Научная статья на тему 'Развитие психологической компетентности судебного психолога-эксперта в процессе профессиональной деятельности'

Развитие психологической компетентности судебного психолога-эксперта в процессе профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
539
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРТИЗА / ПСИХОЛОГ-ЭКСПЕРТ / СУДЕБНЫЙ ПСИХОЛОГ-ЭКСПЕРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / EXPERTISE / PSYCHOLOGIST-EXPERT / FORENSIC PSYCHOLOGIST-EXPERT / PROFESSIONAL COMPETENCE / PSYCHOLOGICAL COMPETENCE / INDIVIDUAL STYLE OF THE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дорошева О. А.

В практике судебно-психологической экспертизы психологи сталкиваются с тем, что каждое уголовное дело уникально, каждый подэкспертный индивидуален, имеет свою судьбу, свои личностные характеристики. Но, чтобы считать себя настоящим высококвалифицированным специалистом в области судебнопсихологической экспертизы, психологу недостаточно освоения каких-либо профессиональных шаблонов, ему необходимо иметь индивидуальный стиль профессиональной деятельности, развивать психологическую компетентность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дорошева О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the psychological competence of the forensic psychologist-expert in the process of the professional activity

At practice of the forensic and psychological expertise, the psychologists face the fact that each criminal affair is unique, each subject of the expertise is an individual, has his own destiny, his own personal traits. In order to be considered as a highly-qualified specialist in the field of the forensic psychological expertise, it is not enough for a psychologist to acquire some professional patterns, it is necessary for him to have an individual style of the professional activity, to develop the psychological competence.

Текст научной работы на тему «Развитие психологической компетентности судебного психолога-эксперта в процессе профессиональной деятельности»

www.pro.rsu.ru

Дорошева О.А.

Развитие психологической компетентности судебного психолога-эксперта в процессе профессиональной деятельности

В практике судебно-психологической экспертизы психологи сталкиваются с тем, что каждое уголовное дело уникально, каждый подэкспертный индивидуален, имеет свою судьбу, свои личностные характеристики. Но, чтобы считать себя настоящим высококвалифицированным специалистом в области судебно-психологической экспертизы, психологу недостаточно освоения каких-либо профессиональных шаблонов, ему необходимо иметь индивидуальный стиль профессиональной деятельности, развивать психологическую компетентность.

Ключевые слова:экспертиза, психолог-эксперт, судебный психолог-эксперт, профессиональная компетентность, психологическая компетентность, индивидуальный стиль деятельности.

Современное общество заставляет искать новые пути совершенствования работы, особенно специалистов, связанных с оценкой особенностей и мотивов деятельности различных людей в специфических жизненных контекстах.

В настоящее время трудно себе представить высококвалифицированное расследование, разбирательство в суде или в другом компетентном органе без привлечений опыта современной научной психологии.

Однако, несмотря на то, что подготовленность юристов в области психологии, бесспорно, возрастает, все же она отстает от потребности в использовании психологических знаний в уголовном и гражданском процессах.

Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) является одной из форм использования психологических знаний в уголовном и гражданском. Практика использования судебно-психологической экспертизы в суде и на предварительном следствии показывает, что возможности судебно-психологической экспертизы постоянно растут. Это обусловлено расширением предмета судебно-психологической экспертизы, совершенствованием методического аппарата и технологии проведения этого вида экспертизы.

Имеется много различных исследований посвященных проблемам разработки новых видов СПЭ, возможностям и формам использования специальных психологических познаний, назначения СПЭ и их производства (Ф.С. Сафуанов, О.Ю. Михайлова, М.М. Коченов, В.В. Романов, Т.Н. Секераж, Т.В. Сахнова, В.Ф. Енгалычев, С.С. Шипшин, Е.Н. Холопова, А.Л. Южанинова, О.Д. Ситковская, Л.В. Алексеева и др.).

С целью выявить структуру и условия развития психологической компетентности судебных психологов - экспертов было проведено специальное исследование.

Были получены следующие результаты. У студентов 4-го курса понятие о психологической компетентности начинает складываться, но еще не достаточно сформировано. Студенты 5-го курса имеют более полное осознанное понятие о психологической компетентности, о профессионально важных качествах, которыми

должен владеть специалист-психолог, однако отсутствует полное представление о специфике работы судебных психологов-экспертов и образе профессионала. У судебных психологов-экспертов сформировано полное представление о психологической компетентности, о профессионально-важных качествах, о специфике работы, сформирован образ профессионала. Это говорит о том, что на этапе профессионального обучения, а также в процессе перехода от учебно-познавательной к учебно-профессиональной, а от нее к реальной профессиональной деятельности происходит постепенное развитие профессионально-важных качеств, составляющих психологическую компетентность судебного психолога-эксперта.

