Научная статья на тему 'ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ - СПОСОБНОСТИ К АБСТРАГИРОВАНИЮ (НА ОСНОВЕ МЕТОДИКИ "ОБРАЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ")'

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ - СПОСОБНОСТИ К АБСТРАГИРОВАНИЮ (НА ОСНОВЕ МЕТОДИКИ "ОБРАЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА "ОБРАЗОВАНИЕ ПРОСТЫХ И СЛОЖНЫХ АНАЛОГИЙ" / МЫШЛЕНИЕ / СПОСОБНОСТЬ К АБСТРАГИРОВАНИЮ / ВЕДЕНИЕ ПРОТОКОЛОВ ИССЛЕДОВАНИЯ / THE TECHNIQUE OF "CREATING SIMPLE AND COMPLEX ANALOGIES" / THINKING / ABILITY TO ABSTRACT / CONDUCTING RESEARCH PROTOCOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худик Владимир Александрович

Приводится описание методики «Образование простых и сложных аналогий» с учётом оригинальных ссылок на авторов, применявших данные варианты методик при исследовании особенностей мышления в условиях клиники душевных заболеваний. Показаны особенности ведения протоколов обследования и анализа полученных результатов в условиях экспериментально-психологического исследования испытуемого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Худик Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL STUDY OF THE FEATURES OF THINKING - THE ABILITY TO ABSTRACT (BASED ON THE METHOD OF CREATING ANALOGIES)

The description of the method “Creation of simple and complex analogies” taking into account the original references to the authors who used these methods in the study of the peculiarities of thinking in the clinic of mental illness. Features of conducting protocols of inspection and the analysis of the received results in the conditions of experimental psychological research of the subject are shown.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ - СПОСОБНОСТИ К АБСТРАГИРОВАНИЮ (НА ОСНОВЕ МЕТОДИКИ "ОБРАЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ")»

ИЗ АРХИВА ОПУБЛИКОВАННЫХ РУКОПИСЕЙ

УДК 612.821 + 15

В. А. Худик

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ - СПОСОБНОСТИ К АБСТРАГИРОВАНИЮ (на основе методики «Образование аналогий»)1

Введение. При изучении индивидуальных свойств мышления исследователь нередко сталкивается с проблемой субъективной оценки результатов мыслительной деятельности испытуемого. Так, в случаях, когда мыслительные решения имеют ряд вариантов, то есть задание может быть выполнено тем или иным способом, необходимо обращать внимание на то, какой способ избрал обследуемый и как он интерпретировал свой выбор. Однако в большинстве случаев последнее не всегда учитывается. Исследователя удовлетворяет тот выбор, который якобы является единственно верным, или то решение, которое он ожидает получить от обследуемого. Точно так же в работе педагога важным высту-

:Худик В. А. Психологические методики исследования интеллекта и личности: Образование аналогий. Киев: Здоровье, 1995. С. 3-9.

пает вопрос, — правильно или неправильно предложенное учащимся решение. Таким образом, психологическое содержание деятельности, в том числе и процесс мышления, остаются не раскрытыми.

Выполняя те или иные действия, которым предшествуют мыслительные операции и возможные эмоциональные проявления и т. д., мы чаще всего пытаемся вести себя по аналогии, опираясь на свой личный опыт или опыт окружающих. Опыт, приобретаемый в детском и подростковом возрасте, отличается оригинальностью способов решения задач и свидетельствует не только о том, что дети усваивают типы аналогий деятельности, копируя их со взрослых, но и эти способы являются показателями того, что интеллектуальное развитие личности находится не в состоянии статики, а в динамике. Выполнение заданий

по образцу отражает способность к усвоению определённых правил интеллектуальных действий и их идентификации в аналогичных условиях. Для этого необходимо понимание логических связей и отношений между понятиями, а также умение устойчиво сохранять заданный способ действий при решении ряда разнообразных задач. Выявление этих способностей имеет важное диагностическое значение при изучении индивидуальных характеристик мышления.

