому себе, 85,3 % - процессы изменения, происходящие во всех сферах окружающего мира.

Возросла самостоятельность детей в использовании способов познания в решении предлагаемых им познавательных задач: сравнение - 100 %, наблюдение и экспериментирование - 80 %, прогнозирование - 77,3 % детей. Наблюдая процесс преобразовательной деятельности детей, мы констатируем, что 80 % детей экспериментальной группы умеют самостоятельно осуществлять деятельность по собственному замыслу, достигая результата. Диагностические данные подтверждают успешность реализации разработанной нами педагогической технологии ознакомления детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с изменениями окружающего мира «Калейдо-

248

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

скоп открытий: изменения вокруг» Разработанная нами педагогическая технология позволяет ребенку освоить культурное наследие человечества -универсальные средства и способы познания / преобразования мира, стимулируя его собственную активность, обеспечивая тем самым ценность дошкольного периода детства.

Список литературы:

1. Концепция дошкольного воспитания / Под ред. В.В. Давыдова, В.А. Петровского. - М., 1988. - 53 с.

2. Проект федерального государственного стандарта дошкольного образования. - М., 2013.

3. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - М., 1997. - 189 с.

4. Валлон А. От действия к мысли. - М., 1956. - 238 с.

5. Веракса Н.Е. Возникновение и развитие диалектического мышления у дошкольников: автореф. дисс. ... докт. психол. наук. - М., 1990. - 32 с.

6. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. - М., 1977. - 272 с.

7. Шумакова Н.Б. Вопросительно-исследовательская активность детей дошкольного возраста. Методика «Вопрошайка» / Э.А. Баранова // Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. -СПб., 2005. - С. 84-86.

ХОЧУ УЧИТЬСЯ «ЛЕГКО»!

© Шибаева Р.В.* *, Кузьмина Л.А.*, Питерскова М.Н.*

Детский сад № 17 компенсирующего вида Калининского района, г. Санкт-Петербург

Одной из проблем нынешнего времени является дисграфия, распространения которой год от года стремительно возрастает. Интерес к данной проблеме связан не только с быстрым ростом нарушения, но и с необходимостью уточнения этиологии и патогинеза.

Ключевые слова дошкольник, школа, письмо, дисграфия, причины, стимуляция, родители.

Каждый родитель в определённый период подходит к серьёзному шагу, который делает его ребёнок - «школьный период». Родителям хочется, чтоб их ребёнок учился с интересом, старанием, энтузиазмом, но всё чаще и чаще ребёнок не готов в полном объёме усваивать школьную программу. По-

* Учитель-логопед.

* Воспитатель.

* Воспитатель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.