Научная статья на тему 'ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЮНОШЕЙ В СЕКЦИИ БОКСА'

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЮНОШЕЙ В СЕКЦИИ БОКСА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бокс / юноши старшего школьного возраста / школьная секция / тренировочный процесс / специальная выносливость / boxing / boys of senior school age / school section / training process / special endurance

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стафеева Анастасия Владимировна, Малахов Михаил Александрович, Краснов Александр Сергеевич, Иванова Светлана Сергеевна

Рассмотрена проблема повышения эффективности тренировочного процесса в школьных секциях по боксу с учетом закономерностей развития физических способностей. Разработана и обоснована методика воспитания специальной выносливости у юношей старшего школьного возраста, занимающихся в секции бокса. Проведен констатирующий и формирующий эксперименты с целью изучения организационно-педагогических условий учреждений дополнительного образования, определяющих возможность совершенствования физической подготовленности юношей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стафеева Анастасия Владимировна, Малахов Михаил Александрович, Краснов Александр Сергеевич, Иванова Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL SUBSTANTIATION OF THE METHODOLOGY OF SPECIAL ENDURANCE TRAINING AMONG YOUNG MEN IN THE BOXING SECTION

The problem of increasing the effectiveness of the training process in school sections on boxing is considered, taking into account the patterns of development of physical abilities. Developed and substantiated a methodology for the development of special endurance in boys of senior school age involved in the boxing section. A stating and forming experiment was carried out in order to study the organizational and pedagogical conditions of institutions of additional education, which determine the possibility of improving the physical fitness of young men.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЮНОШЕЙ В СЕКЦИИ БОКСА»

УДК 796.83:796.012.124 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-5-106-112

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЮНОШЕЙ В СЕКЦИИ БОКСА

А.В. Стафеева, М.А. Малахов, А.С. Краснов, С.С. Иванова

Рассмотрена проблема повышения эффективности тренировочного процесса в школьных секциях по боксу с учетом закономерностей развития физических способностей. Разработана и обоснована методика воспитания специальной выносливости у юношей старшего школьного возраста, занимающихся в секции бокса. Проведен констатирующий и формирующий эксперименты с целью изучения организационно-педагогических условий учреждений дополнительного образования, определяющих возможность совершенствования физической подготовленности юношей.

Ключевые слова: бокс, юноши старшего школьного возраста, школьная секция, тренировочный процесс, специальная выносливость.

EXPERIMENTAL SUBSTANTIATION OF THE METHODOLOGY OF SPECIAL

ENDURANCE TRAINING AMONG YOUNG MEN IN THE BOXING SECTION

Stafeeva A.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, staffanastasiya@, yandex.ru, Russia, Nizhny Novgorod, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University,

Malakhov M.A., lecturer, sahik2016@mail. ru, Russia, Knyaginino, Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics,

Krasnov A.S., lecturer, kafedrafk@yandex.ru, Russia, Knyaginino, Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, Ivanova S.S., candidate of pedagogical sciences, associate professor, staffanastasiya@ yandex.ru, Russia, Nizhny Novgorod, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University

The problem of increasing the effectiveness of the training process in school sections on boxing is considered, taking into account the patterns of development of physical abilities. Developed and substantiated a methodology for the development of special endurance in boys of senior school age involved in the boxing section. A stating and forming experiment was carried out in order to study the organizational and pedagogical conditions of institutions of additional education, which determine the possibility of improving the physical fitness of young men.

Key words: boxing, boys of senior school age, school section, training process, special endurance.

Стафеева Анастасия Владимировна, канд. пед. наук, доц., staffanastasiya@yandex.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный университет им. Козьмы Минина (Мининский университет),

Малахов Михаил Александрович, преподаватель, sahik2016@mail.ru, Россия, Княгинино, Нижегородский государственный инженерно-экономический университет,

Краснов Александр Сергеевич, преподаватель, kafedrafk@yandex.ru, Россия, Княгинино, Нижегородский государственный инженерно-экономический университет,

Иванова Светлана Сергеевна, канд. пед. наук, доц., staffanastasiya@yandex.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный университет им. Козьмы Минина (Мининский университет)

Основной причиной формирования особого отношения к физической культуры сегодня и к секционным занятиям боксом, в частности, является ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности обучающихся. В России около 60 % подростков и молодежи имеют нарушения в состоянии здоровья. По данным Министерства здравоохранения и социального развития России, только 14 % подростков считаются практически здоровыми, свыше 40 % допризывной молодежи по состоянию здоровья не соответствуют требованиям, предъявляемым военной службой,

в том числе в части выполнения минимальных нормативов физической подготовки [1, 2].