Использование методики «Образование аналогий» позволяет выявить особенности мышления, то есть преобладание статичных, более устойчивых связей в интеллектуальных действиях или наличие способности к быстрому образованию новых понятий и способов действий. Предлагается рисуночный вариант методики, который целесообразно применять при исследовании детей до 12 лет, хотя не исключается его применение и при исследовании взрослых, и бланочный вариант, рассчитанный на детей старше 12 лет, а также взрослых. Полученные данные исключают субъективизм в оценке индивидуальных свойств мышления, они могут быть подвергнуты качественной и количественной обработке.

Методика «Образование аналогий» и её направленность при исследовании мышления. Методика «Образование аналогий», или «Выпол-

нение задач по заданному образцу», используется для исследования уровня течения мыслительных процессов — способности к установлению логических связей и отношений между предметами или понятиями, а также для выявления умения устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении длинного ряда разнообразных задач [4]. Обсуждение способов решений заданий с испытуемым позволяет судить о логическом строе мышления, его целенаправленности и критичности [2].

Задания, предъявляющиеся испытуемому, представляют собой определённый набор предметов или слов-понятий, между которыми существует известная связь или отношения. Испытуемый либо самостоятельно, либо с помощью экспериментатора устанавливает логические связи между предметами и в дальнейшем, пользуясь тем или иным способом действия, выполняет ряд различных заданий.

Следует отметить, что использование данной методики весьма эффективно, так как позволяет определить уровень развития понятийного мышления, способности к образованию новых понятий, абстрагированию. При исследовании детей и подростков с помощью данной методики можно проанализировать тенденции конкретно-ситуативного стиля суждений, а также признаки формирующегося отвлечённого мышления.

В динамике выполнения заданий определяется:

а) умение устанавливать типы отношений между предметами в соответствии с заданным вариантом этих отношений;

б) тип застреваемости испытуемого на избранном им варианте решения;

в) способность к быстрой пере-ключаемосги с одного варианта решения на другой.

Таким образом, успешность выполнения заданий по образованию аналогий зависит от скорости переключения внимания, преодоления инертности в использовании того или иного варианта решения.

При предъявлении заданий по образованию парных аналогий заранее предполагается, что испытуемый имеет достаточные знания об отдельных предметах, может объединить их в соответствующие группы, определить их функциональную направленность и т. д., то есть умеет обобщать, выделять главное и второстепенное. Задания по образованию парных аналогий представляют собой типы мыслительных операций, которые или доступны испытуемому для понимания и усвоения, или малодоступны, что свидетельствует об ограниченности, недостаточности понимания им предлагаемых типов отношений между предметами, явлениями.

Типы связей или отношений между предметами в предлагаемых

вариантах методики «Образование аналогий» продуманы заранее. Они могут усложняться в той или иной серии заданий от более простых к более сложным. Однако следует заметить, что в реальной жизни мы всегда сталкиваемся с этими отношениями, явлениями, но, может быть, не всегда актуализируем это в своём сознании. Использование данной методики позволяет выявить особенности актуализации известных отношений, включая и их эмоциональную, по-требностно-мотивационную направленность.

Существует предметный и словесный варианты этой методики. Предметный (рисуночный) вариант методики представляет собой рисунки, при восприятии которых от испытуемого требуется достаточное внимание, умение анализировать как отдельные, так и составляющие его части. Словесный (вербальный) вариант методики отражает предметные связи на уровне слов-понятий. Здесь, в первую очередь, от испытуемого требуется понимание их смысла и типа установленных связей. В целом же и предметный, и словесный варианты методики направлены на исследование процесса мышления по предлагаемым типам аналогий.

Предметный вариант методики «Образование аналогий» и особенности её применения. Предметный (рисуночный) вариант методики «Образование аналогий» должен

быть выполнен на отдельных листах бумаги (рис. 1). Он представляет собой набор рисунков предметов быта, окружающей среды, которые находятся между собой в определённых связях, отношениях.

Данный вариант методики парных аналогий может быть использован также для формирования у детей интеллектуальных умений — способности к отделению существенных признаков от второстепенных, развития элементов отвлечённого мышления [3].

