Научная статья на тему 'Экспериментальные исследования украинских педагогов в области начального образования в 60-х гг. Хх столетия'

Экспериментальные исследования украинских педагогов в области начального образования в 60-х гг. Хх столетия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / СТРУКТУРА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СОДЕРЖАНИЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / УКРАИНСКАЯ ССР / PRIMARY EDUCATION / EXPERIMENTAL RESEARCHES / PRIMARY SCHOOL PUPILS / STRUCTURE OF PRIMARY EDUCATION / CONTENT OF PRIMARY EDUCATION / UKRAINIAN SSR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гавриленко Татьяна Леонидовна

В статье освещены результаты экспериментальных исследований украинских педагогов в области начального образования, осуществляемые в 60-х гг. ХХ ст. Выявлено, что проведенные исследования обусловили трансформации в структуре и содержании начального образования. Отмечено, что важную роль в организации и проведении экспериментов сыграли научные сотрудники научно-исследовательских институтов педагогики и психологии Украинской ССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гавриленко Татьяна Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UKRAINIAN TEACHERS’ PILOT RESEARCH IN PRIMARY EDUCATION IN THE 60S OF THE 20 TH CENTURY

The article deals with the results of Ukrainian teachers’ pilot research in primary education carried out in the 60s of the 20 th century. It is found out that research caused a transformation in the structure and content of primary education. It is shown that scientists of Research Institutes of Pedagogics and Psychology of the Ukrainian SSR played an important role in organization and realization of experiments.

Текст научной работы на тему «Экспериментальные исследования украинских педагогов в области начального образования в 60-х гг. Хх столетия»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УКРАИНСКИХ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 60-Х ГГ.

ХХ СТОЛЕТИЯ

Гавриленко Татьяна Леонидовна

канд. пед. наук, доцент, докторант Института педагогики НАПН Украины,

Украина, г. Киев E-mail: Gavrilenko-Tanya@yandex.ru

UKRAINIAN TEACHERS' PILOT RESEARCH IN PRIMARY EDUCATION

IN THE 60S OF THE 20th CENTURY

Tetiana Havrylenko

candidate of pedagogical sciences, associate professor, Doctoral Candidate, Institute

of Рedagogics of NAPS of Ukraine, Ukraine, Kyiv

АННОТАЦИЯ

В статье освещены результаты экспериментальных исследований украинских педагогов в области начального образования, осуществляемые в 60 -х гг. ХХ ст. Выявлено, что проведенные исследования обусловили трансформации в структуре и содержании начального образования. Отмечено, что важную роль в организации и проведении экспериментов сыграли научные сотрудники научно-исследовательских институтов педагогики и психологии Украинской ССР.

ABSTRACT

The article deals with the results of Ukrainian teachers' pilot research in primary education carried out in the 60s of the 20th century. It is found out that research caused a transformation in the structure and content of primary education. It is shown that scientists of Research Institutes of Pedagogics and Psychology of the Ukrainian SSR played an important role in organization and realization of experiments.

Ключевые слова: начальное образование; экспериментальные исследования; младшие школьники; структура начального образования; содержание начального образования; Украинская ССР.

Keywords: primary education; experimental researches; primary school pupils; structure of primary education; content of primary education; Ukrainian SSR.

created by free version of

DociFreezer

Общественно-политические, социально-экономические и культурные трансформации, происходившие в Советском Союзе в 50-х гг. ХХ ст., обусловили формирование нового образовательного заказа: подготовку высокообразованных квалифицированных специалистов. Важная роль в решении этой задачи отводилась начальному образованию как фундаменту, который закладывает основы знаний, умений и навыков, необходимые для дальнейшего успешного обучения. Однако школьная практика отставала от реальных требований жизни; не соответствовала уровню развития науки, техники, культуры; не учитывала возросших познавательных возможностей младших школьников. Специалисты в области начального образования отмечали, что характер обучения в начальной школе мало чем отличался от периода тридцатилетней давности; содержание образования оставалось почти неизменным еще с довоенных времен, характерными признаками которого был узкий практицизм, отсутствие теоретических обобщений и т. п. [14, с. 50]. Итак, объективная потребность в реформировании начального звена школы обусловила проведение экспериментальных исследований в этой области.

