Научная статья на тему 'ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОСТЫХ СЕНСОМОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ С ПОМОЩЬЮ ТАБЛИЦ ШУЛЬТЕ'

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОСТЫХ СЕНСОМОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ С ПОМОЩЬЮ ТАБЛИЦ ШУЛЬТЕ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
901
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА "ОТЫСКИВАНИЕ ЧИСЕЛ ПО ТАБЛИЦАМ ШУЛЬТЕ" / ТАБЛИЦА ГОРБОВА / ПРОСТЫЕ СЕНСОМОТОРНЫЕ РЕАКЦИИ. ВЕДЕНИЕ ПРОТОКОЛОВ ИССЛЕДОВАНИЯ / THE METHOD OF "ACCOUNT NUMBERS FOR TABLES SCHULTE" / TABLE GORBOVA / SIMPLE SENSORY AND MOTOR RESPONSES. THE CONDUCT OF RESEARCH PROTOCOLS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Худик Владимир Александрович

Приводится описание методики «Отыскивание чисел по таблицам Шульте» с учётом оригинальных ссылок на авторов, применявших данную методику при исследовании простых сенсомоторных реакций в клинике душевных заболеваний. Показаны особенности ведения протоколов обследования и анализа полученных результатов в условиях экспериментально-психологического исследования испытуемого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Худик Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL STUDYING OF SIMPLE TOUCH AND MOTOR REACTIONS BY MEANS OF SHULTE’S TABLES

A description of the method «Counting numbers on the Schulte tables» is given, taking into account the original references to the authors who used this method in the study of simple sensory and motor reactions in the clinic of mental illnesses. Features of conducting protocols of inspection and the analysis of the received results in the conditions of experimental psychological research of the subject are shown.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОСТЫХ СЕНСОМОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ С ПОМОЩЬЮ ТАБЛИЦ ШУЛЬТЕ»

ИЗ АРХИВА ОПУБЛИКОВАННЫХ РУКОПИСЕЙ

УДК 612.821 + 15

В. А. Худик

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОСТЫХ СЕНСОМОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ С ПОМОЩЬЮ ТАБЛИЦ ШУЛЬТЕ1

Введение. Для практики экспе-риментально-исихологических исследований важно иметь удовлетворительный психологический инструментарий (стимульный материал). От этого будет зависеть и то, как испытуемый отнесётся к заданию, какие данные получит экспериментатор в процессе обследования, как сможет в дальнейшем проинтерпретировать их и т. д. Подготовленный по всем требованиям стимульный материал значительно облегчит экспериментатору ход проведения исследования, а испытуемому — выполнение заданий.

Настоящая методика (отыскивание чисел по таблицам Шульте) открывает серию методического инструментария для исследования познавательной и личностной сферы человека, где стимульный материал представлен в полигра-

1 Худи к В. А. Психологические методики исследования интеллекта и личности: таблицы Шульте. К.: Здоровье, 1994. С. 3-6.

фическом исполнении. Следует отметить, что каждый исследователь вправе претендовать на безупречное качество изготовления стимульного материала. Используя тот или иной вариант стимульного материала, исследующий обязан самостоятельно получить стандартизированные данные (оценки) выполнения задания на определенной выборке испытуемых, учитывая при этом их возраст, особенности онтогенеза или дизонтогенеза психического развития.

Результаты исследования, полученные по одной отдельно взятой методике, должны быть соотнесены с данными обследования по другим методикам. И только тогда можно выносить какие-либо диагностические суждения об особенностях течения психических процессов, проявления личностных свойств.

Предлагаемая методика для исследования внимания, его пере-ключаемости позволит исследователю удобно спланировать эксперимент, наметить варианты

обработки и анализа полученных результатов.

Методика «Отыскивание чисел по таблицам Шульте» и особенности её применения. Данная методика используется для исследования темпа сенсомоторных реакций, свойств распределения и переключения внимания [1—3]. Её применяют при исследовании как детей, так и взрослых. Среди испытуемых детского возраста — дети, которые уже хорошо знают цифры, могут легко считать в пределах нескольких десятков. В целом настоящая методика приемлема для исследования лиц старшей возрастной категории, так как она позволяет определить, насколько автоматизированы у них навыки сенсомоторики.

Испытуемому поочерёдно предлагается пять таблиц (прилож. 1), на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Изготовление таблиц не составляет особого труда. Размер каждой таблицы 60 х 60 см. Допустимо использование таблиц с другими форматами. Но тогда также следует и адаптировать особенности проведения эксперимента. Например, поочерёдное предъявление испытуемому таблицы осуществляется на таком расстоянии, чтобы он мог видеть целиком всю таблицу. Следует также набрать достаточное количество испытуемых, чтобы по предъявляемому стимульному материалу получить стандартизированные оценки.

В ситуации эксперимента обследуемый должен отыскивать числа

по порядку, показывая и называя их вслух. Инструкция при этом может быть следующей: «На этой таблице числа от 1 до 25, но они расположены в любом порядке. Вам необходимо отыскивать их, показать указкой и назвать вслух. Начинайте. Вот цифра один».

Обработка данных по методике «Отыскивание числе по таблицам Шульте». Время выполнения каждого задания (по пяти таблицам) регистрируется в протоколе исследования (см. табл.), что позволяет при последующем анализе представить полученные данные графически.

Кроме количественной оценки деятельности испытуемого, осуществляется и качественный анализ темпа сенсомоторных реакций. В графу «Особенности выполнения задания» следует записывать, как испытуемый вёл себя при счёте, называл ли числа «пачками», обнаруживал ли длительные паузы, какие

Таблица

Протокол исследования испытуемой М.