Современный бокс предъявляет высокие требования к физическим качествам спортсменов, наиболее важным из которых является специальная выносливость [3, 4]. Специальная выносливость (анаэробная) основана на подготовке нервной системы боксера к резким переменам в бою, на концентрации внимания, быстроте реакции, точности проведенного удара, способности долго противостоять усталости, сохранять эмоциональную стабильность и быстро восполнять энергию [5-7].

Анализ научно-методической литературы по теме исследования позволил выявить противоречия между:

1) необходимостью повышения эффективности тренировочного процесса в школьных секциях по боксу и учетом закономерностей развития физических способностей, овладения широким диапазоном двигательных навыков без форсирования подготовки;

2) необходимостью воспитания специальной выносливости у боксеров и недостаточностью научно-методической литературы для использования ее для секционных занятий со школьниками, посвященных данному вопросу;

3) необходимостью разработки методики воспитания специальной выносливости у школьников старших классов, занимающихся боксом с целью достижения высоких спортивных результатов и отсутствием методических рекомендаций, регламентирующих этот процесс в рамках школь -ной секции.

Целью исследования являются разработка, теоретико-методическое и экспериментальное обоснование эффективности методики воспитания специальной выносливости у юношей старшего школьного возраста, занимающихся в секции бокса.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи исследования.

1. На основе результатов анализа литературы по проблеме исследования дать определение выносливости, охарактеризовать ее типы и виды в классификации разных авторов, выявить возрастные закономерности и половые особенности развития специальной выносливости; сформировать представление о современных методах, методиках и технологиях воспитания специальной выносливости у юношей в процессе тренировочных занятий боксом; выявить специфические особенности организации и содержа -ния тренировочного процесса в секции.

2. В ходе констатирующего эксперимента исследовать показатели специальной выносливости юношей-старшеклассников, занимающихся боксом, изучить организационно-педагогические условия учреждения дополнительного образования, определяющие возможность совершенство -

вания изучаемого компонента физической подготовленности обучающихся экспериментальной группы.

3. По результатам анализа образовательной среды учреждения дополнительного образования и данных тестирования разработать мето -дику воспитания специальной выносливости у юношей старшего школьного возраста и внедрить ее в секции бокса.

4. Обосновать эффективность методики воспитания специальной выносливости у юношей старшего школьного возраста, занимающихся в секции бокса.

Методика и организация исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ научной и методической литературы (с целью изучения степени разработанности исследуемой проблемы в научных и методических источниках), педагогическое тестирование (с целью изучения исходных и конечных показателей уровня развития специальной выносливости у старшеклассников контрольной и экспериментальной групп).

В процессе исследования были проведены констатирующий и формирующий педагогические эксперименты. Констатирующий эксперимент проводился с целью обоснования необходимости совершенствования изучаемого компонента специальной физической подготовленности обучающихся экспериментальной группы, формирующий - с целью обоснования эффективности экспериментальной методики.

Для оценки исходного уровня специальной выносливости было проведено тестирование юношей старших классов (15-17 лет), занимающихся в школьной секции боксом. Всего в тестировании приняли участие 18 юношей, обучающихся в МАОУ СОШ № 2 г. Бор и посещающих секцию бокса в пришкольном клубе «Олимп». Полученные показатели специ -альной выносливости по предложенным тестам сравнивались с дополнительной общеобразовательной программой по боксу.

Результаты исследования и их обсуждение. Полученные результаты специальной выносливости у юношей, занимающихся боксом в школьной секции, достоверно отличались от нормативов, представленных в стандарте предпрофессиональной подготовки для спортсменов тренировочного этапа. Так как юноши, занимающиеся в школьной секции, участ -вуют в соревнованиях по боксу различного уровня, в том числе в поедин -ках со спортсменами, занимающимися в детско-юношеских спортивных школах, то очевидна необходимость совершенствования их тренировочного процесса с учетом возможности корректировки его в условиях школьной секции. Необходимым является увеличение количества тренировочных занятий до 5 раз в неделю за счет самостоятельных занятий спортсменами, а также корректировки содержания тренировочного процесса в пользу специальной подготовки и, в частности, развития специальных видов выносливости, необходимых для эффективной соревновательной деятельности.

В формирующем эксперименте приняли участие юноши 16-18 лет (9-11-е классы), посещающие секцию бокса в пришкольном клубе «Олимп» в количестве 18 чел. (в контрольной и экспериментальной группах по 9 юношей). Учебно-тренировочный процесс в обеих группах осуществлялся на основе дополнительной общеобразовательной программы по боксу, разработанной тренерами-преподавателями МОУ ДО «ДЮСШ» на основе Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «бокс», утвержденного приказом Минспорта России от 9 февраля 2021 года № 62 [8].

