Научная статья на тему 'УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КАДЕТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПОСТУПЛЕНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ЛЕТНУЮ ПОДГОТОВКУ'

УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КАДЕТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПОСТУПЛЕНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ЛЕТНУЮ ПОДГОТОВКУ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
69
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ПОДГОТОВКА ЛЕТНОГО СОСТАВА / КАДЕТЫ-ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Швец Р.Р., Рзаев Д.О.

На сегодняшний день кандидатами на обучение в образовательные учреждения высшего образования, осуществляющие летную подготовку, являются обучающиеся кадетских школ-интернатов с первоначальной летной подготовкой. Постоянное развитие и совершенствование авиационной техники обусловливает возрастание требований, предъявляемых не только к физической, но и к эмоциональной, интеллектуальной и психофизиологической подготовленности кандидатов на обучение в учреждениях, осуществляющих летную подготовку. Таким образом, учитывая, что труд летного экипажа является одним из наиболее сложных видов деятельности человека, при подготовке кандидатов на обучение в образовательные учреждения, осуществляющие летную подготовку, необходимо выстраивать систему подготовки в соответствии с их психофизиологическими особенностями. Целью исследования было изучение психофизиологических особенностей при подготовке кадетовшкольников, обучающихся в образовательных учреждениях, осуществляющих летную подготовку. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, методы математической статистики. Результаты исследования и их обсуждение. Учитывая специфику предстоящей профессиональной деятельности, связанной со сложной операторской деятельностью, нами были изучены сенсомоторные качества и когнитивные процессы кадетов-школьников. В результате проведенного педагогического эксперимента были выявлены достоверные положительные изменения по таким показателям, как простая зрительно-моторная реакция, реакция на движущийся объект, контактная координационометрия по профилю, устный счет, установление закономерностей. Заключение. Сравнительный анализ полученных результатов показал, что при подготовке кадетовшкольников, обучающихся в образовательных учреждениях, осуществляющих летную подготовку, применение методики функциональной тренировки профессионально-прикладной направленности оказывает положительное влияние на сенсомоторные качества и когнитивные процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Швец Р.Р., Рзаев Д.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSIDERATION OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL FEATURES OF CADETS IN PREPARATION FOR ADMISSION TO EDUCATIONAL INSTITUTIONS CONDUCTING FLIGHT TRAINING

At present time, students in cadet boarding schools with initial flight training are direct candidates for study in educational organizations of higher education that carry out flight training. Since the work of the flight crew is one of the complex activities of a person, along with the constant development and improvement of aviation equipment, the requirements imposed not only on physical, as well as on the emotional, intellectual and psychophysiological readiness of candidates for training in universities of this profile are increasing. The purpose of the research was to study psychophysiological features in the preparation of cadets-schoolchildren studying in educational institutions conducting flight training. Research methods: analysis and generalization of scientifically methodical literature, pedagogical experiment, testing, methods of mathematical statistics. Research results and discussion. Given the specifics of the upcoming professional activity associated with complex operator activities, we studied sensorimotor qualities and cognitive processes of cadets-schoolchildren. As a result of the pedagogical experiment, reliable positive changes were revealed in such indicators as a simple visual-motor reaction, a reaction to a moving object, contact coordination measurement by profile, mental calculation and the establishment of patterns. Conclusion. A comparative analysis of the obtained results showed that the use of the technique of functional training of a vocational-applied orientation in the preparation of cadets-schoolchildren studying in educational institutions conducting flight training has a positive effect on sensorimotor qualities and cognitive processes.

Текст научной работы на тему «УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КАДЕТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПОСТУПЛЕНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ЛЕТНУЮ ПОДГОТОВКУ»

УДК 796:37.037 DOI: 10.36028/2308-8826-2021-9-3-42-48

УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КАДЕТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПОСТУПЛЕНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ЛЕТНУЮ ПОДГОТОВКУ

Р.Р. Швец, Д.О. Рзаев

Башкирский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры», Уфа, Россия

Аннотация

На сегодняшний день кандидатами на обучение в образовательные учреждения высшего образования, осуществляющие летную подготовку, являются обучающиеся кадетских школ-интернатов с первоначальной летной подготовкой. Постоянное развитие и совершенствование авиационной техники обусловливает возрастание требований, предъявляемых не только к физической, но и к эмоциональной, интеллектуальной и психофизиологической подготовленности кандидатов на обучение в учреждениях, осуществляющих летную подготовку. Таким образом, учитывая, что труд летного экипажа является одним из наиболее сложных видов деятельности человека, при подготовке кандидатов на обучение в образовательные учреждения, осуществляющие летную подготовку, необходимо выстраивать систему подготовки в соответствии с их психофизиологическими особенностями.