В конце 50-х гг. ХХ ст. отделом начального образования Научно -исследовательского института (дальше НИИ) общего и политехнического образования АПН РСФСР, лабораторией обучения и развития НИИ теории и истории педагогики АПН РСФСР под руководством Л. В. Занкова, лабораторией психологии детей младшего школьного возраста Института психологии АПН РСФСР под руководством Д. Б. Эльконина и др. были организованы исследования, направленные на установление связи между психическим развитием ребенка и построением процесса обучения; на выяснение того, является ли развитие младших школьников в условиях традиционной модели обучения пределом их возможностей. В ходе теоретических обобщений, а также проведенных экспериментальных исследований стало очевидным, что содержание и методы обучения в начальных классах не обеспечивали необходимого интеллектуального и психического развития младших школьников [7, с. 178]. Поэтому ученые сочли, что целесообразнее отойти от

^ created by free version of

i) DociFreezer

традиционной системы обучения, ориентированной на овладение учащимися навыками грамотного письма, чтения, счета, и осуществлять всестороннее развитие учеников начальных классов, более эффективно используя их природные возможности. Несмотря на различные подходы в решении этой задачи, большинство исследователей предлагали повысить темп прохождения программ, ввести в курс начального образования изучение элементарных теоретических знаний, применять доступные для учеников обобщения, осуществлять более целенаправленную работу над развитием их активности и самостоятельности. Предполагалось, что такие подходы должны значительно повысить эффективность обучения и дать возможность сократить курс начального образования до трех лет [2, с. 33].

Обозначенные новации получили поддержку среди педагогов и дали мощный импульс для развертывания экспериментальных исследований касательно структурно-содержательной перестройки начального звена школы. Так, в первой половине 60-х гг. ХХ ст. в Советском Союзе апробировалось около 15 вариантов программ обучения в начальных классах (психолого -педагогическими лабораториями под руководством Л.В. Занкова, Д.Б .Эльконина, Н.А. Мельникова, С.М. Языкова; кафедрами педагогики и психологии Ленинградского педагогического института и др.). В Украинской ССР (далее — УССР) экспериментальные исследования в этом направлении осуществляли научно-исследовательские институты педагогики и психологии.

Основой эксперимента, организованного научными сотрудниками отдела начального обучения НИИ педагогики УССР под руководством С. С. Коваленко, стала система обучения, разработанная отделом начального обучения НИИ общего и политехнического образования АПН РСФСР. Однако в эту систему были внесены изменения с учетом некоторых положений теории развивающего обучения Л.В. Занкова (обучение на высоком уровне трудности, ведущая роль теоретических знаний, ускоренный темп изучения программного материала), а также специфики работы школ в УССР (одновременное изучение украинского и русского языков) [4, л. 63]. Задачи опытной проверки заключались в изучении

возможностей выполнения программ начального обучения за три года; в определении объема и содержания обучения в I—III классах; в выявлении особенностей подготовки учащихся к овладению систематическим курсом основ наук, начиная с IV класса [12, л. 16].

Для проведения эксперимента научными сотрудниками отдела начального обучения НИИ педагогики УССР были разработаны программы по украинскому и русскому языкам и по арифметике. По сравнению с действующими программами, в предложенных - расширен круг теоретических знаний; увеличен объем учебного материала, который предусматривал более высокий уровень сложности. Экспериментальное исследование осуществлялось в течение 1963— 1966 гг. в средних школах № 71 и № 129 г. Киева, средней школе № 1 г. Волновахи Донецкой области. Его результаты показали, что обновленное содержание обучения позволяет обеспечить более высокий уровень общего развития младших школьников, ускорить темп обучения и соответственно освоить программу начальных классов за три года [3, л. 89].

