Научная статья на тему 'Экспериментальные исследования психологической компетентности судебного психолога-эксперта'

Экспериментальные исследования психологической компетентности судебного психолога-эксперта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
391
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПСИХОЛОГИ-ЭКСПЕРТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / СТУДЕНТЫ ВУЗОВ / СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дорошева Ольга Александровна

В статье рассмотрены представления о психологической компетентности у студентов 4-го, 5-го курсов факультета психологии и у судебных психологов-экспертов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспериментальные исследования психологической компетентности судебного психолога-эксперта»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СУДЕБНОГО ПСИХОЛОГА-ЭКСПЕРТА

О.А. Дорошева

EXPERIMENTAL RESEARCH OF LEGAL PSYCHOLOGIST-EXPERTS' PSYCHOLOGICAL COMPETENCE

Dorosheva О.А.

The concepts of psychological competence of 4th- and5th- year Psychology Department students and legal psychologist-experts are considered in the article.

В статье рассмотрены представления о психологической компетентности у студентов 4-го, 5-го курсов факультета психологии и у судебных психологов-экспертов

Ключевые слова: психологическая компетентность, психологи-эксперты, профессионально важные качества, студентыi вузов, социальная психология, юридическая психология, судебно-психологическая экспертиза.

УДК 159.9

Одним из важных параметров деятельности специалиста является психологическая компетентность, которая формируется в процессе обучения и профессионального становления. Начальная стадия формирования психологической компетентности приходится на 4 и 5 курсы, когда они проходят соответствующую специализацию.

В исследовании принимало участие 124 респондента, из них 104 студента 4-го и 5-го курсов факультета психологии г. Калуги, г. Ростова-на-Дону и г. Ставрополя, которые проходили специализацию по «Юридической психологии» (из них 61 студент 4-го курса и 43 студента 5-го курса) и 20 судебных психологов-экспертов, работающих в различных экспертных учреждениях.

Материалом для опроса студентов стал список профессионально-важных качеств судебного психолога-эксперта. Для создания опросника были обработаны профессиограм-мы различных специалистов, из которых подбирались качества, являющиеся наиболее важными для успешной работы судебного психолога-эксперта. Опросник состоит из 60-ти вопросов, разделенные на семь групп. Первая группа - когнитивные качества, вторая -организаторские, третья - мотивационные качества, четвертая - эмоционально-волевые, пятая - нравственно-этические, шестая - интеллектуальные, седьмая - коммуникативные качества. Подтверждение включенных в список качеств мы находим у различных авторов (В.Ф. Енгалычева, А.А. Бодалева, А.А. Дерка-ча, Л.Г. Лаптева и др.), которые предлагают

свои профессионально важные качества для специалистов-психологов (1, 2). Респондентам предлагалось выбрать по степени важности в каждой группе качества, необходимые, по их мнению, в работе судебного психолога-эксперта. Самое важное определяется цифрой 1, менее важное 2, далее 3 и т.д.

Было получено среднее значение профессионально важных качеств у студентов 4-го и 5-го курсов и судебных психологов-экспертов. Анализ результатов проводился на основе выявления сходства в каждой группе профессионально важных качеств у всех респондентов, у 4-го и 5-го курсов и судебных психологов-экспертов.

Студенты 4-го курса распределили качества первой группы по степени значимости следующим образом: умение применять теоретические знания на практике; знание основ судебно-психологических и комплексных психолого-психиатрических экспертиз; знание клинической, возрастной, социальной, юридической и других отраслей психологии; знание судебной психологии и судебной психиатрии; умение владеть различными психодиагностическими методами, понимать их направленность; умение правильно обрабатывать и интерпретировать методики, умение спланировать, организовать и провести психодиагностическое исследование; сформулировать и написать психодиагностическое заключение на понятном для всех языке.

Студенты же 5-го курса на первое место ставят знание судебной психологии и судебной психиатрии; знание основ судеб-но-психологических и комплексных психолого-психиатрических экспертиз; знание клинической, возрастной, социальной, юридической и других отраслей психологии; на четвертое место ставят следующие качества - умение применять теоретические знания на практике, умение спланировать, организовать и провести психодиагностическое исследование, умение владеть различными психодиагностическими методами, понимать их направленность; умение правильно обрабатывать и интерпретировать методики; сформулировать и написать психодиагно-

стическое заключение на понятном для всех языке.

