J
L
^ Социально-культурная деятельность
Экспериментальное изучение
культурных потребностей детей в учреждениях социальной защиты населения орловской области
О. А. За икина
Орловский государственный институт искусств и культуры
В статье рассматривается проблема формирования культурных потребностей детей. Раскрывается специфика социально-культурной среды учреждений социальной защиты населения и анализируются формы социально-культурной деятельности.
Ключевые слова: социально-культурная деятельность, культурно-досуговая деятельность, учреждения социальной защиты населения, культурные потребности, формы социально-культурной деятельности.
The problems of forming cultural requirements of children are examined in the article. The specificity of social-cultural environment of establishments of social protection of population is given. The forms of social cultural activity are analyzed.
Key words: social-cultural activity, cultural leisure activity, the establishments of social protection of population, cultural requirements , the forms of social-cultural activity.
Социально-экономические и политические преобразования в обществе оказали существенное влияние на развитие культурных потребностей людей (5, с. 43). Содержательность и разнообразие досуга, установки, потребности, традиции и привычки зависят от ценностных ориентаций самой семьи. Особое внимание в этом плане заслуживают семьи социального риска, которые, в силу каких-либо причин, находятся в состоянии жизненного затруднения и нуждаются в помощи со стороны государственной системы социальной защиты и обслуживания населения (6, с. 3). Здесь кроется проблема, обусловленная особенностями социального взаимодействия субъекта и его окружения, с одной стороны, и неблагоприятными условиями для развития
и формирования культурных потребностей, с другой стороны.
Категория «потребность» в Российской педагогической энциклопедии определяется как «нужда или недостаток в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом» (7, с. 224). С позиции психологов (Г.А. Мюррей, А. Маслоу), потребность — это специфическое психическое состояние организма и личности, выражающее зависимость их существования и развития от условий, в которых она живёт и действует (8, с. 147). Потребность может рассматриваться как биологическая, психологическая, экономическая, социологическая категория. В этих аспектах ее определение, структу-
143
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (49) сентябрь-октябрь 2012 143-146
J
L
ISSN 1997-0803 * Вестник МГУКИ * 2012 * 5 (49) сентябрь-октябрь ^
ра, функции до сих пор служат предметом дискуссии.
Потребности, как известно, тесно связаны с ценностными ориентациями личности. Ценность как категория, включающая блага, нормы, идеалы, традиции, представления, — это определенное, положительное или отрицательное, отношение человека к тем и иным объектам мира, явлениям общественного сознания. Осознание субъектом своей объективной потребности превращает ее в интерес. Появление интереса, в свою очередь, вызывает желание действовать, формирует мотив поведения, ориентацию, установку, цель и, наконец, действие, направленное на удовлетворение потребности. Показателем наличия культурных потребностей является посещение музеев, театров, выставок, чтение художественной литературы, занятия в кружках, прикладное творчество. Косвенным признаком могут служить затраты времени и определение значимости потребностей.
Изучение культурных потребностей детей из семей социального риска может представлять интерес для специалистов учреждений социальной защиты населения. Их деятельность, так или иначе, касается создания условий для рационального, интересного и полезного использования свободного времени и превращения его в арену культурного развития (1, с. 6). Одним из направлений работы учреждений социальной защиты населения с данной категорией детей является социально-культурная деятельность. Социально-культурная деятельность — одна из сфер деятельности, целью которой является организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации отдельной личности, раскрытие ее способностей и самосовершенствование (1, с. 10). Организация социально-культурной деятельности в учреждениях социальной защиты населения позволит не только приобщить детей к культуре,
но и снизить влияние стихийных факторов. Для этого необходимо воздействовать на детей с помощью социально-культурных средств, методов и форм работы (2, с. 216). Социально-культурная среда обеспечивает культурно-досуговые условия развития личности (1, с. 118).
Социально-культурная деятельность учреждений социальной защиты населения позволяет целенаправленно воздействовать на развитие системы потребностей детей. Измерение потребностей осуществляется по различным шкалам. В частности, можно использовать следующий набор шкал:
1. По регулярности деятельности.
2. По стажу деятельности.
3. По продолжительности деятельности.
4. По важности деятельности.
Показателем эффективности социально-
культурной деятельности учреждений социальной защиты населения по формированию культурных потребностей на индивидуальном уровне могут быть: потребность участвовать в различных культурно-досуговых программах и мероприятиях, предпочтение определенного вида деятельности, направленность, глубина, широта и устойчивость интересов, активность, стремление к самоутверждению, адекватные изменения в сознании, поступках, действиях и мотивах поведения.
В процессе организации социально-культурной деятельности учреждения социальной защиты населения опираются на деятельностный и институциональный подход. Деятельностный подход, сторонниками которого являются А.Д. Жарков, А.А. Лабейкин и др., предполагает создание условий для мотивированного выбора личностью предметной деятельности, определяемой потребностями, интересами и способствующей усвоению, сохранению, производству и распространению духовных и материальных ценностей (1, с. 10). Это позволяет учреждениям социальной защиты населения направить усилия на развитие личности с помощью различных форм
j
социально-культурной деятельности и тем самым одновременно решать социальные проблемы клиентов. Институциональный подход выражает контроль над культурным и досуговым поведением индивида и направлен на самовыражение человека в рамках социальных норм.
