2. Новиков, А.А. Анализ соревнований и совершенствование технологии тренировочного процесса в борьбе / А.А. Новиков, А.О. Акопян // Всероссийскому научно-исследовательскому институту физической культуры и спорта 60 лет. - М., 1993. -С. 300-314.
3. Миндиашвили, Д.Г. Сковывание как способ создания локального преимущества / Д.Г. Миндиашвили, А.И. Завьялов // Физкультурное образование Сибири. -Омск, 1997. - № 1. - С. 47-52.
4. Нелюбин, В.В. Эволюционные преобразования в спортивной борьбе : учебное пособие. Ч. 1 / В. В. Нелюбин ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лес-гафта. - Новосибирск : Изд-во "Пасман и Шувалов", 1995. - 95 с.
Контактная информация: [email protected]
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ УСКОРЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ-РУКОПАШНИКОВ
Михаил Александрович Факеев, аспирант,
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
(РГПУ им. А.И. Герцена),
Санкт-Петербург
Аннотация
В статье представлено теоретическое и экспериментальное обоснование методики ускоренного развития психомоторных функций детей 9-15 лет, занимающихся рукопашным боем в ДЮСШ с учетом индивидуально-дифференцированного подхода. Результаты проведенного исследования показали эффективность разработанной методики.
Ключевые слова: методика, индивидуально-дифференцированный подход, психомоторные функции.
EXPERIMENTAL SUBSTANTIATION OF METHODOLOGY OF ACCELERATED FORMATION OF PSYCHOMOTOR FUNCTIONS OF YOUNG HAND-TO-HAND
COMBAT ATHLETES
Michael Aleksandrovich Fakeev, the post-graduate student,
The Herzen State Pedagogical University of Russia,
St.-Petersburg
Annotation
The article presents the theoretical and experimental substantiation of methodology of accelerated development of psychomotor functions of children at the age of 9-15 years which are engaged in hand-to-hand fight at sports school taking into account the individually-differentiated approach. Results of the carried out research have shown efficiency of the developed methodology.
Key words: methodology, individually-differentiated approach, psychomotor functions.
Основной задачей данного исследования является экспериментальное обоснование методики ускоренного формирования психомоторных функций детей 9-15 лет, занимающихся рукопашным боем.
Ранее нами было показано, что в процессе занятий рукопашным боем темпы развития отдельных показателей психомоторных функций в различные возрастные периоды юных рукопашников не одинаковы и зависят от индивидуально-возрастных особенностей. К тому же выявлено, что в процессе учебно-тренировочных занятий тренеры практически не используют специальные задания на развитие психомоторных функций, являющихся определяющими в освоении техники рукопашного боя в детском и подростковом возрасте [1,2].
Учитывая важность обозначенной проблемы в подготовке юных спортсменов рукопашников, а также отсутствие экспериментальных исследований о возможности применения в тренировочной программе по рукопашному бою ускоренного развития
психомоторных функций, нами был организован педагогический эксперимент с детьми, занимающимися рукопашным боем в естественных условиях учебнотренировочного процесса, который проводился в течение шести месяцев.
В эксперименте участвовали юные спортсмены - рукопашники из следующих групп: спортивно-оздоровительная группа в возрасте 9-10 лет (п=21); группа начальной подготовки в возрасте 11-13 лет (п=21); учебно-тренировочная группа в возрасте 14-15 лет (п=21). Во всех группах, участвующих в эксперименте, были сформированы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы. Количественный состав сформированных групп показан в таблицах 1-3. Достоверных различий в изучаемых показателях у спортсменов между группами до начала эксперимента не обнаружено (р>0,05).
Для оценки показателей психомоторных функций применялись следующие тесты: на точность воспроизведения мышечного усилия (методика динамометрии), на быстроту сенсомоторного реагирования (методика РДО), на взрывную скорость и способность распределять усилия во времени (методика теппинг-тест), на вестибулярную устойчивость (проба Ромберга).
Полученные нами данные послужили основой для обоснования методики ускоренного формирования психомоторных функций у детей:
- в спортивно-оздоровительной группе наибольший вклад в успешность специальной физической подготовки вносит показатель развития функции равновесия;
- в группе начальной подготовки - показатели взрывной скорости и способности распределять усилия во времени и вестибулярной устойчивости;
- в учебно-тренировочной группе - показатели взрывной скорости и способности распределять усилия во времени.