Судебные психологи-эксперты на первое место ставят знание клинической, возрастной, социальной, юридической и других отраслей психологии; знание основ судебно-психологических и комплексных психолого-психиатрических экспертиз, знание судебной психологии и судебной психиатрии; умение применять теоретические знания на практике; умение спланировать, организовать и провести психодиагностическое исследование; умение владеть различными психодиагностическими методами, понимать их направленность; умение правильно обрабатывать и интерпретировать методики; сформулировать и написать психодиагностическое заключение на понятном для всех языке.

Анализ первой группы качеств показал, что все респонденты на второе место ставят - знание основ судебно-психоло-гических и комплексных психолого-психиатрических экспертиз, на последнее -сформулировать и написать психодиагностическое заключение на понятном для всех языке. Студенты 4-го и 5-го курсов на третье место ставят знание клинической, возрастной, социальной, юридической и других отраслей психологии. Студенты 5-го курса и судебные психологи-эксперты на четвертое место ставят умение применять теоретические знания на практике, на седьмое - умение правильно обрабатывать и интерпретировать методики.

Качества второй группы у студентов 4-го курса расположены так: способность овладевать новой информацией для успешного применения в профессиональной деятельности; умение принимать решения; предвидеть и решать неожиданные проблемы; способность и умение руководить; готовность и способность обучаться самостоятельно; способность к совместной работе ради достижения цели; проявлять внимание к деталям; способность быстро выполнять порученное задание.

Студенты 5-го курса расположили эти качества иначе: способность овладевать новой информацией для успешного примене-

ния в профессиональной деятельности; умение принимать решения; готовность и способность обучаться самостоятельно, предвидеть и решать неожиданные проблемы; способность и умение руководить; проявлять внимание к деталям; способность к совместной работе ради достижения цели; способность быстро выполнять порученное задание.

Судебные психологи-эксперты расположили эти же качества таким образом: способность овладевать новой информацией для успешного применения в профессиональной деятельности; готовность и способность обучаться самостоятельно; проявлять внимание к деталям; умение принимать решения; предвидеть и решать неожиданные проблемы; способность к совместной работе ради достижения цели; способность быстро выполнять порученное задание; способность и умение руководить.

Анализ второй группы качеств показал, что все респонденты на первое место ставят способность овладевать новой информацией для успешного применения в профессиональной деятельности, на седьмое - способность быстро выполнять порученное задание. Студенты и 4-го и 5-го курсов на второе - умение принимать решения, на третье - предвидеть и решать неожиданные проблемы, на четвертое - способность и умение руководить. Студенты 5-го курса и судебные психологи-эксперты на шестое -способность к совместной работе ради достижения цели.

Студенты 4-го курса третью группу качеств распределили следующим образом: стремление заниматься своей профессией и совершенствоваться в ней; склонность к профессиональному самосовершенствованию с использованием всех доступных форм дополнительного обучения; интерес к выполняемой работе и своим обязанностям; заинтересованность в выполнении работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество; потребность в саморазвитии и познании; стремление усвоить собственный опыт и опыт своих коллег.

Студенты 5-го курса третью группу качеств распределили так: стремление заниматься своей профессией и совершенство-

ваться в ней; склонность к профессиональному самосовершенствованию с использованием всех доступных форм дополнительного обучения; потребность в саморазвитии и познании; заинтересованность в выполнении работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество; стремление усвоить собственный опыт и опыт своих коллег; интерес к выполняемой работе и своим обязанностям.

Судебные психологи-эксперты расположили эти же качества следующим образом: стремление заниматься своей профессией и совершенствоваться в ней; склонность к профессиональному самосовершенствованию с использованием всех доступных форм дополнительного обучения; стремление усвоить собственный опыт и опыт своих коллег; заинтересованность в выполнении работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, интерес к выполняемой работе и своим обязанностям; потребность в саморазвитии и познании.

Анализ третьей группы качеств показал, что все респонденты на первое место ставят стремление заниматься своей профессией и совершенствоваться в ней, на второе - склонность к профессиональному самосовершенствованию с использованием всех доступных форм дополнительного обучения, на четвертое - заинтересованность в выполнении работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество.

