Научная статья на тему 'Развитие общеучебных умений и навыков в содержании начального образования 80-90-х гг. Хх – начале ХХI столетия'

Развитие общеучебных умений и навыков в содержании начального образования 80-90-х гг. Хх – начале ХХI столетия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
419
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ / УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ / КЛЮЧЕВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОДХОД / ОБУЧЕНИЕ / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / GENERAL ACADEMIC SKILLS / LEARNING SKILLS / A KEY COMPETENCE / APPROACH / STUDYING / PRIMARY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Елена Александровна

В статье рассматривается трансформация общеучебных умений и навыков в ключевую компетентность «умение самостоятельно учиться» под влиянием различных подходов к содержанию общего начального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF GENERAL EDUCATIONAL SKILLS IN CONTENT OF PRIMARY EDUCATION 80-90 S. XX - EARLY XXI ST

The article considers the transformation of general skills in key competence «ability to study» in the process of changing approaches to the content of general primary education.

Текст научной работы на тему «Развитие общеучебных умений и навыков в содержании начального образования 80-90-х гг. Хх – начале ХХI столетия»

Р.В. Маслюк

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ КОМПЛЕКСА «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ .

12. Кравченко І. М. Учительські інститути в системі підготовки педагогічних кадрів в Україні (друга половина ХІХ - початок ХХ ст.) : дис....канд. пед. наук : 13.00.01 / І. М. Кравченко / Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. - К., 2008. - 215 с.

13. Собрание постановлений Правительства СССР. -1989. - №30.

14. Ковалевский В. П., Белоновская И. Д., Пискунова

Ж. Г. Проблемы интеграции систем «коледж - вуз» // Тезисы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы интеграции средней и высшей ступеней региональной системы непрерывного образования». - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. унта, 2001. [Электронный ресурс]. - Режим доступа до документа:http://www.tstum/stience/semmar/nepшbr/pdf/ kovalevsky2.pdf].

PROBLEM OF COMPLEX «PEDAGOGICAL COLLEGE - PEDAGOGICAL UNIVERSITY» IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION ( LOGIC AND HISTORICAL ANALYSIS)

© 2013

R.V. Maslyuk, lecturer chair sports subject, Department Physical Education

Uman State Pedagogical University named after Paul Tychyny, Uman (Ukraine )

Annotation: This article examines the main trends in the development of educational facilities in continuing teacher education; implemented logical and historical analysis of the process of their formation, analyzed the works of contemporary scholars on the role of an educational complex «Pedagogical College - Pedagogical University» in the training of future teachers .

Keywords: continuous pedagogical education, educational facilities, academy, training, an educational complex «Pedagogical College - Pedagogical University».

УДК 371.01

РАЗВИТИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В СОДЕРЖАНИИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 80-90-Х ГГ. ХХ - НАЧАЛЕ XXI СТОЛЕТИЯ

© 2013

Е.А. Никитина, аспирант кафедры педагогики дошкольного и начального образования

Кировоградский государственный педагогический университет имени Владимира Винниченка,

Кировоград (Украина)

Аннотация: В статье рассматривается трансформация общеучебных умений и навыков в ключевую компетентность «умение самостоятельно учиться» под влиянием различных подходов к содержанию общего начального образования.

Ключевые слова: общеучебные умения и навыки, умение учиться, ключевая компетентность, подход, обучение, начальное образование.

Одним из направлений обновления содержания начального образования в Украине является переход от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для полноценного и активного существования в современном обществе. В педагогической литературе эти качества называют ключевыми компетенциями, «умение учиться» занимает в их перечне центральную позицию. В начальной школе закладывается основы знаний, способствующие дальнейшему развитию личности школьника, который способен учиться, развиваться в течение жизни. Убедительным является мнение о том, что формирование полноценной учебной деятельности выступает залогом успешного обучения каждого учащегося. На нормативном уровне это подтверждается принятием нового государственного стандарта общего начального образования в Украине (2011 г.) и внедрением учебных программ, в которых обозначена деятельностная линия, пронизывающая каждую образовательную отрасль. В программах детализировано содержание начального образования, в него включены разные уровни знаний об окружающем мире, способы познавательной и практической деятельности, опыт творческой деятельности, ценности, а также способы учебной деятельности, под которыми понимают умения и навыки, которыми овладевают учащиеся в процессе обучения [1, с. 2-3].

