УДК 343.95 ББК 88.4
а.г. терещенко
Иркутский юридический институт (филиал) Российской правовой академии Минюста России
г. Иркутск ngv@bk.ru
и.С. бубнова
Восточно-Сибирская государственная академия образования
г. Иркутск irinaz-bubnova@yandex.ru
диагностика индивидуально-психологических особенностей потерпевших по делам о половых преступлениях в судебно-психологической
экспертизе
I. Bubnovа
VSGAO Pedagogical Institute, Irkutsk A. Tereshchenko
Legal Academy of the Ministry of justice of the Russian Federation, Irkutsk
DIAGNOSIS OF INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF
VICTIMS IN CASES OF SEXUAL OFFENCES IN THE JUDICIAL-PSYCHOLOGICAL
EXAMINATION
Аннотация: В статье освещены организационные вопросы судебно-психологической экспертизы потерпевших по делам о сексуальных преступлениях, совершенных в отношении несовершеннолетних, уточнены понятия объекта и предмета деятельности судебного эксперта-психолога, показаны специальные методы, используемые при диагностике индивидуально-психологических особенностей пострадавших детей.
Ключевые слова: судебно-психологическая экспертиза, сексуальное преступление, индивидуально-психологические особенности личности, фрустрация, виктимность.
Annotation: The article is devoted to the organizational issues ofjudicial-psychological examination of the victims in cases of sexual offences committed against minors, clarified the concept of the object and subject of activity of a legal expert-psychologist, special methods used in the diagnosis of individual psychological characteristics ofaffected children.
Keywords: forensic psychological expertise, sexual crime, individual psychological peculiarities of a person, frustration, victimization.
Острейшей проблемой современного российско- безопасности, отражена в ряде международных до-го общества и государства является незащищенность кументов, а также в отдельных правовых документах детей от преступных посягательств со стороны взрос- Российской Федерации. Однако, по данным Главного лых. Констатация крайне неблагополучного положе- информационного центра МВД РФ, начиная с 2002 г., ния несовершеннолетних, в том числе их сексуальной отмечается постоянный рост числа «половых» престу-
плений против несовершеннолетних, причем такого рода преступления имеют высокий уровень латентно-сти. По существу, сегодня каждый ребенок является потенциальной жертвой сексуального посягательства.
Одним из квалифицирующих признаков изнасилования (ст. 131 УК РФ) и насильственных действий сексуального характера (ст. 132 УК РФ) является использование виновным беспомощного состояния жертвы, которое определяется как невозможность жертвы преступления понимать характер и значение совершаемых с ним действий или невозможность оказывать сопротивление из-за своего физического или психического состояния: малолетнего возраста, физических недостатков, расстройств душевной деятельности или иного болезненного или бессознательного состояния и т. п.
Поэтому психолог в ходе экспертного психологического исследования должен изучить особенности формирования правосознания, жизненных ориента-ций, нравственно-нормативных установок ребенка и соотнести их с выделенными индивидуально-типологическими и характерологическими особенностями его личности. Предметом исследования эксперта-психолога становятся степень осознания случившегося, степень психического стресса, особенности психологической защиты участников полового преступления, особенности личности жертвы. Экспертное исследование, по мнению В.Л. Васильева и И.И. Мамайчука, должно проводиться в трех основных направлениях: социально-психологическом, клинико-психологиче-ском и личностно-динамическом [2].
Кроме того, в компетенцию психологической экспертизы входит оценка способности психически здорового потерпевшего понимать характер и значение преступных действий виновного и оценка способности оказывать сопротивление в зависимости от уровня психического развития, уровня интеллектуальных способностей, от индивидуально-психологических особенностей и психического состояния в момент деликта.
При проведении судебно-психологической экспертизы малолетних пострадавших предполагается исследование особенностей его психического развития, имеющее значение при анализе конкретного преступления, изучение способности пострадавшего адекватно воспринять внешние обстоятельства конкретных ситуаций, способности понимать происходящее. В су-дебно-психологической экспертизе пострадавших от изнасилования в более старшем возрасте все больше выступают виктимологические проблемы.
Под виктимностью принято понимать потенци-
альный комплекс психофизических свойств, который обусловливает неспособность несовершеннолетних своевременно понять сексуальную направленность действий преступника, их нравственно-этическую сущность, социальные последствия и вырабатывать и реализовывать эффективные стратегии поведения в сексуально-значимых ситуациях.
Франк Л.В. определяет понятие «индивидуальной виктимности» как «потенциальную, а равно и реализованную повышенную способность стать жертвой преступного посягательства при условии, что объективно этого можно было бы избежать» [3]. Одинаковые личностные качества, аналогичное поведение могут привести к различным последствиям.