Студенты 4-го курса четвертую группу качеств распределили так: целеустремленность; эмоциональная устойчивость; уравновешенность; решительность и настойчивость; самообладание; выдержанность; смелость и мужество; эмпатийность; инициативность.

Студенты 5-го курса расположили эти же качества так; эмоциональная устойчивость, самообладание; целеустремленность; уравновешенность; эмпатийность; решительность и настойчивость; выдержанность; смелость и мужество, инициативность.

Судебные психологи-эксперты эти качества распределили следующим образом: эмоциональная устойчивость, решительность и настойчивость; целеустремленность;

уравновешенность; эмпатийность; инициативность; выдержанность; самообладание; смелость и мужество.

Анализ четвертой группы качеств показал, что все респонденты ставят на третье место уравновешенность. Студенты 5-го курса и судебные психологи-эксперты на первое место ставят - эмоциональную устойчивость, на второе - целеустремленность, на четвертое место ставят эмпатий-ность, на последнее место - смелость и мужество.

Студенты 4-го курса в группе нравственно-этических качеств поставили приоритеты следующим образом: ответственность; объективность; беспристрастность; конфиденциальность; служение истинности и справедливости; уважение прав личности; непричинение вреда; гуманность; уважение чести и достоинства человека; независимость от судебно-следственных органов и других участников уголовного процесса; оказание профессиональной помощи своим коллегам; передача своего опыта начинающим психологам.

Студенты 5-го курса качества этой группы распределили так: конфиденциальность; непричинение вреда; объективность, гуманность, уважение чести и достоинства человека, уважение прав личности; служение истинности и справедливости; ответственность; беспристрастность; оказание профессиональной помощи своим коллегам; независимость от судебно-следственных органов и других участников уголовного процесса, передача своего опыта начинающим психологам.

У судебных психологов-экспертов эти качества распределились так: ответственность; беспристрастность; объективность; уважение чести и достоинства человека, уважение прав личности; непричинение вреда; независимость от судебно-следственных органов и других участников уголовного процесса; служение истинности и справедливости; конфиденциальность; гуманность; оказание профессиональной помощи своим коллегам; передача своего опыта начинающим психологам.

Анализ пятой группы качеств показал, что все респонденты на первое место ставят - ответственность. Студенты 5-го курса и судебные психологи-эксперты на третье место ставят - объективность.

Следующая группа качеств была расположена студентами 4-го курса так: аналитический склад ума и развитое воображение; широта и глубина мышления; гибкость и самостоятельность мышления; последовательность и быстрота мышления; развитые память и внимание; развитое абстрактно-логическое мышление; критичность мышления.

Студенты же 5-го курса считают, что эти качества должны быть распределены так: аналитический склад ума и развитое воображение; развитое абстрактно-логическое мышление; широта и глубина мышления; критичность мышления, гибкость и самостоятельность мышления; последовательность и быстрота мышления; развитые память и внимание.

Судебные психологи-эксперты эти качества расположили таким образом: аналитический склад ума и развитое воображение, критичность мышления; развитое абстрактно-логическое мышление; гибкость и самостоятельность мышления; широта и глубина мышления; последовательность и быстрота мышления; развитые память и внимание.

Анализ шестой группы качеств показал, что все респонденты на первое место ставят аналитический склад ума и развитое воображение. Студенты 5-го курса и судебные психологи-эксперты на второе место ставят развитое абстрактно-логическое мышление, на пятое - последовательность и быстрота мышления, на шестое - развитые память и внимание.

Студенты 4-го курса коммуникативные качества расположили следующим образом: умение установить обратную связь; умение установить и поддержать психологический контакт; умение выслушать; общительность; владение вербальными и невербальными методами общения; способность разрешать конфликты и смягчать разногласия; способность понимать других людей; культура речи; тактичность и вежливость;

доброжелательное и уважительное отношение к людям.

Студенты 5-го курса данные качества распределили так: общительность, умение установить и поддержать психологический контакт; умение установить обратную связь; умение выслушать; владение вербальными и невербальными методами общения, способность разрешать конфликты и смягчать разногласия; способность понимать других людей; культура речи; тактичность и вежливость, доброжелательное и уважительное отношение к людям.