Однако, отсутствие организованной, целенаправленной работы по формированию общеучебных умений и навыков, как составляющей учебной деятельности, является причиной отставания учащихся в обучении. Они не умеют организовывать свою деятельность, распределять рабочее время, работать с книгой, словарями и т.п. Как следствие, возникает переутомление, теряется интерес и желание учиться.

Необходимость формирования у младших школьников развернутой, полноценной учебной деятель-

ности отмечали выдающиеся ученые-психологи В. Давыдов, Г. Люблинская, Л. Занков, Н. Менчинская, П. Гальперин, Г. Костюк, А. Скрипченко, Д. Эльконин, Н. Талызина и др. Теоретическое содержание понятия и классификации общеучебных умений и навыков, как операционного компонента учебной деятельности, их практическое значение рассмотрены в научных трудах Ю. Бабанского, Н. Лошкаревой, А. Савченко, В. Паламарчук, Д. Татьянченко, С. Воровщикова,

А. Усовой, Л. Фридмана, И. Кулагиной, Я. Кодлюк и др. Представляет интерес изучение роли общеучебных умений и навыков на разных этапах становления начального образования. Формирование целей статьи.

Цель нашей статьи заключается в исследовании трансформации общеучебных умений и навыков в ключевую компетентность «умение самостоятельно учиться» в контексте различных подходов к содержанию начального образования.

Еще в 80-х гг. ХХ ст. исследователь Ю. Бабанский отмечал, что формирование общеучебных умений и навыков практически завершается в начальной школе, потому что в средней школе формированию данных умений и навыков не уделяется достаточное внимание. В свою очередь, торможение развития навыков приводит к их деформации, и они остаются на том уровне, на котором были сформированы на момент окончания начальной школы.

Реформой общеобразовательной и профессиональной школы (1984 г.) в нашей стране был начат интенсивный процесс перестройки школьного образования. Менялись цели, задачи и направления работы общеобразовательной школы, внедрялись новые подходы к образованию. Начальная ступень образования приобрела черты личностно-деятельностного подхода. Между тем, ученые активно работали над созданием специальных классификаций и программ формирования и развития у школьников общеучебных умений и навыков. В на-

стоящее время в психолого-педагогической литературе существуют различные классификации. Авторами наиболее известных из них являются российские и украинские ученые: Ю. Бабанский, И. Лернер, В. Паламарчук, Н. Лошкарева, А. Усова, Л. Фридман и И. Кулагина,

А. Савченко, Д. Татьянченко, С. Воровщиков и др. Большинство классификаций стали основой авторских программ, но только программы, разработанные

Н. Лошкаревой («Программа развития общих учебных умений и навыков школьников») и А. Савченко («Формирование общеучебных умений и навыков») были реализованы в школьной практике.

Под влиянием новых подходов к содержанию образования менялась роль общеучебных умений и навыков в структуре учебной деятельности. Они приобрели значимость операционного компонента полноценной учебной деятельности, поэтому возникла необходимость их специального формирования у детей младшего школьного возраста.

Напомним, что на протяжении длительного времени в отечественной педагогической теории и практике доминировал знаниевый подход (60-е гг. ХХ ст.), согласно которому основой содержания образования становились научные знания. Этот подход предусматривал овладение системными знаниями, умениями, навыками, их применение в решении учебных задач, постоянное пополнение объема усваиваемой информации «глубокими и прочными знаниями». Усвоение знаний стало главной целью учебной деятельности.

Постепенно, знаниевый подход к обучению сменили более современные, инновационные по своей сущности подходы (деятельностный, личностно ориентированный, системный, компетентностный и др.). Этот процесс способствовал развитию проблемы «умение учиться» в отечественной дидактике. Соответственно, это заставило исследователей акцентировать внимание на общеучебных умениях и навыках в структуре данного умения.