Психологи, изучающие те или иные аспекты виктимного поведения, подчеркивают, что, люди, избирающие социальную роль жертвы, сознательно или бессознательно вовлекаются в различные криминогенные ситуации с подсознательной целью получить как можно больше сочувствия и поддержки со стороны. При этом позиция жертвы оправдывается установкой на беспомощность, нежеланием изменять собственное положение без вмешательства извне, низкой самооценкой, запуганностью, повышенной сугестивностью, готовностью к обучению виктимному поведению, усвоению виктимных стереотипов со стороны общества.
Поведение потерпевшего в момент совершения преступления зависит от следующих факторов: ситуационных, которые стимулируют и управляют криминальным поведением преступника; аспектов социального обучения жертвы (имитация, ассоциация, подкрепление); биологических факторов (уровень психического здоровья жертвы); влияния внешней среды (стиль воспитания в семье, статус родителей, коммуникативные навыки); индивидуально-психологических особенностей жертвы (уровень фрустрации, самооценки, уровень притязаний, тревожности, агрессивности, типа высшей нервной деятельности, черт характера, типа акцентуации характера) [1].
Опираясь на концепцию К. К. Платонова о динамической и функциональной структуре личности, рядом авторов были сделаны попытки с помощью специально разработанного методического аппарата систематизировать наиболее информативные свойства личности пострадавшего, предрасполагающие к совершению над ним насилия. Для анализа были выделены следующие структуры
личности пострадавшего: направленность личности, его жизненный опыт и ценностные ориентации, особенности развития психических процессов и пси-
хических свойств личности, биопсихические или индивидуально-типологические характеристики [4].
Несовершеннолетние потерпевшие от сексуальных преступлений направляются на прохождение комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы, проведение которой требует особого профессионализма, такта, учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Экспериментально-психологическое исследование подэкспертного реализует естественнонаучный, экспериментальный подход к психике человека как целостной системе, осуществляя при этом сочетание качественного и количественного анализа психологических данных и учитывая не только измененные, но и сохраненные элементы психической деятельности обследуемого. Как правило, при экспериментально-психологическом исследовании эксперт-психолог применяет до 10-15 методик, направленных на изучение познавательной деятельности и динамики умственной работоспособности, набор ориентированных на исследование личности проективных методов, опросников.
Опираясь на представления о качествах структуры личности пострадавших, предрасполагающих к совершению над ними насилия, можно выделить следующий комплекс диагностических методик, направленных на изучение:
а) индивидуально-типологических характеристик личности (опросник Полищука и Верденко, тест Айзенка (детский вариант), методика «Черты характера, темперамент», адаптированная В.Л. Маришуком);
б) индивидуально-характерологических особенностей (детские и подростковые варианты методики Р.Кеттелла, патохарактерологический опросник Личко, опросники Айзенка);
в) оценки устойчивости к фрустрации и степени фрустрационной напряженности (методика Розенцвей-га (детский и взрослый варианты) и методика Рорша-ха);
г) оценки способов психологической защиты личности (методики ТАТ и Роршаха);
д) выраженности ситуативной и личностной тревожности (методика САН, тест Люшера, цветоассоциа-тивный эксперимент);
е) социально-психологического анализа типов связи между пострадавшим и насильником, а также оценки уровня психосексуальной просвещенности пострадавшего с помощью направленных бесед, цветового теста отношений (ЦТО) и материалов уголовного дела.
Экспертное разрешение психологических вопро-
сов, касающихся поведения жертвы, ее личностных особенностей, требует всестороннего комплексного анализа личности пострадавшего, а также тщательного психологического анализа ситуации, необходимость решения экспертных вопросов, касающихся каких-либо периодов жизни испытуемого. Это предъявляет к эксперту-психологу дополнительные требования: знание процессуального закона, процедуры экспертного исследования, знание специфических условий предварительного следствия и судебного разбирательства.
Особое внимание при проведении СПЭ должно быть фиксировано на таких категориях, как понимание характера сексуальных действий и понимание их значения. Понимание характера действий посягателя предполагает, что потерпевший в состоянии правильно отразить содержа-тельную сторону только на основе своей информированности в вопросах пола (в частности, о существе половых взаимоотношений, формах их проявления, физиологических аспектах сексуальных отношений, деторождении, а также о социально одобряемом возрасте вступления в сексуальные контакты).
М.М. Коченов определяет способность несовершеннолетних потерпевших правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий как совокупность психологических особенностей, обеспечивающих понимание сексуальной направленности действий посягателя, возможных биологических и социальных последствий этих действий, принятых в обществе нравственно-этических оценок посягательств на половую неприкосновенность, проявляющихся в конкретной ситуации конфликтного взаимодействия с посягателем [5].