Целью исследования было изучение психофизиологических особенностей при подготовке кадетов-школьников, обучающихся в образовательных учреждениях, осуществляющих летную подготовку. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, методы математической статистики.

Результаты исследования и их обсуждение. Учитывая специфику предстоящей профессиональной деятельности, связанной со сложной операторской деятельностью, нами были изучены сенсомоторные качества и когнитивные процессы кадетов-школьников. В результате проведенного педагогического эксперимента были выявлены достоверные положительные изменения по таким показателям, как простая зрительно-моторная реакция, реакция на движущийся объект, контактная координационометрия по профилю, устный счет, установление закономерностей.

Заключение. Сравнительный анализ полученных результатов показал, что при подготовке кадетов-школьников, обучающихся в образовательных учреждениях, осуществляющих летную подготовку, применение методики функциональной тренировки профессионально-прикладной направленности оказывает положительное влияние на сенсомоторные качества и когнитивные процессы. Ключевые слова: психофизиологические особенности, подготовка летного состава, кадеты-школьники.

CONSIDERATION OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL FEATURES OF CADETS IN PREPARATION FOR ADMISSION TO EDUCATIONAL INSTITUTIONS CONDUCTING FLIGHT TRAINING R.R. Shvets, e-mail: Shvetsrr@yandex.ru; ORCID: 0000-0002-9074-4235 D.O.Rzayev, e-mail: Rizo.dima@mail.ru; ORCID: 0000-0003-1335-1611

Bashkir Institute of Physical Culture (branch) «Ural state university of physical education», Ufa, Russia Abstract

At present time, students in cadet boarding schools with initial flight training are direct candidates for study in educational organizations of higher education that carry out flight training. Since the work of the flight crew is one of the complex activities of a person, along with the constant development and improvement of aviation equipment, the requirements imposed not only on physical, as well as on the emotional, intellectual and psychophysiological readiness of candidates for training in universities of this profile are increasing.

The purpose of the research was to study psychophysiological features in the preparation of cadets-school-children studying in educational institutions conducting flight training.

Research methods: analysis and generalization of scientifically methodical literature, pedagogical experiment, testing, methods of mathematical statistics.

Research results and discussion. Given the specifics of the upcoming professional activity associated with complex operator activities, we studied sensorimotor qualities and cognitive processes of cadets-schoolchil-dren. As a result of the pedagogical experiment, reliable positive changes were revealed in such indicators as a simple visual-motor reaction, a reaction to a moving object, contact coordination measurement by profile, mental calculation and the establishment of patterns.

Conclusion. A comparative analysis of the obtained results showed that the use of the technique of functional training of a vocational-applied orientation in the preparation of cadets-schoolchildren studying in educational institutions conducting flight training has a positive effect on sensorimotor qualities and cognitive processes. Keywords: psychophysiological features, training of flight personnel, cadets-schoolchildren.

введение

На сегодняшний день основой подготовки и неотъемлемой частью воинского обучения является физическая подготовка. При этом физическая подготовка должна содействовать формированию устойчивости организма к воздействию стрессогенных факторов военно-профессиональной деятельности и окружающей обстановки, а также воспитывать самообладание, выдержку, психическую устойчивость и способствовать формированию готовности к перенесению экстремальных физических и психических нагрузок в период подготовки и ведения боевых действий [5, 8].