Отметим, что исследования в области начального образования осуществляла также и группа научных сотрудников НИИ психологии УССР под руководством А.В. Скрипченко. Целью экспериментальной работы было выявление возможностей младших школьников в овладении программным материалом на более высоком теоретическом уровне; исследование соотношения обучения и умственного развития учащихся; изучение динамики этого развития [10, с. 89]. Разрабатывая программу и методику эксперимента, исследователи опирались на идеи известного украинского ученого-психолога Г.С. Костюка о взаимосвязи обучения, воспитания и умственного развития; о единстве содержания, операций и мотивов познавательной деятельности учащихся [11, с. 48]. Также учитывались результаты психолого-педагогических исследований, проведенных Н.А. Менчинской, Н.С. Рождественским, А.А. Люблинской, А.С. Пчелко, Л.В. Занковым, Д.Б. Элькониным и др. Однако, перестраивая содержание начального обучения, исследователи не стремились уменьшить длительность начального образования, как предлагал Л.В. Занков. «С

этими выводами Занкова, — отмечал А.В. Скрипченко, — мы не согласны, так как они не только не решают актуальных проблем школы, а наоборот — создают ряд дополнительных трудностей... Мы стремимся хотя бы частично привести в соответствие возрастных возможностей учебный материал для I—IV классов, ... повысить общее развитие младших школьников» [10, с. 89].

Организаторами эксперимента были разработаны программы по украинскому и русскому языкам, арифметике, природоведению, ручному труду, музыке. Из содержания обучения был изъят учебный материал, не имеющий существенного познавательного значения, в частности ряд тренировочных упражнений. В свою очередь внесено предложение об изучении представлений и понятий, необходимых для общего развития учащихся начальных классов. В частности, в программу по арифметике введено изучение элементов теории арифметики, алгебраической и геометрической пропедевтики; в программу по языку — понятий о родственных словах, безударных гласных, элементы морфологических знаний — об имени существительном и прилагательном, о глаголе; по природоведению — элементарные представления о форме Земли, суше, воде, о сторонах света, некоторые биологические явления и т. п.

В эксперименте, который осуществлялся научными сотрудниками НИИ психологии УССР в 1964—1967 гг., приняли участие ученики начальных классов средних школ № 149 и № 166 г. Киева. В результате проведенного исследования было подтверждено, что повышение теоретического уровня обучения ускоряет умственное развитие учащихся. Также ученые пришли к выводу, что на развитие мышления учащихся, формирование у них обобщенных умений решать учебные задачи, а также на темп перехода от дифференцирования к интегрированию мыслительных структур особенно заметно влияют содержание и методы обучения [9, с. 63].

Подчеркнем, что, несмотря на теоретические наработки, экспериментальные исследования, до конца 1960-х гг. в действующих учебных планах и программах для начальных классов изменений фактически не произошло. Пути последовательного совершенствования начального

created by free version of

DociFreezer

образования были определены в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» (10 ноября 1966 г.), а именно: установить начало систематического преподавания основ наук с четвертого года обучения, т. е. сократить продолжительность начального образования до трех лет; привести содержание образования в соответствие с требованиями развития науки, техники и культуры; обеспечить преемственность в изучении основ наук, более рациональное распределение учебного материала по годам обучения и др. [8, с. 2]. Для выполнения указанного постановления научными сотрудниками НИИ педагогики УССР были подготовлены новые программы и учебники для трехлетней начальной школы, где учитывались результаты предыдущих экспериментальных исследований украинских и российских ученых. С 1 сентября 1967/68 учебного года началась их массовая экспериментальная проверка. Исследование осуществлялось в школах Калушского района Ивано -Франковской и Павлоградского района Днепропетровской областей. Поэтапно к нему присоединялись школы и других областей [5, л. 20]. Проведение эксперимента должно было доказать педагогическую целесообразность построения учебных планов, программ и учебников для трехлетней начальной школы; проверить соответствие содержания учебного материала уровню подготовки и развития учащихся и др. [1, с. 4].

Для проведения эксперимента было подготовлено и отправлено в школы проекты новых программ для I—III классов, которые сопровождались методическими указаниями для учителей; календарными планами по украинскому и русскому языкам, математике, природоведению, трудовому обучению, физическому воспитанию, рисованию, пению и музыке; тетрадями с печатной основой по математике. Для учащихся экспериментальных классов было создано 10 новых оригинальных учебников и учебных пособий по украинскому и русскому языкам, природоведению. Научные сотрудники НИИ педагогики УССР к каждому учебнику разработали методические указания, календарные и поурочные планы; подготовили диафильмы [6, л. 1-2].