Исходя из этого, экспериментальная методика в каждой возрастной группе была направлена на развитие, в первую очередь, психомоторных функций и включала следующие блоки упражнений:
1) общеподготовительные упражнения с использованием подвижных игр и элементов спортивных игр;
2) специально-подготовительные упражнения;
3) специальные упражнения с партнером.
Перечисленные группы упражнений относительно в координационном плане несложны, что позволяло использовать их в учебно-тренировочном процессе без особой предварительной подготовки.
В КГ тренировочные занятия проводились по обычной программе.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Особенностью представленных в таблицах 1-3 результатов эксперимента является то, что изучаемые показатели психомоторных функций детей 9-15 лет в КГ и ЭГ имеют определенную динамику.
В спортивно-оздоровительной группе в ЭГ по сравнению с КГ после эксперимента показатели вестибулярной устойчивости достоверно выше как в пробе Ромберга № 4, так и пробе Ромберга № 5 (табл. 1);
В группе начальной подготовки в ЭГ были достигнуты достоверные результаты в сравнении с КГ по взрывной скорости, способности распределять усилия во времени, вестибулярной устойчивости в пробах Ромберга № 4 и № 5 (табл. 2).
В учебно-тренировочной группе в ЭГ в сравнении с КГ получены достоверные различия по взрывной скорости и способности распределять усилия во времени (табл. 3). Необходимо также отметить, что по остальным исследуемым показателям как в ЭГ, так и в КГ во всех возрастных группах результаты не достоверны, хотя и наблюдается положительная динамика их развития.
Таблица 1
Изменение показателей психомоторных функций детей, занимающихся руко_____________пашным боем в спортивно-оздоровительной группе_________________
Тесты До эксперимента После эксперимента
КГ (п=11) ЭГ (п=10) КГ (п=11) ЭГ (п=10)
Точность воспроизведения мышечного усилия на отметке динамометра в 10 кг 3,11±0,19 3,13±0,22 2,80±0,16 2,78±0,18
і = 0,07; р > 0,05 і = 0,10; р > 0,05
Быстрота сенсомоторного реагирования (РДО) 3,27±0,22 3,31±0,27 2,83±0,17 2,89±0,19
і = 0,04; р > 0,05 і = 0,09; р > 0,05
Взрывная скорость (теппинг-тест за 10 с) 67,3±1,2 67,7±1,29 73,3±1,2 72,5±1,4
і = 0,02; р > 0,05 і = 0,07; р > 0,05
Способность распределять усилия во времени (теппинг-тест за 60 с) 353,9±7,1 352,1±6,9 362,5±7,0 360,0±7,1
і = 0,12; р > 0,05 і = 0,22; р > 0,05
Вестибулярная устойчивость (проба Ромберга № 4) 13,1±0,4 13,0±0,4 13,6±0,6 15,9±0,7
і = 0,09; р > 0,05 t = 2,17; р < 0,05
Вестибулярная устойчивость (проба Ромберга № 5) 7,7±0,27 7,6±0,41 8,5±0,4 9,7±0,3
і = 0,20; р > 0,05 t = 2,4; р < 0,05
Таблица 2
Изменение показателей психомоторных функций детей, занимающихся руко_______________пашным боем в группе начальной подготовки___________________
Тесты До эксперимента После эксперимента
КГ (п=10) ЭГ (п=11) КГ (п=10) ЭГ (п=11)
Точность воспроизведения мышечного усилия на отметке динамометра в 10 кг 1,98±0,14 2,02±0,19 1,72±0,1 1,74±0,12
і = 0,4; р > 0,05 і = 0,06 ; р > 0,05
Быстрота сенсомоторного реагирования (РДО) 2,05±0,14 2,12±0,16 1,64±0,09 1,68±0,1
і = 0,3; р > 0,05 і = 0,04; р > 0,05
Взрывная скорость (теппинг-тест за 10 с) 76,2±0,23 76,0±0,23 80,4±0,33 82,7±0,39
і = 0,6; р > 0,05 t = 2,39; р < 0,05
Способность распределять усилия во времени (теппинг-тест за 60 с) 376,4±8,6 374,3±8,49 393,2±9,1 414,5±9,47
і = 1,1; р > 0,05 t = 2,13; р < 0,05
Вестибулярная устойчивость (проба Ромберга № 4) 12,4±0,43 14,9±0,56 12,6±0,39 17, 2 ±0,81
і = 0,8; р > 0,05 t = 2,16; р <0,05
Вестибулярная устойчивость (проба Ромберга № 5) 5,8±0,2 5,7±0,17 7,8±0,28 9,1±0,36
і = 0,9; р > 0,05 t = 2,6; р < 0,05
Таблица 3
Изменение показателей психомоторных функций детей, занимающихся руко_______________пашным боем в учебно-тренировочной группе_____________________