Проведенное исследование позволило определить содержание компонентов психологической компетентности судебного психолога-эксперта. Основными компонентами психологической компетентности судебного психолога-эксперта являются:

-мотивационно-ценностный компонент, включающий в себя нравственно-этические качества судебного психолога-эксперта (конфиденциальность, уважение прав личности, независимость от судебно следственных органов и других у частников уголовного процесса и т.д.); стремление к саморазвитию и самосовершенствованию; эмоциональную устойчивость, самообладание и выдержанность при производстве судебно-психологической экспертизы и взаимодействии с различными участниками судебного процесса;

-когнитивный компонент включает в себя специальные психологические познания, умение провести различного вида судебно-психологические экспертизы, написание заключения на доступном для всех участников судебного процесса языке;

-регулятивный компонент включает в себя поведенческие паттерны, личностные характеристики такие как: общительность, самообладание, усидчивость, организованность, сдержанность в высказываниях, эффективное взаимодействие со всеми участниками судебного процесса и т.д.

Психологическая компетентность, являясь составной частью профессиональной компетентности, представляет собой сложное интегральное образование, с помощью которого судебный психолог-эксперт способен эффективно выполнять профессиональную деятельность и включает в себя виды психологической компетентности психолога-эксперта, которые определяются следующими характеристиками и находят свое подтверждение в результатах анкеты и составе факторной структуры психологической компетентности судебных психологов-экспертов: социальная компетентность (уверенность в себе; умение, ориентируясь на социальные нормы и правила организовывать свою профессиональную деятельность; способность видеть мотивы и поведение участников судебного процесса; эффективность межличностного взаимодействия с подэкспертными; умение предугадывать последствия, видеть конечные результаты социальных контактов с (подэкспертными, следователями, адвокатами, коллегами и т.д.); коммуникативная компетентность, входит в структуру социальной компетентности и включает

в себя эффективное взаимодействие со всеми участниками судебного процесса (подэкспертными, следователями, прокурорами, судьями и т.д.); умение установить и поддержать психологический контакт с подэкспертными; умение внимательно относится к поведению подэкспертного, его словам, жестам, интонациям, переменам во внешнем облике и поведении; индивидуальный стиль общения при проведении различного рода экспертиз); конфликтологическая компетентность входит в структуру коммуникативной компетентности и включает в себя знания о причинах появления конфликта, его основных характеристиках; умение управлять конфликтом; способность разрешать конфликты и смягчать разногласия, все эти характеристики способствуют эффективному взаимодействию судебного психолога-эксперта со всеми участниками судебного процесса); когнитивная компетентность включает в себя специальные психологические познания, умение проведения психодиагностического исследования и написание заключение на доступном для всех участников судебного процесса языке, что позволяет ему проводить судебно-психологические экспертизы в короткие сроки на достаточно высоком уровне, используя свой индивидуальный стиль в профессиональной деятельности; аутокомпетентность (склонность судебного психолога-эксперта к саморазвитию; готовность и способность приобретать, закреплять и контролировать новые знания, умения и навыки, которые способствуют проведению различного рода судебно-психологических экспертиз на высоком уровне; высокий уровень субъективного контроля; умение изменить свое внутреннее состояние и перестроиться, когда возникают непредвиденные обстоятельства при проведении судебно-психологической экспертизы; адекватная самооценка; высокий уровень притязаний и мотивации достижений, что способствует развитию социальной, когнитивной, коммуникативной компетентности).