Экспериментальная проверка нового содержания начального обучения завершилась в 1970/71 учебном году. Ее результаты показали, что большинство учащихся экспериментальных классов усвоили учебный материал по новым программам; «у детей сформировались более совершенные умения наблюдать, сравнивать, анализировать, систематизировать, ... необходимые умения и навыки по каждому предмету» [13, с. 14]. За три года обучения по новым программам фактический уровень знаний младших школьников существенно вырос, в сравнении с учениками, обучавшимися по старым программам на протяжении четырех лет [4, с. 5]. Поэтому с 1971 года все начальные классы перешли на новое программное содержание и продолжительность обучения.

Таким образом, экспериментальные исследования в области начального образования, осуществляемые в Украинской ССР в 60-х гг. ХХ ст., обусловили структурно-содержательные трансформации этого звена школы (сокращение продолжительности до трех лет, обновление содержания обучения). В результате проведенных исследований в основу построения нового содержания начального обучения были положены следующие подходы: обучение на более высоком уровне сложности, ускорение темпа усвоения учебного материала, увеличение объема теоретических знаний, что позволяло обеспечить максимальное развитие познавательных возможностей младших школьников. В целом предложенное содержание начального обучения соответствовало социальным запросам и потребностям развития учащихся, обеспечивало их надлежащую подготовку к овладению основами наук в средних классах школы. В то же время внедрение новых программ актуализировало ряд проблем: недостаточную подготовленность классоводов к реализации нововведений; усложнение работы учителей малокомплектных школ; перегрузки учащихся учебной работой; увеличение количества неуспевающих школьников и др. Это в свою очередь побудило ученых и практиков к дальнейшим активным поискам и экспериментам, о чем пойдет речь в наших следующих публикациях.

Список литературы:

created by free version of

DociFreezer

1. Богданович М.В., Скрипченко Н.Ф. Трир^чний експеримент завершено // Початкова школа. — 1970. — № 11. — С. 4—11.

2. Коваленко С.С. Педагогично осмислити нове у змют [ система початково! освгги // Радянська школа. — 1964. — № 12. — С. 33—47.

3. Колеи! Министерства освгги УРСР. Доповщна записка «Про експериментальне дослщження системи [ змюту навчання початкових клаЫв» (1966 р.) // ЦГАВО Украины, ф. 5127, оп. 1, д. 1045, л. 63—89.

4. Нжолаенко 1.В. Проблеми [ завдання початково! школи // Початкова школа. — 1972. — № 8. — С. 4—13.

5. О подготовке школ Украинской ССР к переходу на новые учебных планы и программы // ЦГАВО Украины, ф. 5127, оп. 1, д. 1186, л. 20—22.

6. Отчет института об экспериментальном исследовании эффективного программного метода обучения в начальных классах средних школ за 1967—1968 уч. г. // ЦГАВО Украины, ф. 5127, оп. 1, д. 1186, 35 л.

7. Пироженко Л.В. Реформування змюту загально! середньо! освети в УкраУш (середина 60-х — початок 80-хх рр. ХХ ст.): монография. К., 2013. — 304 с.

8. Про заходи дальшого полшшення роботи середньо! загальноосвггаьо! школи // Зб^рник наказов та шструкцш МО УРСР. — 1966. — № 23. — С. 2— 13.

9. Скрипченко О.В. Вплив змюту [ методов навчання на розумовий розвиток учшв I—III клаЫв // Радянська школа. — 1967. — № 3. — С. 58—63.

10. Скрипченко О.В. Експериментальне вивчення арифметики в другому клас // Радянська школа. — 1966. — № 3. — С. 89—94.

11. Скрипченко О.В., Скрипченко Н.Ф. Досвщ експериментально! перебудови навчання в перших класах // Радянська школа. — 1965. — № 9. — С. 48— 55.

12. Стенограмма заседаний Ученого Совета института по вопросу опыта проверки программ трехлетнего обучения в начальных классах (9— 25 апреля 1964 г.) // ЦГАВО Украины, ф. 5127, оп. 1, д. 871, л. 127.

13. Три роки за новими програмами / М.В. Богданович, М.С. Вашуленко, О.Я. Савченко та ш. // Початкова школа. — 1972. — № 8. — С. 14—20.

14. Чепелев В.1. За дальше удосконалення роботи 1—4 клас^в // Радянська школа. — 1963. — № 2. — С. 47—53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.