Научная статья на тему 'ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ "ИСКЛЮЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ"'

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ "ИСКЛЮЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ" Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1038
370
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА "ИСКЛЮЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ" / МЫШЛЕНИЕ / СПОСОБНОСТЬ К ОБОБЩЕНИЮ / ВЕДЕНИЕ ПРОТОКОЛОВ ИССЛЕДОВАНИЯ / THE METHODS OF EXCEPTION OBJECTS / THINKING / ABILITY TO GENERALIZATION / MAINTENANCE OF RESEARCH PROTOCOLS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Худик В.А.

Приводится описание методики «Исключение предметов» с учётом оригинальных ссылок на авторов, применявших данную методику при исследовании особенностей мышления в условиях клиники душевных заболеваний. Показаны особенности ведения протоколов обследования и анализа полученных результатов в условиях экспериментально-психологического исследования испытуемого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL STUDY OF THE FEATURES OF THINKING USING THE METHOD OF EXCLUSION O F OBJECTS

The description of the technique «Exclusion of objects» with the original references to the authors who used this technique in the study of the peculiarities of thinking in the clinic of mental illness. Features of conducting protocols of inspection and the analysis of the received results in the conditions of experimental psychological research of the subject are shown.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ "ИСКЛЮЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ"»

ИЗ АРХИВА ОПУБЛИКОВАННЫХ РУКОПИСЕЙ

УДК 612.821 + 15

В. А. Худик

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ «ИСКЛЮЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ»1

Введение. Проявление особенностей мышления конкретной личности можно отметить в любой области познания, а также в практической её деятельности. Усвоенные личностью те или иные способы решения задач зачастую выступают в виде штампов, воспроизведение которых не требует особого напряжения ума. Однако оригинальность мысли всегда обращает на себя внимание, поскольку она — свидетельство того, что личность не остановилась в своём развитии, и её интеллектуальные способности продолжают формироваться и раскрываться. Всё это в большей мере характерно для детского, подросткового и юношеского возраста, где всестороннее формирование личности предполагает развитие тех или иных интеллектуальных способно-

1 Худик В. А. Психологические методики исследования интеллекта и личности: исключение предметов. Киев: Здоровье, 1994. С. 3-8.

стей. К сожалению, в последующие возрастные периоды мы всё чаще сталкиваемся с консервативными тенденциями как мышления, так и личности в целом, что мешает искать новые способы решения социальных и других задач.

Исследование мышления — одна из важных сторон экспериментальной работы психолога. При этом психолог должен не просто установить свойственные данной личности способы решения мыслительных задач, стиль мышления, а стремиться установить наличие характерных связей между её интеллектуальной и личностной сферами. Таким образом, исследуя особенности мышления, психолог опосредующим путём может судить о свойствах личности испытуемого — её эмоциях, потребностях, мотивах и пр.

В практической работе исследующий использует множество методик, позволяющих получить количественные и качественные харак-

теристики интеллектуальном деятельности испытуемого. Стандартизированные шкалы измерения интеллекта, широко применяемые в западной психологии, значительно ускоряют получение данных. Результаты тестирования определенным образом «ранжируют» испытуемых с позиций высоких или низких баллов. Самой же личности испытуемого нередко наносится психическая травма, особенно если результаты тестирования становятся достоянием сверстников, обсуждаются в группе или с родителями.

Поэтому выбор метода исследования всегда являлся для психолога ответственной задачей. Предлагаемая методика «Исключение предметов» представляет собой простой вариант решения такой задачи. Представленный в ней стимульный материал (графические рисунки предметов) знаком каждому человеку, а постановка и решение задач не требуют от последнего особого образования. Методика проста в употреблении, полученные при этом данные легко могут быть подвергнуты качественной и количественной обработке.

Методика «Исключение предметов» и особенности её применения.

Методика «Исключение предметов», или «Исключение лишнего», используется для исследования уровня течения мыслительных

процессов — способности к обобщению и отвлечению, выделению существенных признаков [1, 3, 7]. Существует два варианта этой методики: предметный и словесный.

Стимульный материал предметного варианта методики «Исключение предметов» необходимо выполнить на отдельных листах (около 17 карточек). На каждом листе (карточке) имеются изображения четырех предметов (рис. 1). Испытуемый должен из четырех предметов выбрать три, объединённые одним признаком.

Обычно даётся следующая инструкция: «Посмотри внимательно на эти рисунки. Здесь изображены четыре предмета. Тебе необходимо попытаться найти в трех предметах то общее, что объединяет их в одну группу, и дать ему название, а один предмет исключить, так как он не подходит к этой группе». Экспериментатор выполняет первое задание вместе с испытуемым, после чего последний работает самостоятельно. Эта методика применяется при исследовании детей и взрослых.