Деятельностный подход (70-80 гг. ХХ ст.) сместил акценты с формирования знаний на формирование учебной деятельности. Учебно-воспитательный процесс был направлен на развитие у школьников умений и навыков, применение на практике знаний из различных учебных предметов, формирование способностей к коллективной деятельности и самообразованию, адаптацию в социуме, выбор будущей профессии. В условиях деятельностного подхода общие и специальные учебные умения начали рассматриваться как категория деятельности, способ применения знаний, которые влияли на качество деятельности, но не приводили к существенным изменениям в личностной сфере учащихся.

В это время возникла необходимость систематизировать общеучебные умения и навыки. Ученые приложили значительные усилия для определения их места в общей системе средств и результатов обучения. Учитывая это, некоторые общие умения встречаются в существовавших тогда классификациях умений, которые формируются на основе различных подходов. Так, по характеру деятельности были выделены сенсорные, практические (моторные) и умственные умения. По способу деятельности различали частичнопредметные, общепредметные, межпредметные и другие умения.

Личностно-деятельностный подход (80-е гг. -сред. 90-х гг. ХХ ст.) - Органическое сочетание личностного и деятельностного подходов обусловило, с одной стороны, формирование полноценной учебной деятельности, а с другой - привлечение школьника к активному участию в учебном процессе и его развитию как субъекта обучения. Согласно этому подходу учебные умения рассматривались как характеристика личности и важный компонент процессуальной стороны обучения (средство и результат учебной деятельности).

Важность операционной стороны учебной деятельности, неоднократно отмечали представители психологической и педагогической науки (В. Коротов,

Н. Лошкарева, А. Усова, А. Савченко, В. Паламарчук,

В. Цетлин, Т. И. Шамова и др.). Операционный компонент учебной деятельности составляют различные способы организации и осуществления учения (умения, действия, операции, познавательные процессы), которые обеспечивают усвоение содержания учебного материала и общее психическое развитие школьника. Поэтому, когда задают вопрос, умеет ли ученик учиться, имеют в виду, прежде всего, то, какими инструментами и средствами учебной деятельности он обладает [2].

Личностно ориентированный подход (нач. 90-х гг. ХХ ст.) сосредоточил усилия учителя на личности ученика, поставил последнего в центр педагогического внимания. Такая направленность учебного процесса, в центре которого находится ребенок с его интересами и потребностями, дала основание рассматривать овладение умением учиться как личностное качество, предпосылку дальнейшего ее развития.

В начале XXI ст. получил распространение системный подход к образованию и его разновидности: системно-структурный и системно-деятельностный.

Системно-структурный подход ориентирует педагогов на рассмотрение любого образовательного явления или процесса как совокупности взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое. Учитывая это, учебная деятельность рассматривается как целостная и одновременно структурированная система, в состав которой входят способы действий, умения и навыки, как компонент ее процессуально-деятельностной подструктуры.

Системно-деятельностный подход заключается в единстве двух составляющих процесса деятельности, и предполагает построение системы и структуры учебной деятельности путем конкретизации общих законов функционирования всех сфер деятельности [3, с. 9].

Компетентностный подход (конец 90-х гг. -нач. XXI ст.) Предполагает направленность образовательного процесса на формирование и развитие у школьника ключевых и предметных компетенций. Указанный подход тесно связан с такими подходами к обучению и образованию: личностно ориентированный (требует трансформации содержания образования, превращения его из модели «для всех» на субъективные достижения одного ученика); деятельностный (может быть реализован только в деятельности, то есть в процессе выполнения учеником конкретно определенного комплекса действий) системно-структурный и системно-деятельностный (предусматривают взаимосвязь и взаимодействие всех подструктур и компонентов учебной деятельности).

Научить школьника учиться - значит помочь ему в овладении различными компетенциями. Поэтому, главным вопросом в переходе на компетентностно ориентированное образование, стало решение проблемы формирования у школьников общеучебных умений. Такой подход предполагает переход от простой осведомленности, отдельных умений и конкретных навыков, от информации как предмета запоминания - к «школе мышления, действия и развития способностей».