Задания из этой серии следует предъявлять ребёнку в возрастаю-

щей степени сложности. При этом инструкция и оказываемая помощь со стороны педагога должны иметь дозированный характер. Ребёнку показывают карточку и сообщают: «Посмотри на эту карточку, здесь нарисованы разные предметы, которые могут иметь между собой какую-то связь. Например, в верхней части, слева, нарисованы костюм и рулон ткани. Это значит, что костюм шьют из ткани. Справа от рулона нарисован дом. К нему нужно подобрать предмет, который имел бы с ним такую же связь. Внимательно рассмотрев предме-

Рис. 1. Образец рисуночного варианта стимульного материала методики «Образование аналогий»

ты, расположенные в нижней части карточки, выбираем кирпичи. В результате получаем две пары предметов: костюм шьют из ткани (первая пара), а дом строят из кирпичей (вторая пара). Будь внимателен, таким же образом решаются и другие задания». После этого испытуемому поочерёдно предъявляются следующие задания. Исследователь фиксирует в протоколе не только правильность решения, но и характер суждений, мотивирующих выбор.

Для обследования детей и взрослых в качестве предметного

Рис. 2. Образец рисуночного варианта стимульного материала методики «Образование аналогий» по тесту Равена

варианта методики «Образование аналогий» можно использовать некоторые таблицы Д. Равена [I, 2, 5]. Задания по заполнению отсутствующих деталей в изображении предназначены для измерения уровня интеллекта. Однако серию В (задания 13—24 из прогрессивных матриц Равена) можно эффективно использовать для исследования способности к поиску аналогий между двумя парами фигур, выявления умения устанавливать принцип симметричности между фигурами.

С помощью данной методики исследуется аналитико-синтетиче-ская деятельность коры головного мозга, степень концентрации раздражительного процесса в зрительном анализаторе, причём большое значение в процессе выполнения этих заданий имеют ориентировочные глазодвигательные реакции, за счёт которых происходит сравнение и выбор [1]. От испытуемого требуется понимание поставленной перед ним задачи, а затем — осуществление логических операций, позволяющих устанавливать принцип, на котором основана задача.

Исследуемому предлагают рассмотреть поочерёдно 12 заданий-матриц из чёрно-белого варианта теста Равена (рис. 2). В каждом задании в правом углу большого прямоугольника имеется свободное место. Под прямоугольником расположены 2 ряда пронумеро-

ванных малых изображений (деталей вкладок), которые по форме и величине точно подходят к вырезу (свободному месту) прямоугольника. Каждая деталь имеет различный рисунок. Перед испытуемым ставится задача выбрать из деталей ту, которая бы точно заполнила свободное место в большом изображении. Сложность задания с каждым рисунком увеличивается.

При проведении исследования учитывается время, затраченное на решение каждого задания, и количество нерешённых задач. Результаты опыта целесообразно фиксировать в заранее подготовленном протоколе-ключе к выполнению серии заданий из теста Равена.

Словесный вариант методики «Образование аналогий» и особенности её применения. Словесный (вербальный) вариант методики используется при обследовании детей старше 11—12 лет. Для учащихся 3—4 классов можно применить методику образования простых аналогий. Задания печатаются на листе бумаги. При этом слева

располагаются пары слов (образцы), а справа — набор слов, из которых будет подбираться новая пара, аналогичная по признаку представленной в образце. От испытуемого требуется подобрать аналогичную пару справа и слово из этой пары, представленное в знаменателе, подчеркнуть (рис. 3).

Несколько заданий экспериментатор выполняет вместе с испытуемым так, чтобы последнему стало понятно и условие выполняемого задания, и принцип решения. Следующие задания обследуемый выполняет самостоятельно, после чего каждое решение обсуждается. Внимание обращают на характер возникновения ассоциативных связей, свидетельствующих о конкретном или аб стр актном мышлении.