Словесный вариант методики исключения целесообразно применять при исследовании детей 11—12 лет и старше. Для проведения опыта необходимо иметь специальный бланк, на котором напечатаны серии рядов слов (около 20 рядов слов). В каждой строчке имеется пять слов, четыре из них

Рис. 1. Примеры карточек стимулыюго материала методики «Исключение предметов» (рисуночный вариант)

могут быть объединены в одну группу, а одно слово подлежит исключению.

Например:

Стол, стул, кровать, пол, шкаф.

Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.

Шнурки, ботинки, сапоги, валенки, тапочки.

Инструкция аналогична предыдущей. Однако при выполнении настоящего задания испытуемому предлагается подчеркнуть или вычеркнуть то слово, которое не соответствует признаку, объединяющему остальные слова. Как и в предметном варианте методики исключения, необходимо опреде-

лить одним словом группу оставшихся четырех слов.

Обработка данных по методике «Исключение предметов».

Результаты опыта с использованием предметного варианта методики исключения регистрируются в протоколе исследования (табл. 1). Наряду с правильными или неправильными решениями фиксируются сведения о том, как испытуемый понимает инструкцию, способен ли он исправлять свои ошибки после включения элементов обучающих уроков. Следует также особо обращать внимание на объяснение испытуемым своего способа решения задачи.

Таблица 1

Схема протокола выполнения рисуночного варианта заданий по методике «Исключение предметов»

№ карточки

Исключенный предмет

Выделенная группа (обобщающее слово)

Таблица 2

Схема протокола выполнения словесного варианта заданий по методике «Исключение предметов»

№ задания

Исключенное слово (объяснение испытуемого)

Обобщающее слово для группы предметов (объяснение испытуемого)

При использовании бланка с заданиями словесного варианта методики исключения исследующий должен обратить внимание не только на то, как оно выполнялось, какие слова были исключены, какие были сформированы группы предметов, но и получить от испытуемого объяснения на свои решения, которые целесообразно коротко записать в протоколе обследования (табл. 2).

Результаты опытов могут быть подвергнуты количественной и качественной обработке. В первом случае определяется количество правильных и неправильных решений. Если все задания принять за 100 процентов, то можно вычислить процент правильных или неправильных решений. Во втором случае интерес представляет анализ типов решения заданий, так как объяснение испытуемым своих действий показывает особенности его мыслительной и аффектив-

но-личностной сфер. Испытуемый демонстрирует не только своё отношение к предложенному заданию, понимание им инструкций, стиль мышления, но и показывает свой уровень знаний, склонность к выполнению заданий известными способами или оригинальным мышлением.

Диагностическая значимость методики «Исключение предметов» в психологических исследованиях познавательной сферы личности. В генезисе формирования мыслительных операций различают мышление: наглядно-действенное, образное, развивающееся из наглядно-действенных её форм, и абстрактно-логическое, реализующееся в формах развитой речи, строящейся на сложных понятиях и обобщениях. У детей дошкольного возраста особенности интеллектуальной сферы больше связаны с деятельностью, в основе которой представлены наглядно-

действенные или наглядно-образные опорные сигналы. Конкретность, наглядность мышления, доминирующая в этот период, являются объективной основой для формирования предпосылок понятийного, абстрактного мышления. Слово как понятие, как замещающая действие функция в речи и мышлении старшего дошкольника носит характер отвлечённости, что позволяет ему намного быстрее произвести операции анализа и синтеза, по-новому подойти к решению прежних практических (невербальных) задач. У подростков мышление отличается развитием способности к абстрагированию, образованию новых понятий. В юношеском возрасте развитие получают признаки того типа мышления, с которым в дальнейшем будет связана практическая деятельность.

При использовании в специально направленном экспериментально-психологическом исследовании методики «Исключение предметов» можно выявить характерные особенности проявления индивидуальности мышления личности. При этом следует учитывать возраст, образовательный или профессиональный ценз испытуемого.

Данная методика эффективна при исследовании нарушений познавательной деятельности у лиц с признаками дизонтогенеза психического развития [5, 8], при необ-

ходимости выделения психологических симптомокомплексов, когда речь идёт, например, о задержке психического развития неизвестной этиологии или нарушениях мышления, обусловленного эндогенным психическим заболеванием [2—4, 6]. В этой связи использование настоящей методики при исследовании мышления имеет важную диагностическую значимость (табл. 3).

Данные, приведённые в табл. 3, свидетельствуют об особенностях мышления испытуемых. Так, для испытуемого Н. характерны суждения, отражающие его склонность к конкретному мышлению. Предметы рассматриваются им с точки зрения их функциональной направленности, затруднено обобщение предметов. Для испытуемого В. характерны суждения, отражающие его эмоционально-личностную направленность к предметам, которые включены в ситуацию решения задачи. Тенденция правильного обобщения предметов сочетается с проявлением эгоцентризма личности («Для себя лично я бы оставил...»). У испытуемого Р. достаточно развита способность к обобщению и отвлечению. Однако его суждения отличаются излишней витиеватостью, склонностью к резонёрствованию и разноплановости. Присутствуют также элементы аффективного мышления, то есть проявление эмоционально-личностной направленности к

Таблица 3

Примеры выполнения заданий по методике «Исключение предметов» испытуемыми

Испытуемый, возраст, клинический диагноз № карточки (предъявленные картинки) Ответы испытуемых

Н., 12 лет, олигофрения в легкой степени дебильности № 5 (лампа керосиновая, электрическая лампочка, солнце, свеча) «Надо исключить солнце, так как оно светит на улице, а всё остальное — в доме».