Тесты До эксперимента После эксперимента
КГ (п=9) ЭГ (п=10) КГ (п=9) ЭГ (п=10)
Точность воспроизведения мышечного усилия на отметке динамометра в 10 кг 1,8±0,13 1,78±0,12 1,5±0,1 1,52±0,11
і = 0,09; р > 0,05 і = 0,12; р > 0,05
Быстрота сенсомоторного реагирования (РДО) 1,9±0,14 1,9±0,14 1,6±0,11 1,45±0,09
і = 0; р > 0,05 і = 1,1; р > 0,05
Взрывная скорость (теппинг-тест за 10 с) 78,0±0,22 77,7±0,21 81,0±0,4 84,4±0,52
і = 0,6; р > 0,05 t = 5,15 ; р < 0,01
Способность распределять усилия во времени (теппинг-тест за 60 с) 384,9±8,9 385,9±9,3 395,6±9,8 417,1±12,3
і = 0,3; р > 0,05 t = 2,26; р < 0,05
Вестибулярная устойчивость (проба Ромберга № 4) 14,1±0,56 14,2±0,57 14,5±0,59 15,3±0,62
і = 0,3; р > 0,05 і = 1,6; р > 0,05
Вестибулярная устойчивость (проба Ромберга № 5) 6,3±0,25 6,4±0,28 7,1±0,32 7,6±0,42
і = 0,7; р > 0,05 і = 0,8; р > 0,05
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, методика специализированной подготовки юных спортсменов-
рукопашников должна основываться на подборе таких средств и методов обучения и совершенствования, которые являются достаточными для оптимального психомоторного развития в определенный сенситивный период. В противном случае, у юного спортсмена будут вырабатываться жесткие двигательные стереотипы, не позволяющие в процессе тренировки развивать оперативное мышление, формировать различные реакции, особенно с переключением на другие действия. Все это в последующем отрицательно скажется на соревновательном результате.
Следует подчеркнуть, что при обосновании методики ускоренного формирования психомоторных функций мы исходили, прежде всего, из индивидуальнодифференцированного подхода, который рассматривается нами с точки зрения выделения детей по сходным индивидуальным признакам в психомоторном развитии и специальной физической подготовленности с целью решения задачи эффективной дифференцированной педагогической помощи в совершенствовании технического мастерства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Факеев, М. А. Некоторые результаты исследования психомоторных функций детей, занимающихся рукопашным боем / М.А. Факеев // Технологии образования в области физической культуры : сб. науч.-метод. работ / под общ. ред. Г.Н. Пономарева и А.Н. Кислого ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб., 2008. - С. 150-153.
2. Факеев, М.А. Исследование динамики развития показателей психомоторных функций детей в возрасте 9-15 лет / М.А. Факеев // Актуальные научнопедагогические проблемы. Вестник балтийской педагогической академии. Вып. 83. -СПб., 2009. - С. 48-50.
Контактная информация: [email protected]
УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ФИЗИЧЕСКОЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ (МС), СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ЗИМНИХ
МНОГОБОРЬЯХ
Вадим Валерьевич Фарбей, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
(РГПУ им. А.И. Герцена),
Санкт-Петербург
Аннотация
Исследования дали возможность определить уровень физического развития и функциональной подготовленности квалифицированных спортсменов, специализирующихся в зимних многоборьях (биатлон, лыжное двоеборье, полиатлон), обусловливающие эффективность достижений в этих видах спорта.
Ключевые слова: физическая и функциональная подготовленность, эффективность, морфофункциональные особенности.
LEVEL OF PHYSICAL DEVELOPMENT, PHYSICAL AND FUNCTIONAL CONDITION OF THE QUALIFIED ATHLETES SPECIALIZING IN WINTER
KINDS OF SPORTS
Vadim Valeryevich Farbej, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
The Herzen State Pedagogical University of Russia St.-Petersburg
Annotation
The researches have given a chance to define the level of physical development and functional condition of the qualified athletes specializing in winter all-round events (biath-