Судебные психологи-эксперты эти качества расположили следующим образом: умение установить и поддержать психологический контакт; владение вербальными и невербальными методами общения; умение выслушать; способность понимать других людей; умение установить обратную связь; культура речи; способность разрешать конфликты и смягчать разногласия; общительность; тактичность и вежливость; доброжелательное и уважительное отношение к людям.

Анализ седьмой группы качеств показал, что все респонденты на третье место ставят умение выслушать. Студенты 5-го курса и судебные психологи-эксперты на первое место ставят умение установить и поддержать психологический контакт, на шестое - культуру речи.

Анализ результатов опросника показал, что наибольшие сходства были выявлены в группах, относящихся к когнитивным, мотивационным, эмоционально-волевым, интеллектуальным качествам. Наименьшие сходства были выявлены в группах организационных, коммуникативных и нравственно-этических качеств. У студентов 4-го курса наибольшие совпадения прослеживаются в группах, относящихся к когнитивным и мотивационным качествам. У студентов 5-го курса помимо этих групп наблюдаются сходства в группе интеллектуальных и эмоционально-волевых качеств. Следовательно, у студентов 4-го курса имеется общее представления о знаниях, умениях и навыках и мотивационной направленности, необходимых для работы психолога-эксперта. У сту-

дентов же 5-го курса более полное представление не только о знаниях, умениях и навыках и мотивационной направленности, но и о профессионально-важных качествах специалиста (эмоционально-волевых и интеллектуальных). Наименьшие сходства были выявлены в группах организационных, коммуникативных и нравственно-этических качествах, что говорит о недостаточном знании специфики работы судебного психолога-эксперта. У судебных психологов-экспертов выбор качеств происходит в той последовательности, в которой они приобретаются в процессе профессионального становления.

Также на этих респондентах были проведены исследования с использованием еще одного опросника, состоящего из 50 деловых качеств, знаний, умений и навыков, которые в той или иной степени необходимы в работе эксперта-психолога. Студентам было необходимо оценить их по 5-тибалльной шкале и проставить свою оценку рядом с утверждением: 1 балл - если данное свойство безразлично для данной профессии; 2 балла - если данное свойство имеет некоторое значение; 3 балла - если данное свойство желательно; 4 балла - если свойство необходимо для успешной работы; 5 баллов - если свойство крайне важно для работы.

Анализ результатов проводился следующим образом: выявлялось, какие качества студенты 4 и 5-го курсов считают наиболее значимыми, значимыми, средне значимыми, малозначимыми и незначимыми. Остановимся подробнее на наиболее значимых и значимых качествах.

Студенты 4 курса к наиболее значимым качествам относят: владение практическими умениями, необходимыми для проведения судебно-психологической экспертизы, владение теоретическими знаниями необходимыми для проведения судебно-психо-логической экспертизы, стремление выполнять свою работу качественно, владение профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне.

Студенты же 5 курса наиболее значимыми качествами считают: владение практическими умениями, необходимыми для

проведения судебно-психологической экспертизы, профессиональная обучаемость (открытость к дальнейшему профессиональному развитию, готовность к овладению новыми средствами труда, профессиональными знаниями и умениями, активное приспособление человека к обновляющимся условиям профессионального опыта), профессиональные способности (общие и специальные), владение теоретическими знаниями, необходимыми для проведения судебно-психологической экспертизы, стремление выполнять свою работу качественно, владение основными экспериментально-психологическими методиками, профессиональное сознание, владение профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне.

Психологи-эксперты наиболее значимыми качествами, необходимыми для своей работы, считают: профессиональная обучаемость (открытость к дальнейшему профессиональному развитию, готовность к овладению новыми средствами труда, профессиональными знаниями и умениями, активное приспособление человека к обновляющимся условиям профессионального опыта), способность самостоятельно принимать решения, владение практическими умениями, необходимыми для проведения судебно-психологической экспертизы, знание прав и обязанностей судебного психолога-эксперта, ответственность за результаты своего профессионального труда, стремление выполнять свою работу качественно, уверенность в себе, профессиональное самосознание (осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для осознания своих качеств, понимание себя, своего профессионального поведения), профессиональные способности (общие и специальные), профессиональный тип (склад) мышления (преобладающее использование принятых именно в данной профессиональной области приемов решения проблемных задач, способов анализа профессиональных ситуаций, принятия профессиональных решений).