Применение компетентностного подхода предусматривает переориентацию образования с процесса на результат в деятельностном измерении, смещение акцента с накопления нормативно определенных знаний, умений и навыков на формирование и развитие у учащихся способности практически действовать, применять опыт успешных действий в конкретных ситуациях. В школьном обучении этот подход считается инновационным средством его модернизации, поскольку ставит целью достижение более качественного образования не вообще для системы, а для каждого ученика. Поскольку компетентностный подход касается личных достижений ученика, то он может быть реализован и проверен только в процессе выполнения им определенного комплекса действий.

Такое изменение подходов к обучению и образо-

ванию обусловило трансформацию проблемы умение учиться: если в отечественной дидактике прошлого века это умение традиционно сосредотачивалось на формировании общеучебных умений и навыков, то сегодня речь идет уже о формировании ключевой компетентности «умения самостоятельно учиться», которая понимается учеными как сложное интегрированное образование, объединяющее специально структурированную совокупность межпредметных знаний о способах деятельности, умения, навыки, ценностные отношения, достижения познавательного и жизненного опыта школьников.

Структура ключевой компетентности «умения самостоятельно учиться» является своеобразным аналогом структуры учебной деятельности. Широкий спектр исследований проблемы «умение учиться» в Украине возглавляет академик А. Савченко. В разные годы научными поисками в данном направлении занимались представители ее научной школы, а именно: Н. Коваль (умение решать поисковые задачи), Н. Бибик (познавательный интерес), Т. Довга (организационные умения), Т. Байбара (учебно-исследовательские умения), Я. Кодлюк (общеучебные умения и навыки, умение работать с учебником), Л. Титаренко (умение самоконтроля) и др. Раскрытие содержания и объема понятия «умение самостоятельно учиться» обусловлено тем, как понимается сущность процесса обучения. В современной психологии и дидактике это целенаправленная взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся, которая охватывает мотивацию, целеполагание, планирование, подготовку и ее осуществление, рефлексию и оценку результатов [4, с. 2].

Структуру данной компетенции А. Савченко подает в виде системы взаимосвязанных компонентов:

1. Мотивационный - отношение и стремление ученика к обучению.

2. Содержательный - известные и новые знания, ценности, умения, навыки.

3. Деятельностный - способы организации выполнения учебной деятельности различного уровня сложности (учебно-организационные и учебно-информационные умения и навыки; учебно-интеллектуальные и творческие умения).

4. Процессуальный - самопроверка, самоконтроль своих достижений, самооценка (контрольно-оценочные умения и навыки); самопознание и самосознание своих познавательных возможностей, стремление их совершенствовать (рефлексивно-оценочные умения и навыки).

В соответствии с этой структурой, ученик, умеющий самостоятельно учиться, обладает такими возможностями: сам определяет цели деятельности или принимает ту, которую ставит учитель; проявляет заинтересованность в обучении, прилагает волевые усилия, организует свою работу по достижению результата; подбирает или находит нужные знания, способы для решения задачи, выполнение задания; правильно использует приемы, выполняет сенсорные, интеллектуальные или практические действия, операции на репродуктивном и творческом уровнях; осознает, анализирует свою деятельность и стремится ее усовершенствовать; обладает умениями и навыками самоконтроля и самооценки [5, с. 7].

Если проследить трансформацию «умения учиться» в компетентность «умение самостоятельно учиться» и изменение в связи с этим роли общеучебных умений и навыков, то очевидным является тот факт, что в структуре полноценной учебной деятельности они занимали место операционного компонента. Операционный компонент (по В. Давыдову) - это способы организации и осуществления учения (умения, действия, операции, познавательные процессы), которые, с одной стороны, обеспечивают усвоение содержания учебного материала, а с другой - общее психическое развитие школьника [6]. Под влиянием различных процессов, направленных на совершенствование и развитие содержания образова-

ния, в системе ключевой компетентности «умения самостоятельно учиться» данные умения преобразовались в деятельностный и процессуальный компоненты данной компетентности.

Как видим, под влиянием изменений в современном образовании, состоялось переосмысление не только проблемы «умение учиться», но и значения общеучебных умений и навыков для формирования данного умения -они вошли в состав деятельностного компонента ключевой компетентности «умения самостоятельно учиться».