(14 лет, клинический диагноз: астенический невроз)

№ табл Особенности

выполнения Время, с

задания

1 48

2 паузы 6—7, 80

12-13

а «нет числа 16», 95

э пауза 23—24

4 после числа 11 95

5 крайне

замедлился счет 102

проявлял вербальные и эмоциональные реакции.

Для детей 6—7 лет нормой темпа сенсомоторной реакции считается время от 1 до 1,5 мин на одну таблицу, у средних школьников — от 45 с до 1 мин. Дети старшего дошкольного возраста и учащиеся 1—2 классов в ситуации эксперимента могут иногда путать цифры. У них наблюдается явно выраженная тенденция «застревания» на отдельных цифрах, их поиске, отмечается также разделение внимания на поиск числа, показ и его называние. Ускорение темпа простых сенсомоторных реакций, врабатываемость и автоматизиро-ванность действий характерны уже для детей после 10—12 лет [4].

Анализируя данные, полученные по пяти таблицам, а также особенности выполнения каждого задания, исследователь определяет динамику нервных процессов, явления физической и психической пресыщаемости. Например, если увеличивается время выполнения каждого последующего задания, то есть основание предполагать о наличии повышенной утомляемости, ис-тощаемости уровня активного внимания. Если числа по таблицам Шульте называются «пачками», то есть основание предполагать о склонности испытуемого к группированию ответных реакций с необходимостью переключения внимания на неосознаваемый отдых. Это может быть также обусловлено монотонностью выпол-

нения задания. В целом же использование данной методики позволяет изучить свойства внимания испытуемого и темпы деятельности в экспериментальном виде, когда мотивация деятельности четко определена характером выполняемого задания.

Данная методика может быть эффективно использована для выявления снижения продуктивности психической деятельности, обусловленного экзогенно-орга-ническими факторами — при обследовании лиц, перенесших травму головы, различной этиологии нейроинфекции и интоксикации, а также при клинических вариантах приобретённого слабоумия [2]. Её неоднократное использование в динамике наблюде-

¡п

юс

Динамика сенсомоторной деятельности больного Н. (невротическое состояние) при отыскивании чисел по таблицам Шульте: 1 — при поступлении на лечение; 2 — спустя 1 мес; 3 — перед выпиской. По оси ординат — время в секундах, по оси абсцисс — количество предъявлений

нии позволяет уловить самые малейшие изменения психической сферы (см. рис.), что делает настоящий метод достаточно достоверным и диагностически ценным.

Использование модифицированного варианта методики «Отыскивание чисел по таблицам Шульте» при исследовании пере-ключаемости внимания.

Кроме непосредственного изучения внимания в условиях целенаправленного выполнения предложенного задания, исследующего нередко интересуют особенности переюпочаемости уровня активного внимания, способность обследуемого сохранять темп деятельности при изменяющихся условиях. Это особенно важно, когда необходимо, например, переключать внимание испытуемых, влиять на темп их интеллектуальной работоспособности. В этих случаях в экспериментальной ситуации применяются специальные бланковые методики, предусматривающие ход выполнения задания с учётом пере-ключаемости внимания на различные варианты сенсомоторной и интеллектуальной деятельности.

Так, при отыскивании и назывании чисел по таблице Ф. Д. Горбова (прилож. 2), которая представляет собой модификацию ме-

тодики «Отыскивание чисел по таблицам Шульте» [1, 2], испытуемому предлагается производить в прямом и обратном порядке счёт следующим образом: первое число (одного цвета) испытуемый называет в прямом порядке, а второе число (другого цвета) — в обратном. Запись при этом в протоколе исследования выглядит так: .. 1 «чёрное» ....24 «красное»

.....2 «чёрное»......23 «красное»

....3 «чёрное»...22 «красное»..

4 «чёрное»......21 «красное»

.....5«чёрное»....20«красное» и т. д.

Следовательно, каждой точке условно соответствует 1 секунда. С помощью секундомера фиксируется общее время, затраченное на выполнение данного задания. Фиксируются также ошибки, которые по ходу деятельности предлагается испытуемому исправить. Выполнение этого задания требует от испытуемого определенного напряжения внимания, памяти, моторики рук.

Результаты обследования по данному варианту методики рассматриваются в общем контексте ситуации экспериментально-психологического исследования. Они свидетельствуют о состоянии функции внимания и характеристиках личности в целом.

Таблица 3

Таблица 4

14 18 7 24 21

22 1 10 9 6

16 5 8 20 11

23 2 25 3 15

19 13 17 12 4

22 25 7 21 11

6 2 10 3 23

17 12 16 5 18

1 15 20 9 24

19 13 4 14 8

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека / под ред. И. А. Полшцука, А. Е. Видренко. 2-е изд. Киев: Здоровье. 1980. 124 с.

2. Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. Ташкент: Медицина, 1976. 326 с.

3. Рубинштейн. С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: Практическое руководство. М.: Медицина, 1970. 215 с.

4. Худик В. А. Психологическая диагностика детского развития: Методы исследования. Киев: Освита, 1992.220 с.

REFERENCES

1. The atlas for a pilot study of deviations in mental activity of the person / Under I. A. Polishchuk, A. E. Vidrenko's edition. Second edition. Kiev: Zdorov'e. 1980. 124 p. (In USSR).

2. Bleykher V. M. Klinicheskaya patopsikhologiya. Tashkent: Medicine, 1976. 326 p. (In USSR).

3. Rubenstein. S. Ya. Experimental techniques of a patopsikhologiya and

experience of their application in clinic: Practical guidance. M.: Medicine, 1970. 215 p. (In USSR).

4. Kluidik V. A. Psychological diagnostics of children's development: Research methods. Kiev: Osvita, 1992. 220 p. (In UA).

Поступила в редакцию 31.01.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.