Ряд авторов рассматривают признаки, которые могут указывать на то, что потерпевший не был способен понимать характер и значение совершавшихся с ним действий и оказывать сопротивление. Здесь необходимо остановиться на следующих важных моментах: данные о пассивном поведении потерпевшего в криминальной ситуации нередко дезориентируют следственных и судебных работников, позволяя им пред-полагать, что потерпевший был согласен на половой контакт (при этом, как правило, обвиняемый настаивает на его добровольности). Однако, экспертная практика показывает, что едва ли не в 90% случаев пассивное поведение потерпевшего свидетельствует о полной, либо в значительной степени ослаб-ленной, ее способности понимать характер и значение действий посягателя и оказывать сопротивление [6].
Отсутствие у потерпевшего глубоких эмоциональных реакций на случившееся чаще всего являет-
Психология в экономикЕ и управлении 2013, №2
ся свидетельством несформированности когнитивной составляющей морального сознания, что говорит о его неспособности полностью, либо в определенной степени, осознавать характер и значение действий посягателя вследствие недостаточной информированности о сексуальных взаимоотношениях и о принятых в обществе моральных нормах, регулирующих эти отношения.
При проведении СПЭ также необходимо учитывать, не обнаруживал ли пострадавший в момент сексуального насилия или в период, предшествовавший ему, признаков соматического заболевания, которое могло существенно повлиять на его способность оценивать ситуацию и оказывать активное сопротивление (например, пневмония, хроническое заболевание, анемия и т.п.).
Такие характерологические особенности потерпевшего, как вялость, инертность, пониженная уверенность в себе, застенчивость, замкнутость, низкая устойчивость к стрессовым ситуациям и т.д. часто обусловливают легкость возникновения в экстремальных ситуациях состояний фрустрации, растерянности, тревоги, а также пассивные формы реагирования [7], [8].
Подэкспертные, воспитывающиеся в условиях гиперопеки или, наоборот, авторитарного типа дет-ско-родительских отношений часто обладают такими чертами как нерешительность, неумение принимать решения в новых, необычных ситуациях и т.д., чаще являются жертвами насилия и жестокого обращения, чем дети и подростки, воспитывающиеся в условиях позитивных детско-родительских отношений.
Нельзя не остановиться и на проблеме соотношения способности потерпевшего понимать характер и значение сексуальных действий и его возраста. Исследования М.М. Коченова и Л.П. Конышевой показали, что нет однозначного соответствия между этой способностью и возрастом жертвы сексуального насилия [5].
Однако, если жертва сексуального посягательства не достигла восьмилетнего возраста, то совершенно однозначно, как подчеркивают данные авторы, что в силу своего психического развития она не в состоянии понимать характер и значение сексуальных взаимоотношений, несмотря на то, что может иметь о них определенную информацию. Непонимание характера и значения действий посягателя полностью исключает способность оказания сопротивления. Даже когда имеются сведения о том, что девочка отталкивала насильника, царапала его и т.п., это означает, что она оказывала сопротивление насилию (на что способен в силу своих возможностей и совсем маленький ребенок), но
не сексуальному насилию со всеми вытекающими последствиями.
Таким образом, для оптимизации использования психологических методов в судебной экспертизе необходимо осмыслить основные организационно-правовые, теоретические и методологические проблемы, связанные с профессиональной деятельностью судебного эксперта-психолога. Это является надежной опорой при проведении экспертного исследовании, определяя в каждом конкретном случае цель психологического исследования, методические средства ее достижения, пределы компетенции эксперта, объем и содержание проводимого исследования.
Библиографический список
1. Бубнова И.С. Особенности Я-образа у подростков и его формирование в условиях семейного воспитания: диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.07/ И.С. Бубнова [Место защиты: Иркут. пед. инт]. - Иркутск, 2004. - 157 с.
2. Васильев В.Л., Мамайчук И.И. О некоторых вопросах судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних// Тезисы докладов к VII съезду Общества психологов СССР. М., 1989. С. 8-9
3. Франк Л.В. Потерпевшие от преступления и проблемы советской виктимологии. Душанбе, 1977. С. 97-101.
4. Платонов К.К. Метод обобщения независимых характеристик в социальной психологии //Методология и методы социальной психологии /Отв. ред.Е. В. Шорохова. М., 1977. С. 148-156.
5. Коченов М.М. Введение в судебно-психологи-ческую экспертизу. М., 1980. С. 7.
6. Нагаев В.В. Основы судебно-психологической экспертизы. М., 2000
7. Осипова Н.Р. Судебно-психологическая экспертиза малолетних свидетелей //Актуальные вопросы су-дебно-психологической экспертизы. М., 1978.
8. Рыбальская Р.Я. Методика изучения личности потерпевшего по делам о преступлении несовершеннолетних. Иркутск, 1975
Психология в экономике И УПРАВЛЕНИИ 2013, №2