Учебно-тренировочный процесс в контрольной и экспериментальной группах был разделен на подготовительный, соревновательный и переходный периоды. Для экспериментальной группы была разработана и внедрена в учебно-тренировочный процесс в подготовительном периоде методика, направленная на воспитание специальной выносливости на основе использования специальных упражнений аэробной и анаэробной направленности. Специальные упражнения были направлены на различные виды анаэробной выносливости (силовой, скоростной, скоростно-силовой), характерные для соревновательной деятельности боксеров. С этой целью использовались упражнения с эспандерами, циклические, с отягощениями непредельной массы.

Соотношение средств на средства общей и специальной подготовки в подготовительном периоде составляло 54 к 46 % соответственно. Причем, данное соотношение уменьшалось в пользу специальной подготовки во втором и третьем мезоциклах подготовительного периода (в базовом и предсоревновательном). Тренировочные занятия проводились 3 раза в неделю в рамках клуба согласно расписанию, и 2 раза в неделю юношам планировалась нагрузка для самостоятельного ее выполнения с целью создания кумулятивного эффекта от предлагаемых нагрузок, а также формирования механизмов долговременной адаптации.

В понедельник, вторник и пятницу (3 раза в неделю) тренировочные средства были направлены на повышение функциональных аэробных возможностей, которые планировались в подготовительной части занятия. В основной части занятия в течение 20-40 минут планировались средства, направленные на развитие анаэробных способностей юношей, то есть на развитие специальных видов выносливости.

Для самостоятельных занятий планировались упражнения с отягощением собственной массы тела и набивными мячами для развития локальных силовых характеристик мышц, участвующих в двигательных действиях боксера. Максимальная интенсивность и объем в рамках одного мезоцикла подготовительного периода планировались на базовый микроцикл второго мезоцикла, то есть на вторую половину октября - начало ноября.

В контрольной группе объем тренировочных занятий также составлял 3 раза в рамках расписания клуба и 2 дня самостоятельно. Однако принципиальным отличием являлось распределение средств, направленных на развитие различных видов специальной выносливости в процессе микро- и мезоциклов. На самостоятельные занятия в контрольной группе были вынесены средства, направленные на развитие собственно-силовых способностей и аэробной выносливости.

В начале исследования нами не выявлены достоверные различия в исследуемых показателях специальной выносливости в контрольной и экспериментальной группах обучающихся старших классов, занимающихся в школьной секции бокса. Для информативной оценки уровня развития специальной выносливости использовалась методика определе -ния коэффициента выносливости боксера (КВ). Этот коэффициент позволял определить эффективность боевых действий в третьем раунде по отношению к эффективности боевых действий в течение всего боя. Если в самом трудном и напряженном последнем раунде она выше, чем за весь бой и не уступает ей, то коэффициент выносливости превышает единицу или близок к ней. Определение коэффициента специальной выносливости осуществлялось в начале и конце исследования. Так, в начале исследования обе группы школьников, занимающихся боксом, показали результаты, не имеющие достоверных различий: коэффициент специальной выносливости в контрольной группе составил 56 %, в экспериментальной - 58 %.

В результате внедрения экспериментальной методики в учебно-тренировочный процесс школьников старших классов, занимающихся боксом, были выявлены достоверные различия в исследуемых показателях специ -альной выносливости контрольной и экспериментальной групп.

Полученные в конце эксперимента результаты специальной выносливости юношей позволили сделать вывод, что экспериментальная методика оказала положительное влияние на уровень силовых способностей юношей. Также это утверждение подтверждается результатами исследования в динамике в экспериментальной группе в течение эксперимента.

Исследование показателей коэффициента специальной выносливости у юношей контрольной и экспериментальной групп также свидетельствует об эффективности предлагаемых средств в методике и ее положительном влиянии на специальную физическую работоспособность юношей, занимающихся боксом. Так, показатель коэффициента специальной выносливости в контрольной группе у юношей составил 57,2 %, в экспериментальной - 67,9 % (различия достоверны, р<0,05).

Заключение. Полученные результаты формирующего экспери -мента показали, что происходит снижение уровня специальной выносливости в течение боя, особенно в третьем раунде, и, как следствие, снижение уровня физической работоспособности. Целенаправленное развитие специальной выносливости играет важную роль в результативности поединка и существенно повышает вероятность выигрыша. Следует отме-

тить мнение тренеров по поводу зависимости снижения КВ у высококва -лифицированных боксеров и боксеров невысокой квалификации: снижение КВ в третьем раунде не зависит от стажа, а будет отличаться только разнообразием средств и нагрузкой у спортсменов высокой квалификации и спортсменов массовых разрядов. Методика определения коэффициента специальной выносливости у боксеров является объективным показателем, отражающим уровень специальной подготовленности.

Таким образом, в результате исследования экспериментально обос -нована эффективность методики воспитания специальной выносливости у юношей старшего школьного возраста, занимающихся в секции бокса.