В., 13,5 лет, эпилепсия » Я бы исключил керосиновую лампу, она старомодная. Ведь если в доме света нет, то можно зажечь свечу».

Р., 16 лет, шизофрения » «Следует выделить солнце. Оно естественное светило. Остальные объекты представляют собой класс искусственных источников света».

Н., 12 лет, олигофрения в легкой степени дебильности № 10 (лодка, мотоцикл, тачка, велосипед) «Здесь ничего не надо исключать. Лодка нужна для рыбалки, мотоцикл и велосипед — для передвижения, а тачка — для того, чтобы мусор возить».

В., 13,5 лет, эпилепсия » «Я думаю, что надо исключить лодку, она передвигается по воде. Остальные — по суше. Но если лодку оставить, то тогда надо исключить тачку. Эго рабочий инструмент. Для себя лично я бы оставил мопед и лодку...».

Р., 16 лет, шизофрения » «Лодка, мотоцикл, велосипед — это средства передвижения, хотя и тачка может служить средством для передвижения, если в неё посадить маленького ребёнка. Пожалуй, я бы выделил мотоцикл, поскольку при его передвижении используется механическая сила, выраженная в лошадиных силах. Остальные средства требуют известного напряжения человеческого усилия».

предметам ситуации решаемой задачи.

Выводы. Выполнение заданий испытуемыми с различным типом дизонтогенеза психического развития показывает особенности проявления их индивидуального мышления. При этом сами решения заданий не могут рассматриваться исследующим как правильные или неправильные. Варианты решения мыслительных заданий, которые продемонстрировали испытуемые, должны быть использованы исследователем для диагностики симптомов мыслительной (более широко — познавательной) деятельности и личности в целом. Поскольку выполнение любого задания носит личностно направленный характер, то испытуемый в

той или инои степени проецирует своё отношение к ситуации исследования, показывая, например, особенности своего аффективного мышления, проявляющиеся в суждениях конкретно-ситуативного плана или личного отношения к предметам ситуации решаемой задачи и т. д. Следует отметить, что подобные решения заданий могут встречаться и в популяции здоровых испытуемых. Поэтому диагностика симптомов течения мыслительных процессов должна быть дополнена исследованиями с помощью других психологических методик (классификация предметов, выделение существенных признаков предметов, понимание и толкование пословиц и поговорок, пр.).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. Ташкент: Медицина, 1976. 326 с.

2. Блейхер В. М., Крук И. В. Патопсихологическая диагностика. Киев: Здоровье, 1986. 280 с.

3. Зейгарник Б. В. Патология мышления. М.: Изд-во Моек, ун-та, 1962. 244 с.

4. Зейгарник Б. В. Патопсихология. М.: Изд-во Моек, ун-та, 1986. 287 с.

5. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей: Учеб.

пособие. М.: Изд-во Моек, ун-та, 1985. 167 с.

6. Поляков Ю. Ф. Патология познавательной деятельности при шизофрении. М.: Медицина, 1974. 168 с.

7. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: практическое руководство. М.: Медицина, 1970.215 с.

8. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учебн. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986. 192 с.

KoppeKUMOHHO-ne/iarorMHecKoe o6pa3c>BaHHe. 2018. № 2 REFERENCES

1. Bleilier V. M. Clinical patopsychology. Tashkent: Medicine, 1976. 326 p. (In USSR).

2. Bleiher V. M., Kruk I. V. Patopsychological diagnostics. Kiev: Zdorov'e, 1986. 280 p. (In USSR).

3. Zeigarnik B. V. Thinking pathology. M.: Publishing house of the Moscow university, 1962. 244 p. (In USSR).

4. Zeigarnik B. V. Patopsychology. M.: Publisliing house of the Moscow university, 1986. 287 p. (In USSR).

5. Lebedinskii V. V. Violations of mental development in children: manual. M.: Publisliing house of the Moscow university, 1985. 167 p. (In USSR).

6. Polyakov Yu. F. Pathology of cognitive activity at schizophrenia. M.: Medicine, 1974. 168 p. (In USSR).

7. Rubinshtein S. Ya. Experimental techniques of a patopsikhologiya and experience of their application in clinic: practical guidance. M.: Medicine, 1970. 215 p. (In USSR).

8. Rubinshtein S. Ya. Psychology of the mentally retarded school student: manual. M.: Prosveshenie, 1986. 192 p. (In USSR).

Uocmynma e pec)aia(uio 06.04.2018 e.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.