По мере совершенствования и расширения возможностей боевого и гражданского применения летательных средств, а также усложнения технических средств увеличивается уровень сложности задач, решаемых летным составом, и, как следствие, повышаются требования к его подготовке. Высокая цена возможных ошибочных действий при выполнении вылетов определяет высокий уровень требований, предъявляемых к психофизиологическим, физиологическим и психическим функциям, наряду с высоким уровнем физической подготовленности. Все это показывает необходимость поиска новых и последующее совершенствование средств и методов, направленных на повышение физических и функциональных резервов организма летного экипажа, поддержание его работоспособности в процессе осуществления профессиональной деятельности, а также используемых при подготовке основного резерва — кадетов-школьников с первоначальной летной подготовкой. Однако дисциплина «Физическая культура» в общеобразовательных организациях

реализуется при строгом соблюдении федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), что не позволяет переориентировать ее на военно-прикладную физическую подготовку, которая позволила бы повысить функциональную и физическую подготовленность выпускников кадетских школ в соответствии с требованиями к абитуриентам при поступлении в образовательные организации высшего образования Министерства обороны Российской Федерации [3].

методы и организация исследования

Методами исследования являлись анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, методы математической статистики. Исследование проводилось на базе ГБОУ Челябинская кадетская школа-интернат с первоначальной лётной подготовкой; в педагогическом эксперименте принимали участие 56 кадетов-юношей 15-17 лет, учащихся 10-11-х классов. Все участники педагогического эксперимента занимались в секции плавания во внеурочное время и характеризовались как пловцы, уверенно владеющие одним из способов плавания и проплывающие не менее 200 метров.

результаты исследования и их обсуждение

Деятельность летного состава связана с многочисленными стресс-факторами, имеющими разнообразные психические проявления. Появляющиеся тревога, беспокойство, страх начинают стимулировать физиологические изменения, которые, в свою очередь, оказывают влияние на снижение уровня коор-

динационных способностей, излишне повышают мышечное напряжение, замедляют восстановительные реакции, а также способствуют развитию утомления и ухудшению концентрации внимания. Все эти изменения негативно влияют на процессы внимания и мышления.

Стоит отметить, что профессиональная деятельность летного состава в условиях полета достаточно часто сопровождается ограничением двигательной активности. Такое ограничение сопряжено с негативными изменениями в деятельности высших отделов головного мозга, его подкорковых структурах и образованиях. При этом отмечается тенденция к снижению способности поддерживать высокую умственную и физическую активность, возникает повышенная утомляемость, уменьшается работоспособность головного мозга, в том числе снижаются высшие функции мозга (мышление, память, внимание и др.). Таким образом, уменьшение импульсации, поступающей в центральную нервную систему от работающих мышц, снижает ее функциональное состояние и тонус [2, 5].

Так, подбирая и используя физические упражнения, которые различаются по характеристикам, возможно обеспечить более стабильное и эмоционально спокойное состояние. А также для формирования положительного отношения к предстоящей деятельности, восстановления динамического равновесия гомеостатических механизмов организма, достижения контроля над определёнными функциями организма, снятия неактуальной или чрезмерной психической активности могут быть использованы приемы мышечного расслабления. На сегодняшний день обучающиеся в кадетских школах-интернатах с первоначальной летной подготовкой являются непосредственными кандидатами на обучение в образовательных организациях высшего образования, осуществляющих летную подготовку. А так как летный экипаж сталкивается с постоянным воздействием экстремальных физических и психических факторов в условиях полета, которые, в свою очередь,

сочетаются с жестким лимитом времени, объемным потоком информации и высоким принудительным темпом деятельности, то все это способствует развитию утомления, снижению работоспособности на фоне повышения нервно-психического напряжения, что приводит к психическому истощению и переутомлению [1; 2; 6].

Таким образом, учитывая специфику трудовой деятельности летного экипажа, наряду с постоянным развитием и совершенствованием авиационной техники, возрастающими требованиями, предъявляемыми не только к физической, но и к эмоциональной, интеллектуальной и психофизиологической подготовленности, необходимо выстраивать подготовку ближайшего резерва с учетом вышеперечисленных требований. Также стоит отметить, что профессиональная деятельность летного состава связана с регулярными появлениями гипоксии и гиперкапнии. Известно, что гипоксия и ги-перкапния оказывают влияние на высшую нервную деятельность [1; 6; 11]. Так, острая гипоксия оказывает влияние на когнитивные процессы, что может выражаться в снижении скорости мыслительных процессов, замедлении скорости реакции и снижении кратковременной памяти [6, 12]. Адекватная реакция на информацию от анализаторов, при условии жесткого лимита времени, дает возможность определить эффективность работы будущего авиационного специалиста. Показатели оценки сенсомоторной реакции на световой раздражитель делают возможным оценку текущего функционального состояния центральной нервной системы испытуемого. Для того чтобы оценить сенсомоторную реакцию в условиях тормозного дифференцирования, а также исследовать уровень активации центральной нервной системы, нами был использован тест «Простая зрительно-моторная реакция»; для оценки уравновешенности возбуждения и торможения в нервной системе, а также качества функциональных сдвигов под влиянием нагрузки — тест «Реакция на движущийся объект» (рисунок 1).