Список литературы

1. Гибадуллин И.Г. Современные методы контроля в тренировочном процессе спортсменов // Теория и практика физической культуры и спорта в условиях модернизации образования: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Ижевск, 2009. С. 396.

2. Коваленко Е.В. Особенности вегетативной регуляции и психомо -торных функций высококвалифицированных спортсменов-единоборцев: дис. ... канд. биол. наук. Омск, 2016. 137 с.

3. Представления спортсменов о специальной подготовленности в боксе / О.Б. Соломахин [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. № 9 (187). С. 367-369.

4. Соловьев С.Н., Щербак А.П. Организация занятий боксом в школьном спортивном клубе с обучающимися 15-16 лет // Физкультура. Спорт. Здоровье: сб. материалов науч.-практ. конф. «Чтения Ушинского». Ярославль: РИО ЯГРУ, 2018. С. 39-46.

5. Стафеева А.В., Дерябина А.Л. Повышение функциональной подготовленности девушек 18-25 лет средствами степ-аэробики // Фундаментальные исследования. 2015. №2 (19). С. 4315-4318.

6. Тюмасева З.И., Орехова И.Л. Семейная среда как средство сохра -нения, укрепления здоровья обучающихся и формирования самосохрани -тельного поведения // Вестник Мининского унивеситета. 2019. Т. 7. № 3 (28) [Электронный ресурс]. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/ view/1007 (дата обращения: 19.09.2019).

7. Аудиовизуальная коррекция психоэмоционального состояния юных боксеров / А.Ф. Хаерварина [и др.] // Человек. Спорт, Медицина. 2019. Т. 19. № S1. С. 36-42.

8. Приказ Министерства спорта РФ от 9 февраля 2021 г. № 62 «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «бокс» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/400452251/ (дата обращения: 19.09.2019).

References

1. Gibadullin I.G. Sovremennye metody kontrolya v trenirovochnom processe sportsmenov [Modern methods of control in the training process of athletes] // Theory and practice of physical culture and sports in the conditions of education modernization: sat. materials Vseros. scientific-practical. conf. Izhevsk, 2009. P. 396.

2. Kovalenko E.V. Osobennosti vegetativnoj regulyacii i psihomotornyh funkcij vy-sokokvalificirovannyh sportsmenov-edinoborcev [Peculiarities of vegetative regulation and psychomotor functions of highly qualified single combat athletes]: dis. ... cand. biol. sciences. Omsk, 2016. 137 p.

3. Predstavleniya sportsmenov o special'noj podgotovlennosti v bokse [Representations of athletes about special preparedness in boxing] / O.B. Solomahin [et al.] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2020. No. 9 (187). P. 367-369.

4. Solov'ev S.N., Shcherbak A.P. Organizaciya zanyatij boksom v shkol'nom spor-tivnom klube s obuchayushchimisya 15-16 let [Organization of boxing classes in a school sports club with students aged 15-16] // Physical education. Sport. Health: sat. materials scient.-pract. conf. "Readings of Ushinsky". Yaroslavl: RIO YAGRU, 2018. P. 39-46.

5. Stafeeva A.V., Deryabina A.L. Povyshenie funkcional'noj podgotovlennosti devu-shek 18-25 let sredstvami step-aerobiki [Increasing the functional readiness of girls aged 1825 by means of step aerobics] // Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental research]. 2015. No. 2 (19). P. 4315-4318.

6. Tyumaseva Z.I., Orekhova I.L. Semejnaya sreda kak sredstvo sohraneniya, ukrepleniya zdorov'ya obuchayushchihsya i formirovaniya samosohranitel'nogo povedeniya [Family environment as a means of preserving, strengthening the health of students and the formation of self-preserving behavior] // Vestnik Mininskogo univesiteta [Bulletin of Minin University]. 2019. V. 7. No. 3 (28) [Electronic resource]. URL: https://vestnik. mininuniver.ru/ jour/article/view/1007 (date of access: 09/19/2019).

7. Audiovizual'naya korrekciya psihoemocional'nogo sostoyaniya yunyh bokserov [Audiovisual correction of the psycho-emotional state of young boxers] / A.F. Haervarina [et al.] // Chelovek. Sport, Medicina [Man. Sports, Medicine]. 2019. Vol. 19. No. S1. P. 3642.

8. Prikaz Ministerstva sporta RF ot 9 fevralya 2021 g. № 62 «Ob utverzhdenii feder -al'nogo standarta sportivnoj podgotovki po vidu sporta «boks» [Order of the Ministry of Sports of the Russian Federation of February 9, 2021 No. 62 "On approval of the federal standard for sports training in the sport of boxing"] [Electronic resource]. URL: https:// base.garant.ru/400452251/ (date of access: 09/19/2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.