Следует отметить, что проблема не теряет актуальности и продолжает вызывать интерес у представителей современной науки и практики. Украинские и российские ученые продолжают исследовать проблему с разных научных позиций - совершенствования качества учебного процесса, исследования развивающих аспектов обучения, поиска средств интенсификации учебного труда и т.д.

В начале XXI века в Украине заметно возрождается интерес к общеучебным умениям, которые, в отличие от предметных умений, являются специфическими для той или иной учебной дисциплины. Усовершенствованы классификации и учебные программы, обязательной составляющей которых являются общеучебные умения и навыки. Общеучебные умения, как универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний, является своеобразной действенной основой учебно-познавательной деятельности, то есть тем инструментом, с помощью которого ученик осуществляет эту деятельность.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Во второй половине ХХ - в начале XXI века учеными была проведена значительная работа, позволившая вплотную приблизиться к пониманию научной сущности понятия «общеучебные умения и навыки», а создание классификаций стало шагом к их научной систематизации. Эти научные достижения утвердили общеучебные умения в качестве важного компонента содержания образования и обусловили разработку методических подходов к их формированию в школьной практике.

Применение различных подходов к содержанию образования способствовало трансформации «умения учиться»: общеучебные умения и навыки вошли в состав ключевой компетентности «умения самостоятельно учиться». Овладение комплексом общеучебных умений и навыков способствует успешному и полноценному формированию данной компетентности у учащихся начальной школы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Навчальні програми для загальноосвітніх навчальних закладів із навчанням українською мовою. 1-4 класи. - К.: Видавничий дім «Освіта», 2011. - 392 с.

2. Психологічна наука, учитель, учень / За ред.

В. І. Войтка. - К.: Радянська школа, 1979. - 181 с.

3. Петерсон Л. Г. Что значит «уметь учиться» / Л. Г. Петерсон, М. А. Кубышева, С. Е. Мазурина, И. В. Зайцева. - М.: АПК и ППРО, УМЦЦ «Школа 2000.», 2008. - 80 с.

4. Савченко О. Я. Виховання розумної особистості, яка вміє самостійно вчитися / О. Я. Савченко // Початкова школа. - 2007. - № 8. - С. 1-5.

5. Савченко О. Я. Ключові компетентності -інноваційний результат шкільної освіти / О. Я. Савченко // Рідна школа. - 2011. - № 8/9. - С. 4-8.

6. Давыдов В. В. Развитие психіки школьников в процес се учебной деятельности / В. В. Давыдов: Сб. научн. тр. / АПН СССР, НИИ общ.ипед. псих. - М.: АПН СССР, 1983. - 154 с.

7. Бадмацыренова В. В. Совершенствование общеучебных умений и навыков: методическое пособие для учителя / В. В. Бадмацыренова. - Улан-Удэ, 2009. - 72 с.

8. Савченко О. Я. Уміння вчитись як ключо-

ва компетентність загальної середньої освіти / 9. Цукерман Г. А. Зачемдетям учиться вместе? /

О. Я. Савченко // Компетентнісний підхід у сучасній Г. А. Цукерман - М.: Знание, 1985. - 80 с. освіті: світовий досвід та українські перспекти- 10. Щукина Г. И. Активизация познавательной дея-

ви: Бібліотека з освітньої політики / Під заг. Ред. тельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. О. В. Овчарук. - К.: «К.І.С.», 2004. - С. 33-44. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.

THE DEVELOPMENT OF GENERAL EDUCATIONAL SKILLS IN CONTENT OF PRIMARY EDUCATION 80-90 S. XX - EARLY XXI ST.

© 2013

H.A. Nikitina, postgraduate department of pedagogics of preschool and primary education

Kirovograd State Pedagogical University by V. Vinnichenko, Kirovograd, Ukraine

Annotation: The article considers the transformation of general skills in key competence «ability to study» in the process of changing approaches to the content of general primary education.

Keywords: general academic skills, learning skills, a key competence, approach, studying, primary education.