Рисунок 1 - Динамика показателей сенсомоторных качеств Figure 1 - Dynamics of indicators of sensorimotor qualities

Примечание. ПЗМР - простая зрительно-моторная реакция; РДО - реакция на движущийся объект; ЭГ-1 -экспериментальная группа, показатели до эксперимента; ЭГ-2 - экспериментальная группа, показатели после эксперимента; КГ-1 - контрольная группа, показатели до эксперимента; КГ-2 - контрольная группа, показатели после эксперимента.

Note. PZMR is a simple visual-motor reaction; RDO - reaction to a moving object; EG-1 - experimental group of indicators before the experiment; EG-2 - experimental group of indicators after the experiment; KG-1 - control group indicators before the experiment; KG-2 - control group indicators after experiment

Анализ показателей зрительно-моторной реакции позволил выявить, что в процессе педагогического эксперимента наблюдается тенденция к улучшению как в контрольной, так и в экспериментальной группах. А к концу эксперимента среднегрупповые данные имели статистически достоверные различия по сравнению с исходными данными (р<0,05). В экспериментальной группе к концу педагогического эксперимента наблюдается улучшение по обоим показателям. Так, по показателю «простая зрительно-моторная реакция» прирост результатов составил 11% (р<0,05) от фоновых замеров, по показателю «реакция на движущийся объект» — 7% (р<0,05). Способность человека к координации обусловлена текущими и константными особенностями нервной системы. Учитывая специфику предстоящей профессиональной деятельности, связанной со сложной операторской деятельностью, с согласованностью и соразмерностью движений человека, нами было проведено исследование измерения точности управления движениями при реше-

нии двигательных задач посредством методики «Контактная координационометрия по профилю».

Динамика показателей координационных способностей посредством методики «Контактная координационометрия по профилю» у испытуемых в процессе педагогического эксперимента представлена на рисунке 2. Как видно на представленном рисунке, на протяжении всего исследования показатели контактной координациометрии улучшались, при этом значительные улучшения отмечены в экспериментальной группе. К концу эксперимента данный показатель увеличился в среднем по группе на 61% (р<0,05) от исходного уровня.

Стоит отметить, что при подготовке кандидатов на обучение в образовательных организациях высшего образования МО РФ, осуществляющих летную подготовку, необходимо уделять внимание таким качествам, как скорость мыслительных процессов, объем, распределение и переключение внимания, умение работать в условиях дефицита времени.

Рисунок 2 - Динамика показателей контактной координациометрии Figure 2 - Dynamics of contact coordination indicators

Примечание. КГ - контрольная группа; ЭГ - экспериментальная группа; ФЗ - фоновые значения Note. KG - control group; EG - experimental group; FZ - background values

Для оценки данных показателей была проанализирована динамика показателей когнитивных процессов на фоне интенсивной мышечной работы в процессе педагогического эксперимента. Были использованы тесты на устный арифметический счет и установление закономерностей; для интегральной оценки свойств внимания и способности к восприятию значимой информации использовали тест «Красно-черные таблицы Шульте-Пла-тонова» (таблица).

Проведенный анализ дает основания полагать, что применение разработанной методики приводит к позитивным сдвигам когнитивных психических процессов испытуемых.