Экспериментальное исследование было направлено на изучение культурных потребностей детей — клиентов учреждений социальной защиты населения. Примечательно, что на вопрос «Считаете ли вы себя культурным человеком?» утвердительно ответили 75% опрошенных, «нет» — 5,3% и «затрудняюсь ответить» — 19,6%. В анкете мы предположили выбрать из списка те виды культурной деятельности, которые дети предпочитают в свободное время. Можно было выбрать несколько вариантов ответов. Первое место отводится «прогулкам с друзьями» — 85,7%, далее следуют «просмотр телепередач» — 66%, «занятия спортом» — 44,6%, «компьютерные игры»
— 46,4%, «чтение книг» и «чтение журналов и газет» — 34% и «экскурсии» — 25% детей. На вопрос «Нравится ли вам участвовать в культурных мероприятиях, организованных центром», «да» ответили 82,1% опрошенных, «участвую за компанию»
— 12,5% и «нет, мне это не интересно» — 5,3%. В анкете мы выявляли, какие учреждения культуры посещали дети. Были получены следующие ответы: библиотеку — 26,1%, театр — 17,5%, музей — 18,4%, парк — 28%, кинотеатр — 10%, филармония — 0%. Анализ данных показал, что большинство детей не посещали такое учреждение культуры, как филармония, что объясняется его отсутствием в поселковых объединениях, с одной стороны, и отсутствием сотрудничества между филармонией и учреждениями социальной защиты населения, с другой стороны. Далее следуют кинотеатры и театры, что зачастую связано не только с отсутствием их в некоторых поселковых объединениях Орловской области, но и с ценой билета. Примечательно, что в Орле
^ Социально-культурная деятельность
15 музеев, они имеются и во всех поселковых объединениях, но процент их посещаемости низкий. Наиболее доступными учреждениями культуры являются библиотеки и парки. При анализе посещаемости детьми учреждений культуры необходимо учитывать объективные и субъективные факторы, влияющие на потребность участвовать в культурной жизни. Среди объективных факторов выделяют:
• социально-экономические (материальное положение, жилищные условия);
• социально-демографические (структура семьи, образование);
• социально-педагогические (педагогическая культура родителей);
• социально-психологические (личностные особенности детей и родителей);
• криминогенный (жестокое обращение с детьми);
• культурно-политические и социально-политические (доступность культурной инфраструктуры и предоставляемых услуг).
Среди субъективных факторов преобладающими являются: семейный фактор (потребности, ценности, интересы, традиции, установки семьи) и фактор выбора.
Необходимо отметить, что с такими учреждениями культуры, как библиотека и парк, учреждения социальной защиты населения различных территориальных объединений заключили договора о сотрудничестве. В учреждениях социальной защиты населения создаются условия для посещения театров и музеев на бесплатной основе или льготных основаниях. Это во многом отражает заслугу учреждений социальной защиты населения в передаче культурных традиций, в усвоении культурных норм и ценностей, культурном развитии детей и формировании культурных потребностей.
Специалистам учреждений социальной защиты населения мы предложили указать в анкете роль социально-культурной деятельности учреждения в формировании культурных потребностей детей. Вариант «раскрыть творческие способности ребён-
j
ЖМ 1997-0803 * Вестник МГУКИ . 2012 * 5 (49) сентябрь-октябрь ^
ка» выбрали 90% респондентов, «приобщить к культурному наследию» и «способствовать усвоению культурных норм и ценностей» — 70%, «включить в культурную деятельность» — 60% опрошенных.
Анализ результатов показал, что учреждения социальной защиты населения убедились в целесообразности включения детей в социально-культурную деятельность. Применение разнообразных форм
культурно-досуговой деятельности способствует приобщению детей к культуре и развитию культурных потребностей. Исследование подтвердило необходимость совершенствования процесса организации социально-культурной деятельности в учреждениях социальной защиты населения с тем, чтобы она стала целесообразным, управляемым, эффективным и качественным процессом.
Примечания
1. Жарков, А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности : учебник [для студентов вузов культуры и искусств] / А. Д. Жарков. — М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. — 480 с.
2. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность : учебник [для студентов вузов культуры и искусств] / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. — М.: Издательский Дом МГУКИ, 2004. — 539 с.
3. Культурно-досуговая деятельность : учебник / под науч. ред. акад. РАЕН А. Д. Жаркова, проф. В. М. Чижикова. — М.: МГУК, 1998. — 461 с.
4. Лабейкин, А. А. Теоретико-методологические основы деятельности учреждений культуры в социальной защите личности : монография : 2 ч. / А. А. Лабейкин. — М.: Изд—во МГУКИ, 2000. — Ч. 1. —178 с.
5. Лабейкин, А. А. Теоретико-методологические основы деятельности учреждений культуры в социальной защите личности : монография : в 2 ч. / А. А. Лабейкин. — М.: МГУКИ, 2000. — Ч. 2. — 128 с.
6. Павленок, П. Д. Основы социальной работы : учебник / П. Д. Павленок. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 560 с.
7. Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. / [гл. ред.] В. В. Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — Т. 2. — 672 с., ил.
8. Савина, Е. А. Введение в психологию : курс лекций / Е. А. Савина ; [главный редактор] А. П. Олейникова ; МПГУ. — М.: Прометей, 1998. — 252 с.
9. Ярошенко, Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности : учебник / Н. Н. Ярошенко. — М. МГУКИ, 2007. — 360 с.