При отсутствии напечатанных бланков экспериментатор может пользоваться одним заранее подготовленным бланком, в котором все задания будут пронумерованы. После усвоения инструкции испытуемый приступает к выполнению

Рис. 3. Образец бланка для выполнения заданий, направленных на исследование способности к образованию простых (вербальных) аналогий

Пары слов, с присущими им отношениями

1) овца — стадо

2) малина — ягода

3) море — океан

4) свет — темнота

5) отравление — смерть

6) враг — непрятель

Пары слов, отношения мощу которыми необходимо установить по заданному образцу

№ задания пара слов № соответствия, по аналогии с образцом

I испуг — бегство

2 физика — наука

правильно — верно

4 грядка — огород

5 похвала — брань

6 пара — два

7 слово — фраза

8 бодрость — вялость

9 свобода — независимость

10 месть — поджог

11 десять — число

12 праздность — безделие

13 глава — роман

14 покои — движение

15 бережливость — скупость

16 прохлада — мороз

17 обман — недоверие

18 пение — искусство

Рис. 4. Образец бланка для выполнения заданий, направленных на исследование способности к образованию сложных (вербальных) аналогий

заданий, однако, вместо подчёркивания слова, лишь называет его. А экспериментатор вносит ответ в специально подготовленный протокол, в котором фиксируется также способ решения задания, объяснения испытуемого.

При обследовании старших школьников, а также взрослых можно применить вербальный вариант методики образования сложных аналогий, которая предусматривает выделение сложных,

абстрактных логических отношений [2, 4].

Для проведения исследования используют специальный бланк. При отсутствии напечатанных бланков экспериментатор может пользоваться одним заранее подготовленным бланком, в котором все задания будут пронумерованы (рис. 4).

Обследуемого инструктируют о том, что в верхней части бланка расположены шесть пар слов, каж-

дой из которых присущи определённые отношения. На нескольких заданиях эти отношения анализируют. Например, «овца — стадо» — часть и целое, «малина — ягода» — определение, «море — океан» различаются в количественном отношении и т. д. Затем внимание обследуемого обращают на расположенные ниже пары слов, принцип связи которых он должен сопоставить с одним из образцов. Против каждой пары испытуемый должен поставить номер, который стоит около пары-образца. Решение задания будет иметь примерно следующий вид: «испуг — бегство», как причина и следствие, что аналогично паре слов «отравление — смерть», представленных в образце под № 5». Таким образом, против этого задания ставится цифра 5.

После усвоения инструкции испытуемый приступает к выполне-

нию заданий. От испытуемого требуется указать тот номер, который, по его мнению, аналогично соответствует номеру пары в представленных образцах. Экспериментатор фиксирует это в специальном протоколе исследования, куда вносится также объяснение способа решения.

Заключение. Предложенные варианты методики «Образование аналогий» для исследования особенностей мышления, в частности, способности к абстрагированию, позволяют не только использовать их в качестве диагностического инструментария, но и в качестве дидактических средств — с целью формирования мыслительных процессов, развития интеллектуальных способностей на этапе созревания когнитивных функций у детей и подростков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека / Под ред. И. А. Полищука, А. Е. Видренко. 2-е изд. Киев: Здоровье, 1980. 124 с.

2. Блейхер В. М., Крук И. В. Патопсихологическая диагностика. Киев: Здоровье, 1986. 280 с.

3. Гильбух Ю. 3., Георгиевськая В. А. Развивайте ум детей: Альбом / На укр.

яз.: В 2 ч. Ч. 2. Киев: Освита, 1993. 80 с.

4. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: Практическое руководство. М.: Медицина, 1970. 215 с.

5. Фурман А. В. Психодиагностика интеллекта в системе дифференциации обучения / На укр. яз. Киев: Освита, 1993. 224 с.

Коррекционно-педагогическое образование. 2018. № 4 REFERENCES

1. The atlas for a pilot study of deviations in mental activity of the person / Under I. A. Polishuka, A. E. Vidrenko edition. Second prod. Kiev: Zdorov'e, 1980. 124 p. (In USSR).

2. Bleiher V. M., Kruk I. V. Pathopsychological diagnosis. Kiev: Zdorov'e, 1986. 280 p. (In USSR).

3. Gil'buh Yu. 3., Georgievs'kaya V. A. Develop children's mind: An album / In Ukrainian: In two parts. Part 2. Kiev: Osvita, 1993. 80 p. (In USSR).

4. Rubinshtein S. Ya. Experimental methods of pathopsychology and experience of their application in the clinic: Practical guide. M.: Medicina, 1970. 215 p. (In USSR).

5. Furman A. V. Psychodiagnostics of intelligence in the system of differentiation of training / In Ukrainian. Kiev: Osvita, 1993. 224 p. (In UA).

Поступила в редакцию 04.10.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.