УДК 37.014(477)+37(4)

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОИ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

© 2013

И.А. Смолюк, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики

Восточноевропейский национальный университет имени Леси Украинки, Луцк (Украина)

Аннотация: Исходя из того, что тип образовательной среды определяется прежде всего теми ее условиями и возможностями, которые способствуют развитию активности или пассивности личности и ее свободы или зависимости, статья раскрывает особенности влияния кредитно-модульной системы организации учебного процесса на образовательную среду высшего учебного заведения.

Ключевые слова: образование, среда, образовательная среда, типы образовательной среды, активность, пассивность, свобода, зависимость, векторная модель, система организации учебного процесса.

Постановка научной проблемы и ее значение. В Программе действий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего образования и науки Украины (утвержденной приказом МОН от 23.01.04 г. № 49) сказано о том, что развитие Украины определяется в общем контексте европейской интеграции с ориентацией на фундаментальные ценности общемировой культуры: парламентаризм, права человека, права национальных меньшинств, либерализацию, свободу передвижения, свободу получения образования любого уровня и др., что является неотъемлемым атрибутом гражданского демократического общества.

Интеграционный процесс состоит во внедрении европейских норм и стандартов в образовании, науке и технике, распространении собственно культурных и научно-технических достижений в ЕС. В конечном итоге такие шаги будут срабатывать на повышение в Украине европейской культурной идентичности и интеграции в общеевропейское интеллектуально-образовательное и научно-техническое пространство [1, с. 265].

Одной из основных задач на этом пути является формирование информационной образовательной среды, базовый принцип которой: «самостоятельность и творческая активность того, кто учится и кто учит, который учится и совершенствует свой профессиональный уровень на протяжении всей жизни» [1,с. 242].

Анализ последних исследований по этой проблеме. Несмотря на широкое применение, в науке нет четкого и однозначного определения понятия «среда». В самом общем смысле «среду» понимают как окружение. Вместе с термином «среда» активно используется еще целый ряд терминов, таких как «среда человека», «среда людей», «человеческая среда», «окружающая среда», «жизненная среда», «человеческое окружение» и др. «Чаще всего под окружающей средой понимают совокупность условий и влияний, окружающих человека» [4,с. 41]. В анализе системы «человек - среда» положение человека («субъекта», «организма») рассматривается как центральное. Как отмечает Г. Щедровицкий, во взаимоотношении субъекта со средой, субъект является первичным, среда по отношению к нему выступает тем, что имеет определенную значимость для субъекта. Среда человека охватывает комплекс природных (физических, химиче-

ских, биологических) и социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и деятельность людей [6, с. 16-20]. В методологическом плане представляется чрезвычайно перспективной «теория возможностей» Дж. Гибсона. Если в подавляющем большинстве определений среды используются такие понятия, как «условия», «влияния», «факторы», то есть какие-то действия «активной» среды на «пассивного» человека (который хоть и меняет эти действия в процессе своей жизнедеятельности, но только для того, чтобы затем вновь подвергнуться действию уже измененной среды) то Гибсон, вводя категорию возможности, подчеркивает активное начало субъекта, осваивающего жизненную среду. Возможность - это мостик между субъектом и средой. Возможность определяется как свойствами среды, так и свойствами самого субъекта. Например, если для взрослого человека наличие стула создает возможность на него сесть, то для ребенка наличие стула создает возможность положить что-то на него и использовать его как стол. Чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем успешнее происходит ее свободное и активное саморазвитие: «человек является одновременно продуктом и творцом своей среды, которая дает ему физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие» (Вступление к Стокгольмской декларации, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций в 1972 г.). Интересно, что человек для другого человека также выступает как элемент окружающей среды. Как подчеркивает Д. Маркович: «Каждый из нас является и человеком и средой, это зависит от угла зрения. В связи с чем и говорится, что социальное (общественное) поведение возникает как следствие того, что один человек важен для другого как часть его среды. Вот почему важно изучать влияние социальной среды на поведение человека, как и влияние поведения человека на общественную среду» [4, с. 53]. В дальнейшем анализе мы будем исходить из того, что среда человека - это его природное и социальное окружение, которое характеризуется комплексом влияний и условий.

Целью данной статьи является выяснение особенностей изменений образовательной среды, обусловленных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.