По показателям умственной работоспособности с использованием устного счета отмечается сокращение количества допускаемых ошибок. К концу эксперимента в экспериментальной группе число правильно решенных примеров увеличилось в сравнении

Таблица - Динамика показателей когнитивных процессов, n=58

Table - Dynamics of cognitive process indicators, n=58

Показатели Indicator Группы Groups До эксперимента Before the experiment После эксперимента After the experiment р1-2

Устный счет, усл. ед Mental calculation, conventional units КГ 5,05±0,37 12,41±2,18 <0,05

ЭГ 5,03±0,24 17,76±1,91 <0,05

Pi >0,05 <0,05

Установление закономерностей, усл. ед Establishing рatterns, conventional units КГ 1,25± 0,51 1,51±0,58 >0,05

ЭГ 1,30±0,61 1,75±0,44 >0,05

Pi >0,05 >0,05

Красно-черные таблицы Шульте-Платонова,сек Red-black tables of Shulte-Platonov, sec КГ 68±3,71 58±2,91 <0,05

ЭГ 67±3,54 48±1,84 <0,05

р1 >0,05 <0,05

Примечание. КГ - контрольная группа; ЭГ - экспериментальная группа; достоверность различий по U-критерию Манна-Уитни: р1-2 фоновых показателей и результатов, полученных к концу исследования Note. CG - control group; EG - experimental group; validity of differences according to the Mann-Whitney U-criterion: p1-2 background indicators and results obtained by the end of the study

с показателями до эксперимента на 15,40% (p<0,05), при этом также отмечено снижение числа ошибок, которое составило 26,32%, а интегральный показатель успешности деятельности повысился до значения 17,76±1,91 усл. ед.

Результаты выполненных тестов на логическое мышление «Установление закономерностей» также говорят о положительной динамике. В процессе исследования число правильно выбранных слов возросло в экспериментальной группе в среднем на 27,01% (p>0,05), при уменьшении числа ошибок. Интегральный показатель успешности увеличился до 1,75±0,44 усл. ед. Однако вследствие большого разброса данных внутри группы статистически достоверных различий по данному показателю в динамике исследования не выявлено.

Выполнение теста с применением красно-черных таблиц Шульте-Платонова показало, что при выполнении фоновых замеров испытуемые затрачивают значительно больше времени на выполнение поставленной задачи, т.е. полученные результаты являются выходящими за пределы нормы. Так, испытуемые затрачивали на одну таблицу на 60-100% больше времени, чем это положено в норме. С одной стороны, это может быть свидетельством определенных нарушений внимания, с другой — результатом воздействия внешних

ЛИТЕРАТУРА

1. Благинин, А.А. Гипоксическая тренировка как метод коррекции пограничных функциональных состояний организма операторов сложных эргатических систем: Монография / А.А. Благинин, И.И. Жильцова, Г.Ф. Михеева - Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского гос. ун-та, 2015. - 106 с.

2. Горелов, А.А. Об основных понятиях, используемых в теории физической подготовки военнослужащих / А.А. Горелов, А.И. Крылов // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 9. - С. 78-79.

3. Рзаев, Д.О. Психофизиологическое обоснование гипоксической тренировки с погружением в процессе общефизической подготовки летчиков // Д.О. Рзаев, Э.Р. Румянцева //Современные проблемы науки и образования», 2017. - №5; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=27050 (дата обращения: 26.10.2020)

4. Boyle M. . New Functional Training for Sports /M. Boyle. - EngUmd: Human Kinetik - 2016. - p. 280

факторов (например: недостаточной изолированности помещения от шума во время эксперимента).

Также было отмечено заметное замедление испытуемых при нахождении отдельных чисел: после периода хорошей устойчивой работы наблюдался спад, когда испытуемые долго искали какое-то одно число. Такие паузы могут объясняться кратковременным состоянием охранительного торможения в корковых клетках зрительного анализатора. При этом время выполнения таблиц колеблется не очень значительно, но при этом в ходе педагогического эксперимента отмечается положительная динамика и уменьшение скорости выполнения заданий. Так, в экспериментальной группе прирост к концу педагогического эксперимента составил 28% (p<0,05).

заключение

Таким образом, учитывая специфику предстоящей трудовой деятельности, стоит отметить необходимость учета психофизиологических особенностей при физической подготовке кандидатов на обучение в образовательных учреждениях, осуществляющих летную подготовку. Применение методики в процессе физической подготовки приводит к позитивным сдвигам когнитивных психических процессов испытуемых.

5. Hypoxic Training: Effect on Mitochondrial Function and Aerobic Performance in Hypoxia / Р. Robach, Т. Bonne, D. Fluck et al // Medicine & Science in Sports & Exercise: October 2014 - Volume 46 -Issue 10 - p 1936-1945.