Анализ анкеты «Виды и условия развития психологической компетентности судебного психолога-эксперта» (составленной специально для данного исследования) позволил выявить условия развития психологической компетентности судебного психолога-эксперта: -поликомпетентного развития - условие развития психологической компетентности психолога-эксперта, подразумевающее развитие различных видов психологической компетентности (социальной (коммуникативной, конфликтологической), когнитивной, аутопсихологической) одновременно; -повышение уровня квалификации - условие развития психологической компетентности психолога-эксперта, реализующееся через его возможность и готовность к прохождению специальных обучающих программ и курсов повышения квалификации, способствующих приобретению и усовершенствованию специальных знаний, умений и навыков для проведения судебно-психологических экспертиз; -развитие компетентности в процессе обмена опытом - условие развития психологической компетентности психолога-эксперта, подразумевающее организацию непрерывного процесса обмена опытом со своими более

компетентными коллегами в процессе общения, совместного проведения судебно-психологических экспертиз; -выработка индивидуального стиля деятельности - условие развития психологической компетентности, предполагающее психологическую готовность к профессиональной деятельности, развитие потребности в самообразовании, направленное на становление индивидуального профессионального стиля психолога-эксперта на основе постоянного самомотивирования и саморазвития в ходе овладения профессиональной деятельностью; -развитие мотивов профессиональных достижений и профессиональной самореализации, происходит за счет стремления к повышению уровня собственных возможностей и профессиональному совершенствованию. Проведенная анкета «Развитие психологической компетентности», в которой все судебные психологи-эксперты были разделены на четыре группы (в первую группу вошли психологи-эксперты со стажем работы до года (период адаптации); во вторую - со стажем от года до трех лет; в третью - имеющие опыт работы от трех до пяти лет, и в четвертую - более пяти лет), позволила выявить основные трудности, профессионально важные знания, умения и навыки, и личностные образования, приобретенные в процессе профессионального развития. Анализ, которой показал, что в ходе профессионального становления судебного психолога-эксперта происходит постепенное усложнение структуры психологической компетентности, взаимопроникновение основных компонентов (когнитивного, регулятивного, мотивационно-ценностного), выработка сложных интегративных характеристик профессиональной деятельности, что свидетельствует о высоком уровне развития психологической компетентности как комплексной характеристики.

Также следует отметить, что огромное значение, которое сами судебные психологи-эксперты уделяют различного рода специальным обучающим курсам, повышениям квалификации, с помощью которых можно приобрести и усовершенствовать специальные знания, умения и навыки. Отмечают отсутствие или недостаточные возможности обмена опыта с коллегами и получения профессиональной помощи от более высококвалифицированных специалистов.

В процессе обучения и профессиональной деятельности происходит развитие профессионально-важных качеств и жизненных ценностей, характеризующих психологическую компетентность судебного психолога-эксперта от 4-го курса к 5-му и от 5-го к судебным психологам-экспертам, переориентация с общежитейской направленности студентов 4 и 5 курсов на рабочую направленность судебного психолога-эксперта, представление о профессиональной деятельности судебного психолога-эксперта становится более целостным и адекватным.

У судебного психолога-эксперта в отличие от студентов сложился индивидуальный стиль деятельности и образ жизни профессионала, модель психологической компетентности является интегративной, учитывает комплексно все стороны жизнедеятельности. Морально-этические принципы, нравственные ценности имеют достаточно высокий вес в факторной модели психологической компетентности

судебных психологов-экспертов (18,02 %), у пятикурсников данный фактор несколько ниже (11,56 %), а у студентов четвертого курса содержательно данный фактор распадается на два фактора: фактор этических стандартов профессиональной деятельности судебного психолога-эксперта (10,69 %) и фактор нравственных качеств судебного психолога-эксперта (8,81 %), суммарно объясняющих примерно такой же процент дисперсии всех оценок (19,50 %).Полученные результаты у экспертов свидетельствуют о значительной роли нравственно-этических качеств в структуре психологической компетентности при проведении судебно-психологических экспертиз. Однако недостаточно высокий процент фактора нравственно-этических качеств у пятикурсников и разделение этих качеств на две самостоятельные группы у студентов четвертого курса, говорит о том, что соблюдение этических норм психолога-эксперта и принятие их в качестве образца поведения при производстве судебных экспертиз и взаимодействии со всеми участниками судебного процесса ещё не стало частью морально-нравственной сферы индивида, не воспринимается личностью как ценность.

Полученные данные могут быть использованы при разработке программ или курсов для судебных психологов-экспертов, направленных на развитие их психологической компетентности.

Литература

1. Москаленко В.Ф. Дорошева О.А. Теоретические подходы к исследованию содержания профессиональной компетентности судебного психолога-эксперта // Вестник Ставропольского государственного университета. - Выпуск 50. -2007. - С. 100-105.

2. Дорошева О.А. Экспериментальные исследования психологической компетентности судебного психолога-эксперта // Вестник Ставропольского государственного университета. - Выпуск 59. - 2008. - С. 91-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.