К значимым качествам студенты 4-го курса относят такие как: эмоциональная устойчивость, профессиональные способности

(общие и специальные), уверенность в себе, знание прав и обязанностей судебного психолога-эксперта, владение основными экспериментально-психологическими методиками, профессиональная обучаемость (открытость к дальнейшему профессиональному развитию, готовность к овладению новыми средствами труда, профессиональными знаниями и умениями, активное приспособление человека к обновляющимся условиям профессионального опыта), ответственность за результаты своего профессионального труда, наблюдательность, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие, готовность к профессиональному росту, достижение статуса в профессии, категории, разряда, владение приемами профессионального общения, способность самостоятельно принимать решения, освоение организационно-правовых основ судебной экспертизы.

Студенты же 5-го курса значимыми качествами считают: освоение организационно-правовых основ судебной экспертизы, знание прав и обязанностей судебного психолога-эксперта, профессиональное творчество (нахождение новых нестандартных способов решения профессиональных задач, анализа профессиональных ситуаций, принятия профессиональных решений), профессиональное самосознание (осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для осознания своих качеств, понимание себя, своего профессионального поведения), профессиональное сознание, профессиональный тип (склад) мышления (преобладающее использование принятых именно в данной профессиональной области приемов решения проблемных задач, способов анализа профессиональных ситуаций, принятия профессиональных решений), эмоциональная устойчивость, ответственность за результаты своего профессионального труда, выполнение профессиональной деятельности в меняющихся и в особых, экстремальных ситуациях, самокомпенсация одних недостаточно развитых или деформированных способностей, качеств другими, готовность к работе во внезапно усложнившихся условиях, наблюда-

тельность, уверенность в себе, способность к планированию профессиональной деятельности, готовность к профессиональному росту, мотивация к разным видам повышения квалификации, владение приемами профессионального общения.

Судебные психологи-эксперты к значимым относят такие качества: высокая работоспособность, эмоциональная устойчивость, владение средствами противостояния профессиональным деформациям личности, освоение организационно-правовых основ судебной экспертизы, владение основными экспериментально-психологическими методиками, владение теоретическими знаниями необходимыми для проведения судебно-психологической экспертизы, владение профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, готовность к работе во внезапно усложнившихся условиях, наблюдательность, профессиональное творчество (нахождение новых нестандартных способов решения профессиональных задач, анализа профессиональных ситуаций, принятия профессиональных решений), усидчивость, профессиональное сознание, готовность к гибкой переориентации в рамках, профессии, владение приемами профессионального общения, способность к планированию профессиональной деятельности, способность находить нестандартные решения (креативность), способность к быстрому переключению и преодолению барьеров, индивидуальный стиль профессиональной деятельности, мотивация к разным видам повышения квалификации, владение этическими нормами в профессии.

Анализ результатов данного опросника показал, что к наиболее важным качествам студенты 4-го курса относят четыре, студенты 5-го курса восемь, судебные психологи-эксперты десять качеств. Важными качествами студенты 4-го курса считают четырнадцать, студенты 5-го курса пятна-

дцать, психологи-эксперты двадцать качеств из пятидесяти.

На основе полученных результатов в ходе проведенного исследования по двум опросникам можно сделать вывод о том, что у студентов 4-го курса понятие о психологической компетентности начинает складываться, но еще не достаточно сформировано (это прослеживается в способах выбора наиболее важных профессиональных качеств). Студенты 5-го курса имеют более полное осознанное понятие о психологической компетентности, о профессионально-важных качествах, которыми должен владеть специалист-психолог, однако отсутствует представление о специфике работы судебных психологов-экспертов. У судебных психологов-экспертов сформировано полное представление о психологической компетентности, о профессионально-важных качествах, о специфике работы. Это говорит о том, что на этапе профессионального обучения происходит постепенное развитие от учебно-познавательной к учебно-профессиональной и к реальной профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. - 3-е изд. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 640 с.

2. Енгалычев В. Ф. Профессиональная компетентность специалиста практической юридической психологии. - М.: Высшая школа психологии, 2004. - 436 с.

Об авторе

Дорошева Ольга Александровна, СККПБ №1, медицинский психолог. Сфера научных интересов - судебно-психологическая экспертиза, развитие психологической компетентности судебных психологов-экспертов. sashador@vandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.