6. Millet G. Effects of intermittent training on anaerobic performance and MCT transporters in athletes /G. Millet, D.J. Bentley, B. Roels, Mc Naughton L.R., Mercier J., Cameron-Smith //D. PLoS One, 2014 May 5 - Р. 9 (5):e95092. doi:10.1371/journal.pone.0095092. ECollection 2014.

7. Parsons, L.M., Egan, G., Liotti, M., Brannan, S., Denton, D., Shade, R., Robillard, R., Madden, L., Abplanalp, B., Fox, P.T., 2001. Neuroimaging evidence implicating cerebellum in the experience of hypercapnia and hunger for air. Proc. Natl. Acad. Sci. USA. 98, 2041-2046.

8. Virues-Ortega, J. Neuropsychological functioning associated with high-altitude exposure / J.Virues-Ortega, G.Buela-Casal, E.Garrido, B.Alcazar // Neuropsychol. Review. 2004. - 14 (4). - P. 197-224.

REFERENCES

1. Blaginin, A.A. [Hypoxic training as a method of correcting the borderline functional states of the body of operators of complex ergatic systems]: Monograph/A.A. Blaginin, I.I. Zhiltsova, G.F. Mikheeva - Nizhnevartovsk: Publishing House Nizhnevartovsky uns., 2015. - 106 p.

2. Gorelov, A.A. [On the main concepts used in the theory of physical training of military personnel/ A.A. Gorelov, A.I. Krylov//Theory and practice of physical culture. - 2007. - No. 9. - pp. 78-79.

3. Rzaev, D.O. Psychophysiological justification of hypoxic training with immersion in the process of general physical training of pilots//D.O. Rzaev, E.R. Rumyantseva//Modern problems of science and education, "2017. - No. 5; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27050 (date of access 26.10.2020)

4. Boyle M. . New Functional Training for Sports / M. Boyle. - England: Human Kinetik - 2016. -p. 280

5. Hypoxic Training: Effect on Mitochondrial Function and Aerobic Performance in Hypoxia / P. Robach, T. Bonne, D. Flück et al // Medicine & Science in Sports & Exercise: October 2014 - Volume 46 - Issue 10 - p 1936-1945.

6. Millet G. Effects of intermittent training on anaerobic performance and MCT transporters in athletes /G. Millet, D.J. Bentley, B. Roels, Mc Naughton L.R., Mercier J., Cameron-Smith //D. PLoS One, 2014 May 5 - P. 9 (5):e95092. doi:10.1371/journal. pone.0095092. ECollection 2014.

7. Parsons, L.M., Egan, G., Liotti, M., Brannan, S., Denton, D., Shade, R., Robillard, R., Madden, L., Abpla-nalp, B., Fox, P.T., 2001. Neuroimaging evidence implicating cerebellum in the experience of hy-percapnia and hunger for air. Proc. Natl. Acad. Sci. USA. 98, 2041-2046.

8. Virues-Ortega, J. Neuropsychological functioning associated with high-altitude exposure / J.Virues-Ortega, G.Buela-Casal, E.Garrido, B.Alcazar // Neu-ropsychol. Review. 2004. - 14 (4). - P. 197-224.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Швец Регина Ринатовна (Shvets Regina Rinatovna) - кандидат педагогических наук; Башкирский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры»; 450077, г. Уфа, ул. Коммунистическая, 67; e-mail: Shvetsrr@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-9074-4235. Рзаев Дмитрий Олегович (Rzayev Dmitry Olegovich) - аспирант; Башкирский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры»; e-mail: Rizo.dima@mail.ru; ORCID: 0000-0003-1335-1611.

Поступила в редакцию 12 июля 2021 г. Принята к публикации 15 августа 2021 г.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Швец, Р.Р. Учет психофизиологических особенностей кадетов при подготовке к поступлению в образовательные учреждения, осуществляющие летную подготовку / Р.Р. Швец, Д.О. Рзаев // Наука и спорт: современные тенденции. - 2021. - Т. 9, № 3. - С. 42-48. DOI: 10.36028/23088826-2021-9-3-42-48

FOR CITATION

Shvets R.R., Rzayev D.O. Consideration of psychophysiological features of cadets in preparation for admission to educational institutions conducting flight training. Science and sport: current trends, 2021, vol. 9, no. 3, pp. 42-48 (in Russ.) DOI: 10.36028/2308-8826-2021-93-42-48

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.